Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4443
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 25 дек 2017, 10:16

Н. К. Рерих

МИСТИЦИЗМ

В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова – мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское мист – то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдается, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределенность – вредоносна.
В древности мистиками назывались участники мистерий. Но какие же мистерии происходят сейчас. И не назовем же мы мистериями научное познавание, которое в последние годы двинулось в области надземные, приблизилось к познаванию тончайших энергий. Спрашивается, в чем же всякие пишущие видят мой мистицизм. Если припомним мои картины, то даже сами названия вряд ли будут соответствовать этому людскому обозначению. Припомним от самого начала: «Богатыри», «Ушкуйник», «Гонец», «Восстал род на род», «Сходятся старцы», «Бой», «Город строят», «Сергий Строитель», «Гималаи», «Жемчуг исканий», «Монгольский Цам», «Конфуций», «Лао-Тце», и из самых последних – «Тревога», «Снегурочка», «Река жизни», «Настасья Микулична», «Микула Селянинович»... Или вспомним очерки: «Борьба с невежеством», «Парапсихология», «Болезнь клеветы», «Песни Монголии», «Чингиз-Хан», «Школьный учитель», «Прекрасное единение», «Старинные лекарства», «Врата Мира», «Чаша неотпитая», «Оборона», «Горький», «Толстой и Тагор» ... Все это достаточно казалось бы определенно и зовет к познаванию.
Правда, мы радуемся каждому достижению, будет ли это в области искусства или науки. Мы глубоко интересуемся передачей мысли на расстояние и всем, сопряженным с энергией мысли. Об этом уже давно были беседы с покойным Бехтеревым, с Райном, с Метальниковым. Область мозга и сердца, так выдвинутая сейчас учеными мира, не может быть названа дымчатым словом мистицизм, но есть самое реальное научное познавание. Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность. Но тогда и Каррель, Крукс, Оливер Лодж, Пипин и все реальные ученые будут тоже мистиками.

http://lib.icr.su/node/509

Надежда Лебедева
Сообщений: 4443
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 20 янв 2018, 15:01

«Мистика» и «оккультизм» как синонимы незнания

Жизнь и творчество выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки и искусства, требуют глубокого и внимательного изучения. Благодаря трудам многих исследователей пушкиноведение и лермонтоведение стали серьезными научными направлениями. Дилетантам здесь делать нечего: невозможно написать статью, а тем более книгу о Пушкине или Лермонтове просто так, «с наскока», без глубокого изучения материала. К сожалению, рериховедению повезло гораздо меньше. Создается впечатление, что специалистами в этой области считают себя даже те, кто не утруждается глубоким изучением наследия Рерихов и уже опубликованных научных работ по рериховедению. В результате появляется немалое количество скороспелых статей и даже диссертаций, в которых жизнь и идеи Рерихов искажаются до полной неузнаваемости. Это одна сторона проблемы, но есть и другая. Появился новый стиль, который характеризуется предвзятым подходом к жизни и творчеству семьи Рерихов, специализацией на поиске и последующем «онаучивании» непроверенных и недостоверных версий, слухов и даже сплетен, существовавших вокруг нее, сознательным извращением фактов и реальных событий.

Не так давно к группе дилетантов и мифотворцев примкнул Андрей Игнатьев, чей дебют в рериховедении оказался крайне неудачным. На первую книгу Игнатьева «Мир Рерихов» специалистами-рериховедами было написано несколько разгромных критических рецензий [1]. И, полагаем, при таких отзывах вторично заявлять о себе в этой сфере ему бы явно не стоило. Тем не менее Игнатьев решил продолжить свои «изыскания». В 2015 году появился его очередной опус «Движение последователей Агни-йоги в 1921–1935 гг.» [2].

При чтении этой новой книги Игнатьева не покидает ощущение, что ты находишься на представлении иллюзиониста, который мастерски жонглирует вымыслами вперемешку с фактами и на глазах изумленной публики буквально из ничего создает причудливые кружева. Его исторический иллюзион начинается на первой странице книги и заканчивается только с последней строкой. Строго говоря, обещанная читателям в заглавии история «Движения последователей Агни-йоги в 1921–1935 гг.» на поверку оказывается чем-то совершено иным. В этой книге нет ни Рерихов, ни их последователей, ни истории Рериховского движения. Она наполнена образами, не имеющими никакого отношения к реальности. Исторические события в интерпретации Игнатьева перестают быть таковыми, поскольку из фактов превращаются в сплетни. Поэтому нет никакого смысла критиковать книгу Игнатьева постранично. Самое лучшее, что можно было бы сделать, это написать действительно научное исследование на эту же тему. Думаем, что рано или поздно такая объективная работа обязательно появится.

Мы же заглянем за кулисы исторического иллюзиона, который устроил Игнатьев на страницах своей книги, и попытаемся разобраться в механизме его манипуляций. Сразу отметим некоторые важные моменты, полностью исключающие книгу Игнатьева из пространства науки. Они, кстати, касаются и материалов его коллег-мифотворцев.

Не имея привычки применять научную терминологию в своих работах, Игнатьев вслед за фанатичными религиозными служителями называет Живую Этику «оккультно-мистическим учением» [2, с. 3], что ярко свидетельствует о полном непрофессионализме автора. Этот непрофессионализм прослеживается на протяжении всей книги: буквально в каждом суждении Игнатьев демонстрирует полное незнание философии Живой Этики, не говоря уже о теософии. Пора бы, наконец, усвоить, что Живая Этика является философской системой, хотя для понимания этого надо обладать научным складом ума и минимальной исследовательской подготовкой.

Попытаемся вернуть Игнатьева на первый курс университета и объяснить ему, что же такое философия. Итак, философия – это форма мировоззрения, и главной проблемой в ней является проблема смысла человеческой жизни. От мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения философия отличается глубокой связью с наукой. Живая Этика представляет собой именно такую форму мировоззрения, и центральная ее проблема – это проблема смысла жизни, заключающейся в эволюции всего человечества, тесно связанного с одухотворенным Космосом. Живая Этика призвана помочь людям понять космические законы и начать изучать их. Без учета этих законов невозможно продвижение по ступеням эволюции. Живую Этику как философскую систему характеризует тесная связь с наукой. Достаточно серьезно осмыслить хотя бы некоторые ее параграфы, чтобы увидеть это. Именно так и сделал бы любой настоящий исследователь.

Более того, Живая Этика показывает, какой должна стать новая наука, т.е. наука на новом этапе эволюции человечества, свободная от предрассудков, лишенная фанатических заблуждений и догм, изучающая Мироздание во всем богатстве законов, связей и незыблемых основ. В книгах Живой Этики наука упоминается настолько часто, что представить здесь все параграфы нет никакой возможности. Приведем только некоторые из них.

«Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком» [3, § 10].

«Твердо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна» [3, § 102].

«Ложная наука препятствует познанию Мироздания» [4, § 573].

«Наука приближения новых форм Бытия даст человечеству тонкость понимания Беспредельности» [5, § 75].

«…Наука должна осветить сознание и утвердить человечество в Беспредельности» [6, § 665].

«Можно весь государственный и общественный строй утвердить на законе космическом. Наука даст все направления, и лишь чуткость приложения может открыть столько граней для строительства!» [7, § 65].

«Вместо ритуалов наука приближает путь правильный, но в суете жизни зовы науки остаются проявлениями, стоящими одиноко» [8, § 53].

«Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений» [9, § 402].

А вот и ответ Игнатьеву, клеймящему Живую Этику ярлыком мистики: «Несомненно встретите нарекания – почему высший мир упоминается на тех же страницах, что и наука? Так будут говорить те, кто не понимает мира высшего и умаляет науку. Такие малые грамотеи очень распространены и по бессердечию своему весьма злобны. Они занимают разные общественные положения и потому могут шептать во многих местах. Отвечать им было бы бесполезно. Каждый сердечный человек будет радоваться каждому доброму пониманию о высшем мире. Каждый умный человек оценит слово в защиту науки» [8, § 234].

К сожалению, Игнатьев не удосужился сделать даже элементарную вещь: заглянуть в современные философские словари. Откроем, например, «Краткий философский словарь» под редакцией доктора философских наук А.П. Алексеева, подготовленный коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В этом словаре представлены статьи, посвященные Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам, а также Елене Петровне Блаватской, наряду с Рерихами обвиненной Игнатьевым в оккультизме и мистицизме. В статье о Е.И. Рерих читаем: «В 20–30-е гг. под руководством Великих Учителей написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики (Агни Йоги), утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока. Источниковая база учения Живой Этики та же, что и Тайной Доктрины Блаватской, переводчиком которой была Е.И. Рерих. В настоящее время в разных странах мира существует международное рериховское движение, философско-теоретической основой которого является учение Живой Этики» [10, с. 327]. Насколько уважительно, а главное – верно по сути написали о Живой Этике философы МГУ, настолько Игнатьев извратил ее смысл. Что же касается мистики, то Николай Константинович Рерих в приветствии к открытию Болгарской Ассоциации писал: «Я не люблю слово “мистика” или “оккультизм”, ибо то и другое лишь синонимы незнания» [11, с. 92]. Эти слова великого художника и философа являются лейтмотивом любого научного исследования о Рерихах. И они же еще раз подчеркивают, что к пространству науки книга Игнатьева не имеет никакого отношения.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИЛЛЮЗИОН АНДРЕЯ ИГНАТЬЕВА. Рецензия на книгу «Движение последователей Агни-йоги в 1921–1935 гг.»

Б.Ю. Соколова,
кандидат культурологии,
научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР (Москва)

С.В. Скородумов,
член Международной ассоциации писателей и публицистов,
руководитель Межрегионального
информационно-аналитического Центра (Ярославль)

http://www.icr.su/rus/protection/review ... _id=133457

Надежда Лебедева
Сообщений: 4443
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 22 янв 2018, 17:25

"...Мир проявлен, держится и развивается лишь действием, лишь действие дает рождение новым энергиям. Сказано также, что мир сложен мыслью, или мысль рождает действие, потому многие, полагая, что мысль выше действия, погружаются в мечтания, принимая их за творческие мысли, и воздерживаются от действий, забыв, что лишь мысль, насыщенная огненной волей, творит. Но волю эту мы можем приобрести лишь путем долгого упражнения в проведении в жизнь, в действие мыслей своих и чужих. Так что нужно сначала завоевать себе право на такое чисто умственное существование.
В своей земной жизни все Великие Учителя прилагали свои мысли, именно, к действиям, именно, к строительству. Никто из Них не удалялся в отшельничество. Все Они человеческими руками и ногами прокладывали путь к новым достижениям. Потому нужно так настаивать не на мечтаниях, но на действии, и сейчас больше, чем когда-либо, ибо человечество должно побороть гигантский приступ темных сил.
...Никто не хочет понять, что высшее достижение не в психизме, не в астральных видениях, но в синтезе, в развитии своих способностей, что достигается добросовестным исполнением своего долга или, как сказали бы восточники, дхармы...
Так нужно очень и очень настаивать на деятельном и возможно совершенном выполнении задач земной жизни, или как говорят, до конца исполнить долг. Лишь это обусловит истинный прогресс внутреннего человека. "Человек достигнет совершенства, упорно выполняя свою дхарму", - говорит Кришна в "Бхагават Гите". (Письма Е.И. Рерих., том 1,С.332-333).

Надежда Лебедева
Сообщений: 4443
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 22 янв 2018, 17:27

"В то время, когда один полагает душу за мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях тонкого мира. Подвижники великого служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии, и сердце их звучит на боль мира". (Письма Е.И. Рерих., том 1,С.3О3).

Надежда Лебедева
Сообщений: 4443
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 25 янв 2018, 10:20

Вы рано ощутили потребность к Знанию, в Вас кармически заложено доброжелательство к людям, в Вас обязательно заложены и творческие способности, которые помогут Вам выполнить свою жизненную задачу. В чем она состоит? Это откроется Вам не сразу. Вы должны еще пройти период накопления, который заключается не только в приобретении Знаний, но и в освоении жизненного опыта. Думаю, что у Вас хорошее начало жизни. Знаю по себе, что часто то, что мы сочли «не своим», «не нужным», – оборачивается в дальнейшем очень для нас полезным. Ведь вот и Ваша работа начальником цеха принесла Вам не только неприятности (при работе с людьми их не избежать), но должна была дать опыт организационного характера. Возможно, что в дальнейшем Вам опять придется работать с людьми, хотя и на другом поприще, и приобретенный опыт – пригодится.
Со временем Вы обнаружите и ту основную и необходимую жилу Знания, которую нужно будет разрабатывать Вам особенно основательно для выполнения своей жизненной задачи. Но я не думаю, что она предстанет перед Вами в «чистом виде». Наша эпоха – эпоха сложнейшего синтеза, и наши личные задачи тесно связаны с ее проблемами и велениями. Знание для Жизни и подвиг в Жизни – вот девиз нашего времени. А Жизнь – она ведь везде, и прежде всего – около нас, в окружающих нас людях. Николай Константинович учил: «В конце концов, ищите ближе. А в особенности тогда, когда хотите посмотреть в даль». За потерю реальной почвы под ногами приходится иногда дорого расплачиваться, но, судя по Вашему письму, я верю, что Вам это не угрожает.

П.Ф. Беликов – А.Н. Андрееву, 12 августа 1977 г.


Надежда Лебедева
Сообщений: 4443
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 18 фев 2018, 21:25

В.В. Фролов. «Для народа русского мы трудились»
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5752

Надежда Лебедева
Сообщений: 4443
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 11 мар 2018, 11:12

Неудивительно, что и другой космист, К. Э. Циолковский, придерживался того же мнения относительно причисления себя к "мистикам": «Цель моей статьи, между прочим, – разбить ложное мнение о моих работах, как о мистических», – писал К.Э. Циолковский. – «Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего неясного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, то есть математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений».


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость