История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 23 дек 2021, 09:43

Лекция «Великий Путь Христа в искусстве Н.К. Рериха»

В дни, когда во многих странах мира отмечают Рождество Христово, особенно близок нам Дух этого Великого Учителя человечества, который своим Учением и подвигом жизни указал людям Путь духовного восхождения.

Н.К. Рерих неоднократно обращался к Светлому Образу Спасителя, как в своем литературно-философском творчестве, так и художественных произведениях. Язык искусства великого художника может поведать нам о несказуемом и поможет глубже понять значение Иисуса Христа и его Учения жизни.

Лекция состоится 26 декабря 2021 года в 12.00 (МСК) и будет проходить в онлайн-формате.

Лектор: А.В. Сосновский – преподаватель истории и общественных дисциплин, экскурсовод, исследователь творчества семьи Рерихов (Украина, Киев).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7266

https://www.youtube.com/watch?v=KN3uxiO ... b_imp_woyt

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 26 дек 2021, 08:16

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ КАРТИНЫ Н.К. РЕРИХА «ГОНЕЦ»

К 125-летию картины Н.К. Рериха «Гонец» (1897–2022).
История создания и содержание дипломной работы Николая Константиновича Рериха – картины «Гонец». Тема «войны и мира», развернутая в живописном произведении, и актуальность ее в XXI веке.
Лекция состоится 26 декабря 2021 года в 14:00 (московское время) и будет проходить в онлайн-формате.
Лектор: Петренко Елена Григорьевна, директор Одесского Дома-Музея имени Н.К. Рериха (Украина).

Подробнее: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7266

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 26 дек 2021, 08:27

Дорогие друзья и коллеги! Завершается 2021 год и 27 декабря в 16:00 по московскому времени состоится моя двенадцатая онлайн экскурсия по виртуальной экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Атмосфера празднично торжественных дней Рождества и ожидания Нового года будет созвучна теме онлайн экскурсии: "Н.К. Рерих. Триптих "Жанна Д' Арк" и его значение в экспозиции зала “Живая Этика”».
Приглашаю вас посмотреть трансляцию или запись на YouTube канале Международного Центра Рерихов!

https://youtu.be/TDsN_mAk5hk

Иллюстрация:
Триптих "Жанна Д' Арк" в экспозиции музея.
Фото до 2017 г.

Эдуард Крамп

Фото Эдуарда Крампа.jpg
Фото Эдуарда Крампа.jpg (132.04 KiB) 3017 просмотра


Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 06 фев 2022, 10:46

Татьяна и Сергей Левины, "Песнь водопада"

Песня создана под впечатлением от одноимённой картины Н.К. Рериха.

Татьяна Левина - слова, музыка, гитара, голос
Сергей Левин - аранжировка
Карина Моисеева - скрипка
Михаил Левин - запись, сведение, видеосъёмка, монтаж
Видео опубликовано на канале "Наследие Рерихов и Россия"

https://www.youtube.com/watch?v=i16UVnS8I68

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 09 фев 2022, 10:32

Ольгой Викторовной Слеповой написан цикл стихов, посвященный картинам Н.К. Рериха viewtopic.php?f=16&t=1083&p=9471#p9471

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2022, 07:01

Николай Хатунцев
«Ведущая»


Пришла порою полуночной
На дальний полюс, в мертвый край.
А. Блок


Льдистый пик, достающий до неба,
И такие же пики вдали.
Все враждебно, безжизненно-слепо
Здесь, на крайнем пределе земли.
Но и в этой последней пустыне
Искра духа людского видна, –
Две фигуры над пропастью синей,
Двое путников – Он и Она.
Как цепи неразрывные звенья,
Охватившей собой бытие,
Завершают они восхожденье
Под водительством мудрым Ее.
Неподвижные скалы – как Будды
Бесконечен слепящий отвес,
Над которым вершина как будто
Вырастает до самых небес.
Но глядит Ее взор вдохновенный
Сквозь покрытые дымкой века,
И походка легка неизменно,
И тверда, и надежна рука.


Н.К. Рерих. Ведущая.jpg
Н.К. Рерих. Ведущая.jpg (132.89 KiB) 2900 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2022, 07:36

НИКОЛАЙ РЕРИХ. ТРИПТИХ «ЖАННА Д’АРК». ЛЕКЦИЯ ЭДУАРДА КРАМПА

Продолжается цикл мероприятий в рамках лектория «Н.К. Рерих и С.Н. Рерих – космос творчества», начавшийся в 2019 году в Российской академии художеств.

Николай Константинович Рерих в своей статье «Судьба», размышляя о «сужденном превышнем законе», определившем жизнь «светлой воительницы» Жанны д’Арк, записал следующее: «Великий Закон должен был в ней найти еще одно светлое свидетельство Истины. Пламень ее сердца, пламень костра – венец пламенный, все это далеко поверх обычных законов. Даже поверх обычного воображения человеческого».

В триптихе, созданном в 1931 году, произведении поразительно многогранном, художник передает это чувство «поверх обычных законов». Исследование, которое будет представлено на лекции, проиллюстрирует тот факт, что Николай Константинович Рерих, будучи историком и ученым, обладал удивительнейшими и обширнейшими знаниями, а как художник, смог отразить в своей работе не только события 590-летней давности, но и свои размышления об их глубинных взаимосвязях, о тех духовных метаисторических процессах, которые связывают эпохи и пространства.

13 февраля 2022 года в 12:00 (московское время) состоится лекция «Николай Рерих. Триптих «Жанна д’Арк»», которая будет проходить в онлайн-формате.

Лектор: Эдуард Русланович Крамп – научный сотрудник отдела развития Музея имени Н.К. Рериха.

Трансляция лекции на канале Международного Центра Рерихов: https://youtu.be/alOgXSAQOLE

Подробнее: icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7313

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2022, 14:52

В Казани представили программу «Священные вершины Азии в творчестве Н.К. Рериха»

5 февраля 2022 года в казанской Галерее современного искусства на еженедельном лектории «Держава Рериха» выступил руководитель отдела передвижных выставок Международного Центра Рерихов Дмитрий Ревякин. Благодаря его программе «Священные вершины Азии в творчестве Н.К. Рериха» слушатели смогли перенестись на заповедные маршруты, пройденные великим русским художником, ученым и общественным деятелем Николаем Константиновичем Рерихом и запечатленные им в неповторимых живописных полотнах. Это цепи Восточных и Западных Гималаев, пики и перевалы Каракорума, Куэнь-Луня, Ак-Тага, вершины Монголии, хребты Танг-ла и Тибетского нагорья.

Материал лекции охватил более чем двадцатилетний период творчества Николая Рериха и включил произведения Мастера гор, созданные им с 1924-го по 1947 год во время Центрально-Азиатской экспедиции и после нее – в гималайской долине Кулу.

– На Востоке существует многовековая традиция поклонения священным местам, особенно значимым для истории и современной жизни людей, и эта традиция соблюдается, – сказал Дмитрий Ревякин. – Николай Константинович Рерих всегда был человеком, который, как мудрецы Востока, осознавал эволюционное значение исторических, культурных и природных ценностей и при этом с настоящей западной энергичностью привлекал внимание общественности к проблеме их сохранения и сам трудился ради этого непрестанно.

В 1903-1904 гг. Рерих совершил путешествие по древнерусским городам, в ходе которого создал, как писали тогда, художественный «пантеон славы Руси былой». Позднее, с 1924-го по 1928 год, Николай Константинович осуществил крупнейшую в ХХ веке Центрально-Азиатскую экспедицию, во время которой и после нее написал порядка двух тысяч живописных произведений, посвященных культурным достопримечательностям, истории, духовному наследию народов Индии, Тибета, Алтая, других центральноазиатских территорий и создал таким образом настоящий «пантеон славы Гималаев».

Маршрут, избранный Рерихом, был тщательно продуман и наполнен глубочайшим смыслом. Николай Константинович исследовал места формирования современной земной цивилизации, древние пути переселения народов, так называемые «пассионарные сдвиги», как писал об этом Лев Гумилев. Особое внимание Рерих уделял вопросу общей истории Индии и России, близости наших истоков и традиций. Поэтому так важно, чтобы сегодня Николая Рериха изучали на Родине, в этом заложен важнейший потенциал новых научных открытий и свершений, духовно-культурного прогресса России.

Крупнейшим на сегодняшний день рериховедом стала индолог, академик, создатель и первый директор общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015). Она в 1970-1980-е годы повторила путешествие по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, чтобы изучить и зафиксировать состояние архитектурных и историко-культурных памятников, быт и традиции народов, проживающих на данных заповедных территориях. Результатом этого сложного, временами опасного, но прекрасного путешествия стала уникальная серия фотографий «По маршруту Мастера», которая в настоящее время экспонируется в Галерее современного искусства Казани.

Дмитрий Ревякин провел для слушателей своей лекции экскурсию по выставке Людмилы Васильевны Шапошниковой, подчеркнув, что эта мужественная и неповторимая женщина, ученый, путешественник и общественный деятель в своей жизни открыла людям как мир Рерихов, так и мир Индии, Гималаев. Книги Людмилы Шапошниковой стали настоящим путеводителем по малоисследованным, но таким значительным территориям Азии.

Дмитрий Юрьевич отметил, что Людмила Васильевна в своей жизни продолжила формирование того «моста» между Россией и Индией, который построили Николай Константинович Рерих и члены его семьи: супруга, философ Елена Ивановна, сыновья – востоковед Юрий Николаевич и художник Святослав Николаевич.

В пространстве выставки «По маршруту Мастера» Дмитрий Ревякин также презентовал два новых издания Международного Центра Рерихов: двухтомник о Людмиле Васильевне Шапошниковой «Воин света» и ее авторский труд – «Философия космической реальности». Эту книгу Дмитрий Ревякин вручил в подарок соорганизатору выставки и лектория, председателю Региональной общественной организации «Татарстанское рериховское культурное объединение» Борису Зайцеву в знак благодарности за совместную многолетнюю работу, за вклад в популяризацию творческого наследия Рерихов и культурно-просветительское движение.

Диана Галлямова

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7311

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 11 мар 2022, 19:29

Л.В. ШАПОШНИКОВА. НОВОЕ ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ И РОССИЯ

В 1933 году Николай Константинович Рерих написал картину, которая называлась «Странник Светлого Града». По равнине, опираясь на посох, идет человек туда, где между гор сверкают купола храмов и видны белокаменные здания. Сюжет кажется на первый взгляд незамысловатым. Но если в картину попристальней вглядеться и поразмышлять над ней, то она вырастает в некий символ, наполняясь духом и звонами России.
В этом пронзительно одиноком страннике с его неуклонной устремленностью заключен духовный многослойный образ целого народа, целой беспредельной страны. Чтобы создать именно такой образ, надо было глубоко почувствовать характер народа, проникнуть в его суть и извлечь из всего ту единственную Россию, которая, как говорил сам художник, «поверх всех Россий». Так иногда через искусство мы постигаем самые сложные явления, распутываем ускользающие нити разнообразных времен и пространств, синтезируя все это в один четкий и ясный образ, где «ни прибавить, ни убавить».
На огромных пространствах России в течение веков кипел и плавился культурный синтез Востока и Запада, формируя энергетическое поле русской Культуры, русского национального духа. Россия, принимая в себя дары Запада и Востока, усиливала свою энергетику, создавала свою самобытность, зацветая каждый раз по-новому после соприкосновения мирного или не мирного с Западом или Востоком.
Вместе с русской национальностью формировался и русский характер...
Елена Ивановна Рерих, один из крупнейших философов нашего века, писала: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира». Россия оказалась энергетическим центром Планеты, в пространстве которого разыгралась космическая драма духовно-культурной эволюции...
Светлый Град был символом того Царства Божьего, о котором говорил Христос и его апостолы, символом жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий. Светлый Град породил в сознании народа идею духовного подвига во имя ближних и дальних своих. «Именно этому великому народу (русскому, — Л.Ш.), — писал Н.К.Рерих, — дано и великое слово подвиг. Ни в одном ином языке нет такого понятия во всей его возвышенности и поступательности. Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага. Русский народ уже много раз доказал свое бескорыстие и потому он удостоен и подвига. В подвиге народ сбережет свои сокровища»
Такого интенсивного духовного процесса не знала ни одна страна мира на протяжении последних веков нашей истории. Эволюционное творчество несло предощущение мировой роли России, ее энергетического воздействия на Космическую эволюцию человечества. «В грозе и молнии, — писал Н.К.Рерих, — кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар и разор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась и глубила свое неисчерпаемое творчество».
Таков был духовно-энергетический фон России, на котором формировался национальный дух ее народа. Без учета этой реальности невозможно понять нашу страну — ни ее прошлое, ни настоящее, ни будущее.

Подробнее:https://lib.icr.su/node/2425

Странник Светлого  Града.jpg
Странник Светлого Града.jpg (45.71 KiB) 2825 просмотра


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей