Д.Ю. Ревякин КТО ПОМЕШАЛ Ю.Н. РЕРИХУ СОЗДАТЬ НА РОДИНЕ МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Д.Ю. Ревякин КТО ПОМЕШАЛ Ю.Н. РЕРИХУ СОЗДАТЬ НА РОДИНЕ МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА

Сообщение Надежда Лебедева » 25 сен 2017, 15:59

Д.Ю. Ревякин КТО ПОМЕШАЛ Ю.Н. РЕРИХУ СОЗДАТЬ НА РОДИНЕ МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА Ч. 1

Нужно думать о Музее Пасика. Хотелось бы, чтобы
все Его Главное Творчество было бы собрано на
Родине. Для будущего изучения этого богатейшего
вклада в сокровищницу национального и мирового
Искусства.

Письмо С.Н.Рериха Ю.Н.Рериху
от 30 октября 1958 г.

Не Родина виновата, а несовершенство людей.
Ю.Н.Рерих

В апреле 1958 г. Ю.Н.Рерих в письмах министру культуры Н.А.Михайлову впервые поднял вопрос о создании Музея имени Н.К.Рериха. «Из многочисленных бесед с представителями советской общественности я вынес впечатление, что у многих явилась мысль о желательности постоянного музея произведений моего отца - академика Н.К.Рериха. Со своей стороны я всегда готов пойти навстречу таким пожеланиям. Мне представляется, что такой музей мог бы иметь филиал в одном из городов Сибири, где ныне решением Партии и Правительства творится великое всенародное дело, которому мой покойный отец всегда глубоко сочувствовал. Некоторые из произведений моего отца находились на временной выставке в музеях в Югославии [111]. Считаю, что было бы крайне желательным вернуть их на Родину» [112]. Также Юрий Николаевич попросил министра оказать содействие в издании монографии воспроизведений с картин Н.К.Рериха с кратким пояснительным текстом и съемке первого фильма о творчестве художника.
В письме С.Н.Рериху в Индию относительно фильма он сообщал: «Здесь подготовляют фильм "Николай Рерих". Будет заснят в Русском музее в Ленинграде. Заснимут пейзажи "Извары". Покажут города, которые Пасик посетил в 1903-1904 гг., Академию Художеств, Общ[ество] Поощрения Худ[ожеств] и т.д.» [113]. Первый в СССР цветной документальный фильм о Николае Константиновиче - «Художник Николай Рерих» (режиссер Я. Миримов, автор сценария В.М.Лобанов (М.: Экран, 1958)) - состоялся только благодаря инициативе и при деятельном участии Юрия Николаевича. Фильм получился небольшим по продолжительности, около 18 минут, но оказал неоценимую помощь в популяризации творчества Николая Константиновича, интерес к которому необычайно возрос после проведенных выставок. .


Выставки картин Николая Константиновича, фильм и монография о его творчестве - все это было поистине героическим начинанием Юрия Николаевича, направленным на выполнение главной задачи ученого по возвращению имени отца в культурное пространство страны. Но самую трудную часть этой задачи - создание Музея имени Н.К.Рериха на Родине, еще предстояло решить. Письмо Ю.Н.Рериха министру культуры СССР оказалось судьбоносным и для его автора, и для корреспондента, и для страны в целом. Для Юрия Николаевича, неукоснительно выполнявшего волю родителей по передаче привезенного наследия, вопрос о создании музея был принципиальным. Для партийных функционеров в ЦК и высоких чиновников из Министерства культуры СССР этот вопрос явился проверкой на истинный уровень культуры и нравственности. Он выявил и ярко продемонстрировал истинную суть всей государственной системы, созданной в рамках идеологической доктрины

Письмо Ю.Н.Рериха с предложениями о создании музея после Н. А. Михайлова попало к А.К.Лебедеву, который поспешил подготовить предложения министру. Чиновник был категорически против Музея имени Н.К.Рериха. «Создание в Москве мемориального музея академика Н.К.Рериха невозможно» [114], - писал он. А.К.Лебедев счел своим долгом сообщить министру, что картины, по его мнению, должны поступить в Третьяковскую галерею, Русский музей, Рижский и Горьковский художественный музеи, а также в музеи Сибири (Новосибирск и Барнаул).

Предложения А.К.Лебедева в корне противоречили идее Юрия Николаевича, изложенной в письме министру. Ученый говорил о создании «постоянного музея произведений <...> академика Н.К.Рериха» [115] с филиалом «в одном из городов Сибири» [116]. А.К.Лебедев же предложил разбить цельную коллекцию картин Н.К.Рериха, распределив ее по крупным музеям страны.

Где же первоначально, по мнению Юрия Николаевича, должен был располагаться постоянный музей Н.К.Рериха, против которого так резко выступил чиновник А.К.Лебедев? Из переписки Ю.Н.Рериха с С.Н.Рерихом и Р.Я.Рудзитисом, дневников и воспоминаний очевидцев становится ясно, что первоначальным местом, выбранным под музей, была Москва.

В письме Р.Я.Рудзитису от 13 мая 1958 г. Ю.Н.Рерих сообщал, что ведет переговоры с Министерством культуры «о Музее (Москва или Ленинград) с отделом-филиалом в Сибири, на Алтае» [117]. Святославу Николаевичу Ю.Н.Рерих писал 8 ноября 1958 г.: «В Москве помещений мало, разве что старинные особняки, но это сложно» [118]. Москва изначально рассматривалась Ю.Н.Рерихом как возможное место для будущего музея [119]. Сложности с поиском здания действительно могли возникнуть, но не они стали главной причиной, помешавшей Ю.Н.Рериху создать музей в столице. Выделение подходящего памятника архитектуры или усадьбы под музей было всецело в компетенции Отдела ИЗО и охраны памятников Министерства культуры, который и возглавлял А.К.Лебедев. Он был категорически против создания Музея Н.К.Рериха не только в столице, но и вообще где бы то ни было. Поэтому свою отрицательную позицию чиновник прикрыл сложностью с поиском в столице подходящего здания под музей. Подробности сложившейся ситуации зафиксированы в воспоминаниях Г.Р.Рудзите: рассматривались варианты строительства нового здания в центре Москвы, а также передачи под музей одной из подмосковных усадеб, например усадьбы в Архангельском [120].
Юрий Николаевич искал выход из трудного положения, в которое его поставил А.К.Лебедев. Тот в свою очередь тянул время, предлагая ученому все новые и новые варианты размещения музея, по сути не меняя своего отрицательного решения, письменно изложенного министру культуры.

В дальнейшем, после отказа чиновников в организации Музея имени Н.К.Рериха в Москве, Ю.Н.Рериху было предложено устроить музей отца при Русском музее в Ленинграде. Об этом он написал Святославу Николаевичу в начале ноября 1958 г.: «Ведутся разговоры о создании постоянного музея. Предлагают устроить музей при Русском музее в Ленинграде, где в настоящее время заканчивается апекс с отдельным входом и хорошими залами» [121]. Юрий Николаевич обдумывал и организацию филиала музея на Алтае. «.. .Думаю о филиале Музея в Сибири, на Алтае, - писал он С.Н.Рериху. - Туда брошены большие силы и, памятуя устремление Пасика к Алтаю, думаю, что это будет хорошо. Там только что закончили новую галерею. Ведь там будущее» [122].
В ноябре и декабре 1958 г., а также в феврале и марте 1959 г. Юрий Николаевич вел трудные переговоры с чиновниками Министерства культуры СССР о создании музея. Вот лишь несколько цитат из его переписки, подтверждающих это:
13 ноября 1958 г. Ю.Н.Рерих С.Н.Рериху:

«Сегодня имел хорошую беседу с Н.А.Михайловым. Решено [курсив мой. - ДР.] создать Музей в Ленинграде и филиал в Сибири, где идет всенародная стройка и куда и меня привлекают к работе (по совместительству)» [123].
6 декабря 1958 г. Ю.Н.Рерих Р.Я.Рудзитису:

«Сейчас идут очень ответственные переговоры о Музее как в Ленинграде, так и в Сибири. Знаю, что дойдем, и эту уверенность хотелось бы передать и Вам» [124].
24 декабря 1958 г. Ю.Н.Рерих Р.Я.Рудзитису:
«Выставка в Киеве продлится до начала января. Затем пойдет в Тбилиси, после чего предстоит организация мемориального Музея - Ленинград и Сибирь (Алтай)» [125].
4 февраля 1959 г. Ю.Н.Рерих Р.Я.Рудзитису:

«Выставка сейчас пошла в Тбилиси. Затем вернется в Москву, и тогда предстоит отбор вещей на Ленинград и Сибирь» [126].
16 марта 1959 г. Ю.Н.Рерих сообщил Р.Я.Рудзитису о последнем решении Министерства культуры:

«Выставка закрылась в Тбилиси, где прошла с большим успехом. Теперь картины пойдут в Москву, где предстоит сортировка вещей на Ленинград и Сибирь. Возможно, что несколько вещей останутся в Третьяковке (конечно, при условии экспозиции). Последнее решение Министерства: автономная экспозиция при Русском музее и Музей в Новосибирске [курсив мой. - Д.Р.]» [127].

На переговорах, проходивших в Министерстве культуры СССР в марте 1959 г., «последнее решение» чиновников было только устным и ни к чему их не обязывало. Еще 28 июля 1958 г. вышел Приказ министра культуры СССР № 524 «О принятии в дар Советскому государству коллекции произведений художника Н.К.Рериха» [128].

В нем отсутствовало самое главное - принципиальное решение о создании Музея имени Н.К.Рериха. Все последующие переговоры Юрия Николаевича с чиновниками - попытка добиться от них выхода дополнительного письменного решения о музее.
Вернемся к событиям мая 1958 г. Именно в этом месяце в недрах Министерства культуры началась подготовка документа, перечеркнувшего идею Музея Н.К.Рериха в СССР.
На основании письменного обращения Ю.Н.Рериха о создании Музея Н.К.Рериха и «предложений» А.К.Лебедева министр культуры Н.А.Михайлов подготовил письмо в Президиум ЦК КПСС [129] и приложил к нему проект постановления ЦК КПСС «О принятии в дар Советскому государству художественных произведений Н.К.Рериха» [130]. Министр довел до сведения Центрального комитета партии информацию об открытии в Москве выставки произведений «видного русского художника Николая Константиновича Рериха» [131]. Он также сообщил, что выставка открыта по просьбе сына покойного художника - Юрия Николаевича Рериха, «который вместе со своими сестрами в 1957 г. возвратился в СССР» [132]. Здесь министр ошибся. У Ю.Н.Рериха не было сестер. Он приехал в СССР с Людмилой Михайловной и Ираидой Михайловной Богдановыми, которые приходились друг другу сестрами, но с ученым узами родства связаны не были.
В архиве Министерства иностранных дел Российской Федерации сохранился целый ряд документов, подтверждающих это. В специальных анкетах и автобиографиях, поданных сестрами Богдановыми в Наркомат иностранных дел СССР для получения советского гражданства, нет и намека на какое-либо родство с Рерихами. В семье Рерихов Богдановы занимались хозяйственными делами, а в СССР приехали в качестве домработниц Ю. Н. Рериха. В дальнейшем эта очень странная «ошибка» министра, больше похожая на свидетельство закулисной игры советских чиновников в борьбе за наследие Рерихов, приведет к катастрофическим последствиям.

Далее Н.А.Михайлов сообщал, что после большого успеха выставки, вызвавшей значительный интерес советской общественности к картинам Н.К.Рериха, сын художника Ю.Н.Рерих «высказал Министерству культуры СССР желание принести в дар Советскому государству принадлежащие ему произведения его отца в количестве 470 картин и этюдов. Вместе с тем, Ю. Н. Рерих просит, чтобы передаваемая им коллекция была экспонирована в ряде художественных музеев страны.

По минимальным подсчетам стоимость указанной коллекции составляет несколько сот тысяч рублей» [133]. Н.А.Михайлов от имени Министерства культуры СССР просил Президиум ЦК КПСС «рассмотреть вопрос о принятии дара от Ю.Н.Рериха, о возможности организации в ряде художественных музеев страны небольших отделов из произведений Н.К.Рериха и о вознаграждении Ю.Н.Рериха за принесенные им в дар Советскому государству художественные ценности» [134].
В третьем пункте проекта постановления ЦК указывались музеи, в которых планировалось создать отделы из произведений Н.К.Рериха. Это были музеи Москвы, Ленинграда, Риги, Горького, Новосибирска и Барнаула.
28 июля 1958 г. вышел Приказ министра культуры СССР № 524 «О принятии в дар Советскому государству коллекции произведений художника Н.К.Рериха». Появление приказа свидетельствовало о том, что в ЦК проект постановления министра одобрили.

Первый пункт приказа гласил: «Принять приносимую Ю.Н.Рерихом в дар Советскому государству коллекцию произведений Н.К.Рериха» [135].
Вторым пунктом приказа Отделу изобразительных искусств и охраны памятников поручалось принять на баланс Дирекции выставок и панорам полученные в дар произведения Н.К.Рериха и осуществить их последующую передачу в государственные художественные музеи.

В «благодарность» за переданные картины по этому же приказу Ю.Н.Рерих получал автомобиль «Волга» и сборно-щитовой дачный дом. Так, по-видимому, чиновники попытались загладить перед Юрием Николаевичем вину за отсутствие решения о создании музея его отца.

Чиновники очень спешили с выполнением этого приказа, и уже на следующий день 29 июля 1958 г. на нем красовалась резолюция за подписью начальника Отдела ИЗО А.К.Лебедева одному из своих подчиненных: «Прошу срочно подготовить предложения по передаче коллекции музеям» [136].

Письмо министра Н.А.Михайлова в Президиум ЦК КПСС и последовавший за ним Приказ Минкультуры СССР от 28 июля 1958 г. служат документальным свидетельством грубого нарушения государством воли Юрия Николаевича как дарителя.
Во-первых, в письме Н.А.Михайлова в качестве основания для издания постановления Президиума ЦК КПСС выступает не дарственная Ю.Н.Рериха, а выраженное им устное (?!) желание передать в дар государству картины отца. Среди архивных документов Министерства культуры СССР дарственной Ю.Н.Рериха на передаваемую коллекцию картин Н.К.Рериха не найдено. И это не удивительно, т.к. такой дарственной никогда и не существовало.

Во-вторых, из письма Н.А.Михайлова в Президиум ЦК КПСС и последующего приказа хорошо видно, что нарушено главное условие, выдвинутое Ю.Н.Рерихом для передачи картин, а именно - организация отдельного Музея Н.К.Рериха в СССР с филиалом на Алтае. Это условие Ю.Н.Рерих четко изложил в своем письме Н.А.Михайлову от 24 ноября 1958 г. Но министр написал в Президиум ЦК КПСС не о создании Музея Н.К.Рериха, а об организации небольших отделов из картин Н.К.Рериха в музеях страны. Это значит, что Н.А.Михайлов принял за основу не условия дарителя Ю.Н.Рериха, а предложения чиновника А.К.Лебедева.

5 августа 1958 г. министр отправил Ю.Н.Рериху письмо, в котором сообщил, что картины Н.К.Рериха в дар Советскому государству приняты и будут распределены между музеями. Так Юрию Николаевичу стало известно о намерениях чиновников не создавать мемориальный музей отца. Несмотря на это, он продолжил трудные переговоры.
14 сентября 1958 г. Юрий Николаевич отправил на имя Н.А.Михайлова новое письмо, в котором он вновь настойчиво напомнил министру о договоренности по созданию Музея Н.К.Рериха и сообщил, где, по его мнению, должен быть создан такой музей. В своем письме Юрий Николаевич справедливо потребовал от министра «дополнительного распоряжения» [137] на этот счет. Кроме того, ученый изменил изначальный список картин, передаваемых государству, сократив их число с 470 произведений, фигурировавших в письме Н.А.Михайлова в Президиум ЦК КПСС, до 421

(49 больших картин и 372 этюда) и забрав 49 картин в квартиру на Ленинском проспекте. Он сделал это уже после выхода Приказа министра культуры СССР № 524 «О принятии в дар Советскому государству коллекции произведений художника Н.К.Рериха», показав таким образом свое истинное отношение к действиям государственных чиновников СССР, поправших его волю как дарителя, и напомнив, что он по-прежнему является собственником вышеназванных картин. Картины Н.К.Рериха, о которых идет речь, принадлежали Ю.Н.Рериху и были им переданы на временное хранение в Государственную Третьяковскую галерею еще в 1957 г.
Прояснив для себя отрицательную позицию Минкульта, Юрий Николаевич не собирался сдаваться и постарался всеми доступными средствами защитить идею будущего Музея Н.К.Рериха в СССР. Ученый писал министру:
«При Вашем исключительно внимательном отношении к просьбам, изложенным в моих письмах к Вам от 15-го и 25-го апреля 1958 года, и Вашем просвещенном содействии осуществилась заветная мечта моего покойного отца - Академика Н.К.Рериха: его произведения, находящиеся на временном хранении в Государственной Третьяковской галерее (полную опись которых при сем прилагаю [138]), после организованной в апреле с.г. выставки - приняты как дар Советскому государству и стали достоянием нашего великого советского народа.
Об этом Вы любезно уведомили меня Вашим письмом от 5 августа с.г. [курсив мой. - Д.Р.].

Выполняя волю моего покойного отца, я, в дополнение к изложенному в моих письмах от 15 и 25 апреля с. г. и б соответствии с последующей договоренностью с Вами [курсив мой. - Д.Р.], прошу:

1. О возвращении на Родину произведений моего отца, находящихся на временной выставке в музеях Югославии (Белград, Загреб), а также прошу
2. Вашего соответствующего дополнительного распоряжения об организации постоянной экспозиции произведений моего отца в виде музея имени Н.К.Рериха при Государственном Русском музее в г. Ленинграде и филиале такой экспозиции в одном из городов Сибири (город Барнаул, Алтай) [курсив мой. - ДР.]» [139].
Это письмо Ю.Н.Рериха и личная встреча с министром возымели силу. И поскольку главный пункт письма ученого о создании Музея имени Н.К.Рериха при Государственном Русском музее и филиале музея в Сибири требовал «соответствующего дополнительного распоряжения» министра, Н.А.Михайлов обратился к директору Государственного Русского Музея (далее ГРМ) В.А.Пушкареву.

Директор ГРМ изложил министру свою точку зрения по созданию постоянной экспозиции произведений Н.К.Рериха в письме от 8 октября 1958 г. Он предлагал устранить «затруднения в решении вопроса с картинами Н.К.Рериха, подаренными его сыном Ю.Н.Рерихом» [140], выполнением ряда пунктов. В ГРМ, по мнению директора, должны были поступить картины Н.К.Рериха, привезенные самим Ю.Н.Рерихом из Индии, вывезенные из Чехословакии в Советский Союз [141], не используемые в экспозиции Рижского музея [142], картины, которые в будущем Ю.Н.Рерих надеялся получить из Югославии [143] и Франции [144], а также архивные материалы и мемориальные ценности. В.А.Пушкарев согласился выделить залы своего музея для создания постоянной выставки произведений художника. Состав этой выставки он предложил менять через каждые полгода или год. Директор был согласен открыть в каком-либо другом месте постоянные выставки произведений Н.К.Рериха при условии, что они будут являться филиалами ГРМ. Он также сообщил министру, что в случае распределения картин Н.К.Рериха по нескольким музеям не считает целесообразным организацию отдельной постоянной выставки произведений Н.К.Рериха в специальных залах своего музея.

Таким образом, в письме В.А.Пушкарева речь шла о постоянной выставке картин Н.К.Рериха, размещенных в отдельных залах, и ничего не сказано о создании отдельного Музея имени Н.К.Рериха, как предлагал Ю.Н.Рерих. По-видимому, перед руководством ГРМ Минкульт вообще не поднимал эту тему, а просил лишь доложить о возможности создания экспозиции картин художника в отдельных залах музея. В деле создания Музея Н.К.Рериха продолжалась закулисная министерская борьба. И А.К.Лебедев, отделу которого подчинялись музеи страны, по-прежнему принимал в ней самое активное участие.

Окончательное решение министра по вопросу о музее во многом зависело от новых предложений, подготовленных начальником Отдела изобразительных искусств и охраны памятников А.К.Лебедевым. Тот, в свою очередь, изучив письмо Ю.Н.Рериха от 14 сентября 1958 г. и письмо В.А.Пушкарева, доложил министру, что просьба Ю.Н.Рериха об организации специального музея имени Н.К.Рериха при Государственном Русском музее и его филиала в одном из городов Сибири «не может быть удовлетворена» [145].

А.К.Лебедев дал свое согласие только на организацию в отделе русского искусства XX века Государственного Русского музея нескольких залов постоянной экспозиции произведений Н.К.Рериха. Для этого Государственному Русскому музею он готов был передать основную часть коллекции Ю.Н.Рериха, около 30-35 холстов и 300 картонов. Часть коллекции, 10 холстов и 50 картонов, он предлагал передать в Новосибирскую областную картинную галерею. Другую часть картин (5 холстов и 20 картонов) - в фонды Государственной Третьяковской галереи. Чиновник уведомил министра, что сам сообщил Юрию Николаевичу решение об отклонении просьбы об организации отдельного музея Н. К. Рериха.

Н.А.Михайлов поддержал предложения начальника Отдела ИЗО и наложил на его письмо резолюцию «ЗА».
Из письма А.К.Лебедева видно, как до неузнаваемости искажен самый важный пункт последнего письма Ю.Н.Рериха министру культуры. Вместо Музея Н.К.Рериха при ГРМ - экспозиция в ГРМ, состоящая из нескольких залов, вместо Музея Н.К.Рериха на Алтае (филиала главного музея при ГРМ) - экспозиция в Новосибирской областной картинной галерее.

В соответствии с Приказом министра культуры СССР № 524 от 28 июля 1958 г. «О принятии в дар Советскому государству коллекции произведений художника Н.К.Рериха» А.К.Лебедев приступил к распределению картин Н.К.Рериха по государственным музеям. Этот приказ давал чиновнику полную свободу действий, т.к. в нем не было оговорено, какие именно музеи получат картины Н.К.Рериха из коллекции Юрия Николаевича. Поэтому чиновник решил передать картины Государственному Русскому музею, Новосибирской областной картинной галерее, Государственной Третьяковской галерее, Минской художественной галерее.

Узнав об этом от самого А.К.Лебедева, Юрий Николаевич принял меры, чтобы не допустить раздробления коллекции картин, которое серьезно осложняло дальнейшее создание музея. Он сообщил о решении А.К.Лебедева директору ГРМ В.А.Пушкареву и через него добился от Минкульта, чтобы картины были переданы только в два города - Ленинград и Новосибирск. Как нам уже известно, именно там Юрий Николаевич задумывал создать музеи, посвященные творчеству Н.К.Рериха.

Подтверждением этого служит ультимативное письмо директора ГРМ министру культуры Н.А.Михайлову. В своем письме В.А.Пушкарев выразил несогласие с действиями Управления музеев и охраны памятников по вопросу распределения картин Н.К.Рериха сразу по четырем крупным музеям. «При таком положении, - писал директор, - устраивать постоянную экспозицию в нескольких специальных залах Русский музей не считает целесообразным. <... > Русский музей подтверждает свою точку зрения, изложенную Вам в письме № 1110/с от 8 октября 1958 г. <...> Эта точка зрения совпадает с желанием дарителя Ю.Н.Рериха [курсив мой. - Д.Р.]» [146]. Приведенная цитата, как говорится, в комментариях не нуждается.

http://yasko.livejournal.com/758470.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Д.Ю. Ревякин КТО ПОМЕШАЛ Ю.Н. РЕРИХУ СОЗДАТЬ НА РОДИНЕ МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА

Сообщение Надежда Лебедева » 25 сен 2017, 16:01

Д.Ю. Ревякин КТО ПОМЕШАЛ Ю.Н. РЕРИХУ СОЗДАТЬ НА РОДИНЕ МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА Ч. 2

Надоела реклама? Улучшите аккаунт всего за $1.66 месяц!
Новое отрицательное решение Министерства культуры по вопросу распределения картин и созданию музея вынудило Юрия Николаевича искать другой путь. И этот путь им был вскоре найден..


Директор ГРМ в своем письме министру культуры также сообщил об обращении председателя Восточной комиссии Географического общества Союза ССР академика В.В.Струве к первому секретарю Ленинградского обкома КПСС т. Спиридонову об организации в Ленинграде музея-квартиры Н.К.Рериха в доме, где жил художник. В.А.Пушкарев отметил, что в случае положительного решения этого вопроса «Русский музей считал бы целесообразным все картины и все архивные материалы сосредоточить там, не распыляя их по другим музеям» [147].

Это письмо свидетельствует о том, что Ю.Н.Рерих провел успешные переговоры с директором ГРМ, убедил его поддержать идею мемориального музея в Ленинграде на Мойке, 83 и максимально сохранить целостность художественной коллекции отца для будущего музея. Также из письма следует, что к созданию Музея Н.К.Рериха в Ленинграде Юрий Николаевич привлек крупных советских ученых и получил их поддержку.
Сохранилось письмо председателя Восточной Комиссии Географического общества Союза ССР академика В.В.Струве министру культуры Н.А.Михайлову «Об увековечении памяти Н.К.Рериха». Ученый доводил до министра сведения о существовании Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и подготовке к открытию дома-музея памяти Н.К.Рериха в Индии. Далее он писал: «Тем более необходимо создать такой музей на родине художника - пламенного патриота, завещавшего нашей стране значительную часть своих творений» [148]. По мнению академика, «такой музей желательно создать именно в Ленинграде» [149], в городе, где родился и жил художник. В связи с этим Восточная Комиссия Географического общества Союза ССР предложила:

«1. Установить на доме, где долгие годы жил и работал Н.К.Рерих (Ленинград, Набережная Мойки, дом 83), мемориальную доску со следующей надписью: "В этом доме с 1906 по 1916 годы жил и работал академик живописи Николай Константинович Рерих (1874-1947)".

2. Организовать в Ленинграде постоянный художественный мемориальный музей Н.К.Рериха, как филиал Государственного Русского Музея. Задачей Музея должно быть не только хранение художественных произведений и научных работ Н.К.Рериха, но и изучение его жизни и творчества (в частности, сбор материалов, характеризующих жизненный и творческий путь Н.К.Рериха). При Музее необходимо создать архив.

3. Разместить Музей Н.К.Рериха в бывшей квартире художника (Ленинград, Набережная Мойки, дом 83)» [150].

В конце шло существенное добавление: «По имеющимся сведениям, дирекция Русского Музея согласна с нашими предложениями» [151].

Это письмо академика В.В.Струве не было случайным. Ю.Н.Рерих как ученый и путешественник пользовался большим уважением во Всесоюзном Географическом обществе. Общество неоднократно приглашало его в Москве и в Ленинграде выступить с научными докладами. Вот лишь некоторые темы, поднятые Ю.Н.Рерихом в этих выступлениях: «Научно-исследовательские работы в Монголии, Тибете и Гималаях в 1923-1957 годы» [152], «О кочевниках Тибета» [153], «Академик Н.К.Рерих, его жизнь, научная и художественная деятельность в Гималаях и Тибете» [154]. Об одном из таких выступлений есть свидетельство самого Юрия Николаевича. «В Ленинграде встреча была очень теплая, а выступление в Географ [ическом] обществе окончилось оуайоп (аплодисментами. - Д.Р.). При сем посылаю фотографию со старейшим академиком В.В.Струве...» [155]. Руководители общества выражали Юрию Николаевичу «глубокую благодарность не только за доклад, но и за исследование малоизученных районов Азии» [156].
А кроме того, после таких выступлений Общество неоднократно обращалось в правительственные и партийные органы с ходатайством об организации первой выставки Н.К.Рериха в Ленинграде [157], проведении повторной выставки в Москве [158]. И в обоих случаях был успех. В Ленинграде первая выставка состоялась в залах Государственного Русского музея, в Москве повторно она открылась в Государственной Третьяковской галерее. Именно поэтому Юрий Николаевич подключил к организации мемориального музея на Мойке Восточное отделение Всесоюзного Географического общества. Не исключено, что Ю.Н.Рерих принял деятельное участие и в составлении текста письма академика В.В.Струве, во втором пункте которого четко просматривается основная научная концепция будущего мемориального музея. Деятельное участие Ю.Н.Рериха в выборе места под будущий музей в Ленинграде подтверждают воспоминания современников этих событий. Так Г. Р. Рудзите сообщает следующее: «Наконец остановились на бывшем доме Общества Поощрения Художеств в Ленинграде. Осенью 1959 г. Юрий Николаевич все сам осмотрел и дал согласие» [159]. Р.Я.Рудзитис в своем дневнике относительно концепции музея и места его расположения записал: «Юрий добивается, чтобы Музей был обязательно автономным, чтобы там были выставлены и книги, фотоснимки, письма и т.д. <...> ...Самое надежное - в квартире Н.К.[Рериха] в Ленинграде» [160]. Л.С.Митусова также в своих воспоминаниях сообщила о том, что Юрий Николаевич «звонил незадолго до ухода и говорил о Мойке, 83 как о Мемориальном музее Николая Константиновича и как уже о решенном факте, причем был в очень приподнятом настроении» [161].

Письмо академика В.В.Струве было зарегистрировано в Министерстве культуры за вх. № 154 от 5 февраля 1960 г. и попало к А.К.Лебедеву. И уже 6 февраля 1960 г. А.К.Лебедев поставил на нем резолюцию: «тов. Нересову Н.Я. Прошу подготовить предложения, проект ответа. 6.II.60» [162].

23 февраля 1960 г. на стол заместителя министра культуры А.Н.Кузнецова начальник Отдела ИЗО положил свое очередное письмо. В нем он писал: «Ю.Н.Рерих ставит вопрос об организации постоянной экспозиции подаренных им произведений в виде музея имени Н.К.Рериха при Государственном Русском музее и филиала такой экспозиции в одном из городов Сибири.

В настоящее время Восточная Комиссия Географического Общества СССР внесла предложение об организации художественно-мемориального музея Н.К.Рериха как филиала Государственного Русского музея в бывшей квартире художника в Ленинграде (Набережная Мойки, д. 83).

Отдел изобразительных искусств и охраны памятников уже сообщал Министру культуры СССР тов. Михайлову Н.А. свою точку зрения о нецелесообразности создания самостоятельного музея Н.К.Рериха[курсив мой. - Д.Р.]» [163]. Так с подачи А.К.Лебедева был перечеркнут и этот замечательный проект.

21 мая 1960 г. в результате сердечного приступа скоропостижно скончался Юрий Николаевич Рерих. Вне всяких сомнений, одной из причин ухудшения здоровья ученого стало отрицательное решение по вопросу создания мемориального Музея на Мойке в Ленинграде. По-видимому, последним ударом для Ю.Н.Рериха стал Приказ Минкультуры СССР № 285 от 4 мая 1960 г. [164]. Этот документ предписывал провести распределение 421 картины Н.К.Рериха, «переданной в дар Ю.Н.Рерихом» [курсив мой, так в тексте приказа. - Д.Р.], между Новосибирской картиной галереей и Государственным Русским музеем. Формулировка о создании мемориального Музея Н.К.Рериха в Ленинграде, на Мойке, 83 и филиала этого музея на Алтае в нем отсутствовала. На основании этого приказа чиновники Министерства культуры вместе с музейными работниками по-деловому быстро, без участия Ю.Н.Рериха, бросились производить отбор 60 картин Н.К.Рериха для Новосибирской областной картинной галереи. Б.А.Смирнов-Русецкий вспоминал об этом: «Получилось так, что Юрия Николаевича не известили и за его спиной произвели дележ картин между Русским музеем <...> и Новосибирской картинной галереей <...>. Все это очень огорчило Юрия Николаевича...» [165]. Примечательно, что Акт № 78 о передаче картин из ГТГ в Новосибирск был подписан незадолго до смерти Ю.Н.Рериха - 16 мая 1960 г. В Русский музей 355 картин Н.К.Рериха были переданы из Третьяковской галереи меньше чем через две недели после смерти Ю.Н.Рериха по Акту № 86 от 3 июня 1960 г.
Чиновники Министерства культуры, как видно из документов, очень торопились с переводом коллекции Юрия Николаевича с временного на постоянное хранение. И на это были серьезные причины: в СССР находился брат и единственный законный наследник Ю.Н.Рериха - Святослав Николаевич Рерих, который прекрасно знал о переговорах старшего брата с Министерством культуры. Знал он и о главном условии передачи государству этой коллекции - о создании мемориального Музея имени Н.К.Рериха в СССР.
С.Н.Рерих приехал в СССР с выставкой своих картин. Организовать выставку брата Юрию Николаевичу удалось с большим трудом, при сильном сопротивлении чиновников все того же Отдела ИЗО Министерства культуры, Союза художников СССР и руководства Государственной Третьяковской галереи [166]. Последние выступили категорически против проведения выставки С.Н.Рериха в Москве. Несмотря на это, первая выставка С.Н.Рериха в СССР состоялась сначала в Москве, а затем в Ленинграде и везде имела огромный успех. Святослава Николаевича с супругой Девикой Рани Рерих принимали на высоком правительственном уровне. Все это также стоило Юрию Николаевичу немалых усилий и здоровья.

Приведем воспоминания Б.А.Смирнова-Русецкого о последних днях жизни Ю.Н.Рериха, совпавших с открытием в Москве первой выставки картин С.Н.Рериха (май 1960 г.): «Не буду описывать подробностей открытия выставки картин Святослава Николаевича. Отмечу лишь, что Юрий Николаевич был несколько грустен и отчужден, что как-то не вязалось с общей радостной атмосферой.

Через несколько дней мы собрались на квартире Юрия Николаевича. <...> Шла оживленная беседа, в основном - впечатления от открытия выставки. И опять у Юрия Николаевича был грустный, отстраненный вид. Казалось, что он получил какое-то важное печальное известие и не мог принять участия в общей радости.
Сохранились снимки всех сидящих за круглым столом, и они отразили эту печаль и задумчивость Юрия Николаевича»[167].

Еще одна причина сердечного приступа - резкая и недоброжелательная критика по партийной линии в Институте востоковедения АН СССР. Из воспоминаний коллег Юрия Николаевича известно, что поводом послужил выход книги «Дхаммапада» из серии «Bibliotheca buddhica» [168].

После похорон Юрия Николаевича вся чиновничья рать из Министерства культуры «свободно вздохнула» и постаралась окончательно похоронить идею мемориального музея Н.К.Рериха в Ленинграде. Ответа на свое письмо академик В.В.Струве так и не получил.

Не дождавшись ответа от министра Н.А.Михайлова, академик отослал еще одно письмо о создании музея на Мойке новому министру культуры Е.А.Фурцевой. В совместном с А.В.Корольковым письме он писал: «Поскольку мы не получили ответа на наши письма, мы еще раз обращаемся к вам по этому вопросу. Мы считаем, что создание музея Н.К.Рериха явилось бы наилучшей формой признания заслуг этого выдающегося деятеля русской культуры, имя которого известно всему миру. Кроме того, открытие музея явилось бы еще одним вкладом в дело укрепления дружбы между народами Советского Союза и Индии: нет сомнения, что такой акт со стороны Советского Союза нашел бы отклик в Индии, где имя Н.К.Рериха высоко ценится и многолетняя работа которого в деле сближения народов СССР и Индии широко известна» [169]. Также В.В.Струве просил ускорить решение вопроса с установкой мемориальной плиты и предлагал приурочить открытие плиты ко времени пребывания С.Н.Рериха в Ленинграде.

15 июня 1960 г. А.Н.Кузнецов подготовил короткий и сухой ответ академику, больше походивший на отписку: «В связи с Вашим предложением об организации в Ленинграде музея Н.К.Рериха в помещении его бывшей квартиры (Мойка, 83) сообщаю Вам, что этот вопрос будет рассмотрен Министерством культуры СССР по возвращении в Москву сына художника - С.Н.Рериха» [170]. Это была явная ложь. Для рассмотрения вопроса об организации Музея Н.К.Рериха на Мойке министерству вовсе не нужно было ожидать возвращения в Москву из Индии С.Н.Рериха. У чиновников для этого уже были все возможности. Все ждали только положительного решения Минкульта в виде соответствующего постановления о создании музея. Ждал директор ГРМ, ждал и академик В.В.Струве, который, вне всяких сомнений, помог бы организовать научную сторону работы мемориального музея.

Лебедевские письма уже сыграли свою роковую роль, и Министерство культуры даже не планировало возвращаться к идее мемориального музея Н.К.Рериха. Оно было озабочено «новой проблемой», возникшей после смерти Ю.Н.Рериха. Дело в том, что С.Н.Рерих, являясь единственным законным наследником Ю.Н.Рериха, выразил желание вступить в права наследования имущества брата, которое осталось в его московской квартире на Ленинском проспекте. Речь шла о культурном наследии огромной художественной и научной ценности. О том, как государство решило эту «проблему» и к чему это привело впоследствии, будет рассказано ниже.

Теперь мы знаем, что главным противником, помешавшим Юрию Николаевичу создать на Родине Музей имени Н.К.Рериха, был начальник Отдела ИЗО и охраны памятников Министерства культуры СССР А. К. Лебедев. Можно назвать и фамилию министра культуры Н.А.Михайлова, который также проигнорировал волю дарителя. Но только ли они одни несут ответственность за содеянное зло? Надо полагать, что нет. Ответственность лежит на всей системе управления культурой, созданной в советском государстве. Ведь Минкульт, как и все другие министерства, был вовлечен в идеологическую работу и подчинялся Отделу культуры ЦК КПСС. «В условиях советской системы, - пишет М.М.Гольдин в книге о работе первого Министерства культуры СССР, - стратегия развития искусства определялась аппаратом ЦК КПСС, в его ведении находились и прямые рычаги воздействия на культурные процессы -административные и директивные (в этом плане Министерство являлось лишь передаточным звеном)» [171].
По мнению М.М.Гольдина, еще В.И.Лениным были разработаны основные принципы государственного руководства культурой, которая должна была быть «проникнута духом классовой борьбы». Причем из его трудов следовало, что только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры. И.В.Сталин подтвердил ленинский принцип управления культурой: «Интернационалистическая партия руководит пролетарской культурой» [172]. Этот принцип остался неизменным в течение всего советского периода. Искусство, как и другие направления культуры, рассматривалось как «мощное средство коммунистического воспитания» и «идейное оружие партии». Работа созданного в 1953 г. Министерства культуры СССР строилась именно на этих принципах.

Обращает на себя внимание вывод М.М.Гольдина, сделанный им в заключении своего исследования: «В системе партийно-государственных органов управления художественной культурой Министерство занимало подчиненное положение перед соответствующими органами ЦК КПСС. Культурная политика разрабатывалась на уровне самого высшего партийного руководства - Первого секретаря ЦК, Секретариата и соответствующего Отдела ЦК. Они выносили окончательные вердикты по всем принципиальным вопросам развития художественной культуры» [173].

Одной из задач Министерства культуры, поставленной ЦК КПСС, была борьба с идейными противниками, в том числе и в изобразительном искусстве. Работники министерства должны были сами находить идейные отклонения у советских художников и сообщать партии, которая уже принимала решение о мерах воздействия. В этой связи характерно выступление начальника Отдела ИЗО Минкульта А.К.Лебедева на выборах нового состава МОСХа: «...мы всячески боролись с этими [формалистическими, авангардистскими, модернистскими. - Д.Р.] тенденциями, создавая возможности для труда художников, работающ[их] над реалистическими произведениями» [174].

Сюда же можно добавить и борьбу А.К.Лебедева с художественным наследием Н.К.Рериха, в котором он ошибочно усмотрел «мистические настроения», вредные для советского зрителя. Сам же Николай Константинович по этому поводу писал следующее: «В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова "мистицизм". Уж очень оно мне напоминает английское "мист" - то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдается, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределенность вредоносна» [175]. Эти слова Николая Константиновича как нельзя лучше объясняют суть вредоносной деятельности А.К.Лебедева, связанной с отсутствием у последнего «реального познавания» красоты искусства, свободного от идеологических догм и установок, без которого невозможно служение подлинной культуре.

В картинах Н.К.Рериха чиновник Министерства культуры и идеологический борец с «нежелательными тенденциями» в советском искусстве увидел угрозу для мирного труда советских художников и простых граждан, у которых после просмотра произведений выдающегося живописца XX в. могли возникнуть так называемые «идейные отклонения». И А.К.Лебедев начал действовать. Под лебедевскую идеологическую расчистку попали не только художественное творчество Н.К.Рериха, но и замысел Ю.Н.Рериха по созданию в родной стране отдельного мемориального музея этого художника.

https://yasko.livejournal.com/758570.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Д.Ю. Ревякин КТО ПОМЕШАЛ Ю.Н. РЕРИХУ СОЗДАТЬ НА РОДИНЕ МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА

Сообщение Надежда Лебедева » 25 сен 2017, 16:09

Обстоятельная рецензия В.В. Кузиной на книгу "Гибнущее наследие" также поясняет суть событий: http://ivorr.narod.ru/protection/sectio ... 73_002.pdf


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей