«Вмешательство в карму»
Добавлено: 27 июл 2016, 17:08
Вмешаться в карму… невозможно
Строго говоря, применимо к человечеству выражение, вынесенное в заголовок, действительно, даже не имеет права на существование. Почему? По трем причинам. Во-первых, земляне объединены общей кармой. Это очень легко понять – в случае всепланетного катаклизма страдают все: богатые и бедные, умные и глупые, монахи и атеисты… Помимо этого, людей связывает коллективная карма: общего географического положения, народа, страны, рабочего коллектива, семьи. В каждом из этих случаев неизбежно некое «среднее арифметическое» блага и горя для всей группы. Когда кто-то в семье болен – остальные тоже не могут веселиться. Кто-то из родственников, живущих в одном доме, может быть удачлив в делах, а кто-то совсем не способен достойно зарабатывать - и никому не придет в голову распределять материальные блага семьи с учетом этого.
Второй момент: любое наше общение это в большей или меньшей степени «обмен кармой» (конечно же микроскопической ее частью). При каких-то судьбоносных встречах это совершенно очевидно: люди на 180 градусов меняли свою жизнь после короткого разговора со Святым. Но даже в ежедневном общении обычных людей каждое наше взаимодействие более или менее меняет направление будущего пути. Об этом говорится в Агни-Йоге:
«Ур. знает, что каждое человеческое общение порождает следствие для всех участников. Следует повторять это всем людям, ибо большинство вообще не понимает, о чем идет речь, и даже просвещенные люди думают, что предполагается какое-то важное действие, а привычный обиход не имеет касания к сказанному.
Нужно подчеркнуть, что Мы говорим о каждом действии, независимо от его размера. Могут сказать неужели домашний обиход может иметь глубокое значение? Именно – может». («Братство», «Надземное», 596)
Причем наше отторжение и неприятие объекта общения и даже «заочная критика» не мешает этому Закону:
«Вам никогда не следует забывать об одной важной вещи. Всякий раз, когда вы резко и немилосердно критикуете недостатки другого человека, вы тем самым притягиваете к себе некоторое количество его элементалов. Эти элементалы отныне следуют за вами, стараясь отыскать в вас какое-либо состояние, качество или недостаток, который напоминает им прежнего «хозяина». Получается так, что они оставляют прежнюю службу, чтобы служить вам, но уже, так сказать, за более высокую плату». (Е.П. Блаватская, «Беседы об оккультизме»)
И третье – человеку и невозможно так «помочь», чтобы совершенно кардинально и надолго изменить его судьбу , отраженную в карте рождения - если САМ человек этого не захочет и не приложит СОБСТВЕННЫЕ усилия. Процент свободы вправо-влево у среднего человека , по мнению астрологов составляет порядка 20 процентов. У развитого духовно – безусловно, этот процент больше. И наоборот: «…Некоторые духи управляются целиком кармою, то есть знание духа минимально, – тогда карма является единственною возможностью эволюции». («Листы Сада М.», «Озарение», Часть вторая, 12, 5)
Три вида кармы можно представить как три коридора, находящихся один в другом. Первый, внутренний, – та карма, что ткется в настоящее время, пластичная и послушная – это коридор с почти бумажными, тонкими стенами. Но за ними начинается второй – карма, подлежащая изжитию в этой жизни и за более прочные стены вырваться уже можно лишь приложив усилие. Даже если это усилие сделать кто-то находящийся рядом – оно должно быть ощутимым.
Но есть и третий коридор, и вот за эти стены никакой помощник не поможет вырваться. Более того, эта стена высотой до небес еще и под током. И в Учении существует понятие «энергии - охранительницы кармы». Ее влияние можно видеть, когда почти агрессию и совершенно глупые объяснения «почему я не хочу так делать» встречает практическая помощь явно направленная ко благу человека. Это именно тот «ток», который охраняет монолитную и непробиваемую стену зрелой кармы.
«Особенно трудно помочь людям, вовлеченным в карму. Можно заметить, что каждое доброе действие встречает какое-то противодействие от самого, кому помощь посылается. Тем подтверждается наличность особой энергии, называемой охранительницей кармы. Утруждающие карму как бы встречают отпор. Каждый может припомнить, что его полезные советы вызывали отпор самый необъяснимый. Люди, считавшиеся разумными, иногда начинали говорить вопреки своей пользе. Следует искать тогда кармические причины. Хранительница кармы очень сильна».
(«Братство», часть 1, 324)
Впрочем, как и всегда есть выход – путь наверх, к Богу, когда можно поспорить даже с неизбежным. В книге одного астролога встретился как-то эпизод, как он анализировал карту знаменитого проповедника, ездившего по миру с лекциями. Исходя из его карты ЭТОГО ПРОСТО НЕ МОГЛО БЫТЬ – человек должен был быть чрезвычайно косноязычным. Поговорив с проповедником, астролог узнал, что так оно и было в молодости. А потом тот буквально воззвал к Небу, что хочет нести людям слово о Боге. Наверное, не одномоментно, а какими-то упражнениями, но человек развил свою речь и отточил лекторское мастерство почти до совершенства. И это, исходя из его Зрелой кармы, беспощадно и безапелляционно отраженной в гороскопе, было именно чудом.
«Путь жизни есть взаимная помощь»
«Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! Напомню сказание древней Индии. «Потерял сон Царь Ришипутра. Позвал он Мудрого, чтобы вернуть ему сон. Мудрый сказал: «Царь, осмотри ложе свое». Обыскали царское ложе и нашли в складках ткани камень. Царь обрадовался, думая, что это источник его бедствия. Но сон не появился. И Мудрый повторил совет свой. Снова осмотрели ложе и нашли бабочку мертвую. Царь был снова уверен, что причина бессонницы найдена. Но сон отсутствовал. Мудрый сказал: «Нет следствия без причины. Сам, Царь, осмотри ложе, ибо никто не заменит глаз свой». И нашел Царь под подушкою малую золотинку, как зерно горчичное. «Не могла вредить мне эта ничтожная крупинка», подумал Царь. Но сон немедленно смежил очи его. На утро Мудрый указал: «Не четвертями измеряется падение духа. Сокровища войны не могут перевесить зерно, отнятое у вдовицы. Помогай, Царь, везде, где может проникнуть помощь!»
Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. Так будем стучаться в будущее. Так поймем, что каждый час, отнятый у себя, отнесен будет в будущее. Привыкнуть нужно, что Наше сотрудничество принесет все потребное, если не засохнет рука, держащая провод.
Сердце, пылающее помощью — Наше сердце. Так теперь можно вступить во время, которое ужасно для неведающих и блистательное для познавших». («Иерархия», 434)
«Путь жизни есть взаимная помощь. Участники великого труда не могут быть человеконенавистниками...» («Община», 5)
А что же не есть помощь, как не «вмешательство в карму»? Вдумаемся в само слово: «ПО-МОЩЬ», то есть мы прилагаем некую (свою) силу, мощь, волю, сражающуюся постоянно с кармой, чтоб облегчить положение ближнего. Вполне вероятно, что при этом тот, кто помогает, претерпит какие-то неудобства, то есть в определенном смысле это жертва. И по мере противодействия уже направленного на него, станет понятно, что помощь действительно произошла.
«Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.
Очень трудно сочувствовать людям и сострадать, удерживая собственное равновесие. Но если оно утеряно, то и помощь не будет действительной, а половинчатой, в размере утери равновесия. Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание».
(«Грани Агни Йоги», том 13, 532)
«Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание». («Грани Агни Йоги», VIII., 530)
«Учение об Искупителях имеет приложение во всем сущем. Истинно, как можно влиять и приближаться через терафимы, так же можно через сознание принимать на себя чужую карму. При малых опытах замечаете, как удавалось переносить на себя чужую боль, когда это касалось области нервов. Так же точно можно принимать на себя следствия чужой кармы. Можно, наконец, принять карму коллектива, – так название Искупителя не будет суеверием. Лишь требуется при этом понимание целесообразности принятия.
Карма представляет самое сложное явление. От случайности действия до основы побуждений – все многообразно и многоцветно. Надо твердо оценить, когда возможно и полезно вмешаться в чужую карму. Но можно представить, когда будет случай самоотверженного и полезного вмешательства в судьбу чужую. По огням можно судить о целесообразности вмешательства. Огни – лучшие показатели для решения, в них внутреннее сознание сочетается с пространственным, и ничто не дает подобной жизненности при понимании окружающих условий, как разноцветные вехи огней. Видите, как отвлеченные понятия Искупителей и Пространственного Огня становятся реальностью!»
(«Знаки Агни Йоги», 417)
Нередко приходится слышать нечто вроде: «Я перестал помогать людям, поскольку постоянно встречал неблагодарность и ответ злом на добро». Если кратко, такая ужасающая «житейская мудрость « звучит так: «Не делай добра, не получишь зла!» В чем же причина такой «невезучести» изначально стремившихся помогать людей? А она проста: НЕБЕСКОРЫСТИЕ, когда каждое хорошее дело будто пишется в невидимый блокнотик, а «одариваемому» выдается вексель, который нужно оплатить. При таком подходе по каким-то Вселенским Законам, человека почти всегда постигает разочарование: «должник» рано или поздно отказывается платить! А выход очень прост: искренне человек делает добро лишь от того, что ему ДИСКОМФОРТНО видеть рядом другого, испытывающего страдание и боль. Хочется это исправить и сделанное просто выветривается из памяти. Если б «разочарованный в добротворчестве» действительно не помнил того хорошего, что сделано кому-то, он просто не вязал бы его поступок и то давнее добро в отношении «неблагодарного». И после ЛЮБОГО поступка этого человека его боль по-прежнему бы вызывала желание исправить ситуацию – практически для собственного душевного покоя. Да и при таком подходе «сделал и забыл» чудесным образом люди не склонны отвечать на добро злом…
Люди и Махатмы
Итак, «вмешательство в карму» по сути выражение, не имеющее смысла , если речь идет о людях. Но по-другому обстоит дело, когда речь идет о взаимоотношении человечества и Махатм. Они-то именно НИКОГДА НЕ ВМЕШИВАЮТСЯ В КАРМУ ЛЮДЕЙ и даже в карму создаваемых под их наблюдением организаций, призванных вести людей к Свету Духовности http://icr-friends-forum.ru/viewtopic.php?f=21&t=287. У Махатм нет общей кармы с человечеством – что объясняет этот момент. Но всякое оккультное правило имеет исключения, а из этого исключения – свои исключения, как писала Е.П. Блаватская. Об этом не стоит забывать, и в письме Елены Ивановны Рерих употреблена фраза «за редчайшими исключениями»:
"Вы знаете, что, за редчайшими исключениями, Владыки никогда не вмешиваются в карму людей".
(Е.И.Рерих - А.М.Асееву, 20.12.1934 )
Возможно, объяснение этому дает У.К. Джадж, указывая, что несущие поручение Братства ВСЕГДА ОХРАНЕНЫ. Если для этого Учителям нужно принять какие-то сверхординарные меры – видимо, они принимаются. «...Не следует ждать от Учителей Мудрости слишком много. Они не могут противодействовать закону Кармы и потому, если человек взывает к ним, они говорят: «Пробуй». Если он оказывается не в состоянии, то должен сам себя судить. Если он стал чела, из этого тоже не следует, что они всегда помогают ему. Конечно, есть те, чья карма такова, что они получают помощь. Но неправильно полагать, как некоторые думают, что если они чела, то могут войти в клетку ко льву и быть в безопасности. Однако тот, кому Учитель даёт задание, находится под его защитой». ("Лондонские и Парижские письма", впервые были напечатаны в журнале «Слово», за март и апрель 1912 г.)
«Мы спасаем достойных людей в минуту опасности». («Братство», ч.2, «Надземное», 18)
Но общий Закон таков:
«Силы, явленные для Служения Света, не вторгаются в Карму, как думают некоторые, непосвященные в мощь Кармы. Силы Света наблюдают за действиями человеческими, давая направление, но не вторгаясь в жизнь. Примеров тому много. Вестники появляются, предупреждения посылаются, дается направление и указываются пути, но выбор назначенных утверждений напрягается волей человеческой. Таким образом, явление кооперации двух Миров насыщается этими понятиями. Именно, самодеятельность духа может приблизить к лучшей Карме. Тем же можно объяснить, почему Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто нарушают назначенное. Недоумевают часто – почему не указывают разные пути? Недоумевают также – почему через разные каналы утверждаются Послания? Недоумевают – почему Силы Света не предотвращают разные течения? Ответим – Силы Света никогда не вторгаются в кармы человеческие. Этот закон нужно помнить на пути к Миру Огненному. («Мир Огненный», часть 3, 104)
Исчерпывающе и чуть ли не на каждой странице об этом принципе говорится в «Письмах Махатм», поэтому странно бывает слышать, когда там, где нужно приложить все усилия «руками и ногами» кто-то рассуждает: «Учителя все устроят как надо!» Этому в Агни-Йоге тоже есть название: «Возложение на Владыку». И абсолютно точно, что такое «возложение» бесперспективно именно в силу принципа невмешательства в поступки людей.
И исходя из этого принципа, Учителя для помощи в особых ситуациях могут давать лишь едва уловимые, как дуновение ветерка, Знаки и намеки. К ним нужно быть очень внимательными:
«Мы легкими касаниями обращаем внимание искателей. Мы предупреждаем неполезные решения. Мы помогаем творить и содействуем добру. Нужно понять, что Наша работа посвящена знанию. Мы помогаем каждому полезному труженику. Мы не стеснены условными различиями рас и классов. Мы усиленно следим, где блеснет луч самоотверженного подвига. Наш Храм есть Храм Знания. Мы собираем к нему все самое высшее и сберегаем в нем утверждения будущего». («Братство», «Надземное», 18)
«…Импульс растущего сознания подскажет, как разнообразно можно искать. В таких исканиях и Мы помогаем.
Мы заставляем обращать внимание на новую книгу. Мы вдохновляем полезные обороты бесед. Мы пошлем думу о новых открытиях. Мы незаметно предупредим о вредных заблуждениях. Радостно оказать помощь незаметно».
(«Братство», «Надземное», 433)
Свободная Воля Священна
В заглавие этой статьи достаточно было б поместить всего одно слово «насильственное» и понятие «вмешательство в карму» приобрело бы тот смысл, который в него вкладывается чаще всего, чего–то неправильного и вредного. И здесь именно та граница, где можно отличить действие ко благу и ко злу. Люди не пробковые человечки, Закон Свободной Воли должен соблюдаться и в обычных взаимоотношениях. Тем более никакой Светлый Маг никогда не направит свою силу на человека против его желания. А вот для тьмы насилие над более слабой волей привычно и обычно.
Поэтому мы должны помнить: пока сам человек не хочет самого на наш взгляд, хорошего – просто НЕЛЬЗЯ принуждать его к этому. «Каждый волен даже в своем конечном уничтожении» - Учение говорит об этом совершенно недвусмысленно. Свободная Воля любого человека – Священный и свято почитаемый всеми светлыми силами Закон. И даже «адепт не создаст какого бы то ни было явления, если он не видит желания в сознании другого низшего или высшего адепта или ученика, ибо тогда устанавливаются отношения сочувствия, а также молчаливого одобрения результатов, которые могут последовать». (Е.П. Блаватская, «Инструкции для учеников внутренней группы»)
Но если человек явно выражает свое желание, то допустимо даже внушение, как поясняет она же в одной из статей:
«Вопрос 11. Позволительно ли гипнотизировать пациента не только ради излечения его от какой-либо болезни, но и ради того, чтобы избавить от пагубных привычек – пьянства или лживости?
Ответ. Это будет актом доброты и милосердия, а доброта, милосердие и мудрость – явления взаимосвязанные. И хотя такое избавление от вредных привычек не прибавит человеку доброй кармы (что безусловно, имело бы место, если бы он сам приложил к этому усилия и действовал бы по своей доброй воле, что, конечно же, потребовало бы от него умственной и физической борьбы), подобное благотворное "внушение" поможет ему прекратить накопление плохой кармы, даст ему возможность не умножать далее список своих прежних грехов». ( Е.П. Блаватская, «Гипнотизм и его связь с другими способами очаровывания»).
«Мочь помочь – счастье…»
Очень хорошо все заблуждения вокруг понятия «вмешательства в карму» осветила Е.И. Рерих:
"О карме я писала много. Именно около этого понятия накопилось столько чудовищных извращений, и одним из самых тяжких заблуждений будет воздерживаться от помощи ближним из боязни усложнить свою личную карму.
Не будет ли это проявлением величайшего эгоизма? Если, оказывая добрую помощь ближнему, мы и принимаем на себя долю этой кармы, то такая карма не может отяжелить наше духовное развитие, которое одно только определяет карму.
Именно отказ в посильной помощи может безмерно отяготить нашу карму, ибо кто может знать, кому, когда и где мы платим свой старый долг? Лишь Архат ведает, где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где она требуется. Как говорил Преподобный Сергий: «И молчащий брату на помощь, занозу из своей ноги не вынет». Конечно, всюду и всегда должна быть соблюдаема соизмеримость и целесообразность. Есть люди, которые отдадут все, а затем сами возложатся на других. Но таким напомним строки из Учения – «Кто сказал, что надо отдавать безумно? Безумием так и останется». При этом люди очень часто забывают о помощи духовной и что помощь духовная – наивысшая. Но особенно упорно упускается из виду, что карма творится, и облегчается, и отяжеляется, главным образом, нашими мыслями. Именно мысль и побуждение ткут нашу ауру – это магнитное поле, притягивающее или отталкивающее все возможности. Именно этот решающий фактор чаще всего забывается при суждениях о карме. Но если было бы иначе, то не было бы и возможности выйти из заколдованного круга кармы.
Так, если бы люди меньше думали о карме и больше о чистоте и усовершенствовании своих чувств и мыслей, то они и преуспели бы несравнимо. Не страшиться порождения новой кармы должны мы, но лишь стремиться к улучшению качеств ее. Из страха перед порождением кармы, можно загнать себя в такой курятник, из которого останется лишь путь в инволюцию. Нужно помнить о соизмеримости, царящей в Космосе, и потому ничтожная карма принесет и ничтожные следствия. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но лишь она приносит великие достижения. Потому люди не должны избегать ни действий, ни ответственности.
Потому следует запомнить, что трудная карма не значит – карма низкая. Именно, наоборот. Легкая карма есть карма ничтожества. Часто легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко, чтобы человек мог подняться среди благополучия на следующую ступень духовного совершенствования. Потому среди мудрых принято считать легкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна Д'Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д'Арк. Но не ее личная карма требовала костра. Не забудем о миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так они являются пробным камнем сознания народов.
Также если действие или дар, сделанный с высоким побуждением, принят с таким же чувством и пониманием и приложен к такой же высокой цели, то порожденная таким образом тройная энергия, в обратном своем движении, принесет следствие, усиленное стократно. Конечно, возможно, что и не в этом воплощении, но в следующем, ибо чем больше круг, захваченный действием, тем больше времени потребуется на его оборот, но тем мощнее следствия и возможности, собранные им. Вот почему во всех Восточных Писаниях указывалось, что помощь, оказанная подвижнику (не в узком понимании этого слова), по своим следствиям превышает все другие. Но именно эта великая истина послужила основанием для самых страшных злоупотреблений со стороны жреческой касты. Жертвоприношения, построения храмов, украшения икон драгоценными камнями и золотом риз, все пудовые свечи, в основе своей имеют ту же искаженную истину. По мере прохождения веков все духовные ценности заменялись материальными. Люди забыли, что золото, материальные сокровища не имеют никакого приложения в мирах надземных. Самый большой богач здесь нищ в мире надземном. Потому улучшения кармы нужно искать не в воздержании от действий, но в усиленном развитии и накоплении духовных сокровищ".
(Е.И.Рерих - Ф.А.Буцену, 08.06.1936)
И вот еще одна примечательная цитата из Учения:
«Обратим внимание на некоторые как бы неудачные действия, но которые в основе своей имеют как бы особое значение. Иногда можно наблюдать, как человек совершает какие-то действия почти без возможности успеха, но нечто заставляет его действовать именно так. Подобные действия обычно бывают недурными по существу, но они отплачиваемы часто несправедливо. Все это кармические платежи; получающий, конечно, забыл о них и растерял по пути многие духовные накопления, но платящий тем не менее стремится отдать долг, хотя бы даваемое одеяние уже было не по мерке. Тем не менее долг будет заплачен, если даже его не сумеют принять. Можно также наблюдать платеж за других, близких по сердцу лиц».
(«Сердце», 91)
Надо ли бояться «вмешаться в чужую карму» и тем «испортить « свою? Конечно же, нет - на то мы и люди. Холодное равнодушное отношение к тому, что кто-то рядом страдает, никогда не было характерно для России. Болеть чужой болью и стремиться избавить от нее ближнего даже ценой собственной боли – это качество героя, и к счастью жизнь вокруг нас богата простыми героями с чуткими и бесстрашными сердцами. И, тем не менее, нужно каждому из нас уметь брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, пытаться справляться самим даже с самой тяжелой кармой, чтобы стать однажды не тем, кто нуждается в помощи, а тем, кто помогает.
Строго говоря, применимо к человечеству выражение, вынесенное в заголовок, действительно, даже не имеет права на существование. Почему? По трем причинам. Во-первых, земляне объединены общей кармой. Это очень легко понять – в случае всепланетного катаклизма страдают все: богатые и бедные, умные и глупые, монахи и атеисты… Помимо этого, людей связывает коллективная карма: общего географического положения, народа, страны, рабочего коллектива, семьи. В каждом из этих случаев неизбежно некое «среднее арифметическое» блага и горя для всей группы. Когда кто-то в семье болен – остальные тоже не могут веселиться. Кто-то из родственников, живущих в одном доме, может быть удачлив в делах, а кто-то совсем не способен достойно зарабатывать - и никому не придет в голову распределять материальные блага семьи с учетом этого.
Второй момент: любое наше общение это в большей или меньшей степени «обмен кармой» (конечно же микроскопической ее частью). При каких-то судьбоносных встречах это совершенно очевидно: люди на 180 градусов меняли свою жизнь после короткого разговора со Святым. Но даже в ежедневном общении обычных людей каждое наше взаимодействие более или менее меняет направление будущего пути. Об этом говорится в Агни-Йоге:
«Ур. знает, что каждое человеческое общение порождает следствие для всех участников. Следует повторять это всем людям, ибо большинство вообще не понимает, о чем идет речь, и даже просвещенные люди думают, что предполагается какое-то важное действие, а привычный обиход не имеет касания к сказанному.
Нужно подчеркнуть, что Мы говорим о каждом действии, независимо от его размера. Могут сказать неужели домашний обиход может иметь глубокое значение? Именно – может». («Братство», «Надземное», 596)
Причем наше отторжение и неприятие объекта общения и даже «заочная критика» не мешает этому Закону:
«Вам никогда не следует забывать об одной важной вещи. Всякий раз, когда вы резко и немилосердно критикуете недостатки другого человека, вы тем самым притягиваете к себе некоторое количество его элементалов. Эти элементалы отныне следуют за вами, стараясь отыскать в вас какое-либо состояние, качество или недостаток, который напоминает им прежнего «хозяина». Получается так, что они оставляют прежнюю службу, чтобы служить вам, но уже, так сказать, за более высокую плату». (Е.П. Блаватская, «Беседы об оккультизме»)
И третье – человеку и невозможно так «помочь», чтобы совершенно кардинально и надолго изменить его судьбу , отраженную в карте рождения - если САМ человек этого не захочет и не приложит СОБСТВЕННЫЕ усилия. Процент свободы вправо-влево у среднего человека , по мнению астрологов составляет порядка 20 процентов. У развитого духовно – безусловно, этот процент больше. И наоборот: «…Некоторые духи управляются целиком кармою, то есть знание духа минимально, – тогда карма является единственною возможностью эволюции». («Листы Сада М.», «Озарение», Часть вторая, 12, 5)
Три вида кармы можно представить как три коридора, находящихся один в другом. Первый, внутренний, – та карма, что ткется в настоящее время, пластичная и послушная – это коридор с почти бумажными, тонкими стенами. Но за ними начинается второй – карма, подлежащая изжитию в этой жизни и за более прочные стены вырваться уже можно лишь приложив усилие. Даже если это усилие сделать кто-то находящийся рядом – оно должно быть ощутимым.
Но есть и третий коридор, и вот за эти стены никакой помощник не поможет вырваться. Более того, эта стена высотой до небес еще и под током. И в Учении существует понятие «энергии - охранительницы кармы». Ее влияние можно видеть, когда почти агрессию и совершенно глупые объяснения «почему я не хочу так делать» встречает практическая помощь явно направленная ко благу человека. Это именно тот «ток», который охраняет монолитную и непробиваемую стену зрелой кармы.
«Особенно трудно помочь людям, вовлеченным в карму. Можно заметить, что каждое доброе действие встречает какое-то противодействие от самого, кому помощь посылается. Тем подтверждается наличность особой энергии, называемой охранительницей кармы. Утруждающие карму как бы встречают отпор. Каждый может припомнить, что его полезные советы вызывали отпор самый необъяснимый. Люди, считавшиеся разумными, иногда начинали говорить вопреки своей пользе. Следует искать тогда кармические причины. Хранительница кармы очень сильна».
(«Братство», часть 1, 324)
Впрочем, как и всегда есть выход – путь наверх, к Богу, когда можно поспорить даже с неизбежным. В книге одного астролога встретился как-то эпизод, как он анализировал карту знаменитого проповедника, ездившего по миру с лекциями. Исходя из его карты ЭТОГО ПРОСТО НЕ МОГЛО БЫТЬ – человек должен был быть чрезвычайно косноязычным. Поговорив с проповедником, астролог узнал, что так оно и было в молодости. А потом тот буквально воззвал к Небу, что хочет нести людям слово о Боге. Наверное, не одномоментно, а какими-то упражнениями, но человек развил свою речь и отточил лекторское мастерство почти до совершенства. И это, исходя из его Зрелой кармы, беспощадно и безапелляционно отраженной в гороскопе, было именно чудом.
«Путь жизни есть взаимная помощь»
«Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! Напомню сказание древней Индии. «Потерял сон Царь Ришипутра. Позвал он Мудрого, чтобы вернуть ему сон. Мудрый сказал: «Царь, осмотри ложе свое». Обыскали царское ложе и нашли в складках ткани камень. Царь обрадовался, думая, что это источник его бедствия. Но сон не появился. И Мудрый повторил совет свой. Снова осмотрели ложе и нашли бабочку мертвую. Царь был снова уверен, что причина бессонницы найдена. Но сон отсутствовал. Мудрый сказал: «Нет следствия без причины. Сам, Царь, осмотри ложе, ибо никто не заменит глаз свой». И нашел Царь под подушкою малую золотинку, как зерно горчичное. «Не могла вредить мне эта ничтожная крупинка», подумал Царь. Но сон немедленно смежил очи его. На утро Мудрый указал: «Не четвертями измеряется падение духа. Сокровища войны не могут перевесить зерно, отнятое у вдовицы. Помогай, Царь, везде, где может проникнуть помощь!»
Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. Так будем стучаться в будущее. Так поймем, что каждый час, отнятый у себя, отнесен будет в будущее. Привыкнуть нужно, что Наше сотрудничество принесет все потребное, если не засохнет рука, держащая провод.
Сердце, пылающее помощью — Наше сердце. Так теперь можно вступить во время, которое ужасно для неведающих и блистательное для познавших». («Иерархия», 434)
«Путь жизни есть взаимная помощь. Участники великого труда не могут быть человеконенавистниками...» («Община», 5)
А что же не есть помощь, как не «вмешательство в карму»? Вдумаемся в само слово: «ПО-МОЩЬ», то есть мы прилагаем некую (свою) силу, мощь, волю, сражающуюся постоянно с кармой, чтоб облегчить положение ближнего. Вполне вероятно, что при этом тот, кто помогает, претерпит какие-то неудобства, то есть в определенном смысле это жертва. И по мере противодействия уже направленного на него, станет понятно, что помощь действительно произошла.
«Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.
Очень трудно сочувствовать людям и сострадать, удерживая собственное равновесие. Но если оно утеряно, то и помощь не будет действительной, а половинчатой, в размере утери равновесия. Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание».
(«Грани Агни Йоги», том 13, 532)
«Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание». («Грани Агни Йоги», VIII., 530)
«Учение об Искупителях имеет приложение во всем сущем. Истинно, как можно влиять и приближаться через терафимы, так же можно через сознание принимать на себя чужую карму. При малых опытах замечаете, как удавалось переносить на себя чужую боль, когда это касалось области нервов. Так же точно можно принимать на себя следствия чужой кармы. Можно, наконец, принять карму коллектива, – так название Искупителя не будет суеверием. Лишь требуется при этом понимание целесообразности принятия.
Карма представляет самое сложное явление. От случайности действия до основы побуждений – все многообразно и многоцветно. Надо твердо оценить, когда возможно и полезно вмешаться в чужую карму. Но можно представить, когда будет случай самоотверженного и полезного вмешательства в судьбу чужую. По огням можно судить о целесообразности вмешательства. Огни – лучшие показатели для решения, в них внутреннее сознание сочетается с пространственным, и ничто не дает подобной жизненности при понимании окружающих условий, как разноцветные вехи огней. Видите, как отвлеченные понятия Искупителей и Пространственного Огня становятся реальностью!»
(«Знаки Агни Йоги», 417)
Нередко приходится слышать нечто вроде: «Я перестал помогать людям, поскольку постоянно встречал неблагодарность и ответ злом на добро». Если кратко, такая ужасающая «житейская мудрость « звучит так: «Не делай добра, не получишь зла!» В чем же причина такой «невезучести» изначально стремившихся помогать людей? А она проста: НЕБЕСКОРЫСТИЕ, когда каждое хорошее дело будто пишется в невидимый блокнотик, а «одариваемому» выдается вексель, который нужно оплатить. При таком подходе по каким-то Вселенским Законам, человека почти всегда постигает разочарование: «должник» рано или поздно отказывается платить! А выход очень прост: искренне человек делает добро лишь от того, что ему ДИСКОМФОРТНО видеть рядом другого, испытывающего страдание и боль. Хочется это исправить и сделанное просто выветривается из памяти. Если б «разочарованный в добротворчестве» действительно не помнил того хорошего, что сделано кому-то, он просто не вязал бы его поступок и то давнее добро в отношении «неблагодарного». И после ЛЮБОГО поступка этого человека его боль по-прежнему бы вызывала желание исправить ситуацию – практически для собственного душевного покоя. Да и при таком подходе «сделал и забыл» чудесным образом люди не склонны отвечать на добро злом…
Люди и Махатмы
Итак, «вмешательство в карму» по сути выражение, не имеющее смысла , если речь идет о людях. Но по-другому обстоит дело, когда речь идет о взаимоотношении человечества и Махатм. Они-то именно НИКОГДА НЕ ВМЕШИВАЮТСЯ В КАРМУ ЛЮДЕЙ и даже в карму создаваемых под их наблюдением организаций, призванных вести людей к Свету Духовности http://icr-friends-forum.ru/viewtopic.php?f=21&t=287. У Махатм нет общей кармы с человечеством – что объясняет этот момент. Но всякое оккультное правило имеет исключения, а из этого исключения – свои исключения, как писала Е.П. Блаватская. Об этом не стоит забывать, и в письме Елены Ивановны Рерих употреблена фраза «за редчайшими исключениями»:
"Вы знаете, что, за редчайшими исключениями, Владыки никогда не вмешиваются в карму людей".
(Е.И.Рерих - А.М.Асееву, 20.12.1934 )
Возможно, объяснение этому дает У.К. Джадж, указывая, что несущие поручение Братства ВСЕГДА ОХРАНЕНЫ. Если для этого Учителям нужно принять какие-то сверхординарные меры – видимо, они принимаются. «...Не следует ждать от Учителей Мудрости слишком много. Они не могут противодействовать закону Кармы и потому, если человек взывает к ним, они говорят: «Пробуй». Если он оказывается не в состоянии, то должен сам себя судить. Если он стал чела, из этого тоже не следует, что они всегда помогают ему. Конечно, есть те, чья карма такова, что они получают помощь. Но неправильно полагать, как некоторые думают, что если они чела, то могут войти в клетку ко льву и быть в безопасности. Однако тот, кому Учитель даёт задание, находится под его защитой». ("Лондонские и Парижские письма", впервые были напечатаны в журнале «Слово», за март и апрель 1912 г.)
«Мы спасаем достойных людей в минуту опасности». («Братство», ч.2, «Надземное», 18)
Но общий Закон таков:
«Силы, явленные для Служения Света, не вторгаются в Карму, как думают некоторые, непосвященные в мощь Кармы. Силы Света наблюдают за действиями человеческими, давая направление, но не вторгаясь в жизнь. Примеров тому много. Вестники появляются, предупреждения посылаются, дается направление и указываются пути, но выбор назначенных утверждений напрягается волей человеческой. Таким образом, явление кооперации двух Миров насыщается этими понятиями. Именно, самодеятельность духа может приблизить к лучшей Карме. Тем же можно объяснить, почему Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто нарушают назначенное. Недоумевают часто – почему не указывают разные пути? Недоумевают также – почему через разные каналы утверждаются Послания? Недоумевают – почему Силы Света не предотвращают разные течения? Ответим – Силы Света никогда не вторгаются в кармы человеческие. Этот закон нужно помнить на пути к Миру Огненному. («Мир Огненный», часть 3, 104)
Исчерпывающе и чуть ли не на каждой странице об этом принципе говорится в «Письмах Махатм», поэтому странно бывает слышать, когда там, где нужно приложить все усилия «руками и ногами» кто-то рассуждает: «Учителя все устроят как надо!» Этому в Агни-Йоге тоже есть название: «Возложение на Владыку». И абсолютно точно, что такое «возложение» бесперспективно именно в силу принципа невмешательства в поступки людей.
И исходя из этого принципа, Учителя для помощи в особых ситуациях могут давать лишь едва уловимые, как дуновение ветерка, Знаки и намеки. К ним нужно быть очень внимательными:
«Мы легкими касаниями обращаем внимание искателей. Мы предупреждаем неполезные решения. Мы помогаем творить и содействуем добру. Нужно понять, что Наша работа посвящена знанию. Мы помогаем каждому полезному труженику. Мы не стеснены условными различиями рас и классов. Мы усиленно следим, где блеснет луч самоотверженного подвига. Наш Храм есть Храм Знания. Мы собираем к нему все самое высшее и сберегаем в нем утверждения будущего». («Братство», «Надземное», 18)
«…Импульс растущего сознания подскажет, как разнообразно можно искать. В таких исканиях и Мы помогаем.
Мы заставляем обращать внимание на новую книгу. Мы вдохновляем полезные обороты бесед. Мы пошлем думу о новых открытиях. Мы незаметно предупредим о вредных заблуждениях. Радостно оказать помощь незаметно».
(«Братство», «Надземное», 433)
Свободная Воля Священна
В заглавие этой статьи достаточно было б поместить всего одно слово «насильственное» и понятие «вмешательство в карму» приобрело бы тот смысл, который в него вкладывается чаще всего, чего–то неправильного и вредного. И здесь именно та граница, где можно отличить действие ко благу и ко злу. Люди не пробковые человечки, Закон Свободной Воли должен соблюдаться и в обычных взаимоотношениях. Тем более никакой Светлый Маг никогда не направит свою силу на человека против его желания. А вот для тьмы насилие над более слабой волей привычно и обычно.
Поэтому мы должны помнить: пока сам человек не хочет самого на наш взгляд, хорошего – просто НЕЛЬЗЯ принуждать его к этому. «Каждый волен даже в своем конечном уничтожении» - Учение говорит об этом совершенно недвусмысленно. Свободная Воля любого человека – Священный и свято почитаемый всеми светлыми силами Закон. И даже «адепт не создаст какого бы то ни было явления, если он не видит желания в сознании другого низшего или высшего адепта или ученика, ибо тогда устанавливаются отношения сочувствия, а также молчаливого одобрения результатов, которые могут последовать». (Е.П. Блаватская, «Инструкции для учеников внутренней группы»)
Но если человек явно выражает свое желание, то допустимо даже внушение, как поясняет она же в одной из статей:
«Вопрос 11. Позволительно ли гипнотизировать пациента не только ради излечения его от какой-либо болезни, но и ради того, чтобы избавить от пагубных привычек – пьянства или лживости?
Ответ. Это будет актом доброты и милосердия, а доброта, милосердие и мудрость – явления взаимосвязанные. И хотя такое избавление от вредных привычек не прибавит человеку доброй кармы (что безусловно, имело бы место, если бы он сам приложил к этому усилия и действовал бы по своей доброй воле, что, конечно же, потребовало бы от него умственной и физической борьбы), подобное благотворное "внушение" поможет ему прекратить накопление плохой кармы, даст ему возможность не умножать далее список своих прежних грехов». ( Е.П. Блаватская, «Гипнотизм и его связь с другими способами очаровывания»).
«Мочь помочь – счастье…»
Очень хорошо все заблуждения вокруг понятия «вмешательства в карму» осветила Е.И. Рерих:
"О карме я писала много. Именно около этого понятия накопилось столько чудовищных извращений, и одним из самых тяжких заблуждений будет воздерживаться от помощи ближним из боязни усложнить свою личную карму.
Не будет ли это проявлением величайшего эгоизма? Если, оказывая добрую помощь ближнему, мы и принимаем на себя долю этой кармы, то такая карма не может отяжелить наше духовное развитие, которое одно только определяет карму.
Именно отказ в посильной помощи может безмерно отяготить нашу карму, ибо кто может знать, кому, когда и где мы платим свой старый долг? Лишь Архат ведает, где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где она требуется. Как говорил Преподобный Сергий: «И молчащий брату на помощь, занозу из своей ноги не вынет». Конечно, всюду и всегда должна быть соблюдаема соизмеримость и целесообразность. Есть люди, которые отдадут все, а затем сами возложатся на других. Но таким напомним строки из Учения – «Кто сказал, что надо отдавать безумно? Безумием так и останется». При этом люди очень часто забывают о помощи духовной и что помощь духовная – наивысшая. Но особенно упорно упускается из виду, что карма творится, и облегчается, и отяжеляется, главным образом, нашими мыслями. Именно мысль и побуждение ткут нашу ауру – это магнитное поле, притягивающее или отталкивающее все возможности. Именно этот решающий фактор чаще всего забывается при суждениях о карме. Но если было бы иначе, то не было бы и возможности выйти из заколдованного круга кармы.
Так, если бы люди меньше думали о карме и больше о чистоте и усовершенствовании своих чувств и мыслей, то они и преуспели бы несравнимо. Не страшиться порождения новой кармы должны мы, но лишь стремиться к улучшению качеств ее. Из страха перед порождением кармы, можно загнать себя в такой курятник, из которого останется лишь путь в инволюцию. Нужно помнить о соизмеримости, царящей в Космосе, и потому ничтожная карма принесет и ничтожные следствия. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но лишь она приносит великие достижения. Потому люди не должны избегать ни действий, ни ответственности.
Потому следует запомнить, что трудная карма не значит – карма низкая. Именно, наоборот. Легкая карма есть карма ничтожества. Часто легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко, чтобы человек мог подняться среди благополучия на следующую ступень духовного совершенствования. Потому среди мудрых принято считать легкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна Д'Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д'Арк. Но не ее личная карма требовала костра. Не забудем о миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так они являются пробным камнем сознания народов.
Также если действие или дар, сделанный с высоким побуждением, принят с таким же чувством и пониманием и приложен к такой же высокой цели, то порожденная таким образом тройная энергия, в обратном своем движении, принесет следствие, усиленное стократно. Конечно, возможно, что и не в этом воплощении, но в следующем, ибо чем больше круг, захваченный действием, тем больше времени потребуется на его оборот, но тем мощнее следствия и возможности, собранные им. Вот почему во всех Восточных Писаниях указывалось, что помощь, оказанная подвижнику (не в узком понимании этого слова), по своим следствиям превышает все другие. Но именно эта великая истина послужила основанием для самых страшных злоупотреблений со стороны жреческой касты. Жертвоприношения, построения храмов, украшения икон драгоценными камнями и золотом риз, все пудовые свечи, в основе своей имеют ту же искаженную истину. По мере прохождения веков все духовные ценности заменялись материальными. Люди забыли, что золото, материальные сокровища не имеют никакого приложения в мирах надземных. Самый большой богач здесь нищ в мире надземном. Потому улучшения кармы нужно искать не в воздержании от действий, но в усиленном развитии и накоплении духовных сокровищ".
(Е.И.Рерих - Ф.А.Буцену, 08.06.1936)
И вот еще одна примечательная цитата из Учения:
«Обратим внимание на некоторые как бы неудачные действия, но которые в основе своей имеют как бы особое значение. Иногда можно наблюдать, как человек совершает какие-то действия почти без возможности успеха, но нечто заставляет его действовать именно так. Подобные действия обычно бывают недурными по существу, но они отплачиваемы часто несправедливо. Все это кармические платежи; получающий, конечно, забыл о них и растерял по пути многие духовные накопления, но платящий тем не менее стремится отдать долг, хотя бы даваемое одеяние уже было не по мерке. Тем не менее долг будет заплачен, если даже его не сумеют принять. Можно также наблюдать платеж за других, близких по сердцу лиц».
(«Сердце», 91)
Надо ли бояться «вмешаться в чужую карму» и тем «испортить « свою? Конечно же, нет - на то мы и люди. Холодное равнодушное отношение к тому, что кто-то рядом страдает, никогда не было характерно для России. Болеть чужой болью и стремиться избавить от нее ближнего даже ценой собственной боли – это качество героя, и к счастью жизнь вокруг нас богата простыми героями с чуткими и бесстрашными сердцами. И, тем не менее, нужно каждому из нас уметь брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, пытаться справляться самим даже с самой тяжелой кармой, чтобы стать однажды не тем, кто нуждается в помощи, а тем, кто помогает.