Николай Константинович Рерих

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9832
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 08 янв 2024, 13:41

Завещание. Николай Рерих. Документальный фильм (1969)

https://www.youtube.com/watch?v=YbbBnjDknms&t=0s

Фильм новосибирских теледокументалистов рассказывает о творчестве Николая Рериха - удивительного человека, художника-философа, художника-мистика, странника, литератора. В фильме использованы материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР.

Картинами Николая Рериха нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения, работы его рассеяны по всему миру, в музеях и частных коллекциях, есть они и в Новосибирской картинной галерее.

Новосибирское телевидение, 1969.

Автор сценария - Юрий Малашин
Режиссер - Юрий Малашин
Оператор - Сергей Чавчавадзе.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9832
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 12 янв 2024, 14:43

Лекция «Извара в жизни и творчестве Н.К.Рериха»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР проводят культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена знаменательным датам: 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И. Рерих и 120-летию со дня рождения С.Н. Рериха.

14 января 2024 года (воскресенье) в 15:00 в рамках программы состоится лекция «Извара в жизни и творчестве Н.К.Рериха», которая пройдет в онлайн-формате.

«Двух лет не было, а памятки связались с Изварой, лесистым поместьем в сорока верстах от Гатчины», – так через много лет вспоминал Николай Константинович Рерих свои первые детские впечатления в очерке «Самое первое».

Благодаря незабываемо ярким впечатлениям детства, оставленным Николаем Константиновичем в его «Листах дневника», мы имеем возможность увидеть сегодня Извару его глазами – такой, какой она ему запомнилась на всю жизнь. Именно здесь, в Изваре, имении, купленном его матерью Марией Васильевной Рерих в Петербургской губернии, недалеко от Гатчины, в конце XIX века, начиналось знакомство юного Рериха с историей и культурой родной земли. Многочисленные легенды и предания, которые хранили и передавали из поколения в поколение люди, населявшие изварскую землю, насыщенную древними памятниками, естественным образом пробуждали у пытливого мальчика интерес к археологии. Этому способствовали и старинные книги по истории Руси из изварской библиотеки, которые имели огромное значение для воспитания в Рерихе чувства сопричастности к событиям давно минувших лет, желания послужить родине, как и древние богатыри, обусловили многие творческие и духовные поиски.

Впитавший с воздухом этих мест красоту русской природы, прикоснувшись впервые здесь к великому прошлому народа, художник выявлял в своих картинах удивительную способность передавать историческое настроение, что вызывало неподдельный интерес у его современников, а сам Рерих становился у истоков зарождения исторического пейзажа в русском искусстве начала XX века.

Имение Рерихов в Изваре – это особое место, с которым было связано четверть века жизни Николая Константиновича. В стенах изварского дома произошла и его первая «встреча» с Востоком – на всю жизнь запомнилась картина, висевшая в гостиной и изображавшая Гималаи, также ходили предания о жившем неподалеку индусском радже. Да и само название имения созвучно санскритскому слову «ишвара», которое переводится как «милость богов»... Яркие впечатления детства и юности становились прочной основой мировоззрения и творчества Рериха, а глубокая, внутренняя связь с Изварой не прерывалась до конца жизни – об этом свидетельствуют его «Листы дневника», многочисленные очерки, статьи и письма.

Извара и ее окрестности сегодня являются особым духовным магнитом, давая, с одной стороны, возможность вновь и вновь выявлять грани творческой личности Н.К. Рериха, а с другой, – здесь начала разворачиваться во времени вся мощь его духа, как великого русского художника, историка, археолога и путешественника, мыслителя и философа, видного международного общественного деятеля.

Лектор: Э.А. Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7879

https://www.youtube.com/watch?v=0kLNESoYVGg

Евгений
Сообщений: 494
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Евгений » 21 янв 2024, 15:01

Лекция «Литературные очерки Н.К. Рериха как источник познания космической реальности» https://www.youtube.com/watch?v=-osNx2Ux3-Y

Надежда Лебедева
Сообщений: 9832
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 07 апр 2024, 06:49

Лекция «Н.К. Рерих – директор школы Императорского общества поощрения художеств»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России».

7 апреля 2024 года (воскресенье) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Н.К. Рерих – директор школы Императорского общества поощрения художеств».

В лекции будет освещен период работы выдающегося русского художника, ученого, археолога и путешественника, общественного деятеля, писателя и мыслителя Н.К. Рериха в должности директора Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В рамках темы слушатели также познакомятся и с краткой историей основания Общества поощрения художников (как оно называлось до 1882 года), созданием при нем в 1839 году Рисовальной школы.

Посвятив работе в Обществе поощрения художеств в общей сложности около двадцати лет, а в качестве директора Рисовальной школы Общества – более десяти лет, Николай Константинович Рерих явился настоящим революционером в обновлении всего процесса школьного обучения. Приняв Рисовальную школу, по признанию С. Эрнста, «застывшую на точке» 80-х годов XIX века, Рерих с присущей ему творческой энергией не побоялся внести кардинальные изменения как в программу учебных классов (расширяя их художественные направления), так и в состав преподавателей, организуя также совет профессоров как коллегиальный орган управления школой. Рерих проводил смелые реформы в области художественного образования, стремясь открыть учащимся из разных социальных слоев более широкие горизонты, «привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное», чтобы они учились видеть в искусстве не развлечение, а испытывать глубокую потребность к украшению всей жизни, вносить в мир подлинную красоту.

Обладая широким художественным мышлением и педагогическим талантом, Рерих вывел Рисовальную школу Общества на высокий уровень общественного признания, сделал ее передовой художественной школой в России того времени. Многие современники Н.К. Рериха искренне выражали свое восхищение успехами в развитии Рисовальной школы под его руководством. По признанию А.Н. Бенуа, «…чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника – Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за эту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины».

Лектор: Филипп Валерьевич Саулин, член Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (Санкт-Петербург).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7957

https://www.youtube.com/watch?v=lvrpmLeGVG8

Надежда Лебедева
Сообщений: 9832
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » Сегодня, 16:38

Онлайн-лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”»

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». Эта программа посвящается знаменательным датам семьи Рерихов – в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Н.К. Рериха, 145 лет со дня рождения Е.И. Рерих и 120 лет со дня рождения С.Н. Рериха.

24 мая 2024 года (пятница) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”»

Лектор: Татьяна Васильевна Александрова, член Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (Санкт-Петербург).

Мир искусства – одно из самых значительных явлений в русской культуре конца XIX–начала XX века. Под этим наименованием в Петербурге действовало объединение художников нового поколения, далеких от академизма. Члены объединения «Мир искусства» выпускали журнал и устраивали выставки современного искусства, на которых свободно выражали свои художественные взгляды.

История художественного объединения «Мир искусства» состоит из двух этапов: первый, считающийся классическим (1898–1904), и второй (1910–1924). В его работе принимали участие литераторы, философы, музыкальные и художественные критики, теоретики искусства, многие деятели русской культуры того времени. Кружок молодых петербургских «любителей изящного» первоначально возглавил А.Н. Бенуа, ставший его идеологом и определивший его эстетическую платформу, ядро составляли К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский, А.П. Остроумова-Лебедева, Д.В. Философов, В.Ф. Нувель, А.П. Нурок. «Мир искусства» создавался при непосредственном участии С.П. Дягилева, разделявшего взгляды Бенуа на развитие искусства и заинтересованного в популяризации русского искусства за рубежом.

Эстетическое и идейное содержание деятельности объединения заключалось в приверженности образцам классического наследия, поискам красоты и гармонии, которые искали в природе как источнике творчества и личности творца, способного воплотить эту красоту. Отсюда и внимательное отношение к старине, многообразное использование в художественном творчестве историко-культурного опыта прежних эпох, изучение эстетики прошлого. Изысканность, декоративность, театральность, культ прекрасного – отличительные черты многих работ художников «Мира искусства». Важнейшей составной частью программы мирискусников было требование индивидуальности и свободы творчества, поиск новых художественных приемов, сближение с лучшими образцами передового западного искусства.

С «Миром искусства» в разные годы сотрудничали московские и петербургские мастера живописи, среди которых были А.Я. Головин, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, В.А. Серов, И.Э. Грабарь. Объединение собрало вокруг себя значительные творческие силы, дав мощный импульс к развитию отечественной культуры Серебряного века. С участниками объединения были творчески и идейно близки писатели и поэты: А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов, Вяч. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, композиторы и театральные деятели: А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, архитекторы: В.А. Щуко, А.В. Щусев и др. Мастера объединения во многом определили облик и дальнейшее развитие целых отраслей искусства – книжной и журнальной графики, сценографии, декоративно-прикладного искусства и др.

Журнал «Мир искусства», ставший первым художественным периодическим изданием, наглядно выражал программу объединения: пропагандировал русское искусство и знакомил читателей с современным западноевропейским искусством. Он во многом был новаторским, отличался изысканным художественно-графическим оформлением. В нем публиковались статьи не только по проблемам искусства, но и на темы философии, религии, литературы. Пять выставок, организованных художниками «Мира искусства», заняли заметное место в художественной жизни Петербурга, отличаясь особой атмосферой и развеской, представляя декоративно оформленный ансамбль. Работы М.А.Врубеля, К.А. Коровина, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, A.M. Васнецова, А.С. Голубкиной, С.В. Малютина, Ф.А. Малявина, П.П. Трубецкого и многих других экспонировались на выставках 1899-1903 гг. наряду с произведениями западноевропейских художников (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар и др.).

Н.К. Рериху была близка идейная устремленность мирискуссников к прошлому, поиски ими красоты, разработка новых художественных приемов, интерес к проблемам культуры, понимание высокой миссии художника. Объединяла их также общая работа в направлении синтеза искусств: книжной графики, прикладного творчества и оформления интерьеров, театрально-декорационной живописи. Произведения, выполненные в 1900–1902 годах, Н.К.Рерих впервые представил на выставке «Мира искусства» в Москве в 1902 году, а в начале 1903 года на двух выставках в Петербурге – «Мира искусства» и «Современного искусства». Тогда же установилось его творческое сотрудничество с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, которое продолжалось долгие годы.

Связь Н.К. Рериха с представителями «Мира искусства» не прерывалась и после прекращения деятельности объединения в 1906 году. Это были совместные театрально-декорационные постановки в «Старинном театре» («Три волхва», 1907), впоследствии участие в «Русских сезонах» С.П. Дягилева.

С 1910 года начинается другой этап в истории объединения «Мир искусства». А.Н. Бенуа и вместе с ним семнадцать петербургских художников, перешедшие в 1906 году в московский «Союз русских художников», вышли из него, стремясь возродить объединение на высоких художественных принципах. Н.К. Рерих был избран на должность председателя и возглавлял организацию с 1910–1913 годы. Однако «Мир искусства» постепенно изживал себя к 1924 году, уступая место авангарду.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8017


https://www.youtube.com/watch?v=KNDS_FuK1NM


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей