О Елене Ивановне Рерих

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9803
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 11 июн 2023, 07:19

Рисунки Елены Ивановны Рерих

https://www.youtube.com/watch?v=Anw0asFt560

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Евгений » 04 окт 2023, 18:31

5 октября - День памяти Елены Ивановны Рерих.

Z-rq03eLRGw (1).jpg
Z-rq03eLRGw (1).jpg (140.8 KiB) 2638 просмотра

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Евгений » 05 окт 2023, 15:45

Ко дню памяти Елены Ивановны Рерих

5 октября 2023 года исполняется 68 лет со дня ухода Елены Ивановны Рерих (12.02.1879 – 05.10.1955), выдающегося философа, ученого, мыслителя, создателя философской системы Живой Этики.

Предлагаем вашему вниманию статью академика Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015), ученого-индолога, историка, путешественника, писателя, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха.


Л.В.Шапошникова. «Позвольте мне сойти с пьедестала…»: Пять писем Е.И. Рерих

Опубликовано: Беседы с Учителем: Избранные письма Елены Ивановны Рерих. – Рига: Мир Огненный, 2001. – С. 240–269.

Пять писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов еще не известны нашему читателю [1]. Встреча с ними – это целое событие для всех нас. Они написаны в разное время, разным людям и в обстоятельствах, отличных друг от друга. Однако всех их объединяет неизменная жизненная позиция автора. Позиция эта имела свои приоритеты, и самым главным из них была Живая Этика, со всем богатством сообщенных в ней знаний. Даже в письмах любимому мужу и сыновьям, единомышленникам и сотрудникам она неустанно обращается к ее проблемам, которые ненавязчиво и органично вплетаются в ткань каждого письма.

«…Каждую свободную минуту, – пишет она, – уделите вмещению Учения», и еще: «Прислушались ли Вы к Вашему сердцу? Трепещет ли оно в ритм Совершенного Сердца, которое включает Вас всех?»

Елена Ивановна действительно была в своей семье Ведущей, в полном смысле этого слова. Многие из нас помнят прекрасную картину Н.К.Рериха с таким же названием, которая посвящена Елене Ивановне. По крутым скалам женщина ведет мужчину вверх.

Процитированные фрагменты были написаны 3 марта 1930 года. Необходимо напомнить обстоятельства этого времени. В 1929 году после Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович и Юрий Николаевич выехали в Америку по неотложным делам, связанным с Музеем Рериха в Нью-Йорке. Святослав Николаевич за рубежом заканчивал образование. Елена Ивановна осталась одна в Кулу, где жили в это время Рерихи. Английские власти и разведка подозревали, что Николай Константинович «советский агент». В колониальной Индии каждый русский традиционно считался русским шпионом. Воспользовавшись отъездом Николая Константиновича из Индии, английские власти отказали ему и его сыновьям в обратной визе. На весну и лето 1930 года падает самый острый период противостояния, которое можно назвать «Английская разведка против Рерихов». Первая сторона старалась не впустить Николая Константиновича и сыновей в Индию и стремилась под различными предлогами выселить оттуда и Елену Ивановну. Вторая сторона пыталась противодействовать этим планам. На плечи Елены Ивановны легла трудная и ответственная задача удержать индийский «плацдарм» и сохранить возможность дальнейшего проживания Рерихов в этой стране. Последнее было очень важным, так как с Индией были связаны исследовательские и творческие планы Николая Константиновича и огромная духовно-философская работа самой Елены Ивановны. Забегая вперед, хочу сказать, что в этой неравной борьбе победили Рерихи. Подробности всего происходившего описаны в моей работе «Рерих в Гималаях», опубликованной в номере 9 (1/96) журнала «Мир Огненный».

Читая мартовское письмо 1930 года, вы не найдете в нем ни жалоб, ни просьб о помощи. Она оберегала мужа и сыновей от всего этого, постоянно подбадривала их и вселяла надежду на лучшее будущее. Можно поражаться мужеству и стойкости этой женщины, у которой тревога за близких людей, казалось бы, должна была отнимать все силы. Но, как всегда, ее занимают философские проблемы, связанные с Живой Этикой.

Е.И.Рерих в который раз возвращается к унизительному положению женщины на планете Земля, справедливо считая, что именно это положение есть причина многих бед нашего времени. «Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину – унижение женщины», – пишет она. Женщина несет великую культурную миссию, связанную с построением Нового Мира. Ее собственное совершенствование есть одна из насущных задач, стоящих перед человечеством. «Пусть соберет все самые прекрасные Облики и, претворив их в духе своей эпохи, следует им в бесконечном устремлении к творчеству совершенствования». Тема Великого космического закона двух начал (женского и мужского) проходит красной нитью через всю ее переписку. Почти в каждом письме Елена Ивановна обращается к проблемам культуры, ее эволюционному значению, бедственному ее положению в современном мире.

«Культурные идеи ведут и спасают человечество!» – повторяет она в письме Николаю Константиновичу и Юрию Николаевичу. Но повторения эти сопровождаются новыми подходами к вечному сюжету Культуры. Эти подходы открывают нам неожиданные грани, которые шлифует ее неутомимая и высокая мысль. «Культура была в большом загоне до войны, –пишет она Муромцевым 27.04.45, – люди увлеклись цивилизацией, и она показала им свой ужасающий, мертвящий лик в беспощадной механизации жизни и сердца человеческого. Теперь черед за Культурой, но пусть она будет понятна во всей ее утонченности и красоте. Воспитание сердца и нового, широкого мышления, основанного на героизме, дружелюбии и красоте, уявит новое поколение, которое утвердит примат духа и даст миру изумительные открытия дальних миров». Елена Ивановна тесно увязывает героизм с Культурой, относя его к той же необходимой для нее категории, как и Красота. И становится ясным, что без героизма Культура не может существовать, ибо первый есть эволюционное качество тех, кто созидает энергетическое поле Культуры. Без этого необходимого компонента данное поле теряет упругость, а Культура лишается возможности защитить себя от невежества и разрушений.

Как бы продолжая этот сюжет, Елена Ивановна пишет о препятствиях и врагах. И того и другого в жизни Рерихов было больше, чем надо. Пути к Истине и Высшему бывают разными. Но их всех объединяет одно свойство - Преодоление. Степенью Преодоления меряется уровень идущего и по пути Живой Этики. Чем больше препятствий и врагов, тем выше уровень духа и сознания Преодолевающего. Препятствия как бы представляют собой диски, которыми невидимый ювелир шлифует грани алмаза духа человеческого, доводя их до чистого сверкания. «…Ничто легкое не приличествует на царственном пути, ведущем к Миру Огненному», – пишет она в одном из писем (29.08.34) к М.Е.Тарасову. Трудностью и тяжестью пути определяется его истинность. Многим известна знаменитая рериховская фраза: «Препятствиями мы растем». В этом плотном мире нет другого средства для восхождения. Когда становится все легко, значит, идущий сошел с истинного пути, приняв за свет тусклый болотный огонек. В одном из писем к Николаю Константиновичу и Юрию Николаевичу (21.11.30) Елена Ивановна кратко и четко утверждает, что «лишь великие дела вызывают великое противодействие; противодействие есть единственный и точный измеритель величия начинания».

Противодействия испытывали Рерихи в своей культурной деятельности, противодействие испытывает Международный Центр Рерихов, созданный в Москве Святославом Николаевичем Рерихом. «Единственный и точный измеритель» действует безотказно. Каждая трудность, каждое препятствие есть ступенька, по которой поднимается тот, кто работает на Культуру, на Общее Благо, на претворение в жизнь идей Живой Этики. Там же, где все удается, где все легко и безоблачно, там нет ни энергетики Учения, ни понимания задач космической эволюции. Там нет и точного измерителя, ибо измерять нечего.

Письма Елены Ивановны не только сохранили свою актуальность, но и приобрели в наши дни особую остроту. В этой связи значительный интерес представляет письмо от 15.06.34, адресованное М.Е.Тарасову. Написанное в далеком 1934 году, оно вскрывает те болезни, которые характерны и для теперешнего рериховского движения. Письмо адресовано молодому человеку, самовольно присвоившему себе звание ученика и сына Учителя Мории. Пользуясь этим вымыслом, он стал собирать вокруг себя интересующихся Живой Этикой и пытался создать общество. Подобных историй в нашем движении немало. Правда, пока еще никто не додумался объявить себя сыном Учителя. Однако у меня нет полной уверенности, что где-то не бродят подобные «дети лейтенанта Шмидта».

Легкость же, с которой у нас создаются рериховские общества, и обилие «высоких учеников» не снились даже Тарасову. Письмо к нему – бесценный документ, который должно держать на столе каждое рериховское общество, если оно в действительности является таковым.

Словами Елены Ивановны должны меряться истинные намерения каждого, вступившего на нелегкую стезю рериховского культурного движения. Всегда мягкая, заботливая и уговаривающая, она предстает в данном случае совсем в иной ипостаси. Ипостаси Иерарха, отвечающего за Общее Дело и защищающего это Дело. Она тверда, бескомпромиссна и неумолима. Даже стиль письма меняется. Ее фразы коротки и разящи, за ними чувствуется сдерживаемый гнев. Она даже нумерует вопросы, поставленные своему адресату, - первый, второй, третий.

«1. Скажите мне со всею искренностью – когда Вы пришли к Н.К. и выразили ему свое желание собирать группу молодежи вокруг Учения Живой Этики, разве Н.К. дал Вам полномочие сноситься с представителями прочих групп в качестве их духовного вождя и советника?

2. Разве Н.К. дал Вам полномочие собирать и объединять различные Общ[ества] именем его и именем Учения?

3. Кто утвердил Вас принятым учеником и даже сыном Уч[ителя] М.?!!»

Особенно выразительны здесь два восклицательных знака.

Твердо и коротко она сообщает Тарасову, что основы Учения построены «на незыблемых законах Иерархии». Ее глубоко возмущает несоблюдение этих законов, «…каждое водительство должно быть утверждено Высшим Иерархом, – пишет она, – и передается оно через Его доверенных. Этих доверенных Высшего Иерарха сейчас двое, все назначения, не санкционированные этими двумя доверенными, являются самозванством». Можно быть снисходительной к людским ошибкам, можно смотреть на них сквозь пальцы, но нельзя допустить ни одного случая нарушения Иерархического закона, особенно если это касается самозванных «учеников».

«…По этому самоличному утверждению каждый истинный ученик установит наличность как раз обратного. Никто из принятых учеников не имеет права оповещать себя до тех пор, пока Уч[итель] не найдет нужным Сам оповестить это, не говоря уже о сыновстве». Когда читаешь эти строки, становится больно и стыдно за тех «учеников» и даже «учителей», которые наводнили наше рериховское движение. К сожалению, приходится признать, что движение не прошло трудного испытания Законом истинной Иерархии, не выдержало прельщения духовной властью. К «ученикам» и «учителям» в наши дни добавились различные «воплощения» Матери, «великих подвижников» и даже самих Рерихов. Беспредел разного рода, царящий в стране, породил и духовный беспредел, которого не избежало рериховское движение. Сколько появилось сейчас среди рериховцев носителей самых высоких «миссий», «заданий», невесть откуда полученных и облеченных «Непомерной Ношей».

«И, не поняв этого первого основания (закона Иерархии. – Л.Ш.), Вы сразу же перешли к Указанию о Непомерной Ноше и также не задумались – можете ли Вы принять ее, и в чем состоит она, и кому дается Непомерная Ноша? И сразу захотели ее захватить в том именно направлении, которое было подсказано Вам самостью». Конечно, Елена Ивановна не имела в виду захват этим молодым самозванцем действительной Непомерной Ноши, а писала лишь о стремлении его приписать себе эту Ношу, не имея при этом никакого реального представления о последней.

Разве у нас мало таких «облеченных» и «посвященных»?

Время от времени в наших рериховских обществах возникают идеи объединения. И немедленного. В те далекие времена такие идеи тоже встречались. «Теперь Вы сами поймете, – пишет Елена Ивановна, – как нужно прекратить объединение групп, представителей и членов которых мы не знаем. Во Франции есть организации, которые совершенно основательно считаются от темных разрушительных сил. Запомните твердо наставление: «Нужно особенно остерегаться приближающихся с Нашими формулами на устах». Произнесение формул одно, действие и сущность часто другое. Вы еще молоды и можете не знать, как часто вывеска может именно скрывать правду. Поэтому будьте крайне осторожны со всеми Обществами и не вводите их в наш Европ[ейский] Центр [2]. Указания на такое объединение НЕТ». Слышите, как ставится вопрос? Это с успехом можно приложить и к неуправляемому процессу создания новых обществ, растущих на территории России и СНГ как грибы после дождя, «представителей и членов которых мы не знаем».

Что собой представлял в действительности Святослав Николаевич, известно немногим. Обратимся к свидетельству Елены Ивановны. В письме к Б.Н.Абрамову (28.12.54) она писала: «Он (Святослав Николаевич. – Л.Ш.) у меня Махатма. Редкое сердце и прекрасный дух». Махатма! Многим ли это ясно? Предсмертное его поношение за передачу наследия семьи МЦР, за письма в защиту вице-президента Центра, за то, что не поступал так, как кому-то хотелось, – легло позорным пятном на все рериховское движение России, и на тех, кто нападал, и на тех, кто не защитил, и на тех, кто не уверовал только потому, что Махатма находился рядом, жил как человек, дышал с нами одним воздухом и ел то, что ели мы.

Можно ли продолжать считать рериховцами тех, кто писал подметные письма против Махатмы, особенно в последний год его жизни, кто пытался разрушить юридически и практически его детище – МЦР. К сожалению, эти темные разрушители продолжают считаться рериховцами, а некоторые из них занимают руководящие позиции в движении.

Главный вывод, который вытекает из всего сказанного, состоит в том, что в нашем Рериховском движении отсутствует общественное мнение, требующее строгого соблюдения Закона Иерархии. Это обстоятельство в сочетании с непомерной самостью и есть причина основных наших болезней, приводящих к расколам, конфронтации и взаимной вражде. Пора, в конце концов, осознать, что Иерархическая преемственность находится там и в том, что было создано самим Махатмой, принимавшим Указы Учителя. К сожалению, наше рериховское движение за немногим исключением оказалось незрелым и неподготовленным к тем культурнодуховным задачам, которые ставят перед ним жизнь и эволюция. Можно ли это исправить? Несомненно, но при условии соблюдения Закона Иерархии и отречения от самости. Последнее связано с огромной внутренней работой каждого члена нашего движения. Вот что по этому поводу пишет Елена Ивановна: «Никто не будет препятствовать Вам собирать молодежь вокруг Живой Этики, но собирайте искренних и стремящихся. Также сразу не ставьте себя их водителем, но лишь братом, их собирающим. Ибо только время и личные Ваши заслуги могут выдвинуть Вас на пост водителя, и тогда, может быть, придет и истинное Утверждение. А пока что вникайте в Учение с новой точки зрения, именно великого смирения в духе и в подвиге самоотречения. Отбросьте всякое стремление к самовозвеличению. Самовозвеличение, самонадеянность и властолюбие - непреодолимые скалы на пути к достижению» (письмо к М.Е.Тарасову от 15.06.34). Лучше не скажешь! Теперь оглянемся вокруг себя. Много ли среди руководителей теперешних рериховских обществ «братьев собирающих»? Ведь этим понятием – «брат собирающий» – надлежит мерить качество будущего водителя. Пусть руководители обществ попробуют приложить это понятие к себе. Получится очень поучительная картина.

Примером удивительной скромности являлась сама Елена Ивановна. Ее высокий дух не принимал ни самости, ни возвеличивания, ни власти ради власти. Она была образцом Иерархической самоотверженности. В одном из писем к Б.Н.Абрамову (18.07.51) она пишет: «…позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем и явиться Вам Матерью, но земного начала, еще сильно выраженного во мне. Я опасаюсь Вашего разочарования при нашей встрече! Я люблю простоту во всем, и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания».

Где вы, «учителя» и «пророки» от Рериховского движения? Вслушайтесь в то, что говорит Иерарх, и устыдитесь своей самости, невежества и самовозвеличивания. Вы только и занимаетесь тем, что «учите», а вот знаний передавать не умеете. Не потому ли, что у вас этих знаний еще нет, а есть невежественный суррогат? Сойдите с пьедесталов, созданных для себя вами самими же.

Высокий дух Елены Ивановны Рерих, в отличие от вас, чурается любых пьедесталов. И это при том, что в ее руках находились нити энергетического управления космической эволюцией планеты Земля. Многим известно из ее книги «У порога Нового Мира», изданной МЦР, о научном эксперименте, который был проведен Космическими Иерархами. В его процессе была изменена энергетика Елены Ивановны и проведена так называемая огненная трансмутация, связавшая ее с миром Высшим, или Миром Огненным. Последний же является целью космической эволюции человечества на данном эволюционном витке. Не имея возможности рассказать здесь о всех тонкостях такого процесса, я отсылаю всех интересующихся к упомянутой выше книге. Эта тема присутствует и в цитируемых письмах, и некоторых других письмах из архива МЦР.

Огненная трансмутация энергетики Елены Ивановны была завершена в 1924 году. С того момента ей пришлось жить с энергетикой Высшего мира на нашей планете Земля. Она мало писала о том, как трудно ей приходится, какие страдания испытывает. По некоторым письмам разбросаны лишь короткие замечания, дающие представление о той реальности, через которую она шла до конца своей жизни.

«Сердце мое неважно, – пишет она (24.06.30) Николаю Константиновичу, – малейшее усилие вызывает сильный прилив крови и дурноту, почти не двигаюсь, редко спускаюсь вниз. По ночам сплю, окруженная мешками, наполненными снегом, и около постели стоит кувшин со льдом для опускания рук, нужно избежать пожара». Это цена, которую платила Елена Ивановна за свой подвиг во имя эволюционного продвижения человечества. Если эксперимент изменения энергетики завершился в 1924 году, то развитие самого инициированного Учителями процесса огненной трансмутации продолжалось.

«На пределе напряжения, – писала она мужу (3.03.30), – совершается великая огненная трансмутация».

За год до смерти, когда изменения в энергетике все больше приближали ее к миру Высшему, она еще раз упоминает о своем состоянии в письме к Б.Н.Абрамову от 13.04.54.

«Самочувствие мое не легкое. Но март и апрель всегда были трудны. Ритм моей работы нарушается, и я страшно утомляюсь такими нарушениями. Отвыкла от людей, и даже самые любимые и милые мне ауры бывают тяжелы. Ведь я привыкла часами, почти целыми днями, сидеть в одиночестве и только за столом два раза в день встречаться с моим сыном Юрием, тоже очень занятым человеком. Мое внутреннее состояние отличается очень от обычных людей, в силу пройденного переустройства организма. И, конечно, я уж не могу много двигаться и поднимать тяжелые книги, и вообще физическая работа уже не для меня. Только писание осталось мне, но и оно уже утомляет».

И, несмотря на эти трудности, непосильные для любого земного человека, она продолжала работать, работать, работать… Она делала это до самого своего ухода, записывая бесценные строки Знаний, передаваемых Высоким Учителем. В последние свои дни она трудилась особенно много и напряженно, понимая, что многое из сообщенного не успеет расшифровать, систематизировать и оформить. Она готовила архив для организации, которую создаст Махатма, ее младший сын и Иерархический преемник, много лет спустя в столице далекой России…

Сколь бы высокой и тонкой ни была устремленная к Высшему миру энергетика Елены Ивановны, она оставалась тем не менее земной женщиной. И смерть Николая Константиновича в 1947 году, любимого мужа, друга и сотрудника, глубоко и трагично потрясла ее. В письме Муромцевым (24.02.48) она пишет:

«Тяжка мне разлука с Н.К. Порой лютая тоска щемит сердце. Утешение нахожу лишь в сознании, что ему была дана лучшая доля закончить свою светлую деятельность прекрасным разрешительным аккордом, среди безумия мира еще раз провозгласить Знамя Мира». На страницы этого письма ложатся строки редчайшего и трепетного рассказа Елены Ивановны о последних днях великого художника, ученого и путешественника Николая Константиновича Рериха. Она не скрывала правды о нем, рассказывая о тех событиях, которые разорвали его сердце. Среди них, упомянутые вскользь, страшные и кровавые происшествия в самой долине Кулу, где находился дом Рерихов.

В конце 1947 года Индия получает независимость. Этот сложный политический процесс, в котором с одной стороны участвовала партия Индийский национальный Конгресс, лидер антианглийского движения, и с другой – английские власти, привел к разделу страны по религиозному признаку. Начались кровавые столкновения между индусами и мусульманами. В Кулу жили те и другие. Труднодоступность района не спасла его от общих политических страстей в стране. Виллу пришлось охранять Юрию Николаевичу с оружием в руках. Беас тек красный от крови. Убитые мусульмане и индусы лежали на дорогах долины. Рерихи были потрясены разгулом насилия в мирной горной долине. Рушились прежние представления о ее обитателях. Кровавая индо-мусульманская резня ударила сильно и резко по изношенному сердцу Николая Константиновича. 13 декабря 1947 года его не стало. Мир потерял еще одного Хранителя Культуры. Все, что написала Елена Ивановна в письме Муромцевым, не требует никаких комментариев или пояснений. Живой очевидец событий, самый близкий друг Николая Константиновича, его Другиня, рассказывает обо всем, превозмогая свою тоску и сердечную боль.

Редкое письмо Елены Ивановны не касается главной ее боли – России. Из всего круга проблем, затронутых в данных письмах, мне хотелось бы остановить внимание на одной – Иване Стотысячном. В последнее время появились самые разные толкования этого понятия, особенно в околорериховских кругах. Некоторые даже считают, что Иван Стотысячный - это имя и фамилия конкретного человека. Боюсь, что мы можем оказаться свидетелями появления такого человека с миссией «спасителя». Чего только и кого только на стезе нашего движения не возникало… В письме к Муромцевым (27.04.45) она дает четкое представление об Иване Стотысячном как о самом народе.

«Сказано было, что Иван Стотысячный спасет Россию, – пишет Елена Ивановна, – разве это не оправдалось? Разве не встали именно Иваны на защиту Родины? И еще, и еще раз эти стотысячные спасут Россию. Народ, прошедший через страшные муки и унижения, закалил свое мужество и сумеет найти силу духа противостоять всякому новому разрушению и растлению. Много прекрасных знаков уявлено уже среди стотысячных». Кажется, что все это написано сегодня – «противостоять всякому новому разрушению и растлению», – как будто она предвидела все, что случится потом с народом русским. Процитированный фрагмент об Иване Стотысячном настолько однозначен, что исключает всякие иные толкования и домыслы. Иван Стотысячный – это духовный образ народа, о котором Елена Ивановна писала не раз в своих очерках и письмах.

…Всего несколько писем великой женщины высочайшего духа. И сколько в них заключено различных и сложных проблем, чисто человеческих и философских, культурных и эволюционных, связанных с труднейшими путями совершенствования и восхождения. Сколько новых интересных подходов к вечному и преходящему подарила она нам. Сколько новых драгоценных капель Знания пролила.

«Позвольте мне сойти с пьедестала», – искренне просила она. Но кто же, как не Елена Ивановна Рерих, заслужила этот высокий Пьедестал…


Примечания

1. Статья была напечатана в журнале «Мир Огненный», № 1 (9) за 1996 г., до начала публикации МЦР многотомника писем Е.И.Рерих. – Ред.

2. При нью-йоркском Музее Николая Рериха был организован Европейский Центр, председателем которого была Мари де Во Фалипо. Располагался в Париже.

* * *

О Елене Ивановне Рерих на сайте Международного Центра Рерихов

Основные даты жизни и деятельности

Биография Елены Ивановны Рерих

М.А.Иванов. Родословная Елены Ивановны Рерих

Библиография

Мировое признание

Известные учёные и общественные деятели о Е.И.Рерих

Е.И.Рерих о науке (выдержки из писем)

Е.И.Рерих о России (выдержки из писем)

Е.И.Рерих. Огонь неопаляющий

Ж.Сент-Илер. Криптограммы Востока

Международные конференции Международного Центра Рерихов

2009 год – Международная научно-общественная конференция «130 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих» (8–11 октября)

Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Фильм «Зов Космической эволюции»

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7794

Надежда Лебедева
Сообщений: 9803
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 06 ноя 2023, 08:16

Недостаточно оценена в литературе выдающаяся роль творчества Елены Ивановны Рерих. Это была не только красивая, но высоко образованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина.

Её публикации, особенно её письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего.

А.Л. Яншин,

Президент Российской Экологической академии,

Советник Президента Российской Федерации, академик РАН

Надежда Лебедева
Сообщений: 9803
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 10 фев 2024, 18:17

Круглый стол «Великая дочь России. К 145-летию со дня рождения Е.И. Рерих»

Уважаемые сотрудники и единомышленники!

Дорогие друзья!

12 февраля 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, выдающегося культурного деятеля современности – мыслителя, писателя, общественного деятеля.

Международный Центр Рерихов посвящает этому событию Круглый стол «Великая дочь России», который пройдет в онлайн-формате.

Творческое наследие Е.И. Рерих представляет собой особое и уникальное явление в отечественной и мировой научно-философской мысли. Созданные ею книги Учения Живой Этики, посвященные разнообразным вопросам космической эволюции земного человечества и роли человека в этой эволюции, ее литературное и эпистолярное творчество заложили прочный фундамент многих духовно-культурных процессов, развитие которых мы наблюдаем в ХХ и начале ХХI века. Представление об одухотворенном космосе, которое человечество имело еще в древние времена, сегодня получает свое научное обоснование. Философские идеи Живой Этики о материи, сознании, энергии, высших мирах, духовной природе человека и многом другом дают целостный подход к изучению природы и человека и сегодня реализуют себя через науку.

Е.И. Рерих стала первой европейской женщиной, прошедшей маршрут в 25 тысяч километров по землям Центральной Азии в составе экспедиции Н.К. Рериха, включая труднодоступные и малоисследованные горные и пустынные районы, где ее работа по созданию Живой Этики не прекращалась.

Е.И. Рерих была президентом-основателем Гималайского института научных исследований «Урусвати», утверждая новую методологию научного знания. Она принимала самое деятельное участие в продвижении идей Пакта Рериха по сохранению культурных ценностей человечества, дав пример объединения международной общественности вокруг всемирной идеи «Мир через Культуру». Ее мысли, чувства, слова о России, ради которой все Рерихи претерпевали неимоверные трудности и лишения, проводя разнообразную культурную работу во многих странах мира, заслуживают самого пристального нашего внимания и изучения.

Охватить все сделанное Е.И. Рерих, глубоко осознать уникальность ее трудов и деяний – для этого требуются столь же обширные знания, какими она обладала, не меньшая духовная высота и самоотверженность созидательных действий.

Приглашаем вас принять участие в работе Круглого стола, который состоится 12 февраля 2024 года в 11:00 (московское время).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7899

https://www.youtube.com/watch?v=7DS_EuJBYoM

Надежда Лебедева
Сообщений: 9803
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2024, 07:28

145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих

12 февраля 1879 года по новому стилю, 145 лет назад, родилась Елена Ивановна Рерих (31.01/12.02.1879–05.10.1955) – выдающийся русский философ, ученый, мыслитель, просветитель, посвятившая себя работе над главным трудом своей жизни – философией Живой Этики, или Агни-Йоги, созданной в сотворчестве и под водительством Великих Учителей Востока, называвших Елену Ивановну Рерих «Матерью Агни Йоги». Являясь философией космической реальности, Живая Этика освещает важнейшие проблемы космической эволюции человечества, содержит в себе уникальную систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Живая Этика являет собой синтез древней и современной мысли, философских прозрений Востока и научных достижений Запада.

«Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в смысл героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем яснее проявляется и будет проявляться великий смысл содеянного ею и теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое они оставили нам, неисчерпаемо. Затронувшее во времени лишь по краю нашу эпоху, оно устремлено своими научными, художественными открытиями в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество, соединяющее миры различных состояний материи во имя эволюционного продвижения человечества, будет не исключением, а правилом. Именно ради этого страдала и тяжко трудилась великая русская женщина, мать своих сыновей и жена своего мужа Елена Ивановна Рерих», – пишет в своей статье «Героическое творчество Елены Ивановны Рерих» академик Людмила Васильевна Шапошникова.

Огромное эпистолярное наследие Елены Ивановны Рерих является уникальным комментарием к книгам Живой Этики. Благодаря усилиям сотрудников Латвийского общества Рерихов в 1940 году увидел свет двухтомник ее избранных писем. Полное собрание писем опубликовано Международным Центром Рерихов.

В 1925 году в Нью-Йорке под псевдонимом Искандер Ханум вышел перевод ее избранных писем Мыслителей Востока к деятелям теософского движения («Чаша Востока. Письма Махатмы»).

В Улан-Баторе, столице Монголии, куда прибыла Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, в 1926 году увидели свет «Основы буддизма» Е.И.Рерих, а в 1927 вышла «Община», одна из книг Живой Этики.



В Париже в 1929 году под псевдонимом Жозефина Сент-Илер был издан труд Елены Ивановны «Криптограммы Востока», повествующий о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского, Акбара Великого.

Великолепный очерк Е.И.Рерих «Преподобный Сергий Радонежский», написанный под псевдонимом Наталия Яровская и посвященный жизни одного из самых почитаемых на Руси святых, вошел в составленный ею сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и вышел в Риге в 1934 году.

Во многих трудах Елена Ивановна Рерих уделяет внимание размышлениям о России. И не только потому, что это ее Родина, но и потому, что в энергетическом поле нового эволюционного витка Россия играет важнейшую роль. Как и Николай Константинович Рерих, она ясно представляла себе, через что проходила и должна пройти Россия, и верила в ее расцвет и светлое будущее: «Русский народ сохранил свою душу и, пройдя через горнило тяжких испытаний, он, закаленный, восстанет и построит небывалую державу…»

По словам академика Л.В. Шапошниковой, «Мы многому учимся у великой русской женщины, так щедро обогатившей мировую культуру и, в частности, мировую философию. Среди этого многого любовь к Родине, к своему многострадальному народу поистине составляет непреходящее богатство ее высокой Души. И приобщиться к этому духовному богатству, научиться любить свое Отечество, как любила она, и ценить свой народ, как ценила она, - великая удача, которую подарила нам судьба. И в теперешней ситуации, которую проходит Россия, возможно, такая любовь и такое радение о своем народе являются для нас самым главным».


12 февраля 2024 года, Международный Центр Рерихов проводит в онлайн-формате Круглый стол «Великая дочь России. К 145-летию со дня рождения Е.И. Рерих».

Н.К. Рерих

Лада

Лада – древнерусское слово. Сколько в нем лада, вдохновения и силы! И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали ее. Когда Серов работал над ее портретом, он уверял, что основою ее сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сестрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть ее собственные основные черты. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все это готова Елена Ивановна. Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются. На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера.

И живет Елена Ивановна в постоянной неустанной работе, так – с утра и до вечера. Поболеет немного, но быстро духом преодолевает тело, и опять уже можно слышать, как бодро и быстро стучит ее пишущая машина. Сейчас друзья хотят издать письма Елены Ивановны. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.

Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются ее помощью, прилетающей на крыльях аэропланов. Она всегда спешит с помощью. Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. Даже из друзей многие не знают, что Еленою Ивановной написан ряд книг. Не под своим именем. Она не любит сказать, хотя бы косвенно, о себе. Анонимно она не пишет, но у нее пять псевдонимов. Есть и русские, и западные, и восточные. Странно бывает читать ссылки на ее книги. Люди не знают, о ком говорят. По мысли Е. И. возникают женские единения. Особая прелесть в том, что многое возникает, даже не зная истинного источника. Велика радость – давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса. Лада прекрасное древнерусское имя.

1938 г.



Современные ученые о Елене Ивановне Рерих

Б.В.Раушенбах,

академик РАН

«Мы сегодня говорим о Елене Ивановне, и хотелось бы в этой связи сказать, что ей выпала нелёгкая доля. Быть женой выдающегося человека — это очень непростая судьба. Ведь к обычным семейным обстоятельствам добавляются многие специфические заботы, связанные с процессом творчества. Мы знаем, что очень часто жёны известных людей сами были генераторами величайших идей, чувств и возможностей. Судьба отвела Елене Ивановне роль первопроходца, так как она является создателем Учения Живой Этики, его первым пропагандистом и тем, кто пытался провести эти идеи в жизнь. Надо сказать, что Учение и его идеи не по теряли актуальности и своей ценности. Это те вечные Истины, которые справедливы и сегодня, они позволяют глубже понять жизнь и связанные с ней процессы, позволяют понять место человека во Вселенной и его роль в ней. Именно такое космическое восприятие окружающего мира является существенным элементом этих взглядов.

Через призму этих вечных проблем мы можем смотреть на всю историю человечества. Эти вопросы занимали умы людей и в древности, и в античности, и в средние века. Но сегодня они стали особенно актуальными на фоне всё более усиливающейся тенденции опошления всех истинных ценностей нашей жизни. Мы это наблюдаем каждый день. Поэтому обсуждение этих вопросов связано с проблемами вечными, этическими, что, безусловно, своевременно и жизненно, и я рад, что сегодня наше время будет

посвящено этой высокой задаче. Я хочу пожелать успехов всем нам в обсуждении этих проблем и успеха в претворении в жизнь этих Высоких Идеалов».



А.Л.Яншин,

академик РАН, Советник Президиума РАН, президент Российской Экологической Академии

«Это была не только красивая, но высоко образованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина. <…> Её публикации, особенно её письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего. <…> Творчество семьи Рерихов – это драгоценные камни в короне русской культуры».

«Учение Живой Этики, изложенное в 14 томах, несомненно, могло бы служить фундаментом культурного, а в будущем политического и экономического объединения всех стран мира, то есть приближением к тому, что Владимир Иванович Вернадский на звал ноосферным этапом развития биосферы Земли».



В.А.Коптюг

академик РАН, председатель Сибирского отделения РАН

«Елена Ивановна Рерих говорила: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира для всего мира. Гибель России есть гибель всего мира». Между прочим, в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя её мысль – гибель России будет означать гибель всего мира — это не есть преувеличение».



М.А.Ильгамов

президент Академии наук Республики Башкортостан,

член-корреспондент РАН

«Научный, художественный, философский творческий вклад Рерихов в мировую науку и культуру в целом поистине велик и уникален и по достоинству ещё во многом не оценён. Но им пульс, заданный нашими великими соотечественниками, уже по чувствовали многие современные прогрессивные учёные, исследователи, деятели искусства, представители культурной общественности».



Л.В.Шапошникова

академик РАЕН и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского

«Рериховские идеи и мысли обладают удивительной способностью. Чем больше времени проходит, тем более актуальными и нужными нам они становятся, — свидетельствуют современники. – Это происходит оттого, что Николай Константинович и Елена Ивановна всегда писали о самом важном для человека, о непреходящем для него. И писали так, что их мысли живут и развиваются вместе с нами, с нашим временем, ибо в них была заложена мудрость духа».



В.В.Фролов

доктор философских наук, профессор

«“Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий”. Эти слова Е.И.Рерих оказались пророческими. То, что в жизнь входят “новые сочетания понятий”, сегодня является непреложной реальностью. Речь идёт о новом космическом понимании структуры Мироздания, материи, энергии, причинности. В контексте нового мировоззрения переосмысливается проблема человека, ставится вопрос о Высшем и его ведущей роли в эволюции человека и человечества, предлагаются новые трактовки жизни и сознания, формируется новая система познания, синтезирующая научное и вненаучное познание».

Из книги «Великий Облик». Сб. ст. к 130-летию Е.И.Рерих. Тверь: ООО «Издательство ГЕРС», 2009. С. 32–34.



Из словаря «Руская философия»

Елена Ивановна Рерих

С 1924 г. жила и работала в Индии. Родилась в семье, окружение которой составляли известные музыканты, писатели, художники; была одарённой личностью, достигла высокого уровня исполнительского искусства на фортепьяно, профессионально занималась рисованием, изучала философию, мифологию и религию. Связав свою жизнь в 1901 г. с Н.К.Рерихом, она стала его ближайшим сотрудником и вдохновителем всех начинаний. Большую помощь Рерихам в культурной деятельности оказывали сыновья – Юрий и Святослав. Семья Рерихов – это единое целое, жившее светлой устремлённостью к созиданию культуры. Р. принимала самое деятельное участие в осуществлении всех проектов семьи. Важное место занимала в них культура Востока с точки зрения её синтеза с культурой Запада. В этом синтезе особая роль отводилась России в силу открытости и восприимчивости русской души. В контексте этой идеи Рерихи восприняли Октябрьскую революцию. Наиболее трагические её страницы рассматривались ими как испытание русского национального духа, допущенного провидением для подготовки России к её грядущей миссии по духовному возрождению человечества. «Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, – писала Р., – но все они лишь послужили к её очищению и возвеличению – так было, так будет». В том, что так будет, она не сомневалась, ибо обладала даром предвидения. Во время Отечественной войны Рерихи делали всё возможное для поддержки русского народа. После войны они решили осуществить свою давнюю мечту – вернуться на родину. Однако смерть Н.К.Рериха в 1947 г. помешала этому. Это же событие побудило Р. переехать с сыном Юрием в Калимпонг, где прошли последние годы её жизни. Энергетическое мировоззрение разделялось всей семьёй Рерихов. Важную роль в его выработке играл институт «Урусвати» – «Свет Утренней звезды». Его почетным президентом стала Р., именем которой он был назван. Главной задачей этого научного центра, опиравшегося на международное сотрудничество, было комплексное изучение человека. С институтом сотрудничали Н.И.Вавилов, Л. де Бройль, А.Эйнштейн и др. Взгляды Р. формировались под влиянием восточной философии и религии, и, прежде всего, таких трудов, как «Провозвестие Рамакришны», «Бхагавадгита», «Лам-рим Чен-по» и сочинения Вивекананды. Всё это позволило ей осуществить свою главную жизненную задачу, которую она усматривала в синтезе сокровенного учения Востока с научными достижениями западной цивилизации. Эта задача была реализована в 14-томном труде «Живая этика», или «Агни Йога», которая явилась итогом сотворчества Р. с Махатмами, назвавшими её «Матерью Агни Йоги». Стержнем «Живой этики», как подчёркивала Р., выступает практически ориентированное учение о духовно-нравственном совершенствовании человека. В основе всех явлений бытия, с её точки зрения, лежит психическая энергия, пронизывающая всё сущее. Человек может использовать эту энергию на созидание или разрушение в зависимости от характера своих нравственных мотивов. Нравственность и энергетические центры человека взаимосвязаны через его мысли, сознание. «Мысли управляют миром», – писала Р. Отсюда, считала она, человек должен постоянно очищать, дисциплинировать мышление, порождать только чистые и светлые мысли. В этом ему призвано помочь сердце, выступающее «престолом сознания», «средоточием жизни». Только через сердца, наполненные любовью и светом, человечество, по мнению Р., способно гармонизировать свои энергии с энергиями космоса и вступить в новый этап космической эволюции.



Сочинения:

Агни Йога: в 6 т. М., 1992; Основы буддизма. СПб., 1992; Криптограммы Востока. Рига, 1992; Преподобный Сергий Радонежский. // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991; Письма Елены Рерих, 1929–1938: в 2 т. Минск, 1992; Письма Е.Рерих, 1932–1955. Новосибирск, 1993.



Литература:

Ключников С.Ю. Провозвестница эпохи огня. Новосибирск, 1991; Шапошникова Л.В. Сотрудница Космических Сил. Предисловие ко 2-му изд. кн. «Письма Елены Рерих», 1929 – 1938: в 2 т. Минск, 1992.

В.В.Фролов

Русская философия: Словарь // Под общ. ред. М.Маслина. М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999.




Материалы по теме

· Рерих Елена Ивановна (1879–1955)

· Основные даты жизни и деятельности

· М.А.Иванов. Родословная Елены Ивановны Рерих

· Библиография

· Е.И.Рерих. Огонь неопаляющий

· Ж.Сент-Илер. Криптограммы Востока

· Эволюционные действия Рерихов

· Из философского наследия Е.И.Рерих

· Шапошникова Л.В. Творец космической эволюции // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010

· Шапошникова Л.В. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих // Держава Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, 2006. С. 65–80

· Шапошникова Л.В. Мысли Елены Ивановны Рерих о России // Беседы с Учителем: Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: Мир Огненный, 2001. С. 99–105

· Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…»: Пять писем Е.И.Рерих // Беседы с Учителем: Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: Мир Огненный, 2001. С. 240–269

· Шапошникова Л.В. Земные творцы космической эволюции. Выступление на вечере, посвященном Е.И.Рерих, в МЦР 12 февраля 2007 г. // Содружество. Июнь 2007 г. №№ 22–23

· Книжник Т.О. Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира // 70 лет Пакту Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2005. М.: МЦР, 2006. С. 175–192

· 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. 656 с.

· Томша Э.А. Музыка в жизни Е.И.Рерих // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010

· Сайт Благотворительного фонда имени Е.И.Рерих

· Фильм «Зов Космической эволюции» (2013)

· Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7900

В иллюстрациях - картины Н.К, Рериха, освященные Елене Ивановне и фото ее родителей.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9803
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2024, 10:37

Ю.Н. Рерих, С.Н. Рерих. Слово о Елене Ивановне Рерих

Трудно в нескольких словах описать дорогой незабываемый облик. Описание жизни и творчества Елены Ивановны могло бы заполнить целые тома. Оставленное ею литературное наследство, её философские исследования, которые она вела на протяжении долгих лет, явятся лучшим памятником этой замечательной жизни, посвящённой исканию творчества Духа. Где и кто оставил такое богатство напряжённого труда? Нам, ближайшим и многолетним свидетелям её постоянной, углублённой работы, её чудесный облик светится особым горним светом. С самых ранних лет в ней жило осознание её призвания и внутреннего знания, утверждающего существование иного мира.

По мере того как развивалось её сознание, эта уверенность крепла и стала для неё непреложным знанием. Ещё в молодые годы в России она углублённо изучает философскую мысль Востока, особенно Индии, которая её привлекала грандиозностью и особой логичностью своего построения. К этому времени относится ряд замечательных переживаний и видений, о которых она иногда говорила и которые навсегда оставили глубокий, неизгладимый след в её душе. Её духовный мир и искания нашли глубокий отзвук в духовном облике Николая Константиновича и исключительно гармонично отвечали его личным прозрениям. Многие из её видений отец запечатлел в своих картинах. Этот постоянный духовно-умственный обмен взаимно питал и обогащал их внутренний многогранный мир. Многолетнее пребывание в Азии – путешествия по Средней Азии*, Монголии, Тибету и Китаю, а затем долгие годы на Гималаях в Индии, общение с духовным миром этой чудесной страны, воплотились в её трудах. Елена Ивановна неповторяемо умела проникать в сущность философской мысли. Её жизнь на Гималаях была наполнена ежедневным усиленным творческим трудом. Все часы дня и даже многие часы ночи посвящались этому внутреннему деланию. Трудно себе представить то напряжение, которого требовала эта работа. Для нас и для всех, кто с ней близко соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин предвечной правды. Её жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование иного, прекрасного мира, осознание которого поведёт человечество к новым достижениям, новым откровениям. Всю свою земную жизнь Елена Ивановна всегда устремлялась в будущее, искала новых путей, новых решений земной правды и всегда приветствовала искателей этой новой жизни на земле. Она постоянно утверждала, что построение Нового Мира идёт и что Новый Град будет создан трудом человеческим. Елена Ивановна всегда особенно подчёркивала значение человеческого труда во всех его проявлениях. Она глубоко любила свою Родину, пламенно верила в её великое призвание и прекрасное будущее. И в самые страшные годы великого ратного напряжения непреклонно утверждала победный исход великой борьбы. Она твёрдо верила в братство народов, в возможность мирного сотрудничества и созидания, которое придёт через осознание культурных ценностей человечества. Вместе с Николаем Константиновичем она подняла Знамя Мира и активно участвовала в создании Пакта Защиты Культурных Ценностей. Их голос в предвоенные годы явился как бы предостережением идущих разрушений и утраты бесценных сокровищ. Изучение оставленного ею наследия займёт долгие годы. Вся её жизнь, весь её духовный подвиг явился утверждением той горней Страны, о которой так прекрасно сказал великий поэт Литвы Балтрушайтис:

Есть среди грёз одиноких одна,
Больше всех на земле одинокая...
Есть среди стран недоступных страна,
Больше всех для стремленья далекая...

В радостный час неземной высоты
Эта грёза зарницею светится, –
Счастлив, кто в недрах немой темноты
С этой искрой таинственной встретится.

В тёмном пути по откосам земным
Всё изгладится в сердце, забудется, –
Только она с постоянством живым,
Будто сон упоительный, чудится.

Только она нас незримо ведёт
Каменистой тропой бесконечности,
Тихо, как мать над малюткой, поёт
О ликующих празднествах
Вечности...

Юрий Рерих, Святослав Рерих
Гималаи, Индия
1956


С.Н. Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих. 1931

Рерих С.Н. Портрет Елены Ивановны Рерих. 1931..png
Рерих С.Н. Портрет Елены Ивановны Рерих. 1931..png (417.35 KiB) 470 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9803
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 27 фев 2024, 16:50

Лекция «Елена Ивановна Рерих: страницы великой жизни. К 145-летию со дня рождения»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России».

29 февраля 2024 года (четверг) в 16:00 в рамках программы состоится лекция «Елена Ивановна Рерих: страницы великой жизни. К 145-летию со дня рождения», которая пройдет в онлайн-формате.

Елена Ивановна Рерих – выдающийся мыслитель ХХ века, писатель, просветитель, общественный деятель. Ее творческое наследие представляет особое уникальное явление в отечественной и мировой научно-философской мысли в силу глубины и масштабности освещаемых вопросов, имеющих фундаментальное значение для развития всех сторон человеческой жизни. Созданные ею в сотрудничестве с Учителями Востока книги Живой Этики, посвященные вопросам космической эволюции человечества, – главный труд жизни Елены Ивановны, ее литературное и эпистолярное творчество заложили прочный фундамент многих духовно-культурных процессов, развитие которых началось с первой четверти ХХ века и продолжается в наше время. Философия космической реальности, представленная в Живой Этике и рассматривающая человека как часть Космоса, дана для развития научного познания, формирования космического мышления, нравственного совершенствования человека, творца своего будущего.

Не менее знаменательным событием в жизни Елены Ивановны была встреча с Н.К. Рерихом, выдающимся художником, мыслителем, ученым и общественным деятелем. Они оставили нам пример не просто творческой семьи, в которой выросли замечательные талантливые сыновья, а семьи как единого целого, скрепленного общими мыслями, чувствами и познаниями, претворенными в их совместной широкой международной культурно-просветительской, научной и общественной деятельности. Вместе они прошли по древним русским городам, вместе участвовали в сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции и создавали после ее завершения научный институт мирового значения «Урусвати», вместе продвигали идеи Пакта Рериха по сохранению культурного наследия. Николай Константинович называл Елену Ивановну «другиней, спутницей, вдохновительницей», что было испытано ими в «огнях жизни». Многое еще остается для нас непостижимым в ее удивительной жизни, полной исключительных по своей значимости событий, бескорыстных стремлений, мужественных решений, глубочайших умозаключений и великих познаний, щедро переданных Еленой Ивановной на благо человечества и прежде всего в любимую ею Россию для процветания и возвышения Родины. Многое еще глубоко несказуемого и величественного в ее творческом наследии и в ее жизни остается для нас недосягаемым в своей нравственной чистоте и духовной истине.

Лектор: Дьяченко Ирина Юрьевна, кандидат культурологии, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР (Москва).


https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7911


https://www.youtube.com/watch?v=7Aoj0Upf0MA

Надежда Лебедева
Сообщений: 9803
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 09 апр 2024, 19:01

В своем небольшом кабинете на втором этаже дома в Кулу Елена Ивановна с раннего утра до поздней ночи работала над книгами Живой Этики, или Агни-Йоги – Учения, теснейшим образом связанного с древней мыслью Индии. И сегодня в комнате-веранде стоит кресло Учителя, у которого велись сокровенные беседы. Здесь же находится картина-триптих Н.К. Рериха «Fiat Rex», в центральной части которого художник запечатлел сияющий Облик Учителя.
Вложения
24 марта.jpg
24 марта.jpg (177.94 KiB) 232 просмотра


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 46 гостей