Борис Николаевич Абрамов и "Грани Агни-Йоги"

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 5753
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Борис Николаевич Абрамов и "Грани Агни-Йоги"

Сообщение Надежда Лебедева » 13 авг 2019, 09:27

Седьмые Кузбасские чтения памяти Бориса Николаевича Абрамова в Новокузнецке

3–4 августа 2019 года в Сибирском государственном индустриальном университете и Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С.Лихачёва г. Новокузнецка состоялись VII Кузбасские чтения памяти Бориса Николаевича Абрамова – выдающегося деятеля отечественной духовной культуры, философа, художника, поэта, музыканта; ученика Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, посвятившего свою жизнь утверждению нового космического миропонимания на основах Живой Этики.

Борис Николаевич нес в мир «оповещение о грядущей ступени эволюции сознания» и, «являя собою форму этого нового сознания», стал для людей живым примером того, «чем должны стать они и вся жизнь во вновь идущей Эпохе» (Грани Агни Йоги. Т.4. §270). Он пролагал путь по нехоженой целине, и в этом заслуга его перед человечеством.

Записи Б.Н.Абрамова – серия книг «Грани Агни Йоги» – стали значительной страницей в истории формирования философии космической реальности и, по замечанию академика Л.В.Шапошниковой, «важнейшим комментарием к Учению [Живой Этики]».

Организаторами чтений выступили: Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Международный Центр Рерихов, Координационный Совет Рериховских организаций Кузбасса, Новокузнецкое городское Рериховское общество при поддержке Сибирского государственного индустриального университета.

Информационная поддержка: газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», сайты Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Международного Центра Рерихов, Координационного Совета Рериховских организаций Кузбасса.

Чтения носили международный характер. В их работе приняли участие представители культурной и научной общественности из Австрии, Германии, России и Узбекистана. В зале присутствовали свыше пятидесяти представителей из четырнадцати городов: Москвы, Перми, Абакана, Новосибирска, Бердска, Омска, Томска, Кемерово, Новокузнецка, Прокопьевска, Березовского, Мариинска, Белово, Мысков. Зарубежные докладчики принимали в чтениях заочное участие.

Первый день чтений, 3 августа, прошел в Сибирском государственном индустриальном университете. Приветствуя собравшихся, член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, председатель Новокузнецкого городского Рериховского общества, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С.Лихачёва Елена Станиславовна Кулакова напомнила, что Кузбасские чтения памяти Б.Н.Абрамова проходят в Новокузнецке с 2005 года. Они стали выражением сердечной благодарности Создателям Граней Агни Йоги, тому, кто вел самоотверженную запись этих материалов – Борису Николаевичу Абрамову, и первому их издателю – Борису Андреевичу Данилову.

Елена Станиславовна представила собравшимся новый сборник материалов XIII Международного общественно-научного форума, посвященного 120-летию со дня рождения Б.Н.Абрамова, состоявшегося в Москве и Тульской области в 2017 году, в который также вошли материалы VI Кузбасских чтений памяти Б.Н.Абрамова. Накануне проведения чтений вышел в свет новый номер Кузбасской Рериховской газеты «Свет Утренней Звезды» №1/2 (115) от 2 августа 2019 года и подготовлен диск с видеокомпозицией Л.В.Янковской (Ярославль), посвященной Б.Н.Абрамову.

С приветственным словом перед участниками чтений выступил представитель Сибирского государственного индустриального университета – доктор технических наук, профессор Станислав Матвеевич Кулаков. Он отметил, что чтения памяти Б.Н.Абрамова проходят в университете уже в третий раз и их в полной мере можно отнести к научной практической конференции общероссийского масштаба. В университете ежегодно организуется свыше десяти конференций, но большинство из них технического направления, а гуманитарное направление представлено мало. Потому профессор с радостью приветствовал чтения гуманитарного направления. Он подчеркнул, что значительное внимание в программе чтений уделено осмыслению понятий культуры и цивилизации, космическому мышлению и самосовершенствованию человека, что свидетельствует о приоритетном направлении культуры данного форума.

Приветствие вице-президента Международного Центра Рерихов (МЦР) А.В.Стеценко участникам чтений зачитал заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов А.А.Лебеденко. В нем, в частности, говорилось: «Будучи последователем великого художника и мыслителя-гуманиста Н.К.Рериха и его супруги, известного философа-космиста Е.И.Рерих, Б.Н.Абрамов глубоко воспринял их идеи об основополагающей роли культуры и духовного совершенствования для эволюционного продвижения человечества и сохранения мира на земле. Труды Рерихов и их эволюционные действия определили направленность интересов и деятельности Бориса Николаевича. Учение Живой Этики, созданное Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока, явилось главным импульсом для творчества Б.Н.Абрамова и привело его на стезю духовных философских исканий… Вслед за Рерихами Б.Н.Абрамов внес огромный вклад в формирование нового космического мировоззрения. <…> Своим уникальным духовным опытом Б.Н.Абрамов протянул нить преемственности от Рерихов к началу 1970-х годов, что сформировало условия для дальнейшего проникновения идей русского космизма в социальное поле России. <…> Многолетний опыт МЦР свидетельствует о том, что философские и научные идеи космизма исключительно актуальны как для различных отраслей науки, так и для решения практических задач в области образования, педагогики, организации музейной и библиотечной работы и т.д.

Выражаем уверенность в том, что VII Кузбасские чтения позволят глубоко подойти к исследованию многогранного наследия Б.Н.Абрамова, станут очередным шагом в изучении системы нового космического мировоззрения и привлекут внимание научного сообщества к огромному творческому потенциалу русского космизма.

Желаем участникам чтений творческого вдохновения, плодотворных дискуссий и новых открытий!»

С приветствиями к участникам VII Кузбасских чтений памяти Б.Н.Абрамова обратились: председатель Немецкого Рериховского общества Г.К.Шнайдер, председатель Австрийского общества Рерихов – Национального комитета Пакта Рериха Л.А.Мустафаева-Штробль, руководитель информационно-просветительской группы «Рерихи и Беларусь» Н.П.Германова, председатель Ташкентского Рериховского общества Н.Р.Монасыпова, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры, член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха О.Н.Калинкина и председатель Пермской краевой Рериховской организации Е.В.Рудакова.

Председатель Латвийского Отделения Международного Центра Рерихов Марианна Рудольфовна Озолиня прислала из Риги в адрес чтений видеоприветствие, в котором говорила о необходимости защиты бесценного наследия Рерихов. Марианна Рудольфовна сообщила, что в день рождения Б.Н.Абрамова, 2 августа, в Риге открылась европейская передвижная выставка «Пакт Рериха. Мир через Культуру». Она выразила твердую уверенность в победе сил Света над злом: «Тяжелое время. Но мы не новички, и волю нашу не сломить. Все вместе мы свое поручение выполним: усадьба Лопухиных вернется назад, так как знаем, какой мощи Магнит заложен там. Тьма сгорит от соприкосновения с ним. Наше терпение, наша воля и знание, объединенное в одно огненное устремление к Победе, приведут нас в родное гнездо нашего духовного Фокуса. Придет время, когда мы поднимем Знамя Мира над общественным Музеем Николая Рериха в Усадьбе Лопухиных в Москве!». Марианна Рудольфовна пожелала участникам чтений радости, вдохновенного творчества и проникновенно прочла свои стихи, посвященные Борису Николаевичу Абрамову.

Лейтмотивом чтений стала наполненная духом борьбы и победы видеокомпозиция члена Союза композиторов России, руководителя историко-краеведческого музея «Гордость моя – Ярославия» Л.В.Янковской (Ярославль) «Б.Н.Абрамов: путь Восхождения». Каждая из трех частей ее видеопрограммы, показанной в начале, середине и в конце чтений, раскрывала грани жизни и творчества Бориса Николаевича Абрамова. Вдохновенный пафос, тонкий и глубокий видеоряд в синтезе с выразительным музыкальным сопровождением находили живой отклик в сердцах слушателей.

В докладе кандидата педагогических наук, кандидата философских наук, заместителя руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов Анатолия Андреевича Лебеденко (Москва) «Подвиг Б.Н.Абрамова во имя будущего России» был отмечен значительный вклад Бориса Николаевича в процесс формирования космического мировоззрения. «Многие из нас понимают, что служение во имя будущего России потребовало от Б.Н.Абрамова бесстрашного сердечного даяния, ежедневного напряженного выполнения долга и упорного труда по совершенствованию своей внутренней природы, – отметил в своем выступлении Анатолий Андреевич. – Ведь только чистые энергии устремленного сердца создают естественные, природные вспышки внутреннего огня и соединяют сознание личное с сознанием пространственным, в котором существуют Скрижали светлого будущего. Именно при такой внутренней титанической работе духа, полагает Е.И.Рерих, и возможно касание прекрасных, но и опасных, тончайших энергий ко всему, что преображает жизнь героя духа.

Будущее философии Б.Н.Абрамова – это кладезь неисчерпаемых возможностей для духовной реализации человека. И такое будущее, по мысли Б.Н.Абрамова, ценно не само по себе, а важно состояние сознания человека, сердечно устремленного в пространство предначертанного Родине Светлого Града».

Составитель книг «Грани Агни Йоги», сотрудник Новокузнецкого городского Рериховского общества Неля Николаевна Величко (Новокузнецк) выступила с докладом «“Не проспите часа Моего…”. О процессе ведения Записей Б.Н.Абрамовым». Опираясь на архивные материалы Б.А.Данилова, Неля Николаевна говорила о том, что Борису Николаевичу для ведения Записей нужно было постоянно совершенствоваться. Великое спокойствие, огненное устремление, торжественность были ему необходимы для созвучия с Ведущими – Н.К.Рерихом, Е.И.Рерих и Великим Учителем. Вначале, в 1940-е годы, Записи велись на отдельных листках. Нередко они походили на рисунки, которые потом нужно было расшифровать и переписать в тетрадь, на что требовалось большое количество времени. В последние, 1970-е, годы Записи велись прямо в тетрадь. Записи Б.Н.Абрамова, известные сегодня как серия книг «Грани Агни Йоги», давались для будущего. Их главное значение и смысл в том, что они питают пространство и насыщают светом своим всех, духом созвучных.

Журналист Кузбасской Рериховской газеты «Свет Утренней Звезды» Антонида Павловна Комлева (Новокузнецк) представила участникам чтений доклад «“Узкая тропа, ведущая в жизнь”. О духовном пути Б.Н.Абрамова». Антонида Павловна говорила о трудностях и духовных достижениях Бориса Николаевича, которые можно описать такими словами, как борьба и победа. Он должен был постоянно преодолевать трудности жизни, а значит, вести с ними борьбу. Преодолевая трудности и освобождаясь от них, он становился победителем. «В ученики не берем того, кому нечего приобретать, – говорит Учитель, – ибо победивший, преодолевший имеет перед собой все новые и новые трудности и новые высоты для новых преодолений и новых побед».

Участникам чтений был представлен фрагмент видеозаписи выступления Бориса Андреевича Данилова, составителя и первого издателя серии книг «Грани Агни Йоги», ученика Б.Н.Абрамова, на Первых Кузбасских чтениях памяти Б.Н.Абрамова в Новокузнецке 30 июля 2005 года под названием «Путь Духа». Прозвучал рассказ Бориса Андреевича о встрече его учителя с Николаем Константиновичем Рерихом в Харбине и начале ученичества Бориса Николаевича Абрамова. Борис Андреевич говорил о цели жизни, о духе бессмертном, о нити связующей между учителем и учеником, об ответственности учителя за ученика, о том, что для сотрудничества с силами Света необходимо духовное созвучие, что достигается большими трудами.

С докладом «Значение жизнетворчества Б.Н.Абрамова для эволюции человека» выступила Людмила Алексеевна Тереня, сотрудник Омского Рериховского общества (Омск). Людмила Алексеевна размышляла о высоком примере Б.Н.Абрамова для людей, сумевшего осуществить практику непреложного подражания Высшему, что привело к раскрытию его потенциальных возможностей. Закрепив эту практику Записями, Абрамов проложил для нас путь, по которому каждый человек может и должен пройти для осуществления собственной эволюции через служение общему благу и всему Космосу.

Ряд докладов был посвящен вопросам культуры, ее первостепенному значению в жизни современного общества. «Культура есть путь к Новому Миру» – так назвала свое выступление председатель Международной Ассоциации поддержки Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха «EURASSIM», председатель Немецкого Рериховского общества Галина Константиновна Шнайдер (Германия, Ремшайд), представленного в видеозаписи. Галина Константиновна, опираясь на Грани Агни Йоги, показала взаимовлияние микрокосма человека и макрокосма планеты. В своей деятельности человеку необходимо опираться на этические, нравственные основы, чтобы его микрокосм излучал позитивную энергию. Б.Н.Абрамов, как и Н.К.Рерих, воплощал идеи Живой Этики в собственной жизни. Ему были созвучны слова художника о том, что Культура неотделима от совершенствования как «нашего обязательства по отношению к бытию». В докладе также рассматривалось известное определение Культуры, данное Н.К.Рерихом в очерке «Культура – почитание Света», с точки зрения книг «Грани Агни Йоги».

Тема выступления кандидата социологических наук, председателя Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры, члена Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Ольги Николаевны Калинкиной (Пермь) – «Феномен культуры и цивилизации в Гранях Агни Йоги». Ольга Николаевна сделала краткий обзор научных работ XVIII–XIX веков, в которых рассматривался вопрос взаимодействия культуры и цивилизации. Оказалось, что единого подхода к решению этой проблемы не было. В ХХ веке философия космической реальности принесла совершенно новое понимание данного вопроса. В ней Культура рассматривается как эволюционная основа развития каждого отдельного человека и общества в целом. Е.И.Рерих писала: «Не шаткая цивилизация, подчас забывающая о человечности, но прекрасная Культура, неугасимый светоч на путях восхождения, пусть будет нашим общим достижением». Ей вторит Б.Н.Абрамов в своих Записях: «Сейчас утверждается эпоха Культуры, и под ее знамена призываются все. Встать под знамя Культуры – значит войти в поток эволюции и двигаться с ним. Отстраниться от него будет знаком принадлежности к космическому сору. Из эволюционного потока людского будут выброшены все, кто не пойдет в ногу с жизнью».

Утреннее заседание завершилось ярким и содержательным докладом «О культуре и ее истинном предназначении. По страницам Граней Агни Йоги» кандидата философских наук, профессора Государственной консерватории Узбекистана Татьяны Салиховны Расуловой (Узбекистан, Ташкент), представленном в аудиозаписи. Татьяна Салиховна отметила, что только в ХХ столетии о сокровенном понимании культуры и ее духовном, сакральном предназначении в социуме впервые для широкой аудитории было сказано в Живой Этике, трудах и письмах Н.К. и Е.И.Рерихов, а потом и в Гранях Агни Йоги, записанных их верным учеником, соратником и последователем Б.Н.Абрамовым. Именно в этих трудах, в философских размышлениях о духовной культуре удалось поднять планку осмысления этого феномена человеческой деятельности на небывалую дотоле высоту. Тем самым было поднято Знамя Мира во имя Культуры и Духовной эволюции всего человечества, всего человеческого общества в целом, невзирая на этническую и конфессиональную принадлежность.

На вечернем заседании чтений прозвучали выступления, освещающие вопросы метанаучного познания, проблемы этики, совершенствования.

С докладом «Психическая энергия – основа здоровья человека» выступила Галина Анатольевна Яковлева, кандидат медицинских наук, сотрудник Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры (Пермь). Галина Анатольевна провела параллели между Записями Б.Н.Абрамова, где говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии природы и человека, и научными исследованиями российских ученых – А.Л.Чижевского, обнаружившего влияние активности Солнца на живые организмы, академика В.М.Бехтерева, который писал о единстве космической и нервно-психической энергии, А.Е.Акимова и Г.И.Шипова, разработавших теорию физического вакуума, профессора А.Г.Гурвича, выдвинувшего теорию биологического поля, академика В.П.Казначеева, исследовавшего область тонких энергий, профессора К.Г.Короткова, работающего по методу газоразрядной визуализации и других ученых. «Каждый человек должен задуматься о своем здоровье и осознать всю полноту ответственности… за свой вклад в состояние здоровья всего человечества планеты Земля», – заключила Г.А.Яковлева.

Проблему исследований ауры человека с помощью метода газоразрядной визуализации развил в своем докладе «Кирлиан-эффект в свете философии космической реальности» психотерапевт консультационной клиники Новосибирского государственного медицинского университета Сергей Леонидович Лопатин (Новосибирск). Сергей Леонидович говорил об использовании метода газоразрядной визуализации в медицинских и психологических исследованиях, привел многочисленные примеры эффективности данного метода. Также докладчик привел цитаты из книг «Грани Агни Йоги» о великом значении для будущего изобретения супругов Кирлиан.

Вниманию участников чтений была представлена видеозапись доклада «Отражение некоторых идей Учения Живой Этики и Граней Агни Йоги в современном подходе психотерапии» Лейли Акимовны Мустафаевой-Штробль, психотерапевта, руководителя Австрийского общества Рерихов – Национального комитета Пакта Рериха (Австрия, Вена). Лейля Акимовна поделилась основными положениями методики работы известного австрийского специалиста по неврологии и психиатрии Виктора Франкла, который полагал, что в человеческом существе есть высокая инстанция – «духовный стержень». Этот «духовный стержень» вопреки всем бедам удерживает его на путях человечности и сущностно, качественно дополняет его психофизиологическую составляющую. Во многом подход ученого пересекается с идеями, изложенными в Живой Этике и Гранях Агни Йоги.

Доктор физико-математических наук, профессор Саратовского государственного технического университета имени Ю.А.Гагарина И.Л.Пластун (Саратов) представила на чтения заочный доклад «Связь современных открытий в физике с Учением Живой Этики». В докладе наглядно, с использованием слайдов, были намечены или кратко рассмотрены следующие вопросы и положения: наука, вера, культура – диалог или противостояние; философия Учения Живой Этики; источники древнего знания (Путь и Напутствие); понятие Пути; связь теософии и Живой Этики; стихия огня; этапы освоения Огня; электромагнитное взаимодействие; основные этапы огненной трансформации и другие.

Одним из основных объектов в физических исследованиях является стихия Огня, которая в Живой Этике связана с устремлением мысли (духовный Огонь). Суть Огня состоит в процессе разуплотнения, разрыва связей, перехода от плотного к более тонкому состоянию через напряжение. Результатом этого процесса становится освобожденная энергия связей в виде тепла и света. Проводится сопоставление фундаментальных физических открытий в области электромагнитного взаимодействия с этапами развития и публикации 14 книг Учения Живой Этики. Принципы этого Учения связаны с основными физическими законами и понятиями, что дает возможность установить концептуальную корреляцию между естественнонаучным и гуманитарным направлениями познания.

Е.В.Троянова (Киргизская Республика, Бишкек), кандидат исторических наук, член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, представила на чтения доклад «Исторический процесс в Гранях Агни Йоги».

Дмитрий Анатольевич Бунтин, кандидат физико-математических наук Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск), в своем выступлении «Дети: воспитание и образование» говорил о личном опыте школьного воспитания как отца и как педагога дополнительного образования в одной из школ Новосибирска, где работают по методике В.В.Степанова. Выводы, которые сделал докладчик, рассматривая систему современного воспитания детей в семье и школе, весьма неутешительны.

Доклад Дмитрия Анатольевича прокомментировал ведущий вечернего заседания А.А.Лебеденко, который подчеркнул, что надежда есть, что в образовательном процессе важен педагог, а методика может быть любая. Нужно искать педагога, который владеет искусством творить взаимоотношения.

Сотрудник Кемеровского отделения Международной Лиги защиты Культуры Лариса Евгеньевна Валькова (Кемерово) представила сообщение «Пробуждение сердца человека – спасение планеты». Лариса Евгеньевна привела из Граней Агни Йоги слова, свидетельствующие о том, что сердце человека должно пробудиться и возжечь свои огни, чтобы помочь удержать нашу планету от разложения и разрушения. В сердце человека заложена великая мощь, которую нужно осознать.

Созвучные мысли были высказаны в докладах «Психический аппарат человека» преподавателя Н.И.Ляной (Екатеринбург) и «Радость – ключ жизни» Е.В.Каретниковой, руководителя группы «Надежда» по изучению «Живой Этики» (Новосибирск).

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения русского философа Елены Ивановны Рерих. Памятной дате был посвящен доклад кандидата искусствоведения Елена Станиславовна Кулаковой (Новокузнецк) «Метаисторический образ Е.И.Рерих в Живой Этике и Гранях Агни Йоги». Елена Станиславовна обратила внимание слушателей, что в названных в заглавии выступления Источниках Учитель раскрывает уникальный набор качеств духа Елены Ивановны, называя ее Тарой Красоты, Тарой Сердца, Тарой Света, Тарой Синтеза, Тарой Знания и Тарой Подвига. Каждое из этих качеств характеризует высокую степень сознательного утверждения ею созидательного аспекта огня пространства в собственном микрокосме.

Наследие Е.И.Рерих было передано в Россию ее младшим сыном, художником С.Н.Рерихом, основанной им общественной организации – Международному Центру Рерихов в Москве. Здесь более четверти века наследие семьи Рерихов – рукописи Елены Ивановны, научные труды Юрия Николаевича, художественное творчество Николая Константиновича и Святослава Николаевича – хранилось, изучалось и популяризировалось с большой бережностью и вниманием к воле Рерихов. После незаконного захвата в 2017 году общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР Государственным музеем народов Востока при поддержке Министерства культуры России воля Рерихов была нарушена. Дневниковые записи Елены Ивановны незаконно появились на сайте Государственного музея Востока. Коллекция картин Рерихов не имеет постоянного помещения для экспонирования, научная работа по изучению наследия Рерихов стоит под вопросом. Для изменения данной ситуации широкой культурной общественности необходимо приложить все усилия для восстановления справедливости.

В завершение первого дня работы чтений прозвучал доклад «“Да минует меня Чаша сия…”: размышления о “верхнем пути” в Жизнь» Ольги Алексеевны Уроженко, кандидата философских наук, профессора Уральского федерального университета, председателя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (Екатеринбург). В нем Ольга Алексеевна представила свои размышления о Гефсиманской молитве Христа в роковую ночь перед распятием: «Да минует Меня Чаша сия... Да будет Воля Твоя». Записи Б.Н.Абрамова рассматривают Борения Спасителя, выраженные в Гефсиманской молитве, в различных аспектах. Например, в аспекте борьбы между Общим Благом и личным устремлением человека; конфликта между личностью и Индивидуальностью, между самостью и духом.

Осознанность принятия Жертвы в Записях Бориса Николаевича неоднократно связывается с первой частью Гефсиманской формулы. Так, поясняя феномен суровой ответственности Наставничества, бремя отношений Духовный Учитель – ученик, Грани Агни Йоги подчеркивают: лишь произнесший «Да минует Меня Чаша сия…» готов, способен на подвиг не мнимого, в угоду себе, служения, а подлинного Духовного водительства. Ибо непременное условие Учительства – «несение Учения собою» – всеми чувствами, всеми помыслами, всеми действиями своими. «Являть Истину – значит являть Свет, в тебе сущий».

Подлинная победа над неизбежными испытаниями, – иными словами, Подвиг, – заключается не в том, чтобы пройти через них рефлекторно, «повинуясь железным оковам кармы», которая гонит по тропе судьбы, рождая лишь бессилие духа; и не в том, чтобы зависеть от людского произвола, жестокости и подчиняться им. Она в том, чтобы пройти через все, не угашая огней своего пробудившегося духа, осознавшего свое могущество, пройти, сохраняя его Достоинство. Только тогда Победа не случайна, а законна (!), законна по Высшим космическим законам Бытия.

Ольга Алексеевна привела совсем близкий нам пример – судьбу Международного Центра Рерихов сегодня. Казалось, оболганный государственно-чиновничьей властью, растерзанный рейдерским захватом картин, архива, коллекций древневосточной бронзы, строений усадьбы Лопухиных, – всего!!! – Он должен был бы давно пасть. Но Он стоит. Стоит поверх океана мрака. Стоит как Столп Света. Стоит как обладатель бесценных Сокровищ, которые у него не может отнять никто: Учения Живой Этики, живущего в сердце; уникального, единственного в мире, скульптурно-мемориального комплекса, посвященного семье Рерихов, хранящего урны с прахом Елены Ивановны и Николая Константиновича; священной буддийской ступы – символа состоявшейся встречи духовного опыта Востока и Запада в столице евразийского пространства России.

Во второй день Седьмых Кузбасских чтений памяти Б.Н.Абрамова, 4 августа, в Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С.Лихачёва состоялся круглый стол «“Нести Учение собою”: исполнение воли С.Н.Рериха в условиях кризиса нравственных ценностей». Его участники обсудили следующие проблемы: самосовершенствование – основа духовного пути каждого человека; работа духа – фундамент всех видов деятельности человека (социальной, экономической, общественной и др.); пути и способы поддержки Международного Центра Рерихов; необходимость незамедлительного объединения усилий широкой культурной и научной общественности, а также участников Рериховского движения – всех, кому дорого наследие семьи Рерихов, незаконно захваченное в 2017 году Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ у МЦР, всех, кто осознает незаменимость Наследия для будущего человечества, – с целью сохранения его от забвения в запасниках государственных музеев, от расхищения и подделок, чтобы не допустить судьбы коллекций мемориального музея – квартиры Ю.Н.Рериха в Москве, всех, кто принимает основные положения резолюции Круглого стола «Судьба Наследия – судьба России», состоявшегося 21 июля 2019 года в селах Верхний Уймон и Усть-Кокса Республики Алтай.

В завершение круглого стола участники чтений приняли итоговый документ.

Затем состоялась научно-познавательная программа «Магниты Культуры Кузнецкой земли». Участники чтений посетили филиал Новокузнецкого краеведческого музея, где открыта экспозиция «Кабинет Булгаковых», рассказывающая о жизни и творчестве Валентина Булгакова, последнего секретаря Л.Н.Толстого, и двух поколений этой семьи. Знакомство с экспонатами музея, повествующими о плодотворном сотрудничестве Валентина Федоровича с Николаем Константиновичем Рерихом по созданию Русского культурно-исторического музея в Праге, который художник называл «Маяком русского искусства и науки за рубежом», оставило глубокие впечатления.

Участники чтений приняли решение продолжить традицию организации чтений, посвященных наследию Б.Н.Абрамова, и проводить их каждые два года.

Обзор подготовили В.С.Третьякова и Е.С.Кулакова,
г. Новокузнецк


Фото В.И.Полякова


Резолюция VII Кузбасских чтений памяти Бориса Николаевича Абрамова

Программа VII Кузбасских чтений памяти Бориса Николаевича Абрамова

Подробнее: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6349

Надежда Лебедева
Сообщений: 5753
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Борис Николаевич Абрамов и "Грани Агни-Йоги"

Сообщение Надежда Лебедева » 06 сен 2019, 13:33

6 сентября - День памяти Бориса Николаевича Абрамова.

НАПУТСТВИЕ

Иначе в жизни не пройти,
иначе нет решенья,
Путь отягчающих забот,
борьбы и устремленья,
Лишь он один ведёт вперёд,
лишь в нём одном спасенье.
Так утверждайте день за днём,
среди обычных будней
Путь овладения огнём,
путь необычно трудный,
И собирайте день за днём
огней кристаллы в Камень,
Горящий вечности огнём,
и вечной жизни пламень.
Преодолев себя в себе,
стремится победитель
Навстречу огненной судьбе,
где ждёт его Учитель.
Одна победа за другой,
и мысли о победе,
Но лишь победа над собой
нужней всего на свете.
Благословим же день
и час тягчайших нагружений,
Ведущих непреложно нас
к вершинам достижений.
Кристаллы вечные огней
накапливаем в чаше,
Сокровищ всех они ценней -
всё прочее не наше.
И собирая, как пчела,
плод опыта и знаний,
Не пожалеем, что прошла
вся жизнь в огнях дерзаний,
Но дерзновенному пути
к бессмертию открыты;
Их без Владыки не найти...
людьми они забыты.
Сокровище в груди
горит бессмертия огнями,
Волшебный Камень - Света щит -
из жизни в жизнь он с нами.

Б.Н. Абрамов

(Публикация Ольги Григоровой)

Надежда Лебедева
Сообщений: 5753
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Борис Николаевич Абрамов и "Грани Агни-Йоги"

Сообщение Надежда Лебедева » 06 сен 2019, 17:49

47 лет назад, 5 сентября 1972 года, в городке Веневе, под Тулой, ушел из жизни Борис Николаевич Абрамов. Борис Николаевич, по воспоминаниям соседей, жил достаточно неприметной жизнью. Все знали, что это был очень достойный, всегда готовый помочь, пожилой человек, у которого к тому же, на руках была больная жена.. Но его мощнейшая внутренняя жизнь оставалась "за кадром" и она стала открываться жителям Венева только начиная с 90-х годов. Они узнали, что Борис Николаевич был учеником Николая Константиновича Рериха, что Источник его Записей, которые изданы под названием Грани Агни Йоги един с Источником Учения Живой Этики, что у него была группа учеников и очень многое другое. Духовное наследие Бориса Николаевича имеет огромное значение.. И в наше время мы постепенно с ним знакомимся...

Алексей Мейкшан

Борис Николаевич Абрамов
К столетию со дня рождения
http://www.newepoch.ru/journals/13/abra ... aOlnmJQFfA

Надежда Лебедева
Сообщений: 5753
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Борис Николаевич Абрамов и "Грани Агни-Йоги"

Сообщение Надежда Лебедева » 26 окт 2019, 18:23

Л.В. Шапошникова. Мне пришла записка, на которую я должна ответить. Сразу. «Юрий Рерих утверждал, что Агни Йога дана для будущих столетий и что продолжения или иного учения не будет от Махатм». Совершенно правильно. «Но вот вышла книжка "Грани Йоги" будто бы как продолжение учения Махатм. Многие читали, мотивируя тем, что будто бы вы рекомендуете ее как первоисточник от Махатм...» Последнее не соответствует действительности. Конечно, «Грани Йоги» - очень хорошая книга, но ее нельзя рассматривать как развитие Живой Этики, а просто как комментарий к учению. А первоисточник у нас один - Живая Этика.

http://lib.icr.su/node/2454?fbclid=IwAR ... nuZ64dcsYc

Надежда Лебедева
Сообщений: 5753
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Борис Николаевич Абрамов и "Грани Агни-Йоги"

Сообщение Надежда Лебедева » Вчера, 10:37

Воспоминания семьи Бургасовых о семье Абрамовых
(По фильму «Моление о чаше».
Новомосковская рериховская группа. 2000 г. 1 ч. 24 мин.)

Запись текста подготовлена Мельниковой Л.В., г. Тула
(в обработке редактора сайта)

………………………………………………..

Текст за кадром:

Борис Николаевич [Абрамов]1 был человеком высокой культуры, всесторонне образованным, разбирался в технике, работал в химической лаборатории, хорошо знал музыку и литературу, играл на фортепиано и писал стихи. Его всегда влекло познание человека, его места и роли в мироздании. На путях духовных поисков Борис Николаевич знакомится с различными философско-религиозными системами. Ему были близки учения Христа, Будды, Платона, Конфуция, Зороастра.

Николай Константинович [Рерих] позвал Абрамовых к истокам Живой Этики. Из всей харбинской группы Николай Константинович выделил трех человек: Бориса Николаевича, [его жену] Нину Ивановну и Альфреда Петровича Хейдока, которым он вручил кольца как знак ученичества и особого доверия.

После отъезда Николая Константиновича в Индию Борис Николаевич и Нина Ивановна вели с ним переписку. А с апреля 1936 г к письмам Николая Константиновича присоединились и письма Елены Ивановны Рерих2.

………………………………………………..

Елена Ивановна и Учитель определяли срок отъезда Абрамовых на Родину и несколько раз его переносили. Отъезд состоялся лишь в 1959 году, незадолго до смерти Юрия Николаевича Рериха, жившего тогда в Москве.

………………………………………………..

Борис Николаевич и Нина Ивановна вернулись на Родину в октябре 1959 года и поселились в Новосибирске.

24 марта3 1961 года они переехали в город Венев – районный центр, расположенный в 52 км от города Тулы, на реке Венёвке.

………………………………………………..

11:30

В 1965 году Абрамовы знакомятся с семьей Бургасовых: Юрием Петровичем, директором транспортного предприятия города Венёва, Ниной Васильевной, хирургической медсестрой городской больницы, и их дочерью Татьяной, тогда ученицей 9-го класса. Дом Бургасовых находился в метрах 50-ти от дома Абрамовых.

………………………………………………..

12:15

Н.В. Бургасова:

Вот в эту дверь к нам приходил Борис Николаевич. В основном летом, конечно, чаще бывал. Вся обстановка такая же осталась, может, сирень поменьше была в то время, но сирень все равно всегда была здесь у нас. Так что Борису Николаевичу все это было знакомо. Вот на этой лавочке Борис Николаевич любил сидеть, когда приходил заниматься с Таней или просто приходил в гости навестить, отдыхал здесь. При хорошей погоде на улице занимались [английским языком], а когда плохая погода не позволяла, то проходили в дом – там занимались.

Наша семья познакомилась с Борисом Николаевичем потому, что дочка у нас училась в 9 классе, собиралась поступать в институт на факультет иностранных языков по английскому языку, а Борис Николаевич преподавал в вечерней школе, уроки давал, как я позже узнала. Знакомый один сказал, а вы сходите к Абрамову, он около вас живет. Я пришла. Бориса Николаевича дома не было, была Нина Ивановна, очень приятная женщина, культурная такая, обаятельная. Они были хорошей парой. Она сказала: «Борис Николаевич придет – я передам Вашу просьбу. Скажите, где Вы живете». Прямо в этот же день вечером приходит Борис Николаевич и говорит: «Я должен сначала посмотреть на будущую ученицу сам. Будем мы заниматься с ней или нет, я тогда скажу». Он побеседовал с Танечкой и сказал: «Будем заниматься два раза в неделю. Я буду приходить».

Великолепно знал английский язык, в совершенстве. Очень мягко, хорошо, доступно преподавал. И всегда приходил обязательно с шоколадкой. Он за работу ничего почти не брал, очень какую-то мизерную плату, он больше тратился. Обязательно принесет какой-нибудь подарочек ученице своей.

Вот так они занимались, наверно, 2 года. А после этого наши отношения переросли в дружбу семьями. Он любитель природы, рыбалки, леса. Когда приходил, мы договаривались и ездили вместе отдыхать. А знаете, как Борис Николаевич с интересом ловил рыбку! У него удочки такие гибкие, чувствительные были, не как наши (у нас самодельные), а у него длинная удочка. И вот у него рыбка маленькая попадет, а удочка вся согнется, как будто он тянет большую рыбу. И так это её не спеша, со смаком тянет, удовольствие получает. Рыбы не так много у нас в реке, для души ловим... Борис Николаевич и Нина Ивановна любили и умели кушать рыбу. Они её употребляли с удовольствием. Как рыбку приготовить, как её есть, как пальчики не испачкать, вилочкой одной пользоваться и все косточки-ребрышки остаются от рыбки – это он умел.

Я часто была у них дома, общалась с Ниной Ивановной. Мы делились опытом разным, прежде всего огородным. Борис Николаевич любил заниматься у себя в саду, в огороде, сажал все овощи. Семена им присылали их знакомые из Киева. Нина Ивановна всегда имела свежие семена, какие посильнее. Сейчас свободно продают их, какие хочешь покупай, а тогда не было. Она делилась: «Нина Васильевна, попробуйте вот киевские помидоры». Я рассаду выхаживаю, а им даю, и потом ходим-смотрим. Приятно было у них бывать.

Как могла, помогала им. Я сама медсестра, работала в больнице. Когда была необходимость, по медицинской части могла подсказать, хотя он гораздо больше меня знал народные советы по лечебной части. Это он нас лечил и вот свою ученицу, у которой был кашель какой-то непонятный. Все время кашляла, даже уже взрослая, вот как коклюшный кашель. Он делал трубочку ей из дерева, как табак закладывают, только он закладывал туда мятные капли. И еще какие-то у него свои ароматические вещества были. Трубочку эту набивал, и Тане давал вдыхать в себя.

Он любил приятное делать. Пустяки такие приятные. Глядишь, принесет к какому-нибудь событию, особенно когда день рождения у его ученицы, то принесет какую-то вазу, обязательно конфеты. Они же жили скромно, с деньгами у них недостаток был, также экономили. Скажет мне, Нина Васильевна, вы вот эти конфеты “Маска” (как я сейчас помню, 3 руб. стоят или 3,5) покупайте. Знакомые из Москвы ему всегда привозили сладости. Большие люди были, как я узнала позже, профессор ездил, потом художник. Привозили ему из Москвы продукты. Про шоколад говорил, что лучше крошку покупать – это недорого, а всё же настоящий шоколад. Вот такие советы Борис Николаевич давал.

Но вот однажды он заболел очень серьезно. Они с женой Ниной Ивановной гриппом переболели. После гриппа у него сердце заболело, беспокоить стало. Я ему пригласила Прасковью Никифоровну Титову, это наш хороший доктор-терапевт. Она пришла к ним домой, послушала, назначила лекарства. Я делала ему внутривенно глюкозу, сердечные строфанты. 10 внутривенных сеансов сделала ему. Он поправился. И в то же время жена болела гриппом. Они были совершенно беспомощные.

Вот поправился Борис Николаевич. Он [был] всегда аккуратный, пряменький такой, чистенький. Приходит к нам с подарком в честь выздоровления: приносит коньяк дорогой, пряжу на кофту мне. Пряжа была у них китайская, видимо, из Китая привезенная, в рулонах. Еще торт необыкновенный. Так торжественно принес. Мы собрались всей семьей: и Таня была дома, и Юрий Петрович, и еще свекровь Александра Сергеевна была жива. Все за стол сели. Он чуть-чуть пригубил коньяк. Он сам, наверное, вообще не пьет, это так, для приличия. Он был из тех людей, которые обязательно благодарны за помощь.

20:30

Вот эта салфеточка – это работа Нины Ивановны Абрамовой. По какому случаю она мне подарила? Она часто дарила незначительные, такие маленькие подарочки, делала приятное. И вот в какой-то день, может, к празднику, может, ко дню рождения, я уже не помню, она подарила и сказала, что это она делала лично сама. Она была рукодельница.

Очень, очень хороший человек был Борис Николаевич! И вот я жалею, что мы не знали тогда о нём... Может, это и лучше? Отношение было бы какое-то уже повышенное, правда? Как к человеку великому. А так мы общались на равных. Он все умел делать, как развести костер и другое. Свой котелочек, глядишь, с собой возьмет. Там каша гречневая натушенная. Мы начнем кушать – он угощает кашей гречневой. Они ведь вегетарианцы, они ничего не ели такого, обходились. Я всегда удивлялась, как же они, чем же они сыты.

Помню, раз мы ехали с рыбалки, может, и Юрий Петрович вам об этом говорил, устали, едем и говорим, хорошо бы сейчас искупаться. Жаркий день был. Приехали, все рыбацкие приспособления оставили и поехали на мотоцикле на речку. И Борис Николаевич нас учил, как держаться на воде, отдыхать долго. Вот вы, говорит, ложитесь, как парное тесто, себя расслабьте, на спину ложитесь, руки раскиньте и свободно дышите; вы можете хоть сколько лежать, как на перине, и отдыхать. Это мы от него научились.

Борис Николаевич собеседник такой был, что он каждого мог понять, о чем с ним побеседовать. Всегда интересно с ним было беседовать. А вот вопрос задать ему [о нём самом, о его прошлом] что-то мешало. Вот любопытство есть, хочется узнать, а как какая-то стена стоит. Видимо, он этого не хотел, и только сейчас это понятно. Узнавали то, что он сам доступно расскажет. А уже о чем-то спросить, о прошлом, как-то стеснялась я.

О Боге разговора тоже не было. Хотя я твердо знала, что Борис Николаевич верил в загробную жизнь. Как-то несколько раз в разговорах с ним я чувствовала, что в его понимании загробная жизнь существует. Мы решили, что, значит, они верующие. Он был очень осторожный, видимо, он чувствовал, что мы не готовы это понять.

Ведь очень много лет прошло, а почему он так помнится… Все детали, как будто это было совсем недавно. Ведь гораздо ближе людей теряешь, и, глядишь, стирается из памяти. Это вроде чужой человек – а я все помню…

У Бориса Николаевича была куртка, уже выношенная, старенькая, а от этой куртки у него были новые брюки. Из изюбра этот костюм был. Потом эти брюки мне Нина Ивановна подарила уже после ухода Бориса Николаевича. Мы с мужем рыбаки и зимой на рыбалку иногда ездим. Я их одеваю на зимнюю рыбалку. Юрий Петрович говорит: тебе подарили, ты и носи.

25:20

Жизнь у них была нелегкая. По книгам Бориса Николаевича понятно, что таким людям не дается легкая жизнь, что дух у них закаляется на трудностях. Большим людям и препятствий даётся больше. Невидные, непонятные для всех. Его не понимали соседи. Как говорится, темные люди окружали его в этом доме. И он это ощущал. Вот это, говорил он на кого-нибудь, темный, недобрый человек. Но никогда не обидит. Не скажет, что если ты такой, то я к тебе – так. Нет, ко всем ровно относился.

Дома у них была прихожая, она же и кухня, старая русская печка стояла, а к печке пристроен камин. Русскую печку они не топили. А там, где готовили, – камин обогревал. Не было парового отопления, печка обогревала весь дом. Протапливалась хорошо; закрывалась труба – обогревалось. Борис Николаевич заготавливал дрова, сам колол. Вода в дом носилась ведрами, все отходы выносились тоже. Все это труд был физический, нелегкий для них.

Борис Николаевич на вид совсем не походил на старика. Он был такой бодрый, ну какой старик? Он, как штычок, как офицер, пряменький, выправка у него была такая. Одет был очень просто. Когда он приходил к нам, то костюмчик одевал новенький, рубашка светленькая, всегда причесанный. Глаза такие у него, что обращают на себя внимание. Они не очень большие, но проницательные, как будто он всё видит, насквозь тебя. И чувствовалось, что понимает человека. Дал нам Бог с таким человеком встретиться…

Танечка Сергеева первая мне открыла этого человека с другой стороны, рассказала, что он за человек был. Я очень благодарна Танечке. Она принесла мне его книгу и говорит, вот посмотрите, знаете этого человека – Бориса Николаевича. Я посмотрела – да, это Борис Николаевич; но какой же он, говорю, писатель, совсем нет; вы, говорю, что-то путаете. Потом уже разобралась. Действительно, я не знала, например, когда он это писал, когда воспринимал, а потом писал. Я не видела его за работой, хотя у них была очень часто в доме.

28:50

Т.Ю. Бургасова:

К маме Борис Николаевич всегда относился особо, я считаю, гораздо теплее, чем ко всем остальным. Я была ребенком, мама была человеком взрослым, и мама ему духовно была близка. Хотя она человек, как сказать… достаточно приземленный. Но одновременно мама – она сама этого не знает и никогда не знала – очень одухотворенный человек. У нее очень возвышенная душа, она вся устремляется к знанию. Вот этого Борис Николаевич, конечно, не мог не отметить. Я этого не понимала тогда, я поняла уже теперь. Поняла, почему он так маму любил, именно маму. Он ее заметно выделял.

Мама родилась 24 марта. Для меня этот день был дорог потому, что это были весенние каникулы в школе. А Борис Николаевич особо отмечал мамин день рождения, но за всю свою жизнь он нам ни разу не сказал, что есть 24 марта. Я об этом узнала сама несколько лет назад, когда стала ходить в клуб Агни Йоги, когда что-то стала читать. Я была потрясена, когда узнала, в какой день мама родилась. Вот тут мне первый раз пришло в голову, что это неслучайно. Маме 65-й год.

30:30

Была одна забота – поступить в институт. Школа у нас, можно сказать, сельская, слабая, язык не сильно преподавался, а хотелось на это отделение [иностранных языков]. Были колебания – поступать на отделение русского языка и литературы или на отделение английского языка. Почему выбрала английский язык? Потому что у меня бабушка была словесницей, была сильная учительница по русскому языку и литературе. Мы считали, что этого хватит, знаний по этим предметам получила много, а вот английский – здесь мало знаний.

Борис Николаевич гарантий никаких не давал. Человек был ответственный. Он не отказался помочь позаниматься, но он сказал: один урок бесплатный, он посмотрит, есть ли смысл тратить время. Да, это я помню: один урок он отработает бесплатно. И вот мы с ним встретились. Я его, естественно, могла воспринять только как человека очень пожилого, достаточно строгого, требовательного. Незлого, конечно, требовательного, такого, я бы сказала, бескомпромиссного, но очень-очень вежливого.

И вот мы с ним встретились, это был первый урок. Я уже не помню, как он проходил, я, наверно, волновалась, потом успокоилась. Он умел устанавливать нужные отношения, добрые такие. Я бы сказала, не приятельские, нет, панибратства он не допускал, доверительные, но дистанция всегда была. Дистанция была четко установлена с первого раза, она никогда не пересекалась. Мне это в голову не могло прийти, он меня очень четко держал на этой дистанции. В этом смысле он мне очень хороший урок дал на всю последующую жизнь. Вот эту дистанцию с тех пор я сама научилась устанавливать с людьми и не позволяю им переходить ее в отношениях со мной, когда этого требуют обстоятельства.

Ну вот, мы с ним отзанимались, мне он ничего, наверное, не сказал. Родителям он сказал, что мы будем заниматься. Плата была по тем временам небольшая, если мне не изменяет память, о 15 рублях шел разговор, это в месяц, наверное. Занимались мы с ним астрономический час, не академический, что тогда меня очень огорчало, это было так долго. Он отмечал: в начале занятия он на часы смотрел. Я тоже на свои часы смотрела, и просила стрелки крутиться поскорей.

Он всегда готовился к занятиям. Хочу сказать, может быть, и в укор нашим учителям (я потом и сама стала учителем), они не готовятся к занятиям так, как готовился он. Я была одна. Спрос был какой? Что родители могли спросить? Он знал –он меня научит. Он готовился, каждый раз писал план занятий, и я вот так каждый раз к нему в тетрадку заглядывала, что там дальше. А он садился всегда напротив, не очень было удобно заглянуть. Я смотрела, там мелким почерком было написано, что следующее, подпунктами.

Занятия были интересные, они меня увлекали, иногда было скучно. Он заставлял меня много работать со словарем. На скорость мы с ним отрабатывали поиски слова, знание алфавита должно было быть. Засекал время, и я должна была быстро найти слово. Он говорил, что это очень понадобится. И действительно, в дальнейшем это оказалось очень полезным, это умение работать со справочной литературой. Переводы прямые, обратные с языка, упражнения. Он быстро нащупал все мои больные точки, все мои пробелы, и мы по ним пошли. Он понял, что базы-то нет в моих знаниях, и попутно немножко мы коснулись латинского языка. Оказалось, что это очень полезно для занятия языком.

Вот мы, наверное, 2 года занимались. Потом я поступила, причем поступила без напряжения. Я сдавала экзамен преподавательнице, такой требовательной женщине, она была какая-то, я бы сказала, капризная, придирчивая. Она впоследствии у нас на старших курсах вела язык. Мне какая-то тема досталась... «Моя подруга» что ли, и, как мне казалось, я так здорово всё отчеканила. Я до сих пор не понимаю, почему я вызвала у преподавателей невероятный смех. Что им так было смешно, мы с Борисом Николаевичем так и не поняли. Что-то их так развеселило в моих откровениях про подругу; может быть, я достаточно свободно говорила; может быть, какие-то жаргонные слова даже были у меня, – я так и не поняла. Почему-то я им этим очень понравилась. Борис Николаевич тоже тогда несколько удивлялся.

Незаметно наше репетиторство переросло в более прочные глубокие отношения. Когда я шла сдавать экзамен – он всегда был в курсе того, что я сдаю. Он был в курсе всей моей жизни, личной, учебной, со здоровьем были проблемы. Как я теперь понимаю, болезнь-то носила, конечно, определенный характер – горловые болезни, что мне стало понятно с возрастом. Я узнала это год-два назад, когда стала читать книги, я поняла, что это за болезни такие. У меня были болезни горла, они меня изводили, я все время кашляла. Тут Борис Николаевич мне активно помогал. Прежде всего, он учил меня йоговской гимнастике. Болезнь горла – это то, что ему было хорошо знакомо. Может быть, он и знал, что это такое; я, конечно, не знала.

36:36

С латынью у меня сразу нелады получились. Кажется, там всё просто, все подчиняется правилам грамматики, но вот начались затруднения. И вот тут он опять подключился. Мы с ним стали заниматься латынью. В части оплаты не могу сказать, (Н.В.: «Уже никакой») уже просто у нас были добрые, дружеские отношения; больше подарков он приносил, чем от нас. У него ко мне проявлялось несколько отеческое чувство, как сказать, дедушка, отец… Он часто говорил «моя принцесса». Так приятно – «моя принцесса».

После занятий латинским языком я быстро научилась рецепты выписывать. У нас еще медицина пошла в институте. Я склоняла, спрягала, мне так нравилось, поговорки-пословицы учила. В общем, сдала, справилась. Он всегда меня спрашивал, что вы сдаете, когда, во сколько. Вот, 23-го я, предположим, сдаю. Спрашивает: вы когда пойдете? Я говорю: с утра. Он уточняет: во сколько сдавать пойдете? Я задумалась: в первой пятерке. Я всегда старалась сдавать в первой пятерке. Спрашивает: это во сколько будет? Я говорю: наверное, в восемь. Он подумал и сказал: хорошо, я вам помогу. Конечно, я не думала о том, что он мне помогает, но помогал однозначно, тут и говорить нечего.

Как-то я очень хорошо сдавала весь цикл, связанный с языком. И я не думала о нем [Борисе Николаевиче], я его не помнила, но помощь была. Конечно, помощь была. В последний момент, когда уже надо было отвечать, я вдруг успокаивалась. Кураж такой наступал, когда я очень хорошо отвечала. Мне даже было досадно, когда меня прерывали, останавливали, а я еще хочу говорить.

Потом пошел у нас немецкий язык с третьего курса. Он мне тоже не понравился с самого начала, никак он мне не давался, даже с опорой на латинский он у меня не шел. И опять Борис Николаевич. Опять мы с ним занимались. Один раз он меня спрашивает: «Сколько мне лет?» Он ждал, когда я сама это высчитаю. Он говорит: «Я в гимназии учился сколько-то лет назад, а всё помню. Чувствуете, какое нам образование давали. Я всё помню до сих пор, я в состоянии вас учить».

У меня были его учебники, они и сейчас есть, наверное. Есть учебники английского языка, такие старинные, его настоящие учебники. Какими-то книгами мы обменивались. Были ситуации, связанные, я так думаю, с приездами каких-то гостей, когда его не было дома, и он точно знал, что его какое-то время не будет. А мне надо было ему что-то вернуть. Он говорил: «Вы придёте, отдадите Нине Ивановне». У нас было с ним установлено такое правило: мы с Борисом Николаевичем только на языке говорили. Мне так хотелось с ним по-русски поговорить, я так ждала тех моментов, когда можно на русском обратиться. Он мне не позволял. «Вы ко мне приходите, я к вам, мы с вами только на языке говорим. И с Ниной Ивановной вы тоже можете говорить, хотите, по-немецки, хотите, по-латински или по-английски. Она вас поймет». Но с Ниной Ивановной я, конечно, ни разу на языке не говорила. Она позволяла мне говорить по-русски, она никогда не требовала.

40:14

Выпускной вечер в школе был. Всё тогда очень просто было, какое-то платье купить. Мне очень хотелось какое-нибудь колечко, но у нас не было. Не так, как сейчас у девочек в первом классе серёжки – тогда ничего этого не было. Вот они озадачились, как бы меня получше экипировать на выпускной вечер. Были рекомендации по поводу платья, Нина Ивановна советовала какие-то украшения, прическу, цветы искусственные. Она сама делала такие цветы, инструмент у неё был. Где-то даже фото есть, не найти теперь... И на вечер они мне дали золотое колечко, с каким-то камушком. Но у неё пальчики были пухленькие, а у меня очень худенькие, пришлось ниточку намотать. Вот не помню, надела я его или нет, наверное, надевала. Скромненькое кольцо было, но со вкусом выполнено. Оно, наверно, настоящее колечко, не такое, как в новых ювелирных россыпью лежат. Борис Николаевич пришел и проводил меня на выпускной вечер.



Когда заканчивалось занятие, Борис Николаевич не спешил уходить. Я его провожала. Всегда с облегчением вздыхала, что всё закончилось, и дальше я с удовольствием уже могла беседовать по-русски, тут разрешалось уже, и вставить слово могла по-русски. Он со взрослыми разговаривал, я тоже садилась тут, уже это было как-то неформально...

Вот такой момент помню. Рассуждали взрослые, темы о политике, тогда все различали, что можно говорить, что нельзя. Тогда какая-то дата была, связанная с Лениным, столетие по-моему. И лозунг был: «Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить». Борис Николаевич так задумался. Я понимала его отношение ко всему, чувствовала, к революции, к современному режиму. Об этом мы не говорили, но чувствовалось его отношение к этому, своя точка зрения. И вдруг он сказал: «А ведь так оно и есть». Для меня это было тогда неожиданно, совершенно не вписывалось в мое понимание. Но в сознании у меня осталось, заложилось на потом. Уже позже, читая книги, я там всё, конечно, нашла. Всё, о чём он говорил, сколько он мог сказать… Он нам, может быть, и хотел сказать больше, но не сказал, учитывая уровень нашей подготовки, учитывая, что мы были дети того времени и того общества, в котором мы жили. Ему, конечно, хотелось, наверное, поделиться.

Потом я вышла замуж, ребенка стала ожидать. Были какие-то страхи, тревоги. Он тогда сказал мне: «Вы не бойтесь, здесь я вам помогу. Я вам помогу». Но он не дождался. Ребенок родился у меня в январе, он умер в сентябре. Но, наверное, он помогал мне.

В это время Борис Николаевич получил из Новосибирска набор рериховских картин, там хорошие репродукции. Они у меня сейчас в Туле находятся. На картоне наклеен лист с репродукцией. Мы были у них с мамой, он похвалился, показал: «Выбирайте, что вам здесь нравится». Я все их перелистала, посмотрела. Мне понравились две репродукции. Одна из них – Гималаи, такая характерная, синяя, синяя с белым. Он говорит: «Возьмите. Поставьте и смотрите всё время, вы должны думать только о красивом». И ещё сандаловые палочки несколько раз они дарили нам. Как поджигать – тут Нина Ивановна меня больше наставляла в этом плане.

44:26

Борис Николаевич очень любил КВНы смотреть. Он приходил к нам в определенное время, он программу [телепередач] знал. Нина Ивановна-то нет, никогда, а вот он приходил и смотрел. Его любимая поговорка была: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем телепать». Он всегда смеялся, как там студенты говорили. Он вообще очень любил молодежь, как мне казалось, тепло относился, понимал. Он никогда не поучал, вот что мне нравилось. Он понимал, но не поучал, не скатывался на путь банальных наставлений.

Он мне как-то рассказывал по-английски: «Я был молодой. В Петербурге мы ходили вдоль Невы. Молодые были. Мы мечтали, говорили о будущем, о смысле, о предназначении жизни, и жизнь была впереди». Он говорил: «Это были счастливые мгновения моей жизни».



Знаете, чего я безумно боюсь? Отлакировать эти воспоминания, уже говорить то, чего я не помню. Это, знаете, замыливается очень быстро. Я стала дорожить тем, что я имею. Я чувствую, что очень мало знаю, еще меньше умею, что я, наверное, недостойная ученица. Я могла и должна была бы очень много воспринять от такого человека, а я не взяла. Со временем я бы столько могла, если бы знала. Но мне тогда и двадцати не было, что я могла понимать?

Глаза у Бориса Николаевича были потрясающие. Вы знаете, они всегда серьезные, строгие, не улыбчивые, но в то же время в них очень много добра и тепла. Это очень сложно объяснить. Строгие, но добрые, так не бывает… И всё-таки, если попробовать это совместить, то это будут его глаза, светло-голубые. Он всегда серьезно смотрел, смотрел вот так прямо в глаза и притягивал взгляд, невозможно было вертеться.

Я рассказывала, что была в силу своего ветреного возраста, конечно, не очень прилежной (были такие моменты). Началась весна, хотелось куда-то. В школе нагрузки были большие, а тут еще он не жалел меня, задания достаточно объемные давал. И я позволила себе раз-второй-третий не готовиться. Я вижу – проходит номер. Он терпел, ничего не говорил.

И вот один раз, помню до сих пор, он, глядя как-то в сторону, не в глаза, сказал мне примерно так, по-моему, даже этими же словами: «Я бы не возражал, если бы вы больше времени уделяли занятиям». Или как-то: «больше бы занимались подготовкой, я бы не возражал». Вот так он мне сделал замечание, за все время один раз. Я помню, у меня краска в щеки бросилась, мне было очень стыдно. Он меня не хотел смущать, он знал, как я это восприму.

Много-много лет я изредка только вспоминала о нём, о том, что он занял, конечно, совершенно особое место в нашей жизни, у нас у всех. На какое-то время он был как бы отдален от нас. Но в последние годы он очень напомнил о себе, то ли время трудное пришло в нашей жизни, то ли ему пришло время появиться, и мы к чему-то уже стали готовы. Он появился, сейчас он со мной всегда. Сейчас, когда мне кажется, я, как ни в какие годы моей жизни, к нему приблизилась, у меня стала необычайно трудная жизнь. Она меня ломает и корежит, обострения абсолютно во всех планах жизни. Но теперь у меня есть силы противостоять. Он мне помогает. Когда я ложусь вечером спать, у меня бывают моменты отчаяния. Когда некуда посмотреть, всё везде сгустилось, я прошу не то чтобы помощи, так банально просто просить помощи, – я серебряную нить пытаюсь себе представить.

В течение дня читаю ли я литературу, ситуация ли вдруг такая сложится, какое ключевое слово прозвучит, – вдруг как будто что-то, как крылом, коснулось, я вспомню что-то из сна. Начинаю, как в кино, прокручивать всё назад, искать, зацепиться… нет, ушло, не поймала. Я сейчас очень мучаюсь, эти сны от меня уходят, ускользают, и все-таки что-то будто бы пробивается ко мне…



Я родилась недалеко от того места, где жил в то время Борис Николаевич, – в читинской области, станция Харанор. Когда мы из Харанора переехали в Бийск, в то же время недалеко, в Новосибирске был Борис Николаевич. В 1959 году мы приехали в Венёв. Спустя некоторое время приехал в Венёв и Борис Николаевич. То есть все время по жизни мы шли как бы рядом...

Я, наверное, любила Бориса Николаевича не как родственника, а особое отношение к нему было, совершенно особое, его трудно даже охарактеризовать. Я хорошо понимала, что он не тот человек, которого я вижу на уроках. Но одновременно была [у меня] какая-то душевная глухота, сердечная глухота. Я другого Бориса Николаевича не могла принять долгое время, то есть всё, что с ним связано, до меня не доходило. Даже уже шел 1996-й год или 1997-й. Мне надо было, наверное, еще какие-то страдания перенести, чтобы к нему прийти. Видимо, только это способно было меня к нему приблизить. Наверное, счастливый, благополучный человек не может понять всей глубины его деятельности, его жизненного подвига, хотя, как мне казалось, я достаточно видела и беды, и горя, но, наверное, это мне так казалось, ведь всё относительно.

51:20

Ещё помню такой случай. Один раз Борис Николаевич начал мне рассказывать, что сны имеют очень большое значение в нашей жизни, сон – это подсказка в жизни. У него сломался мопед. Он его чинил день, чинил второй. Мопед был для него очень важен, он на этом мопеде ездил на рыбалку и по хозяйству что-то привозил. Без мопеда ему было очень плохо. Мопед не поддавался ремонту, стоял у него в сарае. «И вдруг, – говорит он, – ночью я вижу такой сон. Какой-то голос говорит мне: “Посмотри там, где магнето”. Утром встал, пошел смотреть. Действительно, именно это вышло из строя. Вот, какие бывают сны». Я хорошо помню этот случай. Мне кажется, что он был как подсказка для меня. Я её не поняла, конечно, и не готова была в то время понять. Надо было прожить еще 30 лет, чтобы что-то начать понимать в этом. Если бы сейчас можно было окунуться в то время и с позиций теперешнего разума, подготовленности, желания что-то узнать, если бы можно было туда заглянуть, посмотреть и что-то переоценить, то, наверное, было бы всё гораздо лучше… Но, видимо, было не дано. Каждый должен пройти свой путь в этой жизни, принять на себя всю меру страданий, обид, горечи, ошибок непоправимых. Всё это надо было сделать самой, чтобы прийти к тому, чтобы сейчас начали открываться какие-то истины в жизни.

Когда уж очень бывает тяжко, наугад открываю любую страницу «Граней Агни Йоги» и читаю – ответ есть всегда на любой вопрос. Еще ни разу я не оставалась без ответа. И такое умиротворение на душу находит, так все становится понятно. То, что тревожит, расстраивает, отравляет жизнь, – в основном это заботы сиюминутные, совершенно не важные для жизни. Они откуда-то на нас спускаются, насильственно внедряются в нашу жизнь. Когда почитаешь «Грани», любую строчку, душа освобождается, заботы уходят сами собой, их больше нет, душа будто бы умывается…

Сейчас я просто не представляю, как я могла жить раньше, не зная, не читая, не видя. Я думаю, в то время, когда я не могла даже представить себе, кто такой Борис Николаевич, какова его роль в моей жизни, – он это уже знал, он уже это писал. Я смотрела «Грани» за 1967-й год, 1966-й, 1964-й. Применительно к датам пыталась вспомнить свою жизнь, что я в эти дни делала, какая я была, что у нас было. Некоторые даты подходят под мой день рождения. Он всегда приходил и 1 марта, и 24-го. Есть у него Записи в эти дни, ведь мы его видели – и ночью он записывал. Я об этом много думала, пыталась как-то связать это со своей теперешней жизнью, с той жизнью… Наверное, там надо что-то искать для себя, именно в те дни, там и для нас какая-то информация есть. Мне иногда кажется, что я её нахожу, а потом кажется, что нет, мне показалось...

Надо нам этих книг, наверное, больше купить, больше их иметь дома. А может быть, это и не столь важно, достаточно и одной книги… Когда её читаешь, каждый раз, каждая новая запись воспринимается по-новому, информация по своему духовному содержанию настолько многопланова, что в зависимости от настроения, от желания понять глубину написанного, так и будешь понимать. Хочешь видеть глубже, то и увидишь больше, больше оттуда почерпнешь.

Последнее время жизнь мне послала очень много хороших людей, единомышленников. Может, время подоспело, может быть, я подросла, скорей всего, я способна сейчас больше понять. Я увидела этих людей и, если бы не эти люди, не знаю, как бы я жила. Они меня поддерживают, они меня направляют и связывают с Борисом Николаевичем. Вот эту живую связь я чувствую сейчас очень хорошо.

Как-то я подумала, что Борис Николаевич, наверное, уже отчаялся со мной, если он там смотрит. И так ко мне, и так, – и никак я. Показали мне и плохих людей, и хороших, я уже сама смогла разобраться, кто друг, кто враг, кто временный попутчик в жизни. Сейчас, я надеюсь, все-таки друзья вокруг. Борис Николаевич, наверно, теперь видит, что я не заблужусь. Видимо, зерно в землю было брошено, но сколько лет непророщенным пролежало, а теперь вот ростку надлежит подняться…

57:20

Ю.П. Бургасов:

У нас с Борисом Николаевичем зашел однажды разговор о святых «12 ключах». Я рассказал ему былину, которую знал, и мы решили с ним съездить на «12 ключей». А былина сводилась к следующему. На Куликовом поле была битва последняя [крупная] из многочисленных битв татар с русскими. В войско Дмитрия Донского была направлена рать из Венёва и окрестных деревень. В том числе из Свиридово отправился добровольно Свирид-отец и 12 его сыновей. Все они погибли на поле брани. В живых остался только отец. Горе его было неописуемо, и, приехав домой, он неустанно молился Богу. В деревне Свиридово и сейчас эта церковь цела. В этой церкви молился, чтобы Бог даровал ему успокоение в жизни. И Бог сжалился над ним. И вот, из урочища Свиридова. лесочка, внезапно днем появилась вода. При близком рассмотрении местное население определило, что там 12 ключей. И в течение нескольких лет над истоком этих ключей выросло 12 лип. Несколько лип и сейчас еще целы. Трудно сказать, видели ли они то время, но, во всяком случае, они еще пока живы.

Вот этой былиной Борис Николаевич заинтересовался, и мы с ним поехали поглядеть. Были мы очень долго, неустанно пили воду, Борис Николаевич восхищался вкусом этой воды. Мы там чаёк придумали. И поздно вечером вернулись в Венёв.

Там же у нас зашёл разговор о Ключёве, это деревня на север от Венёва, которая в то время насчитывала примерно 20-25 дворов. В настоящее время там вряд ли что осталось. Бориса Николаевича поразила красота тех мест.

Однажды мы остановились недалеко от здания земской школы. Оттуда вышел мужчина, старичок, лет 70, примерно моего возраста, одетый во все белое и в темный брезентовый фартук. Разговорились, он оказался заядлым рыбаком, познакомились с ним. Он пригласил нас на его прикормленные места. Поймали мы в то время неплохо. С тех пор мы часто заезжали туда с Борисом Николаевичем.

Борис Николаевич очень подолгу беседовал с этим человеком, к сожалению, я не помню ни имени-отчества, ни фамилии. Этот человек совмещал в школе несколько должностей, он был директором школы, преподавателем и сторожем, и жил там. Жил один-одинешенек, и зимой, и летом. Вблизи леса не было, с дровами он очень перебивался, его положение было отчаянным. Мне пришлось использовать свое служебное положение и привезти ему несколько машин дров и угля. Он был очень благодарен, а Борис Николаевич сказал, что мне это когда-то воздастся.

………………………………………………..

1:02:35

Н.В. Бургасова:

Борис Николаевич неожиданно умер. Он не жаловался на здоровье. Я помню, в этот день ушла на дежурство, а дежурила до 12 часов. Утром я ушла. Из дома звонят мне, что Борису Николаевичу плохо, вызвали скорую и положили в терапию.

Он хотел, чтобы я пришла к ним домой, а меня дома не оказалось. Потом мне передали его слова: «Ну какая же работа, мне плохо». Он так хотел, чтобы я пришла в это время.

Наши отделения, хирургическое и терапевтическое, были рядом. Я после дежурства сходила в терапию, попроведала Бориса Николаевича, поразговаривала с ним вечером, это было около 7 часов. Он сказал, что Нине Ивановне очень тяжело без него, ведь она же беспомощная. «Она же, чайник, вы сами знаете, не может поднять». Я ушла с этим, а ночью он умер. Почему-то не думала, что он умрет быстро, я думала, поправится.

Нина Ивановна мне дала серебряный крестик на шнурочке. Сказала: «Оденьте его на шею, Нина Васильевна. Ему будет это приятно». Чтобы я лично сама одела ему крестик на шею – я это сделала. Помогли с похоронами, привезли его. Юрий Петрович как раз работал и имел возможность на машине помочь. Нину Ивановну мы на своей легковой машине на могилу отвезли. Из Москвы приехали люди, представительные, их не так много было, наверное, человека четыре. Солидно так выглядели, видно, что люди не простые. И один сказал, что вы ещё не знаете, что за человек от нас ушёл...

………………………………………………..

о Н.И. Абрамовой:

1:09:20

Т.Ю. Бургасова:

Нина Ивановна, как она мне запомнилась: очень проницательные, умные глаза, острый быстрый взгляд. Глаза у нее были такие огромные, голубые, какие-то всё понимающие, всё знающие. Волосы светлые, седые, наверное. Вот я сейчас вспоминаю, седые волосы, по-моему, у нее слегка вились на висках. Очень приятное, красивое продолговатое лицо, тонкие брови. Очень аккуратно одета всегда, вся подобранная, всё со вкусом на ней было. Она всегда была дома и, тем не менее, была очень привлекательна. Ей было-то, наверное, не так много лет в то время. Мне казалось, что она не молода, но она не так уж была и стара.

1:13:45

Н.В. Бургасова:

Нина Ивановна не выходила никуда. Она же была больным человеком. Борис Николаевич ее зимой даже на саночках катал. Она сама на ногах плохо как-то ходила. По дому свободно передвигалась, а на улицу никогда не ходила. Поэтому Борис Николаевич, в полном смысле можно сказать, это муж, который носил на руках.

Нина Ивановна вообще не могла ничего делать. Всё делал Борис Николаевич, обеспечивал продуктами и помогал. К ним приходила женщина, которая готовила. Нина Ивановна не могла поднять двухлитровый чайничек, чтобы налить, значит, кто-то помогал. Она сядет у плиты, которая топилась дровами (в этом доме никаких удобств не было), а эта женщина под ее указкой всё делала.

………………………………………………..

Трудно она жила, конечно, но прожила долго. Вот такая больная женщина, она прожила 20 с лишним лет без Бориса Николаевича. Дух у неё был крепкий. Волевая, крепкая женщина она была. Больная телом, а духом она была сильная, под стать была Борису Николаевичу. Она была развитая, культурная женщина. Они походили [были похожи] по манере разговора, по манере мышления. Они были просто созданы друг для друга.

………………………………………………..

Когда она переехала далеко в новый дом, она со стульчиком – передвинет и пройдет, это так далеко! – дважды приходила к нашему дому сюда, и каждый раз меня не было дома.

………………………………………………..

Нина Ивановна уже одна жила. Ей хорошо было бы перейти в новый дом с удобствами, где ей дали квартиру. Так жалко было глядеть: все уже переехали из этого [старого] дома, сняли крышу, а она всё не уходит... Я пришла, она рассаду, баклажаны и перчики в баночках, хиленькие такие, палочкой на невскопанном огороде, такая жалкая, ковыряет и сажает. Понимаю, что никакого результата не будет от этой посадки, но человек чем-то занят... А в это время крыша дома уже трещит, её снимают. А Нине Ивановне так не хочется, она говорит: «Это неправда, это неправда, построят дом». У неё надежда была: «Построят этот дом, вот сломают и все равно это сделают. Я буду здесь жить». И вот, её насильно отсюда оторвали и перевезли с этого места. Старая больная женщина так держалась за это место, прямо глядеть без слёз нельзя было. Когда уже крышу сняли, она всё оставалась с вещами…

………………………………………………..

1 В квадратных скобках даны примечания и уточнения редактора сайта «Этика в жизни и во мне».
2 В настоящее время нам известны только письма Е.И. Рерих к семье Абрамовых.
3 Согласно письмам Б.Н. Абрамова, этот переезд произошёл несколько позже в 1961 г.

https://www.etikavomne.agni-age.net/bio ... -Q#danilov


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость