О Елене Ивановне Рерих

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2022, 07:03

Сегодня - 143 года со дня рождения Елены Ивановны Рерих

Николай Хатунцев
«Ведущая»


Пришла порою полуночной
На дальний полюс, в мертвый край.
А. Блок


Льдистый пик, достающий до неба,
И такие же пики вдали.
Все враждебно, безжизненно-слепо
Здесь, на крайнем пределе земли.
Но и в этой последней пустыне
Искра духа людского видна, –
Две фигуры над пропастью синей,
Двое путников – Он и Она.
Как цепи неразрывные звенья,
Охватившей собой бытие,
Завершают они восхожденье
Под водительством мудрым Ее.
Неподвижные скалы – как Будды
Бесконечен слепящий отвес,
Над которым вершина как будто
Вырастает до самых небес.
Но глядит Ее взор вдохновенный
Сквозь покрытые дымкой века,
И походка легка неизменно,
И тверда, и надежна рука.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2022, 09:00

Л.В. Шапошникова. Творец Космической эволюции


12 февраля 2022 года исполняется 143 года со дня рождения выдающегося философа, писателя, общественного деятеля, президента-основателя Института Гималайских исследований «Урусвати» Елены Ивановны Рерих.

Предлагаем вашему вниманию доклад Генерального директора общественного Музея имени НК.Рериха Международного Центра Рерихов, академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015) «Творец Космической эволюции», представленный на Международной научно-общественной конференции «130 лет со дня рождения Е.И.Рерих» в 2009 году.


* * *

Космическое сознание – эти слова мы время от времени слышим и произносим, можно сказать, что они у нас на слуху, но смысл в них, в зависимости от уровня сознания говорящего, вкладывается разный. Одни считают, что достаточно признать факт существования Космоса как такового, другие – что этот Космос необходимо исследовать, третьи полагают, что для достижения космического сознания достаточно послать в Космос на невысокую орбиту человека или автоматическое устройство, оснащенное научной аппаратурой, и т.д. Между тем космическое сознание включает в себя иные мысли и ощущения. И это прежде всего чувство причастности к Космосу, сознание собственной космичности, понимание своей неотъемлемости от Космоса, его законов, его энергетических процессов и взаимодействия со всем тем, что в этом Космосе происходит. Космическое сознание начинается с признания Земли космическим телом, а себя самого – разумной и одухотворенной силой этого Космоса, каждой живой клеточкой связанной с последним. Мы часто произносим, что мы едины с Космосом, но не очень представляем, что это такое. Сознание изоляции и отдаленности от Космоса пока не покидает нас. Ощущение Космоса на Земле пока непривычно для нас. Отчужденность от реального космического сознания подрезает нам крылья, не дает понять свои космические задачи, осознать реальность космического сотрудничества и необходимость преобразить себя из объекта Космоса в его субъект, в того или тех, кому свойственно не только ощущение своей космичности, но и дана возможность участвовать в космическом творчестве, в тех космических процессах, которые продвигают космическую эволюцию человечества все выше в Беспредельность.

Настоящий период нашей эволюции требует развития космического сознания и перехода на новый, более высокий ее виток. Подобные эволюционные движения, связанные с изменениями сознания человечества, в истории нашей планеты происходили не однажды. И каждый раз это было связано с энергетическими космическими импульсами, в которых отражалось космическое творчество, сопровождавшееся новой энергетикой, новыми воплощениями на Земле и, наконец, новыми учениями. Сейчас для нас наступил именно такой момент. Именно в нем мы можем наблюдать, как никогда раньше, эволюционные космические процессы. В этот период наиболее заметна активизация, наряду с другими законами Космоса, трех следующих законов, свидетельствующих о том, что на Земле без космического творчества ничего произойти не может. И это естественно, ибо Земля – космическое тело, и никакое другое.

Первый закон Космоса, о котором необходимо упомянуть: Высшее ведет в эволюции низшее. Без водительства материи высшего состояния, в какой бы форме это ни происходило, эволюции материи низшего состояния не происходит. Второй закон: В каждом явлении на Земле существуют две стороны – земная и надземная. Без учета обеих сторон реальность явления не может быть постигнута. И, наконец, третий закон, закон учительства: Никакое знание или познание не может произойти без Учителя. Уровню учителя соответствует уровень ученика – начиная с земного учителя и кончая Учителем, представленным в цепи Космической Иерархии, уходящей в Беспредельность.

Космическая эволюция действует и творит через человека. Это творчество всегда конкретно и предопределено. Все, чем располагает космическая эволюция, идет через человека. Высокие духи воплощаются на Земле, физически на ней рождаются. Плотная материя нашей планеты требует именно этого – физического явления человека, нужного космической эволюции. Мы знаем этих людей с древнейших времен. Мифологическое сознание знало культурных героев, мудрецов, богов и полубогов, всех тех, кто нес человечеству знания и изменял своими идеями и мыслями его сознание. Все они, являясь на Землю в человеческом воплощении, имели свои космические корни и связи с Высшим. Они являются космическим мостом между материей различного состояния.

Именно в такое время космической эволюции появилась Елена Ивановна Рерих. Я не буду останавливаться на ее биографии, она известна большинству присутствующих. Остановлюсь только на трех моментах, без которых будет неясно все происходившее: это выбор Елены Ивановны для особой эволюционной миссии, затем проблема оземления и проблема понимания космической информации, связывающей миры различного состояния материи. Пример Елены Ивановны в этом отношении во многом помогает понять один из важнейших процессов космической эволюции.

На Земле большое количество воплощений. Возможно, у каждого есть своя миссия, маленькая или большая. Среди них индивидуальностей, пришедших с эволюционной миссией, единицы. Эволюционный их отбор сложен и ответственен. Отбор этот начинается в иных сферах, из которых этот высокий дух идет на Землю путем собственной инволюции, ибо речь идет о трехмерной плотной материи. Сама Елена Ивановна свидетельствует, что с самого раннего ее детства Космический Иерарх, ее будущий Учитель, наблюдал за ней и помогал ей реализовать те способности, которыми она, как высокий дух, обладала. Ей предстояло пройти два сложных процесса, связанных с разницей в состоянии миров, к которым она имела отношение. Она вышла из пространства высокого состояния материи и спустилась в материю низкого состояния. Она была не первой, кому предстояло пройти сложный и трудный путь инволюции. Плотная материя Земли имеет свои особенности, которые крайне затрудняют существование высокодуховного человека. Плотная материя резко уменьшает духовную память пришедшего на Землю, а иногда и просто ее убивает. Вместе с этим уходит осознание своей миссии, и лишь напряженнейшие усилия возвращают его, а иногда и не возвращают. Земная история знает немало таких случаев.

Эта особенность – одна из важнейших в процессе так называемого оземления. Плотная материя и низкий уровень ее состояния замедляют рост сознания земного человечества и порождают явление майи, иллюзии, скрывающей реальность мира. Преодолеть майю в земных условиях крайне трудно, для этого требуется достаточно высокий уровень сознания. Среди высоких духов, приходящих на Землю, далеко не все избегали процесса оземления, и лишь единицы в предопределенном им творчестве смогли выполнить свою миссию, не допуская в этот процесс эманаций плотной материи. В них жило двоемирие – земное и неземное сочетались в той необходимой гармонии, которая требовалась для земного существования и реализации космической миссии. Елене Ивановне удалось добиться такого состояния. Внешне она была человеком плотной земной материи, внутренне принадлежала космической материи высокого энергетического напряжения. И, наконец, третья особенность плотной земной материи – неверное понимание информации из высоких космических источников, а временами и полная невозможность этого понимания. Нам известно, как неправильно было понято первое историческое мышление – мифологическое, особенно в космогонической его части. Мы знаем, как христианские иерархи исказили слова Христа, приписывая ему собственные мысли и не стремясь понять мысли Великого Учителя, несущего на Землю космическую информацию. Отсутствие у церковных иерархов достаточно развитого космического сознания приводило к тому, что при осмыслении слов Христа они применяли земные подходы, не учитывая существования такого явления, как космическое сознание. Это привело к значительному расхождению Учения с деятельностью христианской церкви. Всем известны религиозные войны, инициированные различными конфессиями, крестовые походы, организованные церковью, наконец, позор христианства – церковная инквизиция, топившая веру человека в крови, уничтожавшая ее в пытках и гноившая в бесчеловечных тюрьмах. Нечего даже говорить, что учение Христа ко всему этому отношения не имело.

Выполняя важнейшую эволюционную миссию передачи на Землю очередного учения о космической эволюции, Елена Ивановна избежала неверных подходов к идеям информации, которую она получала от Учителей, и в реальности оказалась надежным мостом между космическими мирами высшей, тонкой, материи и низшей, плотной. Неся в себе миссию помощи Высшего низшему в космической эволюции человечеству, она стала не только инструментом в процессе космической эволюции, но и ее важнейшим творцом на планете Земля в конце второго тысячелетия от Рождества Христова.

Именно с этой точки зрения мы и должны рассматривать уникальное творчество Елены Ивановны Рерих на Земле во имя космической эволюции человечества.

Начнем с определения ее как Ведущей. Полагаю, всем известна картина Н.К. Рериха «Ведущая». Она символична, и мы можем отнести ее к сути женского начала. Но стоит вспомнить, что эта картина была посвящена Елене Ивановне. Она была ведущей в своей семье – жена и мать, друг и сотрудник своего великого мужа и главный водитель для своих сыновей. Вся семья держалась ее человеческим творчеством, интеллектом и сердцем.

Вместе с этим она являлась крупнейшим мыслителем на планете Земля, выполняла важнейшую космическую миссию, изменявшую сознание человечества. По отношению к ней Космический Иерарх, ее Учитель, применил метод работы, который еще не применялся в творчестве космической эволюции на Земле. В течение 35 лет он передавал человечеству через Елену Ивановну знания, которые были объединены в философскую систему Космической Реальности. Непосредственный и регулярный контакт Елены Ивановны с Учителем дал редчайший результат – полное понимание глубины передаваемого материала принимающим его. Высокая духовность Елены Ивановны, информация, принимаемая ее мудростью и расширенным сознанием, позволили ей самой избежать оземления в этом процессе и дать эту информацию в ее чистом космическом звучании.

Этому также способствовал проведенный Космическими Иерархами эксперимент по повышению ее энергетики до уровня огненной. Этот успешно прошедший эксперимент имел двойную цель. С одной стороны, на Земле появился человек, принимающий космическую информацию глубоко и точно, без всяких искажений и извращений. С другой – это был наглядный эволюционный пример того, какого высокого уровня в своем развитии может достигнуть человек на Земле. В свое время подобный пример был показан человечеству Великим Учителем Христом во время его преображения на горе Фавор.

Главный результат этого эксперимента был связан с возможностью Елены Ивановны принять участие в космическом творчестве. И это не общие слова. Ее Учитель говорил о том, что именно Елена Ивановна соберет новый, шестой вид человечества. Это будет человек духовный. Процесс собирания шестой расы Еленой Ивановной был понят многими не совсем правильно. И это отразилось и на рериховском движении. Многие считали, что Елена Ивановна должна была выбрать из нашего, пятого вида представителей для шестого. На самом деле все оказалось сложней и интересней. Участвуя в космическом творчестве, Елена Ивановна подготовила появление людей шестого вида человечества. Они стали появляться среди нас еще с конца 40-х годов XX века, никем не замеченные и не признанные, пока не началось их массовое появление в конце второго – начале третьего тысячелетия.

Их явление стало энергетическим импульсом для дальнейшего продвижения на Земле космической эволюции.

Участие Елены Ивановны в Центрально-Азиатской экспедиции было важнейшим для тех эволюционных задач, которые выполнялись Рерихами. В Гималайском районе Индии, в долине Кулу, где жили Рерихи, ими был создан Институт Гималайских исследований. Это было место зарождения науки, в которой использовалась новая система познания, сформированная в философии Живой Этики. И в новой науке, и в Живой Этике роль Елены Ивановны была ведущей. Приходится только удивляться ее научным знаниям, ее научному мышлению и пониманию основных проблем современной науки. Она мечтала о Городе Знания на нашей планете, но так и не дожила до реализации своей мечты. Будущее покажет, что мечта эта не была пустой.

В результате бесед с Учителем Елена Ивановна, систематизируя полученную информацию, создала серию книг Живой Этики – философии Космической Реальности.

За свою жизнь она написала многие тысячи писем с объяснениями положений Живой Этики. Практически она сформировала из этих писем ценнейший и уникальный источник, необходимый каждому изучающему философию Космической Реальности. МЦР издал девять томов этих писем, и сейчас готовится десятый том – тематический указатель к Полному собранию ее писем. Ни одно предыдущее Учение не имело такого источника; если бы Елена Ивановна оставила нам только этот источник космического знания, то мы уже должны были бы считать ее великим мыслителем нашей планеты, но она сделала и много другого, что облегчает Земле переход на новый эволюционный виток.

Лишь близкие люди знали цену титанического труда, который был осуществлен в течение недлинной ее жизни. Будучи человеком иного мира, неся в себе энергетику высокой вибрации, она испытывала огромные трудности в своем земном существовании. В одном из писем она писала: «Мне трудно среди людей» [1, с. 272]. И это была истинная правда. Разница в энергетике и сознании заставляла ее страдать и физически, и морально. Она работала во имя людей, во имя их будущего. Но те, во имя которых она совершала свой титанический подвиг, не обладали нужным сознанием, чтобы понять творимое ею. Земные люди еще не имели представления ни о космическом сознании, ни о космическом сотрудничестве. Но таков удел творцов космической эволюции – трудясь среди низшего, они опережают время, показывая людям ценой своего здоровья и многих лишений их будущее. Такими творцами руководит огромная любовь к тем, кто еще находится на низшей ступени эволюции и не понимает этого. Безответная любовь, в какой бы форме она ни проявлялась, всегда ранит душу и сердце творцов космической эволюции, несмотря на их высокое сознание и высокую духовность. А возможно, именно поэтому. До самого последнего дня Елена Ивановна продолжала трудиться во имя будущего, во имя тех, кому невежество и тьма заслоняли свет и красоту Космической Реальности.

Через историю человечества проходили Великие Учителя и великие подвижники. Они отделены от нас веками, а иногда и тысячелетиями. И чем больше проходит времени, тем выше наше почитание. Нашим современникам, в самом широком смысле этого слова, выпала историческая честь: Великий Учитель и Великий подвижник оказались совсем рядом с нами, мы можем соприкоснуться с их мыслями, увидеть воочию их рукописи, прочесть их письма, увидеть реальные результаты их творчества и труда, узнать об их жизни от тех, кому посчастливилось общаться и сотрудничать с ними. Но сознание большинства наших современников оказалось таким, что они не поняли и не заметили великой исторической личности, призванной изменить сознание и мышление человечества планеты Земля, личности, которая носила имя Елена Ивановна Рерих. Слепые, не заметившие ее, когда-нибудь проснутся и откроют глаза, если не они, так их ближайшие потомки. Хуже те, кто заметил, но оказался не в силах понять, что она собой представляет и сколь высока ее эволюционно-историческая роль, и в раздражении собственного непонимания нападает на нее, клевещет и извращает ее громадную роль в истории человечества планеты Земля.

Возможно, именно для них я хотела еще раз повторить, что Елена Ивановна Рерих, вместе с самыми близкими своими сотрудниками – Н.К. Рерихом, Ю.Н. Рерихом и С.Н. Рерихом, – сделала для всех нас. Да поймут! А не поймут, пусть останутся нашим бессилием и позором и присоединятся к тем толпам невежества и тьмы, которых набралось так много за века и тысячелетия земного человечества.

Еще раз отмечая значение и роль Елены Ивановны в космической эволюции человечества, я должна сказать, что этот список ее деяний будет неполон. Будущее его пополнит не одним открытием. Согласно законам и закономерностям космической эволюции человечества, Елена Ивановна в творческом сотрудничестве с космическими силами подготовила Духовную революцию, которая началась в России на рубеже XIX–XX веков, и заложила основы нового космического сознания. Все вышеупомянутое теснейшим образом связано с подготовкой на планете Земля Новой эпохи и нового вида человечества – человека духовного. Ни XX, ни XXI век не имели и не имеют другого такого подвижника, такого творца космической эволюции, такой Великой личности, как Елена Ивановна. И нам всем надо об этом помнить.

...Я вижу, и не один раз, стоящее на высоком берегу широкой реки грандиозное здание – Научный институт космического мышления. А перед ним высокая фигура из белого мрамора – скульптура Елены Ивановны Рерих. Я уверена, что это сбудется. Трудно сказать когда. Но это уже неважно, ибо Елена Ивановна, великая подвижница космического плана, выполнила в этом тяжелом и плотном мире свою космическую миссию, которая должна быть по достоинству оценена благодарным человечеством.

Литература

1. Рерих Е.И. Письмо З.Г. и Д. Фосдикам от 12 октября 1949 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М.: МЦР, 2008.

Публикуется по: 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих.
Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009.
М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2010


https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7314

veduschaya2.jpg
veduschaya2.jpg (120.24 KiB) 2828 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2022, 13:30

Портреты Елены Ивановны Рерих

https://www.youtube.com/watch?v=z5ycZJaelrU

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 фев 2022, 15:46

Елена Ивановна Рерих фото.jpg
Елена Ивановна Рерих фото.jpg (61.69 KiB) 2781 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 24 фев 2022, 09:06

Так оригинально представил фото Елены Ивановны Центр "Извара-24".

Е.И. Рерих на фоне картины.jpg
Е.И. Рерих на фоне картины.jpg (106.93 KiB) 2753 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 27 фев 2022, 08:56

Онлайн-экскурсия «Живописные образы Елены Ивановны Рерих в постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха»

Международный Центр Рерихов продолжает цикл онлайн-экскурсий по виртуальной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха, организованный и проводимый Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы.
28 февраля 2022 года в 16:00 (московское время) состоится онлайн-экскурсия «Живописные образы Елены Ивановны Рерих в постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха».
Образ «другини, спутницы, вдохновительницы», как писал о своей супруге Николай Константинович, представлен в большинстве залов виртуальной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха. Поэтому участникам онлайн-экскурсии будет предоставлена возможность совершить путешествие практически по всему Музею. Маршрут пройдет от работ Николая Рериха, связанных непосредственно с образом Елены Ивановны, до ее портрета, созданного младшим сыном Святославом.
Онлайн-экскурсию проведет Эдуард Русланович Крамп, научный сотрудник отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Онлайн-трансляция на YouTube-канале Международного Центра Рерихов:
https://youtu.be/DrB4EvPgsqk

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7328

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 06 окт 2022, 07:49

День памяти Елены Ивановны Рерих


5 октября 2022 года исполняется 67 лет со дня ухода Елены Ивановны Рерих (12.02.1879 – 05.10.1955), выдающегося философа, ученого, мыслителя, создателя философской системы Живой Этики.

В этот памятный день предлагаем вашему вниманию очерк Николая Константиновича Рериха, посвященный Елене Ивановне, и небольшую статью академика Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015), ученого-индолога, историка, путешественника, писателя, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Н.К. Рерих

Лада

Лада – древнерусское слово. Сколько в нем лада, вдохновения и силы! И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали ее. Когда Серов работал над ее портретом, он уверял, что основою ее сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сестрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть ее собственные основные черты. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все это готова Елена Ивановна. Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются. На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера.

И живет Елена Ивановна в постоянной неустанной работе, так – с утра и до вечера. Поболеет немного, но быстро духом преодолевает тело, и опять уже можно слышать, как бодро и быстро стучит ее пишущая машина. Сейчас друзья хотят издать письма Елены Ивановны. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.

Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются ее помощью, прилетающей на крыльях аэропланов. Она всегда спешит с помощью. Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. Даже из друзей многие не знают, что Еленою Ивановной написан ряд книг. Не под своим именем. Она не любит сказать, хотя бы косвенно, о себе. Анонимно она не пишет, но у нее пять псевдонимов. Есть и русские, и западные, и восточные. Странно бывает читать ссылки на ее книги. Люди не знают, о ком говорят. По мысли Е. И. возникают женские единения. Особая прелесть в том, что многое возникает, даже не зная истинного источника. Велика радость – давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса. Лада прекрасное древнерусское имя.

1938 г.

Л.В. Шапошникова


Он называл ее: «Другиня моя»

И высшая реальность,
и любовь, и истинное искусство, –
все это объединилось в феномене
«Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи».

«Единых тайн двугласные уста» – прекрасная строчка стихотворения выдающегося поэта Вячеслава Иванова, посвященного жене, может быть целиком отнесена к супружеской чете Рерихов. Многие из нас знают прежде всего Николая Константиновича Рериха как великого и уникального художника. Елена Ивановна Рерих известна много меньше.

Летом 1899 года Николай Рерих, приехав на раскопки в имение князя П.А. Путятина в Бологом, знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых, – человеком неординарным и близким ему по духу. Общность устремлений и симпатия быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они прошли рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга.

Елена Ивановна была человеком необычным. Ее духовный опыт может быть понятен не всем, и тем не менее ее жизнь и восприятие мира интересны многим.

Та, которая осветила Путь великого художника, родилась в Петербурге и рано познала тот мир, где Прошлое, Настоящее и Будущее существовали одновременно. Нездешний мир, нереальный и в то же время реальный, приходил к ней обычно во сне. Потом как-бы отрывался от этого сна и становился явью, похожей на видение. И ей порой казалось, что она и в то же время не она когда-то проделала долгий путь через века и страны, память о которых, разбуженная кем-то таинственным и неощутимым, теперь оживала в ней. Вот высокая фигура человека в белом возникает на фоне цветущей яблони в утреннем саду, потом постепенно размывается, как бы растворяясь в воздухе. И откуда-то из самых глубин ее существа поднимается воспоминание, что где-то далеко живет Учитель Света.

Однажды, когда девочка болела, она увидела двух людей, смуглолицых, в тюрбанах. Они присели на ее кровать, и один из них тянул из ее сердца серебряную нить, а другой наматывал ее на клубок.

Когда она уже была женой художника и матерью двух сыновей, появился тот Светлый Мальчик, который вновь напомнил ей об Учителе Света. «...Комната начала наполняться, – записала она, – голубоватым, как бы ярким лунным светом. Все предметы, стоявшие за плотной зеркальной ширмой, стали видимы, причем сама ширма, оставаясь плотной, приобрела прозрачность. От окна, находившегося на противоположной стене и на значительном расстоянии от моей постели, отделилась тонкая и светлая фигура Прекрасного Мальчика, лет 9-ти, в мягко светящемся белом одеянии с голубыми тенями в складках; большой широкий сегмент круга тончайшего радужного Света сиял над ним. Мальчик, как бы скользя по воздуху вдоль стены, приближался ко мне. <...> Совершенно поражающи были Его глаза, огромные, глубокие в своей темной синеве и пристально смотревшие на меня. <...> Когда мальчик придвинулся к моему изголовью и слегка склонился, чтобы лучше заглянуть мне в глаза, чувство нараставшей близости и любви перешло в экстаз острого сознания, что Мое горе – Его горе и Моя радость – Его радость, и волна всеобъемлющей любви к Нему и всему сущему залила мое существо. Блеснула мысль, что подобное состояние не может быть вмещено на земле, следовательно, это переход в иное существование. <...> Сколько времени продолжалось такое состояние, невозможно определить. Когда оно стало утихать, я открыла глаза, но уже все исчезло, и комната была погружена почти в абсолютную тьму, за исключением небольшой щели между занавесями окна».

Это записи Елены Ивановны Рерих, жены и сподвижницы великого художника. Оба они, каждый по-своему, открывали нам высочайшую реальность.

Он рисовал каждый день, становясь с раннего утра за мольберт. Семь тысяч его картин не были просто мифом о нем. На своих полотнах художник сотворил и увековечил мир особенный и удивительный, в котором жили высокая Красота и Тайна. Этот загадочный мир стал являться в его творениях еще в Сиккиме, небольшом горном королевстве, затерянном в дебрях Восточных Гималаев. Затем рос и развивался во время Центрально-Азиатской экспедиции, становясь все одухотворенней и как бы прозрачней. Это был мир гор, древних, как сама планета. Они поднимались над землей снежными гигантами. Облака и жемчужные туманы плыли по их разломам, скалам и гребням, меняли их очертания и придавали им странную, невесомую хрупкость. Солнце проливало на них рассветные и закатные краски, и они зажигались то пурпуром, то золотом, сигналили кому-то неведомому зелеными призрачными лучами, вспыхивали целой гаммой нездешних оттенков, блистали холодным огнем сказочных северных сияний. Горы становились то прозрачными, как кристаллы, то гасли, наливаясь земной, неподвижной тяжестью. Ночами над ними вспыхивали яркие, колкие звезды и звездный свет сверкающими пылинками оседал на припущенных темнотой снегах. Созвездия меняли свои очертания, и на небе возникали загадочные узоры и знаки. Вершины гор, устремленные вверх, казалось, выходили за границы планеты и становились частью того, еще неведомого, что определялось словом «Космос».

Мир людей на полотнах существовал где-то между этим бесконечным пространством и плоскостью, в которую упирались, вырастая из нее, тяжелые массивы горных подошв. Люди возводили монолитные башни, массивные крепости и монастыри, похожие на города. Они врубались в каменные склоны гор, ища у них защиты и покровительства. Они стремились стать частью этих гор, подражали им в чем-то, стараясь не нарушить их гармонию. Между космосом высочайших снежных вершин и людьми существовали какие-то незримые связи.

«В собственном и точном смысле слова иконными художниками могут быть только святые, и может быть, большая часть святых художествовала в этом смысле, направляя своим духовным опытом руки иконописцев, достаточно опытных технически, чтобы воплотить небесные видения, и достаточно воспитанных, чтобы быть чуткими к внушениям благодатного наставника». Так писал П.А.Флоренский в своей работе «Иконостас». Более всего эти слова относятся к Николаю Константиновичу Рериху. Будучи сам Высокой сущностью, он был не только чуток к «внушениям благодатного наставника», роль которого играла Елена Ивановна, но и был как бы ее сотворцом в путешествии к нездешним мирам. Поэтому он не только точно переносил на полотно, увиденное женой, но и передавал тот дух, запечатлевал ту тонкую энергетику, с которыми взаимодействовал и сам. В силу своей интуиции и особенностей внутренней структуры он глубоко и точно представлял себе то пространство, в которое вели его предутренние сны и собственные видения. Оставляя справедливо за Еленой Ивановной роль ведущей, он всегда отмечал, что каждая его картина, каждое его полотно должно нести два имени: одно мужское, одно женское.

Сама же Елена Ивановна, как никто другой, умела проникать в суть искусства и точно оценивать его и с точки зрения художественной, и с точки зрения философской.

«...Каждое произведение Н.К. (Николая Константиновича. – Л.Ш.), – писала она в одном из своих писем, – поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, и эта гармоничность и дает основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, все так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Произведения Н.К. дороги мне и красотою мысли, выраженной им в таких величественных, но простых и порой глубоко трогательных образах.

Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остается именно неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та легкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нем, и редко когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Истинно, наблюдая за процессом этого творчества, не знаешь, чему больше удивляться – красоте ли произведения или же виртуозности выполнения его».

В этом письме Елена Ивановна скромно называет себя свидетелем творчества Николая Константиновича. В этом есть и какая-то доля правды, ибо каждый из них был свидетелем другого. Поэтому их совместное творчество и оказалось высочайшим образцом духовного и образного проникновения в глубины энергетических процессов космической эволюции человека.

Примером удивительной скромности являлась Елена Ивановна. Ее высокий дух не принимал ни самости, ни возвеличивания, ни власти ради власти. Она была образцом Иерархической самоотверженности. В одном из писем к своему другу она пишет: «...позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем. <...> Я люблю простоту во всем, и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания».

Она действительно была в своей семье Ведущей в полном смысле этого слова. Многие знают прекрасную картину Н.К.Рериха с таким же названием, которая была посвящена Елене Ивановне. По крутым скалам женщина ведет мужчину вверх.

Источник: Чистая линия. 1997. № 6. С. 14–17


Материалы по теме:


Рерих Елена Ивановна (1879–1955)

Основные даты жизни и деятельности

М.А. Иванов. Родословная Елены Ивановны Рерих

Библиография

Из философского наследия Е.И.Рерих

Е.И. Рерих о России (выдержки из писем)

Е.И. Рерих. Огонь неопаляющий

Ж. Сент-Илер. Криптограммы Востока

Эволюционные действия Рерихов

2009 год – Международная научно-общественная конференция «130 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих» (8–11 октября)

Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих

Фильм «Зов Космической эволюции»

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7502

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 12 фев 2023, 13:01

144 года со дня рождения Елены Ивановны Рерих

12 февраля исполняется 144 года со дня рождения Елены Ивановны Рерих (12.02.1879–05.10.1955), выдающегося философа, ученого, мыслителя. Сотрудничая с Учителями Востока, Елена Ивановна принимала участие в создании уникальной философской системы Живой Этики, которая содержит в себе новую систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого являются Земля и человечество.

Впервые книги Живой Этики были изданы на русском языке в 1924–1937 годах в Париже и Риге и уже при жизни Е.И. Рерих переводились и публиковались на разных европейских языках.

Говоря о литературно-философских трудах Е.И. Рерих, необходимо сказать о других работах, вышедших из-под ее пера. В 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сент-Илер был издан ее труд «Криптограммы Востока», имевший тот же самый источник, что и книги Живой Этики. В нем повествовалось о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Акбара Великого, Сергия Радонежского.

Образу Преподобного Сергия, Хранителя и Заступника земли русской, Елена Ивановна Рерих посвятила отдельную работу, в которой прекрасное знание истории соединилось с глубокой и трепетной любовью к подвижнику. Этот очерк, написанный под псевдонимом Н.Яровская, вышел в Риге в 1934 году в сборнике «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».

Елена Ивановна Рерих была превосходным переводчиком. В 1925 году в Нью-Йорке под псевдонимом Искандер Ханум вышел ее перевод избранных писем Мыслителей Востока к деятелям теософского движения – книга «Чаша Востока. Письма Махатмы». В 1931–1933 годах глубокое знание философии позволило Е.И.Рерих перевести на русский язык «Тайную Доктрину», фундаментальный труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской. Этот перевод увидел свет в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рерихов.

Елена Ивановна – единственная женщина, которая прошла весь труднейший маршрут грандиозной экспедиции, организованной Н.К.Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии (1924–1928). По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселились в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях (Индия). Здесь они основали Институт Гималайских исследований «Урусвати». Е.И.Рерих стала президентом-основателем этого уникального научного учреждения и принимала самое деятельное участие в организации его работы

Она была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович и сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили Елену Ивановну. Необыкновенно красивая и утонченная, она воплотила в себе лучшие черты русской женщины: достоинство, доброту, милосердие, самоотверженность.

Огромное эпистолярное наследие Елены Ивановны Рерих составляет значительную часть ее трудов и является уникальным комментарием к книгам Живой Этики, освещающим важнейшие вопросы бытия и космической эволюции человечества. В то же время это ценные исторические документы, отражающие важнейшие этапы жизни и деятельности семьи Рерихов.

В 1946 году после окончания Второй мировой войны возобновил свою деятельность нью-йоркский Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира, в работе которого Е.И. Рерих принимала активное участие.

Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию, чтобы потрудиться во благо ее. «Я верю в нашу Родину, – писала она, – и не только верю, но знаю, что труден предстоящий подвиг, но радостно сознавать, что можем посеять семена, которые дадут богатейший урожай». Ни ее героическое космическое творчество, ни земные заботы не смогли заглушить память о Родине.

«Я должна вернуться в Россию», – повторяла Елена Ивановна. Ее обращения, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!», – повторила она уже перед своим уходом. Ее героический жизненный путь подходили к концу. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Академик Л.В. Шапошникова, генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве, доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, писала о Елене Ивановне: «Мы многому учимся у великой русской женщины, так щедро обогатившей мировую культуру и, в частности, мировую философию. Среди этого многого любовь к Родине, к своему многострадальному народу поистине составляет непреходящее богатство ее высокой Души. И приобщиться к этому духовному богатству, научиться любить свое Отечество, как любила она, и ценить свой народ, как ценила она, – великая удача, которую подарила нам судьба. И в теперешней ситуации, которую проходит Россия, возможно, такая любовь и такое радение о своем народе являются для нас самым главным».

«Великий Облик» – так назвал один из своих очерков Николай Константинович Рерих. Этот очерк он посвятил своей жене Елене Ивановне Рерих, другине и верной спутнице жизни, свидетельствуя и утверждая ее особую роль в формировании новой ступени познания, сужденной человечеству.

12 февраля 2023 года, в день рождения Елены Ивановны Рерих, Международный Центр Рерихов проводит в онлайн-формате Круглый стол «Образ преподобного Сергия Радонежского в творчестве Е.И. Рерих».

Н.К. Рерих

ВЕЛИКИЙ ОБЛИК

Когда великие облики доходят до нас из глубокой древности, они воспринимаются как-то особенно легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко убедительными. За завесою времени – все возможно. Писатели и художники всех веков будут посвящать этим далеким обликам свои лучшие вдохновения. Целые поколения будут вдохновительно водимы этими далекими героями и героинями. Никто им не завидует, никто не думает о том, как достигались эти подвиги – остаются лишь памятные вехи человеческого восхождения.

Не так-то бывает в близком прошлом, уже не говоря о настоящем. Возьмите описание недавно прошедших больших людей. Сколько в них будет отмечено ненужного, нехарактерного, которое лишь покажет, что окончательная сущность их бытия еще не взвешена и не оценена. Непременно будут вводимы самые сомнительные, самые малодоказанные подробности, из которых будут сделаны, если не вполне отрицательные, то по возможности умаляющие выводы.

В веках, конечно, весы прошлого уравновесятся. Народный суд уберет многое, что сорило глаза ближайших зрителей. Суду веков ведь не нужно непременно умалять. Даже на расстоянии каких-то ста лет мы видим, что очень многое самосильно приходит в равновесие. Еще не истлели печатные листы, на которых большие личности были засоряемы и оплеваны. Не только в памяти дедов, но воочию можно видеть, насколько жестоко и несправедливо издевались люди над теми явлениями, которыми уже через неполное столетие их же страна, да и весь мир справедливо гордится.

Не будем называть тех писателей, поэтов, ученых, общественных деятелей и вождей, имена которых и весь их облик преобразились в общественном понимании за самое короткое время. У каждого имеется в запасе множество таких примеров. Современные нам люди называют невежественных оценщиков самыми тяжкими именами, но подчас сами же они недалеки от таких же деяний. Не раз указывалось, что словари и энциклопедии в каждом своем издании должны менять свои оценки. Можно бы назвать ряд великих имен, которые в оценках энциклопедий от шарлатанов и смутьянов дошли до самых почетных отзывов. Такие метаморфозы можно наблюдать даже в течение одного поколения. Разве это не замечательно для истории человеческого мышления?

Трудно сказать, по каким причинам происходит это несомненное явление. По злобе ли, по зависти, по невежеству или по какой-то непростительной тупости и лености? Кто-то даже выдумал престранную пословицу: «Брань на вороту не виснет». Думается, что выдумал это странное речение, наверное, какой-то ругатель, чем и хотел как бы оправдать свои особенности.

Иногда доходит до таких нелепостей, что каждая попытка дать доброжелательное суждение, хотя бы и обоснованное, уже является чем-то несовременным и недопустимым. В то же время всякая, хотя бы клеветническая критика и извращения будут заслушаны спокойно и даже с внутренним одобрением.

Между тем сколько прекрасных, истинно великих обликов проходят в поучение человечеству вовсе не в каких-то седых веках, но тут, совсем близко. Казалось бы, эти облики своею осязаемостью и реальностью должны бы еще более воодушевлять многих. Но это случается так редко.

И не только в каких-то официальных представительных должностях, но в скрытой жизни сияют незабываемые вдохновляющие облики. И лишь немногие понимают все их глубокое значение для человечества. Когда-то и как-то и эти весы справедливости придут в равновесие, но все же странно, что люди сравнительно так мало пользуются тем, что уже им предоставлено, щедро дано и могло бы быть широко использовано.

Проходят прекрасные женские и мужские облики – истинные создатели культуры и, казалось бы, ценно их знать уже теперь же, без непостижимого и ненужного откладывания в архивы и скрыни для нарастания в народном воображении.

Вот в жизни проходит замечательный великий женский облик. От малых лет девочка тайком уносит к себе тяжелое, огромное издание Библии. Склонясь под тяжестью непомерной ноши, она украдкою от больших уносит к себе сокровище, чтобы смотреть картины и, научась самоучкою, – уже читать заветы. Из тех же отцовских шкафов не по времени рано уносятся философские сочинения, и среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого сильного духа. И весь дом, и вся семья – все строится по тем же благодатным началам. Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством. Накопленное знание и стремление к совершенству дает непобедимое решение задач, ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения и физические, и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою – и все на пользу человечества. Ведется обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды и все это в удивительной неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верою, которая уже делается прямым чувствознанием. А ведь для такого знания нужны были удивительные накопления. Такую неустанно трудовую жизнь в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве нужно иметь перед собою всей молодежи. Когда известны все трудности, среди которых протекает такая вдохновенная работа, тогда особенно ценно знать об этих неустанных продвижениях. Ведь часто кто-то думает, что нечто уже непобедимо, что добром зла не перешибешь. Вот до каких заблуждений иногда доходит смущение человеческое. Но тут-то и важны действительно жизненные примеры. Можно радоваться, когда такие примеры имеются и ободряют всех начинающих строителей жизни.

Лишь бы знать все это. Лишь бы вместо сомнений, отрицаний и отступлений идти вдохновенно в труде ободряющем. Кто-то удаленный и заброшенный, как он о себе, думает, может узнавать, как через все препятствия, через все препоны тьмы тут же, недалеко от него, была проносима чаша нерасплесканная. Сколько новых сил, а вместе с ними и новых возможностей притечет. Сколько темного ночного бездумья сменится мыслями о творчестве, о строительстве, которое возможно во всех фазах жизни.

Разве непременно нужно быть сожженной, подобно Жанне д'Арк, разве непременно нужны эшафоты там, где ценно именно движущее, ведущее слово и пример труда? Рано или поздно человечеству все-таки придется отучиться от всего задерживающего, мешающего и огрубляющего. Тот, кто сумеет найти наибольшее количество добрых знаков, тот выполнит наиблагороднейший марафон. Истинный марафон не в стоянии на одной ноге, но именно в нахождении наибольшего количества добрых строительных знаков. В этих знаках будет найден и тот настоящий мир, о котором неустанно молятся во всех церквах.

Для собирания этого истинного мира нужно много бережливости, заботливости и доброжелательства. Неужели твердить о доброжелательстве будет лишь чем-то отвлеченным и неприложимым? Неужели же какие-то дико-звериные сердца все-таки восстанут против каждого строительного благожелательства? Не может этого быть. В каждом живущем, в сердце должен же быть какой-то общечеловеческий, добрый подход. В подходе добром различатся и великие добрые облики и оценятся дела по справедливости.

2 Июня 1935 г.
Цаган Куре

«Нерушимое»

Материалы по теме:

Рерих Елена Ивановна (1879–1955)

Основные даты жизни и деятельности

Рерих Елена Ивановна / «Московская энциклопедия». Том 1. Лица Москвы. Книга 3. 2010

Рерих Елена Ивановна / Словарь «Русская философия». 1999

Рерих Елена Ивановна / «Краткий философский словарь». 2004

М.А. Иванов. Родословная Елены Ивановны Рерих

Библиография

Е.И. Рерих. Огонь неопаляющий

Ж. Сент-Илер. Криптограммы Востока

Н. Яровская (Е.И. Рерих). Преподобный Сергий Радонежский

Эволюционные действия Рерихов

2009 год – Международная научно-общественная конференция «130 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих» (8–11 октября)

Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих

Л.В. Шапошникова. Творец космической эволюции

Л.В. Шапошникова. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих

Л.В. Шапошникова. Мысли Елены Ивановны Рерих о России

Л.В. Шапошникова. «Позвольте мне сойти с пьедестала…»: Пять писем Е.И. Рерих

Л.В. Шапошникова. Земные творцы космической эволюции. Выступление на вечере, посвященном Е.И. Рерих, в МЦР 12 февраля 2007 года

Т.О. Книжник. Личный вклад Е.И. Рерих в движение Знамени Мира

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7637

Место встречи Е.И. Шапошниковой и Н.К. Рериха.jpg
Место встречи Е.И. Шапошниковой и Н.К. Рериха.jpg (158.73 KiB) 2478 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 фев 2023, 09:00

Родословная Е.И. Рерих

https://icr.su/rus/family/hir/rodoslov/index.php

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О Елене Ивановне Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 17 фев 2023, 09:41

Из писем Е.И. Рерих.
О России. О Новой Эпохе

https://www.roerichs.com/iz-pisem-e-i-r ... voj-epohe/


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей