Нередко приходиться слышать: «А зачем нам земной Учитель, для нас Иерархом может быть только Вел. Учитель!». Никто яснее Е.И. не опровергает полнейшую невежественность этого умозаключения:
Также много непонимания относительно § 185. И часто непонимание это таит в себе нечто большее, нежели простое недомыслие; в основе своей оно есть неосознанное восстание самости против авторитета или иерархии. Так параграф этот ясно указывает на избрание земного учителя, который мог бы явиться звеном с Учителем Высшим. Ведь Учителя не могут брать на себя непосредственного руководства всеми, обращающимися к Ним. Они заняты космическими заданиями и сейчас ведут страшную Битву с темными Силами, стремящимися разрушить нашу планету. Потому Они дают Учение через главный провод и следят за многочисленными групповыми движениями вокруг Учения, но руководить отдельными личностями Они будут лишь в том случае, если те отвечают необходимым для этого требованиям. Многие из подходящих к Учению часто стоят на такой подготовительной ступени, и сознание их настолько засорено предрассудками и неосознанными ими предубеждениями, что, конечно, им полезно сначала иметь земного учителя, который мог бы расчистить эти заросли и подготовить сознание для той ступени, на которой они смогут уже воспринять приближение к Вел. Учителю. Ведь неимоверно трудно услышать голос Великого Учителя. Большие духовные накопления нужны для этого. И как часто, в самообольщении, многие, лишь бегло прочитавшие книги Учения, принимали голоса из Тонкого Мира за голос Учителя!
Письма Е.И. Рерих, 20.04.35
Можно спросить мальчика-индуса, хочет ли он иметь Гуру. Ответ не нуждается в словах. Потому что глаза мальчика выразят желание, стремление и преданность. Огонь Арьяварты засветится в его глазах. Поток Риг-Вед засверкает на склонах гор.
(Н. Рерих. «Гуру-Учитель»)
А для чего человеку Земной наставник, ведь есть книги и никто не остается без поддержки из Тонкого Мира?
Попытаюсь высказать свою позицию. Вне всякого сомнения, без Земного Учителя нельзя познавать какие-то оккультные практики, познавать Тонкий Мир, полный соблазнов и лживых явлений, это действительно, то же, что школьникам входить в кабинет со взрывчатыми веществами без руководителя. Но у многих какие-то появления (к примеру, «чудесные видения») начинаются с самого начала познавания духовных книг. И без учителя совсем юный человек может решить, что это и есть доказательство его «продвинутости» и «духовности». А Учитель скажет, что на это не стоит обращать внимания, просто совершенствоваться и вся эта «прелесть» исчезнет.
Неоценима помощь учителя в вопросах совершенствования. Учитель яснее видит наши недостатки и опять же суровостью помогает бороться с ними. Один человек рассказывал, что по холодности, с которой его встречал Учитель, понимал, что сегодня сделал что-то не то...И еще один сокровенный момент – не все может быть написано в книгах – некоторые знания передаются только от Учителя. Учителя из плоти и крови.
Это очевидные вещи. Но еще немаловажно, что восхищение каким-то человеком и приводит к Агни-йоге, буддизму или христианству. Голос сердца или кармическая связь, как угодно, моментально соединяют Учителя и ученика. Замечательно писал об этом Вивекананда в главе из книги «Бхакти-йога», названной «Необходимость в Учителе».
И что самое удивительное, самыми бескомпромиссными сторонниками этой необходимости являются Православные батюшки, ведь именно в Православии не только монаху, но и обычному прихожанину дается «духовник», ведущий по всем ступеням духовной жизни. И именно у христианского автора я прочла самые понятные слова о земном учителе: «Вы спрашиваете, зачем Вам наставник, ведь есть Евангелие и книги? Так зачем детей своих отправляете к учителям в гимназию, купите им книг, и пусть познают сами, без руководителя..» Даже сапожник учится у другого сапожника, так как можно « самому изобрести велосипед» в самой сложной сфере – сфере Духа?
Существуют хрестоматийные "ТPИДЦАТЬ ШЕСТЬ НАЧАЛЬНЫХ ПPАВИЛ БУДДИСТА". Поразительно, и не знаю, многие ли обратили на это внимание, что ПЕРВЫМ, раньше почитания самого Будды! – идет указание чтить своего Земного Учителя
«а) Мыслью — есть представление о нем как о живом Будде, наделенном всеми совершенствами, каждое слово которого ведет к просветлению и полное наполнение своих мыслей этим почитанием.
б) Речью — есть восхваление достоинств, слов и поступков Учителя с величайшим почтительным благоговением, чтение молитв и мантр в его честь, обращение к нему с величайшей почтительностью.
в) Телом — есть полная радостная отдача всей своей жизни в руки Учителя без малейшей оглядки на собственные интересы».
Почему это так? Ведь и Владыка не посылает луч напрямую - «Если я пошлю весть через Вашего руководителя, ток будет прям», и целитель, обращаясь к Высшему, пропускает посланный поток энергии через себя, а потом направляет ее пациенту. Слишком велика разница вибраций и приблизиться через более близкое к нам звено, очевидно, вероятнее.
Откуда берется впервые у человека это чувство трепета перед, с виду, таким же как и все человеком? Из каких глубин Чаши всплывает это понимание? Если нет его, бесполезны все объяснения, если нет этой чуткости к Высшему, тогда всегда все будут «равны и точка». Но если все равны – не у кого и нечему учиться и это преграждает путь. Может быть начало этого глубинного чувства зарождается еще в школьные годы, ведь не зря всегда у нас учили уважать учителей. Самых обычных учителей, самой средней из средних школы. - это дает какую то важную основу на будущее ребенку.
Прекрасно и светло об этом написал Николай Константинович:
«Однажды в Финляндии я сидел на берегу Ладожского озера с крестьянским мальчиком. Человек среднего возраста прошел мимо нас, и мой маленький компаньон встал и с великой почтительностью снял свою шапку. Я спросил его после: "Кто был этот мужчина?". И с особой серьезностью мальчик ответил: "Это учитель". Я снова спросил: "Он твой учитель?" - "Нет, - ответил мальчик, - он учитель из соседней школы". "Ты знаешь его лично?" - настаивал я. "Нет", - ответил он с удивлением... "Тогда почему ты приветствовал его так почтительно?". Еще более серьезно мой маленький компаньон ответил: "Потому, что он учитель".
Почти аналогичный случай произошел со мной на берегу Рейна около Кельна. Снова с радостным изумлением я увидел, как один молодой человек приветствовал школьного учителя...
...Много лет спустя в Индии я видел таких Гуру и видел преданных учеников, которые без какой-либо подобострастности, восторженно почитали своих Гуру, с той чуткостью, которая так характерна для Индии.
Я услышал восхитительную историю о маленьком индусе, который нашел своего учителя. Его спросили: "Может ли солнце потемнеть для тебя, если ты его увидишь без Учителя?".
Мальчик улыбнулся: "Солнце должно оставаться солнцем, но в присутствии Учителя двенадцать солнц будут светить для меня".
Солнце мудрости Индии будет светить, потому что на берегу реки сидит мальчик, который знает Учителя.
В тех же учениях Индии говорится: "Благословенна ты, Индия! Потому что ты единственная сохранила Учителя и ученика... Гуру может снять сонливость. Гуру может поднять поникший дух. Горе тому, кто осмелился обманным путем назвать кого-либо Учителем, и кто легко произносит слово Учитель, имея в виду себя!"
Истинно, расцветает тот дух, который понимает путь восхождения; и тот терпит неудачу, кто опускается до двуличной мысли.»
Зачем человеку земной Учитель? Речь вовсе не идет о каких-то оккультных тренировках, хотя на каком-то этапе и это становится важным, как это было например в закрытых секциях Теософского общества. Для многих десятков теософов Елена Петровна стала таким земным учителем. Но и на самом первом этапе земной учитель важен. Трудно объяснить словами зачем, может быть как доказательство того, что эти слова о высоком – не пустой звук:
"Глаза жаждущего религии открывает учитель. С учителем наша связь поэтому наша связь такая же, как между отцом и сыном. Без доверия, смирения, покорности и благоговения в сердце к нашему духовному учителю, мы не достигнем никакого религиозного успеха; и замечательно, что там, где существует такое отношение между учителем и учеником, только там родятся гиганты Духа. В тех же странах, в которых пренебрегают поддерживать этот род отношений, учителя религии становятся простыми чтецами лекций, - учителя ожидают свои пять долларов, а ученики ждут, чтобы их мозг был наполнен словами учителя, а затем оба расходятся, каждый своей дорогой. Если бы Богу было угодно, чтобы религия доставалась так легко! К несчастью, это невозможно.
Религия, представляющая собой самую вершину мудрости не может быть куплена и не может быть приобретена из книг. Вы можете заглянуть во все уголки мира, можете исследовать Гималаи, Альпы и Кавказ, ощупать зондом дно моря и проникнуть во все закоулки Тибета и пустыни Гоби, но нигде не найдете ее до тех пор, пока ваше сердце не будет способно воспринять ее и пока не явится учитель. А когда этот божественно назначенный учитель придет, отнеситесь к нему с детской доверчивостью и скромностью, откройте настежь ваше сердце его влиянию и смотрите на него как на воплощенного Бога." (С. Вивекананда)
Агни Йога, 43 "Принять понимание Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Он будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность".
Как много у каждого из нас было таких земных учителей, которому стоит принести в мыслях и, если возможно в словах и действиях, благодарность. Ведь учитель (любой, даже если это учитель по вязанию!) берет на себя тяжесть, обучая новичка. Хоть в этом примитивном примере, сидела б себе мастерица спокойно перед телевизором и вязала что нравится. Ан нет, зачем-то, без всякой выгоды для себя, иногда преодолевая нездоровье, тратит свою энергию и время на ученика, естественно, отсрочивая этим в какой-то мере собственное развитие. А в случае передачи духовных знаний, еще и разделяя карму ученика, беря ее на себя в определенных пределах. Не от этого ли такое почтение к любому учителю, даже к тренеру по восточным единоборствам. Какими глазами смотрят шестилетние спортсмены на своего наставника! И никто им не объяснял, что «надо так» - это идет из глубины сердца.
Такое восхищение каким-то совсем несказуемым образом приближает нас по кратчайшему пути к ступени Учителя. И именно в этом ускорении пути и есть значение Гуру. Можно заново изобретать велосипед из поколение в поколение и самим пытаться составить ПДД… При этом много говорить о «постижении всего на своем опыте»…но это будет глупо.И известно даже из поговорки, кто учится на своих ошибках.
«Кто может описать словами всю вереницу Учителей? Есть ли понимание его присутствия как змея знания или его отсутствия, тогда темнота, сон, одержимость.
Не нужно пугать, но нужно сказать всем, кто достиг Йоги:
"Ваша опора - Учитель. Ваш щит есть преданность Учителю. Равнодушие и двуличие есть ваша гибель. Тот, кто улыбается одинаково друзьям и врагам Учителя, является недостойным. Тот, кто не предает Учителя даже молчанием, когда нужны слова, может вступить на порог". (Н.К. Рерих. «Гуру-Учитель»)
Дхаммапада,106
"Пусть некто месяц за месяцем тысячекратно в течение ста лет совершает жертвоприношения, и пусть другой воздаст честь - хотя бы на одно мгновение, - совершенствующему себя. Поистине, такое почитание лучше столетних жертвоприношений".
Мы должны почитать не только своего земного и Небесного Учителя, но и всех Учителей, всех, кто ушел дальше нас по пути. И в этом залог ускорения нашего собственного пути. Именно понимание Цепи Иерархии скорее всего упасет от гордыни, пресекающей все пути – будь ты хоть трижды маг и волшебник – твой Учитель знает несравнимо больше, а у него есть свой Учитель.
Будьте славны, наши земные Учителя! Ваша тягость здесь, на Земле, велика, а награда не видна, но пусть она обязательно будет, хоть не в этом, а в Высших Мирах!
***
Когда мечта была так далека,
Что представлялась просто невозможной,
Меня всегда вела Твоя рука
И путь мой направляла осторожно.
Когда мечта была так неясна,
Что даже день казался темной ночью,
Твой голос был неощутимей сна,
Но чудеса любви являл воочью.
Когда ж мечта приблизилась чуть-чуть
И показались дорогие лица,
Ты просто объяснил, что этот путь
И в Вечности не может завершиться.
Н.К. Рерих "Гуру-Гури-Дхар" ("Путь Учителя Учителей"), 1931 год
Почитание Учителя
Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева
-
- Сообщений: 10231
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостей