Рихард Рудзитис

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Рихард Рудзитис

Сообщение Надежда Лебедева » 23 апр 2018, 16:39

Рихард Яковлевич Рудзитис руководил латвийским обществом друзей Музея Рериха с 1936 года до ликвидации этого общества в осенние дни 194O г. Волна сталинских репрессий не миновала председателя общества и многих его членов. Но через годы лагерей, а потом и годы застоя, все они пронесли верность общечеловеческим идеалам Н.К. Рериха.

Здесь уместно очень кратко напомнить историю латвийского общества Рериха. Это общество выросло в г.Риге из кружка, который в 1924 году собрал вокруг себя Владимир Анатольевич Шибаев близко знавший семью Рерихов и впоследствии ставший секретарем Н.К. Рериха.

В.А. Шибаев в 1928 году уезжает в Индию к Рерихам, а руководство кружком переходит к врачу Феликсу Денисовичу Лукину, который после встречи с Н.К. Рерихом в Париже в 193O году преобразовывает кружок в официальное общество друзей Музея Рериха в г. Риге. Основная заслуга этого общества - издание книг серии Живой Этики - "Агни Йога", капитального руда Е.П. Блаватской "Тайная Доктрина", двухтомника писем Е.И. Рерих. Всего в издательстве этого общества "Угунс" ("Огонь") было издано около 5O книг.

С уходом Ф.Д. Лукина в 1934 году из жизни руководство обществом к 1936 году переходит к Р.Я. Рудзитису, которого Н.К.Рерих называл "Современным бардом святого Грааля".

О книге "Сознание Красоты спасет" лучше не скажешь, чем это сделала Е.И.Рерих в своем письме к Р.Я. Рудзитису от 1O октября 1936 года: "Родной наш Рихард Яковлевич, вчера нам радость, пришла Ваша чудесная книга "Сознание Красоты спасет". В тот же вечер мы прочли этот огненный гимн Красоте. С восторгом вчитывались в эти одухотворенные строки. столько в них сердечного огня! Столько Света, бодрости и радости! Книга эта должна найти место на столе правителей, в школах и в каждом обиходе. Ведь она говорит о самом насущном, о том, чем жив человек! Хотелось, чтобы она проникла и туда, где начинают мечтать о внесении красоты в жизнь".

http://fanread.ru/book/3225989/?page=1

Фотографии Р.Я. Рудзитиса viewtopic.php?f=44&p=10996#p10996

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рихард Рудзитис

Сообщение Надежда Лебедева » 11 ноя 2020, 12:35

День памяти Рихарда Яковлевича Рудзитиса

60 лет назад, в 1960 году, ушел из жизни Рихард Яковлевич Рудзитис (1898-1960) - поэт, общественный деятель, председатель Латвийского Общества Рериха, при котором оно достигло своего расцвета. По ссылке - книги Р.Я. Рудзитиса в аудиоварианте "Искусство творить взаимоотношения" и "Сознание красоты спасет" и "Братство Грааля".

https://akniga.org/author/Рудзитис Рихард/

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рихард Рудзитис

Сообщение Надежда Лебедева » 11 ноя 2020, 12:43

Группа на фейсбуке, посвященная Р.Я. Рудзитису https://www.facebook.com/groups/1280208708756205/

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Рихард Рудзитис

Сообщение Евгений » 28 янв 2022, 08:58

ГОРОД В ЧАДУ

Лондон погружён в вечном чаду. Неисчислимые автомашины наполняют воздух удушающими парами бензина. В жаркое время трудно дышать, трудно жить в этом отравленном пространстве. Также фабричный дым рассеивается в окружающем воздухе. Но на окраинах Лондона целая сеть фабрик. На небе вечно сгущаются тучи. Часто идёт дождь, почти каждый второй день. Все здания как бы закоптелые, грязно серые. И одежда людей чёрная, невзрачная, также и на лицах кажется легла печать синей мглистой дымки.
«Это пахнет Европой», – говорит мой товарищ – поэт. – «Мне нравится этот угар». Я знаю, почему он так говорит. Его душа, полюбив светлый образ Европы, полюбила и безобразное. Но мне невыносим этот угар. Он не только физически, но и духовно изгрызает человека. Это часть из всей атмосферы европейской культуры, которая как в постоянном опьянении топит дух человека, не позволяет ему опомниться, приобрести хоть на миг настоящую свободу. Европеец уже не может стоять вне доброго и злого, ему трудно оценивать и переоценивать ценности. Он живёт импульсами окружающей жизни, следуя ей, не заботясь о том являются ли радости ее хороши или плохие. Это такое perpetuum mobile, где если одно колесо вертится, то и другие без оглядки с ним. Когда человек несёт чужие ритмы в себе, он забывает, что он сам должен стать отдельным миром, в себе свободным, и таким образом опускается на уровень нивелирования как другие, становится – массой.
Англичанин завоевал полмира, но нелегка судьба – быть победителем. Человек сам чувствует своё величие, вечно боится за него, несёт его как проклятие, которое может в любой момент рухнуть на него самого и задавить. Англичанин не может стать мизерной рассадой природы, созвучной частью мира, который признаёт другие части равноценными. Он лишь англичанин, который осознаёт только свою миссию, но не других народов. Он горд собою, своим высокородным всемогуществом, и его голова никогда не касалась пыли земной.
В Лондоне имеются и огромные парки, всё же эти парки не по-настоящему живые. В них не улыбается естественное, неискусственное, свежесть. Деревья подобно зданиям серые, нередко с небольшой кровлей листьев. Непреодолеваемый смог и здесь всасывается в кровь, угрюмость капает с ветвей деревьев. Какие жалкие они на улицах, в мгле испарений бензина, в автомобильной толчее, среди стен.
Где же горожанину искать отдых для тела и духа? И лесов нет в окрестности. Редкие рощи, сады являются частной собственностью. Но где возобновить силы человеку, как выбраться из загрязнения, если даже природа ему недоступна?
Богачи весною едут на свои дачи. Они отправляются и в Остенд, Довиль, или дальше за Альпами. Но где рабочему летом свою голову прислонить?
Единственное богатство красок в Лондоне доставляет огромное количество красных автобусов, двухэтажных сооружений, которые как целые леса пересекают все улицы, все дороги. Сутолока сообщения здесь неописуема. Более живые улицы трудно переходить. За день попадают под колеса в среднем почти сто человек. Но по сравнению с Нью-Йорком вроде это ещё мало.
Вечный город! Мчишься часами автобусом, всё ещё не добираешься до конца. Всегда снова выныривают ещё новые улицы, перекрёстки. Думаешь, сейчас, сейчас кончится, но всё начинается опять снова. И здесь как там, толчея людей перед витринами, гудят авто сирены, льётся угар.
Англичане спасают своё здоровье гигиеной и спортом. В Париже нет той чистоты, что в Лондоне. Даже французские газеты призывают учиться гигиене у англичан. Напротив, у англичан спорт перешёл в манию. Ни о чём другом так много не говорят и не пишут, как о спорте. На страницах газет среди ежедневных сенсаций больше всего места отведено культу тела. Всё-таки самой болезненной манией стал – бокс. Бокс так хорошо согласуется со всеми устремлениями англичанина завоевателя. Но трудно понять, почему же рабочие гордятся этим. Если пересыщенным в жизни так хорошо подходит бокс и коррида, рядом с дорогими шелками, косметикой и распущенностью, то по крайней мере рабочий человек должен беречь в себе ту крупицу души, которая ещё осталась в твари культуры.
Громадность большого города, механическая цивилизация велят англичанину концентрироваться в себе, в своей работе, до последнего использовать время. Англичанин вечно занят. Для него всё более священное – business – обязанность труда. И этот бизнес как клетка, куда он заточил свою жизнь. Он сгорает для цели, которая не одухотворяет, не делает душу красивее, но вводит его в заколдованный круг через материальное существование, что его ещё больше делает квинтэссенцией пыли.
Большой город неспособен сотворить гения красоты. Всё великое рождается из тишины, из чистоты природы. Когда гений попадает в город, в его крови цветут нивы и синее небо, и полевые ароматы. И тот, мечты которого родились в гранитных зданиях, идёт и вечно возобновляется в потенциале природы, до тех пор, пока его душа выкристаллизуется к новому свету творчества. Кем был бы Шелли, если его детство не было наполнено песней жаворонков? Или Байрон, если его тело и дух не закаляли бы морские волны? Или Шекспир без гармонии июльских лесов и нив?
Создатель сперва должен заострить свой слух у Камертона, от которого растения и деревья черпают ритм своих соков, от которого жизнь получает свой выдох и вздох, у которого вселенная благонастраивает ритм и красоту своей симфонической души.
Но человек, который ищет освобождение лишь в механизме большого города, с каждым днём больше врастает в сталь и в камни, и чем тяжелее становятся небеса высоких стен над ним, тем более мизерным он становится.

(Р. Я. Рудзитис "Записи пилигрима")

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рихард Рудзитис

Сообщение Надежда Лебедева » 29 янв 2022, 10:09

Преображение своей жизни путём Этики Жизни

• Учение Жизни – кратчайший путь для достижения явления понимания Космоса.
Нужно понять преграды несовершенства.
• Если уже достигшие блаженства должны так напряженно устремляться к познанию и принятию Указов, то насколько же должен я подлежать всякому напряжению, лишь бы не ускользала Воля Высшая... Нужно быть готовым к всевозможным нагнетениям, лишь бы войти в созвучие с Высшим Миром.
• «Когда предупреждал, что будет время, когда потребуется тончайшее выполнение Указов, Я имел в виду это время».
• Знать Учение и не применять его будет знаком полного невежества.
• Надо привыкать и днем и ночью исполнять Указы и проникаться Уставами.
• Решивший познать Агни Йогу должен преобразить ею всю жизнь. Почему люди думают, что можно Йоге уделять часть ленивого досуга, пребывая в нечистых помыслах все остальное время? Помните, все действия должны быть проникнуты очищающим огненным устремлением.
• Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины.
• Нужно ставить себе наивысшую цель... нужно приобщиться к высшему качеству во всем существовании. Нужно принять высшие меры, как единственно достойное Наивысшим Силам.

Рихард Рудзитис «Искусство творить взаимоотношения», глава III «Пусть самоусовершенствования».

Рудзитис Р.Я..jpg
Рудзитис Р.Я..jpg (137.34 KiB) 2899 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Рихард Рудзитис

Сообщение Надежда Лебедева » 27 ноя 2022, 16:46

Лекция в Казани «Жизнь и творчество Р.Я. Рудзитиса»

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7574


Здесь звезды с Богом говорят,
Здесь солнце кажется сестрою,
Здесь вечный сам коснется сердца
Души твоей и унесет с собой.
Р.Я. Рудзитис

19 ноября 2022 года в Галерее современного искусства города Казани в рамках лектория «Держава Рериха» с программой «Жизнь и творчество Р.Я. Рудзитиса» выступил председатель Татарстанского рериховского культурного объединения Борис Зайцев.

Лекторий «Держава Рериха» начал свою работу в 2019 году в рамках мероприятий, посвященных 145-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 140-летию Е.И. Рерих и 115-летию со дня рождения С.Н. Рериха. По многочисленным просьбам слушателей он стал ежегодным. Сегодня лекторий является совместным проектом Региональной общественной организации «Татарстанское рериховское культурное объединение» и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан при поддержке Международного Центра Рерихов.

Рихард Яковлевич Рудзитис был духовным подвижником, общественным деятелем, многолетним руководителем Латвийского Общества Рериха. Удивительно утонченный, проницательный человек, до конца своих земных дней он оставался верен высоким идеям, стал достойным примером для всех искателей Истины, последователей Учения Живой Этики.

Елена Ивановна Рерих так обращалась к Р.Я.Рудзитису: «Ваше чувство красоты и присущая северным народам чистота восприятия уловит тончайшие тона и звучание Разума Света, окружающего Обитель Всеобъемлющего сердца. Вы сумеете сочетать торжественность и мощь с нежнейшими оттенками. Мы доверяем Вашему чутью, Вашему сердцу, Вашему устремлению к вершинам Прекрасного».

О деятельности Рихарда Яковлевича можно судить по дневнику, который он вел всю свою жизнь, по записным книжкам, в которых отражены его переживания, мучительные борения с самим собою по воспоминаниям близких ему людей. Красноречивы и его многочисленные литературные труды.

Родился Рихард Яковлевич в 1898 году на Взморье, в Меллужи, третьим ребенком в семье крестьян Якова Рудзитиса и Екатерины Амакар.

Пытаясь разобраться в основах бытия, будучи еще 9-летним мальчиком, Рихард пишет письма Льву Толстому, в 23 года – Рабиндранату Тагору. Нобелевский лауреат ответил юной пытливой душе: «Пишу в надежде, что Ваши духовные устремления в конце концов победят все внутренние и внешние трудности. Излишне говорить, что все выражения истины нуждаются в препятствиях – великие изваяния сделаны не из воска, но камня. Люди – художники в жизни, и дух человека творит из вещества, инертного и непроявленного, свой мир идеалов».

Стремление к приобретению знаний рано уводит Рихарда Яковлевича из родительского дома. После окончания гимназии в соседнем поселке он поступает в Юрьевский университет, где до 1918 года изучает классическую филологию, иностранные языки. В 1920 году Рихард Яковлевич приступил к учебе на философском факультете Латвийского университета.

Жизнь нестерпимо влечет его к своим лучшим проявлениям, возвышенным и прекрасным. Рудзитис пишет рецензии, статьи для печати, стихи. Делает переводы древнегреческой поэзии Сафо, Алкея, Мелеагра, Гомера, составляет поэтические антологии. Кроме родного латышского, владеет шестью языками: русским, английским, французским, немецким, греческим и латинским.

В 1933 году выходит сборник «Прекрасной душе», посвященный жене Элле Рейнгольдовне. Словно предчувствуя наступление Величайшей Эпохи Матери Мира, с юных лет Рудзитис носит в себе почитание и поклонение Женщине, Прекрасной Даме.

Логика всей его жизни, искания души в конце концов приводят Рудзитиса к Рерихам. С конца 1929 – начала 1930 года он активно посещает у Феликса Денисовича Лукина собрания кружка Учения Живой Этики, данного земному человечеству через Елену Ивановну Рерих.

Еще не было официально объявлено о создании Общества Рериха в Латвии, когда Рудзитис стал помощником будущего первого председателя Федора Денисовича Лукина.

После преждевременной смерти Феликса Денисовича в 1934 году Рудзитис фактически принимает руководство. А вскоре, в 1936 году, избирается на пост председателя Общества, которым руководил вплоть до его официальной ликвидации осенью 1940 года.

В Обществе были секции по изучению философской мысли Востока, этических учений, воспитанию высоких нравственных основ. Проводились общеобразовательные циклы лекций под руководством профессоров и искусствоведов. При художественной секции работал музыкальный кружок, кружок хорового пения, живописи, театральный. Все члены основных групп Латвийского общества были задействованы в работе: регулярно писали рефераты на заданные темы, организовывали творческие вечера с участием знаменитых музыкантов, актеров, выступали и сами, так как среди членов Общества было несколько видных актрис. Врачи из Общества активно сотрудничали с Гималайским научно-исследовательским институтом «Урусвати».

Общество активно включилось в международное движение за принятие Пакта Рериха. Был создан музей с картинами Николая и Святослава Рерихов, а также с отделом искусства Прибалтийских стран. Работала библиотека, книжный магазин, была даже своя пекарня. С самых первых дней Рудзитис – бессменный руководитель издательства «Угунс».

Отсылая в Ригу рукописи Учения Живой Этики, дневники Николая Константиновича, перевод «Тайной Доктрины», Рерихи целиком доверяли вкусу и опыту Рихарда Яковлевича. Всего тогда вышло около 50 книг. Переоценить данный вид деятельности и трудности с ним связанные невозможно.

Лучше всего говорят о многообразной и плодотворной работе Рудзитиса почти 250 писем Рерихов, адресованные Рихарду Яковлевичу. Он оставался верен делу Света, Учению Живой Этики и тогда, когда находился в концентрационных лагерях Коми после ареста в апреле 1948 года. В условиях разложения и беспросветности лагерного существования Рихард Яковлевич сохранял присутствие духа и внутреннюю торжественность.

Там, за полярным кругом, велись записи, писались письма близким. Рихард Яковлевич, насколько мог, старался поддержать жену и трех дочерей.

Вот одна из дневниковых записей Рудзитиса: «И как я писал! Старался каждое утро, в любых условиях: и на узких нарах под потолком, и на дворе в дождь или в гардеробе, укрывшись от чужих взглядов».

Его мысли летели домой, в Ригу, где его возвращения ждали три любимых дочери. В своих письмах Рихард Яковлевич призывал их идти по пути Учения Духа, больше любить, быть внимательными друг к другу и окружающим, чтобы в мире не погасла Любовь, радоваться красоте и росту в духе, дарить радость другим.

И еще Рудзитис просит своих дочерей любить Русь, молиться за Святую Русь, за Державу Света, страну будущего, родину новой, просветленной человеческой расы. Как же надо было верить в Россию, чтобы среди несправедливости тоталитаризма ни на мгновение не ожесточиться духом!

Рихард Яковлевич за свою жизнь создал замечательные произведения. Книгу «Сознание Красоты спасет» Е.И.Рерих назвала «огненным гимном Красоте». «Книга эта должна найти место на столе правителей, в школах и в каждом обиходе. Ведь она говорит о самом насущном, о том, чем жив человек! Хотелось, чтобы она проникла и туда, где начинают мечтать о внесении красоты в жизнь», – писала Елена Ивановна.

В 1935 году вышла книга Р.Я. Рудзитиса «Николай Рерих – Водитель Культуры». Рихард Яковлевич отмечал: «Еще ни одну книгу я не писал в таком великом напряжении, как эту. И с самым большим чувством ответственности. Напряжение это длилось четыре месяца».

Книга «Братство Святого Грааля», над которой Рудзитис трудился более 20 лет (1935–1958), была издана только в 1994 году.

На вершине жизненного пути, подводя итоги своего изучения Агни Йоги, Р.Я.Рудзитис написал книгу «Учение Огня. Введение в Живую Этику». Он завершил ее в октябре 1960 года, незадолго до своей кончины. Ушел из жизни Рихард Яковлевич 5 ноября 1960 года. На могильном камне начертано: «Сердце спеши к Утру».

Во второй части лекции был показан фильм режиссера Татьяны Борщ «Николай Рерих. Под Знаменем Мира», снятый в 2019 году в честь 145-летия великого художника. Он явился продолжением киноленты «Николай Рерих. От Алтая до Гималаев» (2017). В своей новой картине режиссер повествует о миротворческой деятельности Н.К. Рериха, направленной на прекращение военных конфликтов через принятие международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников в период военных действий и мирное время. Фильм знакомит с историей создания Пакта Рериха, его продвижения на мировой арене и символом «Знамя Мира», предложенным как особый охранный знак для культурных и научных учреждений.

Детально показаны жизнь и творчество великого Мастера в период с 1929 по 1947 год, что позволяет зрителю ближе познакомиться с уникальной личностью Николая Рериха как ученого, художника и мыслителя. Фильм наполнен прекрасными пейзажами Индии, Тибета, Китая, Монголии и Алтая.


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей