Доклад И.В. Иванова "Философия и методология Педагогики Культуры"

Все больше к нам приходит детей "из будущего", из Новой Эпохи, непохожих на остальных. В чем роль родителей в этом случае, как не дать погубить обществу Прекрасный Цветок грядущего? Такие вопросы будут обсуждаться в темах этого подфорума

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 5456
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Доклад И.В. Иванова "Философия и методология Педагогики Культуры"

Сообщение Надежда Лебедева » 04 сен 2019, 09:51

Доклад Игоря Викторовича Иванова "Философия и методология Педагогики Культуры"

Прочитан на педагогическом семинаре "НОВАЯ ЭПОХА - НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК"
03.05.2019 в рамках седьмой европейской научно-рбщественной конференции
"ПАКТ РЕРИХА - МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ", Таллин, Эстония, Дом Учителя.


Также прочитан на всероссийском педагогическом форуме ШКОЛА БУДУЩЕГО
17.07.2019, Усть-Кокса,
Республика Горный Алтай.


Кире Алексеевне Молчановой

«Мы собрались здесь во имя культуры,
и каждый из нас, конечно, остро чувствует необходимость истинного сплочения вокруг этого, руководящего эволюцией понятия»
Н.К. Рерих, Духовные сокровища. Гималаи, 1 января 1931 года


Дорогие друзья!
Уважаемые сотрудники!
Рады приветствовать вас на этой столь необходимой для всех конференции.
Тема нашего доклада «Философия и методология Педагогики культуры».

I

Наше время отмечено поисками такой педагогической системы, которая имела бы в своей основе Учение Живой Этики. Собственно, когда мы показываем детям слайд-программы, проводим конкурсы рисунков о Космосе, или даже создаем направление космический педагогики – мы осознанно или неосознанно стремимся именно к такой педагогической системе.

В Эстонии этот поиск начался в 90-е годы. Его инициатором и вдохновителем
стала Кира Алексеевна Молчанова. Именно вокруг нее собралась группа энтузиастов. Мы выступали с лекциями и слайд-программами, изучали и обсуждали педагогическую литературу. В 2000 году вступили в движение Гуманной педагогики. На всех наших путях нас вдохновляла и направляла Кира Алексеевна.
В ходе почти 30-летней работы мы вновь, теперь уже более глубоко, убедились в
том, что Живая Этика содержит в себе целостную органику духовной и физической жизни человека в ее индивидуальном, социальном и природном измерении. Кроме того, мы увидели, как Учение синтезирует, резюмирует и упорядочивает духовный поиск и
практику предшествующих веков.
К 2017 году мы нашли теоретические обоснования системы образования и
обучения, строящейся на Учении Живой этики. Мы назвали это новое направление
Педагогикой культуры.

II

Культура есть высшая форма проявления Духа в Материи. В ней заключен
неисчерпаемый потенциал развития. Культура – несет в себе все необходимые знания и навыки, ведущие человека к осмысленной, достойной и полезной для других людей жизни. Культура дает человеку нравственное сознание вооружает мужеством, отвагой,
честностью и самоотверженностью, что делает человека свободным. Собственно, она делает человека человеком, существом космического масштаба. Культура движет
эволюцией. Великие Учителя приходят в мир в соответствии с планом Культуры.
Из представленной нами характеристики Культуры ясно, что система образования, обучения и воспитания на ней построенная, должна органично соединять в себе высокий спекулятивный, в нашем случае философский уровень с уровнем
теоретическим, позволяющим каждому педагогу, каждому педагогическому коллективу и сообществу гибко выстраивать комплекс конкретных методов обучения и воспитания на
уровне феноменальном.
Под методом мы имеем ввиду осознанный способ достижения результата,
осуществления деятельности, решения задач. Метод строится на основе некого
идеального плана, осознаваемого, артикулируемого, контролируемого, предполагающего некую последовательность действий. Методология направлена на изучение,
совершенствование и конструирование методов.
Раскрывая нашу тему на спекулятивном уровне, мы рассмотрим категории ДУХА
и МАТЕРИИ, коснемся фундаментальных Принципов, то есть Начал, Основ Мироздания:
ЕДИНСТВА, ИЕРАРХИИ, ЭВОЛЮЦИИ, БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ.
Рерихи писали: «То, что в современной фразеологии называют Духом и
Материей, — Едино в Вечности как постоянная Причина и есть ни Дух, ни Материя, но ТО, все, что есть, было или же будет, все ТО, что может себе представить
человеческое воображение».
Дух и Материя суть две грани Непознаваемого Единства, и их видимо
противоположные аспекты зависят:
(а) от различных степеней дифференциации Материи и (б) от степени сознания, достигнутой самим человеком». (Космологические записи)
Рассматривая природу, человека и социум, выделяя в них грани этого Единства
мы можем говорить, что в природе – Дух и Материя; в человеке – душа, сознание, разум и тело, в человеческом социуме – культура и цивилизация. То есть, Культура есть явление Мира Духа в земной Материи.
Образование, воспитание и обучение – всегда есть приобщение человека к
культуре, даже при любых ограничительных приставах: пролетарская, арийская, христианская и прочих к этому слову.
Культура создана усилиями подвижников духа на благо живущих и грядущих
поколений. Она несет в себе импульс, устремляющий к новым духовным завоеваниям. В культуре народы и человечество обретают и хранят самоидентичность сквозь эпохи бурь
и покоя.
Культура строится на энтузиазме, творчестве, любви и сострадании, которые
составляют ее неотъемлемый потенциал. Она оберегает нас от деградации и одичания.

ЕДИНСТВО или ЕДИНОЕ является фундаментальным понятием философии.
Оно мыслится в качестве начала неделимости всего сущего, основания всеобщей связи явлений.
Мы уже говорили о единстве Духа и Материи. Человек в этой системе является
необходимой частью Мироздания и обеспечивает духовно-материальное взаимодействие в планетарном масштабе. Это возлагает на него чрезвычайную ответственность за мысли, чувства, слова и поступки. Важно развивать в ребенке наблюдательность, стремление к
сотрудничеству и познанию, любовь к сущему, понимание себя как части единого целого, пониманию Красоты, как высшей формы гармонии Мира. Ответственность предполагает не страх ошибки, но радость возможному полезному действию.

ИЕРАРХИЯ – это принцип структурной организации сложных многоуровневых
систем. Вышестоящий уровень выступает как управляющий по отношению ко всем
нижележащим. Низшие уровни обладают большей или меньшей автономией и
возможностями самоорганизации. Иерархия есть Закон, способ организации и существования как всего нашего Мира, так и любого его объекта.
В Живой Этике рассматривается особый тип Иерархии. Николай Рерих писал:
«Правильно, что Иерархия рабства кончилась, но явление Иерархии сознательной сопровождается страданием человечества. Слишком много рабства в мире и слишком подавлено каждое пламя сознания. Рабство и сознательная Иерархия, как день и ночь.
Потому не смущайтесь повторять — Иерархия Сознательная, Иерархия Свободы, Иерархия Знания, Иерархия Света». (Н.К.Рерих Твердыня Пламенная, Майтрейя, цитата из Живой Этики)
Чувство Иерархии в ребенке основывается на любви, уважении и стремлении к
знанию и мастерству, творчеству, Красоте, с одной стороны. С другой же – уважении и
любви к носителям этих качеств – родителям и учителю, Иерархии любви и знания.

ЭВОЛЮЦИЯ заключается во все более полном выявлении потенции Духа в
Материи, и развитии Материи для все более полного выявления Духа. Она определяет
содержание и цель воспитания, образования и обучения, несет в себе их метасмысл,.
Отсюда вытекает известная с древности двуединая задача гармоничного
духовного и физического развития человека. Основой эволюционной системы является Иерархия.

В БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ заложена возможность бесконечного развития
человека. Указание на бесконечность Вселенной, осмысление этого ее качества составляет необходимый момент системы воспитания.
Единство – это весь наш Мир и Его фундаментальное свойство. Иерархия – главная структура в Его организации. Эволюция – направление и динамика Его развития.
Беспредельность – простор и цель Эволюции.
Для людей, серьезно относящихся к самосовершенствованию скажу, что
отступление от любого из перечисленных принципов, равно как и ограничение их,
неминуемо ведут к деградации. Заложить в характер детей основы этих фундаментальных Принципов, значит дать им правильный путь развития и оберечь от многих несчастий.
Исходя из природы этих Принципов, мы можем прямо выстраивать
методологические основы воспитания.

III

Известная с древности аксиологическая триада – любовь, красота, знание – несет в себе силу и мудрость Единого Духа. Термин «триада» говорит о неразделимости
этих понятий.
Любовь есть сила притяжения и сцепления частиц энергии. Вместе с силою
отталкивания этих частиц она составляет тройку сил Вселенной.
В многочисленных культурах дается самое разнообразное понимание ее. Древние
греки выделяли четыре вида любви: агапе (жертвенная любовь), сторге (родительская любовь), филия (родственная привязанность), эрос (страстная любовь). Буддизм
утверждает, что любовь – это желание блага другому и более ничего. Буддизм выделяет для проявления этой силы в человеке так называемые «четыре безмерных» – любовь, сострадание, сорадование и равностность.
Конфуций учит, что истинная любовь
направлена сверху вниз: от учителя к ученику, от родителя к ребенку, от старшего к младшему. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий» – говорит апостол. «Люби, остальное приложится!» - учит Рамакришна. Он же говорит, что даже жадность – это та же любовь,
только испорченная, подтверждая тем самым всеобщий характер этого явления. О любви написаны сотни трактатов и многие тысячи книг.
Любовь без знания, без мудрости, равно как и знание без любви, могут натворить
много бед. «У Господа Моего любовь и мудрость равны». Говорится в Учении. (Зов)
«Любовь есть творческое, ведущее Начало во всем Космосе, и мощнее и
превыше всего она проявлена в венце творения, в ЧЕЛОВЕКЕ» (Космологические
записи).
Красота есть единство в многообразии (Рерихи, Шеллинг). «Согласие
несогласных» – так определяли красоту древние греки. В диалоге «Пир» Платон выводит понятие Красоты как таковой. «Ни убавить, ни прибавить!» – Так довольно часто говорила о красоте Людмила Васильевна Шапошникова. «Красота есть конечная цель любой данной комбинации» – Писал Святослав Рерих. Если мы включим в понятие такой
комбинации все: от атома до Вселенной, если мы представим это в бесконечном
многообразии вечно меняющегося Мира, то лучше сможем представить себе великое
понятие Плата Матери Мира. «Матерь есть Красота» (Озарение)
«Искажение невозможно без Прообраза. Но Прообраз возможен без искажения.
Болезнь невозможна без здоровья, но здоровье возможно без болезни. Слезы невозможны без глаз, но глаза возможны и без слез. Прообраз Богоподобия присутствует везде, во всех
искажениях, но Прообраз Богоподобия победит и преобразит Мир в Красоте»
(Космологические записи).
Процесс познания заключается в ассимиляции противоположений. Свами
Вивекананда считал, что такая ассимиляция возможна двумя путями. Исследователь (у Вивеканады богоискатель) рассматривает стороны, видимо противоречащие и
высказывается относительно каждой из них: «Это не -ТО, и это тоже не -ТО! А что же
ТО?» Далее он находит объединяющий эти стороны фактор и утверждает: «Это ТО!» Но и этому объединяющему фактору опять находится противоположение, и процедура
повторяется. Таков интеллектуальный обычный, путь познания, или джняна.
«Это ТО, и это тоже ТО, потому что ЭТО?» Противоположения и объединяющий
их фактор едины: таков путь познания любви.
В Красоте познающий субъект и видимые противоположения едины в гармонии.
Любовь, относительно Принципа Единства, есть сила, энергия Единства. Знание – способ Его достижения. Красота – Его высшая форма. Можно рассмотреть эту Триаду относительно остальных фундаментальных Принципов Мироздания.

IV

Высшая духовная, аксиологическая триада так или иначе проявляется в формах
сознания или формах духовной жизни. Мы рассмотрим семь форм: это – наука,
философия, религия, мораль, право, искусство и идеология. Эти формы сознания в той или иной мере присутствуют в духовной жизни любого человека и общества.

Наука объясняет Мир из него самого. Она исследует объект, то есть феномен,
включенный в некую научную концепцию, и, в результате, включает его в картину мира.
Ее методы наблюдение, измерение, эксперимент.

Философия умозрительна. Она, используя рациональные методы, выстраивает
концепции о предельных основаниях Бытия, месте человека в Мире, наиболее общих закономерностях существования общества, а также о природе знания, познания, их границах и возможностях.

Область сакрального принадлежит религии. Ее деятельность направлена на
внесение сакрального в мирскую жизнь в объединении этих сторон.

Мораль, нравственность и этика в переводе имеют один корень. Но значение
этих терминов различно. Слово мораль обозначает систему соответствующих требований общества к своим членам.

Нравственность – состояние человека. Этика изучает мораль, нравственность и человеческий опыт в этой области духовной жизни. В повседневности
эти термины часто подменяют друг друга.

Право регулирует отношения между людьми, людьми и обществом посредством закона.

Искусство призвано нести людям красоту. Искусство познает мир через образ.
Художественный вкус является мощным инструментом познания.

Идеология обеспечивает взаимодействие и правильное соотношение
традиционного и инновационного начал в Культуре.
Термин идеология дискредитирован в общественном и политическом
пространстве. Смысл этого понятия сужен и сведен к обязательным, жестко
фиксированным требованиям в области оценок действительности. Девиз подобного подхода «Так должны думать все!» Идеологию в таком смысле используют для классовых, корпоративных в широком смысле оценок, для маркирования людей и явлений по критерию «свой – чужой». В наиболее резкой формулировке его трактовка звучит так:
«Идеология есть взгляд на мир сквозь призму классовых интересов.
«Прошлое, настоящее и будущее в кольце Вечности», – такова трактовка символа
Знамени Мира Николаем Рерихом. Именно идеология служит нести в себе импульс как сохранения культурного наследия, так и непрерывного его обновления.

Каждая форма духовной жизни несет нагрузку, невосполнимую другими
формами. История дает примеры самых тяжких последствий подмены одних форм
другими. Достаточно вспомнить удушающую всякую мысль средневековую церковь, костры инквизиции, борьбу с гелиоцентризмом, суды над учеными. И в наше время церковь относит к своей компетенции, например, вопрос о реинкарнации, хотя он по праву принадлежит науке. Советская идеология, объявившая генетику и кибернетику
«продажными девками империализма» есть явление того же порядка. Современная наука
пытается занять в обществе место, подобное месту средневековой церкви.
Мы уделяем такое большое внимание формам духовной жизни потому, что
Единая энергия Духа, данная нам в триединстве любви, красоты и истины, приходит к нам в преломлении через эти конкретные формы. И если духовная триада неполно выражена в этом преломлении, то неминуемы трагические, подчас, последствия. Мораль и право без
любви могут скатиться к зверству, а без знания утрачивают разумность и справедливость.
Красота гармонизует все элементы конкретного явления.
Формы сознания присутствуют в духовной жизни и практической деятельности
личности. Какую из них поставить в качестве ведущей? Мы считаем, что
нравственность. Именно она объединяет знания, опыт, чувствования и привычки
человека, формирует его отношение и практические действия в отношении Мира, социума и себя лично.
Основной нравственный вопрос: жить для себя или для Мира? И здесь также
главенствует аксиологическая триада добра, разумности, красоты.

V

Учение Живой этики дает новый, синтетический взгляд на человека, общество и природу. Она рассматривает их в системе тотального единства мира, Живого Космоса, его гармонии. Это потребует концептуального пересмотра многих привычных понятий и
положений в сторону установления их природы, истоков, связей и отношений в единой личностной, социальной и природно-космической сферах бытия.
В Древней Греции воспитание разделялось на гимнасическое и мусическое, или
физическое и посвященное музам. Таким путем обеспечивалось гармоничное развитие души и тела человека, равновесие его двойственной природы. В реализации этого принципа мы видим мы видим важнейшую, непреходящую цель воспитания. Тупой атлет и нежизнеспособный, рафинированный интеллектуал – показывают нам негативные крайности преобладания той или другой из указанных сторон воспитания.
В воспитании, посвященном музам, можно выделить две стороны: развития
чувств и ума. Искренность, честность, мужество, героизм, сострадание, любовь и
преданность красоте, знанию и общему благу, твердость в испытаниях, радостность, коллективизм – и так далее, и так далее. Список может стать довольно обширным.
Поэтому необходимы исследование, описание и классификация этих качеств души в их этиологии, иерархии и взаимодействии.
Не менее важно найти методы и формы воспитания этих качеств. Именно они
лежат в основе нравственного сознания.
Нравственность есть стержень личности. Обучение – процесс целенаправленный.
Это может породить нарочитость в воспитании души. Область души не терпит вторжений.
Мы считаем важным, чтобы ребенок предпочтительно сам приходил к тем или
иным выводам. Только так они становятся полноценной основой его личности.
Кира Алексеевна рассказывала, что в школе имени Ауробиндо Гхоша, с которой
сотрудничал Святослав Николаевич, проходили уроки героизма. Можно обсуждать с детьми нравственные притчи, искать лучшее решение в жизненных ситуациях и так далее.
Здесь, как и во всем, мы попадаем в область поиска.

Нужно проработать систему развития мышления в самом широком смысле этого слова. Память, логика, способность к сосредоточению, выносливость и гибкость ума, устойчивость, его способность решать сложные многоуровневые задачи.

Чувство и мысль – две стороны единой энергии – неразрывны в их кажущемся
споре почти всегда побеждает чувство. Поэтому исключительно важно развитие и
воспитание гармоничных чувств, и в первую очередь чувства прекрасного.
Приобщение к Красоте и искусству мышления должны стать главными
организующими факторами, пронизывающими собою весь процесс обучения и воспитания.
Нам предстоит интересная работа по подбору материалов, обеспечивающих этот процесс. Эти материалы должны охватывать не только область традиционного, но также инновационного, включающую в себя последние достижения науки, техники, искусства и
подвижничества.
«Гимнасическое воспитание», развитие тела должно протекать в неразрывной
связи с развитием духовным. Как, каким образом? Это малоисследованная область. Путь восхождения к конкретному: от исследования связей духовного и телесного в человеке к
составлению программ и планов уроков физкультуры.

Коснемся вопроса организации предметного комплекса в обучении. Мы видим здесь в качестве его ядра историю. Не ту историю, которая заставляет вызубривать даты войн, рождений, смертей и событий. Но историю развития человеческой мысли, человеческого духа на протяжении веков во всех областях жизни. Историю, прямо связанную с деяниями Героев, Подвижников и Столпов духа. Такая организация предметного комплекса позволит обеспечить целостную, взаимосвязанную подачу знаний по всем предметам. Она же будет способствовать наиболее адекватной реализации принципа Эволюции.
Живая этика – Учение предстоящего века. Педагогика Культуры представляет
собой одно из направлений практического, общественного освоения Учения. Она
потребует исследований и органичного взаимодействия в различных областях науки и философии, теории и практики обучения и воспитания. Такая масштабная задача едва ли под силу небольшой группе людей, тем более одному человеку.
Мы приглашаем к сотрудничеству всех энтузиастов, заинтересованных в
теоретическом и практическом развитии системы воспитания, обучения и образования.
Мы приглашаем к сотрудничеству педагогические сообщества формальные – школы, училища, институты, группы, решающие вопросы какой-либо предметной области – и неформальные, такие, например, как «Космоинтегральная педагогика», «Педагогика
Культуры и Живая этика» и другие.

Мы надеемся на сотрудничество и тесное конструктивное взаимодействие с
заинтересованными в нашем поиске структурами Международного центра Рерихов.


Таллин, май 2019 года

Вернуться в «Дети Нового Сознания - особенности воспитания»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость