Павел Федорович Беликов

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 5045
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Павел Федорович Беликов

Сообщение Надежда Лебедева » 16 май 2017, 10:21

ДЕНЬ ПАМЯТИ Павла Фёдоровича Беликова (29.07.1911 – 15.05.1982)

КРАТКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

Родился 29 июля 1911 г. в Нарве, ныне Эстонская ССР. Отец - Беликов Фёдор Александрович, родом из Великолукского уезда Псковской губ[ернии]. Мать - Беликова Мария Матвеевна, урождённая Аатонен, родилась в Нарве. Родители: отец - выходец из Финляндии, мать - ингермаландка из-под Ямбурга (ныне Кингисепп Ленинградской области).
Мой отец с 12-летнего возраста жил в Нарве. Служил по торговой части, затем имел собственную довольно крупную торговлю в Нарве. В 1923 году переехал в Васькнарву, где одно время заведовал отделением а/о «Нарва Импорт», потом имел собственную торговлю. Экономический кризис 1930-х годов вынудил прекратить собственное дело. Умер в 1935 году в Таллинне.
Мать в основном занималась домашним хозяйством. Умерла в 1938 году в Таллинне.
Детство провёл в обеспеченной обстановке. Много путешествовал с родителями. Был на Кавказе, в Крыму, на Волге, в Москве, в Петрограде. Очевидно, опасаясь немецкой оккупации, в конце 1916 года отец послал нас с матерью в Саратов, где у него были партнёры по коммерческой части. Октябрьская революция на время разделила нас, но в 1918 году мы оптировались к отцу в Эстонию.
В 1925 году я с матерью поехал в Ленинград, где жили её братья. Отец тоже собирался переехать, так как имел коммерческие дела с Поволжьем и, по-видимому, рассчитывал на НЭП (новую экономическую политику, разрешившую частное предпринимательство), предполагая возобновить деятельность в России.
В Ленинграде я учился и закончил 51 Советскую Единую трудовую школу II ступени (курс гимназии). В 1928 году мать всё-таки решила вернуться в Эстонию. Исхлопотав разрешение, в конце 1928 года возвратились. До 1930 года жил с родителями в Васькнарве, помогал отцу по его торговой деятельности. С 1931 по 1932 год проходил обязательную военную службу в эстонской армии в Раквере и в Нарве. После военной службы около года прожил в Васькнарве, а затем переехал на жительство в Таллинн. В Таллинне учился на Высших коммерческих курсах, однако кризисное время и безработица долгое время не давали возможности поступить на работу по специальности. Несколько лет работал на ткацкой фабрике «Ээсти Сийд».
С юношеских лет интересовался и много занимался литературой, философией, искусством. В Таллинне принимал деятельное участие в Русском Литературном Кружке. Публиковал статьи по литературоведению, выступал с докладами на литературных чтениях.
Особое внимание уделял изучению Востока, что в конечном счёте привело к письменным контактам с известным русским художником, учёным и путешественником Николаем Константиновичем Рерихом, проживавшим с 1923 года в Индии.
В 1937 году устроился на работу в книготорговую фирму «Тээкооль» в Таллинне, при которой было отделение (представительство) от советской книготорговой фирмы «Международная Книга». Заведовал отделением русской книги, организовал русские представительства «Тээкооль» с продажей советских книг и периодической печати в Тарту, Нарве, Петсери. Значительно увеличил обороты фирмы «Тээкооль» в данной области книготорговли.
В 1938 году женился.
Жена - Галина Васильевна Беликова, урожденная Махова, родилась в 1910 году в Васькнарве. С женой познакомился ещё там в 1929 году. В 1935 году жена окончила Тартуский университет по факультету сельского хозяйства (агрономия). Желая перейти на педагогическую деятельность, поступила дополнительно в Таллиннский педагогиум и окончила его в 1937 году. С тех пор, до выхода на пенсию, работала педагогом в Таллинне. Родители жены родом из Васькнарвы, отец умер в 1943 году, мать - в 1974 году в Козе-Ууэмыйза.
Дети: дочь, Елена Павловна Беликова, родилась в 1940 году, в замужестве Геймон, живёт в Таллинне, работает старшим инженером на полупроводниковом предприятии «Завод им. Пэгельмана».
Сын, Кирилл Павлович Беликов, 1942 года рождения. Живёт в Таллинне, работает токарем на предприятии ЭТКВЛ.
В 1940 году, с возрождением советской власти в Эстонии, получил предложение возглавить Эстонскую республиканскую контору «Союзпечать» («Аякирьяндуслийт»). В должности начальника конторы получил в начале войны бронь. Оказался в оккупированном немцами Таллинне. Из Таллинна с трудом удалось пробраться в дер[евню] Оонурме Тудулиннаского сельсовета Раквереского района. У родителей жены был там свой хутор, на котором они проживали, покинув в 1937 году село Васькнарва. Жена с ребёнком выехала туда в самом начале войны. Все военные годы удалось прожить там. Временами пришлось скрываться в лесу.
С освобождением Таллинна от немецкой оккупации немедленно выехал туда и был сразу же восстановлен в прежней должности начальника республиканской конторы «Союзпечать». Организовал заново сеть по распространению периодической печати. Из-за расстройства здоровья стал искать менее ответственную и менее напряжённую деятельность. В 1946 году перешёл на должность старшего ревизора Эстонского республиканского отделения «Особторга», а в 1948 году - на должность главного бухгалтера Центрального совета спортивного общества «Калев», где проработал до 1955 года.
Стремясь из-за состояния здоровья (болел туберкулезом лёгких) переехать в сельскую местность, предложил свои услуги в Министерстве сельского хозяйства ЭССР и был назначен главным бухгалтером Амблаской МТС. Из-за реорганизации системы МТС перевёлся в Таллинн на должность начальника планово-финансового отдела Эстонского управления «Гидрометслужбы». В 1961 году опять перешел в систему реорганизованной «Сельхозтехники» и с апреля 1961 года переехал в Козе-Ууэмыйза, где работал в должности главного бухгалтера Козеского отделения «Эстсельхозтехники» до выхода на пенсию в августе 1971 года.
Параллельно с экономической трудовой деятельностью всегда так или иначе занимался литературой, искусством, философией. Публиковал библиографические обзоры в газете «Советская Эстония». Однако по основной интересовавшей теме долго шёл процесс накопления. Архив по жизни, творчеству и деятельности известного художника, учёного и международного общественного деятеля Н. К. Рериха стал собирать с середины 1930-х годов. В этой области имел и возобновил в середине 1950-х годов обширную переписку с музеями и обществами имени Н. К. Рериха в США, Великобритании, Индии.
В 1957 году из Индии в СССР возвратился старший сын художника, всемирно известный востоковед Юрий Николаевич Рерих, с которым я переписывался ещё в 1930-х годах. Личные контакты с Ю. Н. Рерихом и его братом, художником Святославом Рерихом, постоянно проживающим в Индии, значительно расширили мой архив. В настоящее время он доходит до 4000 единиц хранения различных документов, публикаций, фотографий в оригиналах и копиях. По существу он является крупнейшим архивом по Н. К. Рериху в Советском Союзе. В связи с этим им широко пользуются советские востоковеды и искусствоведы. Международная гуманистическая и просветительская деятельность Н. К. Рериха и членов его семьи привлекает к себе всё больший и больший интерес во многих странах мира и особенно на его родине в СССР, и в Индии, где он жил с 1923 года и где скончался в 1947 году. Исследования в этой области и составляют мои основные интересы и являются основной творческой деятельностью за последние двадцать лет. Результаты этой деятельности перечисляю в приложении. Прилагаю также снимки изданий и некоторых публикаций, так как дубликатов на руках не имею и представить их затрудняюсь. Прилагаю также несколько своих фотографий.
Беликов Павел Фёдорович
Козе-Ууэмыйза, 17 мая 1978
Опубл.: Беликов П. Ф. Непрерывное восхождение // Сб. к 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова (1911 - 1982). Том I. М., 2001, с. 11-14.

*******



Эпизод из жизни Павла Федоровича Беликова

5 августа 1941 года началась оборона Таллина. Части 8 армии, а также морская пехота, артиллерия Балтийского флота и местное ополчение почти месяц обороняли эстонскую столицу. Оборона Таллина вместе с обороной Луги и Великого Новгорода являлась обороной дальних подступов к Ленинграду.
Но уже к концу августа стало ясно, что оборона теряет смысл. Противник смог обойти обороняющихся и рвался непосредственно к Ленинграду. И тогда было решено эвакуировать оборонявшихся в Кронштадт..
Предложили эвакуироваться и Павлу Федоровичу Беликову. Он знал, что ему, как работнику советского учреждения, в случае захвата немцами Таллина грозит смертельная опасность. Как рассказывали беженцы, сумевшие бежать из уже оккупированной части Эстонии, немцы и особенно сотрудничавшие с ними местные националисты убивали всех, кого могли обвинить в сотрудничестве с советской властью...
Павел Федорович даже ходил на пристань и наблюдал за отплывавшими транспортами. Но сам остался не смотря ни на что.. И причиной этого стал Архив. Уже в 30-е годы Павел Федорович начал собирать Архив, связанный с семьей Рерихов и этот Архив и в наше время служит основой для рериховедческих трудов самого высшего уровня, а также в свое время послужил основой для биографических трудов об Н.К. и С.Н.Рерихе (труд об С.Н.Рерихе завершен после ухода П.Ф.Беликова), написанных самим Павлом Федоровичем...
Павел Федорович понимал, что если он возьмет Архив с собой в Кронштадт и Ленинград, это может быть сопряжено со множеством рисков.. И действительно, многие транспорты в кронштадтском переходе погибали... Оставить же Архив он не мог, не было надежных людей для этого..
Поэтому он решил остаться и любой ценой сберечь Архив..
2 сентября 1941 года гитлеровцы ворвались в Таллин. И в этот же день сбылись самые худшие предчувствия Павла Федоровича. Его сосед эстонец, который еще за день до этого, вежливо снимал шляпу и здоровался, ворвался к нему в дом и навел на него ружье.. На рукаве у соседа была националистическая повязка.. Осыпая его грязной бранью, он повел Павла Федоровича в гестапо, откуда выход был только один, на тот свет.. Казалось, что все было кончено.. Но если человек должен быть спасен для того, чтобы он продолжал выполнять свою задачу, он и будет спасен.. Так произошло и с Павлом Федоровичем.. По дороге им встретился немецкий офицер. Павел Федорович владел немецким и затеял с ним разговор... При этом сосед националист при виде “хозяина” немца почтительно держался в сторонке.. И тут Павел Федорович увидел дом со сквозным выходом.. Он бросился туда и смог уйти.. Тем же вечером, он взял Архив и исчез из города в сельскую местность..
Там за время немецкой оккупации смерть еще раз взглянула ему в лицо.. Но, тем не менее, он сумел выжить и спасти Архив и вернулся в Таллин 22 сентября 1944 года в день, когда город был очищен от гитлеровцев.. Архив был спасен и стал основой для очень многих профессиональных рериховедческих трудов, в том числе и для работ самого Павла Федоровича...

(Алексей Мейкшан)

А 35 лет назад 15 мая 1982 года Павел Федорович Беликов ушел из жизни..

Надежда Лебедева
Сообщений: 5045
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Павел Федорович Беликов

Сообщение Надежда Лебедева » 30 июл 2017, 17:55

Письма Н.К. Рериха П.Ф. Беликову (1936-1939)
http://rerih.ucoz.ru/knigi/rerih36.pdf

Надежда Лебедева
Сообщений: 5045
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Павел Федорович Беликов

Сообщение Надежда Лебедева » 11 мар 2018, 19:56

Павел Федорович Беликов
http://www.roerich.ee/index.php?l=rus

Надежда Лебедева
Сообщений: 5045
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Павел Федорович Беликов

Сообщение Надежда Лебедева » 11 мар 2018, 19:58

По специальности я не искусствовед...

Н. Надточий

«Вечерний Таллинн», 18 ноября 1972 г.

Недавно наши книголюбы и специалисты по литературе и искусству познакомились с новой книгой о замечательном русском художнике Н. К. Рерихе, вышедшей в полюбившейся читателю серии «Жизнь замечательных людей».

Интерес к ней был настолько велик, что едва появившиеся книги мгновенно исчезали с прилавков книжных магазинов Таллинна и Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Интерес к личности Рериха в последние годы очень вырос, в то время как отрывочные знания о нем бытуют рядом с легендами. Автор книги - Павел Федорович Беликов живет недалеко от Таллинна, в маленьком поселке Козе- Ууэмыйза.

Рерих будто поселился в его доме давно и надолго. Он везде - в портретах на стенах, на редких фотографиях и, конечно же, в незабываемых рериховских красках.

Здесь много памятных вещей, связанных с Рерихом, многие присланы из далекой Индии его сыном Святославом. В кабинете Павла Федоровича царит порядок, какой бывает в архивах и кабинетах ученых-исследователей: тут ценнейшие архивные документы, редкие книги и монографии, папки с уникальными письмами, картотеки, малоизвестные материалы о жизни и деятельности Рериха. Павел Федорович вынимает альбомы с фотографиями, присланными из разных стран: Рерих с экспедицией в «небесной империи» - Тибете, его домик в Кулу (место, где он постоянно жил в Индии), семейные снимки.

Вот на фотографии русский «гуру» с индийскими крестьянами, они преподносят ему традиционную гирлянду цветов. В маленькую квартирку, из окон которой виден весь поселок, близко подступивший к нему лес, ближние и дальние поля, идут письма отовсюду: из Академии художеств и научных институтов в Москве, Новосибирске, Париже, Алтае, из Индии, из музея им. Рериха В Нью-Йорке и т.д. Нет, хозяин этих сокровищ по профессии не искусствовед и не историк. Его специальность - экономист, и он в системах «Международная книга», «Союзпечать», «Гидрометеослужба», в последние годы был главным бухгалтером Козеского отделения «Эстсельхозтехники». А одновременно исследовал жизнь и творчество Н. К. Рериха, занимался философией, историей культуры народов Востока, искусствоведением. «Так уж получилось, - говорит Павел Федорович и при этом как-то лукаво щурится. - «Хлеб насущный» давало одно, «духовную пищу» - второе. И знаете, ничто друг другу не мешало, никакого раздвоения трудового пути не было и быть не могло.»

Древние греки говорили, что детям нужно давать в руки ремесло и, по меньшей мере, два вида искусства. Как это верно! Без этого нельзя воспитать гармонически развитого человека будущего».

Полностью: http://www.roerich.ee/index.php?l=rus

Надежда Лебедева
Сообщений: 5045
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Павел Федорович Беликов

Сообщение Надежда Лебедева » 29 июл 2018, 13:44

29 ИЮЛЯ 1911 ГОДА РОДИЛСЯ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ БЕЛИКОВ

Перед нами прошла прекрасная жизнь в служении человечеству. Чистое и высокое сознание. Никаких мелких мыслей самости. Никакого личного возвеличивания. Только путь самоусовершенствования, путь внутреннего преображения и высокая радость Служения.
К серым будням и житейским испытаниям он относился как к неизбежной действительности и как к великому послушанию, закаливанию духа.
Его волновали масштабы всечеловечности, ответственность человека и человечества в целом за Планету,за земную жизнь и жизнь в Космосе.

К. Молчанова.Таллин, февраль 2001.
Из книги "Непрерывное восхождение" т. 1

Надежда Лебедева
Сообщений: 5045
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Павел Федорович Беликов

Сообщение Надежда Лебедева » 17 сен 2018, 11:07

ВОСПОМИНАНИЯ Л.В.ШАПОШНИКОВОЙ О П.Ф. БЕЛИКОВЕ

Павел Фёдорович Беликов сочетал в себе глубокое проникновение в то, что мы называем Живой Этикой: в философию рериховскую, в философию его Учителей. Но, вместе с тем, он никогда не впадал в крайность, в которую, скажем прямо, впадают у нас и в рериховском движении многие, и люди, которые соприкасаются с Живой Этикой. Он был рационален, он всегда держал баланс. Ну, вы знаете, Живая Этика – произведение или работа не простая. Я бы сказала, что чтение Живой Этики иногда напоминает чтение Медицинской энциклопедии. Вот человек, читающий Медицинскую энциклопедию, вдруг начинает ощущать в себе все те болезни, которые в этой энциклопедии описаны. Так же, как человек, читающий Живую Этику, вдруг начинает в себе ощущать все те способности, которые там описаны. И он делает это не очень правильно, потому что всё то, что там есть, требует огромного труда и возникнуть вот сразу не может. На этой ситуации базировалась вся эта группа Дмитриева. Вот он прочёл и решил: и Космос слышит, и в Тонкий мир проникает, и так далее. Но это сейчас иногда приобретает такой, я бы сказала бытовой характер. У нас в Фонде есть человек, которому, предположим, говорю: «Серёжа, сделай то-то». А он мне говорит: «Людмила Васильевна надо провернуть через Тонкий мир». А я ему говорю: «Ну и зарплату будешь получать в Тонком мире!» Вот такие вещи возникают. Поэтому я и присутствующих хочу предупредить, и тех, кто когда-нибудь прикоснётся к Живой Этике: «Не превращайте её в Медицинскую энциклопедию. Тысячи раз проверьте, что действительно с вами происходит». Павел Фёдорович был удивительно точен. Поэтому он и сумел написать эту великолепную вещь, которая, к сожалению, ещё не опубликована, но я полагаю мы всё-таки это сделаем в Фонде Рерихов, сумеем опубликовать эту работу, это духовная биография Николая Константиновича, я бы сказала итог всей работы Павла Фёдоровича. Вот это, конечно пример того, как нужно соблюсти баланс.

Таллинн, 1991 год

https://www.roerich.ee/articles/rus_20151002.htm

Надежда Лебедева
Сообщений: 5045
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Павел Федорович Беликов

Сообщение Надежда Лебедева » 03 мар 2019, 13:32

Достойный защитник Великого имени
К.А. МОЛЧАНОВА,
Председатель Эстонского общества Рерихов,
Таллинн

Уважаемые участники конференции, уважаемые гости и доро­гие друзья!

Мое выступление будет всего лишь этюдом к духовному портрету П.Ф.Беликова – подвижника Культуры и классика рериховедения. Свой рассказ я начну с короткого музыкального вступления и демонстрации некоторых фотоснимков Павла Федоровича, а также слайдов с картин Н.К.Рериха, которые, я надеюсь, послужат созданию образа деятеля Культуры нового типа.

Павел Федорович Беликов постоянно жил и работал в Эстонии. Родился он 29 июля 1911 года в Нарве и покинул этот мир 15 мая 1982 года в Таллинне. В этом году мы отмечаем 90 лет со дня его рождения. Подробно о жизни и деятельности П.Ф.Беликова мож­но будет узнать из двухтомника «Непрерывное Восхождение», который издается в МЦР. Первый том уже вышел и только что поступил в продажу. В нем собраны работы П.Ф.Беликова из став­ших уже малодоступными академических сборников и других изданий, а также опубликованы все сохранившиеся письма Н.К.Рериха, Ю.Н.Рериха, часть писем С.Н.Рериха к Павлу Федо­ровичу и воспоминания современников. Второй том, который еще готовится к печати, будет содержать его эпистолярное насле­дие.

Название книги «Непрерывное Восхождение» отражает суть личности П.Ф.Беликова, являющейся примером эволюционного восхождения Человека к своему назначению – к духовному естеству. Повторяю: мое усилие раскрыть сейчас образ П.Ф.Беликова – это всего лишь этюд к его духовному портрету. Сам портрет можно будет создать только после углубленного изучения архивных источников.

П.Ф.Беликов был деловым человеком, экономистом, но также философом, и поэтом, и одновременно исследователем творческо­го наследия Рерихов. Самообразование и самовоспитание были для него не просто декларируемыми ценностями, а образом жизни.

Все, что Павел Федорович сообщал попутно о себе в перепи­ске со своими многочисленными корреспондентами (их более сорока), говорит о том, как бережно он относился к Высокому, Идеальному, как поднимал сам себя к уровню космического сознания Рерихов, как проходил земные испытания каждодневностью и выстрадал право говорить о том, что неотложно требу­ется всем людям, – о самовоспитании. Переустройство жизни к лучшему зависит от усилий каждого в работе над собой: «Только пламя собственного сердца освещает пути к Великому Свету» – это слайд с автографа П.Ф.Беликова.

К сожалению, многие, зная об огромном потенциале челове­ческого мозга, отождествляют духовное восхождение с развитием интеллекта. «Пришел человек к старцу узнать, какие книги надо прочитать, чтобы стать мудрым. Старец назвал около ста книг. Человек ушел и читал много лет. Наконец он снова пришел к старцу и сказал: «Я все прочитал!» Старец ответил: «Ну и дурак!» Человек рассердился, прибил старца и услышал: «Ну как же не дурак: прочи­тал сто книг, а я сказал тебе только одно слово и ты забыл все прочитанное!» – Вот такой народный сказ из книги Н.С.Лескова приводит П.Ф.Беликов в письме к одному из своих корреспон­дентов как ответ на вопрос о мудрости, об истинных ценностях жизни, и затем обобщает: «Не теориями, выработанными в многочтении, движется жизнь, а духовным перерождением человека».

Сам П.Ф.Беликов строил свою жизнь прежде всего на доктри­не Сердца и мудрость не отождествлял с интеллектом. С помощью Живой Этики он учился владеть собой, преодолевал свои дурные привычки и черты характера. И все его дальнейшее творчество и преданность служению Высшему Миру развились из зова сердца. В его высказываниях, утверждениях нельзя найти ничего, что не было бы осознано и одухотворено сердцем и собственным опытом выпрямления пути. Живая Этика была для него опорой в каждодневной жизни, в быту. Каждое утро, пробуждаясь, и каждый вечер, отходя ко сну, он размышлял над параграфами Учения, а днем претворял почерпнутое из него знание в своих действиях. Из кармы своей сознательно сделал путь восхождения. Благодаря такому труду послушания – очищения и наполнения сердца Выс­шей Волей – рождался синтез ума и сердца, слагалась эволюция духа.

(Слайд. Картина Н.К.Рериха «Жар-цвет».)

Павел Федорович был исключительно трудолюбивым чело­веком. С юношеских лет он много занимался литературой, фило­софией, историей искусства. Был деятельным членом общества «Русский литературный кружок» в Таллинне. Выступал с докла­дами, в том числе и о Н.К.Рерихе, писал статьи, стихи. Н.К.Рерих узнал о Беликове от своих таллиннских знакомых и сам написал ему. Это глубоко затронуло чувства молодого человека (ему было тогда 25 лет), и он начал целенаправленно собирать свой рериховедческий архив, в котором постепенно накопилось более 4000 единиц хранения. Это прежде всего письма Николая Константи­новича, Юрия Николаевича, Святослава Николаевича, Девики Рани, их друзей и сотрудников, воспоминания о них, фотогра­фии, неопубликованные работы Н.К.Рериха, редкие издания, а также созданная самим Беликовым картотека имен и событий из жизни великой семьи.

О Рерихе писали многие известные люди уже с начала XX века. «Однако, по мере знакомства с существующей литературой, – отмечал Беликов, – перед читателем возникает целая плеяда Рерихов, которых подчас трудно связать с одной конкретной личностью». И только с появлением книги «Рерих» в серии ЖЗЛ читатели встретились, наконец, с реальным Рерихом-человеком. Инициатором и ведущим автором этой книги был П.Ф.Беликов [1]. Научный подход, объективное знание, талант исследователя и мыслителя, проявлявшиеся в каждой его работе о Рерихе, закрепили за П.Ф.Беликовым звание классика рериховедения. Если для большинства искусствоведов и других ученых работы о Рерихе были лишь эпизодами в их профессиональной работе, то для Павла Федоровича изучение жизни и творчества Рерихов было смыслом жизни. Он стал экспертом, к которому Святослав Николаевич Рерих направлял обращавшихся к нему. П.Ф.Беликов не был членом партии, но хорошо изучил официальную филосо­фию и умел находить в материалистическом мировоззрении точ­ки соприкосновения с космическим уровнем сознания Рерихов. Поэтому без диссидентской враждебности он добивался больших уступок у цензуры при издании своих работ о Рерихах в совет­ское время, когда не допускалось инакомыслия.

Первый большой труд П.Ф.Беликова – о литературном наследии Н.К.Рериха – был опубликован в 1968 году в «Ученых запи­сках Тартуского Государственного Университета», затем следую­щие его работы («Рерих и Индия», Пакт Рериха по охране куль­турных ценностей, «Институт Урусвати») публиковались в изда­ниях Академии наук и Академии художеств СССР. Очень инте­ресны и одобрены самим Святославом Николаевичем работы Беликова «Жанровая живопись Святослава Рериха» и «Святослав Рерих и проблемы современного искусства». Так П.Ф.Беликов сумел ввести творческое наследие Рерихов в научный оборот, привлечь внимание к высокой миссии Рериха в объединении духовного наследия Запада и Востока.

Архивом П.Ф.Беликова, его работами пользовались многие другие исследователи. Они писали, приезжали в поселок Козе-Ууэмыйза, где в лице одного Павла Федоровича действовал факти­чески международный центр Рерихов, связанный тогда с Индией, США, Великобританией, Германией, Болгарией, Румынией, а также с разными городами и весями Советского Союза.

Когда ушел из жизни Юрий Николаевич Рерих, Святослав Николаевич сразу же сказал Павлу Федоровичу, что тот теперь нужен будет здесь и не должен никуда уезжать (а ему очень хоте­лось переселиться на Алтай). Беликов принял это указание как назначение к исполнению Высшей Воли, как миссию.

Получив таким образом новый творческий импульс, ведущей реальностью для Павла Федоровича стала повышенная ответст­венность и чрезвычайное напряжение в труде, а опыт самоусо­вершенствования, самопознания – методом изучения творческого наследия Рерихов. У него было священное отношение к исполне­нию Высшей Воли, потому что стремление к Высшему являлось смыслом жизни.

(Слайд. Картина Н.К.Рериха «Чудо».)

Трудную задачу взял на себя Павел Федорович. Она заключа­лась не только во взятой им на себя по собственной инициативе задаче творческого исследования наследия Рерихов. Ведь он был человеком неизвестным, жил в эстонской провинции и оказался один на один перед глухой стеной сознательного замалчивания великого имени.

В условиях господства материалистически-атеистической идеологии Советского государства было непросто пробудить здо­ровый научный интерес к творческому наследию великой семьи. Однако глубокое знание Учения Жизни и выработанное годами труда над собой умение общаться и говорить по сознанию вывели П.Ф.Беликова на контакты с нужными людьми. И он сумел открыть дорогу и привлечь целые научные коллективы к изуче­нию наследия Рерихов. Так появились на свет юбилейные изда­ния к столетию Н.К.Рериха, была организована научная сессия в Академии художеств СССР и юбилей праздновался на государ­ственном уровне, а в дальнейшем стали возможными и регулярные Рериховские чтения.

Как только с помощью П.Ф.Беликова наследие Рерихов стало входить в научный оборот, сразу же появились и псевдопопуля­ризаторы и интерпретаторы. И самому же Павлу Федоровичу пришлось защищать великое имя и наследие от искажений, от потуг болезненного воображения амбициозных людей. Он не щадил себя и смело обращался в партийные, государственные и общественные инстанции, чтобы ограничить деятельность подоб­ных маньяков. Некоторые из них и поныне здравствуют, и кому-то приходится с ними считаться в деловых или обществен­ных контактах. Павел Федорович писал, что в подобных случаях должны быть поставлены духовные барьеры и что незачем схо­диться с такими деятелями на духовной почве. С ними Павел Федорович боролся непосредственно, где этого требовали обсто­ятельства, либо творил добро, отгораживаясь от них. Такое добротворчество, считал он, является уже само по себе наступлением на зло, даже если мы и не сходимся с ним в прямом единоборстве. Когда и как нужно поступать, подскажет развитое чувство соиз­меримости. Поэтому П.Ф.Беликов всегда советовал уделять осо­бое внимание развитию чувства соизмеримости.

К нам и к будущим поколениям обращен его необычный труд «Рерих. Опыт духовной биографии». Павел Федорович считал своим долгом защитить великое имя, объясняя, как происходил путь земного сосредоточения посланников Высшего Мира, и упреждая тем многие наши вопросы, разрешая недоумения. Однако работа осталась незаконченной. Она созвучна картине Н.К.Рериха «Клад захороненный».

(Слайды. Картины Н.К.Рериха «Клад захороненный», «Победители клада».)

Быть защитником непросто. Это подвиг, для которого тре­буются большие накопления духовных знаний и душевного благородства. Несмотря на неприглядность некоторых житей­ских обстоятельств в своем непосредственном окружении, Павел Федорович всегда оставался оптимистом, не насиловал ничьей свободной воли, и боль тревог за близких людей постоянно жила в его сердце. Это была чистая жертва и подлинная человеческая любовь. Он был таким же надежным семьянином, как и предан­ным служителем Высшей Воли. Исключительно терпеливый человек, он умел покрыть каждое невежество, не прибегая к отрицанию. Все заинтересованные в общении с Павлом Федоро­вичем высоко ценили не только его рериховедческие работы, но и сердечность, душевную утонченность. Он неуклонно воплощал идеи Рерихов о Новой Эре – Эпохе Культуры – в своей повседневной жизни. Вот что неоднократно писал он своим корреспон­дентам: «Каждому из нас необходимо серость обыденности пре­вратить в прекрасную творческую каждодневность. В работе над самим собой и в преображении обыденной жизни в жизнь творчес­кую будут расти и наши знания и наши силы».

В опыте жизни П.Ф.Беликова сосредоточилось качественно иное представление о жизнедеятельности человека: об ответствен­ности каждого за свои мысли, за нравственность, за сохранение мира, за развитие собственного творческого потенциала, за само­усовершенствование – не декларируемое, а претворяемое в каждо­дневном быту Это дает право говорить о Павле Федоровиче Бели­кове как о деятеле Культуры нового типа.

Перед вами последняя фотография: Павел Федорович дома в своем кабинете. Святослав Николаевич сделал на ней надпись, когда Павла Федоровича уже не было с нами:

«Пусть светлая память о Павле Федоровиче вдохновляет и озаряет Путь всем, ищущим истинный Путь жизни».

Литература

1. Беликов П., Князева В. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972.


http://lib.icr.su/node/2290


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость