Мотив действия

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4716
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Мотив действия

Сообщение Надежда Лебедева » 02 июн 2017, 19:04

Сердце жаждет чуять рост понимания Учения, рост искреннего устремления, лишенного всякой мысли о вознаграждении, рост самоотверженного приношения решительно всего в пользу общего блага, рост правильного подхода к доверенной работе и, поверх всего, рост понимания соизмеримости. Следует помнить, что можно изнемогать в действии и в напряжении, но без понимания соизмеримости действие и напряжение сведутся к труду белки в колесе. Действие, не осознанное соизмеримостью, действие, лишенное творческого огня сердца, не сложит достойной ступени.
(«Письма Е.И. Рерих», 03.12.30)

Никакие внешние деяния не могут свидетельствовать о побуждениях. Опыт над психической энергией покажет насколько может отличаться деяние от побуждения. Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения. Можно назвать много исторических примеров, когда даже полезные деяния не могли быть оправданы, вследствие недостойного побуждения. И, наоборот, многое, оставшееся неразгаданным и заподозренным, сияло прекрасным побуждением.
"Братство", ч. 1, 63

Урусвати знает, что мы трудимся для мира. Почему же нас мало радуют все бесчисленные учреждения, посвященные вопросам мира? Но лишь некоторые из них заботятся о мире бескорыстно. Среди многих можно найти скрытые побуждения, которые будут горше войны.
"Братство", ч. 2, 319

Необходимо твердо запомнить, что карма слагается прежде всего из побуждений, устремлений и мыслей человека, действия – лишь второстепенные факторы.
Е.И. Рерих, Письма, 1929-1938, т.2, 23.11.37


Как ни удивительно, но значение слова "мотив" в музыке и теософии оказывается полностью идентичным.
"Моти́в — (от итал. motivo — повод, побуждение; от лат. motus — движение) — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространённом значении — напев, мелодия".

Как, например, одна и та же детская песенка "В лесу родилась елочка" может быть исполнена на самые разные мелодии и у иностранца, не знающего языка, создаст впечатление веселой или печальной, в зависимости от того, на какую музыку напета.

Так и одно и то же действие может иметь миллионы разных мотивов-побуждений, по которым было совершено. И именно МОТИВ в большей мере окажет влияние на карму, более того, сама карма есть именно не ДЕЙСТВИЕ само по себе, а ПОБУЖДЕНИЕ, вызвавшее действие:
"В буддизме карма олицетворяет осознанное волевое усилие...Слабее влияет на карму поступок, так как он сравнительно мало затрагивает истинную суть человека, его бессмертную душу, развитие последней определяет не столько само действие, сколько мотив, его вызвавший".*

Именно это ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ, проявление Свободной Воли, роднит человека с Богом и отделяет ответственностью от царства животных, не создающих кармы.

«Урусвати знает, что намерение разнозначаще действию. Скажем еще ближе - намерение многозначительнее действия. В действии происходит разряд энергии, тогда как в намерении собирается напряжение, которое рано или поздно непременно вызовет действие. Потому, когда говорю об осмотрительности в намерениях, имею в виду несомненную пользу.
Нередко люди уходят от земной жизни полные намерений, и невежды могут торжествовать, думая, что такие намерения остаются непретворными в действия. Невежды не понимают, что жизнь не прекращается и намерения не остаются без выполнения.
Благо тем, кто имеет запас добрых намерений, они получают хороший урожай. Истинно, говорю - каждое намерение будет приведено в исполнение, каждое обещание будет выполнено, каждое зло произрастет, каждое добро просияет» .
"Братство", ч. 2, 362

«Имеет значение не само действие, поступок или проступок, но причины, вызвавшие его, и состояние сознания. Одно и то же действие может быть вызвано и страхом, и бесстрашием. Кармически значение действия определяется мыслями и действиями, которые показывают сущность того, что человек выносит из глубины своей на свет дня.
"Грани Агни-Йоги", 1959, 177

Вот как описывает значение мотива действия Анни Безант**:

"Мотив, который вызывает деятельность, определяет и сферу (физическую, астральную, умственную), к которой сила эта принадлежит.
Поступки человека — последствия его прежних мыслей и желаний, и карма, которую они собою представляют, погашается по большей части уже во время их совершения. На душу они действуют лишь косвенно, в том смысле, что вызывают в ней новые мысли, желания или эмоции, но сила, созидающая внутреннюю суть человека, заключается в этих последних, а не в самих поступках. Кроме того, если определенные поступки повторяются часто, они вызывают физическую привычку, которая ограничивает проявление эго во внешнем мире; следует прибавить, что ограничение это уничтожается вместе с физическим телом и таким образом карма поступков — в своем влиянии на душу человека — ограничивается лишь одной текущей жизнью.
Но вопрос совершенно меняется, если мы начнем изучать влияние наших поступков на других, ту долю счастья или несчастья, которую они приносят им, и то действие, которое они оказывают на них в качестве дурного или хорошего примера. Этим влиянием на других поступки наши связывают нас с нами и таким образом являются третьим фактором, определяющим человеческую среду нашего будущего воплощения; что касается внешних условий нашего будущего, — поступки наши являются главнейшим фактором, определяющим эти условия.
Говоря вообще, благоприятные или неблагоприятные условия физической среды, в которой мы рождаемся, зависят от влияния наших поступков на благоденствие или несчастие окружавших нас в прежней нашей жизни людей. Физическое влияние наших земных деятельностей на других людей проявляется кармически в том, что мы получаем в будущем или хорошие, или дурные условия существования. Если человек содействовал физическому счастью других людей, жертвуя богатством, временем или трудом, такое содействие принесет ему кармически внешние условия, ведущие к физическому благоденствию. Если же он содействовал физическому бедствию других людей, он кармически пожнет такие бедственные условия, которые вызовут и для него физическое бедствие. Это происходит неизменно, какой бы мотив ни руководил действиями человека, и этот факт приводит нас к рассмотрению закона, по которому каждая сила действует, в своей собственной сфере.
Если человек посеет счастье для других в физической сфере, он пожнет благоприятные условия в этой же физической сфере, а какой у него при этом был мотив, это обстоятельство не будет иметь влияния. Человек может посеять пшеницу с намерением произвести спекуляцию, которая разорит его соседа, но его дурной мотив не может заставить вырасти вместо пшеницы одуванчик. Мотив есть ментальная или астральная сила, смотря по тому, вызывается ли она волей или желанием, и поэтому она может влиять лишь на нравственный характер или на астральную природу человека. Причинение же физического счастья путем поступка есть физическая сила, и действие ее ограничивается физической средой.
Своими поступками человек влияет на своих соседей в физических условиях жизни; он распространяет или благоденствие вокруг себя, или вызывает бедствия, увеличивает или уменьшает сумму земного благосостояния. Но мотивы его при этом могут быть чрезвычайно различны; они могут быть и хорошие, и дурные, и смешанные. Человек может совершить поступок, который даст другим много радости, из чистого благоволения, желая порадовать своих ближних. Возьмем такой случай: он предоставляет городу свой парк в пользу всех его жителей; но ведь другой может сделать то же самое из тщеславия, из желания получить взамен какую-нибудь награду, например — титул или орден; третий может также отдать свой парк, но из мотивов смешанных: частью — бескорыстных, частью же — эгоистических. И эти разные мотивы подействуют на характер всех троих в их будущем воплощении различно: одного — бескорыстный мотив быстро двинет вперед, другого — задержит, для третьего — проявится ничтожным результатом.
Но самый результат, т.е. радость многих людей от пользования парком, не зависит от мотива его владельца, гуляющие люди радуются совершенно одинаково, и эта радость, вызванная поступком отдавшего свой парк, дает ему право на уплату со стороны природы долга, который и будет ему возвращен с самой добросовестной точностью. Он получит физический комфорт или даже большое богатство, так как он содействовал в больших размерах физическому довольству людей и должен воспользоваться кармическим плодом своего поступка. Это — его право; но как он воспользуется своим блестящим положением, будет ли он счастлив среди своего богатства — это уже будет зависеть от его внутренних свойств; и здесь он также испытает полную справедливость, так как каждый посев приносит свою собственную жатву. Поистине пути кармы для всех одинаковы. Она не отнимает у дурного человека результаты, которые естественно следуют за его поступком, давшим радость другим, но она же воздаст ему ухудшением характера, вызванным его дурным мотивом, вследствие чего среди богатства и внешнего благоденствия он будет и недоволен, и несчастлив. Точно так же и добрый человек не избежит физического страдания, если он неумелыми действиями, хотя бы истекавшими из хорошего мотива, вызвал несчастие для других; это несчастие навлечет и на него тяжелые физические условия жизни, но его хороший мотив, улучшив его внутренне, послужит для него источником внутреннего довольства, и он сохранит терпение и доброе настроение среди всех заслуженных затруднений. Много непонятных явлений получило бы разумное объяснение, если бы к ним применить приведенные законы.

Эти условные результаты как молитва, так и деятельности происходят оттого, что каждая сила обладает характерными особенностями той сферы, которая породила эту силу, и чем выше сфера, тем сильнее и устойчивее идущая из нее сила.
Вот почему мотив гораздо важнее, чем самый поступок, и ошибочное действие, совершенное с хорошим мотивом, производительнее для человека в смысле добра, чем самый удачный поступок, в основе которого лежит дурной мотив. Мотив, воздействуя на характер человека, вызывает длинный ряд последствий, ибо вся последующая деятельность того же человека будет находиться под влиянием улучшенного или ухудшенного характера; тогда как поступки, принося своему творцу физическое счастье или несчастье, в зависимости от того, как эти поступки влияли на других, — не имеют в себе творческой силы и погашаются проявленными результатами.
Когда знающий закон кармы приходит в смущение, сталкиваясь с двумя различными обязательствами, он должен тщательно взвесить свои мотивы, отделаться от всего эгоистического, очистить свое сердце и затем уже действовать без колебания; и если его поступок окажется ошибочным, он спокойно примет все тяжелые последствия ошибки как урок, полезный для будущего, тогда как благородный мотив его поступка — хотя бы и ошибочный — уже подействовал на облагороженье его характера, и притом навсегда.
Закон, по которому сила принадлежит той сфере, в которой она создалась, представляет величайшее значение. Если сила освобождается ради приобретения физических предметов, она и будет действовать в физической среде и привяжет своего создателя именно к этой среде; если же она стремится к предметам высшего мира, она и будет проявляться в этом высшем мире и свяжет своего творца с последним; но если ее мотивом будет единый божественный источник, тогда сила эта проявится в духовном мире и не свяжет своего творца, а оставит его свободным, так как он не просит ничего".


Оказывает ли мотив влияние на качество действия?

Ясно, и Безант тоже пишет об этом, что мотив поступка окажет влияние на кармические последствия - а как может быть иначе, ведь он незримо видоизменяет в каком-то направлении саму личность человека, а значит, и его судьбу. Но верно ли то, что для тех, кто пользуется плодами труда, собственно все равно, построена ли, допустим, больница из тщеславия. Увы! В таком случае ожидаемо, что в лифт такой больницы не будет входить инвалидная коляска, и встретится еще много мелочей, показывающих равнодушие к будущим пациентам. А дело, которое строится на любви к людям, обычно естественным путем имеет способность постоянно улучшаться («что можете прибавить к работе полученной?»), ведь когда мы делаем что-то для любимых – все бывает продуманным, каждая мелочь, человек становится почти ясновидцем – как лучше.

Однажды в юности мы проводили с подругой-хоровиком такой эксперимент: она исполняла один и тот же куплет песни «просто, потому что хочется петь» и со стремлением доставить радость людям. Знаете, разница была очевидна! Даже из практических соображений бескорыстный и высокий мотив полезен – он сделает, например, статью, ярче и убедительнее. А если статья создана с мыслью «потому что надо» (по разным причинам), не говоря уже о корыстном мотиве, во-первых, это всегда считывается, а во-вторых, даже если автор суперталантлив, это будто накинет на его талант серую пелену.

Рассмотрим теперь два достаточно распространенных, хотя и невысоких, мотива деятельности: мотив личной преданности и мотив повышения ощущения собственной значимости (проще говоря – тщеславие).


Мотив личной преданности


Речь здесь идет даже не о банальной влюбленности, а скорее о следствиях магнетичности некоторых лиц. Причем этот мотив свойственен широко даже не разнообразным сектам - люди действуют (и даже совершают поистине чудеса трудового героизма) из побуждения заслужить одобрение, либо просто, чтобы иметь возможность общаться с яркой и сильной личностью - если других возможностей для этого не представляется. Например, девушка испытывает привязанность к защитнику животных и практически все свободное время проводит в приюте. Безусловно, обычно в таких случаях и сама она не может быть ненавистницей кошек и собак, в какой-то мере она их любит. Но если б не знакомство с этим человеком, она бы, возможно, ограничилась наличием кошки в доме и просмотром сайта "Виты" по выходным. Если организатор, с которым она связана чувством личной преданности, вдруг уедет из города, конечно, она не перестанет моментально по воскресеньям помогать в зооприюте, возможно, прежнего энтузиазма хватит еще даже на целый год (больше - вряд ли). Но потом непременно появится какая-то причина, почему выполнять прежний объем работы без объекта личной преданности не представляется возможным. Очень может быть, что вскоре произойдет конфликт с кем-то из новых руководителей зоозащитной организации - поскольку даже первые заместители "объекта личной преданности" для человека с таким мотивом работы никаким, ни самомалейшим авторитетом не являются. Да и в целом к людям по мере усиления уважения и обожания "объекта" отношение все больше меняется в сторону высокомерного. И в этом отличие такого мотива от описанного во всех Учениях чувства преданности Духовному человеку - чувству, расширяющемуся от центра и с каждым днем увеличивающему любовь к людям и собственное смирение. Исключено в этом случае, что у человека не будет авторитетов, достойных подчинения, кроме одного лица.

Но, казалось бы, результаты труда с таким мотивом не будут отличаться от тех, что сделаны с более благородным и высоким. Однако, это не так. Всегда очевидно в таком случае отсутствие желания каждый день улучшать что-то в своей работе, труд на одном уровне, без развития, как под копирку, может повторяться годами и десятилетиями, если в итоге это приводит к удовлетворению тех целей, что имелись в начале: близкого взаимодействия и каких-то знаков внимания и одобрения от руководителя.

И что еще печальнее - не будет происходить верного развития дела в целом. Если мотивы верны и благородны у всех его участников, происходит резонанс с Космическим Магнитом, когда нет границы "между двумя волями, стремящимися к Свету". В этом случае "дела порученные цветут особенным цветом" и происходит живой обмен энергией - постоянно появляются новые помощники и возможности для совершенствования. По-другому не бывает, ведь, по сути, в деле начинает действовать тот самый мощнейший Космический Магнит.

Конечно, сама "оболочка" труда тоже окажет свое хорошее влияние на карму человека, действующего из мотива личной преданности, но результат окажется на том же внешнем плане, не приносящем особой радости. А в придачу к этому с каждым прибавлением к "объему" сделанного, у человека будут расти самомнение и гордыня, которое на много воплощений вперед принесут страдания в его жизнь - ведь моральные страдания, в большой мере, приносит это раздутое самомнение. А сколько неприятностей это неблагородное качество принесет в жизнь окружающих... Едва ли все это не "обнулит" весь хороший баланс его трудового героизма. Трудно, конечно, сказать, что в этом случае человек "лучше бы не делал", вряд ли всегда это так, какие-то хорошие последствия людям его труд принес. Видимо, тут зависит от "веса" этих хороших последствий относительно ухудшения характера деятеля.

Однажды женщина, имеющая большой опыт руководства в Рериховских организациях, объяснила мне, что умение работать вдвоем "по созвучию" вообще не относится к области СОТРУДНИЧЕСТВА, как бы радостно не было от такого труда. Если то же дело не может быть произведено с тем же чувством радости с любым другим человеком - ни о каких уроках сотрудничества речь не идет, хорошо если нет вредоносности, если работает центробежная сила вместо центростремительной - к людям. Иначе в определенный момент другие люди, кроме второго "созвучного" для этих деятелей просто перестанут существовать. Еще более трагично, что такая преданность сначала льстит, а потом буквально застилает глаза ее объекту – ведь то, что человек за тебя в огонь и в воду не может не быть приятным. Но иллюзия, что эта преданность тебе и есть преданность Делу, не дает увидеть, что отношение твоего верного оруженосца к остальным людям не выдерживает никакой критики.

Можно проиллюстрировать этот личный мотив действия и историческим примером. Известна судьба предпринимателя Саввы Морозова, который из любви к актрисе Андреевой щедро финансировал революционеров. Нужны они ему были бы, не будь желания понравиться любимой женщине, заслужить ее одобрение? Ведь вся задача революционеров была - уничтожить таких, как Морозов, как класс. И после того, как Андреева его оставила, выбрав как раз одного из тех, кому шли деньги фабриканта, вряд ли сознательно Морозов пришло бы в голову «оплачивать революцию» - совершенно точно, что у него самого таких убеждений не было. Но всякая энергия имеет свойство инерции - после его самоубийства, завещанная им Андреевой часть имущества пошла именно на борьбу с самодержавием.

В целом, этот мотив нельзя назвать здоровым и финал обычно бывает столь же нездоровым, особенно для одного из участников «тандема». Приходилось наблюдать, как человек не только ведет себя очень некрасиво к остальным сотрудникам после потери предмета своей привязанности, но даже открыто предательствует. Если во главе всего не Дело, а конкретный человек – подобный финал очень предсказуем.


Мотив: повышение ощущения собственной значимости

Еще более этот рост самомнения проявится, когда изначально мотивом деятельности было желание гордиться собой, стать лидером и авторитетом. И опять-таки, тут будут внешние объемы превосходных дел Общего Блага, но при этом... Приведу один пример: одно из первых моих заочных общений с руководителем некоего Рериховского общества закончилось его возмущением, что параллельно с ответами ему в мессенджере я делала еще какие-то дела в интернете: "Ведь я же тебя учу!" - сказано было примерно в таких выражениях. Причем никаких просьб об ученичестве с моей стороны не поступало. И, тем не менее, предполагалось, что полчаса не смотреть, забыв обо всем, смиренно на экран, где он набирает сообщение - это уже оскорбление.

А при этом, действительно, за пару десятков лет этим человеком произведена огромная работа в одной из бывших советских Республик, в условиях постоянного противодействия тамошней религиозной элиты. "Судите по делам!" - говорит нам Учение. Но, видимо, здесь имеется в виду, именно ОТСУТСТВИЕ ДЕЛ, которого не может быть, если человек мыслит об Общем Благе и помощи Учителям - рано или поздно они выкристаллизуются во что-то столь же благородное. А вот там, где дела есть - еще надо смотреть, МОТИВ их имеет решающее значение для судьбы самого человека. И желание славы, поклонения доведет в итоге личность до полного саморазрушения, сектанства и "чувства гуру" даже в пределах организации, называемой Рериховской.

Что же спасает от этого? Как и от многих других духовных опасностей - наличие Земного Учителя, с которым всегда будешь ощущать ничтожность своих знаний по сравнению с его. ОЩУЩАТЬ СЕБЯ ВЕЧНЫМ УЧЕНИКОМ - так важно, чтобы даже деятельность шла в здоровом ключе. Более того, работа, что ведется в рамках Иерархии, имеющей свое отражение и на нашем земном плане, обычно не приходит к таким эксцессам для личности руководителя - это будет вовремя замечено и поправлено. А вот там, где преемственность, парампара начинается на нем самом, последствия как для самого человека, так и для изначально хорошей деятельности непредсказуемы.

Да и судьба дела при наличии подобных двух мотивов висит на волоске. Секты после смерти руководителя распадаются в кратчайшие сроки, если держались на чувстве личной преданности, даже если в бытность его произносилось много высоких слов о духовности. Но без него эта "духовность" вдруг теряет для членов секты всю свою прелесть. И это очень мощный определитель - если, несмотря на потерю прежнего лидера, организация любого рода продолжает успешно работать, привлекать новых сотрудников - мотив там, скорее всего, был верен. Поскольку верен он тогда, когда БЕЗЛИЧЕН и энтузиазм работы на Общее Благо не зависит от одобрения конкретного человека. Стоит даже проверять себя на этом, взаимодействуя с самыми разными людьми, чтобы очарование личностью не оказывало никакого влияния на работу.


Какой мотив может быть у Духовного Учителя?

В своей книге "Философия йога" Вивекананда в немногих словах изложил признак, отличающий подлинного гуру от хрестоматийного организатора секты: "...Учитель должен учить исключительно вследствие любви, чистой любви к человечеству, а не из-за каких-либо посторонних побуждений, вроде денег, известности, славы. Единственный посредник, через которого может быть передана духовная сила, - любовь. Всякое корыстное побуждение, подобное желанию выгоды или известности, разрушает этот посредник передачи. Бог есть Любовь, и только тот, кто познал Бога как Любовь, может быть учителем человека о божественном и Боге".

Да, если у руководителя духовной организации этот мотив - единственный, если он сам, этот наставник, чист, это будет одним из безошибочным определителем, что перед нами не секта, а собрание людей, которые идут ко благу и совершенствованию. Слова ведь всегда будут говориться одинаковые: о высоком, о любви к ближнему, о необходимости чистоты помыслов...

Но как же определить, точно ли этот мотив для Учителя превалирует, всегда можно сказать: "Да это ученики виноваты, мне никакого поклонения и пожертвований не надо, а они сами, что поделать..." Как раз поделать Учитель, являющийся сильной, магнетической, авторитетной для своей паствы личностью, может в любом случае, иначе он не смог бы собрать вокруг себя последователей. Проверить мотив гуру очень просто - если он не хочет поклонения, восхвалений, отписанных квартир и тому подобное.... их просто нет. Практика жизни показывает, что такого рода человеку достаточно бывает строго взглянуть при первой попытке проявления низкопоклонства, чтобы пресечь его раз и навсегда. Иисусу же, например, как-то удавалось избегать всех "побочных явлений" Учительства?


Сколько может быть мотивов у одного действия?

Понятно, что каждое действие нельзя ограничить всего одним побуждением, все сложнее. На работу человек ходит потому, что так получает средства на жизнь для своей семьи, но, кроме этого, это и некоторый "статус" в обществе, возможность самореализации, если работа по душе и "по талантам", радость от дружеского общения с сослуживцами, нередко мотивом бывает возможность удовлетворить честолюбие и тщеславие - получение наград, поощрений, собственно, гордость карьерным ростом... Таких причин может быть много, но если поразмыслить над собственными действиями, их не более трех основных, а чаще всего и ОДНА, а прочие не имеют решающего значения. Главный мотив подчиняет себе остальные, если в приведенном примере ответственный человек окажется в ситуации, что все хорошо, но вот зарплату платить перестали, естественно, побочный мотив, что близко добираться до работы, уже не будет играть никакой роли, он уйдет на другое место, иначе его семье просто нечего будет есть.

Мотивов у каждого поступка много, часть из них даже не доходят до сознания, человек прячет его от самого себя, но "лягушачьего хора" из сотни всевозможных побуждений ни у кого из нас в голове нет - такого ни один рассудок не выдержит. Вряд ли даже самых мелких мотивов более 7 - согласно исследованиям столько предметов или слов человек может запомнить при перечислении. Но каждый по себе подтвердит - решающее значение имеет ОДИН, максимум три.


Кто может судить о мотивах другого человека? Да и о своих…

Видимо, здесь действует Закон Иерархии - ведь и мысли в тонком мире может читать только высшее сознание у более низкого, существа низшего порядка улавливают мысли максимум на своем уровне. Думается, что с мотивом тоже самое: обычно человек всех меряет по своей мерке, "от своей ауры", как говорится - корыстный везде предполагает корысть, тщеславный в самом искреннем поступке увидит намерение покрасоваться и тому подобное. Вспомним шлоку из Агни-Йоги о Святом, вырывшем колодец. В чем только не подозревали его люди, даже в намерении их отравить.

Примерно так на сайте Люфта искренне недоумевают: "Ну не может же банкир ПРОСТО ДАРИТЬ КАРТИНЫ, ничего не имея в виду получить для себя лично, кроме радости, что люди их увидят?" Обычно в таких ситуациях автор подобных пассажей, совсем не подозревая об этом, кратко рассказывает, как бы он действовал в предполагаемых обстоятельствах. В данном примере подтверждается это тем, что незримого вдохновителя всех этих публикаций у Люфта - Министерство культуры непрерывно сотрясают уголовные дела, связанные с растратами денег, отведенными в том числе и для финансирования НКО (обыски в театре Серебренникова связаны именно с этим). Действительно, имея такой опыт, трудно даже представить, что нечто передается людям, и (как же так?!) к рукам ничего не пристало. Трудно будет в это поверить Люфту, но подобное бескорыстие в жизни бывает... Обычно в таких случаях, даже не подозревая об этом, человек кратко рассказывает, как он вел бы себя в предполагаемых обстоятельствах.

Еще проще мотив другого человека считает тот, у кого он практически одинаков. Но не факт, что "определитель" признается в этом самому себе, изворотливый ум (в понимании "интеллект + астрал") обычно может все завернуть очень красиво, а честность перед собой еще больший подвиг, чем честность перед другими.

«В 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого гипнотизера Бернгейма. Пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию пациентки он вполне удовлетворял. Она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее Бернгейм путем настойчивых расспросов и подсказок заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза. Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода:
– мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;
– поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;
– эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания».
Этот эпизод приводит Е. Сушко в своей книге «Формула любви: теория и методика применения».

Конечно, логику и факты никто не отменял. Есть вещи просто очевидные, логичные: если человек не ходит ни на какие лекции по Живой Этике, кроме тех, кто читает определенный человек, хотя остальные вполне компетентны, если неинтересна работа ни с кем другим, то, по факту, разговоры о тяге к новым знаниям (какая разница кто эти новые знания даст?) или о стремлении трудиться на Общее Благо (а почему работа невозможна с кем-то еще, какая разница?), то личные мотивы тут превалируют. Или совсем простой пример: парень ходил в библиотеку, пока там работала симпатичная ему девушка, ушла она - и его не видно. Ясно, что хотя тут любовь к чтению имела место (взятые книги честно читались), но куда важнее была возможность пообщаться с нравящимся человеком.

Но иногда все проще - и мотив действия можно определить по... дальнейшим действиям. Очень показательный пример: в последнее время очень много людей ставят на своих блогах, сайтах материалы в поддержку МЦР. Ставят и ставят - спасибо им большое. Дальше с их стороны ничего не происходит. Но вот недавно такое видео снял и разместил у себя владелец, надо сказать, очень сомнительной школы йоги. Причем в этом видео пара минут в начале о МЦР, а дальше - часа полтора о знаменитом дедушке выступающего... Что же произошло потом? Разве что с тучей саранчи можно сравнить массовость рассылки от самого автора, его авторов и сторонников, которая накрыла всех, кто, по их предположениям, обладает хоть каким-то информресурсом. Мне лично таких писем по шаблону, с предложением поставить на всех доступных мне площадках это видео (а под видео - естественно, все контакты школы) пришло ТРИ. Нельзя, конечно, сказать, что никакого мотива поддержать МЦР в данном случае у человека не было, но явно он не на первом месте, а главный мотив - самопиар.

Просто по жизни человек может делать что-то и ничего сразу не требовать взамен. Но не факт, что такое требование не будет озвучено через два года, а может - через 40: "Вот я тебе давал в долг в 1960 году, ты, конечно, отдал, но вот теперь мне нужно..." Если мотив абсолютно бескорыстен - таких слов («получил – отрабатывай») не будет произнесено никогда, награда человеком уже получена в его сознании в тот момент, когда он улучшил чье-то положение. Но такая фраза ОБЯЗАТЕЛЬНО, стопроцентно прозвучит, если нас угораздило связаться с какими-то нехорошими людьми, есть поговорка, что тьма непременно потребует платы за свои услуги, даже малейшие. Ведь мотив такой темной помощи исключительно корыстный - взять власть над человеком, подчинить чем-то.

«Внешние действия людей могут быть совершенно одинаковы, но мотивы различны и диаметрально противоположны. Мотив – это движущая энергия действия. Как Свет и тьма, могут различаться между собою энергии, которые движут человеческими поступками. Поэтому для Нас не поступки важны, но мотивы, то есть причины, породившие действие. И цель Наша – научить учеников безошибочно разбираться в этих причинах или мотивах, как своих собственных, так и других людей. Определив сущность причины, легко уже будет понять природу или характер действия. Только развитое чувствознание исключает возможность ошибок. Понять сущность данного человека – это значит определить те мотивы, которые руководят его действиями. Добрые и злые поступки проистекают из самой природы человека, ибо добрый выносит добро или свет из глубины своего сердца, а злой – злое. Чувствознание проистекает от способности чувствовать излучения сердца. Только долгий опыт познавания человека обостряет способность чувствознания. При соприкосновении с людьми нужно чаще спрашивать свое сердце и отмечать особенно первое впечатление. При этом рассудок очень мешает, создавая предвзятое суждение и заглушая знаки сердца. В своих собственных мотивах разбираться легче, но требуется качество правдивости и честность признания. Самообман – явление весьма печальное. Оно ведет к самообольщению и погружает человека в мир призраков».
"Грани Агни Йоги", т.7, 1966 г., 555

Если брать широко - само по себе действие, если оно откровенно не нарушает принципов этики, еще ни о чем не говорит, может быть сотня побуждений для его совершения - а от этого только и зависит оценка поступка, и здесь немудрено ошибиться даже очень достойному человеку. Вот что писала Е.И. Рерих в одном из писем А.И. Клизовскому: «Дорогой Александр Иванович, Ваше письмо от 8 декабря, конечно, принесло большое огорчение. В описании Вами некоторых эпизодов Вы поспешили с заключениями. Всегда лучше сначала ознакомиться со всеми причинами и побуждениями, прежде чем делать выводы из того или иного поступка…»*** Если человек делает откровенно злое дело – тут все ясно. Но нейтральный и хороший поступок и даже Гималаи внешне благородных дел могут и не характеризовать человека как самоотверженно стремящегося к общему благу, причиной трудовых подвигов может быть хоть честолюбие. Видимо, лишь по отпечатку, который неизбежно оставит на личности уже в этой жизни тот или иной постоянный мотив, можно судить – а зачем человек пишет книги или картины, помогает в Доме престарелых или ведет бесплатный кружок. Хотя понять что-то не только в чужой душе, а даже в своей собственной бывает очень сложно…

* "Карма в религии", Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
** "О карме"
*** Письмо Е.И. Рерих от 7 января 1938 г.

Надежда Лебедева
Сообщений: 4716
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Мотив действия

Сообщение Надежда Лебедева » 07 июл 2017, 19:49

Помнишь, что Великий Учитель сказал о побуждениях? Я цитирую параграф, если ты забыла его:
«Побуждения — это пары, разреженные, как атмосферная влага. Последняя применяется людьми только в виде гидравлической силы сжатого пара. Аналогично, практическая ценность хорошего побуждения, видима только тогда, когда обретает форму действий».
(Из писем У.К. Джаджа)

Надежда Лебедева
Сообщений: 4716
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Мотив действия

Сообщение Надежда Лебедева » 15 июн 2018, 09:43

Явление справедливости очень трудно, если не учтены побуждения.

"Мир Огненный", ч. 2, 36


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость