Н.К. Рерих не был агентом ОГПУ, а также о его Завещании в пользу Советского государства

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4443
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих не был агентом ОГПУ, а также о его Завещании в пользу Советского государства

Сообщение Надежда Лебедева » 16 мар 2018, 08:30

Сергей Родник
Кто и зачем приписывает Рерихам масонство и связи с НКВД?

«…Лучше один раз признать свою неправоту, чем постоянно выкручиваться, оправдывая свою ложь».
Написать эту статью побудили комментарии на некоторых ресурсах в сети Интернет, приписывающие семье Рерихов связи с масонскими организациями и НКВД. Вот типичный пример того, как формулируются подобные комментарии:
«…Читала и о приписываемом им масонстве, которое они публично отрицали (хотя с масонами контактировали, это известно). И о предполагаемых тайных связях с НКВД…»
Как видим, никаких доказательств не приводится, но уверенно утверждается, что «контактировали», даже не смотря на то, что «публично отрицали». На моральной оценке данного высказывания остановимся ниже, а пока хочу привести ответ самих Рерихов (Е.И. и Н.К.) по поводу этой растиражированной лжи:
«Конечно, со всею честностью Н.К. может сказать, что он никогда ни в масонских ложах, ни в других подобных организациях членом не состоял и не состоит, – писала Елена Ивановна. – Много чего ему приписывается, и многие стараются хотя бы как-нибудь прикрепить его имя к своей организации. Мы знаем, как статьи и письма Н.К. подделывались и искажались до неузнаваемости.
….Существует организация розенкрейцеров, называемая «АМОРК»; местонахождение её в Калифорнии. В самой Америке она пользуется очень скверной репутацией, но в Европе не знающим истинного положения вещей она импонирует своей широковещательностью. Честность не украшает их деятельность. Эта организация воспользовалась мягкосердечием Н.К., и просила его дать две-три статьи в их журнал, и затем без ведома Н.К. пропечатала его как Брата и Делегата Вел[икого] Братства и так далее. Мало того, глава их обратился к Н.К. с просьбой прислать для их музея несколько местных и тибетских вещиц. Н.К. со свойственным ему сочувствием к каждому культурному начинанию послал несколько вещиц при милом письме с перечнем и кратким описанием вещиц.
И вот мы теперь узнаём, что письмо это было совершенно искажено, вещи, просто перечисленные с кратким описанием их на отдельном листе, включены в письмо со всевозможными добавлениями и как особые дары чуть ли не от самого Вл[адыки] Шамб[алы] и тому подобной ересью!!! По счастью, мы храним все копии посылаемых писем, как в Ам[ерике] так и здесь. Когда мы сравнили сочинительство г-на Сп[енсера] Лу[иса] с оригиналом, у нас дух захватило от такой наглой, бесцеремонной лжи. Пишу это Вам для сведения, ибо и до Вас могут докатиться волны этого бесцеремонного творчества. В Америке г-н Спенсер Луис, или, как его именуют, Император известен как колоссальный блеф. К сожалению, Н.К. слишком поздно узнал репутацию и бесцеремонность этой организации, иначе никогда не дал бы им своих статей. Вся организация эта – сплошная бутафория и вредна тем, что она вводит в заблуждение некоторых действительно ищущих духов, мистифицируя их своими связями якобы с Бел[ым] Бр[атством] и так далее, тогда как там ничего нет.
Конечно, между нами говоря, всё это такая сплошная чепуха, и люди действительно культурные знают истинную цену большинства подобных организаций. Они сейчас плодятся, как грибы, в Америке и в прочих странах. Люди так любят всякие ритуалы и намёки на какую-то таинственность. Потому особенно грустно становится за непросвещённость наших сородичей, во всём усматривающих печать дьявола» (1)
Сам Н.К.Рерих в статье «Самовольство» отмечал: «Уже много раз и в разных странах приходилось неожиданно узнавать о самовольном включении моего имени в какие-то союзы и общества. Первый раз в 1900 году, в бытность мою в Париже, я к удивлению моему узнал, что заочно и самовольно был избран членом некоего союза в России, в котором я и не предполагал принимать участие. Выйти оттуда оказалось гораздо сложнее, нежели можно было предполагать. Прошло несколько лет, пока нашлась подходящая формула, чтобы изъять своё имя.
Затем в 1906 году мы совместно с целой группой художников оказались внесёнными в списки какой-то сомнительной партии под громким названием "Правовой порядок". Хотя мы все и заявили о том, что ничего общего с такой партией не имеем, но немало хлопот и недоразумений произошло около этого эпизода. Затем моё имя попало в списки некоей консерватории, вероятно, с какой-то для кого-то утилитарной целью. К сожалению, не так легко бывает изъять что-то попадающее в печатные списки или заголовки.
С тех пор много раз к несказанному изумлению приходилось встречать своё имя в самых непредвиденных комбинациях. Целые страны и океаны иногда на значительное время скрадывали такие фантастические открытия. <...> Безнаказанно можно включать кого бы то ни было в любые комбинации, надеясь, что время и пространство явятся достаточными прикрытиями» (2).
Как следует из вышеприведенных цитат сами Рерихи однозначно высказывались о том, что никогда не вступали ни в какие масонские организации.
Разберем другую часть приведенной в начале статьи цитаты насчет сотрудничества с НКВД. Так и хочется спросить: где Ваши доказательства? Опять голословное заявление со ссылкой на «где то написано».
Но, в опровержение этой лжи есть официальный ответ Службы внешней разведки России.
Осенью 1993 года Служба внешней разведки России передала Международному Центру Рерихов материалы, связанные с Н.К.Рерихом и его экспедицией, которые до того времени хранились в архиве СВР (ранее иностранный отдел ОГПУ).
В своем выступлении при передаче этих документов пресс-секретарь СВР Татьяна Викторовна Самолис сказала следующее:
«…В Службе внешней разведки были материалы, связанные с жизнью Николая Константиновича. И в соответствии с Законом о внешней разведке Российской Федерации, с одной из его статей о рассекречивании материала, который имеет историческую, научную и культурную ценность, мне поручено от руководства Службы внешней разведки передать эти документы вам».
Руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки Ю.Кобаладзе выступал и на телевидении (27 сентября 1993 года в телепрограмме «Добрый вечер, Москва» на МТК), и неоднократно в других СМИ, где однозначно заявлял, что Рерих не был связан с работой спецслужб.
22 октября 1993 года в газете «Известия» выходит статья Александра Шальнева «Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов». Статья написана на основе архивных материалов СВР, которые были переданы МЦР. «Документы пролежали на тайных полках почти семь десятилетий, — пишет А.Шальнев. — Касаются они Николая Константиновича Рериха. И вовсе не свидетельствуют о том, что выдающийся русский художник был агентом ОГПУ, или о том, что, агентом формально не являясь, Рерих выполнял разовые задания органов» (3)
Остается вопрос: с какой целью создаются мифы о связях семьи Рерихов с масонскими организациями и НКВД? Ответ очевиден – чтобы приписать их культурной и общественной деятельности черты «носителей зла», распространяемые на данные организации. Но как видно, с доказательствами у авторов подобных мифов туго, точнее доказательств нет, поэтому приходится использовать только собственные фантазии, как, например, скандально известный «историк» Олег Шишкин, мифологемы которого были убедительно разоблачены рассекреченными материалами Службы внешней разведки России.
Послесловие
Справедливо считается, что наиболее достоверным источником о принадлежности человека в какой-либо организации могут быть только его собственные утверждения. Иначе, любая ложь, высказанная кем-либо будет считаться истиной в последней инстанции. Но, в таком случае данный подход будет касаться и самого лжеца, которого можно назвать кем угодно, приписать ему что угодно и утверждать что так оно и есть, потому что кто-то когда-то об этом написал.
Как следует из приведенных выше доказательств семья Рерихов никогда не сотрудничала ни с масонскими организациями ни с спецслужбами НКВД, о чем они сами неоднократно заявляли. А те, кто пытается подвергнуть сомнению честность и моральные принципы семьи Рерихов опускаются до уровня базарных болтунов, у которых нет ни совести, ни чести, а потому их слова не стоят и ломаного гроша.

1. Е.И.Рерих Из письма от 02.01.34.
2. Рерих Н. К. Самовольство // Рерих Н. К. Листы дневника. Т.1. С. 76.
3. Источник: https://www.pravda.ru/…/humanb…/06-06-2003/31713-shambala-0/


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость