Учитель и ученик

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9769
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Учитель и ученик

Сообщение Надежда Лебедева » 14 ноя 2016, 01:18

Мера преданности
 
Отношение к Дневникам Е.И. Рерих связано, на наш взгляд, с еще одной важной проблемой – проблемой понимания принципа Иерархии. Его величайшим и прекрасным выражением является взаимоотношение между Учителем и учеником. Е.И. Рерих пишет: «Имейте в виду, когда в Учении говорится об Иерархе и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель, но часто, именно, указывается земной, духовный руководитель. Помните, как сказано: “Имейте каждый Учителя на Земле”. Именно земного учителя, который может явиться звеном с Иерархией Высших Сил. Между прочим, этот закон иерархический особенно трудно воспринимался и воспринимается нашими современниками. Но Великие Учителя особенно настаивают на нем».

Можно сказать, что вся мировая культура построена на преемственности Знания. Известно, что у каждого великого человека был свой учитель, открывающий ему первые азы мастерства, помогающий постичь свое предназначение. Однако восприятие Учителя на Западе и на Востоке значительно отличалось друг от друга.

На Западе учителем часто называют того, кто передает профессиональные знания, читает лекции и не отвечает за дальнейшее нравственное использование информации своим учеником. Следовательно, к Учителю на Западе относились как к преподавателю, перед которым у обучающегося нет никаких особых обязательств, равно как и сам преподаватель свободен от них.

Совсем иное отношение к Учителю на Востоке, где он никогда не ограничивается профессиональным обучением своего ученика. И хотя, например, в индийской традиции есть понятие светского учителя – ачарья – и духовного – гуру, в действительности духовная составляющая обучения остается главной. Отсюда отношение к Учителю как Богу, Отцу, Наставнику. В хвалебном гимне своему Учителю великий йог Тибета Миларепа сравнивает его с Совершенным существом, его голос подобен «голосу Брахмы».
 
Неочищенному взору тех, кого Ты стремишься освободить,
Ты являешься в различных формах.
Но для тех Твоих последователей, которые чисты,
Ты есть Совершенное существо, О Владыко,
Почтение Тебе.
 
На примере самого Миларепы мы можем видеть, какие требования предъявлялись к такому роду взаимоотношений. Для того чтобы получить сокровенное посвящение от своего учителя Марпы, он беспрекословно выполнял любые его задания, и даже тогда, когда, на его взгляд, они были совершенно бессмысленными, не терял веры в своего гуру. Ни грубость, ни суровость, граничащая порой с жестокостью, ни упорное нежелание Учителя передать ему Знания, ни систематические побои и тяжелая болезнь от непосильной работы не смогли поколебать этой веры. Впоследствии Учитель открыл ему, что столь жесткие меры нужны были для того, чтобы он смог очиститься от прежних грехов, а также для того, чтобы испытать его преданность и устремление. Следовательно, гуру знает, когда наступит время передать то или иное знание своему шишья – ученику.

Величие учителя прославляется и в «Махабхарате», где ученики тоже проходят различные испытания и демонстрируют чудеса преданности и веры своему гуру. Через духовные испытания светского учителя Дроначарьи проходят и братья Пандавы, в результате чего непобедимый Арджуна становится его любимым учеником. Почитание Учителя характерно практически для всех философских и религиозных течений Индии, как ортодоксальных, так и не ортодоксальных, как идущих из глубокой древности, так и современных. Таким образом, эта традиция пронизывает всю духовную культуру этой страны и является основой ее величайших достижений.
«Глаза жаждущего религии, – утверждает крупнейший индийский философ начала ХХ века Вивекананда, – открывает учитель. С учителем поэтому наша связь такая же, как между отцом и сыном. Без доверия, смирения, покорности и благоговения в сердце к нашему духовному учителю мы не достигнем никакого религиозного успеха; и замечательно, что там, где существует такое отношение между учителем и учеником, только там родятся гиганты духа; в тех же странах, в которых пренебрегают поддерживать этот род отношений, учителя религии становятся простыми чтецами лекций…».
Традиция почитания духовного Учителя была характерна и для раннего христианства. Это явление получило свое распространение в русском православии под названием старчество. Антоний Великий, отец всего монашества, так учил о старчестве и послушании: «Твердо знайте, что ни преуспеть, или возрасти и сделаться совершенными вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим. Отцы наши сами так поступали: повиновались отцам своим… оттого преуспели, возросли и сделались сами учителями».

Подобно восточному шишья, в православной традиции ученик старца полностью передает свою волю в его руки, исповедует перед ним каждый свой тайный помысел, проходит испытания на веру, любовь, преданность, терпение, смиренно принимает от него любое послушание. Со своим старцем он духовно связан вплоть до смерти и не может уйти от него к другому наставнику, пока учитель не даст ему на это своего благословения. Надо отметить, что послушание ничего общего не имеет с рабством, поскольку в его основе лежит свобода выбора духовного Пути и безграничная сила любви, которые сами по себе являются основой творчества Духа. Именно поэтому преданные Ученики достигали высоких ступеней Знания и сами становились Великими Учителями.

Для семьи Рерихов духовными Учителями были Те, кто дал им Живую Этику, кто направлял их по пути служения эволюции, и своей жизнью они оставили нам величайший пример Высокого Ученичества. В своих письмах Е.И. Рерих часто пишет о сути истинного почитания Учителя: «И как прекрасен может быть этот мир Любви, Преданности и Служения. Но и само Служение мало понимается как великая Любовь и преданность всем своим существом тому Благу и Красоте, которые воплощены в величайшем Духе нашей Солнечной системы. Надо учиться любить, надо чувствовать в сердце приливы радости, умиления и восторга при одной мысли об избранном Идеале, и тогда начнем познавать Истинную Любовь, не омраченную никакими сомнениями, никакими обидами и страданиями. Любовь истинная преображает все в Красоту неописуемую». Любовь, о которой столь возвышенно пишет Е.И. Рерих, имеет мало общего с сентиментальными охами и вздохами перед портретом Учителя, она проверяется в жизненных испытаниях, в следовании воле Учителя, служении Его делу.

«Знание Учителя расцветает в Его Ученике», – утверждает восточная традиция. Мы видим, как расцветают идеи Рерихов в деятельности созданного доверенным лицом С.Н. Рериха Л.В. Шапошниковой Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, в ее многочисленных трудах, посвященных творческому и философскому наследию великой семьи. Людмила Васильевна привезла наследие в Россию и создала прекрасный музей, когда любой другой на ее месте решил бы, что это невыполнимо. Вопреки очевидности, в плотном кольце врагов, она защищает доверенное ей сокровище, выполняя древний завет об охранении имени своего Учителя.

В «Махабхарате» есть эпизод, когда Учитель Айода Дхаумья требует от ученика Аруни восстановить поврежденную запруду на реке, и когда у ученика не получается это сделать привычными способами, он затыкает пробоину собой. Этот пример самопожертвования подтверждает, что преданность Учителю делает невозможное возможным. Что же касается большинства современных представителей рериховского движения, то, судя по войнам, развязанным ими в информационном пространстве против воли Рерихов, последователями которых они себя декларируют, понимание сути Иерархического принципа у них развито еще слабо.
На наш взгляд, одной из причин тому, чисто западный подход к сокровенным и утонченным традициям Востока, на которых построена Живая Этика.

К сожалению, когда человек западного мышления встречается с восточной традицией и стремится ей следовать, то почитание Учителя хуже всего поддается его интеллектуальному восприятию. Его больше интересует жажда новых впечатлений, познание запретных тайн, которые смогут помочь ему обрести некую власть над толпой или, по крайней мере, подчеркнуть свою индивидуальность. Западный человек настроен на головокружительные озарения, при этом ему необходимо чувствовать себя свободным от каких-либо правил и ограничений. В этой связи очень показательна книга Юрги Иванаускате «Путешествие в Шамбалу», где автор – молодая, привлекательная, жаждущая духовных просветлений, западная женщина сталкивается с непонятным, но таким манящим миром Востока. Она описывает не только свое путешествие по Тибету и Тибетским монастырям, но и встречи с другими западными «турис» или «инжами», как их презрительно называют местные жители. В этой талантливо написанной повести очень хорошо просматривается контраст между бутафорским отношением западного человека к священным понятиям Востока и суровой простой верой Востока, которую можно найти не только в знаменитом монастыре, но и грязной лачуге высоко в горах. Да и сама героиня книги, несмотря на патологическое притяжение к Тибету испытывает чисто западные метания: сомнения, страх смерти, разочарования в избранном гуру, страдает от отсутствия комфорта, суровости условий, и одиночества. Очень точно эта нелепость западного отношения к Востоку передана в картине «Ближе к тебе, мать земля» С.Н. Рерих. Сам художник так комментировал своё произведение: «Всё это я видел своими глазами у нас в Гималаях. Туда приезжают много «хиппис». Среди них есть много несогласных с существующим стандартом жизни, много искренне ищущих чего-то нового. Однако пренебрежение подлинными духовными ценностями и безответственность перед обществом толкает всех этих «хиппис» на скользкий и самообольстительный путь поисков лёгких решений и мгновенных «чудес». Они не хотят знать, что истинные чудеса на нашей земле достигаются только в неутомимом и радостном творческом труде».

К сожалению, неутомимый и радостный творческий труд далеко не всегда осознается, и многие часто забывают о том, что каждый является учеником известной ступени, а значит, находится на испытании. Отношение к публикациям Сокровенных дневников Е.И. Рерих является одним из таких испытаний.

Действительно, почему возникла такая ситуация, при которой Дневники Е.И. Рерих попали в недостойные руки и были преданы огласке? Почему она, зная, какая сложная ситуация возникла в круге американских сотрудников, передала им копии на хранение? Думается, что это сделано было для того, чтобы испытать не только своих ближайших сотрудников, но и степень преданности следующих поколений рериховцев. А теперь уместно задать себе вопрос: если Дневники Е.И. Рерих, создание Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, завещание С.Н. Рериха, воля Рерихов – это все камни испытания, которые оставили нам Учителя, то прошли ли мы их, не споткнулись ли в Пути?
 
Л.В. Хоменок, из статьи "Испытание культурой"

Надежда Лебедева
Сообщений: 9769
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Учитель и ученик

Сообщение Надежда Лебедева » 06 фев 2018, 10:47

Всякий, кто в здравом уме, стремится быть подле того, кто лучше его самого.
Платон. «Федон»


Вернуться в «Закон Иерархии в Учении Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость