История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 25 мар 2022, 09:07

Лекция «Образ Феодора Тирона в творчестве Н.К.Рериха, православии и русской духовной традиции

Международный Центр Рерихов продолжает цикл мероприятий в рамках лектория «Рерихи – космос творчества», начавшегося в 2019 году в Российской академии художеств.

Феодор Тирон – Святой Великомученик, чтимый как в Православии, так и в католичестве. Он был одним из тех духовных подвижников первых веков христианства, которые не только жизнью, но и своей мученической кончиной утверждали идеалы нового духовного учения.
К его образу Н.К.Рерих обращался в 1917 и 1940 годах, вспоминал его на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, называл картину, ему посвященную, призывом к обороне Родины.

Почему этот образ был важен для художника? Что за Весть принесла стрела с огненным свитком? Почему стрела – призыв к обороне – послана Святому, жившему в III–IV вв. в далекой Малой Азии? Как этот Святой связан с Русью, Россией?
Об этом автор представит свое видение в беседе о картине Н.К.Рериха «Весть Тирону».

Лекция состоится 26 марта 2022 года в 12:00 (московское время) и будет проходить в онлайн-формате.

Лектор: Ирина Алексеевна Садовская, музыковед, педагог, сотрудник Культурного Центра имени Н.К. Рериха (Казахстан, Алма-Ата).
Трансляция лекции на канале Международного Центра Рерихов: https://www.youtube.com/watch?v=X18_CiV ... b_imp_woyt

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 28 мар 2022, 10:51

Онлайн-экскурсия «Николай Рерих. Триптих “Fiat Rex” – духовная жемчужина в экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха»

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7351

Дорогие друзья!

28 марта в 16:00 (московское время) состоится новая онлайн-экскурсия по виртуальной экспозиции нашего общественного Музея имени Н.К. Рериха. Она пройдет в рамках просветительского проекта «Прогулки по музеям онлайн» методического центра Департамента образования и науки города Москвы.

Тема: «Николай Рерих. Триптих “Fiat Rex” – духовная жемчужина в экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха».

Онлайн-экскурсию проведет Эдуард Русланович Крамп, научный сотрудник отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Трансляция на YouTube-канале Международного Центра Рерихов:
https://youtu.be/-GH2MPOz9aA

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2023, 09:16

Онлайн-лекция «Образ Гесэр Хана в наследии Рерихов»

Продолжается цикл мероприятий культурно-просветительского лектория «Рерихи – космос творчества», начавшегося в 2019 году.

18 февраля 2023 года состоится онлайн-лекция «Образ Гесэр Хана в наследии Рерихов».

Лектор: Людмила Ивановна Глущенко, исследователь творчества Рерихов, председатель Культурного Центра имени Н.К. Рериха, Алма-Ата, Казахстан.

Вклад семьи Рерихов в исследование одного из самых распространённых в Азии эпосов о Гесэр Хане, поистине, неоценим. В ходе знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928), организованной Николаем Константиновичем Рерихом, были записаны ранее неизвестные версии эпоса, выявлена история создания и распространения, его современное положение в культурах народов Азии. Но самое главное, Рерихи увидели в традиционном облике мифологического персонажа Гесэр Хана черты культурного героя и исторической реальности.

Лекция «Образ Гесэр Хана в наследии Рерихов» состоится 18 февраля 2023 года в 12.00 (МСК) и будет проходить в онлайн-формате.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7639

https://www.youtube.com/watch?v=HBPHHlJ ... b_imp_woyt

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 15 апр 2023, 07:45

Онлайн-лекция «Живопись Н.К. Рериха: философия в красках»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение культурно-исторического наследия Рерихов для России».

12 апреля 2023 года в 16:00 состоялась четвертая лекция: «Живопись Н.К. Рериха: философия в красках».

Художественное творчество Николая Рериха – совершенно особое явление в мировой культуре, до конца еще не осмысленное и не изученное. Оно восхищало современников великого русского художника и продолжает восхищать нас так же, как «Троица» Рублева или «Джоконда» Леонардо да Винчи. Секрет притягательности произведений Н.К. Рериха в их философской глубине и смысловой насыщенности, в богатстве сюжетов и разнообразии красочных сочетаний, укорененных в духовной неисчерпаемости личности самого Мастера.

Любое живописное произведение Н.К. Рериха – это запечатленная в образах глубокая мудрость философского Учения Живой Этики, которое утверждает высокое предназначение человека, смысл его пребывания на Земле, великие творческие силы и возможности. Утверждая общечеловеческие идеалы добра и красоты, Мастер приоткрывает перед нами двери в высшую духовную реальность, свет которой мы ощущаем в произведениях истинно высокого искусства. В силу своей вневременности и человечности творчество Николая Рериха всегда будет актуальным, а личность самого художника не перестанет вдохновлять последующие поколения.

Лектор: Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, музеолог, руководитель Отдела развития общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7675

https://www.youtube.com/watch?v=crSbu6g ... b_imp_woyt

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 май 2023, 13:27

1.35.19 - 2.04.15 Л.В. Хоменок о картине Н.К. Рериха "Весна Священная"

https://www.youtube.com/watch?v=kLsjgySIl8U

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Евгений » 08 июл 2023, 18:18

Онлайн-лекция «Феномен Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение культурно-исторического наследия Рерихов для России».

10 июля 2023 года (понедельник) в 16:00 в рамках программы состоится одиннадцатая лекция «Феномен Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха», которая пройдет в онлайн-формате.

Легендарная Шамбала – одно из самых загадочных и малоизученных явлений современности. До сих пор идут дискуссии, что есть Шамбала – миф или историческая реальность?

Тема Шамбалы занимает особое место в работах Н.К. Рериха и проходит через его литературное и художественное творчество. В 1923–1928 годах состоялась Центрально-Азиатская экспедиция под руководством Н.К.Рериха, во время которой он собрал немало ценного материала о загадочной и прекрасной Шамбале. Путевые заметки Н.К.Рериха, его очерки, картины, созданные на нелегких экспедиционных путях, погружают в духовную жизнь Азии, приближают к пониманию самого священного слова Востока – Шамбала. «Древнейшие Веды и последующие Пураны и прочая самая разнообразная литература, – отмечал Н.К. Рерих, – выдвигают необычайное значение для Азии таинственного слова — Шамбала. И в крупных азиатских центрах, где священные понятия произносятся уже со стыдливой оглядкой, и в безбрежных пустынях Монгольской Гоби слово о Великой Шамбале, или таинственной Калапа индусов, звучит, как символ Великого Будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучал Восток и знает пульс современной Азии».

Опираясь на всесторонний анализ легенд, мифов, сказаний и фактов, а также личный опыт сотрудничества с Махатмами Востока, Н.К. Рерих создает свой образ Шамбалы как реально существующей на Земле духовной Обители Учителей человечества.

Лектор: Ольга Николаевна Калинкина, кандидат социологических наук, социолог, психолог, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры (Пермь, Россия).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7743

https://www.youtube.com/watch?v=uFFxWTi ... b_imp_woyt

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 03 авг 2023, 14:41

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение культурно-исторического наследия Рерихов для России».

7 августа 2023 года (понедельник) в 16:00 (московское время) в рамках программы состоится двенадцатая лекция «Понятие горного пейзажа Гималаев в творчестве Николая Константиновича Рериха», которая пройдет в онлайн-формате.

Н.К. Рерих – первый русский художник, в живописном творчестве которого горный пейзаж играет значительную роль. И в русском, и в мировом искусстве XX века Н.К. Рерих по праву был назван мастером горного пейзажа. Огромные, разнообразные, пленительные, зовущие образы горного мира служили темой для большинства его великолепных художественных произведений на протяжении последних двадцати лет жизни.

Гималаи занимают особое место в работах Н.К. Рериха не только как обычные горы со всеми их особенностями и неповторимыми пейзажами. В Индии Рерих жил в постоянном окружении гор (Западные Гималаи), совершая поездки в районы Восточных Гималаев и Тибета. Трудно назвать другого художника на Западе и в самой Индии, который с такой силой, полнотой и выразительностью отобразил мощь, величие и красоту Гималаев. Они как будто вошли в его творческое мышление, стали неотъемлемой частью его духовного мира и убедительно и мощно выразили его.

Гималаи – истинная драгоценность Индии, которая по представлениям Н.К. Рериха является зримым символом духовного восхождения человека. Это то исключительное место, где, согласно преданию, жили Риши и Пандавы, была слышна священная флейта Кришны, жил Благословенный Гаутама Будда и где рождались Веды. Гималаи для Рериха символизируют красоту и гармонию природы, различные виды которой он так много запечатлел в своих картинах. Художник был также убежден, что Гималаи хранят ключ ко многим тайнам истории планеты и человечества. Об этом он увлеченно повествовал кистью и словом в своих творческих работах.

Лектор: Нараян Мита, профессор Центра русских исследований Университета имени Джавахарлала Неру (г. Нью-Дели, Индия).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7756

https://www.youtube.com/watch?v=I5Sxb8T2a-A

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 13 авг 2023, 20:29

Онлайн-лекция «Образ Индии в творчестве Н.К. Рериха»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение культурно-исторического наследия Рерихов для России».

15 августа 2023 года (вторник) в 16:00 в рамках программы состоится тринадцатая лекция «Образ Индии в творчестве Н.К.Рериха», которая пройдет в онлайн-формате.

У Н.К. Рериха было совершенно особое отношение к Индии, которую он хорошо знал и любил. Особенно ему было дорого то, что в индийской и русской культуре он находил много объединяющего, и здесь дело, как он считал, не в этнографии или филологии, хотя в русском языке много санскритских корней, а в чем-то очень глубоком, многозначительном, что сулит неожиданные открытия в будущем. Особая притягательность Индии в том, что она сохраняет в своих недрах древний Источник знаний, родник чистой мысли, поиск которого привлекал многие умы, как на Западе, так и на Востоке. О нем говорится в легендах, эпосах и сказаниях разных народов. Из этого Источника сто лет назад пришел к человечеству духовный Зов в форме Учения Живой Этики. И первыми этот Зов восприняли Рерихи.

С Живой Этикой были связаны жизненные и творческие задачи Н.К. Рериха и всей его семьи. Идеи Учения, несущего космическое мироощущение, нашли в творчестве Рериха благодатную почву, поскольку, как яркий представитель русского Серебряного века, он обладал способностью мыслить космическими масштабами, и это отразилось в его вúдении Индии, ее прошлого, настоящего и будущего. На языке Прекрасного, понятного всем народам, художник на своих живописных полотнах и в литературных произведениях раскрывал духовное содержание культурных сокровищ Индии. И если собрать воедино картины Н.К. Рериха, посвященные Индии, то получится целая энциклопедия насыщенной культурной жизни народа, где существуют боги и герои, мудрецы и подвижники, где есть место ослепительным горным вершинам, величественным рекам, памятникам культуры, вековым традициям, преданиям и легендам. Рерих как художник и мыслитель принес на родину истинные знания о Востоке, его духовное послание о том нравственно значимом, что определяет жизнь человека, страны, мира в грандиозном процессе космической эволюции.

Лектор: Дьяченко Ирина Юрьевна, кандидат культурологии, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР (Москва).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7759

https://www.youtube.com/watch?v=lZ1bLq9MXfc

Лея
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 07 окт 2023, 09:18

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Лея » 11 окт 2023, 05:25

Е.С. Кулакова
кандидат искусствоведения,
руководитель Народного музея семьи Рерихов
библиотеки им. Д.С. Лихачева,
г. Новокузнецк


МАТЕРЬ МИРА КАК ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА КОСМОСА


Книги Учения Живой Этики впервые были опубликованы в 20–30-х годах прошлого века. В их создании принимал непосредственное участие Великий Учитель и его ближайшие сподвижники, и последователи – Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи. Создатели нового Учения шире, чем современная им наука, трактовали такие фундаментальные понятия, как материя, дух, энергия, и рассматривали Мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и человека. «Идеи Живой Этики – не отвлеченные, не абстрактные, – отмечает Л.В.Шапошникова. – Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя все самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, они несут огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению. <…> Живая Этика способствует такому пониманию человеком событий, “которое бы отражало суть и основу всей Вселенной”, по словам Н.К.Рериха. Осмысливая место человека в системе космической эволюции, создатели Живой Этики утверждали, что “человек является источником знания и самым мощным претворителем Космических Сил” <…> Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос» [1, с. 225–226].

Ход космической эволюции, согласно Живой Этике, направляется Иерархией одухотворенного Космоса, которая состоит из Тех, кто стал ее сознательным субъектом [2]. На Земле эта Иерархия представлена Великими Учителями, во главе которой, как пишет Е.И.Рерих в письмах, стоит Матерь Мира [3, с. 284]. В Живой Этике Матерь Мира предстает как «высшее явление Космоса» [4, 201], как «Дающая жизнь» [4, 201], как «сила, украшающая нашу Вселенную» [4, 156] и «великая творческая сила в нашей сущности» [4, 38], как «великая Сотрудница Космического Разума» [5, 9], «Дательница радости космического творчества» [5, 9]. Ее созидательная Сила присутствует во всех проявлениях Космической жизни.

Но человечество в результате длительного пренебрежения космическими законами «так нарушило Магнит Бытия, что нужно установить строительство новой жизни» [4, 227]. И ключевым моментом в этом вопросе становится, говоря словами Авторов Живой Этики, «водворение Начала Матери Мира» [4, 227]. «Каждый Владыка приносил планете утерянное равновесие, но дух человеческий настолько проникся чувством антагонизма, что не может достичь назначения, указанного Владыками, – сказано в книге «Беспредельность». – Потому на страшном противоречии растет человечество, и волны зальют мышление, нарушенное явлением отрицания Света как Матери Мира» [4, 79]. И еще: «Мы, Братья человечества, боремся за Магнит Космический и принцип жизни. <…> В напряжении, среди чудовищного непонимания человечеством принципов Бытия, Мы даем Новый Завет. К этому Завету Мы зовем человечество. В этом великом Завете лежит принцип Бытия! Скажем человечеству: “Чтите Начала, чтите Матерь Мира, чтите величие Завета Космического Магнита!”» [4, 227].

В древности почитание Матери Мира стояло на большой высоте. Она «жила в культах древних как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода» [4, 38]. Ее Космический Аспект, или Мулапракрити, все в себе вмещающая, все в себе зарождающая, воспринимался через образы богинь в мифологическом и религиозном мышлении разных народов [3, с. 504]. В Индии Ее чтут как богиню Кали или Дургу, в Монголии и Тибете как Дуккар или Белую Тару, в Египте Ей поклонялись как богине Изиде, в Вавилоне как богине Иштар. Некоторые последователи Учения Христа, например гностики, отождествляли Святой Дух с Женским аспектом Творца. Матерь Мира в течение длительного периода эволюции человечества проявляла себя и через избранных людей – Вестников космической эволюции, осуществляя через них свое творчество на планете Земля [6, с. 29]. К таким вестникам безусловно можно отнести Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов.


Тема Матери Мира неоднократно звучит в литературных трудах и художественном творчестве Н.К.Рериха. Он посвящает Владычице самые прекрасные и возвышенные слова, утверждая Ее Имя в пространстве и сознании тысяч людей. «Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов, – писал художник. – Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это есть лишь фазы движения, недоступные нашему глазу. Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции!» [7, с. 34].

Художественный образ Царицы Небесной Николай Константинович воплощает в росписи церкви Святого Духа в селе Талашкино в 1911–1914 годах. Здесь Рерих выходит за рамки традиционной иконографии и создает собственное представление православного вероисповедания, основанное на древнейших учениях о Святом Духе как проявлении Женского аспекта Творца – Духа Утешителя, «силы Божественной духовной радости». В алтарной части Храма Образ Владычицы Небесной предстает перед зрителем как незыблемая скала, возвышающаяся над бурной и опасной рекой Жизни. Владычица, говоря словами Н.К.Рериха, «ясным покровом хочет покрыть людское все горе греховное» [8, с. 38], «за людской род возносит моления. <…> О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении» [8, с. 38–39]. Молитвенный жест Ее рук шлет благословение всем плывущим по реке Жизни, а взор, устремленный в Вечность, передает духовную мощь Владычицы, объемлющую собой всю Вселенную.

Образ Царицы Небесной вырастает в творчестве Н.К.Рериха до образа Матери Мира, к которому он обращается дважды в 1924 году. Именно в этом году к Земле приближается звезда Матери Мира и создаются благоприятные условия для проявления Великой Женской Индивидуальности. «Урусвати – пора сказать, что так Зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле, – говорится в книге «Озарение». – Издавна она была символом Матери Мира, и эпоха Матери Мира должна начаться, когда Ее звезда приблизится к Земле небывало. Великая эпоха начинается, ибо духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли» [9, ч. II, IV, 11]. Об этом событии Е.И.Рерих неоднократно сообщала в письмах своим корреспондентам, что «Лучи Светила Матери Мира достигли Земли и, окропив ее, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни» [10, с. 310].

Сама Елена Ивановна в 1924 году в день памяти Сергия Радонежского 18 июля видела Матерь Мира. Она описала это видение в рукописи «Сны и видения», и оно легло в основу картины Николая Константиновича «Матерь Мира» (1924) из собрания Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве [10, с. 310]. В видении, которого она удостоилась, Матерь Мира ясно и отчетливо возникает как «сидящая женская фигура в голубовато-лиловых тонах» [11, с. 76]. «Голова и лик ее накрыты плотным платом, – пишет она, – виднелся лишь подбородок слегка телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугою. Женщина эта подняла руку – телесную, украшенную серебряными обручами, и, как бы отстраняясь от чегото внизу, на земле, повернулась к Старцу» [11, с. 76]. Величественный Образ Матери Мира на картине Рериха показан как Источник Неугасимого Света среди ночной синевы. Сияние Ее серебряной ауры, словно сотканной из чистейшей блистающей пряжи, перекликается со световыми окнами квадратов на покрывале – символом совершенства, светящимся геометрическим рисунком на плате, скрывающем Лик, и светом звезд. Над Матерью Мира ярко горит Ее Звезда – знак наступающей Новой Эпохи, справа и слева от которой видны созвездия Орион и Большой Медведицы, символизирующие проявления самого Творца [12, с. 209]. «На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику, – пишет Н.К.Рерих в своей книге «Твердыня Пламенная». – Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!» [13, с. 170].

«Космическое Дыхание Матери Мира всепроникающее, – утверждают Авторы Живой Этики. – Истинно, все им проникнуто. Жизнь от малейших былинок до неисчислимых величин движется и дышит этим Дыханием. Как же не осознать силу, движущую Вселенной! Как же не задуматься над сущностью Бытия! Вникните в ритм космической энергии и поймите ритм эволюции. Сущность эволюции неизменна и измеряется явлением Беспредельности. Устрашающиеся конца, повернитесь к сиянию Матери Мира и утвердитесь в понимании эволюции» [4, 10].

Второй вариант картины «Матерь Мира», созданный в том же 1924 году, на наш взгляд, был написан Н.К.Рерихом позже предыдущего. В нем объединены образ Матери Мира, выполненный художником по видению Елены Ивановны, и образ Царицы Небесной, созданный в Талашкино, в новый образ Владычицы Мира, осиянный космической красотой. Сохранив положение фигуры Великой Матери, благословляющий жест Ее рук и рисунок плаща как в росписи храма Святого Духа, художник, основываясь на видении Елены Ивановны, скрывает Лик Матери покровом, окружает Ее лилово-голубым сиянием, сохраняя как в первом варианте одноименной картины созвездия Орион и Большой Медведицы, а также звезду Матери Мира. Бурные воды реки Жизни, по берегам которой «гибнут спутники неумелые» [8, с. 38] в храмовой росписи в Талашкино, сменяет в этой картине спокойное течение вод вечной Мировой реки с плавающими по легким волнам рыбами, олицетворяющими, по всей вероятности, переход эпохи Рыб в эпоху Водолея. Образ Матери Мира в окружении знаков приближающейся Новой эпохи и с предстоящими двумя женщинами, с Востока и Запада, открывает нам страницу будущего человечества, когда Женский аспект Творца будет понят как «Лик эволюции» [7, с. 34] и высшая реальность одухотворенного Космоса.

«Уже Говорил вам, что Матерь Мира скрывает Имя Свое. Уже Показал вам, как Матерь Мира закрывает Лик Свой. Уже Помянул о Матери Будды и Христа, – говорит Учитель в книге «Озарение». – Конечно, теперь пора указать, что Матерь общая Владыкам – не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, Которая учила и рукоположила Их на подвиг. С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По Истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить. При Синае Ее Голос звучал. Образ Кали был принимаем. Основа Изиды, Истар. После Атлантиды, когда был нанесен удар культу духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияет теперь» [9, ч. II, VIII, 11].

Олицетворением Матери Мира на Земле была Елена Ивановна Рерих. Об этом говорят книги Живой Этики и «Грани Агни Йоги». «Вместилище Матери Мира имеет все отражения на Земле. Одно из них, самое сильное и напряженное, есть явление идущей Тары», – сказано в книге «Иерархия» [5, 10]. «Тара Белая оявлена как Матерь Мира для будущей Эпохи и для ярого осознания Твердыни Знания», – утверждает Учитель [14, с. 389]. «Матерь Агни Йоги есть представительница Матери Мира на Земле и олицетворение женского начала», – говорит Николай Константинович Рерих в «Гранях Агни Йоги» [15, 143]. И слова Матери Мира – о том же: «Моей Представительницей была Огненная Матерь на вашей Земле, Ею же останется и ныне в ауре земной, выполняя Поручение Мое на плане Надземном» [16, 400].

С именем Е.И.Рерих, как и с именем Матери Мира, связаны такие понятия, как Красота, Сердце, Подвиг, дальние миры, новое человечество. «Да, истинно, Матерь Мира обладает магнитом Красоты», – говорится в книге «Беспредельность» [4, 178]. И Слова Учителя о Елене Ивановне Рерих: «Когда Тара Сердца озаряет мир любовью, тогда она утверждается явлением Красоты. Скажу – живешь и будешь жить, как символ Красоты» [11, с. 210]. Красота подвига лежит в основе духотворчества Матери Мира [4, 117]. Елена Ивановна Рерих шла тем же путем духотворчества, что требовало огненного преображения всего ее существа, а значит, непрестанного подвига. Она даже названа в Учении «Тарой Подвига» [4, 208]. «В твоей завершающей жизни лежит, как камень основания, подвиг Матери Мира, – говорит Учитель. – Ты создаешь ту психожизнь в творчестве около явленных сфер» [11, с. 164]. И еще: «Ты не придаешь много значения твоему подвигу. Твой подвиг – в твоем вечно дающем сердце для эволюции духа и чистой Матери Мира» [11, с. 173].

Дальние миры – сфера космической деятельности Матери Мира. И в Живой Этике много говорится о жизни в дальних Мирах, о Звезде и Лучах Матери Мира о Беспредельности. Подготовка «к сношению с дальними мирами» [17, ч. I, VII, 1] есть одна из важнейших эволюционных задач, которые ставят перед нами Учителя. Елена Ивановна Рерих благодаря своему Огненному Опыту смогла осуществить сотрудничество с дальними мирами, открыв эту возможность будущему человечеству. «Отдающий себя на соединение пространственного огня с планетою утвержден, как звено планеты с дальними мирами, – говорит Учитель. – Ты, Моя Урусвати, так пламенно устремляешься к утверждению звена – Я радуюсь!» [11, с. 188].

Открытие пути для нового энергетического вида человечества или детей нового сознания – тоже заслуга Елена Ивановны. Без огненного преображения Елены Ивановны их появление было бы невозможно. «Новая раса утверждается огнем, утвержденным творчеством синтеза “Лотоса” Урусвати, – сказано в книге «Беспредельность». – Каждая новая космическая сила передается. Да, да, да! Так невидимо входит в бытие человечества новая сила. Тара творит!» [4, 217]. Так Тара Урусвати – Елена Ивановна Рерих своим героическим духотворчеством проложила людям «земной путь к высотам космической эволюции» [18, с. 137] и положила начало Нового Мира [18, с. 136].

После ее ухода в 1955 году Борис Николаевич Абрамов, ученик Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, пошел по стопам своей Ведущей, раскрывая «Беспредельность для мира» [19, 338]. В записях текстов, исходящих из Высокого Источника, им запечатлена информация от Великого Учителя, Н.К.Рериха или Гуру, Е.И.Рерих или Матери Агни Йоги, и Матери Мира. Общение с Матерью Мира стало возможным для Бориса Николаевича благодаря его преданности и любви к Елене Ивановне Рерих, воплощающей высший принцип Матери Мира на Земле. Она стала для него духовной матерью, которая помогала ему подниматься к истинным Высотам совершенствования. «Вы единственный человек, кого я в глубинах моего сердца называю “мама” и вкладываю в это слово всю нежность, всю ласку, всю любовь сердца, никогда сознательно не обращавшего этого слова, великого слова к другому человеку. <…> Итак, в тайниках моего сердца я называю Вас “мама”, не знаю, почему я это делаю, не знаю, отчего и как родилось это чувство и желание это сделать. <…> Знайте, что мы с Нинкой Ваши навсегда и без всяких условий», – писал он ей [20, с. 18–19]. «…Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем, – отвечала ему Елена Ивановна, – и явиться Вам Матерью, но земного начала, еще сильно выраженного во мне. Я опасаюсь Вашего разочарования при нашей встрече! Я люблю простоту во всем, и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания» [21, с. 246–247].

В общении с Еленой Ивановной Рерих в сознании Бориса Николаевича крепнут мысли о подвиге, а в сердце все сильнее разгорается любовь к Иерархии Света. Подвиг и любовь к Высшему становятся фундаментом его внутренней жизни. «Для меня наш Любимый (Н.К.Рерих. – Е.К.), Матерь и Великий Владыка – вот все мое. У меня нет других и не будет. Я из однолюбов Иерархии», – пишет он своей Ведущей [20, с. 24]. Для Елены Ивановны Борис Николаевич Абрамов смог стать незаменимым помощником, дающим всегда и ничего не требующим взамен. Он думал о том, как принести и дать, умел заботиться и охранить ее. «Так через сына Будем творить, завершая последний период Ее жизни, – говорит Учитель в Записях Абрамова 1955 года. – Ее будешь утверждать пониманием значения последнего Поручения. Став незаменимым и не таким, как берущие, станешь всех ближе, ибо будет в тебе нужда и необходимость. <…> После большой раздачи в тебе будет находить отдых и восстановление сил. <…> Думают, что лишь слабые нуждаются в поддержке и помощи, но это неверно: там, где огромен расход энергии огненной, там помощь и поддержка особенно сильно нужны. <…> Много сможешь помочь Ей, Ее труды разделив. Ее возвышая в глазах людей, будешь утверждать истину, ибо сияние надземное Матери Огненной Йоги будет оценено и зримым лишь в веках» [22, 312].

Борису Николаевичу Абрамову, связанному с Еленой Ивановной Рерих внутренней связью и разделившему ее труды, была дана возможность «через Матерь Агни Йоги с Великой Матерью войти в Общение» [15, 620]. Еще в 1954 году в одном из писем Абрамову Елена Ивановна писала: «Вел[икий] Вл[адыка] явил Вам свою Любовь, приняв Аспект Матери, ибо Вы возлюбили Образ Матери. Истинно, Вел[икий] Вл[адыка] и Мать, и Отец, и Друг, и Возлюбленный. Все Образы сливаются в этой единой прекрасной Любви к Высшему Идеалу. Полнота этого чувства ни с чем несравнима!» [14, с. 46].

Первые Записи текстов, исходящих от Матери Мира, Б.Н.Абрамов начал фиксировать в 1956 году, вскоре после ухода Елены Ивановны Рерих. Матерь Мира принимает Бориса Николаевича как сотрудника, который трудится в Ее Лучах. Ему дается право свидетельствовать о Великой Матери и нести Ее Свет людям. «Принимаю тебя сотрудником Света в Сфере Моей, – говорит Она. – Отныне ты будешь трудиться в Лучах Моих, сердце твое служению Матери Мира предавши» [14, с. 493–494]. В посланиях Матери Мира Б.Н.Абрамову в полном созвучии с Учением Живой Этики даются обширные знания о Беспредельности, о дальних мирах, о Звезде и Лучах Матери Мира, которые выводят сознание человека за пределы Земли на космический простор. «С Беспредельностью тоже можно общаться, – говорит Матерь Мира. – Человек – в Беспредельности, и все из нее, и все в ней. Узоры духа в пространстве, узоры планет, систем и целых галактик в ней существуют. Велико лоно пространства от верху до низа. От начала времен до конца. И самая Вечность тоже обнимается Беспредельностью» [7, с. 51]. Матерь Мира указует принять ее в жизни «как влекущий в Беспредельность магнит» [7, с. 260], сообщает сведения о жизни в Дальних Мирах, Лучи которых оказывают благотворное влияние на жизнь Земли и в будущем будут измеряться в звездных лабораториях [7, с. 89], Говорит о важности познания Космических законов, которые применимы «в любой точке или сфере пространства» [7, с. 246]. Из записей Б.Н.Абрамова читатель узнает, что Лучи Звезды Матери Мира постепенно преображают и разряжают плотную материю Земли и сознание землян, содействуя общей эволюции человечества [7, с. 6]. «Надо мыслить сейчас о пространственной жизни, пока дух воплощен на Земле, – призывает Матерь Мира. – Мысль от текущего дня, но устремленная ко Мне, в Беспредельность, духу послужит мостом в Сферы Мои устремиться, когда наступит момент освобождения от тела земного. Для этого нужно понять, пока тело еще на Земле, что дом духа там, где сам дух» [7, с. 202].

Через записи Б.Н.Абрамова Учитель дает немало сведений о Матери Мира и раскрывает обширный спектр ее проявлений. «Высочайший аспект Женского Начала выражен в Образе Матери Мира. Ее несказуемой мощью идет творчество Владык» [23, 539] и «Тот, кто хочет творить и понять сущность искусства, должен прежде понять, силой какою творит человек» [23, 539]; «Их Восемь Ты Послала на подвиг» [16, 40]; «Лучи Звезды Матери Мира сияют над миром. Эпоха Огня началась. Эпоха Матери Мира, Эпоха женщины; на наличии двух Начал построены все явления жизни» [25, 92] и «Матерь Мира зальет Лучами Своими планету, сливая их с Лучами Владыки Майтрейи» [26, 93]; «Космически мыслить легче учиться начать на дальней планете Владычицы Мира» [26, 71] и «На Востоке жизнь, проявленную в видимости, называют игрою Великой Матери Мира» [27, 160]; «Гора Матери Мира Символом может служить величия мира земного» [24, 567]; и «На вершине Горы Матери Мира можно утвердиться прочно и навсегда. Она возвышается над планетой как маяк спасения, как цель устремлений, как прибежище духа от шума и суеты материального мира» [28, 419].

Если собрать весь материал о Матери Мира и Матери Агни Йоги из записей Б.Н.Абрамова вместе, то получится целая книга. Вероятно, в будущем такая книга будет издана. Еще в 1954 году Е.И.Рерих писала в письме супругам Абрамовым: «Сердце мое принимает и хранит присланные Вами страницы. Они войдут в книгу о Матери – так Сказано» [14, с. 366]. Борис Андреевич Данилов, ученик Б.Н.Абрамова, внес свой личный вклад в создание будущей книги о Матери, издав девятнадцать томов записей своего духовного учителя, известных сегодня как «Грани Агни Йоги».

Так в Учении Живой Этики, трудах Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, записях Бориса Николаевича Абрамова Матерь Мира утверждается в новом понимании и новом аспекте как творческая Сила Космоса, содействующая вхождению земного человечества в орбиту Космической Жизни и открывающая Новую Эпоху для планеты Земля.



Литература

1. Шапошникова Л.В. Этическая философия космической эволюции // Держава Рерихов: Статьи и выступления: в 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006.

2. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. Бюллетень комиссии по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского / Комисс. РАН. Вып. 18. М.: Наука, 2005. Электронный ресурс: http://www.icr.su/rus/evolution/ethics/02.php

3. Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2001.

4. Учение Живой Этики. Беспредельность.

5. Учение Живой Этики. Иерархия.

6. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. 2008. № 4.

7. Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.

8. Рерих Н.К. Сказки. Л., 1991.

9. Учение Живой Этики. Озарение.

10. Рерих Е.И. Письма. Т. IV. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2002.

11. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.

12. Музей имени Н.К.Рериха: Путеводитель. М.: МЦР, 2006.

13. Рерих Н. Твердыня Пламенная. Рига, 1991.

14. Рерих Е.И. Письма. Т. IX. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2009.

15. Грани Агни Йоги. 1956. Новосибирск: Алгим, 2009.

16. Грани Агни Йоги. 1958. Новосибирск: Алгим, 2007.

17. Учение Живой Этики. Община.

18. Шапошникова Л.В. Героическое творчество Е.И.Рерих / Л.В.Шапошникова. Сотрудница Космических Сил. М.: МЦР, 2009.

19. Грани Агни Йоги. 1957. Новосибирск: Алгим, 2008.

20. По праву сыновства. Письма Б.Н.Абрамова Е.И.Рерих // Культура и время. 2008. № 2.

21. Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…» Пять писем Е.И.Рерих // Беседы с Учителем. Избранные письма Е.И.Рерих. Рига, 2001.

22. Грани Агни Йоги. 1955. Новосибирск: Алгим, 2010.

23. Грани Агни Йоги. Т. V. Новосибирск: Алгим, 1994.

24. Грани Агни Йоги. Т. IX. Новосибирск: Алгим, 1996.

25. Грани Агни Йоги. 1959. Новосибирск: Алгим, 2004.

26. Грани Агни Йоги. Т. III. Новосибирск: Алгим, 1994.

27. Грани Агни Йоги. Т. VII. Новосибирск: Алгим, 1995.

28. Грани Агни Йоги. Т. XIII. Новосибирск: Алгим, 1998.

https://lib.icr.su/node/2395



Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей