Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 19 сен 2018, 12:40

О том, что Живая Этика не является религиозным учением:

Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России» //Журнал «Вопросы философии», № 3, 2001.

http://www.spb-icr.ru/defence/info/vzashitu/4.php

«На протяжении всей статьи они [С.Филатов и Р.Лункин] настойчиво проводят мысль о том, что созданное Рерихами учение Живой Этики является якобы религиозным учением. Между тем, для всех, кто серьезно изучал это учение, нет никакого сомнения в том, что Живая Этика весьма далека от религии. Выше мы уже касались отношения Живой Этики к науке и религии. Да, Живая Этика (как, впрочем, и многие другие философские учения) затрагивает такие вопросы, как бессмертие, смысл жизни, нравственные проблемы, которые обычно относятся к религиозной сфере. Но это не дает никаких оснований отождествлять ее с религией. Различие между наукой и религией, между философией и религией определяется не проблематикой, а методами, которые используются при рассмотрении изучаемых проблем. Живая Этика использует научный метод. Ей не присущи ни вера в сверхъестественное (все естественно, есть только вещи познанные и еще не познанные), ни обрядность, ни культовые действия. Характерной чертой религиозных учений является слепое следование догматам, тогда как Живая Этика провозглашает духовную свободу, свободу творчества и признает единственный авторитет — авторитет Знания. Она призывает людей учиться, познавать окружающий мир и самих себя, расширять свой кругозор, свое сознание, преодолевать невежество. При этом основополагающее значение, как уже отмечалось выше, придается опытному познанию. Живая Этика признает, что религия сыграла важную положительную роль в истории человеческого общества, однако основную роль на современном этапе она отводит науке».

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 24 авг 2019, 17:18

У нас проходят конференции, симпозиумы, собрания, ведь одна из важнейших задач, которые ставит перед нами Живая Этика, — это научное осмысление прошлого человеческого опыта, который является, практически, в разных формах познанием окружающей действительности.

Иногда бывают действительно хорошие, качественные доклады, и мы внимательно слушаем их. Но после конференции все распадается. Люди, приехавшие из разных мест, не поддерживают отношения между собой и как-то обособленно существуют до следующей конференции. В конечном счете нам очень важно понимание того, что Агни Йога уже несет в себе синтез искусства, религии и науки. И наша задача состоит в том, чтобы этот синтез сохранить. Например, если читающий Агни Йогу человек обладает невысоким уровнем сознания, то он вычленяет из этого синтеза то, что ему подходит. Именно поэтому иногда последователи Агни Йоги начинают заниматься религиозными делами в полном смысле слова, и возникает обвинение в сектантстве. Причем занимаются религиозными делами не в плане приверженности какой-то конкретной религии, какому-то учителю, а в том, что можно, перейдя каким-то образом «рубикон» труда, получить «что-то» — это и оккультизм в плохом смысле слова, и всякого рода «занятия», которые должны подтвердить, что ты «что-то можешь», ты «способен» и ты — «избранный».

В Агни Йоге научная часть, искусство и религия — все это слито воедино, и если мы вырываем что-то одно, то возникает искажение. Но время есть категория историческая, и в этом историческом времени стержнем синтеза может быть наука. Научная деятельность, которая началась именно в МЦР, должна продолжаться и развиваться, и именно научная деятельность есть одно из проявлений, одна из платформ нашего сотрудничества.

В Москве еще очень мало ученых, которые занимаются непосредственно Живой Этикой, и занимаются в спокойном, нормальном плане. В то же время по всей России, как мы наблюдаем на конференциях, «разбросаны» единицы, такие, я бы сказала, жемчужинки, вкрапления драгоценных камешков — людей, которые уже продвигаются в этом плане вперед. Это те люди, которые участвуют в формировании нового планетарного мышления, в формировании новых подходов, о которых мы с вами так часто говорим. Объединение этих людей, их сотрудничество сейчас чрезвычайно важно. Общие рассуждения, цитирование Живой Этики — это не есть исследовательская работа, это есть попугайство. А вот людей самостоятельно мыслящих — их очень немного в нашем пространстве. Значит, надо сделать так, чтобы они получили возможность СОТРУДНИЧЕСТВА; надо сделать так, чтобы эти люди встречались чаще, чем сейчас. Это первое.

Второе: мы знаем о том, что нам все время кто-то создает препятствия в работе: создает их церковь, создает государство, создают отдельные ведомства и пр. Такие обстоятельства обусловлены тем, что все новое пробивает себе путь в различных трудностях. Но здесь есть своя специфика: в стране имеет место попытка сформировать все ту же тоталитарную идеологию, но уже под знаменем православной конфессии, не православия как религии, а православной конфессии — церкви, — и это очень опасно.

Отсюда и все то, что направлено против истинного Рериховского движения, истинного восприятия рериховских идей, которые есть одно из направлений формирования нового мышления. Это мышление опасно и идеологам старого государства (а они никуда не делись, они все здесь, мы видим тех же людей), и опасно церкви, которая тоже носит тоталитарный характер. Следует подчеркнуть, что любая конфессия носит тоталитарный характер и старается расширить свое влияние любой ценой. Это надо знать и этому надо противостоять.

Л.В. Шапошникова.
О со-трудничестве и самообразовании.
Выступление на собрании представителей рериховских организаций

http://www.roerichs.com/Publications/LV ... ration.htm

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 04 мар 2020, 09:24

(Публикация Сергея Скородумова
https://www.facebook.com/permalink.php? ... 0650361753 )


Словарь "Русская философия".
Живая Этика (Агни-йога)

Русская философия.jpg
Русская философия.jpg (113.66 KiB) 1587 просмотра


Русская философия 1.jpg
Русская философия 1.jpg (106.41 KiB) 1587 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2020, 14:19

Русская философия 2.jpg
Русская философия 2.jpg (238.18 KiB) 1569 просмотра


Русская философия 3.jpg
Русская философия 3.jpg (246.41 KiB) 1569 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 20 мар 2020, 13:43

Л.В. Шапошникова о религиозном сознании

viewtopic.php?f=7&t=2061

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 23 мар 2020, 13:49

Фрагменты из выступлений

Генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха

Людмилы Васильевны Шапошниковой

на встречах с Рериховскими организациями



Из Выступления Л.В. Шапошниковой

на совещании Рериховских организаций

24 марта 1995 г.

«Учение Живой Этики является основой всей нашей деятельности. В то же время мы должны признать, что сами рериховские общества - это пока еще не та Община, о которой говорится в Учении, т.к. Община представляет собой нечто гораздо более серьезное. Она объединяет людей со сгармонизированными сознаниями, как об этом пишет Елена Ивановна Рерих. Такой сгармонизированности наши общества пока не достигли. Сейчас люди только начинают "открывать глаза" и видеть, что в мире есть и нечто иное, отличное от того, чему их учили.

Сегодня к Рериховскому движению примыкают люди с различным уровнем сознания, с различным качеством нравственной основы, с различным качеством образования.

Мы живем сейчас в то время, когда на смену старому мышлению и сознанию приходит новое. Мышление религиозное, свойственное Пятой Расе, начинает постепенно преобразовываться в научное. Поэтому Учение Живой Этики, в отличие от предыдущих, реализует себя не через религию, а через науку.

Однако, в самом Рериховском движении есть те, кто хотел бы превратить Живую Этику в религию, заменяя аргументацию цитатничеством. Таковая основа порождает всяких «учителей» внутри самого Рериховского движения. Скажем, люди недостаточно нравственные, но амбициозные, могут стать «учителями». Надо признать, что проблема «учительства» в нашем движении сегодня достаточно остра и болезненна.

Еще одна особенность Учения состоит в том, что оно использует жизнеспособную религиозную мысль, синтез которой с наукой найдет свое развитие в будущем. И люди, недостаточно глубоко изучившие Живую Этику, склонны абсолютизировать религиозную мысль, забывая о том научном видении, которое является основой нового Учения.

Что касается «болезней», связанных с неправильным пониманием Живой Этики, то можно, скажем, взять болезнь - «избранности». Прочел кто-то одну — две книги или все книги Учения сразу и все то, о чем в них сказано, обнаружил в себе в виде особых способностей. И голоса заговорили, и пророческие способности открылись, и появилось многое другое. Я бы сравнила такое изучение книг Живой Этики с рассказом Джером К. Джерома, где студент-медик идет в библиотеку и, читая медицинскую энциклопедию, находит в себе все болезни, кроме одной — воды в колене.

Однако, возвращаясь к рецидивам религиозного мышления, следует сказать, что оно, как правило, приводит к различным формам сектантства: к изоляции небольших групп людей, которые, будучи очень уверенны в себе, стараются обособиться от всей внешней жизни, бушующей за пределами этих групп. И Живая Этика, и Николай Константинович Рерих в своих очерках нам постоянно напоминают о необходимости быть в самой гуще жизни. А здесь явная попытка ухода, и по-человечески ее можно понять. «Там такое безобразие творится, а у нас здесь благолепие, песнопения, красивые слова…; ах, какие мы хорошие». На самом же деле позиция эта глубоко неверная. Если, скажем, вы живете в городе, где гибнет музей, где разрушаются памятники культуры, то требуются от настоящих рериховцев действия, а не красивые слова... Поэтому, какова Рериховская организация, можно определить не по тому, что она о себе думает, - думает она о себе, как правило, хорошо, - а по тому, что она сделала».

Еще один недостаток, свойственный Рериховскому движению — это отсутствие достаточного культурного уровня. А без него к рериховским проблемам подходить просто нельзя. К сожалению, многие не хотят поработать над собой. Ведь это долго и преодолевать что-то надо, ... Подобное невежество и бескультурье является причиной многих наших сегодняшних бед.

Что касается различных проблем объединения, то я не сторонник поспешных объединений. Прежде всего, нужно, чтобы в Обществах, наконец, научились сотрудничать друг с другом. Нам сейчас нужно не столько организационное объединение, сколько умение сотрудничать. Мы не можем объединять организации, которые не обрели это самое нужное качество. Нам необходимо это СОТРУДНИЧЕСТВО, т.к. именно оно и есть основа наших организационных достижений. В противном случае все сведется к политической борьбе за власть».

(Журнал "Мир Огненный", № 8)

http://www.roerichs.com/Publications/LV ... eStoly.htm

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 25 мар 2020, 16:10

"Грани Агни Йоги". 1966 г. 630. (Окт. 27). ..Хорошо глубже продумывать положения Нашей философии, чтобы могли укорениться ростки. Результаты будут логическим следствием принятых положений. Все будет развиваться по заложенному в зерне направлению. Временность любых условий можно использовать для продвижения. Беспредельность лежит перед духом как предначертанный путь. В Беспредельности все достижимо, пластичность материи позволяет.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 05 окт 2020, 07:19

Сегодня к Рериховскому движению примыкают люди с различным уровнем сознания, с различным качеством нравственной основы, с различным качеством образования.

Мы живем сейчас в то время, когда на смену старому мышлению и сознанию приходит новое. Мышление религиозное, свойственное пятой расе, начинает постепенно преобразовываться в научное. Поэтому Учение Живой Этики, в отличие от предыдущих, реализует себя не через религию, а через науку.

Однако в самом Рериховском движении есть те, кто хотел бы превратить Живую Этику в религию, заменяя аргументацию цитатничеством. Таковая основа порождает всяких «учителей» внутри самого Рериховского движения. Скажем, люди недостаточно нравственные, но амбициозные, могут стать «учителями». Надо признать, что проблема «учительства» в нашем движении сегодня достаточно остра и болезненна.

Еще одна особенность Учения состоит в том, что оно использует жизнеспособную религиозную мысль, синтез которой с наукой найдет свое развитие в будущем. И люди, недостаточно глубоко изучившие Живую Этику, склонны абсолютизировать религиозную мысль, забывая о том научном видении, которое является основой нового Учения.

Что касается «болезней», связанных с неправильным пониманием Живой Этики, то можно, скажем, взять болезнь - «избранности». Прочел кто-то одну — две книги или все книги Учения сразу и все то, о чем в них сказано, обнаружил в себе в виде особых способностей. И голоса заговорили, и пророческие способности открылись, и появилось многое другое. Я бы сравнила такое изучение книг Живой Этики с рассказом Джером К. Джерома, где студент-медик идет в библиотеку и, читая медицинскую энциклопедию, находит в себе все болезни, кроме одной — воды в колене.

Однако возвращаясь к рецидивам религиозного мышления, следует сказать, что оно, как правило, приводит к различным формам сектантства: к изоляции небольших групп людей, которые, будучи очень уверенны в себе, стараются обособиться от всей внешней жизни, бушующей за пределами этих групп.

И Живая Этика, и Николай Константинович Рерих в своих очерках нам постоянно напоминают о необходимости быть в самой гуще жизни. А здесь явная попытка ухода, и по-человечески ее можно понять. «Там такое безобразие творится, а у нас здесь благолепие, песнопения, красивые слова…; ах, какие мы хорошие». На самом же деле позиция эта глубоко неверная. Если, скажем, вы живете в городе, где гибнет музей, где разрушаются памятники культуры, то требуются от настоящих рериховцев действия, а не красивые слова... Поэтому, какова Рериховская организация, можно определить не по тому, что она о себе думает, - думает она о себе, как правило, хорошо, - а по тому, что она сделала».

Из выступления Л.В. Шапошниковой на совещании Рериховских организаций 24 марта 1995 г.

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Евгений » 16 окт 2020, 16:51

Л.В. Шапошникова. Подвижничество дьякона Кураева

8. Религия или философия?
Секта или культурная организация?

viewtopic.php?f=24&t=329&p=8075#p8075

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 20 окт 2020, 14:34

ЖИВАЯ ЭТИКА — НОВАЯ НАУКА

«Как примирить Учение с наукой?» Если наука преподает достоверное знание, то Учение и есть наука.
Община, 154

Если в основе науки лежат достоверные, проверенные знания, то и Учение Живой Этики, или Агни-Йогу, можно назвать наукой, ибо каждая мысль и указание в ней не только опирается на умозаключения, но и эмпирически обосновано — тысячелетним духовным опытом и всесторонними исследованиями великих ученых — Учителей человечества. Все здесь выражено и аргументировано с такой строгой, убедительной логикой, что у читателя не остается ни малейших сомнений в истинности сказанного, даже если в первое мгновение ему и не все понятно. За каждой строкой Учения, за каждым данным намеком или символом — точная мысль. Чем больше мы углубляемся в книги Учения, тем сильнее убеждаемся в этом.

Не случайно Учение Живой Этики по-восточному именуется Йогой, т.е. это наука, в основе которой лежат истинные знания, подкрепленные внутренним опытом. Обычное понятие религии в европейской традиции слишком сузилось, отстранилось от действительности и понимания основ.

Вивекананда, великий выразитель современной индийской Йоги, всегда подчеркивал ее экспериментальный характер, утверждая, что она опирается на разум, на опыт и эксперимент, являющийся единственным источником знаний. Этот метод научного исследования он предлагал применить и для религиозных познаний, если религия хочет быть свободна от суеверия.

Также и Агни-Йога выступает против любого узкосердечного, отвлеченного сектантства, фанатизма и религиозного суеверия, которые не умеют и не хотят читать знаки законов Истины.

«<Изуверство> уничтожает все возвышенные чувства. <…> Явление изуверов способствует разложению каждого высшего Учения…» (Мир Огненный, ч.III, 330).

Вместе с тем Учение порицает и предубеждения материалистической науки, ее нерациональный метод легкомысленного разрушения, с которым она подходит к области религиозных феноменов. Агни-Йога призывает: «Если не согласен, докажи обратное!»

«Нужно удивляться, насколько легко наука позволяет себе тупо ограничивать и отвечать о том, что не знает. Дети иногда говорят правильнее — не знаю. Незнание откровенное признается как Врата Познания» (Сердце, 417).

Живая Этика не желает также, чтобы хоть один ее тезис принимали без подтверждения логики разума и сердца, лишь на веру. Непонятое, неосознанное и не утвержденное сердцем может привести к большому сомнению. И Будда говорил: «Не воспринимайте мое Учение лишь из преданности, но проверяйте его так же, как проверяют на огне золото».

Новое Учение говорит тому, кто полон сомнения, кто страдает в неведении: ну хорошо, ты желаешь доказательств истинности Учения. Знай, Истина не боится никаких исследований. Именно наоборот — при наблюдениях Истина приближается и сияет. Потому — «Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!» «Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины!» Знай — в Учении Истины не может быть ошибок, противоречий, извращения понятий, даже малейшего положения, которое можно было бы оспорить. Иначе это не Истина. Истина абсолютна и величественна, стремись постичь ее (Мир Огненный, ч.I, 433).

И еще Живая Этика говорит: если сердце твое пламенно устремилось к познанию Истины, то найдет ее. Магнит сердца привлекает и раскрывает смысл всех вещей. Но не ищи Истину в редкие свободные мгновения, когда твой ум вспоминает о ней. Нет, пусть сердце твое пылает в этой всеобъемлющей жажде, словно без откровения Истины ты не можешь дышать, — только тогда ты познаешь ее. Если ты проверишь каждое слово, каждое утверждение в основах Учения, твое сознание будет расти, ты будешь двигаться вперед в вечном расширении и просветлении, и тебе уже завтра раскроется то, в чем ты вчера, может быть, сомневался или даже отрицал. Только будь в своих исканиях искренним, неотступным, последовательным. Во имя великой Необходимости отбрось все лишнее, притворное, двойственное, каждый малейший предрассудок, стремись служить Истине, и только ей одной.

РИХАРД РУДЗИТИС
"УЧЕНИЕ ОГНЯ.
ВВЕДЕНИЕ В ЖИВУЮ ЭТИКУ"


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей