Майя - иллюзия

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4697
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Майя - иллюзия

Сообщение Надежда Лебедева » 21 окт 2018, 12:51

В. Являются ли нидана и майя (великие причины страдания) аспектами Абсолюта?

О. Нидана — это связь между причиной и следствием; двенадцать нидан составляют список основных причин, вызывающих, в соответствии с кармическим законом, наиболее губительную реакцию или последствия. Хотя между терминами «нидана» и «майя» нет прямой связи, так как майя — это просто иллюзия, все же если мы рассматриваем Все¬ленную как иллюзию, или майю, то ниданы, как моральные факторы во Вселенной, тоже следует считать порождениями иллюзии. Именно майя — иллюзия или невежество — пробуждает ниданы; а коль скоро создается причина (или причины), то и следствия, согласно кармическому закону, не заставят себя долго ждать. Возьмем один пример: мы все считаем себя обособленными существами, хотя по сути своей являемся одним неделимым существом, каплями в океане Бытия, ничем не отличающимися от сотен миллионов других таких же капель. Следствием, проистекающим из этой при¬чины, является вся существующая дисгармония жизни, хотя на самом деле это всего лишь попытки природы восстановить нарушенную гармонию и равновесие. Именно это ощущение разделенности лежит в корне всякого зла.

В. Тогда, возможно, целесообразным будет разделить два эти понятия и спросить: является ли майя аспектом Абсолюта?

О. Едва ли это так, поскольку майя является причиной (и в то же время — аспектом) дифференциации, если только она вообще является причиной чего-нибудь. Более того, Абсолют не может дифференцироваться. Майя — это проявление. Абсолют же не может иметь никаких проявлений, но только отражение — тень, периодически им отбрасываемую, но сам он не входит в эту тень.

В. Однако вы называете майю причиной проявления, или дифференциации.

О. И что с того? Разумеется, если бы не было майи, то не было бы и дифференциации, а значит, и никакой объективной Вселенной, являющейся для нас объектом восприятия. Однако это превращает майю не в аспект Абсолюта, но только в некое явление, сопутствующее и сосуществующее с проявленной Вселенной, или гетерогенной дифференцированностью чистой гомогенности.

В. Рассуждая по аналогии, мы можем сказать, что если нет дифференциации, то нет и майи. Но мы говорим о майе как о причине Вселенной; так что, когда мы освобождаемся наконец от дифференцированности, возникает вполне резонный вопрос: куда девается майя?

О. Майя есть повсюду, в каждой вещи, имеющей начало и конец, а поскольку каждая вещь является аспектом вечного, то в этом смысле майя, конечно же, тоже является аспектом Сата или того, что вечно присутствует во Вселенной — как во время манвантары, так и во время Махапралайи. Не забывайте только о том, что даже нирвана является майей, если сравнить ее с Абсолютом.

В. Следовательно, майя есть термин, под которым понимается вся совокупность проявлений?

О. Не думаю, чтобы это было точным объяснением значения термина. Майя — это особенность восприятия каждого эго, которое считает себя самостоятельным существом — отдельным и независимым от бесконечного и вечного Сата, или «Бытия». В экзотерической философии и в пуранах майя трактуется как персонифицированная активная Воля Творческого Бога, который сам, в свою очередь, является персонифицированной майей, как преходящий обман чувств, свойственный человеку, придающему антропоморфный облик чистой абстракции в своих рассуждениях. Представления о майе ортодоксального индуса совершенно отличны от представлений ведантистского идеалиста или оккультиста. Веданта утверждает, что майя (или обманчивое влияние иллюзии) заставляет человека верить в реальность существования материи или чего-то дифференцированного. Бхагавата-пурана отождествляет майю с Пракрити (проявленной природой и материей). Но разве не то же самое утверждали выдающиеся европейские метафизики, такие, как Кант, Шопенгауэр и другие? Разумеется, они заимствовали свои идеи с Востока, и особенно — из буддизма; но все же учение о нереальности Вселенной было разработано и достаточно точно изложено не только восточными, но и нашими философами (во всяком случае, в общих чертах). И хотя невозможно найти даже двух человек, которые смотрели бы на вещи абсолютно одинаково, поскольку каждый из нас имеет собственный взгляд на мир, все-таки все мы действуем в той или иной степени под влиянием иллюзий и особенно великой иллюзии (майи), заставляющей нас считать себя личностями, отдельными от всех прочих существ, и даже верить в то, что наши сущности, или эго будут существовать в своей теперешней форме вечно; в то время как не только мы сами, но и вся видимая и невидимая Вселенная суть преходящие проявления единого, безначального и бесконечного целого, которое всегда было, есть и будет.

В. Похоже, что этот термин следует отнести к сложным формам
дифференциации: понятие «дифференциация» относится к отдельным существам, тогда как «майя» — совокупность всех этих существ. Однако мне хотелось бы задать один дополнительный вопрос.
Чуть раньше по ходу дискуссии вы упомянули мозг и мозжечок, заявив, что последний является инстинктивным органом. Мы говорим, что животные обладают инстинктивным разумом; но мозжечок всегда считался просто органом вегетативной жизни, контролирующим исключительно телесные функции, в то время как внешние чувства поступают к чувствующему мозгу, так что мысли, идеи и все остальное, что позволяет нам говорить о наличии интеллекта или инстинкта, могут возникать лишь в той части мозга, которая непосредственно отвечает за эти функции, а именно — в головном мозге.

О. Как бы то ни было, мозжечок является органом инстинктивных животных функций, отра¬жающихся в сновидениях или порождающих сны, большею частью непоследовательные и хаотические. Однако те сны, которые являют нам последовательную цепь событий и которые мы помним, чаще всего бывают видениями, насылаемыми высшим Эго.

У. К. Джадж. БЕСЕДЫ С Е.П.Б. ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ

Вернуться в «Теософия: используем опыт, учимся на ошибках»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость