История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 22 июл 2018, 07:15

C.Н. РЕРИХ. ПАХОТА. 1940–1950
Ploughing. Холст, темпера. 81 х 137

С.Н. Рерих создал много произведений, героями которых стали простые люди, жители Индии, занятые обычными повседневными заботами. Эта тема интересовала художника довольно продолжительный период, в результате чего появился цикл произведений «Мои соседи».
«Пахота» – одна из первых работ С.Н. Рериха на тему повседневного труда простых индийцев. На картине за плугом по краснозему идет седобородый мужчина. Мягкий солнечный свет заполняет все пространство картины. Цепь гор окутана жемчужно-розовыми облаками, которые очерчивают фигуры пахаря и волов, создавая единую пространственную ауру. Художник не просто изображает сцену из обыденной жизни, а рисует мистерию Вечности, где «все сливается воедино: труд человеческий, природа, горы, “биосфера”, переходящая в космос» [1, с. 385].

Картина С.Н. Рериха, показывающая жизнь индийской деревни, прочитывается как философская притча. Неизменное во времени бытие труженика слито в гармоничное целое с природой.
О.Е. Цветкова

Примечание:
1. Крамп Э.Р. Зал Святослава Рериха // Музей имени Н.К.Рериха: Путеводитель. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006.
____________________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих

С.Н. Рерих. Пахота.jpg
С.Н. Рерих. Пахота.jpg (86.98 KiB) 2165 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 22 июл 2018, 07:16

Подобная тема по картинам Н.К. Рериха здесь: viewtopic.php?f=14&t=1624&p=4934#p4934

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 29 окт 2018, 12:02

С.Н. РЕРИХ. ТИБЕТСКИЕ ЛАМЫ. 1920–1930

The Tibetan Lamas. 1920–1930. Холст, темпера. 118,5 х 148,5

Картина «Тибетские ламы» стоит в ряду портретов лам, созданных С.Н. Рерихом в 1920– 1930 - е гг. Три старых ламы в праздничных одеждах на ослепительно -золотом фоне. Цвета картины открыты, почти нет полутонов, и до предела контрастны. Большое внимание художник уделил одеждам лам и их головным уборам, на которых тщательно выписаны растительные орнаменты и малейшие детали.

Образы лам чрезвычайно выразительны: их лица исчерчены морщинами, иссохшие руки покрывает сеть выступающих вен, их взгляды внимательны и остры. Один из лам держит в руке белый шелковый шарф – хадак, который преподносится как знак глубокого почтения. В руках другого – обязательные для ламы четки, по которым отсчитывается количество прочитанных молитв.

Портрет отличается своей внутренней динамичностью: С.Н. Рерих запечатлел лам в состоянии сосредоточенного ожидания перед предстоящим действом, относительно которого, вероятно, один из лам что-то говорит другому.

Святославу Рериху интересен внутренний мир его моделей. «Святослав, – писала о художнике Ф.Р. Грант, – …вглядывается в глаза и выражение лиц персонажей своих картин, ища в них ответ на свои вопросы. Точно он стоит на перепутье, наблюдая людей, проходящих мимо в своем странствии по жизни» [1, с. 300–301].

А.Л. Баркова

Примечание:
1. Грант Ф.Р. Святослав Рерих // Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.

_z3PipT0m7s.jpg
_z3PipT0m7s.jpg (194.56 KiB) 2130 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 18 ноя 2018, 09:44

Каталог живописи и рисунка Н.К. и С.Н. Рерихов
http://www.icr.su/rus/katalog/

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 19 сен 2020, 15:13

С.Н. Рерих. Я иду одиноко. 1967 г.

"...Думается, что одна из его позднейших картин – «Я иду одиноко» - автобиографична. В каком-то аспекте она определенно отображает весь жизненный путь художника с самого раннего периода его самостоятельной деятельности".

П.Ф. Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с. 80


С.Н. Рерих. Я иду одиноко.jpg
С.Н. Рерих. Я иду одиноко.jpg (22.75 KiB) 1954 просмотра



(Пост Н.П. Германовой)

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 13 ноя 2020, 11:46

ИСТОРИЯ СЕСТЕР ВАДЖИФДАР

Источник: https://www.facebook.com/permalink.php? ... 8343879171

Возможно, вам встречались чудесные портреты Рошан Ваджифдар кисти Святослава Рериха. Но кто же она, эта яркая муза?
Сестры Ваджифдар — Ширин, Рошан и Хуршид — происходили из семьи парсов, обособленной этноконфессиональной общности индийских зороастрийцев. Девушки воспитывались в парсийском приюте в небольшом городке недалеко от Бомбея. Когда старшая, Ширин, отважилась, следуя своей мечте, профессионально заняться танцами, никто из ее окружения не оценил этого начинания. За ее спиной, а иногда и в открытую, ее осуждали за этот странный выбор, ведь в начале 30-х годов заниматься индийскими классическими танцами девушке из сообщества парсов было неприемлемо. Но Ширин не сдалась. Она начала обучать танцам своих младших сестер, Рошан и Хуршид, которым на тот момент было чуть больше 4 лет. В скором времени сестры Ваджифдар стали знамениты благодаря своей технике и грации и начали выступать на самых прославленных сценах страны. Однако, они так и не получили одобрения своего окружения, и часто во время концертов их закидывали тухлыми яйцами собратья-парсы. В то же время, благодаря поддержке со стороны состоятельной культурной верхушки сообщества парсов, они, не смотря ни на что, продолжали свои выступления. Сестры Ваджифдар освоили практически все танцевальные традиции Индии: бхаратанатьям, мохини-аттам, катхак, манипури, катхакали, марвари - занимаясь у самых прославленных танцевальных гуру того времени. Кроме того, сестры увлекались музыкой, живописью, древностями и общались с передовой культурной интеллигенцией того времени. Старшая, Ширин, вышла замуж за знаменитого писателя Мулк Радж Ананда, выпускника Кембриджа, участника освободительного движения, добровольца иностранного батальона в Испании во время гражданской войны, друга семьи Рерих. Рошан, благодаря своему таланту, получила национальную стипендию для изучения бхаратанатьям в знаменитой школе танца Панданаллур под Бангалором. В своих интервью Рошан говорила, что благодаря бхаратанатьям она начала понимать единство ума, тела и души и философию жизни. Она была подругой Девики Рани, жены Святослава Рериха, и стала музой художника: он выполнил несколько ее портретов, некоторые из которых — в полный рост. Рошан вышла замуж за знаменитого хиропрактика и филантропа Хиранмоя Гхоша, который также был ее главным критиком и помощником в ее хореографических постановках. После его смерти в 1982 году Рошан, несмотря на всестороннюю поддержку сына Прасанны, отменила большую часть своих публичных постановок. Последнее представление Рошан Ваджифдар состоялось в 1992 году в Майсоре, после чего она занялась преподаванием танцев в известной танцевальной школе Кодай. О судьбе третьей сестры, Хуршид, ничего не известно. Старшая из сестер, Ширин, ушла из жизни в 2017 году. Вклад сестер в популяризацию классического танца сложно переоценить: благодаря им были изжиты многолетние стигмы и табу, и девушки из разных семей и традиций смогли входить в мир классического индийского танца.

СЕСТРЫ ВАДЖИФДАР.jpg
СЕСТРЫ ВАДЖИФДАР.jpg (44.98 KiB) 1894 просмотра


Картина С.Н. Рериха.jpg
Картина С.Н. Рериха.jpg (65.8 KiB) 1894 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 16 июн 2021, 11:05

С.Н. РЕРИХ. ЗАКЛИНАТЕЛЬ ЗМЕЙ. 1937

S.N. Roerich. The Snake-charmer. Холст, темпера. 138,0 х 122,5
В своём творчестве С.Н. Рерих многократно обращался к традиционным обычаям и ритуалам народов Индии, показывая их глубинное значение.
Среди индийских культов особое место занимает почитание змей. В Индии змеи символизируют мудрость, и ритуал заклинания их становится особой формой священнодейства, формой почитания бога Шивы, которому змея служит ожерельем [2, c. 60]. Во время ритуала, требующего серьёзной концентрации, устанавливается связь между Богом и миром людей.

В дневниках Святослав Рерих писал о значении высокой концентрации мысли, о напряжении внутренних сил, необходимых на пути совершенствования: «Трудность в случае с человеческой натурой заключается в том, что очень немногие люди способны на длительное усилие. Обычно это бывает кратковременная вспышка, за которой следует период расслабления. Поддержание неослабного усилия является секретом достижения. Чем мощнее усилие, тем больше энергии при этом порождается, тем продолжительнее контакты с ещё более мощными энергетическими вихрями» [1, c. 19].
«Полностью контролировать все свои физические и умственные способности — вот то состояние, к которому мы должны стремиться — со всей силой своей решимости. Поддерживая внимательность ума и полностью осознавая все свои действия, мы приобретаем огромную силу. Происходит громадная экономия энергии, а контроль над нашими усилиями даёт нам дополнительную мощь сосредоточенности» [1, c. 30]. Эти идеи в его творчестве были проиллюстрированы через образы людей, посвятивших свою жизнь духовным практикам и ритуалам.
На картине, где среди гор на широкой тропе изображён заклинатель, перед которым поднялись на хвосты шесть змей,
С.Н. Рерих передаёт не только внешнюю сторону обряда, но и то колоссальное напряжение воли, которое требуется для подчинения священных кобр.

Колорит картины напряжён, оранжевый цвет одеяний заклинателя отблесками отражается на чешуе змей; мазки стремительны и динамичны — зритель видит пейзаж словно через мерцающую дымку силы, окутывающей заклинателя.

Индийский критик С. Санджива Дев, видевший эту картину в Кулу, в Институте Гималайских исследований «Урусвати», отметил её необычайную пленительность по цвету и колориту [3, c. 311].

Примечания:
1. Рерих С.Н. Искусство и жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
2. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 2: По маршруту Мастера.
Ч. 2. М.: МЦР, Благотворительный фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2000.
3. Санджива Дев С. Святослав Рерих // Рерих С.Н. Искусство и жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
______________________________________________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.

С.Н. Рерих. заклинатель змей.jpg
С.Н. Рерих. заклинатель змей.jpg (153.42 KiB) 1799 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 23 янв 2022, 16:51

ОНЛАЙН-ЭКСКУРСИЯ «ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ СВЯТОСЛАВА НИКОЛАЕВИЧА РЕРИХА ИЗ СОБРАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.К.РЕРИХА

В 2022 году Международный Центр Рерихов продолжит цикл онлайн- экскурсий по виртуальной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха, организованный и проводимый Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы.

24 января в 16:00 состоится первая встреча в новом году. Она будет посвящена памяти Святослава Николаевича Рериха.

Тема: «Портретная живопись Святослава Николаевича Рериха из собрания общественного Музея имени Н.К.Рериха».

Святослав Рерих является одним из величайших портретистов XX века. Его способность передать на полотне красоту и всеобъемлемость внутреннего мира человека удивительна и необычна. Не случайно он был удостоен за создание портретов многочисленными мировыми наградами.

Портретная живопись Святослава Рериха представлена в пяти залах экспозиции. На полотнах – близкие друзья и знакомые, жители индийской долины Кулу, а также непосредственно члены семьи Рерих.
Каждое произведение это своеобразная поэма о том или ином человеке, но портреты отца и матери среди них занимают особое место.

Онлайн экскурсию проведет Эдуард Русланович Крамп, научный сотрудник отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Онлайн-трансляция на YouTube-канале Международного Центра Рерихов: https://youtu.be/6r_jmU3Tu8E

Подробнее: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7291

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 10 мар 2022, 13:56

"Портрет Карма Дордже" (1974), ламы из Кулу, который работал с Юрием Николаевичем над переводами тибетских медицинских трактатов, передаёт утончённость аристократа духа, почитаемого Учителя, перед которым преклонялись не только все местные жители, но и многие ламы, приходившие к нему издалека." (Святослав Рерих. Священная флейта, с.40).

В одном из писем Святослава Рериха к Кэтрин Кэмпбелл мы находим первое упоминание о появлении Карма-Дордже в Кулу: «Я собираюсь послать тебе фотографии прекрасного молодого ламы, который, несомненно, относится к старинному типу аскетов. Сейчас он живёт вместе с нашим ламой, и у него было несколько замечательных видений. Такая радость видеть настоящего нищенствующего монаха. Они всё ещё существуют, но очень редки»(1). О нём неоднократно упоминала в своих письмах и Елена Ивановна Рерих: «В 1933 году нас посетил тибетский лама Карма-Дордже, в беседе с ним на духовные темы он рассказал нам между прочим о своём посещении знаменитого отшельника Кшетрапа в пещере, находящейся в окрестностях местечка Шасрегтог Восточного Тибета. (...) Сидя у себя в пещере, он мог вызывать неопаляющий огонь, дуя вокруг себя, причём огонь сначала стелился по земле и затем сосредоточивался на сухом дереве, стоявшем в глубине пещеры. Лама Карма-Дордже сам трогал этот огонь руками и не получил никаких ожогов, но ощущал лишь приятную теплоту. (...) Конечно, посетивший нас лама является исключением среди так называемых садху. После краткого пребывания у нас лама однажды утром пришёл попрощаться, говоря, что должен спешить, ибо Учитель его, живущий в горах Тибета около священной горы Кайласа, зовёт его, он слышал его зов. Через полгода он снова вернулся в наши края и сообщил, что Учитель его умер, но он не успел дойти вовремя. Теперь он удалился в полное затворничество на десять лет, по истечении этого срока он выйдет учить...


1 ...Действовать во имя добра — наш священный долг: Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1. М., 2013. С. 166 – 167 (21.12.1933).


Портрет Карма-Дордже.jpg
Портрет Карма-Дордже.jpg (118.04 KiB) 1450 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин С.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 мар 2022, 10:32

Лекция «Из истории портрета Е.И. Рерих кисти С.Н. Рериха»

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7336

Международный Центр Рерихов проводит онлайн-лекцию, в которой будет рассказано об истории создания и реставрации портрета Елены Ивановны Рерих кисти ее младшего сына Святослава Николаевича Рериха.

Лекция состоится 13 марта 2022 года в 12:00 (московское время).
Лектор: Д.Ю. Ревякин, руководитель отдела выставок Международного Центра Рерихов, исследователь творчества Рерихов.
..
Трансляция на YouTube-канале МЦР:
https://youtu.be/HNrN3ytY6go


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей