О психизме

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

О психизме

Сообщение Надежда Лебедева » 25 янв 2023, 06:23

О психизме

"...при утончении сознания и обострении чуткости
необходимо удержаться от психизма"
(Г.А.Й., 1955, 512).


В Учении есть одно место, где говорится, что надо обращать особое внимание на параграфы, которые люди при чтении пропускают. Тема психизма относится к темам, о которых не принято говорить на конференциях, на внутренние встречи организаций эта тема выносится редко, публикации по этой теме крайне редки. Обычно тема психизма затрагивается вместе с темой медиумизма и в контексте разоблачения новых "учений", ченнелинга, движения нью-эйдж, т.е. считается, что к Рериховскому движению эта тема имеет мало отношения. Данное исследование не претендует на полноту освещения проблемы психизма, это скорее некоторые заметки, которые были сделаны, в процессе изучения темы.

Первое на что надо обратить внимание - это наличие разных степеней психизма:
"Существуют много степеней психизма, и Великие Учителя очень опечалены умножившимися проявлениями низкого психизма, ибо при незнании, при нечестности, при неразвитом сознании они часто ведут к медиумизму и одержанию. Потому Учителя так против всяких насильственных упражнений и методов, ведущих к ускорению овладения некоторыми низшими формами психизма. Самый верный, самый естественный путь есть развитие сердца и очищение сознания.
Трудно даже представить себе, насколько зараза низшего психизма овладела человечеством" (П.Е.И.Р., т.1, 08.11.34).

Из этой цитаты может сложиться впечатление, что проблема низшего психизма касается только тех, кто делает какие-то насильственные упражнения для ускорения развития духовности. В Письмах Елены Ивановны есть пример Рижской группы. Рихард Рудзитис пишет Елене Ивановне:
"Если спросить любого из наших активных членов, он признается, что наблюдал в себе в последнее время часто внезапные, необычные, необъяснимые явления и ощущения. Неизвестно, под влиянием ли напряжённых пространственных токов это, или, может быть, от разных внушений, или у некоторых, может быть, под влиянием даже своего рода психизма, у иных, может быть, и от касания [пробуждения. – Г. Р.] центров? Так, один жалуется на странное расстройство в его слухе (Валковский);<...>" (Письма с Гор т.1, 09.11.1934, Рихард Рудзитис Елене Рерих).

Елена Ивановна дала следующий ответ Рихарду Рудзитису (Письма с Гор т.1, 06.12.1934):
"Наблюдаемые Вами явления и ощущения среди членов очень характерны. И совершенно правильно, что они происходят от разных причин. О Валковском писал мне Карл Иванович. У него, конечно, явления эти на почве психизма и, как я уже писала Карлу Ивановичу, Владыка М. советует ему не останавливаться на своих переживаниях и прописал ему усиленный труд".

Через 2 года в переписке появляются новые подробности этой ситуации:
"Карл Оттонович Валковский – стопроцентный человек сердца. Он руководит одной латышской группой, которой руководил Феликс Денисович, а также общими собраниями по четвергам, в старшей группе читает письма и т. д. Верно, что два года тому назад на время у него появилось некоторое состояние, о котором Карл Иванович Вам писал и которое Вы определили как психизм. Но он мне рассказывал, как скоро он это состояние преодолел. Он прочёл в Учении параграф, характеризующий его состояние, и вмиг его сознание как бы просветилось и он всё превозмог: даже его болезнь исчезла" (Письма с Гор, т.1., 22.03.1936 Рихард Рудзитис Елене Рерих).

Этот пример показывает, что у Карла Оттононовича причина психизма была в чем-то другом, в его случае не было насильственных упражнений. Момент появления психизма распознать нелегко:
"Ибо часто люди смешивают великое чувствознание, являющееся плодом долгих жизненных опытов (многочисленных воплощений) и прекрасных накоплений, с низшим видом психизма, выражающимся в неясных предчувствиях, в снах и в соответствующих сознанию прозрениях в явления астрального плана" (П.Е.И.Рерих, т.1, Е.И.Рерих – Ф.Д.Лукину, 19 июня 1933 г.).

При этом получается, что близость сердца зажженного может развернуть энергию человека так к Высшим слоям Тонкого Мира, так и к низшим слоям Тонкого Мира:
"Можно радоваться каждому росту
сознания, когда оживают древние накопления духа. Можно радоваться, когда обновляется сущность жизни под близостью сердца зажженного, при этом нужно различать расширение, просветление сознания от психизма. Мы вовсе не рады видеть, как умножается число общения с низшими слоями Тонкого Мира" (М.О., ч.1, 662).

"Всегда предостерегайте против низшего психизма, который может вести к одержанию. Нет противоречия, что энергия может быть направлена к добру и ко злу. Та же самая сила может служить к созиданию и к разрушению. Лишь высокое мышление и чистота сердца могут ручаться за доброе использование мощи. Каждый должен помнить, что ему доверено служить преуспеянию мира" (Аум, 374).

В книге Мир Огненный находим ценное пояснение механизма появления психизма:
М.О., ч.3, 308. Огненные энергии, напрягаемые каким-то центром, могут часто являть усиление действия энергий этого центра. Частичное воздействие энергий дает силу центру проявиться частично. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающие сознания. Правильно указала Ур. на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центров дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает, как неминуемое следствие, раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение даст частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетение огненной энергии.



Есть еще ряд параграфов, в которых говорится, что при очищении сознания человек сталкивается с проблемой психизма и его надо будет распознать:
М.О., ч.3, 365. <...> Именно психизм и медиумизм отвращает человека от Высших Сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется. Именно, самое трудное заключается в очищении сознания. Именно, человек не различает огненного состояния духовности от психизма. Так мы должны преодолеть ужасы психизма. Именно, ряды этих инструментов пополняются служителями тьмы. Так на пути к Миру Огненному нужно бороться с психизмом.
Т.е. ужасы психизма это то, что нужно будет нам преодолеть и Учителя готовы в этом помочь.

Восприятие тонких энергий приводит к уточнению организма. Уточнение организма даёт сознанию возможность восприятия новых, более тонких энергий.
М.О., ч.3, 391. Восприятие тонких энергий сопровождается всегда утончением организма. При этом нужно помнить, что сознание помогает прежде всего, ибо тонкие энергии могут восприниматься лишь при утончении организма. Этот принцип нужно очень помнить, ибо обычно происходит смешение понятий. И это непонимание и смешение ведут к очень опасным заблуждениям. При очищении сознания нужно очень распознавать эти явления, ибо люди всегда склонны к утверждению психизма, вместо высших огненных понятий. Дух, впадающий в эту крайность, может оказаться настолько окруженным психическими флюидами, что даже при желании окутаться другими высшими энергиями ему это не удается. И в этом укажем на сознание, как на спасительное действо. Так на пути к Миру Огненному можно утверждать, что огненное сознание даст ключ к распознаванию.

"...при утончении сознания и обострении чуткости необходимо удержаться от психизма" (Г.А.Й., 1955, 512).

Подготовил Александр Макаров, г. Новосибирск

Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей