МИССИЯ ЭСТОНСКОГО НАРОДА В ЭВОЛЮЦИИ МИРА
Кира Молчанова, Эстонское общество Рериха
Космос направляет мир к овладению Красотою.
Беспредельность, § 178
Не от физических размеров зависит космическое значение.
Зерно служит лучшим примером.
Сердце, § 177
Наш человеческий кругозор привычно ограничивается только физическим миром. И когда речь заходит о переустройстве мира, то воображение не идёт дальше тоже физического мира и низших форм нашей человеческой жизни, то есть только цивилизации. Это узкое мировоззрение заводит в тупик. Тем не менее Планета живёт в Космосе, её пронизывают разные энергии. При всём разнообразии космических явлений в основании всех построений лежит огненное единство. Так утверждает Учение Живой Этики или философия космической реальности, наука, и так человек оказался лицом к лицу перед необходимостью перерождения собственного сознания и проникновения в миры иных измерений: не только в миры видимые, но и невидимые. Это прорыв в Космос или прорыв сознания человека из жизни преходящей в жизнь вечную. Эпоха грубой физической жизни завершается в предсмертной агонии, а новое строительство всегда утверждалось поиском истины и достижениями культуры.
Н.К.Рерих определил будущее человечества как Эпоху Культуры, эпоху сотрудничества и единения людей через Красоту, Знание, созидательный труд-творчество. Мне кажется, что события в Эстонии во второй половине Х1Х и первой половине ХХ столетия достойны того, чтобы обратить на них внимание, как на яркое свидетельство жизненности идей Рериха. Всего за несколько десятилетий из безымянного угнетаемого и бесправного крестьянского племени эстов сложилась нация благодаря самовыражению в культурно-созидательной деятельности через Красоту. В очерке «Эстония» Н.К.Рерих констатировал:
«Скажем: когда народ творит, тогда приходит и расцвет страны. Это не преувеличение. Неопровержимые классические примеры показали, откуда приходит расцвет стран, как складывалось возрождение. На целый ряд веков народ обновлялся именно цветами творчества»1.
Ещё в преддверии новой ступени эволюции эстонскому народу суждено было дважды выявить мощь Красоты и подтвердить значение искусства как высшей ценности в человеческой жизни. Первый раз в ходе строительства своей государственности. Единственным путём к единению народа и свободе оказалась возможность самовыражения в Красоте. Народ невольно мог воспользоваться только самым высоким способом нагнетания энергии. Это вывело его напрямую на светоносный путь Культуры. Произошла небывалая скорость восхождения, чудесно изменившая судьбу народа в его стремлении к возвышению человеческого достоинства, к самоопределению и национальной независимости.
... Мне снова хочется подчеркнуть, что для эстонца национальная культура и государственность нераздельны. Эстонская нация и её независимость возникли в силу исторической объективности благодаря Красоте. Это великое чудо народ не может не беречь. Поэтому бытующие обвинения в эстоцентризме неоправданны. «Всякая насильственность осуждена. Насильственное рабство, насильственный брак, насильственный труд возбуждают возмущение и осуждение. Но из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная община. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую»7.
1. Н.К.Рерих. Листы дневника. Том П, М., 1995, с.77
7. Живая Этика, книга «Община», § 219
Эстония, Таллинн, 1998 г. и 2007 г.
----------------
Читать статью полностью на сайте ЭОР:
http://www.roerich.ee/articles/rus_010507.htm----------------
На фото:
К.А.Молчанова. Международный Круглый стол "Знамя Мира: путь к будущему через Культуру" 2013. Хельсинки
Выступление К.А.Молчановой на IX Международном форуме "Будущее человечества – расцвет Культуры" 2011. Таллинн
------------------
Картины Н.К.Рериха, посвященные Эстонии:
Н.К.Рерих "Эстонка с рябиновой веткой" 1910 г.
Картон, пастель, гуашь. 52.3 х 42.7 см.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Россия. Великий Новгород
Н.К.Рерих "За морями земли великия" 1910 г.
Фанера, темпера. Частное собрание
источник: Рерих Н.К. Эстония / Из литературного наследия, М.: Изобразительное искусство, 1974.
"Второй приезд в Гапсаль — через много лет — был уже в 1910-м году. Там же были написаны несколько картин. "За морями земли великие" — эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом. Тогда же был написан эскиз к "Пути Великанов". Там же оформился "Варяжский Мотив", а дума о ревельских башнях послужила для картины "Старый Король". В то же время подготовлялись и эскизы для храма в Талашкине, имении княгини М. К. Тенишевой. "Царица Небесная на берегу реки жизни" была закончена именно в Гапсале.
Таким путем целый ряд впечатлений дала Эстония."
Н.К.Рерих. "Печоры. Полуверка"
Полуверка. Остатки колонизации старой Псковской земли. Неведомо, как сохраняется несколько посёлков со своею речью, костюмами и верованиями. В праздники надевают наряды: вся грудь завешана монетами и привесками, посередине огромная серебряная бляха, разбухшая фибула. Сверху белые кафтаны с чёрными прошвами. Православные. Да оградят их от кофточной и пиджачной культуры. С ужасом вспоминаю, [как] некий священник велел пожечь старинные кики, ибо рогатым не подобает подходить к причастию...
(23 декабря 1903 г. -из путевой книжки Н. К. Рериха)
Источник:
https://www.facebook.com/eestiroerichis ... 6959128089
- 28056075_579016549129130_8602061245875286683_n.jpg (21.42 KiB) 4625 просмотра
- 28168251_579015802462538_829235489664533119_n.jpg (25.36 KiB) 4625 просмотра
- 28168343_579019402462178_6213223481278134196_n.jpg (35.46 KiB) 4625 просмотра
- 28059292_579025259128259_427641229949156600_n (1).jpg (98.45 KiB) 4625 просмотра
- 28168328_579033002460818_7358067946299072042_n.jpg (151.65 KiB) 4625 просмотра