Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 04 ноя 2018, 12:15

К 87-й годовщине со дня рождения

КИРЫ АЛЕКСЕЕВНЫ МОЛЧАНОВОЙ

«Каждое мгновение земной жизни должно быть напитано духовным устремлением, и оно совершенно беспредельно.

Мы призваны в этот мир, чтобы трудиться, восхищаться и следовать вершинами восхождения в процессе непрерывного творчества. Такова истинная реальность жизни.

Осознание сердца должно возрасти в ближайшем будущем. Науке предстоит многообразно подойти к широкому пониманию сердца. "Вся мозговая деятельность, вся нервная система, все выделения желез будут изучаться как каналы родника-сердца" (Надземное, 819).

...Наполнение сердец лучшими качествами и есть созидание культуры духа. Это нелегкий труд самовоспитания, духовного восхождения».

К.А. Молчанова «Суть Знамени Мира»

----------------------------------------------------

НА ФОТО:

- К.А. Молчанова, бессменный председатель Эстонского общества Рериха

- Члены ЭОР и гости на встрече в Kodulinn. К.А. Молчанова и М.Р. Озолиня


Эстонское общество Рерихов

45278468_749664542064329_3899228266317217792_n.jpg
45278468_749664542064329_3899228266317217792_n.jpg (51.98 KiB) 457 просмотра


45276208_749664915397625_2452893468133949440_n.jpg
45276208_749664915397625_2452893468133949440_n.jpg (104.12 KiB) 457 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 08 ноя 2018, 19:10

Памяти Киры Алексеевны Молчановой (04.11.1931-12.01.2015)
http://www.roerichs.com/wp-content/uplo ... 1.2015.pdf

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 12 янв 2020, 09:51

12 января - День памяти Киры Алексеевны Молчановой

Кира Алексеевна была настоящим Воином Культуры.
Она всегда следовала завету, который услышала еще в молодости от Святослава Николаевича Рериха -"Будем всегда стремиться к Прекрасному!"

Очерк о Святославе Николаевиче

Святослав Николаевич Рерих является одним из четырех Духовных Учителей единого Духовного Организма, имя которого Р е р и х. Он стал художником, чтобы принять из рук Отца эстафету Красоты в служении миру.

Мы забыли, что Красота – сила природная, а искусство – главное средство выражения красоты. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» - Ф.М. Достоевский.

Уже в самом начале 20 века Н.К.Рерих твердил, что забота о Красоте должна стать жизненным новым делом в исканиях будущей жизни, что стремление человека к красоте извечно. «Радостно то, что красота жизни есть, и дали ее велики. Древняя истина: «победит красота». Эту победу можно злоумышленно отсрочить, но уничтожить нельзя» - Н.К. Рерих «Земля обновленная».

Своим искусством Святослав Николаевич возвысил человека до вечной жизни в Космосе. Вспомним его картину «Вечная жизнь». Вспомним также, что он постоянно говорил в своих беседах со зрителями и слушателями на выставках, по радио, в официальных выступлениях и в частных беседах. Он призывал устремляться к Прекрасному, более совершенному каждый день, не гаснуть, а делать это сознательно и непрерывно.

Задача сегодняшнего дня – духовное пробуждение человечества. Энергия творчества разлита во всей Вселенной. Людям заповедано думать, не как разрушать, а как созидать. Искусство должно входить в самую глубину жизни каждого человека, его веры и чувств. И каждый человек призван заниматься каким-нибудь видом искусства, потому что (еще раз!) искусство является главным средством выражения Красоты. И о религии или вере человека Святослав Николаевич говорил тоже прекрасно: «Это чувства, которые поднимают нас над каждодневностью».

Духовное завещание Рерихов всем нам: вернуть миру облик Красоты! Ведь идея народного просвещения владела Н.К.Рерихом с самого начала 20 века. Он мечтал преобразовать свою художественно-промышленную школу в Свободную народную академию как художественно-просветительную организацию, где каждый мог бы свободно выбирать для учебы любой вид искусства или сразу несколько. Помешали события 1917 года. Затем Н.К.Рерих стал воплощать эту идею в США и создал Институт объединенных искусств. Помешало гангстерское предательство.

И вот в самом конце 20 века снова Россия. Эту идею претворил, наконец, в жизнь уже младший сын Н.К. Рериха – художник, ученый, общественный деятель Святослав Николаевич Рерих вместе с Людмилой Васильевной Шапошниковой. Она стала уже в наши дни не только носителем, но и выразителем духовного завещания Рерихов всему человечеству – вернуть миру облик Красоты. Для этого Л.В. Шапошникова как ученая и заслуженный деятель искусств, философ и общественный деятель наметила великий подъем в мире Знания: в науке не будет больше разделений между духом и материей, духовное и физическое будут объединены! Космическое мышление и новая теория познания (синтез искусства, религии и науки) начинают входить в нашу жизнь. И долг каждого мыслить о переустройстве мира и цементировать пространство огнем своего сердца – своим устремлением к Прекрасному, путем самоусовершенствования Красотой.

К.А. Молчанова
2003 год

Материал Татьяны Купавы

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 12 янв 2020, 14:29

СЛУЖЕНИЕ СВЕТУ

Сегодня исполнилось пять лет со дня ухода с земного плана нашей незабвенной Киры Алексеевны Молчановой, бывшей бессменной руководительницей Эстонского Общества Рериха (ЭОР) на протяжении 25 лет.

В «Гранях Агни-Йоги» за 1957 год (июнь, 17) сказано: «…Служение Свету в основе наиглавнейшей своей, без которой оно невозможно, заключается в том, что человек в ауре своей несет свет, и излучает его вокруг себя, и им насыщает пространство, и оздоровляет и одухотворяет сферу вокруг себя на расстояние, соответствующее силе этих излучений. В ауре своей несет Служитель Света Благо планете, на которой живет. А тогда и дела, и слова, и поступки, и все, что творит человек, становится лишь аккомпанементом светоносности духа…» Эти слова можно с полным основанием отнести к Кире Алексеевне.

Обычно думают, что Служение Свету заключается в совершении добрых поступков, в создании групп по изучению Агни-Йоги, в организации мероприятий и т.д. Все это так: она совершала добрые поступки, создала Эстонское Общество Рериха, руководила проведением мероприятий и т.д. В Учении Живой Этики сказано, что главное – это внутренняя деятельность, работа над тем, чтобы ваша аура всегда изучала Свет. Даже если внешние действия не дали видимого результата, тем не менее, они отнюдь не бесполезны – ведь светлые мысли и устремления обязательно дадут свои следствия, помогут привнести Свет на нашу планету.

Поэтому сегодня мы, светло вспоминая о ней, говорим о К.А. Молчановой, как о светоносце, который воздействовал на нас, бывших на протяжении многих лет рядом с нею, учившихся у неё, помогавших ей по мере своих сил и возможностей. Она постоянно училась, размышляла, писала статьи, выступала по темам Учения, устремлялась к Свету. За это мы ей безмерно благодарны как Учителю Света! Посылаем ей мысли добра и любви, с теплом и сердечностью! Вечная ей память и низкий поклон!

Наталья Резник

Молчанова Кира Алексеевна.jpg
Молчанова Кира Алексеевна.jpg (76.04 KiB) 357 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 02 ноя 2020, 08:57

4.11.2020 - 89 лет со дня рождения Киры Алексеевны Молчановой, председателя Эстонского общества Рериха (1989 - 2014)

Поручение


Газета «Содружество», № 8, декабрь 2002 г. - февраль 2003 г.

Вы знаете из книг Учения, и “Махатма Леттерс”, и Учений Маст[ера] Илл[ариона], что условие преданности к Доверенным Вл[адыки] есть непреложный закон оккультизма. И что никогда Вл[адыки] не могут нарушить его, ибо это было бы опрокидыванием всей основы Учения и разрушением Их Твердыни. Так вся история Теос[офского] движения ярко подтвердила этот закон. Истинно, еще не [бы]вало, чтобы Доверенные оказались бы не на высоте своего Избрания. Ведь избрание это готовится тысячелетиями, и когда внутренняя сущность таких избранных готова и космические сроки для Поручения наступают, они посылаются на Землю.

Рерих Е.И. Письма. М., 2001, т. III. с. 459-460

Рерихов Четверо. Их сознание было объединенным. Они дополняли друг друга и составляли единый организм. Без этой Великой Семьи у нас не было бы пути в Новый Мир, к достижению Космического сознания.

“Четыре стража, кубок Архангела храните. Наполнен вином Новым явленный вам ковчег. Устам времен Я заповедал привести вас на путь Мой” (Листы сада Мории, кн.1, 1922, апрель 23).

После ухода Николая Константиновича и Елены Ивановны бремя ответственности за выполнение Поручения легло на сыновей. Они приехали на Родину: Юрий Николаевич в 1957 году, Святослав Николаевич в 1960 году. И когда в 1960 году Юрий Николаевич ушел из жизни, Святослав Николаевич сказал Павлу Федоровичу Беликову (1911 – 1982): теперь Вы нужны будете здесь, указав ему на прямые задачи.

Так Павел Федорович держал нити связи со всем миром. Именно ему в это трудное время удавалось сотрудничать с такими крупнейшими научными учреждениями, как Академия Наук СССР, Академия Художеств СССР, Всесоюзное Географическое общество и другие, а также публиковать статьи и материалы в научных изданиях о художественно-философском наследии Рерихов. Более двадцати лет вокруг него формировалось Рериховское движение на территории СССР и за его пределами. В этом каждый сможет убедиться сам, если прочитает документальные свидетельства в двухтомнике «Непрерывное восхождение” (М., МЦР; 2001, т.1). Это был великий в своей простоте и скромности человек, который никогда ни при каких обстоятельствах не претендовал ни на какое лидерство и Поручение выполнял самоотверженно.

Павел Федорович говорил мне, и неоднократно, что Рерихи завещали всем поколениям во всех странах поддерживать и помогать строить в России новый центр мировой Культуры. Уже в тридцатые годы Н.К. Рерих подчеркивал: Вы все – работники на Россию! В Америке, в Прибалтике, в Китае, в Харбине и позднее в Новосибирске, в Индии и в Болгарии все работали для осуществление этой цели.

Сейчас люди обсуждают, особенно в Интернете, и осуждают не только друг друга, но и Святослава Николаевича за то, что он сделал своей Доверенной Людмилу Васильевну Шапошникову. Однако забывать, что Святослав Николаевич один из Четырех и не считаться с Его волей, это неразумная попытка разъединить то, что было соединено самим Великим Учителем. Вспомним картину Н.К.Рериха “Победители клада”. Четверо один за другим согбенно выносят Свет из высокогорной Обители.

Для нас принесли Они этот Свет, чтобы помочь каждому совершенствоваться. Живая Этика дана на многие тысячелетия для ежедневной кропотливой работы над собой.

П.Ф. Беликов постоянно подчеркивал: наша задача – совершенствоваться в жизни будней, изживать амбиции и плохие привычки, очищать сердце, опираясь на Живую Этику и на пример Подвижников. «Стяжай в себе дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся!» - Серафим Саровский. Такое служение эволюции ожидает от нас Высший Мир. Только такой подвиг нужен всем мирам.

К.А. Молчанова,
член Международного Совета Рериховских организаций

Из материалов Эстонского общества Рериха: www.roerich.ee

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 03 ноя 2020, 07:08

Миссия эстонского народа в эволюции мира
Кира Молчанова, Эстонское общество Рериха

Космос направляет мир к овладению Красотою.
Беспредельность, § 178

Не от физических размеров зависит космическое значение.
Зерно служит лучшим примером.
Сердце, § 177

Наш человеческий кругозор привычно ограничивается только физическим миром. И когда речь заходит о переустройстве мира, то воображение не идёт дальше тоже физического мира и низших форм нашей человеческой жизни, то есть только цивилизации. Это узкое мировоззрение заводит в тупик. Тем не менее Планета живёт в Космосе, её пронизывают разные энергии. При всём разнообразии космических явлений в основании всех построений лежит огненное единство. Так утверждает Учение Живой Этики или философия космической реальности, наука, и так человек оказался лицом к лицу перед необходимостью перерождения собственного сознания и проникновения в миры иных измерений: не только в миры видимые, но и невидимые. Это прорыв в Космос или прорыв сознания человека из жизни преходящей в жизнь вечную. Эпоха грубой физической жизни завершается в предсмертной агонии, а новое строительство всегда утверждалось поиском истины и достижениями культуры.

Н.К.Рерих определил будущее человечества как Эпоху Культуры, эпоху сотрудничества и единения людей через Красоту, Знание, созидательный труд-творчество. Мне кажется, что события в Эстонии во второй половине ХIХ и первой половине ХХ столетия достойны того, чтобы обратить на них внимание, как на яркое свидетельство жизненности идей Рериха. Всего за несколько десятилетий из безымянного угнетаемого и бесправного крестьянского племени эстов сложилась нация благодаря самовыражению в культурно-созидательной деятельности через Красоту. В очерке «Эстония» Н.К.Рерих констатировал:

«Скажем: когда народ творит, тогда приходит и расцвет страны. Это не преувеличение. Неопровержимые классические примеры показали, откуда приходит расцвет стран, как складывалось возрождение. На целый ряд веков народ обновлялся именно цветами творчества»1.

Ещё в преддверии новой ступени эволюции эстонскому народу суждено было дважды выявить мощь Красоты и подтвердить значение искусства как высшей ценности в человеческой жизни. Первый раз в ходе строительства своей государственности. Единственным путём к единению народа и свободе оказалась возможность самовыражения в Красоте. Народ невольно мог воспользоваться только самым высоким способом нагнетания энергии. Это вывело его напрямую на светоносный путь Культуры. Произошла небывалая скорость восхождения, чудесно изменившая судьбу народа в его стремлении к возвышению человеческого достоинства, к самоопределению и национальной независимости.

Эстония постоянно находилась в тисках между крупными народами, их оккупации то с Запада, то с Востока. В силу географических и исторических условий жизни созидательная энергия народа могла найти выход только в развитии национальной культуры.

В глубине народной, в крестьянской семье родился и подвижник национальной культуры Ф.Р.Крейцвальд. Духовно-героической основой эстонского народа стал сложенный Крейцвальдом в середине XIX столетия на основе древних народных преданий эпос «Калевипоэг». Эпос пробудил глубокие национальные чувства, и эстонская демократическая независимая культура стала мгновенно развиваться во всех направлениях. Произошло быстрое единение народа в самодеятельном хоровом движении. Возникшее в 1865 году первое певческое общество «Ванемуйне» в г.Тарту всего из десяти человек оказалось настолько жизнеспособным и стимулирующим общественную жизнь, что уже через четыре года был проведён первый Певческий праздник эстонских хоров. В 1870 году общество «Ванемуйне» уже имело свой народный музыкально-драматический театр «Ванемуйне», а в 1906 году всего за полтора года было воздвигнуто здание этого национального Храма искусств. Крестьяне добровольно и безвозмездно привозили на стройку камни и древесину.

По примеру общества «Ванемуйне» и в Таллинне тогда же в 1865 году возникло певческо-театральное общество «Эстония», которое тоже со временем построило свой народный театр по названию самого общества – театр «Эстония». Теперь это Национальная опера.

Подобные общества зарождались повсюду. В г.Пярну возникло общество и его театр «Эндла», в г.Вильянди – общество «Койт» и театр «Угала». Бурно стала развиваться поэзия и проза, эстонский литературный язык и новая орфография, а также музыкальное и изобразительное искусство. Преимущественное внимание уделялось хоровому творчеству. Стали формироваться и народные инструментальные ансамбли, духовые оркестры, группы народного танца. Только собирание эстонского музыкального фольклора дало свыше 20 000 мелодий!

Эстонский народ строил свою национальную культуру на энтузиазме, независимо от государства и на свои народные деньги. Российское государство средств не давало и препятствовало развитию эстонской национальной культуры. Эстонцы могли получать образование только на немецком или русском языках. Тем не менее ни немцы, ни русские не смогли ассимилировать этот небольшой древний народ. Стойкость его поразительна. В трудах замечательного эстонского теолога, представителя диалектического богословия, поэта и писателя Уку Мазинга, тоже выходца из крестьян, постоянно встречаются страницы или отдельные мысли, многое объясняющие в психологии эстонца. Приведу несколько фрагментов из его книги «Взгляд на мир с точки зрения теолога».

«Что лежит в основе набожности эстонца? Прежде всего молчаливая экстатичность. Это не выход в какой-то иррациональный надземный мир, но расширение границ человеческого «я»… Окружающий мир имеет для эстонца особое значение – каждый куст и каждая былинка. Он видит во всём проявление Бога. Чувство единства с природой настолько велико, что происходит отождествление, границы исчезают без всякого усилия. С экстатическим отношением к миру связано и другое природное свойство эстонца – дружественность ко всему сущему и к людям»2.

Другой фрагмент:

«Если попытаться найти какое-то овеществлённое сравнение для эстонца, то это был бы шар с неясными эластическими очертаниями. Эстонец растёт во всех направлениях, и потому идеалом для нас является человек, который был бы во всех отношениях совершенный, который вмещал бы в себя весь мир… И нет у эстонца инстинкта власти, потому что воспринимает мир как единое целое»3.

И ещё один небольшой фрагмент в дополнение к предыдущему:

«Нашей набожности не свойственно желание властвовать и исправлять мир. Хотим только, чтобы нас оставили в покое и не вмешивались в нашу жизнь»4.

Вот эта мысль должна быть ключевой в созидании каких бы то ни было взаимоотношений с Эстонией!

Благодаря стремительному самоосуществлению национальной культуры появился прекрасный литературный язык. По словарному запасу он один из богатейших в мире, а поразительная красота певучести эстонского языка была зафиксирована в тридцатые годы прошлого столетия в международных анналах вторым местом после итальянского языка. Идут разговоры о том, что эстонский народ, якобы, вымирает; налицо демографический кризис. Однако бурное развитие профессионального искусства, развитие и процветание национального языка и литературы свидетельствует о другом – о большом далеко не исчерпанном духовном потенциале народа и его способности к дальнейшему переустройству жизни на высших началах.

Так равновесие мира устанавливается не численностью, но потенциалом творческих сил и доблестью духа, как об этом говорится в Живой Этике. Новый подход к совершенствованию жизни человеческого сообщества заключается в том, что нигде не следует рассчитывать на множества, но в то же время надо иметь в виду целые народы.

Маленькому народу легче сплотиться. Что и произошло в Эстонии второй раз, когда вновь случился насильственный захват Эстонии – установление советской власти. В Живой Этике говорится: «Нельзя приказывать дружбу и тем более Братство», «Насилие негодно при эволюции»5. За годы советской власти эстонский народ не покидала мечта о возрождении национальной независимости, хотя многим она казалась утопичной. Красота песни и тут явилась спасением. «Поющая революция» – так определяется сокровенная жизнь эстонского народа в период советской власти. Каждый Республиканский Певческий праздник каждые пять лет в это время становился патриотическим событием, общенациональным самовыражением. И каждый раз долго не утихало душевное волнение после апофеоза в финале праздника, когда спонтанно повторялась патриотическая песня главного дирижёра и композитора Густава Эрнесакса на слова национального поэта эстонского народа Лидии Койдулы «Моя Отчизна – моя любовь!». Каждый участник и слушатель получал невиданный энергетический заряд веры. И затем снова и снова по вечерам и выходным дням люди собирались в кружки, оркестры, ансамбли и хоры, чтобы готовиться к следующему Певческому празднику.

С песней и верой в грядущую свободу Родины народ сплотился и накопил такую мощную созидательную силу, которая вдохновила национальную интеллигенцию творческих союзов на смелые выступления до завоевания свободы и без кровопролития. Эстонская Поющая революция повлияла на политическую ситуацию в огромном советском государстве. Именно в Эстонии возник Народный фронт. Были прорваны тоталитарные преграды. Так Поющая революция отозвалась событиями по всей советской империи. Эстония явила миру пример того, что единение Красотою реально, что расцвет Культуры приносит людям мир и свободу.

Событие это стало историческим фактом нового энергетического мировоззрения. Духовная сила народа, его внутренняя культура, самобытное овладение Красотою и Радостью, как часть Миропорядка, способствует поддержанию равновесия на Планете. Рерих учил видеть великое в малом. Многие, к сожалению, не придают значения этому Событию. Однако оно вошло в историю не только Эстонии, но всего человечества как яркий пример реальности достижения мира через Культуру! Уникальный опыт эстонского народа заслуживает всеобщего внимания.

Сейчас на Планете духовный кризис, смещение, искажение понятия истинных ценностей, в том числе и у многих эстонцев. Их воображение тоже занято псевдокультурой западной цивилизации, технократией и бизнесом. Однако жизнь бурлит, процессы идут неоднозначные и тенденции к возрождению уже заметны. Лучшие представители эстонской культуры видят кризис западной цивилизации, болезненно переживают то, что народ растерял многие из своих положительных качеств, и понимают, что опорой дальнейшего развития страны должна оставаться культура. Так сложилось исторически. Именно культура стала национальной идеей в Эстонии. «Проблема не в деньгах, – говорит выдающийся и всемирно известный эстонский дирижёр Неэме Ярви, – в мышлении. Теперь мыслить надо глобально и смотреть в будущее»6. Н.Ярви призывает правителей и всех соотечественников переосмыслить своё отношение к современной жизни, с любовью сохранять созданную народом Красоту, особенно Красоту высокого музыкального искусства, и вносить свои накопления в контекст мировой культуры. Маленькая Эстония обладает большими духовными ценностями. Много есть своих великих людей и широко образованных одарённых личностей не только в прошлом, но и в настоящем. И в процентном соотношении с большими народами, если бы подсчитать, Эстония может оказаться впереди!

У эстонского народа есть чему поучиться. В настоящее время в развитии культуры в Эстонии успешно сочетается два начала: государственное и демократическое – независимая культура. Они тесно сотрудничают. Государство не стесняет творческую инициативу деятелей культуры, не вмешивается, не диктует, а берёт под свою защиту приоритетные для национальной культуры области, которые заслуживают особого внимания и заботы. В качестве примера можно привести принятие Закона о Национальной библиотеке, Закона о Национальной опере, а также признание приоритета за певческой хоровой культурой. Эстонское государство явилось инициатором уже нескольких международных проектов для реализации идеи мира через Культуру. Это создание Балтийского коридора мира, экспертные встречи «Искусство миротворчества»; 8 июня 1998г. подписан меморандум о сотрудничестве между ЮНЕСКО и Эстонской республикой.

Однако есть над чем задуматься и в Эстонии. Как и повсюду в мире, - это расплывчатость самого понятия культуры и отсутствие необходимого, как никогда прежде, внимания к этике жизни, потому что кризис в человеке.

Мне снова хочется подчеркнуть, что для эстонца национальная культура и государственность нераздельны. Эстонская нация и её независимость возникли в силу исторической объективности благодаря Красоте. Это великое чудо народ не может не беречь. Поэтому бытующие обвинения в эстоцентризме неоправданны. «Всякая насильственность осуждена. Насильственное рабство, насильственный брак, насильственный труд возбуждают возмущение и осуждение. Но из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная община. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую»7.

Эстонцы – народ не воинственный, отличается спокойствием, терпением и большой терпимостью, выносливостью, умеет с уважением относиться к тем, кто всё это понимает. И в наши дни не может быть человеческого согласия и взаимного понимания без развития внутренней культуры людей, к какому бы народу они не принадлежали.

Хотя объективное движение эволюции складывается в направлении к мировому единству и синтезу, Рерих отмечал неоднозначность такого движения. «Теперь опять гребень мировой волны, – пишет он в очерке «Единство». – Опять слова о единстве. Слова ещё грубые. Непохожие на великие провозвестия древности. Может быть, и теперь это только предчувствия. Ещё сильна основа лжи и враждебности. Ещё живо всё, что единству противоположно. Может быть ещё надо пережить ступень обратную «самоопределения народностей», ступень противоречащую мировому единству. Но и здесь путь может быть. Пусть народности вспомнят свои корни. Пусть расчленятся на роды и кланы. Обессиленные очаги создадут новую необъятную волну единства. И новые люди скажут общечеловеческими словами»8.

В заключение посмотрим, как великий художник и мыслитель Н.К.Рерих относился к Эстонии, какие великие понятия, великие идеи Будущего в его творчестве связаны с Эстонией.

В 1910 году семья Рерих проводила всё лето на даче в Эстонии, в г. Хаапсалу (в прошлом Гапсаль), а Николай Константинович выезжал также в Талашкино в Смоленской губернии и в Новгород. Именно к этому времени относится утверждение в живописи Рериха идей о связи человека с Высшим Миром и о роли женщины в эволюции жизни.

Картина «Старый Король», 1910 год, в нескольких вариантах, как писал Н.К.Рерих, навеяна впечатлениями от Ревельских башен9. Этот мифологический и сказочный сюжет о культурном герое у народов мира нашёл своё дальнейшее развитие на таких полотнах, как «Приказ Ригден Джапо» (несколько вариантов), «Калки Аватар», «Богатыри проснулись» и др.

Более подробно остановлюсь на двух вариантах (хотя их четыре) картины с эпическим названием «За морями земли великие». Название это удивляет и заставляет задуматься. На первом варианте (он находится в Историко-художественном музее Новгорода Великого) видим археологически научно точное воспроизведение деталей одежды и украшений эстонки XII-XIII века. Обо всём этом можно рассказать более подробно, но сейчас сосредоточим внимание на рябиновой ветви в руках девушки.

Рябина являлась оберегом у многих народов. Помимо охранного значения рябины ветвь, как таковая, является аналогом Древа жизни. Поэтому здесь воплощена идея о равноправии людей, каждого человека, каждого народа. Все мы разные, большие и малые ветви, но каждая является частью единого Древа жизни. Следовательно, насилие одного народа над другим противоестественно. Грядёт эпоха полноправия людей и Начал, мужского и женского. Прекрасная девушка шагает навстречу дальнему ветру!

Тогда же именно в Хаапсалу были закончены эскизы к монументальной росписи храма в Талашкине «Царица Небесная на берегу Реки жизни»10.

Другой вариант картины «За морями земли великие». В экспозиции Центра-музея им. Н.К.Рериха есть этюд именно к этому варианту. Морские дали и бой облаков на низком северном небе. Колорит картины соответствует архаическому пейзажу на полотне Н.К.Рериха «Небесный бой», написанном в 1909 и повторённом в 1912 году. На этом варианте картины «За морями земли великие» женщина одухотворённо устремилась куда-то из сумрака пасмурного дня. В публицистическом эссе «Женщинам» в 1931 году есть такое высказывание Н.К.Рериха, связанное с этой картиной:

«В разных концах земли женщины мечтают: «За морями земли великие». Именно этот облик женщины, устремившейся к крайнему берегу в осознании суждённых сокровищ духа, казался мне в этой картине. И как апофеоз этого духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам»11.

В очерке же 1937 года «Эстония» Н.К.Рерих поясняет:

«Северянка навстречу дальнему ветру мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живёт в сердце человеческом»12.

У каждого народа в эпосе встречается понятие страны Обетованной, страны Справедливости. Так и в эстонском эпосе «Калевипоэг» Герой отправляется искать этот Край. Эстонский художник Николай Трийк, учившийся у Н.К.Рериха в это время в классе композиции, написал своё выдающееся произведение – триптих «Леннук» на эту тему. У эстов страна называется Кунгла, в Тибете – Шамбала. Картина Н.К.Рериха «Песнь о Шамбале» написана в 1943 году. Невозможно не сопоставить эти два, на первый взгляд, совершенно разные произведения – «За морями земли великие» и «Песнь о Шамбале». Они об одном и том же, хотя отстоят друг от друга на большом временном отрезке. Перед нами два эпических сказания о Дыхании Высшего Мира, об устремлении человека к Высшему через Красоту.

Вот такое развитие философских идей в мировоззрении и живописи Н.К.Рериха связано с Эстонией. Рерих понимал душу чужого народа, а нам предстоит этому ещё учиться, чтобы прекратить всякое насилие на Земле. «Умение дать уважение даже малому поможет приобрести и терпение…тягость неуважения к малым нужно заменить радостью наблюдения над разнообразием творений. Так в самых простых словах можем помочь друг другу»13.

Эстонский народ принёс человечеству свой опыт единения в Красоте, свои прекрасные духовные накопления и занимает своё достойное место на Планете, несёт свою миссию в эволюции мира.

Примечание. Перевод цитат с эстонского языка К.Молчановой.

Эстония, Таллинн, 1998 г. и 2007 г.

Литература:
1. Н.К.Рерих. Листы дневника. Том П, М., 1995, с.77

2. Uku Masing. Vaatlusi maailmale teoloogi seisukohalt. Tartu, 1993, с.92

3. там же, с.163

4. Там же, с.241

5. Живая Этика, книга «Братство», § 7 и 159

6. Газета «Eesti Ekspress» 20 06 1998, № 26 (446)

7. Живая Этика, книга «Община», § 219

8. Н.К.Рерих. Обитель Света. М., 1992, с.62

9. Н.К.Рерих. Листы дневника. Том П, М., 1995, с.76

10. Там же, с.76

11. Н.К.Рерих. Держава Света. Рига, Виеда, 1992, с.40

12. Н.К.Рерих. Листы дневника. Том II, М., 1995, с.76

13. Живая Этика. Книга «Сердце», § 178.

Из материалов Эстонского общества Рериха: www.roerich.ee

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 05 ноя 2020, 14:44

К. Молчанова. Идеал духовного человека

Большой радостью для нас была весть о создании в Москве 2 октября 1989 года Советского фонда Рерихов. По предложению Святослава Николаевича меня включили в состав Правления.
24 ноября 1989 года я была на единственном для меня в присутствии самого Святослава Николаевича заседании Правления и сидела с ним рядом.
Прочитав в свое время несколько зарубежных статей о творчестве Святослава Рериха, я перевела их на русский язык. И это было началом собирания хронологических сведений о жизни и творчестве Святослава Николаевича. В январе 1975 года в Ленинграде я рассказала о своей работе Девике Рани, и она выделила в расписании Святослава Николаевича время для уточнения фактов его биографии. Это дало мне возможность составить настоящую летопись жизни и творчества Святослава Рериха. Многие пользовались ею, так же как и стенограммами. Позднее, в 1990 году, летопись была опубликована в издававшемся в Изваре бюллетене «Рериховский вестник». Я бережно храню черновик с поправками Святослава Николаевича и свой карандаш, которым он что‑то вписывал.

-------

С.Н. Рерих и К.А. Молчанова

С.Н. Рерих и К.А. Молчанова.jpg
С.Н. Рерих и К.А. Молчанова.jpg (37.66 KiB) 81 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 11 янв 2021, 17:03

12 января - День памяти Киры Алексеевны Молчановой - выдающегося деятеля Международного Рериховского движения, основателя и бессменного руководителя Эстонского общества Рериха, члена-учредителя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н Рериха.

Молчанова Кира Алексеевна.jpg
Молчанова Кира Алексеевна.jpg (281.34 KiB) 18 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 7417
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Памяти Киры Алексеевны Молчановой

Сообщение Надежда Лебедева » 12 янв 2021, 13:19

12.01. 2021
ДЕНЬ ПАМЯТИ Киры Алексеевны Молчановой, председателя Эстонского общества Рериха (1989 - 2014)

ПОРУЧЕНИЕ

Газета «Содружество», № 8, декабрь 2002 г. - февраль 2003 г.
"Вы знаете из книг Учения, и “Махатма Леттерс”, и Учений Маст[ера] Илл[ариона], что условие преданности к Доверенным Вл[адыки] есть непреложный закон оккультизма. И что никогда Вл[адыки] не могут нарушить его, ибо это было бы опрокидыванием всей основы Учения и разрушением Их Твердыни. Так вся история Теос[офского] движения ярко подтвердила этот закон. Истинно, еще не [бы]вало, чтобы Доверенные оказались бы не на высоте своего Избрания. Ведь избрание это готовится тысячелетиями, и когда внутренняя сущность таких избранных готова и космические сроки для Поручения наступают, они посылаются на Землю".
Рерих Е.И. Письма. М., 2001, т. III. с. 459-460
Рерихов Четверо. Их сознание было объединенным. Они дополняли друг друга и составляли единый организм. Без этой Великой Семьи у нас не было бы пути в Новый Мир, к достижению Космического сознания.
“Четыре стража, кубок Архангела храните. Наполнен вином Новым явленный вам ковчег. Устам времен Я заповедал привести вас на путь Мой” (Листы сада Мории, кн.1, 1922, апрель 23).
После ухода Николая Константиновича и Елены Ивановны бремя ответственности за выполнение Поручения легло на сыновей. Они приехали на Родину: Юрий Николаевич в 1957 году, Святослав Николаевич в 1960 году. И когда в 1960 году Юрий Николаевич ушел из жизни, Святослав Николаевич сказал Павлу Федоровичу Беликову (1911 – 1982): теперь Вы нужны будете здесь, указав ему на прямые задачи.
Так Павел Федорович держал нити связи со всем миром. Именно ему в это трудное время удавалось сотрудничать с такими крупнейшими научными учреждениями, как Академия Наук СССР, Академия Художеств СССР, Всесоюзное Географическое общество и другие, а также публиковать статьи и материалы в научных изданиях о художественно-философском наследии Рерихов. Более двадцати лет вокруг него формировалось Рериховское движение на территории СССР и за его пределами. В этом каждый сможет убедиться сам, если прочитает документальные свидетельства в двухтомнике «Непрерывное восхождение” (М., МЦР; 2001, т.1). Это был великий в своей простоте и скромности человек, который никогда ни при каких обстоятельствах не претендовал ни на какое лидерство и Поручение выполнял самоотверженно.
Павел Федорович говорил мне, и неоднократно, что Рерихи завещали всем поколениям во всех странах поддерживать и помогать строить в России новый центр мировой Культуры. Уже в тридцатые годы Н.К. Рерих подчеркивал: Вы все – работники на Россию! В Америке, в Прибалтике, в Китае, в Харбине и позднее в Новосибирске, в Индии и в Болгарии все работали для осуществления этой цели.
Сейчас люди обсуждают, особенно в Интернете, и осуждают не только друг друга, но и Святослава Николаевича за то, что он сделал своей Доверенной Людмилу Васильевну Шапошникову. Однако забывать, что Святослав Николаевич один из Четырех и не считаться с Его волей, это неразумная попытка разъединить то, что было соединено самим Великим Учителем. Вспомним картину Н.К.Рериха “Победители клада”. Четверо один за другим согбенно выносят Свет из высокогорной Обители.
Для нас принесли Они этот Свет, чтобы помочь каждому совершенствоваться. Живая Этика дана на многие тысячелетия для ежедневной кропотливой работы над собой.
П.Ф.Беликов постоянно подчеркивал: наша задача – совершенствоваться в жизни будней, изживать амбиции и плохие привычки, очищать сердце, опираясь на Живую Этику и на пример Подвижников. «Стяжай в себе дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся!» - Серафим Саровский. Такое служение эволюции ожидает от нас Высший Мир. Только такой подвиг нужен всем мирам.
К.А. Молчанова,
член Международного Совета Рериховских организаций
Из материалов Эстонского общества Рериха: www.roerich.ee
***
ФОТО:
С.Н.Рерих, К.А.Молчанова.
05.05.1987 г., Шереметьево.
/Архив ЭОР/

137542329_1367753760255401_5558939956679584985_o.jpg
137542329_1367753760255401_5558939956679584985_o.jpg (473.82 KiB) 12 просмотра


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость