История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 20 дек 2017, 16:05

Н.К. РЕРИХ. ВЫСТУПЛЕНИЕ В ПОХОД (ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ). 1910
Ready for the Campaign (The Varangian Sea)
Холст, масло. 138,0 х 315,0

Есть основания полагать, что основой сюжета картины Н.К.Рериха «Выступление в поход (Варяжское море)» послужила летописная история жизни конунга средневековой Норвегии Харальда Сигурдарсона (Сурового, Смелого) и его супруги Эллисив (Елизаветы) – дочери могущественного и просвещенного князя Киевской Руси Ярослава Мудрого [7].
Скальдическая поэзия и русские летописи повествуют о том, что любовь гордой славянки завоёвывалась Харальдом многие годы в боевых походах на службе у Ярослава Мудрого и у византийского императора Михаила IV Пафлагонянина. Стяжав богатства и славу выдающегося военачальника и даже сочинив «Висы радости», стихи, прославляющие подвиги своей дружины и повествующие о своем нежном чувстве к Ярославне, Харальд получил её в жены и увез в Норвегию, где через некоторое время стал королем, оставаясь в то же время полководцем и участвуя в военных походах, которые имели политическое значение для Норвегии [4; 6].

«Висы радости» говорят о том, что Харальд Смелый был не только суровым воином, но и преданно любящим человеком, талантливым и образованным скальдом.

Мы, други, летали по бурным морям,
От родины милой летали далеко! На суше, на море мы бились жестоко;
И море и суша покорствуют нам!
О други! Как сердце у смелых кипело,
Когда мы, содвинув стеной корабли, Как птицы неслися станицей веселой
Вкруг пажитей тучных Сиканской земли!..

А дева русская Гаральда презирает [5, с. 70]

В картине «Выступление в поход» чуткая и смелая кисть Рериха выстраивает для сцены прощания викинга, уходящего в поход, сложную композицию в виде витка спирали. Она начинается у мощных каменных стен замка, вырастающего из прибрежных скал, включает резное деревянное крыльцо, возможно, ставкирки – мачтовой церкви [8; ср. с графической работой: 3, с. 31]. Крыльцо увенчано резными изображениями языческих грифонов, которые оберегают постройку от пожара. Далее спираль переходит в пространство залива, где стоит вереница из двенадцати готовых к отплытию боевых кораблей, и теряется среди морского простора.

На крыльце расположены три основные фигуры – Харальда, Эллисив и Епископа. Треугольное расположение главных героев не случайно. Каждый из них связан друг с другом глубокими внутренними узами. Гордо откинутая голова могучего Харальда, прямой взгляд, боевое снаряжение говорят об отваге и уверенности в победе. Напротив, весь вид его супруги Эллисив молчаливо печален. Голова уже немолодой красавицы склонилась не под тяжестью королевской короны, а от тяжелых дум, дурных предчувствий и пророческих снов. По сведениям летописей, перед этим походом сны, предвещающие несчастье, снились и соратникам конунга, и родственникам королевской четы даже в далеком Киеве. Взор Епископа, поддерж ивающего королеву, направлен на острие копья. Свободной рукой, обвитой четками, он благословляет Харальда и заклинает оружие на удачу, но в тот же миг прозревает трагический исход будущей битвы. Взгляд коронованной Ярославны также прикован к острию копья, ярко сверкающего на фоне серого деревянного крыльца. Гармонично сочетание тонов картины: от серо-голубых до глубоко-синих, от тревожных охряных сполохов до коричневых. Волны залива прозрачно зелены и холодны в это раннее северное утро. Но время торопит – ладьи стоят под раздутыми парусами, реет на ветру знамя, викинги трубят в рога. Нос каждой ладьи, щиты и знамена украшены драконами или грифонами. Викинги выйдут в открытое море под защитой этих древних символов.

Из глубины картины словно слышатся проникновенные и трагические звуки «Траурного марша на смерть Зигфрида» Рихарда Вагнера, предвещающие печальный конец. Войско Харальда было разбито в битве с саксами. Сам он погиб. А его тезка и противник король Англии Гаральд вскоре был убит в сражении с норманнским войском Вильгельма Завоевателя.

Т.А.Иванова

Примечания:
1. Рерих Н.К. Древнейшие финские храмы // Рерих Н.К.
О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, 1999.
2. Рерих Н.К. Софийский собор // Рерих Н.К. Листы дневника.
В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
3. Мантель А. Н.Рерих / Под ред. Н.Н.Андреева. Казань: Изд. книг по искусству, 1912.
4. Стурлусон Снорри. Круг земной. М.: Наука, 1980.
5. Батюшков К.Н. Песня Гаральда Смелого // Батюшков К.Н. Стихотворения. М.: Текст, 2000.
6. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси: Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети Х - первой половины ХI века. М., 1997.
7. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М.: Молодая гвардия, 2001.
8. Будур Н.В. Викинги – пираты Севера. М., Олма-Пресс, 2005.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.


***********

История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха


viewtopic.php?t=1950

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 20 дек 2017, 16:06

История одной картины Н.К. Рериха

14 декабря 2017 года в Центре Бахмутского Рериховского общества состоялась лекция Ларисы Филипповны Кириенковой «История одной картины Н.К. Рериха».
В Тверской картинной галерее находится картина Н.К. Рериха, написанная в 1916 году. Это одна из последних картин художника, написанная на Родине. Картина поступила в галерею в 1929 году и имела название «Фантастический пейзаж».

В книгах академика Л.В. Шапошниковой «Мастер» и «Вселенная Мастера» есть описание картины Н.К. Рериха «Мудрость Ману» с тем же сюжетом, что и картина «Фантастический пейзаж». Старший научный сотрудник Русского музея Л.В. Короткина не сомневается, что тверская картина и есть «Мудрость Ману». Название было изменено в процессе осуществления государственной политики национализации произведений искусства.

О чем же поведает картина Рериха, если углубиться в смысл ее названия? Что стоит за словом «мудрость», относящимся к герою картины? И кто есть Ману?

В книге «Махабхарата» - памятнике исторического, художественного, философского и религиозного творчества народов Индии, есть легенда о Ману.

Однажды Ману сидел на берегу реки. Подплыла к нему небольшая сверкающая рыбка и попросила защитить ее от нападения больших рыб, а за добро обещала отплатить добром. Манну сокрыл ее в глиняном сосуде. Когда она выросла, отнес ее в реку Ганг, а когда выросла до гигантских размеров – отпустил в океан. И поведала ему чудо-Рыба тайну: «Приближаются годы большого потопа. Ты должен построить лодку – да побольше и покрепче. Посади в нее семь светлейших старцев, погрузи все семена земные». И когда восстали воды большого потопа, явилась Ману могучая Рыба. И повлекла чудо-Рыба большую лодку для спасения к Гималайским вершинам.

Тема Потопа была знакома Н.К. Рериху не только по «Махабхарате», но и по библейским сказаниям, труду греческого философа Платона об Атлантиде и ее трагической гибели.Хорошо знал Н.К. Рерих и труд Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина». В этом произведении можно узнать немало важных сведений о Ману-Спасителе человечества, о Потопах и других катаклизмах, которые неоднократно обрушивались на человечество.

В XX веке срочно дается новый поток Знаний с целью просветить человечество, которое с катастрофической скоростью направляется в пучину саморазрушения. Е.И. Рерих писала: «… только неусыпный дозор всех Сил Света удерживает нашу планету от окончательного взрыва. Силы Света тушат вспышки злобы, удерживают воинственный пыл многих народов, чтобы дать укрепиться тому, то должно быть охранено».

В ее разъяснениях облик Ману приобретает величественную Космическую реальность, связанную с эволюцией Земли.

И так, Ману – Учитель Учителей, принявший на себя ответственность за планету.

В лекции использована статья Т. Чечиной «Великая мудрость Ману» (журнал «Культура и время» №1-2, 2016).

http://art-roerich.org.ua/culture/creative.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 25 дек 2017, 19:20

Татьяна Иванова. «Глубины Варяжского моря» (видеолекция)

Картина «Выступление в поход (Варяжское море)» Н.К. Рериха является смысловым фокусом, вокруг которой выстроен лекционный цикл «Древняя Русь и Скандинавия», завершаемый данной лекцией, состоявшейся 26 ноября 2017 г.
В этом монументальном полотне, вошедшем в серию работ первых десятилетий XX века, посвященных варяжской теме, Н.К. Рерих предстает не только как художник, но и как историк, глубоко изучавший взаимопроникновение скандинавской и древнерусской культур по различным источникам и археологическим артефактам. Впервые картина была показана публике на выставке объединения «Мир искусства», прошедшей в декабре 1910 г. – январе 1911 г. в Санкт-Петербурге. Затем экспонировалась на многих выставках европейских стран и США. За участие в выставках в городах Швеции Н.К. Рерих был награжден Королевским Шведским орденом Полярной Звезды. Долгие годы картина находилась в частной коллекции. С 2005 года принадлежит собранию общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Не менее интересным, чем провенанс картины, является ее сюжет. «Выступление в поход» – глубоко историческое, героическое и в то же время лирическое произведение. Слушатели узнают, как художник подходил к работе над картиной, какие этапы предшествовали окончательному варианту, а также получат представление о драме исторических личностей, изображенных на ней.

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5656

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 28 дек 2017, 10:35

Н.К. РЕРИХ. КАБРУ [ВЕЧНЫЕ СНЕГА]. 1937
Kabrou [The Eternal Snows]
Картон, темпера. 30,5 х 45,7

На картине, занимая большую часть пространства, выделяется на фоне ярко-голубого неба грандиозная вершина Кабру, покрытая ледниками и освещенная солнцем слева. Передний план погружен в глубокую синюю тень, которая лежит на неровностях ледника.
Кабру – горная цепь высотой более 7000 м в южном отроге Канченджанги, между ледниками Джалунг и Талунг. Эта цепь длиной 6 км обрывается на юго-восток в долину Ратхонг мощными ледопадами, а на запад – скальными и ледовыми башнями. Высшая точка – вершина Кабру (7338 м).

Н.К.Рерих писал об этой области Гималаев: «Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С запада к востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджанга, Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая» [1, с. 163].

О.А.Лавренова

Примечание:
1. Рерих Н.К. Сердце Азии // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.


Кабру Н.К. Рерих.jpg
Кабру Н.К. Рерих.jpg (47.78 KiB) 5400 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 20 янв 2018, 11:25

Голубиная книга
...
Ко тому-то древу кипарисову
Выпадала книга Голубиная.
Со Небес та книга повыпадала;
В долину та книга сорока пядей,
Поперек та книга двадцати пядей,
В толщину та книга тридцати пядей.
А на ту гору на Сионскую
Собиралися, соежалися
Сорок царей со царевичем,
Сорок королей с королевичем,
И сорок калик со каликою.
И могучи-сильные богатыри
Во единый круг становилися.
Проговорит Волотомон-царь,
Волотомон-царь, Волотомонович,
Сорок царей со царевичем,
Сорок королей с королевичем,
И сорок калик со каликою
И все сильные-могучи богатыри
А и бьют челом, поклоняются
А царю Давиду Евсеевичу:
"Ты премудрый царь, Давид Евсеевич!
Подыми ты книгу Голубиную,
Подыми ты книгу, распечатывай,
Распечатывай ты, просматривай,
Просматривай ее, прочитывай:
От чего зачался наш белой свет?
От чего зачалося солнце праведно?
От чего зачался светел месяц?
От чего зачалася заря утрення?
От чего зачалася темная ночь?
От чего зачалися часты звезды?"

Н.К. Рерих. Голубиная книга.jpg
Н.К. Рерих. Голубиная книга.jpg (116.12 KiB) 5361 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 20 янв 2018, 15:14

Н.К. РЕРИХ. МАЙТРЕЙЯ ПОБЕДИТЕЛЬ. 1927
Maitreya, the Conqueror. Холст, темпера. 69,0 х 135,2

Майтрейя – в буддизме имя Грядущего Будды, один из эпитетов которого – Непобедимый. С именем Майтрейи в мировоззрении народов Центральной Азии связаны надежды на наступление века справедливости [3, с. 357], когда человечество выйдет на новый этап духовной эволюции и люди объединятся не по принадлежности к отдельным религиям, а под знаменами высокой духовности.
В своем очерке «Искусство Тибета» Н.К.Рерих как предвестие будущего записал слова: «Огнем насыщено пространство. Уже бороздят небосклон зарницы Калки Аватара – сужденного Майтрейи» [4, с. 279].

В картине «Майтрейя Победитель» в алых и синих облаках видится летящий по светло-желтому небу красный всадник на огненном коне. На переднем плане у подножия скалы с высеченной на ней гигантской фигурой грядущего Будды склонился человек. Он стал свидетелем появления в небе знамения, подтверждающего скорый приход Майтрейи. Задний план занят освещенными солнцем светло-сиреневыми горами, справа изображены погруженные в темно-лиловую тень склоны.

В своем путевом дневнике Н.К.Рерих записал: «...в древнем Маульбеке гигантское изображение Грядущего стоит властно при пути. <...> Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение земли. Знают, Майтрейя идет» [1, с. 93].

В книге «Сердце Азии» Н.К.Рерих приводит ряд «Пророчеств о Шамбале и Майтрейе». В одном из них говорится: «...огненный вестник встанет на столбах света. Учение указывает, как каждый воин Шамбалы наречется непобедимым. Сам Владыка спешит, и знамя его уже над горами» [2, с. 57–58].

Картина Н.К.Рериха является вариантом картины «Майтрейя Победитель» из серии «Майтрейя». Эта серия была создана в 1925 г. [1, с. 143] и в 1926 г., когда Рерихи были в Москве, была принесена в дар народу России как знак приближения новой эпохи, эпохи Грядущего Будды – Майтрейи.

А.Л.Баркова

Примечания:
1. Рерих Н.К. Алтай–Гималаи. Рига: Виеда, 1992.
2. Рерих Н.К. Шамбала // Рерих Н.К. Сердце Азии. СПб.: ЛО СФК, 1992. 3. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1: Мастер. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006.
4. Рерих Н.К. Искусство Тибета // Меч Мужества: К 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха // Авт. и сост. Л.В.Шапошникова. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2008.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.

Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель.jpg
Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель.jpg (76.35 KiB) 5360 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 06 фев 2018, 13:17

Н.К. РЕРИХ. ОЙРОТ – ВЕСТНИК БЕЛОГО БУРХАНА (1925)

Из серии «Знамена Востока». Oyrot, the Messenger of the White Burkhan From the «Banners of the East» Series. Холст, темпера. 73,1 х 116,7

Картина «Ойрот – вестник Белого Бурхана» создана Н.К.Рерихом в Кашмире.

Сюжет картины Н.К.Рериха связан со сказаниями о Белом Бурхане (монгол . «Бог, Посланник Света») и Ойроте, народном герое ойротов (калмыков), живущих на Алтае [1, 88–89]. Сказания говорят о скором приходе Белого Бурхана, т.е. Белого Бога (Будды)  – правителя, который установит на земле век Мира и Справедливости.

На картине Н.К.Рерих изображает Ойрота умудренным годами стариком, который в синеве ночи при свете полной луны едет на белом коне, едва касаясь гор, и словно видение предстает перед застывшей в благоговейном почтении девушкой. Художник почти не прописывает передний план картины и создает двоякое впечатление: то ли это живой человек едет лунной ночью, то ли это призрак скользит по горам.

В своей книге «Сердце Азии» Н.К.Рерих писал: «В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придет сам Бурхан скоро.

Дал благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время… <...>

Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому преследованию. Но наставления благословенного Ойрота не погибли. До сих пор всадник на белом коне появляется в горах Алтая и растет вера в Белого Бурхана» [2, с. 66–67].

А.Л.Баркова

Примечания:
1. Рерих Н.К. Алтай–Гималаи. Рига: Виеда, 1992.
2. Рерих Н.К. Сердце Азии. СПб.: ЛО СФК, 1992.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.

Ойрот - вестник Белого Бурхана.jpg
Ойрот - вестник Белого Бурхана.jpg (87.1 KiB) 5301 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2018, 16:32

Н.К. РЕРИХ. ВЕДУЩАЯ. 1924
Из серии «Его Страна». Холст, темпера. 89,2 х 116,6

Особое место в серии «Его Страна» занимает картина «Ведущая», где по горным уступам Канченджанги поднимаются двое – женщина и мужчина. Труден их путь, многое уже преодолено, но многое еще впереди. Горы поднимаются все выше и выше. Легкая фигура впереди идущей женщины устремлена по направлению к вершине. Она, зная Путь к Высшему, помогает мужчине восходить вслед за ней. «...Мне хотелось в картине “Ведущая”, – писал Н.К.Рерих, – дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам» [1, с. 52].

Картина «Ведущая» посвящена Елене Ивановне Рерих (1879–1955) – жене Н.К.Рериха, которая в сотрудничестве с Великими Учителями создала серию книг Учения Живой Этики. Через образ Ведущей художник показал высокий уровень межличностных и творческих отношений, царивший в его семье. Н.К.Рерих писал в одном из очерков: «Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское» [2, с. 448–449].

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи являли собой образец гармоничного семейного союза и единого, цельного творчества, пронизанного идеями Живой Этики. В этом творчестве нашли свое выражение высокая мысль и трансцендентальная красота, истина и реальность, синтез науки и искусства. Николай Константинович всегда видел и подчеркивал в Елене Ивановне ведущее начало. Как уникальный мыслитель, философ, писатель, она вдохновенно направляла жизнь Н.К.Рериха и его многогранную деятельность художника, ученого и гуманиста. Она творчески руководила и двумя своими сыновьями, Юрием и Святославом, один из которых стал выдающимся ученым, другой – выдающимся художником. Е.И.Рерих оставила потомкам бесценный духовный и научный опыт сотрудничества с Великими Учителями, открыв человечеству пути восхождения, беспредельные возможности его космической эволюции.

Н.К.Рерих в картине символически выразил мысль о великой роли женского начала, двигающего эволюцию человечества. К теме «Ведущей» он обращался позднее в произведениях 1932 г. и 1944 г., достигая все большей лаконичности и усиливая философское значение образов.

Л.В.Сургина, И.Ю.Дьяченко

Примечания:
1. Рерих Н.К. Женщинам // Знамя Мира: Сб. М.: МЦР, Фирма «Бисан-Оазис», 1995.
2. Рерих Н.К. Сорок лет // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.

Его страна.jpg
Его страна.jpg (117.16 KiB) 5274 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2018, 08:50

Л.В. Шапошникова

Дорогие друзья, коллеги, уважаемые гости. Мы собрались вместе в особенный День, который мы отмечаем каждый год, — День, посвящённый Великому Учителю, чей голос раздался над планетой в двадцатом году 24 марта. И было сказано: «В новую Россию моя первая весть»… Эти слова услышала тогда только одна женщина, и этой женщиной была Елена Ивановна Рерих. С этого началась Живая Этика.

Если говорить о наших Учителях, то сегодня нужно вспомнить всех Высоких Духов, которые приходили на Землю, чтобы продвинуть эволюцию человечества, а человечеству, как известно, свойственно долго сопротивляться всему новому и значительному. Несложно представить себе, какой труд лежал и лежит на всех, кто выполняет эту работу. Рерихи (и Николай Константинович, и Елена Ивановна) в сотрудничестве с одним из Учителей, который всем нам известен, начали великий труд по созданию системы философии, которая означала внедрение нового энергетического мышления на нашей планете.

Существует много проблем, связанных с этими событиями. В первую очередь, это проблема сотрудничества Великих Учителей с Еленой Ивановной, в котором создавалась Живая Этика. Иногда говорят, что Учитель диктовал, а Елена Ивановна записывала. Как же можно считать это сотрудничеством? Всё дело в том, что Учитель диктовал Живую Этику не по телефону и не по радио. Связь сотрудников — это сложнейший энергетический процесс, который происходит в нашей крайне неблагополучной земной атмосфере, и если, предположим, четко прозвучала фраза: «В новую Россию моя первая весть», то многое потом шло не как фразы и слова, а как мыслеобразы. В нашем архиве есть записные книжки Елены Ивановны, где вперемежку со словами и фразами можно увидеть её зарисовки. Полученные мыслеобразы предстояло расшифровать. Она, таким образом, выступала посредником между Человеком (полагаю, не ошибусь, назвав Великого Учителя Человеком, который стоит на недосягаемой пока для нас, более высокой ступени эволюционного развития и всё же остается Человеком) и человечеством Земли.

Посреднику приходилось очень трудно. Елена Ивановна понимала и Учителя, и смысл доносимой информации, но она должна была облечь эту информацию в форму, которая будет понятна всем, к кому обращался через своего земного посредника Учитель. Елена Ивановна блестяще справилась с задачей, именно поэтому Учение Живой Этики сейчас широко известно и доступно многим.

Вторую проблему составляет вопрос, как подходить к самому знанию о существовании Учителей. Полагаю, что большинство собравшихся здесь убеждено в том, что Великие Учителя, Высокие Духи, существуют. Они оставили великие исторические вехи и в прошлые века, и достаточно яркий след в двадцатом веке. Сегодня мы знаем о том, что Рерихи несколько раз встречались с Великими Учителями. Они встречались с Великим Учителем в Москве. В двадцать шестом году Он был здесь. Они также встречались с Ним в Лондоне, в Нью-Йорке и, наконец, в Индии, в Дарджилинге. Но вы должны обратить внимание, как бережно относились к информации об Учителях и Николай Константинович, и Елена Ивановна. Вы помните, наверное, экспедиционный дневник, который называется «Сердце Азии», где Николай Константинович описывает встречу с одним из Учителей: «Мы ехали на автомобиле по шоссе перед Дарджилингом и вдруг увидели, что в портшезе несут какого-то очень странного ламу. У него корона на голове и одеяние не похоже на традиционные одежды ламы. И тогда мы спросили, — пишет Николай Константинович, — кто это. Никто не дал точного ответа».

Времена меняются, и сегодня я могу сказать, кто это был. Имя встреченного Рерихами ламы — Джул Кул. Его изображение сейчас перед вами справа от Учителя, если смотреть из зала. Джул Кула несли в портшезе в один из небольших храмов под Дарджилингом, где должна была состояться встреча с Рерихами, которые ехали туда же на автомобиле. Этот небольшой храм стоит на холме, почти рядом с монастырём Гум. Мне удалось там побывать. Это очень странный и удивительный храм. Вы, наверное, видели снимок «Храм встречи». Именно здесь в двадцать третьем году Рерихи встретились с Учителями. Их имена: Мория и Джул Кул. В этом храме обсуждалась проблема Центрально-азиатской экспедиции. Вы все хорошо знаете, что Центрально-азиатская экспедиция несла очень существенную эволюционную нагрузку и была в значительной мере инициативой Учителей.

Храм, избранный Учителями для встречи, выделяется среди остальных — небольшой, похожий на часовенку. Когда в него входишь, то видишь изображения Будды, Кришны, изображения химер, которые обычно встречаются в готических храмах. Короче говоря, в этом храме как бы переплетаются элементы самых различных религий. Эта идея проводится и в Живой Этике, и во многих других трудах, которые нам тоже с вами знакомы.

Что было интересным для меня в первую очередь? Когда я вошла в храм, то почувствовала покалывание в кончиках пальцев, как-будто по ним прошёл слабый ток. И я вдруг поняла, что это. Встреча была в двадцать третьем году, я вошла в храм в восьмидесятом. Сколько прошло лет, а сильнейшие вибрации Учителей остались. И эти вибрации остаются не только там, где Они сами присутствовали, но и в тех местах и на тех предметах, которых коснулся взгляд Учителей. Не могу сказать, что эти вибрации могут сразу ощущаться всеми. Это зависит от склада самой внутренней жизни. Но у многих эти ощущения, думаю, могут возникать.

Что касается наследия, которое хранится в нашем музее, то и здесь присутствуют очень сильные вибрации, потому что здесь находятся предметы, которые были подарены Учителями Елене Ивановне Рерих. Это Их предметы, Они ими владели. Эти дары можно увидеть в зале Живой Этики — агатовые птички, а перед портретом Елены Ивановны лежат две танки. Есть ещё предметы, которые носила Елена Ивановна. Например, её браслет. Через него тоже идут высочайшие вибрации. Короче говоря, когда мы говорим о процессе закладки магнитов, на основе которых затем развивается довольно сильное культурное поле, то как раз имеются ввиду подобные предметы, призванные нести определенную информацию. Раньше их называли терафимами. Наши предметы тоже несут определённую информацию, и в связи с этим я бы хотела сказать несколько слов о картине, которую, конечно, видели все, кто бывал у нас в музее. Картина называется «Да здравствует Король». Это триптих, в центре которого изображён Учитель, с очень точной аурой, которая и даёт те вибрации, о которых я говорю сейчас; картина, написаная Николаем Константиновичем, не демонстрировалась и не выставлялась до того момента, пока наследство не было передано нам. Мы были первыми, кто выставил эту картину, ибо приходит срок — и это надо делать. На полотне запечатлены великие вибрации и огромная информация. Поймите меня правильно, я не пропагандирую музей, к которому имею отношение, а просто рассказываю о том, что у нас есть, о том, что связано с Учителями, чтобы вы могли обратить на всё это внимание. И картина, которая была написана с целью передачи её в Россию в тридцать первом году, наконец, в Москве, в нашем музее, и является основой того духовного поля, в котором музей живет и работает.

Заканчивая своё выступление, хочу сказать еще раз: «Да здравствует Король!»

24 марта 1999 год

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2018, 09:12

Н.К. РЕРИХ. ТРИПТИХ «FIAT REX. ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ». 1931
The Triptych «Fiat Rex. Long Live the King»
Триптих «Fiat Rex» (1931) посвящен одному из Великих Учителей человечества, создателю Учения Живой Этики.
При жизни Н.К.Рериха триптих находился в доме Рерихов в Наггаре и никогда не экспонировался на выставках. В январе 1948 г. при переезде был вывезен из Наггара Е.И.Рерих, находился с ней в Дели, Кхандале и Калимпонге. После смерти Е.И.Рерих в октябре 1955 г. С.Н.Рерих перевез его в свое имение «Tatguni Estate» под Бангалором [4, с. 81].
В этом произведении наглядно воплотились представления Н.К.Рериха об «одеянии духа», ауре – особом поле, образованном энергетикой человека и, как правило, недоступном обычному физическому зрению. В конце XX в. ученые смогли убедиться в существовании «невидимой» оболочки, окружающей человеческое тело, которую всегда, во все века видели особо чувствительные люди. С фотографической точностью аура отражает физическое, психическое и духовное состояние человека, а также качество его мышления. Чем возвышеннее и чище мысли и чувства, чем сильнее в человеке проявлено духовное начало – тем совершеннее форма и прекраснее оттенки ауры.
Учитель, изображенный в центральной части триптиха, окружен прекрасным синим сиянием с рубиновыми искрами и, подобно святым, имеет золотистый ореол над головой. Из Его темени и оплечий исходят яркие лучи света, свидетельствующие о необычайно высоком энергетическом и духовном уровне, присущем, как говорят в Индии, Великой Душе.
Спокойные светлые тона преобладают в аурах мужчины и женщины, изображенных на левой и правой частях триптиха, что свидетельствует о благородстве натуры, внутренней гармонии и уравновешенности чувств. Н.К.Рерих изобразил реальных исторических персонажей: маркграфа Эккехарда II и его супругу маркграфиню Уту, живших в XI в. в Германии. Их скульптуры, исполненные в ХIII столетии, в числе фигур 12 других основателей Наумбурга украшают готический собор Петра и Павла в этом городе. Исторические хроники донесли до нас немногое: Эккехард, правивший маркграфством Мейсен в 1031–1046 гг., описан как отважный воин, преданный своему королю; об Уте известно то, что происходила она из рода Асканнер из Баленштедта и воспитывалась в монастыре, где получила прекрасное по тем временам образование [5]. Ее образ стал воплощением женственности и достоинства, хрупкости и внутренней силы.
Необычно выглядит в триптихе Н.К.Рериха соседство восточного мудреца и знатных горожан, живших в средневековой Германии, но кто знает, какие невидимые узы связывают их… [6, с. 395–397]
Триптих «Fiat Rex», как и другие полотна художника, таит в себе множество загадок и скрытых символов. Так, изображая Космического Иерарха и его земных учеников, художник раскрывает одно из важнейших положений системы познания Живой Этики: «Учитель – ученик», благодаря которому возможно совершенствование и духовное восхождение человека.
«Этот ведущий принцип космической эволюции далеко не нов, – пишет Л.В.Шапошникова. – Он возник еще с незапамятных времен в культуре и философии Востока. В методологии Живой Этики он расширен до универсальных масштабов как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он является одним из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта иерархическая цепь, в которой связка “Учитель – ученик” представлена многочисленными звеньями, переходящими одно в другое и уходящими в Беспредельность, имеет и свою земную часть – своих земных Учителей и своих земных учеников. Таким образом, земное и надземное смыкаются в этой цепи, следуя Великому закону двойственности, согласно которому любое явление в Космосе будет иметь часть земную и надземную, или плотноматериальную и тонкоматериальную» [7, с. 326].
Образы Уты и Эккехарда в триптихе Н.К.Рериха также являются воплощением закона равновесия мужского и женского начал. Оба начала призваны дополнять друг друга, реализуя данные им возможности в сотрудничестве и сотворчестве. «Птица духа человечества не может летать на одном крыле» [цит. по: 2, с. 419], – говорил индийский философ Вивекананда. Эккехард держит в руках щит и меч, символизирующие проявление активного начала и защиту завоеванных достижений духа. Огонь в руках Уты не столько напоминает о традиционной роли хранительницы очага, сколько указывает на хранительницу огня духовного.
До недавнего времени исследователи творчества Н.К.Рериха считали, что в руках Учителя находится подушечка со светящимся Камнем – Сокровищем Мира, хранителями которого могут быть только самые достойные представители человечества. Однако в письме Е.И.Рерих от 10 мая 1937 г. встречается упоминание о том, что Учитель держит Венец. «Обруч с одним камнем-алмазом есть символ Братства и Его Главы, – пишет она о триптихе. – Обруч этот отвечает сияющему обручу, видимому над головою Высоких Духов» [3, с. 100]. Таким образом, на центральном полотне триптиха изображен Глава Иерархии Света.
Создание триптиха, так же как и большинства других картин Н.К.Рериха, является образным осмыслением истин, изложенных в Живой Этике. Не случайно именно в 1931 г. была принята книга «Иерархия», ставшая, по собственному признанию Е.И.Рерих, самой любимой из записанных ею книг Учения. «…Лишь в Иерархии, в ведущем Начале, заключается не только вся эволюция, но и само существование наше, – писала она. – Ибо, воистину, Высшие Существа питают, насыщают нас своими эманациями» [1, с. 248].
Т.О.Книжник
Примечания:
1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.
2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2000.
3. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2003.
4. Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, МастерБанк, 2005.
5. Старовойтова О. Она стоит подобно судьбе // Новая эпоха. 2000. № 2 (25).
6. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1: Мастер. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 396–397 (воспр.).
7. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Статьи и выступления. 1997–2006. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, МастерБанк, 2006. С. 287 (воспр.).
***
● Fiat Rex. Да здравствует Король. Центральная часть триптиха. 1931. Fiat Rex. Long Live the King. The Central Part of the Triptych. Холст, темпера. 119,5 х 91,5
● Эккехард. Левая часть триптиха. 1931. Eckehard. The Left Part of the Triptych. Холст, темпера. 119,4 х 25,9
● Ута. Правая часть триптиха. 1931. Uta. The Right Part of the Triptych. Холст, темпера. 119,7 х 25,7
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей