Учение для всех, а не для избранных

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Учение для всех, а не для избранных

Сообщение Евгений » 19 авг 2018, 13:34

Много оккультных книг, но большинство из них не может быть полезно сейчас. Причина главная в том, что они всюду предпосылают лишь каких-то особо избранных. Но Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех! Лишь эти зовы ко всем могут заменить отвлеченную этику Учением Жизни.

"Сердце", 155

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Учение для всех, а не для избранных

Сообщение Надежда Лебедева » 19 сен 2018, 11:52

«Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех…»

(Отрывок отзыва В.В. Фролова на диссертацию А. Ковалевой (Самохиной)

В книгах Живой Этики раскрывается ее эволюционная роль. Автором диссертации этот факт абсолютно игнорируется. Более того, Самохина считает Живую Этику …эзотерическим учением (с.19 и др.). «…Учение Агни Йоги, – пишет автор, – совмещает в себе черты и положения, характерные как для экзо-, так и для эзотерических философских традиций» (с.33). В качестве основного критерия эзотеричности Живой Этики, по мнению диссертанта, следует считать ее «недоступность людям, не имеющим должного уровня интеллектуальной и духовной подготовки…» (с.27).

Автор рассматривает Живую Этику чисто механистически, говоря о сочетании в ней двух различных по своей сущности качеств – экзотеричности и эзотеричности, то есть применяет подход, совершенно чуждый Живой Этике. Учение представляется Самохиной как эзотерическое, закрытое, что ему не присуще в принципе. Во-первых, ни о каком сочетании эзотеричности и экзотеричности в Живой Этике не может идти и речи, ибо целостное и синтетическое учение не может быть механическим соединением разнородных частей. В таком случае оно вообще утратило бы свои уникальные особенности.

А, во-вторых, сами Рерихи не считали Живую Этику эзотерическим учением, поскольку она таковой и не является. Неслучайно книги Живой Этики составлялись и публиковались практически сразу же после того как Е.И.Рерих делала свои дневниковые записи. Происходило это потому, что Живая Этика стала эволюционным импульсом или духовной основой перехода человечества к новому эволюционному витку. Двадцатый век и век нынешний свидетельствуют о том, что со временем все больше людей вовлекается в пространство учения. Эта закономерность особенно ярко проявилась в конце XX – начале XXI века. В качестве доказательства приведем несколько исторических фактов. С 1957 года после возвращения Ю.Н.Рериха на Родину и начала его научной и популяризаторской деятельности в России отмечается всплеск интереса к творчеству семьи Рерихов, пронизанному космическим мироощущением. Этот интерес еще более усиливается уже в новой исторической ситуации, когда в 1990 году С.Н.Рерих передал России творческое наследие великой семьи для создания в Москве Музея имени Н.К.Рериха. После начала работы Музея и в России, и в других странах начали возникать рериховские общества. Их члены на основе идей Живой Этики стали заниматься широкой культурной деятельностью. Это означало, что в России, а затем и в других странах появились люди, которые почувствовали созвучие с космическим мироощущением Живой Этики. Год от года таких людей становится все больше.

В конце XX – начале XXI века идеи и положения Живой Этики начали применять в своих научных исследованиях ученые самых разных направлений. Первый опыт использования философии Живой Этики в научных разработках показал, что ее методология и, прежде всего, теория познания позволяют по-новому подойти к осмыслению природных и социальных явлений, историческому развитию общества и эволюции человека. В этом контексте становится понятно, с какой целью в 2004 году на базе МЦР был образован Объединенный научный центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ). Его создание стало велением времени. Главной его задачей выступает объединение усилий ученых в осмыслении и развитии нового космического мышления, и основой этого процесса должно стать изучение творческого наследия Рерихов, в первую очередь философии Живой Этики.

Идеи Живой Этики все больше привлекают педагогов-новаторов, стремящихся отойти от традиционных стереотипов и открыть такие пути сотрудничества со своими учениками, которые позволили бы наиболее гармонично и плодотворно помогать им продвигаться к светлым идеалам и постигать современные знания. В духовно-нравственном пространстве Живой Этики человек получает много пищи для размышлений. Учение дает импульс для преображения сердца учителя и ученика. Достаточно вспомнить в связи с этим Великий закон учительства, проходящий через все книги Живой Этики. Словом, Живая Этика, или философия космической реальности, привлекает все больше людей, которые проявляют к ней самый искренний интерес. Это и есть самое убедительное доказательство открытости Живой Этики.

Что касается заявления Самохиной о «недоступности людям» Живой Этики, то это в принципе неверно, поскольку противоречит не только всему духу Живой Этики, но и творчеству семьи Рерихов, их жизненным идеалам и целям. В Живой Этике отмечается: «Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех...» (Сердце, 155). Как можно считать закрытым учение, которое опубликовано и каждый может с ним ознакомиться? Даже само название учения – Живая Этика – говорит о его открытости. В учении заложена настоятельная необходимость его применения человеком в жизни каждого дня. Сами Рерихи ни в одной из своих работ также не писали о Живой Этике как эзотерическом учении. Достаточно вспомнить письма Е.И.Рерих, в которых она убедительно и терпеливо разъясняет различные положения учения своим многочисленным корреспондентам. Сейчас эти письма опубликованы, и все, кто интересуется Живой Этикой, могут с ними ознакомиться. Таким образом, никто из Рерихов не стремился сделать это учение закрытым.

Открытость Живой Этики, ее устремленность к миру, к людям, к лучшему устроению жизни убедительно доказывается жизненным примером семьи Рерихов, их делами. Их творчество, научные и культурные проекты, вся их жизнь пронизаны космическим мироощущением. Живопись Рерихов есть художественное выражение их космического мироощущения, одна из граней их миропонимания. Живая Этика, философские труды Рерихов представляют собой выражение философии космической реальности. Научные открытия, сделанные Рерихами в экспедициях по Центральной Азии и в Институте «Урусвати», с которым сотрудничали выдающиеся ученые XX столетия; новые направления в науке, предложенные Рерихами, новая теория познания, – все это стало реальностью благодаря применению Рерихами идей Живой Этики в научных исследованиях. Наконец, культурные проекты Н.К.Рериха, прежде всего Пакт Рериха о защите культурных ценностей, также были проявлением нового миропонимания, его своеобразным развитием и утверждением в пространстве нашей планеты.

Таким образом, Рерихи всегда были на переднем крае научной и культурной жизни планеты и стремились донести до людей, мировой культурной общественности результаты своих научно-философских изысканий, делились своими художественными достижениями, постоянно устраивая выставки своих картин. Идеи Живой Этики, свое творчество Рерихи всегда стремились сделать доступными и открытыми людям.

На этом фоне причисление Живой Этики к разряду эзотерических учений выглядит совершенно чуждым философии космической реальности. Эта надуманная оценка Живой Этики свидетельствует о полном непонимании Н.Е.Самохиной этой философской системы, составляющей предмет ее диссертационного исследования.

Не постигнув глубинный философский смысл Живой Этики, автор диссертации попыталась проанализировать проблематику учения. В результате она пришла к совершенно неадекватным выводам и оценкам. Живая и синтетическая философия космической реальности в диссертации Самохиной была подменена абстрактным и механистическим представлением о ней, изобретенным самой диссертанткой. Это искаженное представление, как небо от земли, отличается от самой философии Живой Этики.

Другими признаками эзотеричности Живой Этики в диссертации называется устная передача учения от учителя к ученику и наличие психодуховных практик. Что здесь можно сказать? Мы бы посоветовали Н.Е.Самохиной прежде чем писать диссертацию, обратиться к ученым, которые принимали участие в международных научных конференциях МЦР и выступали на них с докладами, посвященными философии Живой Этики. Мы уверены, что они, встретившись с такой авторской трактовкой Живой Этики, выразили бы по меньшей мере недоумение, поскольку все знания о ней черпаются ими из опубликованных книг этого учения. Устная передача знаний от учителя к ученику, «из уст в уста», в случае Живой Этики совершенно не причем. Тот же ответ они могли бы дать и относительно психодуховных практик – никто из сторонников Живой Этики с этой точки зрения учение не рассматривал, поскольку подобные практики чужды Живой Этике. Это же могут подтвердить и члены рериховских обществ, строящие свою научно-культурную и издательскую деятельность на основе философии Живой Этики. Психодуховные практики ими не используются, поскольку основой Живой Этики являются такие столпы Космической эволюции как Знание, Культура и Красота.

Ошибок и откровенных заблуждений в диссертации Самохиной могло бы быть значительно меньше, если бы автор в своем анализе философии Агни Йоги учла выводы работ других ученых, которые за последние 15–20 лет существенно продвинулись в исследовании философского наследия Рерихов. Однако в этом плане в диссертации открывается, мягко говоря, странная картина. «Впервые в отечественной историко-философской науке, – пишет диссертант, – осуществлено целостное и всестороннее исследование философского учения Агни Йоги» (с. 15).

К сожалению, это весьма ответственное заявление диссертанта не соответствует действительности. В России уже около двадцати лет интенсивно развивается новейшая школа рериховедения. Философия Живой Этики на основе ее методологии получила глубокое синтетическое осмысление. Труды представителей этой школы издаются Международным Центром Рерихов (МЦР) и содержат результаты исследований по философии космической реальности. Это, прежде всего, фундаментальные философские работы известного ученого Л.В.Шапошниковой – основоположника указанной школы.

В.В. Фролов. Старое сознание на пути Живой Этики
«А судьи кто?»

http://lib.icr.su/node/1978

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Учение для всех, а не для избранных

Сообщение Евгений » 16 окт 2020, 17:10

Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

viewtopic.php?f=14&t=2619

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Учение для всех, а не для избранных

Сообщение Надежда Лебедева » 11 фев 2022, 08:15

Е.И. РЕРИХ. Письма. Том 2; 02. 09. 37

На вопрос — как может приближаться к Учению тот или другой несовершенный человек? — можно ответить вопросом же — а где они, совершенные? К тому же мерило Великого Учителя значительно разнится от мерила земного. Часто внешний человек много лучше внутреннего, и Учитель принимает во внимание именно внутреннего человека. Кроме того, в наше задание не входит создание ангелов, пусть этим занимается церковь. Кстати, тысячелетия её существования и мирового распространения и владычества наглядно показали, насколько мало она в этом преуспела, следствия налицо. Наша задача гораздо скромнее. Мы просто желаем помочь приходящим к нам хотя бы несколько расширить сознание и получить ответ на многие проблемы жизни, на которые не смогла ответить церковь. Книги Учения Жизни по своей космопространственной широте мысли, именно, дают ответ на все запросы. Итак, не будем искать ангелов, но займёмся людьми.


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей