Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 12:06

Книга опубликованная не может считаться эзотерической.

Письмо Е.И.Рерих А.И.Асееву от 17 февраля 1934 г. //Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2. М.: МЦР, 2000. C. 29.



Много оккультных книг, но большинство из них не может быть полезно сейчас. Причина главная в том, что они всюду предпосылают лишь каких-то особо избранных. Но Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех! Лишь эти зовы ко всем могут заменить отвлеченную этику Учением Жизни.

"Сердце", 155



В то время, когда один полагает душу за Мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях Тонкого Мира. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они всегда устремлены духом к Иерархии, и сердце их звучит на боль Мира. Психизм есть окно в Тонкий Мир, но учитель скажет школьнику: "Не оборачивайся часто к окну, но смотри в книгу жизни".
Часто психизм оказывается расслабляющим явлением, ибо Великое Служение в чувствознании. Потому Мы остерегаем от психизма, от устремления взора назад без определенной задачи и будущего. Слабые духовно психисты являются нередко лакомым блюдом для сатанистов.

"Мир Огненный", часть 2, 14




*******

Чем является Живая Этика? viewtopic.php?f=14&t=1237

Учение для всех, а не для избранных
viewtopic.php?t=1968

Является ли Агни-Йога "религиозным Учением"?
viewtopic.php?f=14&t=2019

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 12:09

Из статьи Т.О. Книжник:

Пытаясь ответить на вопрос, вынесенный в название следующей главы, «Какую традицию представила миру Елена Рерих?»[22], авторы-составители неоднократно называют Живую Этику — главный труд жизни Елены Рерих — эзотерическим Учением, упуская из виду, что «книга опубликованная не может считаться эзотерической»[23], а собственные оценки должны смиренно уступать дорогу идеям и воззрениям тех, о ком ты пишешь. Создатели Живой Этики дали своему труду иную характеристику, которую озвучили в самой первой его книге: «Учение пригодно для всего мира, для всех сущих»[24]. Елена Рерих никогда не считала познание через внутреннее пространство человека уделом избранных и определяла нашу главнейшую задачу как воспитание мышления, расширение сознания и развитие личности — личности, постоянно открытой к восприятию новых знаний о мире и о себе и осознающей свою ответственность за каждую мысль, слово и действие. Ее отношение к современным апологетам эзотерики было совершенно четким: «Отойдите от всяких “эзотериков”, не они будут строить Новый Мир, но подвижники духа, полагающие душу свою за общее благо»[25]. «Не люблю я тоже термин “эзотерика”, звучит уже чем-то изжитым и ненужным. Вчерашний эзотеризм никого не привлекает, и новое Знание требует совершенно иной подход и отношение к нему»[26]. Новая модель мироздания и тот практический путь, с помощью которого человек может реализовать стоящие перед ним эволюционные задачи, подробно изложены в самих книгах Живой Этики, письмах Е.И.Рерих, трудах Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, а также работах их учеников и последователей: А.И.Клизовского, Е.А.Зильберсдорфа, Б.Н.Абрамова, Н.А.Уранова, П.Ф.Беликова, Л.В.Шапошниковой, давно считающихся классикой среди исследователей рериховского наследия. Авторы-составители в курсе существования вышеупомянутых источников, коль скоро приводят их в списке литературы, так почему бы не воспользоваться их фрагментами? Также следует отметить, что на базе Международного Центра Рерихов, созданного С.Н.Рерихом, начиная с 1992 года проводятся международные научно-общественные конференции, выходят научные сборники и отдельные публикации, посвященные проблемам нового космического мировоззрения. Все эти материалы доступны. Однако попытка поместить Живую Этику в разряд эзотерики становится для составителей навязчивой идеей, которая полностью подчиняет сознание и заставляет совершать абсурдные вещи.

На странице 200 сей главы мы находим весьма путанное заявление: «В современной культуре в содержание понятия «эзотерика/эзотеризм» традиционно включают такие феномены, как герметизм, оккультизм и собственно современный эзотеризм»[27]. Позвольте, кто включает? На основании каких аргументов? Ряд энциклопедий, к примеру, дает классическое определение эзотеризма как философского мировоззрения, доступного узкому кругу лиц, в противопоставление к экзотеризму — общедоступному знанию, и упоминает наряду с прочими традициями суфизм, йогу, дзен, исихазм и подобные им системы. Во-вторых, эзотеризм и оккультизм по сути синонимы, тот и другой имеют отношение к сокровенному, скрытому знанию. Называть же эзотеризмом, пусть даже и современным, коктейли из восточных учений, адаптированные под западный менталитет и разрекламированные на каждом углу, просто абсурдно. Уместен ли разговор о связи Живой Этики с древнейшими традициями человеческого знания? — Безусловно. Но вести этот разговор, оставляя без внимания богатейший пласт духовной культуры Востока и мифологии и ограничиваясь одним лишь герметизмом, который, по мнению авторов, сменяется оккультизмом, а тот, в свою очередь, «современным эзотеризмом», некорректно и недопустимо.

Более чем странными выглядят манипуляции составителей на с. 207—211 со статьей Е.П.Блаватской «Практический оккультизм», из которой изъяты очень важные фрагменты о существенной разнице между теософией и практическим оккультизмом, ради уяснения которой и была создана эта статья. Первый фрагмент:

«За последнее время появилось много желающих получить наставления в практическом оккультизме. Поэтому необходимо раз и навсегда разъяснить:

а) существенную разницу между теоретическим и практическим оккультизмом, то есть, между тем, что, вообще, известно под именем теософии, с одной стороны, и тем, что принято называть оккультными науками, с другой; и

б) свойства затруднений, с которыми сопряжено изучение последних.

Теософом сделаться не трудно. Всякий человек с средними умственными способностями и склонностью к мистицизму, не эгоист, ведущий чистую бескорыстную жизнь, находящий больше радости в возможности помогать ближнему, чем получать помощь самому, всегда готовый жертвовать своими удовольствиями ради пользы других, любящий Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не ради предоставляемой ими пользы, есть теософ.

Но совсем другое дело стать на тот путь, который ведет к знанию верного образа действий, к верному распознаванию добра и зла; на тот путь, который ведет человека к такому могуществу, что он может творить желаемое добро, не пошевельнув по-видимому даже и пальцем.

Кроме того, есть важный факт, с которым следует познакомить изучающего, а именно: Учитель несет громадную, почти безграничную ответственность за своего ученика. Начиная с восточных Гуру, которые учат открыто или тайно…(и т.д.)»[28].

http://www.icr.su/rus/protection/review ... m4RfHVIGFw


[25] Письмо Е.И.Рерих А.М.Асееву от 6 августа 1938 г. // Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 190.

[26] Письмо Е.И.Рерих А.М.Асееву от 7 декабря 1954 г. // Рерих Ю.Н. Письма. В 9 т. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 490.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 12:26

Такие западные термины, как оккультизм, эзотеризм, мистицизм, не всегда адекватно описывают историко-философские явления восточных традиций. Поэтому они неприменимы для характеристики философских идей Рерихов.

Н.К. Рерих не просто перенял идеи восточной философии, но и осмыслил их в свете актуальности для современного человека и общества.

Презентация книги Л.В. Шапошниковой «Учёный, мыслитель, художник» в библиотеке Рурского университета (Германия)
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... _id=366343

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 12:30

Разделавшись (поверхностно, небрежно и невежественно) с жизненным путем Н.К.Рериха, авторы-составители перешли к его мировоззрению в главе: «Какую традицию представлял Николай Рерих?» Они попытались представить Учение Живой Этики, составлявшее основу жизни и творчества великого художника и мыслителя, «в эзотерическом контексте», подведя «солидную» теоретическую базу по оккультизму и эзотеризму из трудов члена-корреспондента РАН, доктора философских наук П.П.Гайденко и других авторов. Только эта база оказалась сама по себе, как не связанные с Н.К.Рерихом исследования отдельными авторами различных мировоззренческих систем, а все остальные «аргументы» авторов-составителей книги «Николай Рерих» – неуклюжей попыткой представить Живую Этику с точки зрения «общепринятой в мире эзотерической культуры». Что это за «мир», когда и как сложилась эта «культура», осталось неясно, тем более что в то прокрустово ложе «современного понятия эзотеризма», о котором толкуют авторы-составители, никак не вмещаются ни процитированные ими высказывания о Живой Этике Елены Ивановны Рерих, ни собственно «авторское» определение этой системы Знания: «…Учение Живой Этики вобрало самые богатые традиции прошлого, те знания, которые выработало человечество с древнейших времен. Оно базируется на синтезе европейской и восточной культур. В его основу положены различные учения основателей мировых религий – ведийские писания Вьясы, иудейские премудрости Соломона, нравоучительные изречения Лао-цзы и максимы Конфуция, притчи Христа и Будды. Линия преемственности восходит также своими корнями в философию Платона <…> и Аристотеля, школу неоплатоников»[18]. Следует отметить, что авторы в этом определении отсекли научную составляющую Живой Этики, и это вряд ли сделано случайно или по незнанию – слишком уж навязчиво звучит в книге мотив эзотеризма, мистики и религиозности.

...И вовсе не «вехи жизненного пути и творчества одного из самых выдающихся русских мыслителей ХХ века Николая Константиновича Рериха» волнуют авторов или тех, кто за ними стоит. Их больше всего беспокоит та мировоззренческая система, которая представлена в его жизни и творческом наследии. Дискредитировать ее, спустить в разряд эзотерики, объявить религиозным учением и тут же отдать на растерзание дьяконам кураевым – вот, на наш взгляд, негласная задача подобных изданий.

Но философия космической реальности – Учение Живой Этики – уже уверенно входит в жизнь и научную практику. Изучению гносеологической сути этой философии посвящена не одна научная конференция. На ее мировоззренческом базисе защищаются диссертации и пишутся монографии. Новая система мышления и познания находит все большее применение в самых широких кругах научной и культурной общественности.

Т.П. Сергеева. Вымыслы о Н.К. Рерихе не прекращаются
http://www.icr.su/rus/protection/review ... _id=366343

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 12:35

При рассмотрении места Живой Этики в современной философии следует отметить одно важное обстоятельство. Эта философская система находится как бы «вне»: вне конфессий, вне традиционного эзотеризма и, наконец, вне официальной философии. «Вне конфессий» находится весь духовный опыт Живой Этики, что определяет негативное отношение к ней христианской церкви. Живая Этика остается и «вне эзотерики», несмотря на то что многие философы стараются ее загнать в эзотерическое пространство. Такая попытка представляется неплодотворной, поскольку в отличие от эзотерики Живая Этика представляет собой открытую систему. Создатели Живой Этики использовали мировой эзотерический опыт, но вместе с тем создали философию более широкого диапазона, охватывающую не только эзотерический опыт, но и общественное устройство, и целый ряд других проблем. Существование Живой Этики вне традиционной философии объясняется в первую очередь тем, что новое не сразу воспринимается, а традиция старого мышления препятствует введению этого нового в научный оборот.

Но если Живая Этика находится вне перечисленных областей культуры, то это не значит, что она оказалась в пустоте или признается только дилетантами и несведущими в науке людьми. Она опирается на формирующееся новое мышление, новую научную парадигму, новое космическое мироощущение. Последнее в свою очередь основывается на достижениях научной мысли, на достижениях русской философии Серебряного века, и, наконец, на философских построениях самой Живой Этики.

Живая Этика
Л.В. Шапошникова. ФИЛОСОФИЯ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
http://www.icr.su/rus/evolution/ethics/ ... _id=366343

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 12:49

В.В. Фролов, Б.Ю. Соколова
Живая Этика в «Православной энциклопедии»

http://www.icr.su/rus/protection/church ... -sokolova/

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 12:50

Главному редактору
интернет-издания «Русский журнал»
Александру Морозову

http://www.icr.su/rus/protection/review ... _id=366347

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 12:53

Источником космизма Рериха является учение Живой Этики

Термин космизм происходит от слова «космос». Это слово означает мир и вселенную, мироздание и порядок, гармонию и красоту. Космос возникает как результат перехода от хаоса к порядку. Этот процесс отражен в мифологии и философии. Большое внимание осмыслению космоса уделяли древнегреческие философы – Гераклит, Платон, Пифагор и другие. Пифагор первый применил понятие космос для обозначения вселенной. Существенный вклад в понимание космоса внесла восточная философия. О космосе писали философы Серебряного века России. Огромный вклад в понимание космизма внесли Рерихи, оформив и опубликовав переданное им Учителями мудрости Востока высокое знание о Живой Этике. Это учение, считал Н.К.Рерих, рассматривает человека как порождение космоса, его необходимую часть. Человек поэтому существует и развивается по законам космоса. Такие законы называются космическими. На них основываются этические принципы существования человека. Это закон двойственности, который гласит, что в явлениях Мироздания диалектически взаимодействуют духовные и материальные стороны при определяющей роли стороны духовной. Далее, это закон – Высшее в эволюции ведет низшее. К этим законам относятся также законы Иерархии, Учительства, энергоинформационного обмена, единства, Общины и многие другие. Духовный мир человека берется как источник познания. Этот момент занимает важное место в новой одухотворенной системе познания. В творчестве Рериха все гармонично и пронизано Красотой – философские труды, картины Мастера, Пакт Рериха и Знамя Мира, ставшие основой международной деятельности Рериха по защите культуры.

В то же время в России Рериха с его космическим мироощущением, в котором, собственно, состоит смысл его творческого наследия, не только не принимают, но вокруг Рериха выстраивается такое информационное «обрамление», которое искажает смысл его творчества. Рериха в российских СМИ называют «эзотериком». Это вопрос не просто терминологический. По сути, он касается миропонимания Мастера. Рерих, как мы уже показали, был космистом и опирался в своих представлениях о Мироздании и человеке на научное знание. Что же касается Рериха-«эзотерика», то эта трактовка его творчества свидетельствует о непонимании ее авторами идей этого мыслителя и художника. Известно, что мировоззрение Рериха сосредоточено в философской системе Живой Этики. Поэтому, чтобы рассмотреть его взгляды, надо обратиться к ее положениям. Тогда все проясняется, ибо Живая Этика представляет собою открытую философскую систему, данную человечеству для решения существующих глобальных проблем и вопросов каждодневной жизни личности.

В 2017 году МЦР провел научно-практический семинар «Живая Этика – система научного познания мира», в котором приняли участие философы и ученые. Они выявили, что в Живой Этике содержится новая система познания, а наука, сама жизнь свидетельствуют, что в ее идеях есть потребность у педагогов, ученых, художников и многих других представителей разных слоев общества. В этой философской системе ставятся такие проблемы эволюции человечества и развития человека, которые являются жизненно важными для современного общества и от решения которых зависит будущее человечества. Это проблемы формирования новой системы познания, понимания культуры и этики как основы жизни людей, духовного совершенствования личности и т.д. Для их решения в Живой Этике применяются категории материи, духа, космоса, человека, человечества, культуры, красоты, сознания, познания, знания, общины, творчества, сотрудничества и другие.

Приведенные выше выводы опираются на научные факты и данные. Магистральным направлением научных и философских разработок в Живой Этике является положение о том, что жизнь человека обусловливается факторами космического порядка. Именно об этом еще в прошлом столетии в работе «Земное эхо солнечных бурь» писал выдающийся русский ученый А.Л.Чижевский. Созвучные мысли высказывал и К.Э.Циолковский в работе «Воля Вселенной». Другой известный ученый В.И.Вернадский разработал концепцию вечности жизни во Вселенной, во многом коррелирующую с представлениями о неуничтожимости жизни в Живой Этике. И, наконец, еще один пример. В научном познании не одно столетие «работает» принцип двойственности, отражающий единство эмпирического и духовного методов познания. В философии Живой Этики этот принцип рассматривается как закон космоса. Таким образом, многие открытия в науке и философии, совершенные на протяжении столетий и даже тысячелетий, созвучны Живой Этике или своими смыслами непосредственно входят в ее содержание. Это обусловлено тем, что в этом учении синтезированы лучшие духовно-нравственные, научные и культурные достижения человечества. Философия Живой Этики сегодня становится все более востребованной в научном сообществе. По инициативе МЦР, начиная с 1992 года, проведено 26 ежегодных международных научных конференций, в которых приняли участие тысячи ученых и культурных деятелей из России и других стран. Эти конференции, в частности, показали, что новая система познания, составляющая ядро Живой Этики, как воздух нужна современной науке. Потребность в такой системе познания ощущается буквально во всех научных дисциплинах – от философии и культурологии до физики и генетики. На этих конференциях выступали ведущие ученые России – академики Е.М.Примаков, А.Л.Яншин, Б.В.Раушенбах, В.А. Черешнев и другие, в том числе зарубежные ученые. Результаты указанных конференций опубликованы МЦР в сборниках докладов. В настоящая время готовится 27-ая научная конференция на тему «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире».

В.В. Фролов. "Для народа русского мы трудились"
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... _id=366347

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 13:10

"Хочется определенности и света"

В сущности, в этих словах Рериха выражено его кредо, лежащее в основе всего его творчества, источником которого было научное знание о взаимоотношении космоса и человека. Это знание содержится в философии Живой Этики, ядром которой выступает новая система познания, объединяющая эмпирические и духовные методы. Такую систему познания Н.К.Рерих блестяще применял в своей научной деятельности.

Работа Н.К.Рериха в Центрально-Азиатской экспедиции и Институте «Урусвати» свидетельствует, что он придавал огромное значение в эволюции человечества новому одухотворенному знанию о Вселенной и человеке, которое раскрывает особенности человека как космического существа и которое может служить средством его продвижения по лестнице космической эволюции. «Знание превыше всего, – отмечается в одной из книг Живой Этики. – Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму» [15, § 440].

Возвращаясь к «кураторам» и «пиарщикам» выставки «Николай Рерих. Восхождение», отметим, что за их суждениями, приписывающими творчеству Н.К.Рериха совершенно не свойственные ему эзотерические и мистические мотивы, стоит вольная или невольная подмена космизма Рериха его искаженной трактовкой. Мы уже не говорим о якобы всякого рода «мистификациях» Рериха и его «связях» с «спецслужбами разных стран». Такие выражения, высказанные о Мастере в СМИ, вообще свидетельствуют о неуважении их авторов к нашему великому соотечественнику.

В.В. Фролов. «Для народа русского мы трудились»
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... _id=366347

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Является ли Агни-Йога "эзотерическим Учением"?

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2020, 13:19

Елена Ивановна писала: «Любите людей, они так нуждаются в бескорыстной любви! Любите нашу страну, любите ее героический народ»[8], а людям, особенно склонным к погружению в «мистические таинства», советовала: «Отойдите от всяких "эзотериков", не они будут строить новый мир, но подвижники духа, полагающие душу свою на общее благо»[9].

В трудах и творческих достижениях Николая Константиновича, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича неизменно присутствует частица такой подвижнической души Елены Ивановны, и именно этим определяется ее основополагающее место в их общей работе.

П.Ф. Беликов
Личное участие членов семьи Н.К.Рериха в работе Института «Урусвати»
http://www.icr.su/rus/onckm/napravleniy ... _id=366349

8. Письмо Е.И.Рерих от 4 мая 1946 г.
9. Письмо Е.И.Рерих от 6 августа 1938 г.


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 17 гостей