Николай Константинович Рерих

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 08 сен 2018, 11:42

Рерихи: трудный путь домой

http://www.shield-of-culture.org/viewto ... 0&start=40

Опубликовано: 29 Апреля 2013 15:16
"Совершенно секретно", No.5/288
Алексей БОГОМОЛОВ


Вокруг наследства художника и мыслителя до сих пор не утихают споры.

Николай Рерих, великий русский мыслитель, художник, путешественник, ученый и общественный деятель, вместе с двумя сыновьями и женой после Октябрьской революции остался в отделившейся от России Финляндии. Потом, побывав в Америке и европейских государствах, Николай Рерих отправился на Восток и переселился в Индию.

Много лет семья Рерихов занималась культурно-просветительской и научной деятельностью мирового масштаба, организовывала научные экспедиции, образовательные и исследовательские центры, создавала музеи. При этом семья никогда не теряла связи с родиной. Но родина на протяжении десятилетий относилась к Рерихам совсем не так, как они того заслужили.

Людмила Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, рассказывает: «На их долю выпала величайшая миссия – принести на планету Земля зов космической эволюции, которым пронизано все их творчество. В первую очередь это философия космической реальности, заключенная в 14 томах «Учения Живой Этики», изданных Еленой Рерих с 1924 по 1937 год, и живописных полотнах Николая Рериха, который запечатлел в красках основные идеи этой философии. Это и Гималайский институт научных исследований «Урусвати», созданный Рерихами в 1928 году, после завершения грандиозной центрально-азиатской экспедиции Николая Рериха, которая также имела огромное эволюционное значение в истории нашей планеты. Этот институт успешно проработал более 10 лет и вынужден был приостановить свою деятельность из-за начала Второй мировой войны. Он явился прообразом научных учреждений будущего и занимался изучением и исследованием законов взаимодействия человека и Космоса. И наконец, знаменитый Пакт Рериха и его отличительный флаг, известный как Знамя Мира. Этот международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в 1935 году, заложил основу всей международной правовой системы сохранения и защиты культурных ценностей».

Не учитывая особенностей учения Николая Рериха, нам до конца не понять не только творчества членов этой семьи, но и той трагедии, которая случилась в России с частью их наследия, о которой мы собираемся рассказать в последующих номерах «Совершенно секретно».


Николай Рерих и Иосиф Сталин

В 1926 году Николай Рерих, к тому времени бывший уже известным художником и общественным деятелем, по приглашению Максима Горького посетил СССР. Скорее всего, именно с этого времени у него появилась мысль вернуться на родину, чтобы принять участие в том, что он считал «созидательным строительством». В 1938 году он писал в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Но такие вопросы, как возвращение в СССР известных соотечественников, решались одним человеком – Иосифом Сталиным. Только он мог, к примеру, разрешить вернуться на родину певцу и поэту Александру Вертинскому или писателю Алексею Толстому. Семья Рериха явно вызывала у Сталина подозрение, и он не спешил откликнуться на просьбу о возвращении в СССР. Сегодня ясно – почему.

Известно, что и в тридцатые, и в сороковые годы Сталину неоднократно докладывали о желании Николая Константиновича вернуться в СССР вместе с семьей, передать в музеи огромную коллекцию картин и принять участие в научной и культурной жизни страны. Но все эти «доклады» сопровождались справками «компетентных органов» или отдельных чиновников. Одни «сопроводиловки» напоминали вождю народов о том, что в послереволюционный период Рерих занимал антибольшевистскую позицию и публиковал в эмигрантской прессе обличительные статьи. Другие, как, например, справка полпреда СССР в США Трояновского, вообще называли Николая Рериха «американским гражданином», что по тем временам было весомым компроматом (в действительности у него было гражданство Российской империи и Индии). В некоторых сопроводительных документах и вовсе говорилось о его «сомнительных связях с японцами». Такие характеристики, данные Рериху в марте 1938 года, когда в Москве шел процесс «правотроцкистского блока», несомненно, повлияли на решение Сталина воздержаться от контактов с мыслителем и художником в принципе. Возможно, что это было и к лучшему. История знает примеры того, как вернувшиеся в СССР деятели культуры и искусства попадали в котел сталинских репрессий. Такая судьба могла бы быть уготована и семье Рерихов.

Николай Константинович, однако, не оставлял попыток вернуться на родину. Возможно, он не понимал опасности, которая грозила ему в СССР, а может быть – чувствовал себя фигурой мирового масштаба и мировой известности и потому рассчитывал на определенный «иммунитет». Сталину же, при всей желательности возвращения художника и его семьи в СССР, перспектива иметь рядом свободно мыслящего, материально независимого и малоуязвимого человека казалась малопривлекательной.

Нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов, получив в конце 1938 года от Николая Рериха, которого он знал лично, очередное письмо, обратился за указаниями напрямую к Сталину. Генсек был категоричен. На письме наркома «о разрешении приезда Рериху со всей семьей» и приеме в дар его картин Сталин написал: «Не отвечать!»

После смерти Николая Рериха в 1947 году его жена и дети, выполняя волю главы семьи, стремились вернуться на родину и привезти с собой тысячи картин, богатейшие научные архивы и библиотеку. Но сталинская резолюция «Не отвечать!» так и осталась замком, к которому при жизни «вождя народов» ключ подобрать было невозможно…

Юрий Рерих и Никита Хрущев

Конец сталинской эпохи был для семьи Рерихов мрачным. В Латвии арестовали членов Латвийского общества Рериха, закрытого еще в 1940 году. А в 1952 году отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС дал крайне негативную оценку книге Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха «Рерих», выпущенной еще до войны в Латвии. В документе даже была фраза о том, что «книга носит, по существу, антисоветский характер». Она была немедленно изъята из библиотек и букинистических магазинов. А Арвид Янович Пельше, будущий член Политбюро ЦК КПСС, возглавлявший тогда латвийскую компартию, обратился с предложением, чтобы соответствующие органы заинтересовались «рериховским наследством, находящимся в музеях СССР».

5 октября 1955 года в Калимпонге умерла жена Николая Рериха Елена Ивановна. Всего месяц она не дожила до события, которое стало судьбоносным для семьи Рерихов – встречи Юрия Рериха с Никитой Хрущевым и Николаем Булганиным. Дело в том, что третий официальный зарубежный визит Хрущева был именно в Индию, с которой СССР планировал установить самые дружеские отношения. Поездка была триумфальной: первого секретаря ЦК КПСС Хрущева и председателя правительства Булганина восторженно встречали сотни тысяч людей. И, вполне естественно, в Индии готовились к этой встрече. Святославу Рериху, входившему в состав комиссии по организации приема советских гостей в Бангалоре, удалось договориться с советской стороной о приеме Юрия Николаевича Рериха. Во время этой встречи Юрий Николаевич выразил желание вернуться в СССР с выставкой картин отца. Его пригласили работать в Москве по специальности (он был востоковедом, причем с мировым именем). А сразу после встречи Николай Булганин дал указание советскому послу в Индии оказать содействие Юрию Рериху в получении советского гражданства и возвращении в СССР.

Во время того же визита Юрий Николаевич познакомился с министром культуры СССР Николаем Михайловым, который также весьма благожелательно отнесся к идее организации выставки картин Николая Рериха в Москве.

Несмотря на то что вопрос о возвращении Юрия Рериха на родину решался на самом высоком уровне, указ о приеме его в советское гражданство был подписан только через 15 месяцев. А потом началась работа по отправке первой части наследия семьи Рерихов в Москву. Сотни картин, тибетские танки (танка, или тханка – картина-свиток на ткани. – Ред.), научная библиотека были упакованы в огромный контейнер и морем отправлены из Бомбея в Одессу. А сам Юрий Рерих приехал в Москву в августе 1957 года и поначалу поселился в гостинице «Ленинградская» на Каланчевке. Уже через пару месяцев ему выделили четырехкомнатную квартиру в новом доме на Ленинском проспекте.

Жил там Юрий Рерих не один. Вместе с ним из Индии приехали Людмила и Ираида Богдановы, сестры, которые еще во время рериховской центрально-азиатской экспедиции 1924–1928 годов в совсем юном возрасте прибились к ней, а потом остались в семье Рерихов в качестве помощниц по хозяйству. Помогали они Юрию Рериху и в Москве.

Между тем некоторые чиновники от культуры оказались просто не готовы к восприятию творчества Николая Рериха и его мироощущения в целом. Начальник отдела изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР Андрей Лебедев после осмотра картин написал министру: «Ряд картин несет отпечаток мистических настроений автора. По своим художественным качествам эти работы не принадлежат к числу значительных произведений искусства. Для советской общественности, для наших художников выставка этих работ пользы не принесет». И далее предлагалось не устраивать выставку вообще или устроить ее в одном из малых залов для узкого круга художников и искусствоведов. В оппозиции к творчеству Николая Рериха было и руководство Союза художников СССР, пытавшееся всячески оттянуть сроки проведения выставки.

Пришлось Юрию Николаевичу Рериху отправиться к министру культуры Михайлову, с которым, как мы уже знаем, он был лично знаком. 25 марта 1958 года министр поставил на письме Юрия Рериха, в котором тот рассказывал о переносе сроков проведения выставки, резолюцию: «Тов. Лебедеву А. В чем здесь дело? Прошу об этом доложить!» Лебедев «доложил», и вопрос был решен. 12 апреля 1958 года в Выставочном зале Союза художников СССР было представлено 220 работ Николая Рериха. Вопреки мнению чиновников, выставка имела огромный успех: посетители (по 5 тысяч человек в день) выстаивали многочасовые очереди, чтобы попасть в зал, а книга отзывов составила 6 томов…

Кто-то может посчитать, что Юрий Рерих был обласкан советской властью: четырехкомнатная квартира, работа в Институте востоковедения, подаренная автомашина «Волга» и даже дача в виде сборно-щитового дома могли показаться советским гражданам чуть ли не коммунизмом. На самом же деле чисто материальные факторы ученого не волновали.

Основной задачей Юрия Рериха было (и договоренность об этом с советским руководством существовала) создание мемориального музея Николая Рериха в Москве или Ленинграде и его филиала в Барнауле. У Министерства культуры сложилось, однако, свое мнение – рассредоточить картины по провинциальным музеям.

4 мая 1960 года министром культуры СССР вместо знакомого Рериху Николая Михайлова стала Екатерина Фурцева. И в тот же день был подписан приказ Минкульта «О передаче произведений Н.К. Рериха», в соответствии с которым 60 картин отправили в Новосибирск, а остальные в Русский музей в Ленинграде. Но приказ почему-то вышел за подписью Михайлова. Неизвестно, интересовала ли эта тема Фурцеву в первый день работы на новом месте, или просто чиновники министерства воспользовались ситуацией, но факт остается фактом: формулировка о создании мемориального музея исчезла.

Через две с половиной недели после этих событий 57-летний Юрий Николаевич Рерих скоропостижно скончался в результате сердечного приступа…

Святослав Рерих: от оттепели до перестройки

Младший сын Николая Рериха Святослав после смерти Юрия стал единственным человеком, способным выполнить волю отца и матери: передать все наследие Рерихов родной стране. Сам он был, как известно, прекрасным художником, ученым, общественным деятелем международного масштаба. Его отношения с советскими властями, однако, осложнялись тем, что он был индийским гражданином, причем женатым на одной из самых известных киноактрис 1930–1940-х годов, внучатой племяннице Рабиндраната Тагора Девике Рани. Скорее всего это послужило причиной появления в недрах советского чиновничьего аппарата плана отстранения его от возможности распорядиться наследством родного брата. На самом деле, кроме Святослава, никаких наследников у Юрия Рериха не было и быть не могло. Но Министерству культуры очень не хотелось, чтобы иностранный гражданин мог распоряжаться серьезными материальными и научными ценностями, которые оно считало уже «принадлежащими государству».

Международный центр Рерихов.jpg


Министр культуры Фурцева, ее заместитель Кузнецов пообещали Святославу Рериху «решить вопрос» и даже попросили составить завещание на бланке нотариальной конторы и отправить его в министерство. Но хода этому завещанию никто давать не собирался. Формальной зацепкой было то, что Святослав был индийским гражданином, а у СССР и Индии не было договора о наследовании имущества. И поэтому совершенно безосновательно «наследницами» Юрия Рериха сделали сестер Богдановых, домработниц, не имевших никаких родственных отношений с семьей Рерихов. Более того, их признали «иждивенками», а распоряжение об этом подписал заместитель председателя Совета министров СССР Анастас Микоян.

Давая юридическую оценку распоряжению №2338-р от 5 августа 1960 года, подписанному Микояном, генеральный прокурор СССР Александр Сухарев писал в 1989 году премьер-министру страны Николаю Рыжкову: «По утверждению Ю.Н. Рериха и свидетельству очевидцев, проживавшие в семье Рерихов и у Ю.Н. Рериха сестры Богдановы не находились у них на иждивении, а работали в качестве прислуги. Поэтому применительно к социальному обеспечению домашних работниц в СССР Богдановы за их долголетнюю работу в семье Рерихов могли быть обеспечены государственной пенсией как домработницы, но не как иждивенки. Не требовалось специального распоряжения правительства для закрепления за Богдановыми квартиры Ю.Н. Рериха, поскольку право проживания на данной площади они приобрели с согласия нанимателя, прописавшего и вселившего их к себе».

Кстати, возможно, что некоторую путаницу в вопрос в свое время внес и министр культуры СССР Михайлов, который в одном их своих распоряжений 1958 года писал о «Юрии Рерихе, приехавшем из Индии в 1957 году вместе с сестрами»… Но, так или иначе, вопрос с наследством, созданием музея Николая Рериха и музея-квартиры Юрия Рериха повис в воздухе.

Святослав Рерих приехал в СССР еще раз уже при Брежневе, в 1974 году. Но и в тот раз, и позднее выполнить волю родителей и увековечить память отца и брата ему не удавалось. О творчестве членов семьи Рерихов выпускали научные и популярные монографии, их портреты печатались на почтовых марках, а великое наследие тем временем потихоньку разворовывалось. Исчезали картины, куда-то пропадали дневники и документы. Создалась патовая ситуация: государство никак не могло поставить на госучет коллекцию Юрия Рериха, а также не очень заботилось о создании мемориального музея. Святослав Рерих общался с высшими государственными чиновниками, в том числе и председателем Совета министров Алексеем Косыгиным, но основное условие передачи всего наследия Рерихов государству не выполнялось…

А через двадцать семь лет после смерти Юрия Рериха, 14 мая 1987 года, Святослав Рерих с супругой встретился в Москве с Михаилом и Раисой Горбачевыми.

И на этой встрече поднял вопрос о создании мемориального музея, который обсуждался с Президентом СССР весьма благожелательно. Были даны поручения главе Совмина Николаю Рыжкову, началась подготовка проекта, который по какой-то причине делал будущий музей филиалом Государственного музея искусства народов Востока. Святослав Рерих же настаивал на создании общественной организации как попечителя музея. Не будем сейчас вдаваться в подробности его переговоров на высшем и среднем уровнях власти, отметим лишь тот факт, что 4 ноября 1989 года был создан Советский фонд Рерихов (в качестве общественной организации) и Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха как основная база для развертывания его научной, просветительской и культурной деятельности.

В этот фонд Святослав Рерих передал часть наследия его семьи. Казалось бы, проблем с возвращением на Родину наследия семьи Рерихов в полном объеме не должно было бы возникать, но впереди были первые постсоветские годы с совершенно непредсказуемыми решениями государственных инстанций, криминальными разборками и сомнительными судебными тяжбами.

В начале XXI века началась отчаянная борьба Международного Центра-Музея Рерихов за выполнение воли семьи и собирание ее ценнейшего наследия.

"Совершенно секретно"
https://www.sovsekretno.ru/articles/id/3577

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Евгений » 09 окт 2018, 08:45

9 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 144 ГОДА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.К. РЕРИХА

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Его жизнь и творчество исключительно многогранны. Мы знаем Рериха-художника, писателя, поэта, путешественника, ученого-исследователя. Мы знаем Рериха-мудреца, философа, просветителя и гуманиста, автора Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Он был истинным патриотом своей Родины, горячо любил Индию, любил все народы нашей планеты. Имя Рериха навсегда вошло в мировую историю.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября) 1874 года в Санкт-Петербурге. Он получил превосходное образование сначала в гимназии, затем в университете и Академии художеств. С раннего возраста у будущего художника проявился интерес к русской истории и культуре. Он стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки во многих губерниях, изучал памятники архитектуры и фольклор, путешествовал по России. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и зданий. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики – различные издания.

Уверенно и настойчиво, с поразительной работоспособностью художник продвигался к вершинам мастерства. По окончании Академии художеств Николай Рерих получил место помощника директора музея Общества поощрения художеств и помощника редактора художественного журнала.

В 1899 году в жизни Николая Константиновича произошло важное событие. Летом, приехав на раскопки в имение князя П.А.Путятина в Бологом, он познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой – человеком неординарным и близким ему по духу, глубоко интересовавшимся историей, литературой и философией. Общность устремлений и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они прошли рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Философ и писатель, Елена Ивановна Рерих разделила все устремления и начинания Николая Константиновича. Их старший сын Юрий стал знаменитым ученым-востоковедом, а младший Святослав, как и отец, выбрал стезю художника.

Став директором Рисовальной школы Общества поощрения художеств, Николай Константинович много сделал для воспитания художественного вкуса и поддержки творческой самобытности учащихся. Он хотел, чтобы сознание красоты стало ведущим началом в жизни молодых художников, а искусство как можно шире входило в повседневную жизнь людей.

Мировоззрение Николая Рериха складывалось не только под влиянием русского искусства и истории. В его литературных трудах и художественных произведениях постепенно проявлялось влияние Востока. Он никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное от культур других народов. Исследуя традиции древней Руси, он видел, что к ней стекались пути, бравшие свое начало на Востоке, в Индии. Таинственная «колыбель цивилизаций» влекла Рериха и как историка, и как философа.

С самых молодых лет Николай Константинович серьезно интересовался вопросами нравственного совершенствования и духовного преображения человека, прославляя в своих произведениях созидание, труд, добро и красоту. Его мысли о всеединстве, общечеловеческих духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям известных русских философов, таких как Н.Бердяев, П.Флоренский, Н.Лосский, Вл.Соловьев.

Продолжение: icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5998

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Евгений » 09 окт 2018, 09:02

9 ОКТЯБРЯ – 144 ГОДА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.К. РЕРИХА

«Как описать жизнь моего отца, как охарактеризовать ее и как воздать ей должное? Когда я думаю о своем отце, я вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями, его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность.

Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все сделанное им.

Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру. <...>

Николай Константинович всегда думал, что в конце концов главная задача жизни — это самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство это только пособники самоусовершенствования. Он всегда работал над самим собой прежде всего. Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. И в этом он преуспел. Он стал совершенно исключительным человеком, человеком мудрым, замечательных личных качеств. Я очень много встречал людей во всем мире, но другого такого человека, как Николай Константинович, встретить мне не пришлось».

С. Н. Рерих. Слово об отце

«Часто сравнивают Рериха с творцами эпохи Возрождения по энциклопедичности его знаний, по разносторонности и полезности его творческого труда. Полагаем, что он все-таки обогнал значительно тех, кто жил и творил в блестящую, ушедшую в прошлое эпоху. Николай Константинович Рерих был уникальной, но еще полностью не осмысленной современниками и потомками личностью. Великий художник, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал тем внутренним синтезом, который обусловливал целостный подход к самым разным областям научной и художественной деятельности. Такой синтез создает условия, при которых любая область в цепи его интересов и творчества будет не только тесно связана с другими, но и будет находиться с ними в процессе взаимопроникновения, то есть в неотрывности от других.

Рерих был блестящим историком, и нередко его исторические предвидения носили пророческий характер. Он был крупным археологом и этнографом. Нередко синтез Рериха при осмысливании его творчества искусственно разрывается исследователями, что часто приводит к неверным заключениям. Иногда ставится вопрос, что влияло: на художество Рериха — наука или его художество — на науку? Сама постановка вопроса некорректна. И наука и искусство в пределах синтетического пространства внутреннего мира Николая Константиновича тесно взаимодействовали друг с другом, взаимопроникая и составляя единое целое.

Подходы Н.К.Рериха к науке и искусству формировались качествами, которых не было даже у самых талантливых его коллег. Этим и объясняется его уникальность как историка. И в научные труды, и в художественное творчество он вносил нечто такое, что одухотворяло то и другое и значительно повышало познавательный уровень художества и эстетику его научных исследований. В нем существовал синтез науки и метанауки, действовавшей в течение многих веков в духовном пространстве человека. Метанаука взаимодействовала с внутренним миром человека, с теми накоплениями, с которыми он приходил в этот мир и реализация которых зависела от уровня его сознания. В данном случае имеется в виду уровень расширенного сознания — им, без сомнения, обладал Рерих. Именно это сознание порождало многие неожиданности и делало творчество мастера неповторимым и всегда живым. Вдохнуть жизнь в прошлое дано только истинному мастеру. Рерих сумел ухватить и передать то, что мы называем духом Времени».

– Л.В. Шапошникова. Из книги «Ученый, мыслитель, художник»

«Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание. Пусть все военные министры не сужаются, но им придется уступить их первые места министрам Народного Просвещения. Несмотря на всех гомункулов, которые шпионят из своих щелей, вы будете выполнять ваши обязанности во имя великой Культуры. Вы будете укреплены сознанием, что только жалкие гомункулы будут врагами вашими. Ничего не может быть благороднее, нежели иметь врагом гомункула. Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры».

Н.К. Рерих. Из очерка «Сожжение тьмы»

43425707_2647716645454167_9054125431761928192_n.jpg
43425707_2647716645454167_9054125431761928192_n.jpg (29.62 KiB) 148 просмотра

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Евгений » 09 окт 2018, 09:15

П.Ф. БЕЛИКОВ
РЕРИХ Опыт духовной биографии

Большинство даже наиболее фундаментальных трудов о жизни и творческой деятельности Н.К. отличается известной односторонностью. Вполне понятно, когда такая односторонность вызвана замалчиванием Миссии Н.К. как Посланца Белого Братства. Он сам не представлял своей жизни раздельно от этой Миссии и, конечно, любые представления о ней в отрыве от Главнейшего неизбежно ведут к односторонности и относительности всех оценок.
Однако мы не можем сказать, что статьи или книги, в которых о Миссии Н.К. декларируется открыто, запечатлели его образ во всей полноте и значимости. Так, например, в замечательной статье Теодора Хеллинга "Голос Эпохи" мы читаем: "Тот, кто ознакомился с мыслями, целями, идеалами и трудами Рериха, не может сомневаться в том, что он был непосредственным посланцем Великого Белого Братства. Божественным поручением его было нести мир через культуру. Искусство, во всей разновидности форм, было его главным средством выражения, и красота в ее очищающем аспекте являлась той силой, благодаря которой он достиг самых замечательных результатов".
Кажется, что яснее об Основном для Н.К. и сказать нельзя. Но как достиг он этих результатов? Как подходил к осознанию своей жизненной Задачи? Как преодолевал препятствия на пути к ее решению? Или все трудности устранялись чудодейственным мановением руки "Белого Мага", каковым представляют Н.К. некоторые авторы?
Так, с одной стороны, творился образ хотя и выдающегося, но вполне земного, как и все, часто ошибавшегося человека, а с другой - божественного "сверхчеловека", безошибочно распознававшего все хитросплетения "дел человеческих".
Было бы неуместным винить тех или иных исследователей в недобросовестности. Наивно предписывать им свои рецепты, свои понятия о том, как следует или как не следует писать об Н.К. Выдвигать столь примитивные требования в наше сложное и ответственное время бессмысленно... Поэтому, пожалуй, меньше ошибется тот, кто решит, что все написанное, все подвергшееся обсуждению оказалось в какой-то степени нужным и полезным. Прибегать к ссылкам на ограниченность имеющихся исследований допустимо лишь в целях выявления все еще малоосвещенных или даже совсем неизвестных сторон жизни и деятельности Н.К.
По существу для будущего имеет значение лишь одно: что мы можем и должны добавить об Н.К. к уже опубликованному. Подчеркиваю, - и должны, ибо были его современниками и соприкасались с Источниками, непосредственного воздействия которых уже не испытают на себе последующие поколения. Ведь именно в наше время, перед нашими глазами, делясь с нами своей мудростью, опытом, планами и заботами, прошел Н.К., и не к нам ли в первую очередь обращены слова С.Н.: "Надо создать истинный светлый образ, но Человеческий - Труженика, Человека, который жил для человечества, - образ Истинного Подвижника, Ученого, Учителя, жизнь которого прошла Горним Путем.Много замечательного было в жизни Н.К., но как осветить и когда - я не знаю".

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 окт 2018, 19:14

Конечно, как Вы тоже знаете, Н.К. никогда ни в каких масонских либо розенкрейцеровских организациях не состоял и не состоит, так же как не принадлежит ни к каким политическим группировкам. Н.К. всегда был верен самому себе и своей великой миссии миролюбия и культурного строительства. Но также он никогда не бросит камнем и не откажет помочь словом и советом обращающимся к нему, тем, кто по-своему стремятся к мирному строительству во благо всех. Именно эта великая ТЕРПИМОСТЬ и ВСЕВМЕЩАЕМОСТЬ и есть основное качество Н.К., привлекающее к нему людей всех убеждений и всех национальностей. Качество, которого так не хватает многим нашим сородичам, и, прежде всего, узким церковникам. За нетерпимостью всегда следует разрушение. Можно сказать, что они неделимы, ибо, истинно, одно есть причина, другое – следствие.

Так, мы можем любить и даже предпочитать обрядность нашей Православной Церкви, но мы никогда не позволим себе умалить Святыню ближнего другой национальности и другого вероисповедания, ибо нет предела Божественному выражению Мысли. Как прекрасно сказано в «Бхагавад Гите»: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне». Также и второе изречение подтверждает эту же идею: «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи (о Боге), из которых каждая подобна жемчужине». В этих прекрасных изречениях ясно, что форма религии не имеет значения, но существенна лишь идея. Неужели же мы настолько невежественны, что будем умалять или отрицать все созданное Тем же БОГОМ? И всюду будем искать печать дьявола и антихриста, забыв, прежде всего, порыться у себя за пазухой. Нет, пора осознать великие слова: «Отец ваш и Отец Мой». Так, если бы мне пришлось говорить с типами вроде г-на Лукина, конечно, я сказала бы ему, что мой Бог вмещает и его Бога, ибо он, истинно, вездесущ и беспределен, но мой Христос не стоит с плетью у Храма и не грозит анафемой, но живет в сердце каждого человека, устремленного к миролюбию и благому строительству. Сердце и ум мой, истинно, принимают две заповеди, данные Иисусом, на которых, по Его же словам, «утверждается весь закон и пророки». Вы знаете их. Мне, неоднократно сподобившейся в видениях лицезреть Преподобного Сергия и знающей через Откровения Его судьбу многих стран и народов, грустно видеть заблуждения и тот тупик, в который забрело сознание некоторых сородичей, оторванных от Родины и не сумевших найти в сердце своем понимания и объяснения всему случившемуся, и обрести приток новых сил в устремлении к «Новому Небу и Новой Земле». Истинно, Учение Христа должно быть рассмотрено и очищено в свете мысли первых Подвижников Христовых. Тома «Добротолюбия» ясно указывают на те дебри, в которые все глубже и глубже заходила христианская церковь по мере прохождения веков. Достаточно прочесть постановления всех Вселенских Соборов в их последовательности, чтобы убедиться, как отходила Церковь от Первоисточника. Итак, чтобы омыть тело и Учение Христа, нужен Новый Вселенский Собор, но из образованнейших людей, чистой жизни Богословов, и начитанных в мировом масштабе. Ибо, как говорит Старец Иоанн в «Трех Разговорах» Соловьева, «всего дороже нам Сам Христос, Он Сам, а от Него все...» Очень глубоки эти слова, и только в Заветах великих Подвижников Христовых первых веков можем мы найти полное объяснение им. Также знаю я, что именно Преподобный Сергий есть Хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнется великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ ЕГО. Не сама ли Богоматерь благословила ЕГО на ПОДВИГ? Не сама ли Церковь поет: «От Бога данный России Воевода»?!

Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма. Хочу верить, что среди сородичей, обитающих в Харбине, найдется хотя бы горсточка истинных просвещенных патриотов. Н.К., столько положивший на утверждение понимания русской мысли, русской культуры и за пределами своей страны, вправе ждать от своих сородичей солидарности и поддержки против невежественных растлителей сознания. Так пусть не предают русского дела. Так пусть услышат сородичи призыв к МУЖЕСТВУ и национальному ДОСТОИНСТВУ и истинному ПАТРИОТИЗМУ.


Е.И. Рерих – В.К. Рериху
30 марта 1935 г.

Елена Ивановна Рерих. Письма Том III (1935 г.)
М.: Международный Центр Рерихов, 2001

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 15 окт 2018, 18:09

Картины Н.К. Рериха в Национальной картинной галерее Еревана, Армения

Путь великанов, 1914

Покорение Казани, 1913 или 1914 (вариант)

Покорение Казани, 1914. Панно для вестибюля Казанского вокзала в Москве, уничтожено в 1933 году

Долина Роны 1906


44123839_2183596885254977_8186187428290101248_n.jpg
44123839_2183596885254977_8186187428290101248_n.jpg (39.43 KiB) 130 просмотра


44119832_2183598551921477_4147735134193319936_n.jpg
44119832_2183598551921477_4147735134193319936_n.jpg (68.56 KiB) 130 просмотра


44023056_2183598888588110_545412648469004288_n.jpg
44023056_2183598888588110_545412648469004288_n.jpg (63.56 KiB) 130 просмотра


44085487_2183597775254888_8412279424489095168_n.jpg
44085487_2183597775254888_8412279424489095168_n.jpg (28.32 KiB) 130 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 07 ноя 2018, 21:19

Книга Людмилы Васильевны Шапошниковой "Мастер" - лучшая биография Николая Константиновича Рериха, великого художника, философа, путешественника и общественного деятеля.

http://lib.icr.su/lyudmilashaposhnikova ... 75RFBw#/I/

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 18 ноя 2018, 09:44

Каталог живописи и рисунка Н.К. и С.Н. Рерихов
http://www.icr.su/rus/katalog/

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 30 ноя 2018, 16:27

Творчество Н.К. Рериха в зеркале «плоского» мышления
В.В. Фролов

С каждым годом миропонимание Рерихов все больше распространяется среди ученых, педагогов, художников. Они используют в своей творческой деятельности философию космической реальности, позволяющую раскрывать новые качества человека, более широкие возможности его духовного совершенствования, перспективы развития общества. Иными словами, философия Рерихов, расширяя сознание людей, помогает им формировать новое космическое мышление.

В то же время есть писатели, ученые, которые, оставаясь в границах старого сознания, оказываются не способными подойти к Живой Этике как целостному синтетическому учению. Они вырывают из учения Живой Этики отдельные понятия, выражения, фрагменты, пытаясь трактовать их с позиций традиционной науки. Но, к сожалению, такие попытки не только не приносят успеха, но зачастую приводят к отрицательному результату – профанации, искажению и извращению учения Живой Этики. Более того, есть и такие, если можно так сказать, ученые, кто, не понимая смысла философии Рерихов и прикрываясь псевдонаучной терминологией, сознательно выступают с нападками на имя Рерихов и учение Живой Этики.

В ряду заказных журналистов, скандально известных писателей, одиозных церковных идеологов, всех, кто ведет информационную войну против Рерихов, в последние годы появилась еще одна фигура – это «историк» В.А. Росов. В октябре 2005 года Владимир Андреевич Росов защитил в Санкт-Петербургском университете докторскую диссертацию на тему: «Русско-американские экспедиции Н.К. Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы)», в которой попытался представить великого мыслителя, художника, путешественника и культурного деятеля Николая Константиновича Рериха как неудачливого авантюрного политика.

Главная причина такого ложного и ненаучного подхода к творчеству и культурным начинаниям Н.К. Рериха в том, что диссертанту с его «плоским» мышлением (так назвал идеологию большевиков Д.С. Мережковский) оказалось не под силу понять и раскрыть многомерную логику эволюционного развития человечества, в пространстве которой жил и работал Н.К. Рерих. Он мыслил объемно и многомерно, и все его культурные проекты, в том числе экспедиции в Центральную Азию, также имели различные уровни осуществления – космический и земной, духовный и материальный.

Однако Росов не смог уловить этой логики и попытался «систематизировать» исторический материал, исходя из своих субъективных предпочтений, не имеющих ничего общего с исторической наукой. Что из этого получилось?

В.А. Росов, опираясь на «методологию» советской исторической науки, в диссертации и других работах (изданных, кстати сказать, на деньги американских спонсоров) повторяет клеветнические измышления харбинской эмиграции о Н.К. Рерихе 30-х годов прошлого века – будто бы Н.К. Рерих стремился создать в Центральной Азии независимое «монголо-сибирское государство», для осуществления своих политических замыслов хотел ввести в Тибет вооруженный отряд, раздуть в Центральной Азии «религиозную войну» и, кроме того, был агентом советской разведки. Перечислять измышления В.А. Росова о Н.К. Рерихе можно было бы и дальше, так как из них в основном и состоят писания этого «ученого».

Между тем Николай Константинович в своих работах утверждал, что его научно-культурная деятельность к политике не имеет никакого отношения. Однако В.А. Росов почему-то не заметил или не захотел заметить этих, известных всем, кто занимается исследованием творчества Н.К. Рериха, высказываний великого культурного деятеля. Но, если Росов, изучая жизнь и творчество Н.К. Рериха, умалчивает о работах самого Николая Константиновича, тогда какое отношение имеет «диссертация» названного историка, другие его работы к исследованию творчества Н.К. Рериха и вообще к исторической науке?

Для подкрепления своей «трактовки» творчества Н.К. Рериха диссертант использовал дневники Е.И. Рерих, на основе которых под руководством Великого Учителя Еленой Ивановной были созданы книги Живой Этики, вышедшие в свет на русском языке еще в прошлом веке. Публикацию другой части своих дневниковых записей Е.И. Рерих запретила до определенного срока, ибо содержащиеся там мысли предназначались для людей с более высоким сознанием, чем наши современники. Однако В.А. Росов, добыв копии дневниковых записей Е.И.Рерих у Д. Энтина, не только тенденциозно процитировал их в своих работах, но и, нарушив волю их автора, опубликовал в 2006 году под грифом Государственного музея Востока первый том: «Елена Рерих. “Листы дневника”. 1927–1928 годы». Все это говорит о том, что В.А. Росов, не обладающий школой исторического исследования, при соприкосновении с творчеством Н.К. Рериха не только легко отбрасывает научную методологию, но и, не обремененный нравственностью, преступает этические нормы.

При этом вызывает удивление, как могло руководство Музея Востока, оформив в штат музея В.А. Росова, доверить такому ученому возглавить отдел «Наследие Рерихов»?

http://lib.icr.su/node/402

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 дек 2018, 11:24

Памяти Николая Константиновича Рериха

Весь мир был полем его деятельности.
Все человечество было для него собратьями.

Святослав Рерих


71 год назад, 13 декабря 1947 года, завершился жизненный путь выдающегося русского мыслителя, художника, просветителя мирового масштаба, автора и основателя Пакта Мира Николая Константиновича Рериха.

Елена Ивановна Рерих, соратница, другиня, как называл ее Николай Константинович, с болью писала друзьям: «Истинно, мир осиротел с его уходом. В нашем тяжком горе находим утешение в сознании, что ему была дарована лучшая доля – закончить свою светлую деятельность прекрасным аккордом, среди безумия мира еще раз провозгласить и поднять Знамя Мира и на этот раз в столь любимой им Индии. <…> Миссия его переросла планетные размеры, и устремления его уже направлялись в надземные пространства. При современном одичании и уничтожении последних остатков культурных достижений великого прошлого, при общей нивелировке всего самобытного, всего прекрасного, его фигура высилась как напряженный укор, как последний символ Творца и Певца, зовущего к Красоте Беспредельной, Красоте Вечной».

Художник и общественный деятель, ученый и исследователь − Рерих был истинным воином Культуры, который призывал человечество к защите, сохранению и приумножению ее сокровищ. Все творчество Николая Константиновича пронизано заботой о главном устое жизни − Культуре.

Преемник и продолжатель этой прекрасной миссии Николая Рериха, его младший сын Святослав Николаевич Рерих, так говорил о своем великом отце: «…Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее».

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «На этом месте 15 декабря 1947 года тело Маха Риши Николая Рериха, великого друга Индии, вошло в сферу Огня. – Ом. – Рам».

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6078

Ссылки:

Николай Рерих (1976)

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Режиссер: Р. Сергиенко

Сценарий: Р. Григорьева, Л. Шапошникова

Консультанты: П. Беликов, А. Зелинский

Письмена. Николай и Святослав Рерихи (2004)

Долгие годы творческое наследие Николая Рериха в СССР рассматривали, прежде всего, с художественных позиций. Маститые искусствоведы, признавая значимость вклада художника в мировое искусство, пытались разобраться в эволюции живописи Рериха, но все стало на свои места, когда стали рассматривать работы художника как своеобразный «дневник души и сердца». Полотна Рериха – это «письмена», несущие глубокий смысл его научных и философских поисков. Судьба художника неразделима с судьбами жены – Елены Рерих и сыновей – Юрия и Святослава. Младший сын, Святослав Николаевич продолжил дело отца и стал самобытным, оригинальным художником. Изобразительный ряд фильма строится на живописных полотнах Николая Рериха разных лет. В фильме принимает участие ученый-индолог Л.В. Шапошникова.

Режиссер: В. Шатин.

Рерих С.Н. Щедрый синтез. Бангалор, 1964 г.

Рерих С.Н. Слово об отце. Выступление в Академии художеств СССР на научной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К. Рериха, 25 ноября 1974 г.

Шапошникова Л.В. Н.К. Рерих как мыслитель и историк культуры. Опубликовано в сборнике РАН Новая и новейшая история. – 2006. – № 4. – C.128–165

Выдающиеся люди о Николае Константиновиче Рерихе


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость