Профессор Александр Федотов (Болгария)
Добавлено: 14 ноя 2018, 09:58
Марга Куцарова. Светлой памяти профессора Александра Федотова
2 ноября 2018 года в Софийском университете имени Святого Климента Охридского, над которым был поднят траурный флаг, состоялось прощание с профессором Александром Федотовым.
Такого огромного количества людей в университете я еще не видела. Очередь ожидающих войти в зал университета, чтобы проститься с Александром, выходила из здания, вилась вокруг него и не уменьшалась в течение нескольких часов.
Людей вели искренние чувства огромной утраты, любви и благодарности. Никогда ранее в университете я не была свидетелем такого искреннего, неподдельного, сердечного выражения благодарности, любви и преклонения.
В очереди слышались искренние слова благодарности в отношении А.Федотова, люди говорили о том, что он помогал очень многим, помогал самоотверженно. Я увидела новую грань А.Федотова, которую не знала и не осознавала ранее. Ректор Софийского университета в своем интервью для Болгарского национального телевидения сказал, что Александр Федотов был крупнейшим ученым, любимым преподавателем и коллегой. В эти дни многие друзья Федотова, коллеги, студенты выражали самые глубокие слова любви к нему. И эта волна благодарности пронизывала всё: и пространство университета, где проходило прощание, и само время, насыщенное большой печалью очень многих людей в связи с его уходом.
Я осознала, что без А.Федотова университет как бы тот же, но уже не тот, глубоко не тот, и к моему большому удивлению, потом я прочитала и услышала, что то же чувство-мысль выразили многие другие люди...
Друзья и коллеги А.Федотова также особо подчеркивали, что он был фигурой, объединяющей всех, фигурой, вызывающей согласие и единение между людьми во всех смыслах.
На прощание с Александром Федотовым пришли послы многих стран, в том числе, разумеется, послы всех восточных государств, с которыми он работал. Были представители посольств тех восточных стран, между которыми сейчас очень напряженные отношения. Пришли представители и Посольства РФ. Дипломаты, главный муфтий Болгарии (глава традиционной исламской общины в Болгарии) без особых привилегий ожидали своей очереди вместе с другими людьми.
Снежана, супруга Александра Федотова, проявляя огромную выдержку и силу духа, принимала соболезнования и разговаривала с каждым без исключения, кто пришел проститься с ним, в том числе со всеми студентами, пришедшими выразить свою признательность.
Я решила написать об этом по нескольким причинам. Самая важная – я очередной раз убедилась в глубоком понимании и знании Н.К.Рерихом законов Культуры, ее самых тонких, потому и самых мощных рычагов.
Образ Александра Федотова вызывает в моем сознании мысли Николая Константиновича Рериха, выраженные в его очерке «В рассеянии сущие» (1935). Приведу здесь некоторые из этих мыслей Рериха:
«В какие века ни заглянем, всюду можно найти эти необыкновенные сочетания русского народа с народами всего мира. Уже не говорим о странниках, о путниках, о купцах, мы видим русские имена на самых влиятельных местах. Они – любимые. Им доверяют и поручают высшую охрану. <…>
...Всюду можно найти на самых доверительно-ответственных местах русских деятелей.
Заглянем ли в списки профессоров европейских университетов, рассмотрим ли списки разнообразных деятелей инженерного дела, пройдем ли по банкам, фабрикам, оглянемся ли на ряды адвокатуры – всюду вы увидите русские имена. Среди ученых иностранных трудов в каталогах вы будете поражены количеством трудов русских. Только что пришлось видеть один каталог ученых изданий, в котором почти половина принадлежала русским трудам.
Уже говорилось о пантеоне русского искусства и науки за границей. <…> Есть какая-то благородная, самоотверженная щедрость в этом всемирном даянии. Говорим вовсе не из гордости, ибо знаем великие имена иностранные, внесшие каждый в своей родине незабываемые совершенствования.
Вовсе не хотим сказать, вот, мол, какие мы, русские. Совсем другое хочется отметить как факт непреложный, исторический. В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно, поистине, в планетарных пределах».
Накануне прощания с Александром Федотовым прочитала сообщение, написанное одним из его друзей в социальных сетях: это был призыв «проститься достойно с достойным человеком, русским человеком, давно уже говорившим “мы, болгары”... Преклонение!» Но этот призыв не был, наверное, особенно нужным, ибо то, что в нем выражалось, разделяли практически все, кто знал А.Федотова.
В Болгарии все принимали его как своего, родного, как болгарина. И сам Александр Федотов так воспринимал себя и говорил о себе как о болгарине. Он вызывал безусловное доверие к себе и в университете, и во всех аспектах своего общения и культурной работы у всех людей здесь. С другой стороны, почти все знали, что он русский. И он никогда не скрывал, что он русский и достойно говорил об этом. И тот факт, что этот человек – русский, приводил к тому, что А.Федотов своими делами, своей личностью вызывал самые позитивные чувства к России и к ее народу у всех, кто с ним соприкасался. Через него люди видели и понимали, что такое русский человек.
Вот еще мысли Н.К.Рериха:
«Без гордыни, без хвастовства поминаем о том, сколько русских людей находится на доверительно-ответственных местах в различных государствах. Не будет гордостью упомянуть о том доверии, которое вызвали к себе многие русские деятели во всем мире. Вызвать доверие совсем не так просто. Ведь оно, как мы уже говорили, должно зазвучать в сердце со всею убедительностью. Если же в различных государствах оно, это доверие, прозвучало, значит, установилась еще одна ценность общенародная, всемирная.
<…> Многие, многие народы видят в русском друга своего. И это обстоятельство сложилось не в каких-то хитроумностях, но во времени, в делах, в даяниях.
Великое благо, если мы можем вызывать улыбку доверия. <…> Если нам доверяют народы, поручая блюсти ответственные места, то и мы укрепляемся в доброжелательстве к народам. Из рассеяния вырастает строение. Пусть оно будет прекрасным».
Сейчас в интернете появилась петиция, инициированная коллегами, а также бывшими и настоящими студентами Александра Федотова, чтобы Центр восточных языков и культур Софийского университета был назван его именем.
Софийский университет – самый авторитетный университет в нашей стране, круги от него распространяются во всем нашем культурном пространстве. Так куются самые искренние, прочные связи доброжелательства и доверия между странами и народами, между Россией и Болгарией.
Николай Константинович Рерих глубоко понимал суть Культуры, ее свойства, особенности, ее тонкие рычаги и механизмы. Когда на Родине Рериха его имени будет отдано должное понимание, уважение и любовь, тогда и к родной стране Рериха, к России, во всем мире будет неимоверно увеличиваться и утверждаться доверие, доброжелательство, ибо сила России – в Культуре. Сила будущего – в Культуре.
Видимо, мы, как человечество, будем идти самым трудным и мучительным путем к пониманию и осознанию сказанного в Живой Этике: «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры» (Иерархия, пар. 331).
Только Культура создает те искренние, доверительные отношения между народами, на которых можно строить и которые делают возможным решение, как писал Николай Константинович, самых трудных социальных проблем.
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6048
2 ноября 2018 года в Софийском университете имени Святого Климента Охридского, над которым был поднят траурный флаг, состоялось прощание с профессором Александром Федотовым.
Такого огромного количества людей в университете я еще не видела. Очередь ожидающих войти в зал университета, чтобы проститься с Александром, выходила из здания, вилась вокруг него и не уменьшалась в течение нескольких часов.
Людей вели искренние чувства огромной утраты, любви и благодарности. Никогда ранее в университете я не была свидетелем такого искреннего, неподдельного, сердечного выражения благодарности, любви и преклонения.
В очереди слышались искренние слова благодарности в отношении А.Федотова, люди говорили о том, что он помогал очень многим, помогал самоотверженно. Я увидела новую грань А.Федотова, которую не знала и не осознавала ранее. Ректор Софийского университета в своем интервью для Болгарского национального телевидения сказал, что Александр Федотов был крупнейшим ученым, любимым преподавателем и коллегой. В эти дни многие друзья Федотова, коллеги, студенты выражали самые глубокие слова любви к нему. И эта волна благодарности пронизывала всё: и пространство университета, где проходило прощание, и само время, насыщенное большой печалью очень многих людей в связи с его уходом.
Я осознала, что без А.Федотова университет как бы тот же, но уже не тот, глубоко не тот, и к моему большому удивлению, потом я прочитала и услышала, что то же чувство-мысль выразили многие другие люди...
Друзья и коллеги А.Федотова также особо подчеркивали, что он был фигурой, объединяющей всех, фигурой, вызывающей согласие и единение между людьми во всех смыслах.
На прощание с Александром Федотовым пришли послы многих стран, в том числе, разумеется, послы всех восточных государств, с которыми он работал. Были представители посольств тех восточных стран, между которыми сейчас очень напряженные отношения. Пришли представители и Посольства РФ. Дипломаты, главный муфтий Болгарии (глава традиционной исламской общины в Болгарии) без особых привилегий ожидали своей очереди вместе с другими людьми.
Снежана, супруга Александра Федотова, проявляя огромную выдержку и силу духа, принимала соболезнования и разговаривала с каждым без исключения, кто пришел проститься с ним, в том числе со всеми студентами, пришедшими выразить свою признательность.
Я решила написать об этом по нескольким причинам. Самая важная – я очередной раз убедилась в глубоком понимании и знании Н.К.Рерихом законов Культуры, ее самых тонких, потому и самых мощных рычагов.
Образ Александра Федотова вызывает в моем сознании мысли Николая Константиновича Рериха, выраженные в его очерке «В рассеянии сущие» (1935). Приведу здесь некоторые из этих мыслей Рериха:
«В какие века ни заглянем, всюду можно найти эти необыкновенные сочетания русского народа с народами всего мира. Уже не говорим о странниках, о путниках, о купцах, мы видим русские имена на самых влиятельных местах. Они – любимые. Им доверяют и поручают высшую охрану. <…>
...Всюду можно найти на самых доверительно-ответственных местах русских деятелей.
Заглянем ли в списки профессоров европейских университетов, рассмотрим ли списки разнообразных деятелей инженерного дела, пройдем ли по банкам, фабрикам, оглянемся ли на ряды адвокатуры – всюду вы увидите русские имена. Среди ученых иностранных трудов в каталогах вы будете поражены количеством трудов русских. Только что пришлось видеть один каталог ученых изданий, в котором почти половина принадлежала русским трудам.
Уже говорилось о пантеоне русского искусства и науки за границей. <…> Есть какая-то благородная, самоотверженная щедрость в этом всемирном даянии. Говорим вовсе не из гордости, ибо знаем великие имена иностранные, внесшие каждый в своей родине незабываемые совершенствования.
Вовсе не хотим сказать, вот, мол, какие мы, русские. Совсем другое хочется отметить как факт непреложный, исторический. В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно, поистине, в планетарных пределах».
Накануне прощания с Александром Федотовым прочитала сообщение, написанное одним из его друзей в социальных сетях: это был призыв «проститься достойно с достойным человеком, русским человеком, давно уже говорившим “мы, болгары”... Преклонение!» Но этот призыв не был, наверное, особенно нужным, ибо то, что в нем выражалось, разделяли практически все, кто знал А.Федотова.
В Болгарии все принимали его как своего, родного, как болгарина. И сам Александр Федотов так воспринимал себя и говорил о себе как о болгарине. Он вызывал безусловное доверие к себе и в университете, и во всех аспектах своего общения и культурной работы у всех людей здесь. С другой стороны, почти все знали, что он русский. И он никогда не скрывал, что он русский и достойно говорил об этом. И тот факт, что этот человек – русский, приводил к тому, что А.Федотов своими делами, своей личностью вызывал самые позитивные чувства к России и к ее народу у всех, кто с ним соприкасался. Через него люди видели и понимали, что такое русский человек.
Вот еще мысли Н.К.Рериха:
«Без гордыни, без хвастовства поминаем о том, сколько русских людей находится на доверительно-ответственных местах в различных государствах. Не будет гордостью упомянуть о том доверии, которое вызвали к себе многие русские деятели во всем мире. Вызвать доверие совсем не так просто. Ведь оно, как мы уже говорили, должно зазвучать в сердце со всею убедительностью. Если же в различных государствах оно, это доверие, прозвучало, значит, установилась еще одна ценность общенародная, всемирная.
<…> Многие, многие народы видят в русском друга своего. И это обстоятельство сложилось не в каких-то хитроумностях, но во времени, в делах, в даяниях.
Великое благо, если мы можем вызывать улыбку доверия. <…> Если нам доверяют народы, поручая блюсти ответственные места, то и мы укрепляемся в доброжелательстве к народам. Из рассеяния вырастает строение. Пусть оно будет прекрасным».
Сейчас в интернете появилась петиция, инициированная коллегами, а также бывшими и настоящими студентами Александра Федотова, чтобы Центр восточных языков и культур Софийского университета был назван его именем.
Софийский университет – самый авторитетный университет в нашей стране, круги от него распространяются во всем нашем культурном пространстве. Так куются самые искренние, прочные связи доброжелательства и доверия между странами и народами, между Россией и Болгарией.
Николай Константинович Рерих глубоко понимал суть Культуры, ее свойства, особенности, ее тонкие рычаги и механизмы. Когда на Родине Рериха его имени будет отдано должное понимание, уважение и любовь, тогда и к родной стране Рериха, к России, во всем мире будет неимоверно увеличиваться и утверждаться доверие, доброжелательство, ибо сила России – в Культуре. Сила будущего – в Культуре.
Видимо, мы, как человечество, будем идти самым трудным и мучительным путем к пониманию и осознанию сказанного в Живой Этике: «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры» (Иерархия, пар. 331).
Только Культура создает те искренние, доверительные отношения между народами, на которых можно строить и которые делают возможным решение, как писал Николай Константинович, самых трудных социальных проблем.
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6048