Древняя Русь

Приглашаем вас поделиться с нашими читателями искорками света своей Души - стихами, рассказами, художественными размышлениями...

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Алена
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 31 янв 2016, 09:38

Древняя Русь

Сообщение Алена » 25 апр 2016, 10:46

Наша история полна еще неразгаданных тайн. От этого она кажется еще увлекательнее. Когда окунаешься с головой в изучение древнерусской истории, Святая Троица. Андрей Рублевто соприкасаешься с целым пластом легенд и былей, большинство из которых дошло да нас в искаженном виде. Возьмем, к примеру, призвание на княжение варяжского князя Рюрика с его братьями Синеусом и Трувором. Так, по крайней мере, гласит легенда. Но возникает вопрос, почему Рюрик после себя оставил потомков и память о себе в народе, а легендарные братья как-то незаметно сошли с исторической арены, канув в Лету? Если обратиться к скандинавским первоисточникам, то кажущееся противоречие разъясняется просто: в славянские земли пришел «конунг Рурик со своим домом (син хуус) и верною стражей (тру вер)» (862). Здесь имеется в виду, что Рюрик пришел вместе со своими домочадцами, со всей своей челядью и дружиной. Ни о каких братьях речи в хрониках не идет. Их попросту никогда и не существовало. Просто реальные факты были искажены неумелым переводом.
Н. К. Рерих в произведении «Адамант» помимо этого предлагает также иное истолкование следующей исторической фразы: «Земля наша велика, но нет порядка в ней. Придите и правьте нами» (1). По его мнению, она была сказана не древними славянами, а скандинавскими колонизаторами, жившими тогда около реки Волхов. Вероятно, это они пригласили Рюрика на царствование из-за Ладожского озера. И тогда Рюрик со всей своей челядью и приближенными и дружиной прибыл в чужие земли и осел там. Вот такое новое осмысление получила известная всем легенда.

Вообще наша история и культура полна особого, присущего ей одной очарования. Когда углубляешься в ее изучение, то ощущаешь неповторимую атмосферу тех далеких лет.
Перед мысленным взором встают яркие сказочные образы древних стольных городов и расписных белокаменных храмов. Плывут по северной реке Волхов из-за моря деревянные пестрые ладьи. Горделиво красуются узорчатые высокие терема с белостекольчатыми оконцами и богатые княжеские палаты. Дружно водят красные девицы веселые хороводы вокруг обвитых лентами кудрявых берез. Катятся в гору горящие колеса и полыхают купальские костры.
Какая-то особая красота таится в старинных языческих обрядах, русских народных сказках и былинах, берестяных грамотах и рукописных книгах, украшенных богатыми заставками. А какой высоты достигает рукотворное Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева.искусство Древней Руси! Уже в 11 веке на Руси на смену деревянному зодчеству идет каменное храмовое строительство, развивается церковная и фресковая живопись. В 12-13 веках появляются такие монументальные произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли русской», новгородские былины о Садко, воздвигаются новые храмы, возникают смешанные архитектурные стили с элементами византийского искусства. В 14 веке происходит мощный подъем в русской живописи.
Новгородские фресковые росписи в глубоких красно-коричневых тонах необыкновенно виртуозны и гармоничны. Здесь присутствует торжественность и строгость в сочетании с удивительным чувством меры, декоративными украшениями и стройными пропорциями. Роскошь палат и золото храмов, сказочные терема, белокаменные стены, строгие лики иконописных святых, яркие вышивки и утонченные деревянные изделия народного промысла – все это говорит о тонком вкусе и высокой культуре русского народа. На всем лежит печать изящества и чарующей простоты.
Наряду с византийскими элементами и чертами итальянского Ренессанса в каменном зодчестве преобладание завоевывает исконно русский шатровый стиль и владимиро-суздальские архитектурные традиции. Жития святых, песни и притчи украшаются живописными иллюстрациями. Особое место занимает древнерусская иконопись. Строги и прекрасны изображения святых на иконах Андрея Рублева и Феофана Грека. Каждое произведение мастеров – шедевр. Каждая икона излучает внутренний свет, божественное сияние. Возвышенно и торжественно изображение Пресвятой Троицы. Печален и тих лик Богородицы. Суров и грозен образ Христа- Вседержителя в новгородском храме Спаса-Преображения на Ильине улице. Он как будто вершит с небес над нами Страшный Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Троица. в ВеликомНовгородеСуд, заставляя трепетать грешников перед возмездием Божьим.
Благостны либо суровы лики святых. Традиционные библейские сюжеты украшают стены Золотой палаты в Московском Кремле. Наряду с ними перед нами предстают росписи, посвященные реальным историческим событиям. Жизненные, реалистичные, да и лики святых смотрят с икон словно живые.
Как снег белеют каменные стены, золотом сверкают купола, словно светятся лики святых и радугой переливаются богатые росписи храмов. Не чудо ли это? Красота такая, точно в сказке!

А вот мимо нас чередой проходят бессмертные образы великих древнерусских правителей. Решительная, безжалостная княгиня Ольга – мудрая заботливая правительница, преданная жена и любящая мать. Она спокойно расправляется со всеми своими врагами, мудро правит народом, рачительно собирает русские земли, насаждая всюду разумные законы и порядок.
Наконец первая принимает крещение в Византии и склоняет к христианству своего непокорного сына, правда, увы, безуспешно.
Что руководит ей? О чем думает она, жестоко отмщая за смерть мужа? Что толкает княгиню на столь решительный шаг – смену вероисповедания? Он глубоко продуман ею. Она не колеблется. Настаивает на том, чтобы и ее сын тоже крестился. Но не хочет он. Святослав – храбрый воин, закаленный в боях, и он не намерен изменять своей вере в языческих идолов. Он только смеется над матерью, над ее странным желанием обратить русскую землю в христианство.
И Ольга оставляет его в покое, так и не добившись от него ничего. Так и не довелось Ольге окрестить святую Русь. Но в княжеских палатах уже подрастал будущий князь Владимир Красное Солнышко… Он-то и продолжил праведное дело, начатое его бабкой.
Ничто не предвещало в этом яром язычнике и идолопоклоннике, одурманенном вожделениями и прочими княжескими забавами, будущего сурового святого и Крестителя всея Руси. Почему же вдруг язычник принял христианскую веру? В то время «во стольном граде, во Киеве» жило много представителей различных религиозных конфессий. Владимир мог выбрать любую из них. И все же Княгиня Ольгапредпочел православие всем прочим вероисповеданиям. Почему? Ольга уже к тому времени умерла и не могла повлиять на внука, иначе бы он не колебался в своем выборе. Как долго зрел переворот в душе Владимира? Лично мне кажется, что его выбор был предопределен, предрешен где-то на небесах. Иначе и быть не могло. Представьте только, если бы он сделал другой выбор. Выбрал, к примеру, мусульманство или католицизм. Вся история повернулась бы совсем по-другому. Ведь религия в те времена была наравне с государственной властью, и духовенство решало многое.
Как говорится, чему быть, того не миновать. И Владимир собирает у себя в один прекрасный день представителей всех религий и вероисповеданий. Мусульманская вера хороша, думает князь, но уж больно строга. Нельзя ни выпить, ни поесть вдоволь свиного мяса. Нет, это ему не подходит. Дальше, иудаизм. Тоже много ограничений. Свинину не едят, делают обрезание, да еще и отвергнуты своим богом. Нет, не годится! Католическая вера? Тоже не то.
Наконец, православие. Приглянулась князю новая вера. Вспомнил он и свою знаменитую бабку, княгиню Ольгу, ту, что первой приняла крещение у византийских императоров. Старинные легенды повествуют о том, что приходили ко двору князя Владимира неизвестные посланцы из сказочного Беловодья. Они-то и убедили князя принять православную веру, красочно расписав все ее неоспоримые достоинства. И это перевесило все сомнения. Выбор был однозначным – православие! Так оно и случилось. И прославился князь Владимир, приняв новую веру, по всей Руси. Повержены были древние идолы и боги. Поколебались старые устои. Приняли иную форму языческие обряды. А сам Владимир стал именоваться не иначе, как Крестителем всея Руси.

Вслед за Владимиром на престол восходит Ярослав Мудрый. При Ярославе случился на Руси великий расцвет. Князь был человеком высокой культуры, понимающий толк в искусстве и в книжной премудрости. Об этом Ярослав Мудрый Строитель (Реконструкция фрески Киевского Софийского собора)свидетельствуют древнерусские летописи: «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Золотые Врата. Заложи же церковь святыя Софьи, митрополью и посем церковь на Золотых Воротах святое Богородице Благовещение…» (2) (Н.К.Рерих «Адамант»).
Церковь святой Софии – бесценную жемчужину Киевской Руси, Ярослав воздвиг в стольном Киеве с помощью греческих мастеров на том месте, где при Ольге стоял Храм Премудрости Божией. У входа в храм стоят Золотые Ворота, а над ними – храм Благовещения Богородицы. Вслед за ними возникает знаменитая Киево-Печерская лавра, храм Святого Георгия и Святой Ирины. При Ярославе создается свод законов древнерусского права «Русская Правда». Кодекс законов знаменует завершение складывания государственности на Руси.
Что касается искусства, то и здесь, как сказано выше, царил настоящий расцвет. Стольный Киев расцвел, словно бутон розы, из простого удельного княжества превратившись в величайший центр духовной культуры Древней Руси. Соединение строгой культуры Севера с восточной роскошью Византии превратило Киев в светоч древнерусского искусства. Сказочное великолепие храмов, величавые дворцы, изящные фрески, драгоценные ткани, благородство строений, одежды и уклада всего быта подарили городу его необыкновенную красоту, воспетую в летописях и былинах.
Одним словом, красота, изящество, византийская роскошь и славянская простота – вот основные черты древнерусского искусства.

Древняя Русь, Святорусье – это и стоглавые церковные купола, и темные Киевский Софийский собордремучие леса, и глубокие снега, и святорусские сказочные богатыри, и величавая северная природа, и плавный текучий говор, и подблюдные песни и обряды, и былины-старины. Столько всего переплелось в одном простом и светлом слове Русь – ее древнейшая история, берущая начало с братьев Словена и Руса, воздвигших на реке Волхов град Великий Словенск, будущий Великий Новгород. И ее самобытная культура. И ее великий русский народ, сильный и крепкий духом, с его загадочной противоречивой душой.
Что касается нашей истории, то она, действительно, похожа, на былину или сказку. Древнерусские дружинники и князья – настоящие богатыри. Красны девицы – прекрасные как царевны, белые, точно лебедушки. Княжеские палаты – сказочные терема. Языческие волхвы – кудесники да волшебники. Так оно и есть. Ведь сказка – не что иное, как опоэтизированная быль. Не правда ли?



Литература:

1;2. Н.К. Рерих «Адамант» («Радость искусству» Из лекции, прочитанной в Калифорнийском университете
19 сентября 1921 г.)
3. «История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в ВУЗы». – М.: Высшая школа, 1998.

Вернуться в «Творчество участников Форума»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей