Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Все больше к нам приходит детей "из будущего", из Новой Эпохи, непохожих на остальных. В чем роль родителей в этом случае, как не дать погубить обществу Прекрасный Цветок грядущего? Такие вопросы будут обсуждаться в темах этого подфорума

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Аватар пользователя
Марат
Сообщений: 62
Зарегистрирован: 24 янв 2016, 16:54
Откуда: Таллин

Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Сообщение Марат » 08 фев 2016, 16:45

Основы объективного мировозрения

Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но, тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении. Согласна также, что книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны. В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, против легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса.

Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы, и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависят от мира невидимого, от невидимых вибраций лучей, исходящих от великих Жизнедателей, великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением. И кроме того, сейчас столько наглядных опытов над лучами, постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие и творчество. Даже самый обычный пример фотографической фильмы, воспринимающей сложнейшие сцены, но которая, не будучи проявлена химическим способом, не дает нам и намека о них на своей ровной, незапятнанной поверхности, будет для них убедителен. Так же, как чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже через сильнейшие телескопы звезды или, наконец, очертания, часто очень ясные, невидимых присутствий около нас. Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные.

Потому всеми способами нужно отучать детей от страха смерти (которой нет) и так называемых привидений. Обычно дети, у которых открыты глаза на тонкий мир, не боятся виденного ими, покуда взрослые не просветят их насмешками или же своими рассказами о привидениях и могильном холоде, идущем от них. «Могильный» холод этот не что иное, как простая химическая реакция при соприкасании тончайших энергий с нашим грубым миром.

Также очень радуюсь вашим прозрением в мир тонкий. Думается мне, что ваши объяснения правильны, ибо сам видящий всегда лучше других знает в духе значение их. Ибо символы видений всегда избираются наиболее близкие сознанию видящего, и нередко один и тот же символ у разных лиц может означать противоположное понятие. Прислушайтесь к голосу сердца вашего и не обманетесь!

Е.И. Рерих. Из письма от 15 января 1931 года. Том I.


Культурная основа воспитания и образования

Слова Владыки Будды – «невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствия человечества» – должны, наконец, огненными буквами врезаться в сознание народов. Покуда во главе правительства и просветительных учреждений не будут стоять люди, обладающие широким умом и, главное, духовным синтезом, обнимающим все планы существования, до тех пор человечество не будет двигаться вперед. Но так как ничто в этом мире не может остановиться, то, следовательно, такое человечество осуждено на регресс, приводящий к дегенерации и разложению. Не являемся ли мы уже свидетелями такого процесса? Некоторые выдающиеся ученые уже отметили грозные признаки такого вырождения, выражающегося во все растущем числе психических заболеваний и случаев слабоумия среди молодого поколения. И не мало кто задумывается, не происходит ли такое печальное положение вещей от неправильного воспитания и образования? Воспитания и образования, лишенных культурной основы, требующей прежде всего развития синтеза всех человеческих способностей. Каждая однобокость приводит к нарушению равновесия, следствием чего является и замечаемое сейчас усиление психических заболеваний.

Е.И. Рерих. Из письма от 21 октября 1931 года. Том I.


Воспитание в детях мужества и бесстрашия

Потому и каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны, в ее одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов, война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие, качества, которые прежде всего должен развить в себе ученик Владык Света. Но при существовании прочной нити связи с Иерархией мужество и бесстрашие проявляются совершенно естественно, ибо Рука Иерарха всегда отведет решительную опасность и проведет путем победным, но, повторяю, при условии неотступного памятования о Руководителе. Не раз мы имели возможность испытать на себе это замечательное воздействие, в минуту опасности на нас нисходило полное, поражающее спокойствие и знание, что все обойдется прекрасно.

Лично мне гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед родиной, нежели современное движение среди цвета молодежи одной страны, выразившееся в резолюции – «не сражаться за родину в случае войны». Вы скажете, а как же Знамя Мира? И пожалуй, у Вас явится даже сомнение, не тайная ли я сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса, ибо не знаю более дикого проявления невежества. Но так как мы живем в мире, где все еще и прежде всего уважается физическая мощь, и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей родиной. Кто же захочет представить собой зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищенных углов. Пока не будет понято сотрудничество народов, до тех пор мы будем находиться под вечными угрозами войн и захватов. Лишь Всемирная Лига Культуры, при ее правильном понимании, сможет в будущем дать решение многим, казалось бы, неразрешимым проблемам.

Е.И. Рерих. Из письма от 19 июня 1933 года. Письма 1929-1938 года. Том I.


Необходимость нравственного воспитания молодёжи


Радуюсь, что Вы обратили внимание на детей. Именно, самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.

Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях. На днях мы узнали, что в Калифорнии и по другим местностям Америки начала свою деятельность, именно, такая организация, посвященная имени Н. К. Молодежь, члены этой организации, называют себя факелоносцами. Факел является символом знания, переданного великими людьми, мужчинами и женщинами прошлого и настоящего. Молодые факелоносцы избирают себе наиболее близкий образ из таких героев и героинь и стараются подражать ему в своей жизни. Именно цель их нести этот факел мудрости и достижения в будущее на пользу грядущих поколений. Такое ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства – творите героев.

Если уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и сокровенные законы бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена в самых простых формах и, таким образом, приоткроется много новых далей. Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, как делаете это Вы, где сами дети исполняют роли героев. Потому так одобряю Вашу программу. Дети могли бы на своих собраниях носить имя избранного ими героя.

Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединенного ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть прежде всего внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например – раздражения, грубости или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т. д. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний.

Правильно, что собираетесь ознакомиться с разными воспитательными и образовательными системами, таким образом можно будет избрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Новой Жизни, или Учения Живой Этики. Между прочим, собраны ли у Вас в отдельную тетрадь все указания о воспитании и школах в книгах Учения?

С помощью родителей можно будет составить и кооперативную библиотеку для детей и юношества. Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними, если проанализировать мышление таких преступников, окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино!

С величайшей радостью прочту Ваш реферат. Программа воспитания так широка, как сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Не кажется ли Вам, что мы накануне нового подхода и переустройства всего школьного образования? Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессируют, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать новые методы во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления станет насущною необходимостью.

В заключение приведу Вам одну беседу: «Вы знаете, насколько западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей, не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования. Великий Учитель любил открывать память. Он приближал к себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним, как к взрослым, Он был прав, ибо, когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь. Может быть, дети помнили Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминания о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира и облегчилось сношение с Миром Невидимым. Явления Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось».

Так и это знание осторожными касаниями будет входить в сознание подрастающего поколения. Именно работы по расширению сознания без конца. Радостно видеть, как уже много сердец откликается на забытые истины.

Е.И. Рерих. Из письма от 19 апреля 1938 года. Письма 1929-1938 года. Том I

Значение труда, как фактора мироздания

Также следует еще больше подчеркнуть значение труда, этого важнейшего краеугольного фактора нашего существования. Можно припомнить мудрое пояснение библейской легенды: «Посмотрим, как искажена легенда об уходе Адама из Рая. Бог его проклял наставлением о труде в поте лица. Странный Бог, проклинающий трудом! Разумное Существо не может угрожать трудом, который есть венец Света. Что же лежит в основе этой легенды? Когда человек, благодаря женской интуиции, пришел к одолению сил природы, тогда его напутствовал Руководитель. Главное напутствие было о значении напряженного труда. Это скорее благословение, нежели проклятие. Упоминание пота есть символ напряжения. Нелепо думать, что пот явление только физическое. При мыслительной работе исходит особая эманация, ценная для насыщения пространства. Если пот тела может удобрять землю, то пот духа восстанавливает прану, химически претворяясь в лучах солнца. Труд – венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил о значении труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания».

Е.И. Рерих. Из письма от 22 марта 1935 года. Письма 1929-1938 годов. Том I


Основа образовательных программ будущего


Полезно дать намеки для новой программы школ. Именно, нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно, как можно раньше, осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: «Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах». Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности.

Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно, единство нужно понять в Космическом размахе.

Также полезно устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня.

Е.И. Рерих. Из письма от 11 октября 1935 года. Письма 1929-1938 годов. Том II.


Искусство, как средство воспитания

Ведь театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера. Именно театр, при достойном выборе пьес, может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму. Потому самое большое внимание должно быть уделено этой секции. Хороши для этого все мистерии из жизни великих подвижников и легенды о народных героях. Увлекательные, высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет лишь разложение. И, конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начать, именно, с детей.

Е.И. Рерих. Из письма от 9 декабря 1935 года. Письма 1929-1938. Том II.


Аватар пользователя
Марат
Сообщений: 62
Зарегистрирован: 24 янв 2016, 16:54
Откуда: Таллин

Re: Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Сообщение Марат » 08 фев 2016, 18:01

К воспитанию духовному, должно быть обращено самое пристальное внимание будущих родителей и тех, у кого уже есть дети. Основы, которые будут заложены с самого раннего детства, будут фундаментом будущей жизни ребёнка. И здесь следует пристальное внимание уделить душе, которая делает свои первые шаги в этом воплощении.
В наш мир чудесный приходят сейчас очень много душ с чашей богатого опыта прошлого и маленькие детки, но с Большим Сердцем, подвергаются в младенчестве неистовому, а часто безконтрольному поведению во злобе со стороны родителей. Будет ли встреча души озарена светом искренней радости ответственности или же сопровождаться упрёками в неопытности и ярой злобе при ступенях постижения бытия? Подход к воспитанию и наше отношение к этой безусловно огромной миссии на первых ступенях восхождения, окрасит полотно окружающего мира малыша в соответственный колорит созданной нами атмосферы. По невежеству, в акультурной обстановке, а часто и возвеличиваню своей личности, приходимся криками и упрёками "воспитывать" подростяющее поколение, можно представить в каком состоянии окажется сад, при таком садовнике.
Крик порождает в маленьком дитя недоверие, отщепенство, замкнутость в себе, страх сделать неправильно и быть поруганным.
Но спотыкаясь на своём пути роста, дух ребёнка крепнет, познаёт окружающий мир и главная наша задача, помочь в этом трудном восхождении.
Обращайте всякий гнев в любовь и любой негатив в светлые искры возможностей. Берегите своих детей!

Аватар пользователя
Марат
Сообщений: 62
Зарегистрирован: 24 янв 2016, 16:54
Откуда: Таллин

Re: Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Сообщение Марат » 08 фев 2016, 18:09

Урусвати знает великое значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны, прежде всего, распознать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное.
Не будет ограничением, если мы признаем, что сущность человеческая слагается в Тонком Мире. Все родственные, земные накопления будут лишь внешними придатками, но зерно сущности оказывается уже внедренным среди тонкого пребывания. Матерь иногда счастливо угадывает эту сущность и начинает бережно прилагать усердие, чтобы чутко вооружить на земное пребывание.
Но часто ли встречается воспитание сознательное и бережное? Даже лучшие наставники бывают поставлены в такие тяжкие условия, что они лишены возможности обратить внимание на личные качества учеников. Среди семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается, дети растут сами по себе, и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире чудесном.
Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей.
Наши Сестры много трудятся, помогая воспитанию. Малыши могут рассказать много сказок, как их посещают прекрасные женщины и даже сверстники. Явлений таких много, но взрослые не любят выслушивать детских сказок. Но такие посещения необходимы, иногда одним касанием можно напомнить о задании, принятом на себя в Тонком Мире. Много слез детских можно осушить при явлении светлом.
Нужно для воспитания уметь шепнуть – «радость» и преобразить будни в праздник. Можно слышать, как дети получают нежданную помощь. Но велик труд Носительниц Света, работа надземная требует самоотвержения, ибо протекает в условиях самых разнообразных и нередко отвратительных.
Мыслитель призывал матерей, чтобы они дали детям лучшие образы о мире чудесном.


Живая Этика. Братство. Надземное, § 425

Аватар пользователя
Марат
Сообщений: 62
Зарегистрирован: 24 янв 2016, 16:54
Откуда: Таллин

Re: Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Сообщение Марат » 08 фев 2016, 18:10

«Сам, сам, сам!» – восклицает ребенок, не допуская взрослых к своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят иногда о завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному. «Пусть вверху и внизу работают для меня», – так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании, но ребенок помнит и защищает самостоятельность. Когда же другой ребенок шепчет – «Как мне ухитриться взять?» – он уже готов к новым опытам и завоеваниям духа. Но такие слова детей не только произносятся, но их нужно заметить и оценить. Огненное внимание может отмечать эти зовы и решения Тонкого Мира. Малое дитя утверждает: «Наконец я народился». В этом утверждении Мир Тонкий со стремлением к воплощению. Можно привести множество примеров, когда не только малые дети, но новорожденные неожиданно произносили слова огромного значения и затем снова погружались в свое предварительное состояние. Нужно развивать в себе огненную явленную память и заботливость к окружающему. Так можно собирать самые ценные сведения.

Живая Этика. Мир Огненный. Часть I, § 264

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Сообщение Надежда Лебедева » 08 фев 2016, 19:21

Дети Света (Фильм Международного Центра Рерихов о детях нового сознания)

http://www.youtube.com/watch?v=ArDTh_dPnIQ

olex
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 19 янв 2016, 15:20

Re: Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Сообщение olex » 09 фев 2016, 21:45

Спасибо огромное за фильм. Огромная работа проделана МЦР. Собственно, похоже, именно этот род деятельности и пытаются всеми силами остановить. Пробуя завернуть неприглядную сущность этого намерения в разного рода красивые оболочки.

Аватар пользователя
Марат
Сообщений: 62
Зарегистрирован: 24 янв 2016, 16:54
Откуда: Таллин

Re: Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Сообщение Марат » 12 фев 2016, 14:24

Благодарю за прекрасный фильм Надежда! И трогательный и вдохновенный и сколько улыбок и лиц светлых, сердец устремлённых! Весьма позитивный и научно-позновательный!

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.

Сообщение Надежда Лебедева » 04 апр 2016, 13:14

http://lib.icr.su/node/2183

Разводовская А.С. «Помните, что чистые мысли действуют как озон!»

Е.И. Рерих о воспитании детей

Опубликовано: «Культура и время». – № 3. – 2009. – С.42-51

Можно заметить, как радостно открываются глаза ребенка,
когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны.
Агни Йога, 457

Сама я мать двух сыновей, всем сердцем отдавшихся Учению и Служению,
потому мне особенно дорого, когда именно молодые души
стремятся приложить свои силы на служение человечеству.
Е.И.Рерих

«Радуюсь, родная, Вашему желанию стать учительницей малых детей и вложить в малое сознание любовь к прекрасному расширению сознания и постепенно вырабатывая в каждом из них ЧЕЛОВЕКА. Это то, что так неотложно нужно сейчас, именно вырабатывая в нем ЧЕЛОВЕКА»Рерих Е.И. Письмо к Е.П. Инге / ОР МЦР. № 2335, л. 17.. Так писала в 1951 году одной из своих корреспонденток Е.И.Рерих.
Удивительная женщина, отдавшая всю свою жизнь служению людям и при этом воспитавшая двух великих сыновей, к которым мы с полным правом и благодарностью применяем ее определение ЧЕЛОВЕКА. Женщина, которую называли матерью не только ее собственные дети, но многие сотрудники и ученики. Женщина, названная Матерью Агни Йоги ее Руководителем. Такой осталась в сердцах людей Елена Ивановна Рерих, поднявшая на небывалую высоту священное понятие Матери и показавшая его всечеловеческий, всевмещающий смысл.
И не случайно именно к ней обращались за советами по воспитанию детей. Обладая бесценным практическим опытом материнства и постоянно расширяя его в новых ипостасях, освещенных идеями философского учения Живой Этики, главного труда ее жизни, Елена Ивановна с радостью делилась своими знаниями, излагая ученикам главные принципы воспитания человека Новой Эпохи. «Родная моя, когда я говорю о воспитании и образовании, – писала она Валентине Дутко, – я всегда имею в виду те основы, которые даются в книгах Учения. Выписки такие собраны мною в отдельную тетрадь»Рерих Е.И. Письма. Т. VII. М.: МЦР, 2007. С. 406. . Елена Ивановна подчеркивала важность идей Живой Этики для формирования юного поколения и предлагала своим корреспондентам полностью опираться на них в воспитании своих детей. Великое счастье – родиться в семье, где уже живет Учение, писала она, – детским сердцам, открытым к духовному устремлению, к Знанию и Красоте, будут особенно близки прекрасные формулы Учения, зовущего человека к его космическому предназначению.

Семья

Семья и дети всегда были для Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов священными понятиями. Создавая свой очаг, Елена Ивановна ставила перед собой самые высокие цели. Несколькими годами раньше Лев Николаевич Толстой сказал ее будущему мужу пророческие слова. «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? – спросил он, посмотрев на картину молодого художника “Гонец”. – Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет»Рерих Н.К. Листы дневника. Т. II. М.: МЦР, 2000. С. 87. . Елена Ивановна интуитивно следовала именно такому принципу. И Николай Константинович почувствовал это: их устремления совпали, и они продолжили путь вместе, направляя свою ладью к одной высокой Цели, в полном духовном единении встречая все бури жизни. Десятилетия спустя Елена Ивановна будет писать своим сотрудникам об огромном значении гармоничной семьи – основе дальнейшего существования человечества: «Помните, как сказано в Учении, что люди должны сочетаться даже по стихиям. Лишь родители, принадлежащие к одной стихии, могут дать здоровое и уравновешенное потомство. В жизни же мы видим, как часто огонь сочетается с водою или воздух с землею. <...> Придет время, и эта истина встанет перед людьми, придерживаться которой станет насущною необходимостью»Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000. С. 67–68. .
Николай Константинович называл ее другиней, спутницей и вдохновительницей. Он считал Елену Ивановну своей Ведущей и посвятил ей картину, на которой изобразил женщину, показывающую своему спутнику-мужчине путь к горным вершинам. Она была больше, чем жена своему мужу, и больше, чем мать своим сыновьям, – она была духовным маяком семьи, осуществив в жизни то, что Живая Этика называет истинным предназначением женщины, – «великую миссию Матери Мира». А начиналась эта миссия с трудного и прекрасного земного материнства.

Дети

Старший Юрий и младший Святослав появились на свет с разницей чуть больше двух лет. И сразу окунулись в атмосферу любви, высокой культуры и красоты. Они соприкасались с красотой повсюду: дома, где их окружали живописные полотна известных мастеров, древние лики икон и другие уникальные коллекции, с любовью собранные родителями; на улицах Петербурга, среди величественных памятников и архитектурных ансамблей.
Не меньшую роль в развитии Юрия и Святослава играло общение с Природой. Елена Ивановна и Николай Константинович проводили много времени среди природы: на летние месяцы они уезжали из Петербурга в какое-нибудь уединенное место в одной из ближайших губерний или, если того требовала работа главы семейства, отправлялись в зарубежные поездки. Родители всячески поощряли тягу мальчиков к живой природе, учили детей понимать ее язык, слушать ее мудрый голос, любить ее красоту. «Светкина любовь ко всему живому простирается и на дождевых червей, улиток и прочих мерзостей, – писала Елена Ивановна своему мужу, находившемуся в отъезде. – Набрал этой гадости целую массу, все ведерки и банки заняты этой коллекцией, и не позволяет выбрасывать»Цит. по: Беликов П.Ф. Святослав Рерих: жизнь и творчество. М.: МЦР, 2004. С. 19. . Родители часто выходили с сыновьями на совместные творческие прогулки, где каждый, помимо общения, занимался своим делом: дети ловили бабочек и стрекоз, собирали гербарий, делали зарисовки в своих тетрадях, Елена Ивановна фотографировала, Николай Константинович писал картины. Живой пример любви родителей к природе, искреннего внимания к каждому ее явлению был для мальчиков лучшей школой жизни.
Любящая мать внимательно следила за интересами детей, никогда ни на чем не настаивала, но незаметно направляла и давала каждому ребенку именно то, что было ему необходимо в данный момент. Старший, увлеченный историей, командовал армиями оловянных солдатиков, а младший, захваченный миром живой природы, был окружен коллекциями всякой живности и минералов. «Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, – вспоминал Святослав Николаевич, – поэтому она [Елена Ивановна] бережно собирала для него книги, которые бы ему помогали, вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые помогли бы его как-то направить. <...> У меня тоже рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все книги, которые могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она помогала собирать уральские и другие камни. <...> Таким образом, наш маленький детский мир тогда был насыщен большими и замечательными впечатлениями»Цит. по: Беликов П.Ф. Святослав Рерих: жизнь и творчество. С. 22. .
Елена Ивановна воспитывала своих детей только на настоящих вещах: она никогда не давала им бесполезных игрушек и никогда не читала «пошлейших» детских рассказов, но только то, что способствовало развитию их мышления, любознательности и воспитывало чувство красоты. Двухлетний Юрий любил разглядывать альбомы и каталоги музеев и выставок, оба мальчика с большим интересом изучали книги, в которых лучшие профессора того времени популярно рассказывали о всех отраслях знания. Елена Ивановна очень ценила книги о подвигах и героях: «Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли»Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, 2001. С. 577. . Прекрасным примером настоящего дела, которым вместе занимались все члены семьи, было расчищение икон и картин от поздних наслоений, которое доставляло большую радость как детям, так и взрослым.
Одной из важных основ воспитания Елена Ивановна считала дисциплину. Она с самых ранних лет развивала в детях терпение, целеустремленность и систематичность. Уже в конце жизни, подытоживая свой богатый опыт, Елена Ивановна написала женщине, ожидающей ребенка: «...проявите строгую дисциплину с самого первого дня его рождения. Не позволяйте носить его на руках, пусть лежит в постельке, пока не научится сидеть, а затем пусть ползает на ковре и укрепляет свои мышцы. Не пытайтесь развлекать его разными глупыми погремушками, но, когда начнет немного соображать, дайте ему красочные изображения и игрушку, где можно проявить хотя бы некоторую сообразительность. Пусть умеет дольше сосредотачиваться на одном занятии. Чаще беседуйте с ним. “Не изнеживайте его, не балуйте и зорко присматривайтесь к его наклонностям” – таков совет Учителя»Там же. Т. VII. С. 336. .
Она советовала своей молодой сотруднице, имеющей двух малышей, не повторять ее ошибку – не давать детям повод считать, что жизнь матери начинается и заканчивается только ими: «Пусть научатся уважать и ценить Вас. С ранних лет внушите им осознание значения, ценности и ответственности каждого существования»Там же. Т. I. М.: МЦР, 1999. С. 41. .
Елена Ивановна не уставала напоминать своим сыновьям об огромной ответственности человека за свою одаренность, данную не для себя, но на пользу миру. Она говорила: кому много дано, с того много и спрашивается. А Юрию и Святославу было дано много, и потому требовалось немало времени и усилий, чтобы направить все их устремления в нужное русло. И мудрое материнское сердце неусыпно следило за становлением детей.
Наклонности мальчиков с годами приобретали все более определенные очертания. Юрий серьезно занимался историей (главным образом историей Востока), восточными языками и правом. Святослав увлекался архитектурой, живописью, естествознанием и медициной. И Елена Ивановна, все более тонко, незаметно и тактично, продолжала давать им наставления, с большим уважением относясь к выбору и труду своих сыновей. «Ну, целую тебя, моего славного мальчика, работай, не унывай и помни, что мы очень счастливые, имея такие духовные ресурсы, – писала она 19-летнему Юрию, – ибо только в них истинное счастье. Чем больше знаний, тем больше счастья!!! И, изучая что-либо, не упускай из виду общего [мирового] плана»Там же. С. 26. . А вот отрывок из письма 27-летнему Святославу: «Родной мой, любимый Свет, птенчик, сердце мое говорит сердцу твоему, давно стремлюсь сказать тебе, но, зная, как ты не любишь указаний, с тоскою сдерживала себя. Уже с конца авг[уста] имела ряд предостережений относительно окружающих тебя лиц. <...> Творческий путь, указанный тебе Вл[адыкой] в Его великой любви и заботе о тебе, лежит перед тобою во всей красоте и неповторяемости своей. Осознай его, радость моя, и устремись к чистому строительству, иди верхним, высшим путем! Темные руки, прикасаясь к великой идее, могут лишь исказить ее...»Рерих Е.И. Письма. Т. I. С. 170.
И они шли высшим путем – путем Знания и Сердца, путем труда и непрестанного совершенствования, неся в душе пример своих великих родителей. Этот путь привел их к прекрасным достижениям в своих областях, вписавшим их имена в историю мировой науки и искусства. Но главное качество, которое особенно ценила Елена Ивановна в сыновьях, было качество их духа – «великий синтез, который именно и дает основу нравственности и мудрой любви к Родине»Там же. Т. III. С. 367. . «Так, без ложной скромности, – писала счастливая мать, – я могу сказать, что я справедливо горжусь своими сыновьями»Там же. .

Учение

В зрелые годы, все более тесно соприкасаясь с древним знанием, работая над уникальным трудом – философским учением Живой Этики, Елена Ивановна продолжала делиться своим опытом воспитания сыновей с молодыми сотрудниками, дополняя и закрепляя его идеями Учения и советами своего Руководителя. Соединение многолетнего опыта и положений Учения, ставших для нее теоретической основой и подтверждавших правильность ее материнской интуиции, делает советы Елены Ивановны бесценным руководством по воспитанию юного поколения.
В письмах к своим сотрудникам и ученикам она рассматривает все особенности развития ребенка, начиная с самого момента зачатия. Именно с этой минуты, по ее словам, дух, готовый к новому воплощению и ожидающий его в Тонком (Надземном) Мире, находится рядом с будущими родителями. Первые семь лет – один из важнейших этапов в жизни малыша: он еще помнит Мир, из которого пришел, и имеет с ним живую связь; многие дети помнят свои прежние воплощения, с чем связаны некоторые странности в их поведении, не объяснимые никакими внешними причинами. Внимательные родители могут услышать от детей рассказы о небе, о прекрасных звездах, о неведомом Учителе... Елена Ивановна приводит показательный случай с мальчиком из известной ей семьи, который убеждал родителей, что он не их сын и что раньше он был монахом и жил в монастыре: ребенок постоянно убегал из дома в поисках своего монастыря в одном и том же направлении.
Первое семилетие определяет все будущее развитие малыша, считает Елена Ивановна: все, что закладывается и развивается в этот период, дает направление дальнейшему становлению юного человека. Особенности характера и наклонностей ребенка она объясняет внутренними накоплениями, которые приносит с собой человек в новое воплощение (чисто технические или физические способности часто зависят от наследственности). «Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, – пишет Елена Ивановна, – это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание <...> смысла жизни, ими проходимой»Там же. Т. VI. М.: МЦР, 2006. С. 295. . Очень важно, чтобы к детям пришло осознание их космической сущности и космического предназначения. Они должны понять, что вся жизнь и творчество человека и всех других царств природы неразрывно связаны с Космосом, с Миром Надземным и зависят от него, «от невидимых вибраций, лучей, исходящих от Великих Жизнедателей, Великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих»Рерих Е.И. Письма. Т. I. С. 285. . Открытия современной науки, связанные с изучением разного вида излучений, новых звезд и планет, помогут ребенку легче усвоить реальность Незримого. Нужно как можно раньше объяснить малышу единство жизни, единство Космоса и его место в нем, а также навсегда избавить его от страха смерти и соприкасания с потусторонним миром, который есть не что иное, как Высший, или Тонкий, Мир, так хорошо ему знакомый. «Может быть, найдутся столь темные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром – сор везде существует, но упасите детей от такого невежества. Окаменелое сердце уже не сердце, но кусок отброса. Так найдем во всем место общению с Выс­шим Миром»Там же. Т. IV. М.: МЦР, 2002. С. 20. , – призывает Елена Ивановна.
В каждом своем письме она с искренней материнской заботой расспрашивает сотрудников об их детях, просит насколько возможно подробнее рассказывать ей об их здоровье, развитии и интересах и как можно чаще присылать фотографии малышей, чтобы видеть все изменения в их внешности. Со всей любовью она стремится к тому, чтобы близкие ей люди поняли всю ответственность и святость материнства и относились к нему с великой заботой и почитанием. «Знаю, сколько драгоценных сил отнимают у нее милые сердцу малыши, ведь они в полном смысле слова питаются ее психической энергией, в этом и заключается великое самопожертвование матери. Древний мир знал это и умел охранять и чтить великое понятие Матери»Там же. Т. V. М.: МЦР, 2003. С. 223. , – пишет Елена Ивановна латвийскому сотруднику Рихарду Рудзитису о его жене. Она советует женщинам, имеющим маленьких детей, не отягощаться лишними связями с людьми и как можно меньше растрачивать свою психическую энергию, жизненно необходимую их малышам. Однако, по ее мнению, женщина не должна забывать и о своем духовном и интеллектуальном развитии, которое важно не только для нее, но и для ее семьи. Сама Елена Ивановна, по воспоминаниям младшего сына, кроме разносторонних занятий с ним и с братом находила время для изучения философии и культуры Востока, что было предметом частых семейных обсуждений.
Основой развития детей Елена Ивановна считает воспитание сердца и расширение сознания: оба эти процесса происходят в неразрывной связи, дополняя и обогащая друг друга. Однако сердцу любящая мать уделяет особое внимание, призывая закреплять каждое проявление чуткости детского сердца и зорко подмечать его влечения. Особенно нужно поддерживать и внушать малышам любовь к природе и сострадание ко всем живым существам. Дети должны приходить на помощь всем нуждающимся, научиться делиться самым дорогим. Очень важно развить у ребенка способность к самостоятельному мышлению, подчеркивала Елена Ивановна, ведь у большинства людей она с самой колыбели стерта «навязанными им готовыми суждениями, догматами и всякого рода стандартами; они проходят жизнь, как во сне, не задумываясь, не являя ни одной самостоятельной мысли, именно как настоящие роботы»Там же. Т. II. С. 418. . Формировать эту способность поможет развитие внимательности, которую Елена Ивановна называет основой накоплений человека.
В письме к американской сотруднице, у которой были маленькие сын и дочь, она советует развивать у детей силу воли, это поможет им доводить начатое дело до конца. Очень важно привить любовь к труду: «Пусть рыцарь Флавий рано усвоит качество выполнения и бережного, добросовестного, иначе говоря, любовного отношения к данному поручению и труду»Рерих Е.И. Письма. Т. I. С. 238. . «Пусть мальчик с ранних лет знает, что для каждого достижения нужен упорный и систематический труд и что лишь невежды полагают, что можно овладеть чем-то с наскока»Там же. С. 255.. Елена Ивановна особо подчеркивает значение умственного труда – именно он приводит к расширению сознания, приобщает к дальним мирам и устремляет нас к радости беспредельного совершенствования.
Важнейшими понятиями в воспитании ребенка Елена Ивановна считает героизм и самоотверженность. Надо учить детей мужественности и красоте исполнения долга перед своей Родиной, не позволяя им расти в тепличных условиях изнеженности и незнания реалий действительности. «Ведь нам нигде не заповедано непротивление злу, – пишет Елена Ивановна одному из самых близких своих сотрудников Феликсу Лукину. – <...> Потому и каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны в ее одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов, и часто война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании»Там же. С. 398. . Лучшим примером самоотверженного служения людям мудрая мать называет Учителя, любовь к которому помогает пробудить в сердце юного человека стремление ко всему прекрасному, к Высшему, к бесконечному совершенствованию. Эти качества оказывают большое влияние на энергетику ребенка, объясняет Елена Ивановна, утончая и повышая ее вибрации и делая его более восприимчивым к энергиям Высшего Мира: «...будем повышать наши вибрации высокими эмоциями. Вот почему так важно воспитывать в детях устремление и любовь ко всему прекрасному. В этом повышении вибрации и заключается великое значение Учителя, который одним своим прикосновением может переродить ученика, настроившего свой восприемник в ритм вибраций Учителя. Именно излучения земного и чистого Учителя повышают вибрации вокруг себя иногда на огромной периферии и тем самым не только очищают пространство, но могут даже содействовать возжжению огней в окружающих его»Там же. Т. III. С. 393. . Не меньшую роль в жизни ребенка играет Высший Учитель. Родители должны помочь малышу понять все величие и красоту этого Образа и объяснить Его значение в жизни человека: «Светлые Облики Великих Учителей и Святых, жизнеописания и жизненные советы их всегда найдут отклик в детском сердце»Там же. С. 148. .
Зная из собственного опыта, насколько важно для развития детей общение с подлинным искусством, Елена Ивановна рекомендует всей семьей посещать музеи и выставки, знакомить детей с лучшими художественными изданиями. Это учит их ценить истинную красоту, творчество человече­ского духа, развивает чувство гармонии, подводит к пониманию значения Культуры: Культ Ура (Ур – это Свет, или Огонь) есть культ высоких духовных ценностей. По мнению Елены Ивановны, главный смысл этого понятия лучше всего объясняют Пакт Рериха о защите культуры и его отличительный знак – Знамя Мира. Этот знак символизирует единство прошлого, настоящего и будущего, заключенных в круг Вечности, а также синтез науки, искусства и религии (духовного знания), объединенных Культурой. Эти символы утверждают вечную, непреходящую ценность творений человеческого духа, закладывают в сознание уважение «именно к духовным ценностям, которыми живо человечество. Ведь не можем же мы называть великолепные храмы, библиотеки и музеи материальными ценностями!»Рерих Е.И. Письма. Т. IV. С. 168. Елена Ивановна подчеркивает, что неправильно трактовать Пакт Культуры, связывая его только с военными действиями, важно объяснить детям его основное воспитательное значение: именно в Знамени Мира, или Знамени Владык, «содержатся все устои Культуры»Там же. Т. VII. С. 322..
Очень внимательно Елена Ивановна относилась к теме религии. Она считала, что крайне важно заложить в сознание ребенка правильное понимание этого явления. «Само слово “религия”, – пишет она, – от латинского “религаре”, означает связь, именно связь с Высшим Миром. Нарушив эту связь, человечество лишает себя не только истинного познания, но и самого бытия, ибо живоносный Источник Благодати питает все миры»Там же. Т. IV. С. 29. . Однако современная церковь, считала Елена Ивановна, очень далека от своего Священного Источника, и потому лучше до определенного возраста не приближать к ней детей, чтобы не породить у них искаженного восприятия самой религии. Так в свое время поступила и она сама, «именно из желания охранить в своих сыновьях уважение к своей религии до тех пор, пока сознание их достаточно окрепнет и они уже вполне зрело смогут оценить все то прекрасное, что заключается в ней, и в то же время спокойно смотреть на отрицательные проявления ее; именно без того, чтобы последние пагубно отразились на их отношении к религии вообще»Там же. Т. III. С. 304.. На опыте своей семьи Елена Ивановна убедилась, что такой подход приносит самые лучшие результаты, – ее сыновья выросли глубоко религиозными людьми в истинном значении этого слова.
Сотрудники Елены Ивановны нередко просили у нее совета, как воспитывать детей, имеющих утонченный и очень чувствительный организм. Такие особенности, по ее словам, являются знаком наступающей эпохи, и они будут все чаще встречаться у детей в самом близком будущем. Развитие утонченных организмов, конечно же, связано с трудностями и проблемами; многие из них отражены в переписке Елены Ивановны с Валентиной Леонидовной Дутко, которая содержит ценные советы по воспитанию ее сына Миши.
Утонченные и одаренные дети, пишет Елена Ивановна, бывают трудными и для родителей, и для самих себя. Им очень тяжело приспособиться к условиям несовершенного общества, они болезненно воспринимают недостатки окружающих людей. Выход из такой ситуации она видит в семейных отношениях. Именно семья, и прежде всего мать, должна преподать своему ребенку лучшую школу жизни, дать то, что ни одна школа дать не в состоянии, а именно «осознание Красоты жизни и прекрасное, тонкое понимание смысла жизни как постоянного совершенствования нашего психического аппарата, особенно сердца, в понимании и ощущении Полноты Бытия, нашего существования в трех мирах – одновременно!! Конечно, последнее требует уже возмужалого представления, но намеки могут быть даны и проблески могут озарить чуткое сердце»Рерих Е.И. Письмо к В.Л. Дутко / ОР МЦР. № 1210, л. 125. .
Очень часто утонченные дети, которые видят образы Тонкого Мира, подвержены разного рода страхам, причиняющим страдания и им, и их близким. Елена Ивановна призывает непременно бороться со страхом, который является самым большим препятствием на всех путях развития человека. Однако испытывать смелость ребенка нужно с большой осторожностью – это может иметь серьезные последствия для чувствительной нерв­ной системы. «Безрассудная смелость никому не нужна, – предупреждает она, – но разумное отношение к опасностям должно быть вырабатываемо во всей жизни. Меньше всего следует бояться видений из астральных сфер. Ибо ни один астральный посетитель, как бы он ни был силен, не может нанести вреда физическому человеку, если последний его не боится. Только наш собственный страх может нанести нам вред, парализуя нашу волю...»Там же. Главный же путь избавления от страха, считает Елена Ивановна, – полное доверие Высшим Силам и любовь к Учителю, помощь которого всегда придет к тому, кто в нее верит. Близкие люди, в свою очередь, должны быть для ребенка примером мужества и неуклонного устремления к Высшему Идеалу.
Елена Ивановна предостерегает также от опасности слишком сильного утончения. Надо достичь равновесия в развитии духа и тела, нельзя впадать и в другую крайность – увлекаться физической тренировкой и спортом; все должно быть в пределах соизмеримости и красоты. Она советует родителям быть крайне осторожными и бережными в воспитании особо чувствительных и восприимчивых детей, проявлять максимум спокойствия и ни в коем случае не допускать никакого насилия: «Можно многого достичь сердечным, простым вниманием. Порицания могут быть явлены часто косвенным путем. <...> Насилие ни к чему не приводит и только ожесточает и отталкивает. Приходится все время изыскивать выражения и способы, которые легко будут восприняты в определенном психическом настроении. Конечно, с взрослыми детьми дело обстоит много труднее. Существует поговорка “малые детки – малые бедки, большие детки – большие бедки”»Там же. . Недопустимо любое телесное наказание детей, сажание в «карцер» и тому подобные приемы. Елена Ивановна была убеждена, что неиспорченному ребенку всегда можно объяснить, что его поступок был некрасивым, и он постарается не повторять его. Но чтобы не появилась распущенность, необходимо помнить о дисциплине с самого младенчества. Ребенок, который несет в себе сильный дух и обладает немалыми способностями, часто своевольничает и упрямится, жестоко терзая близких людей. В такой ситуации, советует Елена Ивановна, нужно проявить полное равнодушие к выходкам ребенка и объяснить юному мятежнику, что упрямство говорит не о силе, а о слабости человека и что с ним надо научиться бороться: «Истинно именно у слабовольных духов упрямство явлено во главе прочих слабостей. Потому, пусть не думает, что своеволие есть проявление сильной воли, наоборот, своеволие как флюгарка, ибо действует под натиском случайных настроений, даже не чувств»Там же. Л. 156. . Нередко, замечает Елена Ивановна, детские упрямство и необщительность излечиваются, когда ребенок встречает симпатичных ему, близких по духу людей. Случается, что подобное поведение может быть вызвано и недостатком в сильном руководителе. И тогда лучший выход для ребенка будет, как и прежде, в обращении к Учителю, чья Рука «протянута ему и стоит только принять ее с полным доверием, сердцем, и многое облегчится...»Там же. Л. 156. .
Во всех ситуациях Елена Ивановна советует помнить, что скороспелая зрелость способных детей приносит свои несуразности; но со временем, как правило, все выправляется и проходит, не стоит слишком тревожиться, а главное – показывать детям свою тревогу. Так же, впрочем, как и чрезмерную нежность – дети принимают ее за слабость и перестают уважать взрослых. Необходимо поддерживать родительский авторитет и не обнаруживать при ребенке сомнений ни в чем. «Любите спокойнее и веселее»Рерих Е.И. Письмо к В.Л. Дутко / ОР МЦР. № 1210, л. 91., – пишет Елена Ивановна. И еще: «Облегчите его развитие чистыми мыслями. Помните, что чистые мысли действуют как озон!»Рерих Е.И. Письма. Т. I. С. 152.
Переписке с сотрудниками и учениками Елена Ивановна посвящала значительную часть своего времени, заполненного работой над философским учением Живой Этики и другими трудами. Ее постоянное участие в жизни тех, кого она называла своими духовными детьми, ее советы, рекомендации и наставления, искренняя материнская забота оказывали огромную помощь людям, жившим в разных уголках планеты и связанным нитями любви ее всевмещающего сердца. Они чувствовали ее заботу и поддержку постоянно и доверяли ей самое дорогое – своих малышей. В одном из писем, отвечая на вопрос о том, как, какими методами ей удалось воспитать таких прекрасных сыновей, Елена Ивановна написала: «Они [методы. – А. Р.] были очень просты. И главным образом заключались в том, что с самого раннего детства, почти младенчества, им внушалась любовь к Природе, к книге, к искусству. Правильный выбор книг и наставников дал им прекрасную основу и помог очень рано определить их наклонности и дарования. Так, уважение к знанию и труду, художественная, культурная обстановка, дисциплина, заложение первых основ нравственного характера в понимании исполнения долга и личной ответственности и, главное, пример великого отца дали им возможности сравнительно рано начать проявлять свой большой врожденный потенциал»Там же. Т. III. С. 366.. Природная скромность не позволила Елене Ивановне писать о собственном материнском примере, но его, подобно Негасимому Огню, всю жизнь несли в своих сердцах ее великие сыновья.


Вернуться в «Дети Нового Сознания - особенности воспитания»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей