Фактические несоответствия в книгах Е.П. Блаватской и А. Бейли
В "Трактате о Космическом Огне" у Бейли сообщается: "... нет никакого дэвачана для диких и малоразвитых людей, так как они его не заслуживают, не обладают ментальностью, позволяющей его осознать".
Т.е. возможность пребывания в Дэва-Чане ставится в прямую зависимость от развития интеллекта, ментальности.
Но из "Писем Махатм" мы знаем, что интеллект для Дэва-Чана играет весьма малую роль, главное - чувство искренней любви.
"Если человек не сильно любит или так же ненавидит, он не будет ни в Дэва-Чане, ни в Авитхи". (П.М., п. 72 в).
"... в пределах Дэва-Чана. Мать из дикого племени не менее счастлива, со своим утерянным ребенком на руках, нежели мать из королевского дворца... Радости, испытываемые краснокожим индейцем в его счастливых охотничьих землях в этой «Стране Снов», не менее интенсивны, нежели экстаз, ощущаемый знатоком, который проводит эоны, погруженный в восторг, слушая божественные Симфонии воображаемых ангельских хоров и оркестров. Так как это не вина первого, если родился дикарем с инстинктом убивать, хотя это и причинило смерть многим невинным животным, то почему, если со всем этим он был любящим отцом, сыном, мужем, почему ему не наслаждаться, не иметь своей доли в вознаграждении?" (П.М., п. 70).
"Любовь и ненависть – единые бессмертные чувства, единственные переживающие из крушения Эдема или феноменального мира. Представьте себя в Дэва-Чане с теми, кого вы может быть любили такою бессмертною любовью, со знакомыми туманными представлениями, связанными с ними, как задний план и совершенное отсутствие воспоминаний относительно всего другого, касающегося вашей внутренней, общественной, политической, литературной и светской жизни." (П.М., п. 72 в).
Некоторые странности по книге Бэйли "Посвящение человеческое и солнечное".
1. А. Бэйли пишет о Джуал Кхуле:
"Именно он продиктовал большую часть важной книги "Тайная Доктрина", показывая Е.П. Блаватской многочисленные иллюстрации и сообщая ей большинство приводимых в книге данных". (Стр. 51).
Но в "Письмах Мастеров Мудрости" указано иное:
"Если это будет в какой-то степени полезным и поможет д-ру Хюббе Шлейдену, — хотя я в этом сомневаюсь... удостоверяю, что «Тайная Доктрина» продиктована Упасике отчасти мною и отчасти моим Братом К[ут] Х[уми]. М." (П. 105).
"Нижеподписавшийся счастлив заверить его — и это лично его удовлетворит, — что «Тайная Доктрина» по выходе в свет будет представлять собой труд трех авторов: М., Упасики и покорнейшего слуги доктора. К.Х." (П. 104).
2. А. Бэйли:
"Учитель Джуал Кхул, или Учитель Д.К., как Его часто называют, – еще один адепт Второго Луча, Луча Любви-Мудрости. Он последним из адептов получил посвящение и потому пребывает в том же теле, в каком Он получил Пятое посвящение в 1875 году, тогда как большинство Учителей получили Пятое посвящение, находясь в предыдущих проводниках". (Стр. 50).
Но из "Писем Махатм" следует, что возможность получить посвящение Д.К. предоставилась лишь в 1883 г., о чем свидетельствует окончание письма К.Х. от 2.02.1883 г.:
"Я чрезвычайно занят приготовлениями к посвящению. Несколько моих учеников, в том числе Джуль Кул, стремятся достичь «другого берега». (П.М., п. 106).
Причем речь идет, похоже, отнюдь не о пятом посвящении. До этого Д.К. ("Лишенный наследства") не был Адептом. Этому есть масса подтверждений:
а) Случай в конце 1881 года. Е.П.Б. писала Синнетту:
"Бедный "Лишенный наследства" очень болен. Он упал, поскользнувшись на "жвачке", и чуть не сломал обе ноги. Если бы рядом с ним не оказалось другого чела, мгновенно среагировавшего и сохранившего присутствие духа, чтобы приостановить его падение, то он разбился бы насмерть, упав на дно пропасти глубиной 2800 футов. М. говорит, что это дело рук дьявольского "красношапочника", который в какое-то мгновение застал юношу врасплох и, конечно, моментально этим воспользовался, и что он несколько недель бродил вокруг дома, где сейчас нет ни одного Адепта, а только три челы и женщина. "Лишенному наследства", несомненно, скоро будет лучше, просто это еще одно доказательство того, что даже челу первой ступени иногда можно застать врасплох..." (П.Б.С., п. 8).
Синнетт искренне сочувствовал Д.К., за что тот его впоследствии поблагодарил в письме:
"... мне разрешено поблагодарить вас весьма горячо за действительное сочувствие, которое вы испытывали ко мне, когда небольшая случайность, происшедшая вследствие моей забывчивости, заставила меня заболеть.
... вы не в состоянии вполне осознать, насколько тренировка на адептство увеличивает и способность испускать и способность воспринимать этот вид энергии. Уверяю вас, что я, хотя пока что только скромный ученик, ощущал ваши добрые пожелания, летящими ко мне, как выздоравливающий в холодных горах ощущает нежное дуновение, подувшее на него с долин, расположенных внизу". (П.М., п. 33).
б) В 1882 г. Д.К. только готовился к посвящению, о чем К.Х. писал:
«Несколько раз Д.К. пытался проникнуть в Ротни Кастл, но каждый раз так сильно страдал, что я сказал ему не делать этого. (Он готовился к посвящению и вследствие этого легко мог не выдержать)». (П.М., п. 81).
в) Перед посвящением Д.К. пришлось пройти через одно из тяжелейших испытаний, когда ученику дают понять, что он не выдержал, что не достоин посвящения. Проверяется реакция ученика на такую ситуацию. К.Х. писал Синнетту:
«Ваш намек в отношении предстоящего испытания Дж.К. в искусстве искусен, но недостаточно, чтобы скрыть белые нитки иезуитской черной инсинуации. Дж.К., однако, за этим застали…
И опять это был он, Дж. Кул, «великий художник», который убрал эти пиявки и поправил шапку и черты, и который сделал его «похожим на Учителя» (он упорно называет меня Учителем, хотя в действительности он более не является моим учеником)». (П.М., п. 88 б).
Бедный Д.К.!!! Можно лишь догадываться, насколько ему в то время было тяжело! Но он выдержал с честью это испытание, поскольку позднее (П. 106) готовился к посвящению.
Под «испытанием в искусстве» подразумевались попытки Д.К. создать портрет К.Х. оккультными методами. Вывод о его способностях К.Х. сделал позднее, сравнив их со способностями Е.П.Б., которая многих учеников «превосходит в художественном вкусе и в чисто западной оценке искусства»:
«Вот свидетельство – ее портрет факира Тиравалла, упомянутый в «Намеках», в сравнении с моим портретом, созданным Джуль Кулом. Несмотря на все превосходство его сил по сравнению с ее силами, его молодости, противопоставленной ее старости, а также неоспоримое и важное преимущество, которым он обладает потому, что его чистый неомраченный магнетизм никогда не имел прямого соприкосновения с великой нечистотой вашего мира и общества, все же, делай он, что хочет, он никогда не создаст такой картины просто потому, что он не в состоянии представить ее в своем уме и в тибетском мышлении». (П.М., п. 91).
Ни в коем случае не хочу умалить достоинства Д.К., которого очень уважаю. Материал приведен лишь для того, чтобы продемонстрировать, что А. Бэйли ошибается – в 1875 г. Д.К. не был адептом и не получал пятого посвящения.
3. В схемах «Планетарной Иерархии» и других местах у А. Бэйли присутствует Бодхисаттва в качестве титула одной Индивидуальности (в данной схеме – аналог Христа). См. середину схемы.
Это встречается множество раз и в других ее книгах. В разбираемой (П.Ч. и С.) можно найти такие цитаты:
«Во время этих пяти посвящений ответственными за церемонии или иерофантами являются эти два великие существа: сначала Бодхисаттва, затем Единый Посвятитель, Господь Мира, Санат Кумара». (Стр. 81).
«… он может соприкасаться с Чоханами, Бодхисаттвой и Ману и помогать Им…». (Стр. 78).
Однако, из теософской литературы известно, что Бодхисаттва – это отнюдь не должность одной Индивидуальности в Иерархии планеты. Так можно назвать каждого Адепта, достигшего Нирваны, но отказавшегося от нее ради помощи человечеству. В комментариях «Книги Золотых Правил» говорится:
«… когда Адепт пройдет весь Путь и перед ним откроется блаженство Нирваны, он может от него отказаться из сострадания к людям и остаться в мире невидимым для обыкновенных людей, чтобы содействовать духовному развитию и спасению человечества. Адепт или Архат, пожертвовавший собою из сострадания к скорбному миру, носит название Bodhisattva.
В "Письмах Махатм" Бодхисаттвы постоянно употребляются во множественном числе, касается ли это шутливых заявлений типа: "Боюсь, что нашим бодхисаттвам однажды придется сознаться в своем невежестве перед его замечательной ученостью" (П. 17) или серьезных пояснений: "На расстоянии брошенного камня от старинного храма находится старая башня, во чреве которой нарождались поколения Бодхисаттв". (П. 26).
4. А. Бэйли писала:
"РАБОТА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
... первое – это приход Мирового Учителя в середине или в конце нашего столетия, второе – основание новой шестой подрасы и перестройка нынешних мировых условий...
Во-вторых, о широкомасштабной подготовке мира к приходу Мирового Учителя и о принятии необходимых мер, перед тем как Сами Они появятся среди людей, что многие из Них безусловно сделают к концу нашего столетия. Специальная группа из Них уже формируется и конкретно подготавливается к этой работе. Учитель Мория, Учитель Кут Хуми и Учитель Иисус будут непосредственно связаны с этим движением в последней четверти нашего столетия". (Стр. 53).
Под Мировым Учителем А. Бэйли подразумевает Христа и Владыку Майтрейю, о чем недвусмысленно сообщала ранее:
"РАБОТА МИРОВОГО УЧИТЕЛЯ ХРИСТА
Во главе второй группы стоит Мировой Учитель. Он – то Великое Существо, Которое христиане называют Христом; Он известен на Востоке как Бодхисаттва и Владыка Майтрейя".
Давно минула середина XX века, достаточно лет прошло после последней четверти... Где же обещанное?
Увы, ожидая прихода Майтрейи в XX веке, Алиса Бэйли была не одинока, и другие на этом "погорели". А ведь Е.П. Блаватская четко указывала:
"Пятый, или Майтрейя Будда, придет после частичного исчезновения пятой расы и тогда, когда шестая раса уже утвердится на Земле в течение нескольких сотен тысячелетий, между полным завершением существования остатков пятой расы и шестой расой, и поэтому он называется пятым Буддой." (П.Б.С., стр. 487).
Печально, конечно, но лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
5. Очень позабавило наивное заявление А. Бэйли о том, что Учителя живут в Шигацзе (или, в другой транскрипции, Шигадзе) – населенном пункте, указанном на всех картах мира.
А. Бэйли пишет: "Учитель Мория, один из самых известных восточных адептов... Он живет, как и Его Брат, Учитель Кут Хуми, в Шигадзе в Гималаях и хорошо известен обитателям этой далекой деревни".
Вот абсурд! Недалеко от Шигадзе был один из Ашрамов, который периодически посещали Учителя, но это не значит, что Махатмы живут в самом Шигадзе. Этот населенный пункт, известный англичанам, упоминается в П.М. как направление, со стороны которого идут определенные воздействия. А места жительства Махатм никогда не будут выданы толпе. Кроме того, Учителя не могут длительное время находиться среди аур обычных людей. Как-то К.Х. ради Е.П.Б. вынужден был несколько дней провести недалеко от местного населения, о чем писал:
«Я приехал на несколько дней, но теперь нахожу, что я сам больше не могу выносить удушающего магнетизма даже моих собственных соотечественников». (П.М., п. 4).
Сам К.Х. шутя называл себя «трансгималайским пещерным обитателем», а одно из мест своего пребывания поэтически описывал Синнетту:
«Из глубины неизвестной долины среди крутых скал и глетчеров Терик-Мира, из долины, по которой никогда не ступала нога европейца с того дня, когда породившая ее гора поднялась из недр нашей матери Земли, ваш друг посылает вам эти строки. Ибо здесь К.Х. получил ваши «сердечные приветы» и здесь он намеревается провести свои «летние каникулы». Письмо из обиталища «вечных снегов и чистоты», посланное в «обиталище порока» и там полученное... Странно, не так ли? Хотел бы я или, вернее, мог бы я быть с вами в этих «обиталищах»? Нет. Но я был несколько раз в различное время в другом месте, хотя ни «в астрале», ни в другом осязаемом образе, но просто в мыслях». (П.М., п. 14).
Адрес этой долины в книгах не укажут…
(Из публикаций двух участников на теософском портале, ныне этой страницы нет, но аналогичных исследований сейчас в Интернете предостаточно. Вот здесь объемная работа канадских теософов:
http://www.teosofiskakompaniet.net/Blav ... ilyALC.htm ).