Рериховское движение - вне политики

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 20 июн 2020, 16:31

Лучше, хотя бы механически, твердить: "благо, благо, благо", нежели, с усмешкой, повторять: "зло, зло, зло". Этот относительный принцип уже усвоен многими. Так будем хотя бы один раз в неделю спрашивать себя, что мы за семь дней сделали для искусства? Пусть и политики, и конгрессмены, и многие клирики, и банкиры, и "деловые люди", и все гордые своей часто сизифовой работой пусть тоже усвоят себе эту нетрудную привычку. Там, где нельзя идти путём радости сознания, там пусть протянется мостовая указанной дороги. Но усилия нужны. Иначе наши дни грозят особым бедствием для достижений искусства. Искусство должно цвести, и музыка духовного призыва должна звучать вне состояния биржи и вне заседаний Лиги наций.

Н.К. Рерих. Гомункулус. 1921 г.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 20 июн 2020, 16:57

«Современная гос. политика опирается на ту или иную партию, но истинное водительство, опираясь на основы Культуры, должно стоять вне партийности или, вернее, поверх всякой партийности, ибо оно являет собою синтез».

"Письма Е.И. Рерих", 08.02.1940

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 05 фев 2021, 18:15

Из письма Е. И. Рерих американским сотрудникам, 14 июня 1934 г.

«Теперь перейду к инциденту, который меня несказанно обеспокоил и глубоко возмутил – именно участие нашего Знамени и знака Музея в уличной демонстрации. Родные, мы не можем это допустить и тем более участвовать в таких вульгарных и недостойных манифестациях. Когда я увидела в газетах фотографию, где наше Знамя развевалось выше всех, а затем прочла описание этой демонстрации в «Лит[ерари] Дайджест», где были приведены все лозунги участвовавших знамен, у меня буквально волосы поднялись на голове! Но кульминацию этого ужаса я испытала при виде улыбающихся лиц некоторых сотрудников, стоявших при Знамени и принявших участие в этой вульгарной уличной демонстрации. Родные, ведь это недопустимо! Это позор! Хочу думать, что Вы были введены в обман. Не могу допустить, чтобы Вы не почувствовали всю вульгарность, всю губительность подобной процессии. Как могла Модрочка написать мне, что это было «дигнифайд окэжион» (величественное событие) !!! Пересылаю Вам возмущенные Слова: «Явить нужно тонкое понимание, как оградить нужно Имя от грубых проявлений! Явить нужно тонкое распознавание. Так, теперь не время таким грубым выходкам. Теперь не время одной рукой строить, другой разрушать. Имя Р[ериха] нужно держать выше высшего, иначе вред будет велик».

Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. II (1934). М.: Международный Центр Рерихов, 2000. С. 153.

Н.К. Рерих. "София-Премудрость". 1932

Н.К. Рерих. София-Премудрость.jpg
Н.К. Рерих. София-Премудрость.jpg (117.15 KiB) 2905 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 17 мар 2022, 08:35

Быт и формы общественной жизни есть и у Нас. Но они пронизаны Красотою и полной неограниченною свободою своего выражения. Законов писаных нет, нет судов, нет тюрем. Каждый себе сам судья. И у вас, на вашей Земле, тоже каждый имеет в себе судью, но признает не его, а суд человеческий. Но и на вашей Земле дорастут люди когда-то до понимания этой формулы жизни. И когда станет судить человек сам себя судом беспощадным и правым, не будет нужды ему в прежних судах. У Нас нет ни судей, ни подсудимых. Пределы свободе своей ставит дух себе сам, зная на деле, как не причинить ближнему того, чего он не хочет себе. Власть Иерархическая, основанная на приоритете духа и знания, власть естественная, не подлежащая никаким сомнениям в своей космической законности и праве. Не человеческое, не государственное, но Космическое Право регулирует жизнь человечества Нашей Планеты. У Нас нет государств, у Нас нет разных слоев общества, у Нас нет рас и разных языков. Единая семья – человечество. Едино стадо, и един Пастырь. Есть ли несовершенства? Конечно, несовершенства есть, несовершенства данной ступени эволюции по отношению к последующей. Ибо жизнь, как у Нас, так и у вас, это то, что преодолевает само себя, равно как и человек. Предела эволюции духа нет, а значит, и формам его выражения на всех планах бытия. Красота царствует в измерениях Дальних Миров.

"Грани Агни Йоги", 1958 г., 382

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 20 мар 2022, 12:24

Можно понять, почему достойные люди не придавали политике значимости. Есть расхожее выражение: "Язык политики - насилие". Даже если ведутся мирные переговоры - аргумент там - сила, стоящая за каждой из сторон. Попытка уравнять политику с религией, например, чревата провалом, и ни одного примера в истории о сколько-то долгом существовании государства, управляемого на принципе Ахимса и по всем 10 заповедям, нет. Государство всегда несет в себе принуждение. Это "кшатрийская территория", тогда как вся духовная культура, и РД тоже - брахманическая. И она ВЫШЕ.

Это даже если не затрагивать момент, что все политические события - мир следствий, зрелая карма, которой вряд ли можно противостоять. Часто происходящее событие - коллективная карма миллионов людей, все наши обсуждения происходят "постфактум", что очень сложно понять даже человеку, знакомому с Учением.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 02 апр 2022, 07:53

Существует космический закон Централизации, согласно которого эволюционные силы могут непрерывно работать для совершенствования нации только через центральную клетку. Позицию центральной клетки занимает высшая притягивающая мощь какого-либо человека, главы. Люди воображают, что они поставили человека у власти. На самом деле «он был поставлен на это место руководящей силой владык Кармы, воздействующей на умы людей.

"Учение Храма", т. 2, наставление 126

viewtopic.php?f=10&t=477

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 26 апр 2022, 07:34

Трудно, но и дивно созерцать свершающуюся карму народов. Ослепленные кармою они несутся к черте, им назначенной. Ничто не может остановить их безумный бег. Спасительный, уравновешивающий принцип Здравого Смысла покинул даже большие умы, и нет иного решения, как нестись в потоке приуготовленной ими самими кармы

Е.И. Рерих. Письма в 9 т.,Т. 9, П. 23 – М.: Международный Центр Рерихов

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 26 апр 2022, 08:51

Знаю, как многие люди стараются уклониться от участия во всякой политике, но подумали ли они – возможно ли это в действительности? Существует мнение, и очень распространенное, что ведать и вести политику страны могут лишь специалисты в ней, но на это можно было бы привести слова одного мудрого человека: "Беда в том, что невозможно отграничивать или определить, где начинаются и кончаются пределы политики. Каждый гражданин страны вольно или невольно только и делает, что творит политику". Потому самая лучшая мера для улучшения и оздоровления политики – это начать с правильного воспитания народа в духе дружелюбия и неограниченности познавания.

Елена Ивановна Рерих. Письма в 9 т., Т. 7, П. 9 – М.: Международный Центр Рерихов

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рериховское движение - вне политики

Сообщение Надежда Лебедева » 18 май 2022, 13:43

В 1936 году в Париже возникло "Русское эмигрантское оборонческое движение", организация, в основу которой легла идея: "«Оборонец тот, кто при всех условиях ставит защиту своей Родины выше политических разногласий с властью».

Появление организации было вызвано уверенностью её основателей в том, что СССР грозит внешняя опасность: «Планы враждебных России держав к началу 1936 года выяснились с совершенной очевидностью. В этих планах Россия рассматривается как объект колониальной политики, необходимый для наций, якобы более достойных и цивилизованных. Более или менее открыто говорится о разделе России… поддерживаются всякие сепаратистские движения, возможные в многонациональной стране в революционный период её жизни».

«Оборонцы» не относили себя к определенной политической партии. В РЭОД приняли участие люди с различной политической судьбой. Одни заявляли о своей готовности защищать советскую власть без всяких оговорок. Другие заранее предупреждали, что только временно, «пока отечество в опасности», они откладывают свои претензии к большевистскому режиму, намереваясь потом предъявить их снова. Единственным способом сохранения России от порабощения «оборонцы» считали безоговорочную поддержку советской власти.

«Оборонцам» противостояли «пораженцы», желавшие смены Советской власти при активном вмешательстве иностранных держав и поражения собственного правительства в войне с внешним противником. Вовлечение в войну с внешним врагом, по их мнению, неминуемо привело бы к масштабному восстанию внутри страны.

«Пораженцы» - явление не новое, которое проявляет себя всегда в периоды конфликтов и войн, мотивируя это разными причинами, в зависимости от исторического контекста и государственной принадлежности, например, пацифизмом и отвращением к войне как к таковой или же желанием заполнить вакуум, образовавшийся при смене власти.

В 30-е пораженцы ставили в основу своей позиции нежелание отождествлять себя с интересами коммунизма и желание уничтожить «иго интернационала» путем «крестового похода против большевизма». Пораженцев были готовы поддержать «Российский фашистский союз», и ряд других правых организаций, позже — власовцы, а они, в свою очередь, в большинстве поддерживали националистов Испании, Италии и Германии, сделавшими антикоммунизм частью своей внешней и внутренней политики.

Позиция «пораженцев», а также их альянс с профашистскими партиями и структурами заставил многих культурных деятелей раскритиковать их позицию. Среди них были и Рерихи, которым была очень близка позиция «оборонцев» по внеполитическому объединению для защиты Родины и русской культуры перед лицом угрозы.

Столкнуться со злобным оскалом русских фашистов, «пораженцев» и их политических союзников Рерихам, к сожалению, пришлось лично, в Харбине, фактически находящемся во власти прояпонских «пораженческих» сил. «Утвержденцы», идейные предтечи «оборонцев» были там в меньшинстве. В 1935 году Елена Ивановна Рерих пишет Владимиру Константиновичу Рериху: «Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма. Хочу верить, что среди сородичей, обитающих в Харбине, найдется хотя бы горсточка истинных просвещенных патриотов».

Николай Константинович Рерих поддерживал с РЭОД тесные контакты. В год основания общества им был написан очерк "Оборона", где мы читаем: "Защита Родины есть и оборона Культуры <...> Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах - мы будем оборонять." Очерк оканчивается словами: "Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви, есть одна общечеловеческая любовь".

Возможно, именно за эти мысли, за эту беззаветную преданность Родине и культуре - поверх всего, и благодарят члены Оборонческого движения Николая Константиновича Рериха - этот очерк мог стать для них программным. В 1937 году члены общества пишут: "Многоуважаемый и дорогой Николай Константинович, на исходе нынешнего тревожного года, мы считаем долгом обратиться к Вам с приветствием и благодарностью за ту духовную поддержку, которую Вы оказали и оказываете Оборонческому Движению. В особенности мы были тронуты Вашим посланием, которое было зачитано на нашем общем собрании и в котором выразились Ваши чувства патриота и защитника русской культуры. Именно на этих путях обороны Родины и ее культурного достояния мы и мыслим нашу работу и сотрудничество с Вами." Вероятно, речь идет именно об очерке "Оборона".
В 1941 году Николай Константинович вновь обращается к этому очерку: "Оборона Родины - та самая, о которой писалось пять лет назад. Уже тогда началось то, что вспыхнуло сейчас." Во время Великой Отечественной Войны Рерихи сделали все возможное для помощи Отечеству. «Знаем, что и здесь полезны и делаем полезное. <...> Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. <...> Будь благословен час, когда расцветут все целебные травы. Русский народ — под знаком благоденствия! Не страшны ему испытания, претворятся они в достижения».

(Публикация Ольги Карасевой)



Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей