История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха
Добавлено: 20 дек 2017, 16:05
Н.К. РЕРИХ. ВЫСТУПЛЕНИЕ В ПОХОД (ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ). 1910
Ready for the Campaign (The Varangian Sea)
Холст, масло. 138,0 х 315,0
Есть основания полагать, что основой сюжета картины Н.К.Рериха «Выступление в поход (Варяжское море)» послужила летописная история жизни конунга средневековой Норвегии Харальда Сигурдарсона (Сурового, Смелого) и его супруги Эллисив (Елизаветы) – дочери могущественного и просвещенного князя Киевской Руси Ярослава Мудрого [7].
Скальдическая поэзия и русские летописи повествуют о том, что любовь гордой славянки завоёвывалась Харальдом многие годы в боевых походах на службе у Ярослава Мудрого и у византийского императора Михаила IV Пафлагонянина. Стяжав богатства и славу выдающегося военачальника и даже сочинив «Висы радости», стихи, прославляющие подвиги своей дружины и повествующие о своем нежном чувстве к Ярославне, Харальд получил её в жены и увез в Норвегию, где через некоторое время стал королем, оставаясь в то же время полководцем и участвуя в военных походах, которые имели политическое значение для Норвегии [4; 6].
«Висы радости» говорят о том, что Харальд Смелый был не только суровым воином, но и преданно любящим человеком, талантливым и образованным скальдом.
Мы, други, летали по бурным морям,
От родины милой летали далеко! На суше, на море мы бились жестоко;
И море и суша покорствуют нам!
О други! Как сердце у смелых кипело,
Когда мы, содвинув стеной корабли, Как птицы неслися станицей веселой
Вкруг пажитей тучных Сиканской земли!..
А дева русская Гаральда презирает [5, с. 70]
В картине «Выступление в поход» чуткая и смелая кисть Рериха выстраивает для сцены прощания викинга, уходящего в поход, сложную композицию в виде витка спирали. Она начинается у мощных каменных стен замка, вырастающего из прибрежных скал, включает резное деревянное крыльцо, возможно, ставкирки – мачтовой церкви [8; ср. с графической работой: 3, с. 31]. Крыльцо увенчано резными изображениями языческих грифонов, которые оберегают постройку от пожара. Далее спираль переходит в пространство залива, где стоит вереница из двенадцати готовых к отплытию боевых кораблей, и теряется среди морского простора.
На крыльце расположены три основные фигуры – Харальда, Эллисив и Епископа. Треугольное расположение главных героев не случайно. Каждый из них связан друг с другом глубокими внутренними узами. Гордо откинутая голова могучего Харальда, прямой взгляд, боевое снаряжение говорят об отваге и уверенности в победе. Напротив, весь вид его супруги Эллисив молчаливо печален. Голова уже немолодой красавицы склонилась не под тяжестью королевской короны, а от тяжелых дум, дурных предчувствий и пророческих снов. По сведениям летописей, перед этим походом сны, предвещающие несчастье, снились и соратникам конунга, и родственникам королевской четы даже в далеком Киеве. Взор Епископа, поддерж ивающего королеву, направлен на острие копья. Свободной рукой, обвитой четками, он благословляет Харальда и заклинает оружие на удачу, но в тот же миг прозревает трагический исход будущей битвы. Взгляд коронованной Ярославны также прикован к острию копья, ярко сверкающего на фоне серого деревянного крыльца. Гармонично сочетание тонов картины: от серо-голубых до глубоко-синих, от тревожных охряных сполохов до коричневых. Волны залива прозрачно зелены и холодны в это раннее северное утро. Но время торопит – ладьи стоят под раздутыми парусами, реет на ветру знамя, викинги трубят в рога. Нос каждой ладьи, щиты и знамена украшены драконами или грифонами. Викинги выйдут в открытое море под защитой этих древних символов.
Из глубины картины словно слышатся проникновенные и трагические звуки «Траурного марша на смерть Зигфрида» Рихарда Вагнера, предвещающие печальный конец. Войско Харальда было разбито в битве с саксами. Сам он погиб. А его тезка и противник король Англии Гаральд вскоре был убит в сражении с норманнским войском Вильгельма Завоевателя.
Т.А.Иванова
Примечания:
1. Рерих Н.К. Древнейшие финские храмы // Рерих Н.К.
О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, 1999.
2. Рерих Н.К. Софийский собор // Рерих Н.К. Листы дневника.
В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
3. Мантель А. Н.Рерих / Под ред. Н.Н.Андреева. Казань: Изд. книг по искусству, 1912.
4. Стурлусон Снорри. Круг земной. М.: Наука, 1980.
5. Батюшков К.Н. Песня Гаральда Смелого // Батюшков К.Н. Стихотворения. М.: Текст, 2000.
6. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси: Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети Х - первой половины ХI века. М., 1997.
7. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М.: Молодая гвардия, 2001.
8. Будур Н.В. Викинги – пираты Севера. М., Олма-Пресс, 2005.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.
***********
История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха
viewtopic.php?t=1950
Ready for the Campaign (The Varangian Sea)
Холст, масло. 138,0 х 315,0
Есть основания полагать, что основой сюжета картины Н.К.Рериха «Выступление в поход (Варяжское море)» послужила летописная история жизни конунга средневековой Норвегии Харальда Сигурдарсона (Сурового, Смелого) и его супруги Эллисив (Елизаветы) – дочери могущественного и просвещенного князя Киевской Руси Ярослава Мудрого [7].
Скальдическая поэзия и русские летописи повествуют о том, что любовь гордой славянки завоёвывалась Харальдом многие годы в боевых походах на службе у Ярослава Мудрого и у византийского императора Михаила IV Пафлагонянина. Стяжав богатства и славу выдающегося военачальника и даже сочинив «Висы радости», стихи, прославляющие подвиги своей дружины и повествующие о своем нежном чувстве к Ярославне, Харальд получил её в жены и увез в Норвегию, где через некоторое время стал королем, оставаясь в то же время полководцем и участвуя в военных походах, которые имели политическое значение для Норвегии [4; 6].
«Висы радости» говорят о том, что Харальд Смелый был не только суровым воином, но и преданно любящим человеком, талантливым и образованным скальдом.
Мы, други, летали по бурным морям,
От родины милой летали далеко! На суше, на море мы бились жестоко;
И море и суша покорствуют нам!
О други! Как сердце у смелых кипело,
Когда мы, содвинув стеной корабли, Как птицы неслися станицей веселой
Вкруг пажитей тучных Сиканской земли!..
А дева русская Гаральда презирает [5, с. 70]
В картине «Выступление в поход» чуткая и смелая кисть Рериха выстраивает для сцены прощания викинга, уходящего в поход, сложную композицию в виде витка спирали. Она начинается у мощных каменных стен замка, вырастающего из прибрежных скал, включает резное деревянное крыльцо, возможно, ставкирки – мачтовой церкви [8; ср. с графической работой: 3, с. 31]. Крыльцо увенчано резными изображениями языческих грифонов, которые оберегают постройку от пожара. Далее спираль переходит в пространство залива, где стоит вереница из двенадцати готовых к отплытию боевых кораблей, и теряется среди морского простора.
На крыльце расположены три основные фигуры – Харальда, Эллисив и Епископа. Треугольное расположение главных героев не случайно. Каждый из них связан друг с другом глубокими внутренними узами. Гордо откинутая голова могучего Харальда, прямой взгляд, боевое снаряжение говорят об отваге и уверенности в победе. Напротив, весь вид его супруги Эллисив молчаливо печален. Голова уже немолодой красавицы склонилась не под тяжестью королевской короны, а от тяжелых дум, дурных предчувствий и пророческих снов. По сведениям летописей, перед этим походом сны, предвещающие несчастье, снились и соратникам конунга, и родственникам королевской четы даже в далеком Киеве. Взор Епископа, поддерж ивающего королеву, направлен на острие копья. Свободной рукой, обвитой четками, он благословляет Харальда и заклинает оружие на удачу, но в тот же миг прозревает трагический исход будущей битвы. Взгляд коронованной Ярославны также прикован к острию копья, ярко сверкающего на фоне серого деревянного крыльца. Гармонично сочетание тонов картины: от серо-голубых до глубоко-синих, от тревожных охряных сполохов до коричневых. Волны залива прозрачно зелены и холодны в это раннее северное утро. Но время торопит – ладьи стоят под раздутыми парусами, реет на ветру знамя, викинги трубят в рога. Нос каждой ладьи, щиты и знамена украшены драконами или грифонами. Викинги выйдут в открытое море под защитой этих древних символов.
Из глубины картины словно слышатся проникновенные и трагические звуки «Траурного марша на смерть Зигфрида» Рихарда Вагнера, предвещающие печальный конец. Войско Харальда было разбито в битве с саксами. Сам он погиб. А его тезка и противник король Англии Гаральд вскоре был убит в сражении с норманнским войском Вильгельма Завоевателя.
Т.А.Иванова
Примечания:
1. Рерих Н.К. Древнейшие финские храмы // Рерих Н.К.
О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, 1999.
2. Рерих Н.К. Софийский собор // Рерих Н.К. Листы дневника.
В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
3. Мантель А. Н.Рерих / Под ред. Н.Н.Андреева. Казань: Изд. книг по искусству, 1912.
4. Стурлусон Снорри. Круг земной. М.: Наука, 1980.
5. Батюшков К.Н. Песня Гаральда Смелого // Батюшков К.Н. Стихотворения. М.: Текст, 2000.
6. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси: Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети Х - первой половины ХI века. М., 1997.
7. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М.: Молодая гвардия, 2001.
8. Будур Н.В. Викинги – пираты Севера. М., Олма-Пресс, 2005.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.
***********
История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха
viewtopic.php?t=1950