Педагогика Агни-Йоги. Духовное воспитание в свете Учения Живой Этики.
Добавлено: 08 фев 2016, 16:45
Основы объективного мировозрения
Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но, тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении. Согласна также, что книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны. В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, против легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса.
Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы, и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависят от мира невидимого, от невидимых вибраций лучей, исходящих от великих Жизнедателей, великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением. И кроме того, сейчас столько наглядных опытов над лучами, постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие и творчество. Даже самый обычный пример фотографической фильмы, воспринимающей сложнейшие сцены, но которая, не будучи проявлена химическим способом, не дает нам и намека о них на своей ровной, незапятнанной поверхности, будет для них убедителен. Так же, как чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже через сильнейшие телескопы звезды или, наконец, очертания, часто очень ясные, невидимых присутствий около нас. Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные.
Потому всеми способами нужно отучать детей от страха смерти (которой нет) и так называемых привидений. Обычно дети, у которых открыты глаза на тонкий мир, не боятся виденного ими, покуда взрослые не просветят их насмешками или же своими рассказами о привидениях и могильном холоде, идущем от них. «Могильный» холод этот не что иное, как простая химическая реакция при соприкасании тончайших энергий с нашим грубым миром.
Также очень радуюсь вашим прозрением в мир тонкий. Думается мне, что ваши объяснения правильны, ибо сам видящий всегда лучше других знает в духе значение их. Ибо символы видений всегда избираются наиболее близкие сознанию видящего, и нередко один и тот же символ у разных лиц может означать противоположное понятие. Прислушайтесь к голосу сердца вашего и не обманетесь!
Е.И. Рерих. Из письма от 15 января 1931 года. Том I.
Культурная основа воспитания и образования
Слова Владыки Будды – «невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствия человечества» – должны, наконец, огненными буквами врезаться в сознание народов. Покуда во главе правительства и просветительных учреждений не будут стоять люди, обладающие широким умом и, главное, духовным синтезом, обнимающим все планы существования, до тех пор человечество не будет двигаться вперед. Но так как ничто в этом мире не может остановиться, то, следовательно, такое человечество осуждено на регресс, приводящий к дегенерации и разложению. Не являемся ли мы уже свидетелями такого процесса? Некоторые выдающиеся ученые уже отметили грозные признаки такого вырождения, выражающегося во все растущем числе психических заболеваний и случаев слабоумия среди молодого поколения. И не мало кто задумывается, не происходит ли такое печальное положение вещей от неправильного воспитания и образования? Воспитания и образования, лишенных культурной основы, требующей прежде всего развития синтеза всех человеческих способностей. Каждая однобокость приводит к нарушению равновесия, следствием чего является и замечаемое сейчас усиление психических заболеваний.
Е.И. Рерих. Из письма от 21 октября 1931 года. Том I.
Воспитание в детях мужества и бесстрашия
Потому и каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны, в ее одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов, война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие, качества, которые прежде всего должен развить в себе ученик Владык Света. Но при существовании прочной нити связи с Иерархией мужество и бесстрашие проявляются совершенно естественно, ибо Рука Иерарха всегда отведет решительную опасность и проведет путем победным, но, повторяю, при условии неотступного памятования о Руководителе. Не раз мы имели возможность испытать на себе это замечательное воздействие, в минуту опасности на нас нисходило полное, поражающее спокойствие и знание, что все обойдется прекрасно.
Лично мне гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед родиной, нежели современное движение среди цвета молодежи одной страны, выразившееся в резолюции – «не сражаться за родину в случае войны». Вы скажете, а как же Знамя Мира? И пожалуй, у Вас явится даже сомнение, не тайная ли я сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса, ибо не знаю более дикого проявления невежества. Но так как мы живем в мире, где все еще и прежде всего уважается физическая мощь, и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей родиной. Кто же захочет представить собой зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищенных углов. Пока не будет понято сотрудничество народов, до тех пор мы будем находиться под вечными угрозами войн и захватов. Лишь Всемирная Лига Культуры, при ее правильном понимании, сможет в будущем дать решение многим, казалось бы, неразрешимым проблемам.
Е.И. Рерих. Из письма от 19 июня 1933 года. Письма 1929-1938 года. Том I.
Необходимость нравственного воспитания молодёжи
Радуюсь, что Вы обратили внимание на детей. Именно, самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.
Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях. На днях мы узнали, что в Калифорнии и по другим местностям Америки начала свою деятельность, именно, такая организация, посвященная имени Н. К. Молодежь, члены этой организации, называют себя факелоносцами. Факел является символом знания, переданного великими людьми, мужчинами и женщинами прошлого и настоящего. Молодые факелоносцы избирают себе наиболее близкий образ из таких героев и героинь и стараются подражать ему в своей жизни. Именно цель их нести этот факел мудрости и достижения в будущее на пользу грядущих поколений. Такое ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства – творите героев.
Если уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и сокровенные законы бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена в самых простых формах и, таким образом, приоткроется много новых далей. Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, как делаете это Вы, где сами дети исполняют роли героев. Потому так одобряю Вашу программу. Дети могли бы на своих собраниях носить имя избранного ими героя.
Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединенного ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть прежде всего внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например – раздражения, грубости или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т. д. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний.
Правильно, что собираетесь ознакомиться с разными воспитательными и образовательными системами, таким образом можно будет избрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Новой Жизни, или Учения Живой Этики. Между прочим, собраны ли у Вас в отдельную тетрадь все указания о воспитании и школах в книгах Учения?
С помощью родителей можно будет составить и кооперативную библиотеку для детей и юношества. Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними, если проанализировать мышление таких преступников, окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино!
С величайшей радостью прочту Ваш реферат. Программа воспитания так широка, как сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Не кажется ли Вам, что мы накануне нового подхода и переустройства всего школьного образования? Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессируют, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать новые методы во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления станет насущною необходимостью.
В заключение приведу Вам одну беседу: «Вы знаете, насколько западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей, не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования. Великий Учитель любил открывать память. Он приближал к себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним, как к взрослым, Он был прав, ибо, когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь. Может быть, дети помнили Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминания о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира и облегчилось сношение с Миром Невидимым. Явления Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось».
Так и это знание осторожными касаниями будет входить в сознание подрастающего поколения. Именно работы по расширению сознания без конца. Радостно видеть, как уже много сердец откликается на забытые истины.
Е.И. Рерих. Из письма от 19 апреля 1938 года. Письма 1929-1938 года. Том I
Значение труда, как фактора мироздания
Также следует еще больше подчеркнуть значение труда, этого важнейшего краеугольного фактора нашего существования. Можно припомнить мудрое пояснение библейской легенды: «Посмотрим, как искажена легенда об уходе Адама из Рая. Бог его проклял наставлением о труде в поте лица. Странный Бог, проклинающий трудом! Разумное Существо не может угрожать трудом, который есть венец Света. Что же лежит в основе этой легенды? Когда человек, благодаря женской интуиции, пришел к одолению сил природы, тогда его напутствовал Руководитель. Главное напутствие было о значении напряженного труда. Это скорее благословение, нежели проклятие. Упоминание пота есть символ напряжения. Нелепо думать, что пот явление только физическое. При мыслительной работе исходит особая эманация, ценная для насыщения пространства. Если пот тела может удобрять землю, то пот духа восстанавливает прану, химически претворяясь в лучах солнца. Труд – венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил о значении труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания».
Е.И. Рерих. Из письма от 22 марта 1935 года. Письма 1929-1938 годов. Том I
Основа образовательных программ будущего
Полезно дать намеки для новой программы школ. Именно, нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно, как можно раньше, осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: «Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах». Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности.
Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно, единство нужно понять в Космическом размахе.
Также полезно устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня.
Е.И. Рерих. Из письма от 11 октября 1935 года. Письма 1929-1938 годов. Том II.
Искусство, как средство воспитания
Ведь театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера. Именно театр, при достойном выборе пьес, может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму. Потому самое большое внимание должно быть уделено этой секции. Хороши для этого все мистерии из жизни великих подвижников и легенды о народных героях. Увлекательные, высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет лишь разложение. И, конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начать, именно, с детей.
Е.И. Рерих. Из письма от 9 декабря 1935 года. Письма 1929-1938. Том II.
Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но, тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении. Согласна также, что книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны. В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, против легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса.
Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы, и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависят от мира невидимого, от невидимых вибраций лучей, исходящих от великих Жизнедателей, великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением. И кроме того, сейчас столько наглядных опытов над лучами, постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие и творчество. Даже самый обычный пример фотографической фильмы, воспринимающей сложнейшие сцены, но которая, не будучи проявлена химическим способом, не дает нам и намека о них на своей ровной, незапятнанной поверхности, будет для них убедителен. Так же, как чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже через сильнейшие телескопы звезды или, наконец, очертания, часто очень ясные, невидимых присутствий около нас. Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные.
Потому всеми способами нужно отучать детей от страха смерти (которой нет) и так называемых привидений. Обычно дети, у которых открыты глаза на тонкий мир, не боятся виденного ими, покуда взрослые не просветят их насмешками или же своими рассказами о привидениях и могильном холоде, идущем от них. «Могильный» холод этот не что иное, как простая химическая реакция при соприкасании тончайших энергий с нашим грубым миром.
Также очень радуюсь вашим прозрением в мир тонкий. Думается мне, что ваши объяснения правильны, ибо сам видящий всегда лучше других знает в духе значение их. Ибо символы видений всегда избираются наиболее близкие сознанию видящего, и нередко один и тот же символ у разных лиц может означать противоположное понятие. Прислушайтесь к голосу сердца вашего и не обманетесь!
Е.И. Рерих. Из письма от 15 января 1931 года. Том I.
Культурная основа воспитания и образования
Слова Владыки Будды – «невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствия человечества» – должны, наконец, огненными буквами врезаться в сознание народов. Покуда во главе правительства и просветительных учреждений не будут стоять люди, обладающие широким умом и, главное, духовным синтезом, обнимающим все планы существования, до тех пор человечество не будет двигаться вперед. Но так как ничто в этом мире не может остановиться, то, следовательно, такое человечество осуждено на регресс, приводящий к дегенерации и разложению. Не являемся ли мы уже свидетелями такого процесса? Некоторые выдающиеся ученые уже отметили грозные признаки такого вырождения, выражающегося во все растущем числе психических заболеваний и случаев слабоумия среди молодого поколения. И не мало кто задумывается, не происходит ли такое печальное положение вещей от неправильного воспитания и образования? Воспитания и образования, лишенных культурной основы, требующей прежде всего развития синтеза всех человеческих способностей. Каждая однобокость приводит к нарушению равновесия, следствием чего является и замечаемое сейчас усиление психических заболеваний.
Е.И. Рерих. Из письма от 21 октября 1931 года. Том I.
Воспитание в детях мужества и бесстрашия
Потому и каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны, в ее одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов, война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие, качества, которые прежде всего должен развить в себе ученик Владык Света. Но при существовании прочной нити связи с Иерархией мужество и бесстрашие проявляются совершенно естественно, ибо Рука Иерарха всегда отведет решительную опасность и проведет путем победным, но, повторяю, при условии неотступного памятования о Руководителе. Не раз мы имели возможность испытать на себе это замечательное воздействие, в минуту опасности на нас нисходило полное, поражающее спокойствие и знание, что все обойдется прекрасно.
Лично мне гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед родиной, нежели современное движение среди цвета молодежи одной страны, выразившееся в резолюции – «не сражаться за родину в случае войны». Вы скажете, а как же Знамя Мира? И пожалуй, у Вас явится даже сомнение, не тайная ли я сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса, ибо не знаю более дикого проявления невежества. Но так как мы живем в мире, где все еще и прежде всего уважается физическая мощь, и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей родиной. Кто же захочет представить собой зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищенных углов. Пока не будет понято сотрудничество народов, до тех пор мы будем находиться под вечными угрозами войн и захватов. Лишь Всемирная Лига Культуры, при ее правильном понимании, сможет в будущем дать решение многим, казалось бы, неразрешимым проблемам.
Е.И. Рерих. Из письма от 19 июня 1933 года. Письма 1929-1938 года. Том I.
Необходимость нравственного воспитания молодёжи
Радуюсь, что Вы обратили внимание на детей. Именно, самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.
Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях. На днях мы узнали, что в Калифорнии и по другим местностям Америки начала свою деятельность, именно, такая организация, посвященная имени Н. К. Молодежь, члены этой организации, называют себя факелоносцами. Факел является символом знания, переданного великими людьми, мужчинами и женщинами прошлого и настоящего. Молодые факелоносцы избирают себе наиболее близкий образ из таких героев и героинь и стараются подражать ему в своей жизни. Именно цель их нести этот факел мудрости и достижения в будущее на пользу грядущих поколений. Такое ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства – творите героев.
Если уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и сокровенные законы бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена в самых простых формах и, таким образом, приоткроется много новых далей. Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, как делаете это Вы, где сами дети исполняют роли героев. Потому так одобряю Вашу программу. Дети могли бы на своих собраниях носить имя избранного ими героя.
Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединенного ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть прежде всего внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например – раздражения, грубости или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т. д. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний.
Правильно, что собираетесь ознакомиться с разными воспитательными и образовательными системами, таким образом можно будет избрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Новой Жизни, или Учения Живой Этики. Между прочим, собраны ли у Вас в отдельную тетрадь все указания о воспитании и школах в книгах Учения?
С помощью родителей можно будет составить и кооперативную библиотеку для детей и юношества. Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними, если проанализировать мышление таких преступников, окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино!
С величайшей радостью прочту Ваш реферат. Программа воспитания так широка, как сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Не кажется ли Вам, что мы накануне нового подхода и переустройства всего школьного образования? Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессируют, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать новые методы во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления станет насущною необходимостью.
В заключение приведу Вам одну беседу: «Вы знаете, насколько западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей, не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования. Великий Учитель любил открывать память. Он приближал к себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним, как к взрослым, Он был прав, ибо, когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь. Может быть, дети помнили Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминания о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира и облегчилось сношение с Миром Невидимым. Явления Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось».
Так и это знание осторожными касаниями будет входить в сознание подрастающего поколения. Именно работы по расширению сознания без конца. Радостно видеть, как уже много сердец откликается на забытые истины.
Е.И. Рерих. Из письма от 19 апреля 1938 года. Письма 1929-1938 года. Том I
Значение труда, как фактора мироздания
Также следует еще больше подчеркнуть значение труда, этого важнейшего краеугольного фактора нашего существования. Можно припомнить мудрое пояснение библейской легенды: «Посмотрим, как искажена легенда об уходе Адама из Рая. Бог его проклял наставлением о труде в поте лица. Странный Бог, проклинающий трудом! Разумное Существо не может угрожать трудом, который есть венец Света. Что же лежит в основе этой легенды? Когда человек, благодаря женской интуиции, пришел к одолению сил природы, тогда его напутствовал Руководитель. Главное напутствие было о значении напряженного труда. Это скорее благословение, нежели проклятие. Упоминание пота есть символ напряжения. Нелепо думать, что пот явление только физическое. При мыслительной работе исходит особая эманация, ценная для насыщения пространства. Если пот тела может удобрять землю, то пот духа восстанавливает прану, химически претворяясь в лучах солнца. Труд – венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил о значении труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания».
Е.И. Рерих. Из письма от 22 марта 1935 года. Письма 1929-1938 годов. Том I
Основа образовательных программ будущего
Полезно дать намеки для новой программы школ. Именно, нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно, как можно раньше, осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: «Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах». Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности.
Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно, единство нужно понять в Космическом размахе.
Также полезно устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня.
Е.И. Рерих. Из письма от 11 октября 1935 года. Письма 1929-1938 годов. Том II.
Искусство, как средство воспитания
Ведь театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера. Именно театр, при достойном выборе пьес, может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму. Потому самое большое внимание должно быть уделено этой секции. Хороши для этого все мистерии из жизни великих подвижников и легенды о народных героях. Увлекательные, высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет лишь разложение. И, конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начать, именно, с детей.
Е.И. Рерих. Из письма от 9 декабря 1935 года. Письма 1929-1938. Том II.