Как же современная традиционная церковь России, имеющая свой исток в древней культуре, которую так любил Н.К.Рерих, отнеслась к творчеству выдающегося русского художника, его философии и его последователям? Еще в начале 1990-х годов стала раздаваться от приверженцев РПЦ хула на великих деятелей культуры России, в том числе на Рерихов. С благословения РПЦ издавались массовыми тиражами книги, в которых философы, писатели, художники, составляющие славу России, представлялись сектантами, масонами, оккультистами, язычниками и т.д. Известны случаи, когда во дворах церковных храмов и училищ имело место сожжение книг Л.Толстого, С.Булгакова, П.Флоренского, Н.Рериха [3], книг православных богословов [4]. Некоторые церковные чины настраивали своих пастырей против того нового, что привнесли Рерихи в культуру нашей страны. Начало этому процессу положил Архиерейский Собор РПЦ 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», который включил философскую систему Живую Этику и ее последователей в список религиозных сект [5]. В церковных справочниках Рериховскому культурному движению приписывают оккультно-антихристианский характер [6].
Такая оценка наследия семьи Рерихов и Живой Этики, а также деятельности последователей Рерихов почти 30 лет насаждается в обществе и периодически появляется в СМИ. Так, 13 декабря 2022 года на сайте информационно-аналитической службы «Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность» был опубликован материал о памятных датах, где перечисляются имена святых и известных личностей, оставивших след в истории [7]. Среди них упоминается имя Н.К.Рериха. Он назван основателем «оккультистского движения рерихианцев» (первоначально на странице сайта было написано: «основатель секты рерихианцев»).
К сожалению, ряд последователей церкви склонны к радикальной точке зрения, порой очень далекой от христианской терпимости. Много зла творится от фанатизма, в том числе нарушается одна из десяти заповедей Христа: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Надо отдать должное зарубежной церкви, ни одна из которой, включая Православную, не провозглашала хулы в адрес Рерихов и их наследия. Только в нашей стране поругаемы великие деятели, что подтверждает слова Христа из Евангелия от Марка: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме своем» [8].
Христос не говорил о гонении на брата своего, напротив, он наставлял проявлять терпимость, милосердие и устремлял к самосовершенствованию: «…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [9].
Современным церковнослужителям следовало бы разобраться в понимании того, что такое секта и оккультизм, а не давать жестких оценок там, где они не приемлемы. Чтобы осветить данный вопрос, прежде всего, предоставим слово самим Рерихам. Е.И.Рерих не раз отмечала: «Вы знаете, как я не люблю слово “оккультизм” и всякие напыщенные упоминания о посвященных и посвящениях, ибо в моем представлении тотчас же встает вся бутафория и параферналия псевдооккультных организаций» [10, c. 278]. Предостерегала Елена Ивановна и от увлечения оккультной литературой: «…Вся аптека, приводимая во многих оккультных книгах, очень вредна, ибо развитие каждого человека индивидуально» [10, с. 282]. Отношение Н.К.Рериха к оккультизму характеризует следующее его высказывание: «Я не люблю слово “мистика” или “оккультизм”, ибо то и другое лишь синонимы незнания. Мы же, как я неоднократно поминал в тех “Путях Благословения”, которые вы читаете, должны стремиться к ясности, к четкости, к правде…» [11, с. 92]. Рерихи был людьми широких взглядов, учеными, исследователями. Они могли заглядывать далеко вперед, предвидя эволюционные перспективы человечества, и в основе их творчества лежали не беспочвенные мечтания, а точные факты и твердое знание.
Также напомним, что РПЦ признала в 1948 году принятую ООН «Декларацию прав человека», которая последовательно защищает неотъемлемое право людей на жизнь, свободу совести и слова [12, с.14-16]. Интересную точку зрения по этому поводу высказал архиепископ Сан-Францисский Иоанн в статье «О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии»: «Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить “православного” – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды – внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям. <…>
Среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия – духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный» [13]. Такая нетривиальная точка зрения помогает по-новому взглянуть на проблему Православия и сектанства.
Не секрет, что православные традиции тесно связаны с русской культурой и призваны укреплять нравственность, формировать этические нормы и идеалы. С этой точки зрения поругание великих деятелей, которые создают культуру страны, разве не приведет к упадку и самого православия?! Зачем же вносить конфронтацию между разными представителями общества и повышать тревожность? Неужели это не калечит души наших соотечественников? Но, к сожалению, сегодня продолжают звучать ложные оценки и откровенная хула в адрес выдающихся людей, в том числе Рерихов.
Говоря о Живой Этике и наследии Рерихов, необходимо понимать, что они не относятся ни к религии, ни к оккультизму, т.к. не несут признаков культа и «скрытого знания», потому последователи Рерихов, действующие публично и широко на основании закона, не являются ни сектантами, ни оккультистами. По результатам юридической экспертизы Экономико-правовой консалтинговой компании «Доверие» были сделаны выводы, что Определение Архиерейского Собора РПЦ о причислении Живой Этики к секте является необоснованным. В заключении экспертизы говорится: «По существу данным Определением подвергнуто неправомерной и не основанной на Законе оценке учение Живой Этики, которое является нерелигиозным учением, поскольку в нем отсутствуют указанные в статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» №125-ФЗ (с изменениями от 26 марта 2000 года) признаки:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Поэтому данное учение не может быть приравнено Русской Православной Церковью «к псевдохристианским сектам» и «новым религиозным движениям». Указанное Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церковью в части, касающейся учения Живой Этики, выходит за правовые рамки издаваемых для себя актов церковного управления. <…>
Кроме того, осуждение того или иного учения, изложенное в письменном виде, должно быть юридически обосновано и полностью соответствовать требованиям действующего российского и международного законодательства, положениям Международных пактов, Конвенций и других нормативных правовых документов» [14, с. 314-315].
Это можно отнести и к исследователям наследия Рерихов, которые объединены в рериховские организации. Наследие Рерихов и Живая Этика являются неотъемлемой частью работы современных рериховских культурных объединений, многие из них имеют юридический статус. Они занимаются культурно-просветительской деятельностью в рамках законодательства страны, что обозначено в их уставах. Эта практика включает в себя: проведение выставок, конференций, лекций, круглых столов, форумов и многое другое.
В 2001 году была проведена научная экспертиза доктора философских наук, профессора МГИМО В.С. Глаголева о культурно-просветительской работе крупнейшей в России международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» (МЦР), где отмечается: «Вся деятельность Рерихов носила культурно-просветительский характер. Рерихи были великими патриотами России, никогда не отказывались от российского гражданства, мечтали вернуться на Родину и завещали все свое духовное наследие России.
Огромное значение Рерихи придавали семье, считали ее основой общества и отмечали, что в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, воспитываются любовь, доброжелательность, взаимопомощь, духовность и чувство единения.
Факт подписания в 1935 г. Пакта Рериха (о международной охране памятников культуры во время военных действий) более чем двадцатью государствами сам по себе говорит об общемировом характере деятельности Рерихов. <…>
…деятельность МЦР нельзя характеризовать и как религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная организация религиозно-харизматического типа).
В сложных условиях развития современной России деятельность МЦР и сотрудничающих с ним рериховских организаций отвечает задачам нравственного воспитания личности и формирования у нее ответственности за содержание и направленность своей повседневной жизни» [15, с. 321-324].
Важно подчеркнуть, что в мероприятиях МЦР и рериховских организаций принимают участие ученые, общественные и государственные деятели, которые высоко оценивают вклад Рерихов в мировую культуру [16]. Многочисленные отзывы показывают, что идеи Рерихов глубоко надконфессиональны, общечеловечны, они привносят новый взгляд на понимание жизни и мироустройства.
А.Л. Яншин, патриарх российской геологии и экологии, академик РАН, председатель научного совета по проблемам биосферы РАН, президент Российской экологической академии: «Можно сказать совершенно определенно, что Учение Живой Этики – это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться все человечество. <…> Все заповеди, все призывы Живой Этики отвечают призывам чистого христианства, тому, что мы можем прочесть в Евангелиях. <…> Сравнивая нравственные основы всех многочисленных религий, убеждаешься в том, что они совершенно одинаковы… Можно предположить, что Христос признал бы Живую Этику, ибо его Учение, его стремление исправить человечество очень близки тому, что проповедовала семья Рерихов, что излагается в книгах Живой Этики, письмах Елены Рерих.
Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему. <…> Живая Этика как раз служит моральной основой объединения человечества» [17].
В.К. Шумный, академик РАН, директор Института цитологии и генетики СО РАН (1986–2007): «Наследие Рерихов – это воистину общенациональное достояние, и мы обязаны его, с одной стороны, понимать, а с другой – глубоко разрабатывать. <…> Все члены семьи Рерихов – Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич – были крупными учеными, внесшими значительный вклад в развитие таких наук, как востоковедение, археология, тибетология, тибетская медицина, этнография, история и т.д. <…> Наследие Рерихов – с одной стороны, это великолепная живопись, а с другой – выражение в живописи своеобразной философии, которую еще нужно понять и систематизировать. И что самое важное, наследие Рерихов – это своеобразная, оригинальная и не до конца еще проанализированная философия, которая в основу свою ставит, прежде всего, приоритеты духовных ценностей, таких как культура, мир, взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения человека и космоса. Эта философия, пронизывающая все научные труды Рерихов и великолепную живопись, нуждается в значительном анализе и понимании» [18].
В.А. Черешнев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАН и РАМН: «Развитие современной науки предполагает осмысление ее философских основ. В связи с этим конференция «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции» может дать богатый материал для размышлений, так как философская система Живой Этики в последнее время привлекает внимание ученых тем, что способствует выявлению места человека в структуре Мироздания. Такой подход, с точки зрения некоторых современных ученых, получил название нового космического мышления.
Истоки космического мышления обнаруживаются в культуре многих народов. Это древние мифы, первые философские системы, научные построения. В последнее столетие идеи космического мышления, в особенности если брать культурное пространство России, стали формироваться более интенсивно. В этой связи нельзя не вспомнить русских философов Серебряного века – В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского. Огромный вклад в развитие космического мышления внесли Рерихи» [19, с. 33].
Е.М. Примаков, академик РАН, президент Торгово-промышленной палаты РФ, Председатель Правительства РФ в 1998–1999 гг.: «Люди, подобные Рерихам, – это кладезь искусства, культуры, философии. Наверное, такой семьи больше нет в мире» [20, с. 25].
Елена Рудакова. «Великие возможности приходят с великими людьми»
https://www.save-roerich-museum.ru/veli ... mi-lyudmi/