История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 06 ноя 2023, 07:33

К.А. Молчанова «Будущее планеты – русский век»
(по картинам Н.К.Рериха)

Кира Алексеевна оставила яркий след в рериховском движении. Общественный деятель, исследователь и популяризатор наследия Рерихов, организатор и бессменный председатель эстонского общества Рериха до 2015 года, член Международного Совета рериховских организаций имени С.Н.Рериха.

Многие художники и кисти, и слова искали поэтический образ России и стремились выразить ее суть. Неоспоримо прекрасный образ летящей тройки дал Н.В.Гоголь. Таинственную загадочность выразил Ф.И.Тютчев. Мечта И.И.Левитана довести свое восприятие России до обобщенного символа осталась, однако, мечтой; не удалось это также М.В.Нестерову, Рерих же нашел свой самобытный эпохальный, устремленный в будущее образ России и в живописи, и в слове.

«Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет… Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками – храмами». (Рерих Н.К. М.: МЦР, 1992, С.41) Это написано в 1916 году, повторено в 1937-м.

Белеет Русь «путевыми знаками – храмами», белеют ими и полотна Рериха. «Спас Нередица» (1899), «Псковский погост» (1904, 1922), «Сумерки» (без даты), «Сергиева пустынь» (1933). Все эти картины являются поэмой о красоте народного творчества и сказанием о дремлющей силе русской души. Е.И.Рерих неоднократно писала о великом духовном потенциале России и о том, что «…на арене мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли, культурно-географический мир. Напряженный взор прозирает в будущее: не уходит ли к Востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада?…». (Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т.1. С.99)

И вот кульминация образа: «Пустынь», или «Церковь Сергия» (1935-1936) – белокаменный однокупольный древнерусский храм, возвышающийся на пологой вершине. За склоном горы слева виднеются вдали две синеющие вершины буквой М. Справа от храма, отдельно, пониже стоит звонница. Два проема на ней вверху, и в них два колокола: маленький и побольше. Южная стена храма и южная часть звонницы освещены низким зимним солнцем. Белыми отсветами звездой вокруг храма светится снег. Над входом изображение Богоматери… Безмолвно стоит храм, таинственно, в центре звезды. Он стал энергетическим центром планеты. Медленно поднимается ввысь, в лазурное небо. Стынет земля. Все затаилось вокруг. Поет морозная тишина. Где найдет путник приют и силу для своего восхождения? Здесь, в храме Сергия!

Имя святого Сергия для русской души нетленно. Имя святого Сергия – нравственная опора народа. Идеалы народные питались Светом Сергия, Его Светом, на продолжении столетий. Картина «Небесный Свет» (1931) – Свет Того, «кому русская земля поручена»:

— А когда же поручена русская земля?

— Изначала.

— Да на какое же время?

— А на все будущее.

— А когда же оно наступит?

— А это Ему лучше знать.

Так говорила Рериху в 1926 году на Алтае «неграмотная белухская тетка» (очерк «Преподобный Сергий», 1930). Сердце русского народа живет несказуемой радостью о Высшем Водительстве. Счастье истинно русского человека в слиянии с Силой Небесною. И потому радость у народа особенная, когда соприкасаются основы жизни земные и небесные. Об этом картина «Три радости (1916): «Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает». (Рерих Николай. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С.118) так народ выражает свою несокрушимую веру в ведущее светлое начало добра, свое религиозное чувство, связь с Высшим Миром.

Как неотъемлем от смысла Руси Сергий, так же неотъемлем и образ Богородицы. Ей посвящены народом многочисленные изображения, храмы и часовни. Трогательно повествуя о ней в сказаниях и стихах народных. О Царице говорится, Матушке Владычице Небесной, о Божьей Матери Милостивой, Милосердной, Деве Мати Пречистой, Сторучице Скоропомогающей. Величественно было явление Богородицы преподобному Сергию. Н.К.Рерих посвятил Царице Небесной свою монументальную роспись в храме Святого Духа в Талашкине, мозаику «Покров Пресвятой Богородицы» в Пархомовке.

Высшее участие и всеобъемлющую любовь материнскую олицетворяет изображение Богоматери на храме, из которого выходят не только святые Руси, но и сам народ. Это диптих Рериха «Звенигород (1933), две картины-видения с зеркальным отображением храма в разных мирах: «Звенигород» и «Ранние звоны». Опять художественно-философское обобщение, выражение сущности русского духа и предначертание – Русский век! Звонят и зовут колокола и святыни в невидимом граде Китеже, в Высшем Мире; звонят и зовут к преуспеянию, к очищению жизни.

Храм – Дом Духа, а дух Святой – Матерь Мира, Материя Люцида, Светоносная – Любовь побеждающая, возвышающая, воскрешающая к жизни вечной; в ней высшее развитие человека – духовность.

Общеизвестно, что только русские так торжественно празднуют Пасху, Воскресение Христово – торжество из торжеств! В национальные народные формы воплощают художник, мыслитель и ученый свое энергетическое мировоззрение о духо-материи. Мы видим это в величавой простоте храма, в аурах святых подвижников, в мерцании огней небесных и земных.

Своими молитвами и смирением в каждодневном труде создают подвижники святости, чистоты жизни это огненное пространство, ноосферу. «И мы открываем врата», «И мы ловим рыбу», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы приносим Свет», «И мы видим». Картины эти написаны в 1922 году в Америке и составляют серию «Санкта». Сюда примыкают и картины «Сам вышел» (1922), «Святые гости» (1923), «Мост Славы» (1923), а также «Сергий – Строитель» (1924, повторение в 1940) из другой серии картин – «Знамена Востока», посвященной великим духовным наставникам разных народов.

Посмотрим картину «Майтрейя-Победитель» из сюиты «Майтрейя» (1925-1926). Сюита посвящена Мессии многих восточных народов – Будде Будущего. Но взирает коленопреклоненная фигура человека не на гигантскую статую Владыки Будущего. Внимание человека привлекло небесное знамение в образе мчащегося на коне Витязя, огненного Вестника Нового Мира.

«По Ергору едет всадник» (1927) и «Чудо дивное» (1937). Перед всадником огонь по земле стелется – знаки Нового Мира. Выехал Витязь из Беловодья, из Земли Обетованной, на дозор, на подвиг земной жизни.

«Настасья Микулишна» (1938 и 1939) – эпический образ русской женщины. Поленица удалая, Богатырша Матушка на огненном облаке. Олицетворяет она воинство Матери Мира. В те же годы, когда создавалась эта картина, Е.И.Рерих писала: «Сейчас время героическое и нужны женщины-подвижницы во всех смыслах и на всех поприщах» (Е.И.Рерих. Письма. Новосибирск, 1993. С.343)

В очерке Н.К.Рериха «Великому народу русскому» (1940) читаем: «Богатыри проснулись» сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину «Как перевелись богатыри на Руси», но тогда же верили, что проснуться они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному».

«Святогор» (1938 и 1942). По народному эпосу, по былинам, известно, что Святогор Великан, воплощение первобытной силы, как гора, неподвижно стоит. Воину Илье Муромцу передал часть своей силы.

«Победа». Картина написана не в 1945 году, а в 1942-м. Аллегория победы воина, Витязя, не только в Отечественной войне. Известно, что середина 1942 года является переломным сроком в космической эволюции. Дракон, Змей Горыныч – символ разрушительной силы и Хаоса. Победа состоялась. Но торжества Победителя не чувствуется. Высокие вершины напоминают о трудностях пути восхождения.

«Поход Игоря». Написан тоже в 1942 году. Идут витязи защищать Родину. Факт истории. И все-таки это тоже картина-видение и одновременно видение Нового Мира, подобно «Звенигороду». Это повесть о новых подвижниках, воинах духа, выходящих из легендарных гор Беловодских. Воззвал трубный глас ангела, и сам Архангел Михаил, Предводитель Воинства небесного, и Христос Спаситель, дарующий просветление, сопровождают их. Отсветами Огненного Мира горят щиты.

«Бум-Эрдени» (1947). Тот же Витязь сражается и в Надземном Мире, на том же белом коне, в бессменном доспехе ратном. Смотрят народы возле своих временных жилищ на земле, недоумевают и дивятся видению: «Чудо дивное!».

Источник:

Материалы международной общественно-научной конференции «Духовный образ России» в философско-художественном наследии Н.К. и Е.И. Рерихов (1996 год).

МЦР, МАСТЕР-БАНК, Москва, 1998. Стр247-250

https://www.roerichs.com/k-a-molchanova ... -k-reriha/

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 04 дек 2023, 07:28

Программа «Серия картин Николая Рериха “Его Страна”» в Казанской галерее современного искусства

18 ноября 2023 года в Галерее современного искусства г. Казани продолжилась работа лектория «Держава Рериха», организатором которого выступило Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО). Лекторий проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств в Казани и Международного Центра Рерихов (Москва). С лекцией «Серия картин Николая Рериха “Его Страна”» выступила сотрудница ТРКО Дания Мухамматовна Ибрагимова.

2023–2024 годы связаны с чередой юбилейных дат великой семьи Рерихов. Уходящий год ознаменован 120-летием экспедиции Н.К.Рериха по старинным городам России. «От Казани и до границы литовской» Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной были исследованы архитектурные памятники русского зодчества. Предстоящий 2024 год можно назвать марафоном юбилейных дат: 100-летие Центрально-Азиатской экспедиции академика Рериха (1923–1928), 145-летие великого русского философа Елены Ивановны Рерих, 150-летие прославленного на весь мир художника, ученого, оригинального мыслителя Николая Константиновича Рериха и 120-летие их младшего сына – выдающегося художника Святослава Николаевича Рериха.

Лекция «Серия картин Николая Рериха “Его Страна”» посвящена 100-летию Центрально-Азиатской экспедиции академика Рериха по малоисследованным, труднодоступным районам Центральной Азии. Экспедиция занимает особое, ни с чем не сравнимое место среди экспедиций и путешествий ХIХ–ХХ столетий. Она прошла по маршруту: Сикким, Индия, Китай, Москва, Сибирь, Алтай, Монголия, Тибет, Сикким. Эти районы давно привлекали внимание Н.К.Рериха как ученого, его интересовал ряд проблем, связанных с путями развития цивилизации, в том числе с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника индоевропейских культур. В экспедиции принимали участие Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич Рерих. Был собран исключительный научный материал. Результаты уникальной экспедиции поистине впечатляют: пройдено свыше 10 тысяч километров, пересечены две пустыни, преодолены 35 высокогорных перевалов, многие из которых путешественники впервые нанесли на карту. В ходе экспедиции проведены исследования по таким отраслям знаний, как география, история, археология, этнография, история философии, искусства и религии; найдены редчайшие манускрипты; собран богатейший лингвистический материал. Итогом этого беспрецедентного путешествия стали философские труды Е.И.Рерих, многочисленные этнографические и культурологические труды Ю.Н.Рериха, более 500 полотен создал Н.К.Рерих на экспедиционном пути. На основе собранных материалов они организовали Институт Гималайских исследований «Урусвати».

С начала экспедиции в 1923 году по 1925 год были исследованы прежде всего районы Индии. Этот этап можно назвать подготовительным к дальнейшим более сложным и трудным маршрутам. Именно в этот период Рерих написал три серии картин – «Его Страна», «Знамена Востока» и «Майтрейя». Эти работы, по мнению исследователя художественного творчества Рериха Е.П.Маточкина, «являются наиболее крупными и значительными сочинениями Николая Константиновича Рериха. Художник создавал их в расцвете своего дарования, в возрасте 50 лет вскоре после приезда в Индию. Здесь, в Индии, творчество Мастера обрело особую живописную свободу и художественную высоту».

На всех полотнах, созданных Николаем Константиновичем во время экспедиции, изображены конкретные места, где побывали ее участники. Серия картин «Его Страна» написана в 1924 году в небольшом княжестве Сикким на северо-востоке Индии. В нее входит 12 полотен: «Помни», «Книга мудрости», «Жемчуг исканий», «Спешащий», «Ведущая», «Превыше гор», «Недра», «Жар-Цвет», «Сокровище Мира», «Сжигание тьмы», «Звезда Матери Мира», «Белый и Небесный».

На пяти картинах серии фоном проходит священная для Индии Канченджанга – третья по высоте вершина мира (8586 м), наивысшая точка Индии. «Священная гора возникала на его полотнах то в золоте раннего рассвета, то в пурпуре буйного заката, то голубела в лучах полуденного солнца. Он рисовал ее с разных точек. Казалось, что Гора пяти сокровищ загипнотизировала его, и он не в состоянии от нее оторваться», – писала Л.В.Шапошникова, повторившая маршрут Центрально-Азиатской экспедиции.

На полотнах серии «Его Страна» Рерих через сюжеты легенд отобразил философскую мысль Востока, ее надежды на обновление мира, связанные с именами Великих Учителей, Махатм – Великих Душ, один из Ашрамов которых находился когда-то в горах Сиккима. В путевом дневнике экспедиции Н.К.Рерих свидетельствовал: «В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас Ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее…». Картины рассказывают о неустанном труде Махатм на благо человечества, о тайных путях, которые ведут к Ним. Обитель Махатм, Заповедная Шамбала, как повествуют легенды, скрыта в недоступных областях Гималаев. Одной из вех, встающих на пути в эту удивительную Страну, Н.К.Рерих называл священную Канченджангу. Пять ее снежных вершин величественно и зовуще возносятся над «Его Страной», зорко охраняя заповедную Обитель – сокровенную тайну и надежду мира.

Всемирно известный художник в очерке «Шамбала» писал: «На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченжданги и сказал: “Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там”.

Канг-чен-цзод-нга – Пять Сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? – золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: “Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество”. Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовной пищей».

В книге «Алтай – Гималаи» Н.К.Рерих отметил: «Далеки еще пещеры Канченджанги, где хранились сокровища. В одной из пещер находится статуя Падмы Самбхавы (Учитель Тибета), а за нею виднеется каменная дверь – никем никогда не открытая. А они говорят: "Ничего сокрытого не осталось!"»

«Давайте пойдем в горы Индии! <…> Война залила мир кровью. Засухи и дожди нарушили вечный порядок. Голод показал свое лицо, и опять с высочайшей горы, горы “пяти сокровищ”, в ветре и громе, в сверкании молнии мы слышим забытое: “От многих тревог давайте отправимся в Индию”» – писал Н.К.Рерих в очерке «Урусвати».

Тема гор занимает особое место в творчестве Николая Константиновича. В очерке «Сокровище снегов» он отмечал: «Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые прекрасные звуки и цвета создаются в горах. На самой высокой горе находится Высшее. Высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности». Эти мысли нашли отражение в виде идущих от самых высоких вершин облаков в картине «Книга мудрости», которая перекликается с еще одной картиной Мастера – «Голубиной книгой» (1923), написанной в Америке. Сюжет «Голубиной книги» иллюстрирует русский народный духовный стих с одноименным названием, где идет речь о происхождении мира. Смысл легенды – философский, в ней сохранились отзвуки самых глубоких времен, доходящих до источника, общего и для индийских Вед, и для русского фольклора. В ней есть такая строка: «Наши помыслы от облац небесныих». И в этом мы видим острый глаз художника, ищущего в образах Востока и Запада именно то, что их объединяет и указывает на единый источник. Доказательством этой мысли служит и картина «Жар-Цвет»: «По всему миру пробежала легенда о Жар-цвете. И в Китае, и в Монголии, и в Сибири, и в Сербии, и в Норвегии, и в Бретани вы можете услышать о чудесном огненном цветке. В конце концов, куда же приведет вас происхождение этой легенды? К тем же Гималаям!

В отрогах Гималаев растет особый вид черного аконита. Местные жители говорят, что они выходят собирать его ночью. В темноте растение светится, и они отличают его этим путем от других видов аконита. Истинно Жар-цвет растет в Гималаях!».

Одновременно с идеей единого источника индоевропейских культур в серии полотен Рериха указывается и на пути эволюции человечества. Картины «Сжигание тьмы» и «Звезда Матери Мира» повествуют о тех легендах, которые начинали особо звучать на Востоке в сложный исторический момент, связанный с переустройством мира в начале XX века. В частности, картина «Звезда Матери Мира» указывала на начало Новой Эпохи – Эпохи Матери Мира. «Караван [экспедиции] имел прямое отношение к важнейшему планетарному процессу – формированию нового эволюционного мировоззрения. Николай Константинович назвал его энергетическим, – отмечала Л.В.Шапошникова. Энергетические процессы подвели в XX веке Планету и человечество к новому эволюционному витку и обусловили неизбежность тех изменений, которые связаны с этим витком». В 1924 году в очерке «Звезда Матери Мира» Рерих писал о светлой обители Матери Мира – звезде Утра, которая неудержимо несется к Земле и «своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества»

В этом эволюционном переходе человечеству не обойтись без помощи Великих духовных подвижников, обитающих на Гималайских высотах. Об этом повествует картина «Сжигание тьмы». «Воинство красоты, трудящееся во благо человечества», – так описывал эту картину Николай Константинович. «Вспомним все сказания всех веков и народов о Святых людях. Сказывающий даже и не знает, о ком говорит он, о христианах, о буддистах, о мусульманах, о конфуцианцах... Он знает лишь о благости, о подвигах Святых людей. Они, эти Святые, сияют неземным светом, они летают, они слышат за шесть месяцев пути; они исцеляют, они самоотверженно делятся последним достоянием; изгоняют тьму и неутомимо творят благо на всех путях своих».

Во второй части программы был показан фильм из архива Международного Центра Рерихов «Приглашение в музей. Часть 3. Экспедиция».

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7850

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2024, 12:35

Лекция «Женские образы в художественном и литературном творчестве Н.К. Рериха».

Лектор: Ольга Александровна Канищева, сотрудник отдела развития Музея имени Н.К. Рериха МЦР (Москва)

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7916

https://www.youtube.com/watch?v=0QwO_UkzbF4


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей