Страница 2 из 2

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 11 апр 2018, 11:41
Надежда Лебедева
Перекресток путей Будды и Христа
(Ступа в Ше)
1925 г.

Большая ступа в Ше

1925 г.
Серия "Святыни и твердыни"


Н.К Рерих. Алтай – Гималаи
Гл. V. Ламаюра — Лех — Хеми. (1925)
...Лех – место замечательное. Здесь предание соединило пути Будды и Христа .
Будда шел через Лех на север. Исса беседовал здесь с народом по пути из Тибета. Тайно и тщательно хранимые предания. Трудно нащупать их, ибо ламы умеют молчать лучше всех людей. Только найдя общий язык – не только внешне физический, но и внутреннего понимания – можно приблизиться к их многозначительным тайнам... [1. С. 105 – 106]

Л.В. Шапошникова По маршруту Мастера. 2 кн. I ч.
Людмила Васильевна Шапошникова (1926 – 2015 гг.)- индолог, философ, искусствовед и общественный деятель, лауреат Международной премии им. Дж. Неру, основатель и бессменный Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха. В 1970-е годы повторила маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха по Индии, Алтаю и Монголии.
Я спустилась вниз, к подножию скалистой горы, на которой стоял монастырь, и увидела большую ступу. Ступа стояла чуть поодаль от скального основания, почти у самой дороги. Углы её обрушились, обнажив каменную кладку, но часть, на которой был укреплён шпиль, была заново оштукатурена и побелена. Отсюда, от этой ступы, был виден королевский дворец, монастырь, старинные башни и крепостные стены. Я остановилась, чтобы еще раз полюбоваться этим редким зрелищем Ше, и вдруг поняла что всё это я когда-то уже видела. И эти стены, и башни, и золотистый шпиль верхней ступы. Я вспомнила картину Рериха «Ше. Ступа» и еще раз поразилась той точности, с которой Николай Константинович передал детали запечатленного им места. Картина эта имела второе название: «Перепутье Будды и Христа». Оба Великих Учителя, каждый в своё время прошли здесь. В легендах говорится, что один направлялся на Алтай, а другой – в Шамбалу.
Позже, в Ле, листая книгу Рериха «Алтай-Гималаи», я наткнулась на слова, которые несомненно относились к Ше:
«Вот и место Будды. Он изглажено временем. Предание говорит об «очень большом и древнем строении», но теперь устои утёсов и шебень напоминают лишь о разрушении. Старые тёсаные камни пошли на постройку позднейших ступ, которые в свою очередь успели рассыпаться. Одно лишь обстоятельство несомненно – вы стоите на месте древнейшего строения. Невдалеке старинная деревня и остроконечная груда развалин – остатки древнего укрепления, славшегося как монолит».
[ 2. С. 352-353]

Литература:
1. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.
2. Шапошникова Л.В. По маршруту Мастера. 2 кн. I ч. М. МЦР. Мастер-Банк. 2000.

Источник: http://roerich.kz/publication/stupa-v-she.htm?_utl_t=fb

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 22 июл 2018, 07:16
Надежда Лебедева
Такая же тема по картинам Святослава Николаевича: viewtopic.php?f=14&t=1950

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 04 сен 2018, 12:02
Надежда Лебедева
Сделав строгое, лаконичное и прекрасное описание картин Рерихов на сайте МЦР, Татьяна Георгиевна Роттерт - первый хранитель общественного Музея имени Н.К.Рериха - вошла в Вечность! На фото Т.Г. Роттерт на фоне первой экспозиции общественного Музея в 1993 году:

http://www.icr.su/upload/first_museum.jpg

Пост В. Байды

Роттерт.jpg
Роттерт.jpg (11.28 KiB) 174 просмотра

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 21 сен 2018, 19:33
Надежда Лебедева
Н.К. РЕРИХ. ПРЕЧИСТЫЙ ГРАД – ВРАГАМ ОЗЛОБЛЕНИЕ. 1912

The Fairest City is the Enemies’ Vexation. Холст, темпера. 71,5 х 92,3

Сюжет картины «Пречистый Град – врагам озлобление» входит в серию картин-предупреждений Н.К.Рериха, созданных перед началом Первой мировой войны (1914–1918): «Ангел Последний» (1912), «Град Обреченный» (1914), «Зарево» (1914), «Крик Змия» (1914) и др. В них художник выразил свои предчувствия начинающегося «безумия» [2, с. 214– 215], как он называл войну, безжалостно разрушающую не только города и исторические памятники, но и нравственные устои общества, его культуру.

Первый вариант картины «Пречистый Град – врагам озлобление», участвовавший в выставке художественного объединения «Мир искусства» в 1911 г., был воспроизведен в качестве иллюстрации в книге А.М.Ремизова «Золотой кафтан» с факсимиле художника: «“Колесо огненное – не спалит праведных. Пречистый Град – врагам озлобление”. Посвящаю дорогому А.М.Ремизову. Н.Рерих» [3, с. 405].

На картине «Пречистый Град – врагам озлобление» (1912), находящейся в собрании Музея имени Н.К.Рериха, в центре композиции в светло-желтой цветовой гамме детально прорисованы строения Града, обнесенного высокой стеной. Град символизирует собой духовную святыню, истину и чистоту. Град – это Твердыня Духа, непреходящая ценность культуры. Передний план занят ярко-красными языками пламени, в котором показываются оскалившиеся головы чудовищ. На заднем плане слева на фоне желто-коричневого неба изображены темные рогатые фигуры с камнями в руках, которыми они забрасывают Град. Справа на заднем плане стремительно мчится ко Граду вооруженный воин на белом коне. Поднятый меч в руке воина – Георгия Победоносца – знак готовности к великой битве. Происходит противостояние сил Света и сил тьмы. Н.К.Рерих выделил одним цветом строения Твердыни и коня, несущего всадника. В сердце воина горит пламя высокой любви и мужества, и этот огонь охраняет город. Свет побеждает тьму.

В очерке «Сон» Н.К.Рерих записал молитву людей о спасении Града: «Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град – врагам озлобление! Прими, Владыко, прекрасный град! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, всё воинство! <...> Мы стоим без страха и трепета» [1, с. 94].

Картина «Пречистый Град – врагам озлобление» передает глубокую веру Н.К.Рериха в торжество добра над злом, красоты духа над невежеством и несовершенством мира.

И.Ю. Дьяченко

Примечания:
1. Рерих Н.К. Сон // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, Фирма Бисан-Оазис, 1994.
2. Рерих Н.К. Опять война // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
3. Николай Рерих в русской периодике. 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912. СПб.: ООО «ИПК “Фирма Коста”», 2007.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.


42273184_2242193332683488_1396786255865315328_n.jpg
42273184_2242193332683488_1396786255865315328_n.jpg (194.83 KiB) 159 просмотра

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 29 окт 2018, 11:58
Надежда Лебедева
Н.К. РЕРИХ. СТУПЫ. 1932

Stupas. Бумага, наклеенная на картон, темпера. 25,1 х 32,3

В летние месяцы 1931 г. и 1932 г. Институтом гималайских исследований «Урусвати» были организованы научные и художественные экспедиции в соседнюю с долиной Кулу высокогорную область Лахул в Западных Гималаях. Как отмечал Н.К.Рерих в своих очерках, Лахул, связанный с именами Миларепы и Падма Самбхавы, богат памятными знаками: по склонам Гималаев высятся ступы, чортены, менданги, на скалах высечены многочисленные рисунки [1]. Н.К.Рерих запечатлел многие из этих памятников в своих произведениях.

На картине «Ступы» на фоне зеленоватого с серыми кучевыми облаками неба и лилово-синих горных хребтов Н.К.Рерих изобразил башнеобразные ступы – буддийские культовые сооружения, воздвигаемые на особо почитаемых местах и хранящие в себе священные реликвии. Ступы играют важную роль в буддийских празднованиях и церемониях, в медитации и с пением мантр их обходят по часовой стрелке [2]. Ступы обычно состоят из основания, корпуса, полусферы и шпиля. Такая конструкция символизирует движение от материального к духовному, от низших, внешних уровней к центру, к Высшему Плану бытия.

Каждая часть, которую можно рассмотреть в изображенной на картине ступе, для буддистов имеет особое значение: в основании заложены «десять белых добродетелей», далее три ступени символизируют Будду, Дхарму и Сангху; на них установлен «Львиный трон Будды», далее идут символы высших практик и ступеней, над которыми возвышается «Чаша», содержащая «Семь факторов просветления». Шпиль является символом «восьмеричного пути» и «древа жизни». Венчает шпиль тройственный символ Луны, Солнца и драгоценности в виде языка пламени [2].

О.Е. Цветкова

Примечания:
1. Рерих Н.К. Меч Гессар-хана // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.
2. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма // Андросов В.П. Учение Нагарджуны о срединности. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2006.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.

Н.К. Рерих. Ступы.jpg
Н.К. Рерих. Ступы.jpg (19.47 KiB) 148 просмотра

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 19 ноя 2018, 06:54
Надежда Лебедева
Н. К. РЕРИХ. СЫН ЦАРЯ

В ноябре во всех церквях упоминается имя святого индийского царевича Иосафа, и седобородый старовер на Алтае поет древний священный стих, посвященный благословенному индийскому царе­вичу. Глубоко трогательно на высотах Алтая слышать слова царе­вича, обращенные к пустыне:

" А прими меня, пустыня тишайшая" –
А и как же приму я тебя, царевича?
Нет у меня, у пустыни, ни дворцов, ни палат" –
" А и не нужно мне ни палат, ни дворцов".

Так на Алтайских отрогах поет седобородый старовер. А рядом на горе маленький пастушок, подобно древнему Лелю или Благо­словенному Кришне, плетя венки из ноготков, звонко провозглаша­ет другой вирш, посвященный все той же священной памяти:

О, Учитель мой любимый,
Пошто ты покинул меня?
Ты покинул меня, сироту;
Провести в печали все мои дни.
О, пустыня прекрасная!
Прими меня в свое лоно,
В избранный дворец мой!
В мир и молчание.
Я бегу, как от змея.
От земной славы и прелести,
От богатства и палат блестящих.
О пустыня возлюбленная, прими меня!
Я пойду в твои поля
Дивиться на цветы чудесные;
Здесь проживу я мои годы
И до скончания дней моих.

Алтай, 1926

http://lib.icr.su/node/521

46364476_2209328532657478_6665266898059395072_n.jpg
46364476_2209328532657478_6665266898059395072_n.jpg (99.12 KiB) 145 просмотра

-----
Картина Николая Константиновича Рериха. Кришна-Лель [Эскиз] 1935-1936 год

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 10 мар 2019, 16:08
Надежда Лебедева
Ирина Дьяченко. «Русь – неотпитая чаша»: картина Н.К. Рериха «Пасхальная ночь» (видеолекция)

К 145-летию со дня рождения всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха Международный Центр Рерихов (МЦР) и Российская академия художеств представляют культурно-просветительскую лекционную программу «Академик Н.К. Рерих – художник, ученый, мыслитель». Лекции подготовлены на основе художественного собрания произведений искусства из фондов общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР. Работа по описанию картин была проведена группой исследователей МЦР. В результате исследований под руководством Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха академиком Л.В. Шапошниковой был издан первый научный каталог коллекции семьи Рерихов. Большая часть художественных произведений предстает перед специалистами и широкой публикой впервые. Лекторий состоит из двух частей. 12 лекций первой части будут проходить с февраля по конец мая 2019 года по субботам с 12.00 в Домовой церкви Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 19.

9 февраля 2019 года с лекцией «“Русь – неотпитая чаша”: картина Н.К. Рериха “Пасхальная ночь”» выступила кандидат культурологии, руководитель Объединенного научного центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов Ирина Юрьевна Дьяченко. Картина, созданная художником в 1934 году, отражает одну из важнейших духовных традиций русского народа – празднование пасхального дня – Светлого Воскресения Христова. Композиционное решение, колористические особенности и символика произведения позволяют более глубоко понять смысл происходящего.

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6176

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 10 мар 2019, 16:20
Надежда Лебедева
Галина Тесленко. Образы Бориса и Глеба в творчестве Н.К. Рериха (видеолекция)

К 145-летию со дня рождения всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха Международный Центр Рерихов (МЦР) и Российская академия художеств представляют культурно-просветительскую лекционную программу «Академик Н.К. Рерих – художник, ученый, мыслитель». Лекции подготовлены на основе художественного собрания произведений искусства из фондов общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР. Работа по описанию картин была проведена группой исследователей МЦР. В результате исследований под руководством Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха академиком Л.В. Шапошниковой был издан первый научный каталог коллекции семьи Рерихов. Большая часть художественных произведений предстает перед специалистами и широкой публикой впервые. Лекторий состоит из двух частей. 12 лекций первой части будут проходить с февраля по конец мая 2019 года по субботам с 12.00 в Домовой церкви Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 19.

16 февраля 2019 года с лекцией «Образы Бориса и Глеба в творчестве Н.К. Рериха» выступила сотрудник МЦР, преподаватель истории и общественных дисциплин Галина Андреевна Тесленко. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, «небесными помощниками» русских князей, покровителями Русской земли. Н.К. Рерих неоднократно обращался к образам святых страстотерпцев в своем творчестве. Л.В. Шапошникова писала: «Николай Константинович был одним из тех людей, кто обладал даром ясновидения. Среди русских художников он, пожалуй, единственный, кто какими-то таинственными узами был связан со святыми Борисом и Глебом. Эта связь нашла свое отражение в его картинах. Таких полотен у него было не менее семи».

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6175

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Добавлено: 01 апр 2019, 13:24
Евгений
Т.О.КНИЖНИК. Аннотация к Картине с сайта МЦР.
Триптих «Fiat Rex» (1931) посвящен одному из Великих Учителей человечества, создателю Учения Живой Этики.

При жизни Н.К.Рериха триптих находился в доме Рерихов в Наггаре и никогда не экспонировался на выставках. В январе 1948 г. при переезде был вывезен из Наггара Е.И.Рерих, находился с ней в Дели, Кхандале и Калимпонге. После смерти Е.И.Рерих в октябре 1955 г. С.Н.Рерих перевез его в свое имение «Tatguni Estate» под Бангалором [4, с. 81].

В этом произведении наглядно воплотились представления Н.К.Рериха об «одеянии духа», ауре – особом поле, образованном энергетикой человека и, как правило, недоступном обычному физическому зрению. В конце XX в. ученые смогли убедиться в существовании «невидимой» оболочки, окружающей человеческое тело, которую всегда, во все века видели особо чувствительные люди. С фотографической точностью аура отражает физическое, психическое и духовное состояние человека, а также качество его мышления. Чем возвышеннее и чище мысли и чувства, чем сильнее в человеке проявлено духовное начало – тем совершеннее форма и прекраснее оттенки ауры.

Учитель, изображенный в центральной части триптиха, окружен прекрасным синим сиянием с рубиновыми искрами и, подобно святым, имеет золотистый ореол над головой. Из Его темени и оплечий исходят яркие лучи света, свидетельствующие о необычайно высоком энергетическом и духовном уровне, присущем, как говорят в Индии, Великой Душе.

Спокойные светлые тона преобладают в аурах мужчины и женщины, изображенных на левой и правой частях триптиха, что свидетельствует о благородстве натуры, внутренней гармонии и уравновешенности чувств. Н.К.Рерих изобразил реальных исторических персонажей: маркграфа Эккехарда II и его супругу маркграфиню Уту, живших в XI в. в Германии. Их скульптуры, исполненные в ХIII столетии, в числе фигур 12 других основателей Наумбурга украшают готический собор Петра и Павла в этом городе. Исторические хроники донесли до нас немногое: Эккехард, правивший маркграфством Мейсен в 1031–1046 гг., описан как отважный воин, преданный своему королю; об Уте известно то, что происходила она из рода Асканнер из Баленштедта и воспитывалась в монастыре, где получила прекрасное по тем временам образование [5]. Ее образ стал воплощением женственности и достоинства, хрупкости и внутренней силы.

Необычно выглядит в триптихе Н.К.Рериха соседство восточного мудреца и знатных горожан, живших в средневековой Германии, но кто знает, какие невидимые узы связывают их… [6, с. 395–397] Триптих «Fiat Rex», как и другие полотна художника, таит в себе множество загадок и скрытых символов. Так, изображая Космического Иерарха и его земных учеников, художник раскрывает одно из важнейших положений системы познания Живой Этики: «Учитель – ученик», благодаря которому возможно совершенствование и духовное восхождение человека.

«Этот ведущий принцип космической эволюции далеко не нов, – пишет Л.В.Шапошникова. – Он возник еще с незапамятных времен в культуре и философии Востока. В методологии Живой Этики он расширен до универсальных масштабов как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он является одним из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта иерархическая цепь, в которой связка “Учитель – ученик” представлена многочисленными звеньями, переходящими одно в другое и уходящими в Беспредельность, имеет и свою земную часть – своих земных Учителей и своих земных учеников. Таким образом, земное и надземное смыкаются в этой цепи, следуя Великому закону двойственности, согласно которому любое явление в Космосе будет иметь часть земную и надземную, или плотноматериальную и тонкоматериальную» [7, с. 326].

Образы Уты и Эккехарда в триптихе Н.К.Рериха также являются воплощением закона равновесия мужского и женского начал. Оба начала призваны дополнять друг друга, реализуя данные им возможности в сотрудничестве и сотворчестве. «Птица духа человечества не может летать на одном крыле» [цит. по: 2, с. 419], – говорил индийский философ Вивекананда. Эккехард держит в руках щит и меч, символизирующие проявление активного начала и защиту завоеванных достижений духа. Огонь в руках Уты не столько напоминает о традиционной роли хранительницы очага, сколько указывает на хранительницу огня духовного.

До недавнего времени исследователи творчества Н.К.Рериха считали, что в руках Учителя находится подушечка со светящимся Камнем – Сокровищем Мира, хранителями которого могут быть только самые достойные представители человечества. Однако в письме Е.И.Рерих от 10 мая 1937 г. встречается упоминание о том, что Учитель держит Венец. «Обруч с одним камнем-алмазом есть символ Братства и Его Главы, – пишет она о триптихе. – Обруч этот отвечает сияющему обручу, видимому над головою Высоких Духов» [3, с. 100]. Таким образом, на центральном полотне триптиха изображен Глава Иерархии Света.

Создание триптиха, так же как и большинства других картин Н.К.Рериха, является образным осмыслением истин, изложенных в Живой Этике. Не случайно именно в 1931 г. была принята книга «Иерархия», ставшая, по собственному признанию Е.И.Рерих, самой любимой из записанных ею книг Учения. «…Лишь в Иерархии, в ведущем Начале, заключается не только вся эволюция, но и само существование наше, – писала она. – Ибо, воистину, Высшие Существа питают, насыщают нас своими эманациями» [1, с. 248].

Т.О.Книжник

Примечания:

1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.

2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2000.

3. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2003.

4. Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

5. Старовойтова О. Она стоит подобно судьбе // Новая эпоха. 2000. № 2 (25).

6. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1: Мастер. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 396–397 (воспр.).

7. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Статьи и выступления. 1997–2006. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 287 (воспр.).

Источник: http://www.icr.su/rus/katalog/annot_01.php