Что такое "рериховедение"?

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 7228
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Что такое "рериховедение"?

Сообщение Надежда Лебедева » 13 ноя 2020, 14:34

Владислав Соколов,
канд. философских наук, культуролог,
старший научный сотрудник Объединённого Научного Центра
проблем космического мышления Международного Центра Рерихов,
лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих (г. Москва)


Исследование жизни и наследия Рерихов как новая научная специализация
(или что такое «рериховедение»)


https://roerich.kz/publication/issledov ... gm_4uxuQ6I

В работе рассматривается природа нового научного направления, отражающего наработки в исследовании жизни и наследия Рерихов. На основе системного подхода к теме выдвинуто обоснование того, чтó следует подразумевать под данным направлением; подробно рассмотрен вопрос об основателях этой новой научной специализации. Показано, что данное направление неотъемлемо от космического мышления, или космизма.
Ключевые слова: новое научное направление, космизм, Рерих, Беликов, Шапошникова, научная школа Шапошниковой, новая научная специализация, рериховедение.

Vladislav Sokolov,
PhD, Specialist in Cultural Studies,
Senior Researcher of the Unified Scientific Center
for Space Thinking Problems of the International Centre of the Roerichs,
Helena Roerich International Prize winner, (Russia, Moscow)

Research of the life and heritage
of the Roerichs as a new scientific specialization
(or what is «Roerich studies»)

This paper considers the nature of a new scientific direction which is reflecting the achievements in the study of the Roerichs’ life and heritage. Based on a systematic approach to the topic, the rationale for what should be understood by this field is put forward and, additionally, the topic of the founders of this new scientific specialization is discussed in detail. It is shown that this direction is inherent to cosmic thinking, resp. cosmism.
Keywords: new scientific direction, cosmism, Roerich, Belikov, Shaposhnikova, Shaposhnikova's scientific school, new scientific specialization, Roerich studies.

Исследование жизненного пути и многогранного творческого наследия великой русской семьи Рерихов в наше время ещё называется «рериховедением». О терминах будет сказано ниже, главная же задача данной работы — раскрыть само явление, которое стоит за ними.

Говоря «Рерихи», «семья Рерихов», подразумеваются четыре человека — уникальный творческий коллектив, в котором каждый работал над решением своих задач, но вместе они выступили как особое, значимое явление в российской и мировой культуре, составившее одну из важных основ того, что ныне именуется новым космическим мышлением, или космизмом. Речь идёт о Николае Константиновиче (1874–1947), Елене Ивановне (1879–1955), Юрии Николаевиче (1902–1960) и Святославе Николаевиче (1904–1993) Рерихах. Их наследие и жизненный путь в наше время не случайно интересует всё большее число учёных, деятелей культуры и представителей самых широких слоёв общества. Серьёзное и непредвзятое отношение к этому наследию, его углублённое изучение свидетельствуют о том, что в нём содержатся те основы, которые способствуют обновлению и расширению научного знания, самого пространства познания. Это связано, например, с изучением свойств человека, пока зачастую скрытых, его тонкой структуры, его эволюции с более широкой точки зрения, включающей эволюцию всего Мироздания; с познанием свойств материи, дальнейшим углублением в её иные планы бытия; с вопросами конкретных взаимосвязей человека-микрокосма с Макрокосмом как грандиозной одухотворённой структурой, пронизанной жизнью на всех её уровнях; с осмыслением важной проблемы разумности мироустройства, а, следовательно, такого явления, как Космический Разум; с постижением более широкого спектра законов космической эволюции, в поле которых входит и Земля, и её человечество.

К истокам формирования нового космического мировоззрения наряду с Рерихами имела отношение целая плеяда светлых умов, учёных и философов-космистов, деятелей искусства, людей высокотворческих, смелых в способности идти новыми путями в плане познания и осмысления их результатов, среди которых были героические личности, гениальные провидцы. Это были те, кто расширял наше сознание, продвигал мышление человечества вперёд и выше, словом — подвижники, в самом высоком смысле этого понятия. Без расширения сознания невозможно осмыслить всё то новое, что рождается в поле творчества этих великих мыслителей, что имеет отношение к эволюционному преобразованию науки и всей нашей жизни. В противном случае будет лишь непонимание и отрицание.

Космизм, или космическое мышление (как явление в целом, так и отдельные его грани, а также персоналии в контексте эпохи), изучается как учёными, так и многими самостоятельными исследователями, в том числе теми, кого привлекает интереснейший и очень значимый период нашей отечественной истории, известный под названием Серебряного века (принято обозначать концом XIX в. – началом 1920-х гг.) с его характерными особенностями, важными для культурного развития не только России, но и планеты в целом. Это и глубинно новое отношение к человеку и его многогранным связям с Мирозданием; это и научный «взрыв» с его проникновением в некоторые тайны Макро- и микромира, содействовавший зарождению в целом нового научного мышления; это и расцвет искусства, литературы, при котором выявился особый культ творчества, посредством которого происходил прорыв творца в неизведанные, но уже запечатлённые в прошедших веках и тысячелетиях в виде многих вех и образов, слои сложной реальности Космоса. При этом надо отметить, что космизм во временнóм охвате — это далеко не только период Серебряного века. Последний отразил только начальный, крайне важный этап в целом довольно длительного процесса формирования и развития нового космического мышления.

Как известно, процесс формирования космического мышления начался в конце XIX – начале XX века в России, но при этом, будучи протяжённым во времени, он включает и нашу современность. И не только. Крупный российский учёный-космист Л.В. Шапошникова в одной из своих программных работ отмечает: «Думать, что новое космическое мышление наступит сегодня или завтра, значит не уметь ориентироваться во времени процесса. Завершающий период формирования нового мышления может занять не менее двух веков, а возможно, и больше. Время процесса становления космического мышления зависит от самого человека. Чем выше уровень сознания человека, тем быстрее и плодотворнее окажется этот процесс» [1, с. 67]. Таким образом, космическое мышление ныне продолжает свой путь развития; но, к сожалению, этот путь очень тернист, он как и всё новое встречает серьёзные препятствия. При этом данное мышление обладает большим потенциалом для мощного и устойчивого развития культуры и цивилизации настоящего и будущего.

Космическое мышление нашло своё яркое отражение в многогранном наследии семьи Рерихов, основой которого выступает философия космической реальности — Живая Этика, реализующая свой потенциал через пространство науки. Надо подчеркнуть, что идеями этой философской системы пронизано художественное, научное и литературное творчество Н.К. Рериха, а также полотна и вся другая работа его младшего сына — С.Н. Рериха.

Творческий путь старших Рерихов — Николая Константиновича и Елены Ивановны — начинался в Серебряном веке русской культуры. Они были яркими выразителями своего времени. Так, к середине второго десятилетия прошлого века, Н.К. Рерих был очень заметной фигурой в художественном мире, а также приобрёл известность в историко-археологических кругах своими изысканиями на севере европейской части России, проявил яркий писательский талант в виде философской поэзии и прозы; Елена Ивановна к этому времени накопила немалые знания в философии (особенно интересовалась восточной), литературе, музыке, владела иностранными языками и в целом притягивала к себе внимание как неординарная личность, излучавшая, по признанию современников, большую духовную силу. Поэтому не случайно, скажем, о Н.К. Рерихе писали, начиная ещё с конца XIX века; и если взять период с этого времени по 1915 год, то мы можем уже видеть как исследователей его наследия (здесь, например, такие авторы, как И.И. Лазаревский, А.А. Ростиславов, С.К. Маковский, А.Ф. Мантель, С.П. Яремич, А.И. Гидони), так и тех авторов, которые писали о нём, не ставя перед собой исследовательских задач, или рассматривая данное наследие в рамках иного контекста (например, Н.А. Александров, А.А. Спицын, В.В. Стасов, А.В. Половцов, М.А. Волошин, А.Н. Бенуа, Н.А. Яблонский, А.М. Ремизов) (см.: [2]).

В последующие десятилетия количество работ, посвящённых наследию Рерихов, стало возрастать, как и расширялся круг авторов. Однако наличие данного процесса с его постепенным накоплением материала ещё не значило, что то явление, которое в наше время порой называется рериховедением, уже существовало, пусть даже ещё и не в полной степени. Это были, образно говоря, пока отдельные кирпичики, зачастую очень разрозненные, иными словами — далеко ещё не строение и даже не его фундамент. Строение возникнет позднее. Особенно, если учесть, что речь идёт о формировании нового научного направления. Для его возникновения должны были возникнуть особые обстоятельства, связанные с приходом в исследовательское поле тех людей, с именами которых связано глобальное и систематическое научное осмысление наследия семьи Рерихов. Причём, не только творчества Николая Константиновича, но, что очень важно, огромного труда Елены Ивановны, труда, долгие десятилетия остававшегося в тени, однако, без которого будет совершенно не прояснён внутренний смысл всей работы Н.К. Рериха. К тому же требовалось осмысление не только творчества Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, но и конкретных обстоятельств их жизненного пути, которые надо было ещё внимательно исследовать и верно трактовать. Такую же работу необходимо было хотя бы начать и в отношении их сыновей: крупного художника, мыслителя, педагога и общественного деятеля — Святослава Николаевича; выдающегося востоковеда, лингвиста, филолога — Юрия Николаевича, наследие которых также очень внушительно по своему объёму и смысловому содержанию. Здесь надо подчеркнуть, что понимание смысла жизненного пути творца, можно сказать, распознание его миссии, порой столь же сложно, как и осмысление его наследия. В случае же с Рерихами эти две стороны не просто, как это и положено, тесно связаны, но столь многослойно переплетены, что одно без другого понять невозможно. Но, повторюсь, главное условие для возникновения особой науки, связанной с изучением жизни и наследия Рерихов, — это конкретный человек, исследователь, который смог бы начать всю эту огромную работу. Иными словами, здесь не подразумеваются отдельные исследования каких-либо граней творческих наработок или жизненного пути Рерихов. Речь идёт о совершенно ином уровне подхода к этой необъятной теме, подхода, в котором проявилась бы столь необходимая целостность, способная замкнуть в единую систему все аспекты, связанные с жизненным путём, творчеством и миссией великой русской семьи.

С течением времени такие люди пришли. В разное время и при различных обстоятельствах они начали свой долгий путь глубокого погружения в мир Рерихов. Их было двое, работали они независимо друг от друга, у каждого была своя задача, каждый имел возможность личного общения с кем-либо из представителей семьи Рерихов, и именно с их именами связано возникновение того явления, которому посвящена данная статья, причём, — как нового научного направления. Речь идёт об известном собирателе и хранителе архивных документов о жизни и деятельности семьи Рерихов, писателе и мыслителе Павле Фёдоровиче Беликове (1911–1982) [3] и о выдающемся учёном, востоковеде, философе Людмиле Васильевне Шапошниковой (1926–2015) [4]. В середине 1930-х годов П.Ф. Беликов начал переписываться с Н.К. Рерихом (переписка началась с письма от Николая Константиновича в 1936 г.); также в 1930-х годах он состоял в переписке с Ю.Н. Рерихом (с 1938 г.), с которым позднее имел и личные контакты — со времени возвращения Юрия Николаевича из Индии на родину, состоявшегося в 1957 г. В период 1961–1981 гг. известна переписка П.Ф. Беликова со С.Н. Рерихом, с которым Павел Фёдорович так же имел личный контакт, в частности, когда Святослав Николаевич приезжал в СССР, П.Ф. Беликов сопровождал его в поездках, оказывая ту или иную помощь в очень насыщенном графике дел Святослава Николаевича в такие периоды. Л.В. Шапошникова была лично знакома со С.Н. Рерихом в течение четверти века (с 1968 г.); это был длительный и глубокий духовный контакт с незаурядным мыслителем и, без преувеличения, великим человеком, последним представителем семьи Рерихов, оказавший большое влияние на Людмилу Васильевну как учёного, в последующем ставшую крупнейшим исследователем рериховского наследия.

Несколько слов о терминологии. Думается, что термин «рериховедение» — пока условный, то есть, в будущем, возможно, возникнет более удачное наименование уже сформированного нового научного направления. Главное, что это направление существует и развивается. Название же его может уточняться. В своём предисловии к изданию первого тома «Справочника по наследию Рерихов» Л.В. Шапошникова отмечала, что «исследования жизни и наследия Рерихов взрастили целую науку, которая условно получила название рериховедение» [5, с. 6].

Автором настоящей статьи в другой своей работе — «Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология» — уже было предметно обосновано, что рериховедение (или лучше сказать — исследование жизни и наследия Рерихов) выступает одной из семи концептуальных разработок Л.В. Шапошниковой, которые, как было показано, представляют структуру её научной школы — более крупного системного образования (см.: [6]). Там же подчёркивалось, что речь идёт не о поднятых в трудах Людмилы Васильевны глубоких исследовательских темах, которых немало в её наследии, но — именно о главных разработках Л.В. Шапошниковой, каждая из которых представляет собой целый свод знаний, большое направление в научных исследованиях, содержащее в себе значимый потенциал, способный оказывать существенное влияние на развитие науки. В исследование жизни и наследия Рерихов Л.В. Шапошникова внесла концептуальный вклад, одной из важных граней которого является раскрытие эволюционного смысла творчества Рерихов, творчества очень многогранного, глубокого и далеко не всегда понятного в полной мере тем, кто прикоснулся к его постижению. В частности, ею была впервые раскрыта эволюционная суть таких деяний Рерихов, как осуществление Центрально-Азиатской экспедиции, создание Гималайского Института научных исследований «Урусвати», создание и продвижение в жизнь специального международного Договора по охране ценностей культуры — «Пакта Рериха». Кроме того, благодаря Л.В. Шапошниковой ряд современных научных областей впервые обогатился знанием о концепции культуры Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, концепции исторического процесса Н.К. Рериха, других больших научно-философских наработках этой семьи, глубинном значении художественного творчества Н.К. Рериха. Отдельным и очень значимым направлением данной концептуальной разработки Л.В. Шапошниковой выступает защита имени и наследия Рерихов от невежественных трактовок, в том числе носящих клеветнический характер, от недобросовестных подходов в исследовании, искажений фактов жизненного пути этой семьи, незаконных и несвоевременных изданий частей их наследия, разного рода нападок на общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве.

В данной кардинальной разработке Л.В. Шапошниковой есть своя особенность. Как уже было сказано, основателями такого нового научного направления как исследование жизни и наследия Рерихов независимо выступили два человека: П.Ф. Беликов и Л.В. Шапошникова. При этом вклад Л.В. Шапошниковой в данное научное направление столь велик и оригинален, что автор данной статьи посчитал целесообразным включить его в ряд концептуальных разработок этого учёного; разумеется, в этом случае речь идёт об исследованиях в данной области, осуществлённых самой Л.В. Шапошниковой. Думается, можно утверждать, что исследование жизни и наследия Рерихов (рериховедение) как новое научное направление в концептуально сформировавшемся виде мы находим именно у Л.В. Шапошниковой (разумеется, данное направление имеет большой потенциал для дальнейших разработок). Она многогранно раскрыла эволюционную суть научно-философского и художественного наследия Рерихов, а также деятельности каждого из членов этой уникальной семьи, осмыслила с разных сторон сам её феномен; как историк, с присущей ей мировоззренческой широтой и целостным подходом к историческому процессу, Л.В. Шапошникова проделала глубокий и многослойный анализ эпохи, в которой жили и творили все четверо Рерихов. Этого до неё не делал никто. Вместе с тем, надо всегда иметь в виду, что рассматриваемое здесь научное направление сформировалось под воздействием большой работы как Л.В. Шапошниковой, так и П.Ф. Беликова. В своей статье «Хранитель», посвящённой Павлу Фёдоровичу, Людмила Васильевна, знавшая его лично, отмечает: «Он стоял у истоков серьёзного научного рериховедения. <…> Сам Павел Фёдорович от природы своей обладал талантом учёного и исследователя. Он был учёным, как говорят, от Бога. Не имея никакого специального образования, он был первым, сумевшим открыть нам подлинного Рериха во многих аспектах его деятельности. <…> …Его работы, превосходившие публикации дипломированных учёных, охотно принимали в научные журналы и сборники» [7, с. 49]. Сама же Л.В. Шапошникова по существу дела осуществляла руководство развитием направления по исследованию жизни и наследия Рерихов, как на теоретическом уровне, так и в организационном плане. В целом, с появлением в исследовательском пространстве работ П.Ф. Беликова и Л.В. Шапошниковой задавался новый образец подхода к изучению наследия и жизненного пути семьи Рерихов, подход целостный и многоуровневый, с раскрытием внутренних взаимосвязей между явлениями и объектами; широкий в смысле охвата проблем, в том числе, мировоззренческого плана; честный и непредубеждённый с точки зрения открытости сознания к вмещению порой очень сложных явлений; синтетичный в своём новом качестве; наконец, подход научный в самом высоком смысле, включая разные способы познания столь же сложной и многомерной реальности Макрокосма, как в известной степени и сам человек-микрокосмос.

Надежда Лебедева
Сообщений: 7228
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Что такое "рериховедение"?

Сообщение Надежда Лебедева » 13 ноя 2020, 14:37

Исходя из вышеизложенного, можно говорить об исследовании жизни и наследия Рерихов как о новом научном направлении в двух аспектах. Во-первых, как о направлении, сформированном Л.В. Шапошниковой и П.Ф. Беликовым. Во-вторых, как об одной из концептуальных разработок Л.В. Шапошниковой, входящей в структуру её научной школы, что обосновано как большой оригинальностью исследовательской мысли и вклада Людмилы Васильевны в данном направлении, так и развитием её идей в трудах последователей, что важно подчеркнуть.

Об этом приходится говорить не случайно, так как порой можно встретить утверждение, что Л.В. Шапошникова выступила «создателем научной школы рериховедения» и точка, только это, без упоминания о её научной школе в целом как явлении очень широком; в настоящее время такой подход будет сеять недопонимание и путаницу [8]. Здесь необходимо усвоение раскрытого выше взаимоотношения между такими явлениями, как «научная школа Л.В. Шапошниковой» и «рериховедение». Очевидно, что последнее представляет собой исследование жизненного пути и многогранного творческого наследия семьи Рерихов. Но когда на основе глубокого исследования данного наследия возникают оригинальные концепции и теории, что мы и имеем в случае с трудами Л.В. Шапошниковой (которая при этом задействовала широкий контекст мировой истории и культуры), то такое наращивание новых знаний уже значительно выходит за рамки собственно рериховедения. Поэтому, сводить всю научно-исследовательскую работу Л.В. Шапошниковой только к понятию «рериховедение» абсолютно не верно.

Кроме того, можно встретить ещё более ошибочные высказывания. Например, что внутри рериховедения у Л.В. Шапошниковой есть своя школа. По этой логике выходит, что в пространстве рериховедения наряду с как бы данной школой существуют какие-то другие школы. Это абсолютно не правильно по самому смыслу. Ведь в этом случае получается, что внутри по существу своего же дела (выше уже не раз говорилось, что Л.В. Шапошникова является одним из основателей рериховедения) есть некая школа самой же Людмилы Васильевны, что не верно, ни логически, ни по сути. Какого-то иного рериховедения, помимо того явления, которое было обосновано в данной работе, не существует. Исторический контекст и смысловое наполнение вопроса никто не может отменить или заменить чем-то искусственным.

Если мы говорим о научной школе Л.В. Шапошниковой, то, как уже говорилось, она как раз и включает в себя рериховедение (в разработках этого учёного), но не как некую особую школу, а как новое научное направление, или научную специализацию. В данном контексте надо обратить внимание на терминологию самой Л.В. Шапошниковой, содержащуюся в её статье «Рерихи». В ней она не пишет о рериховедении как «научной школе», но, по сути, в отношении исследования жизни и наследия Рерихов (если смотреть контекст, где говорится об «изучении эволюционного наследия Рерихов») употребляет такие два термина: «новая научная специальность» и «новая научная специализация» [5, с. 13–14].

Новая научная специализация под возможным названием «Исследование жизни и наследия Рерихов» имеет большие перспективы, в том числе и в деле развития нового космического мышления, или космизма.

Опубликовано:

Космизм и органицизм: эволюция и актуальность: сборник материалов VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург 19–20 ноября 2019 г. / под ред. О.Д. Маслобоевой, И.А. Сафронова. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. — С. 213–222.


Список библиографических ссылок и примечаний

1. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь – окт. 2003 г., Москва. В 3-х т. Т. 1. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2004. – С. 52–81.
2. Справочник по наследию Рерихов. Т. 1. Российские и зарубежные исследователи наследия Рерихов / под общ. ред. Л.В. Шапошниковой. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2014. — 344 с.
3. Из трудов П.Ф. Беликова, например, можно выделить такие, как «Рерих» (в соавторстве с В.П. Князевой) М., 1972, серия “Жизнь замечательных людей”; «Рерих. (Опыт духовной биографии)», Новосибирск, 1994; «Святослав Рерих: Жизнь и творчество» / сост. К.А. Молчанова, М., 2004; целый ряд работ о представителях семьи Рерихов, вошедших в сборник «Непрерывное восхождение», т. 1, М., 2001.
4. В качестве примера (ибо перу Л.В. Шапошниковой принадлежат более 20 книг, а также сотни статей и очерков о семье Рерихов) можно назвать такие труды, как «Мудрость веков»: сб. статей, М., 1996; «Чаша Грааля Космической эволюции» // Рерих Н.К. Культура и цивилизация, М., 1997; «Великое путешествие. Кн. 1. Мастер», М., 1998; «Героическое творчество Елены Ивановны Рерих» // «Новая Эпоха», 1999, № 4; «Великое путешествие. Кн. 3. Вселенная Мастера», М., 2005; «Философия космической реальности» // Бюлл. Комисс. по разраб. Научн. насл. акад. В.И. Вернадского / Комисс. РАН. Вып. 18, М., 2005; «Свет Утренней Звезды» // «Объединённый Научный Центр проблем космического мышления», М., 2005; «Учёный, мыслитель, художник», М., 2006; «Земное творчество космической эволюции», М., 2011; «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха», М., 2013; «Свет и тернии Космического пути планеты Земля», М., 2015. Также здесь можно заметить, что известна научная статья, в которой авторами совместно выступили П.Ф. Беликов и Л.В. Шапошникова — «Институт “Урусвати”», написанная в 1972–1973 гг. (см.: «Непрерывное восхождение», т. 1, М., 2001, С. 373–389).
5. Шапошникова Л.В. Рерихи // Справочник по наследию Рерихов. Т. 1. Российские и зарубежные исследователи наследия Рерихов / под общ. ред. Л.В. Шапошниковой. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2014. С. 5–14.
6. Соколов В.Г. Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология // Философия науки: научн. журнал Сибирского отделения Российской академии наук и Ин-та философии и права СО РАН. — 2018. — № 1 (76). — С. 96–111. Расширенный вариант данной работы см.: Соколов В.Г. Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология [Электронный ресурс] // Сердце Азии: сайт. Режим доступа: https://roerich.kz/publication/nauchnay ... okolov.htm (дата обращения: 08.01.2020).
7. Шапошникова Л.В. Хранитель // Непрерывное восхождение. В 2-х т. Т. 1. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. — С. 47–66.
8. Это не относится к фразе из краткой биографии Л.В. Шапошниковой, содержащейся в «Справочнике по наследию Рерихов» (т. 1), которая звучит так: «Л.В. Шапошникова является одним из основоположников школы рериховедения…» (с. 143). Здесь надо учитывать контекст, причём не только текстологический, но и событийный. Работа над первым томом данного справочника (завершена в 2014 г.) проходила в то время, когда собственно о научной школе Л.В. Шапошниковой как явлении широком, включающем, в том числе, и рериховедение, речь вообще не шла. Впервые такое явление, как научная школа Л.В. Шапошниковой, было концептуально обосновано и соответствующим образом заявлено в ноябре 2016 г. на заседании научного семинара в Москве автором настоящей работы; это был специальный доклад «Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология», на основе которого была написана одноимённая статья.


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость