Ниданы

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Ниданы

Сообщение Надежда Лебедева » 21 ноя 2018, 15:41

НИДАНА (Санскр.) 12 причин существования, или цепь причинности, "сцепление причины и следствия во всем ряду существования через 12 звеньев". Это фундаментальная догма буддийской мысли, "понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая пустоту существования и подготовляя ум к Нирване". (Эйтель, "Sans. Chin. Dict.") Порядок 12 звеньев таков:

Джати, или рождение, согласно одному из четырех видов вступления в поток жизни и реинкарнации - или Чатур Иони, причем каждый вид ставит рожденного в одну из шести Гати.
Джарамарана, или старение и смерть, следующие за зрелостью Сканд.
Бхава, кармический посредник, который ведет каждое новое чувствующее существо к рождению в той или иной форме существования в Трайлокье и Гати.
Упадана, созидающая причина Бхавы, которая, таким образом, становится причиною Джати, которое есть следствие; и эта созидающая причина есть привязанность к жизни.
Тришна, любовь чистая либо нечистая.
Ведана, или чувствование; восприятие посредством чувств, что есть 5-ая Сканда.
Спарша, чувство осязания.
Чадаятана, органы чувств.
Намарупа, личность, т.е. форма, имеющая название, символ нереальности материальных феноменальных явлений.
Виджнана, совершенное знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и единстве.
Самскара, действие на плане иллюзии.
Авидья, отсутствие истинного восприятия, или невежество.
Так как Неданы относятся к самым тонким и глубоким учениям Восточной метафизической системы, то более глубоко заняться этим вопросом нет возможности.

Е.П. Блаватская, "Теософский словарь"



Ниданы есть детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах, или же, мы могли бы сказать, закон кармы в двенадцати ниданических аспектах.

Е.П. Блаватская, "Инструкции для учеников внутренней группы", Заседание XVIII


В. Корнем Нидан является Авидья. Чем это отличается от Майи? Сколько Нидан имеется Эзотерически?

О. Опять спрашивают слишком много. Ниданы, взаимосвязи причин и следствий (не так как понимают востоковеды), не вызываются невежеством. Они создаются Дхиан Коганами и Дэвами, про которых, несомненно, нельзя сказать, что они действуют по невежеству. Мы создаем Ниданы по невежеству. Каждая причина, созданная на Физическом Плане, возбуждает действие на всех планах, по всей вечности. Они вечные следствия, отражающиеся с плана на план на «экране вечности».

< ... >
Экзотерически и Эзотерически имеется двенадцать Нидан, основная доктрина Буддизма.

Также имеется двенадцать экзотерических буддийских Сутт, называемых Ниданами, причем в каждой дается по одной Нидане.

Ниданы имеют двойное значение. Они суть:

Двенадцать причин чувственного существования через двенадцать звеньев субъективной Природы с объективной, или между субъективной и объективной Природами.
Взаимосвязь причин и следствии.
Каждая причина производит следствие, и это следствие в свою очередь становится причиной. Каждая из них имеет в качестве Упадхи (основания) одно из подразделений одной из Нидан и также следствие или последствие.

Как основания, так и следствия принадлежат той или иной Нидане; каждая из них имеет от трех до семнадцати, восемнадцати и двадцати одного подразделения.

Названия этих двенадцати Нидан следующие:

1) Джарамарана; 2) Джати; 3) Бхава; 4) Упадана; 5) Тришна; 6) Ведана; 7) Спарша; 8) Чадаятана; 9) Намарупа; 10) Виджнана; 11) Самскара; 12) Авидья.

1). ДЖАРАМАРАНА, буквально смерть вследствие старости. Обратите внимание, что смерть, а не жизнь, поставлена первой в ряду Нидан. Это первая основа в Буддийской Философии; каждый Атом в каждое мгновение, как только он родился, начинает умирать.

На ней обоснованы пять Сканд; они – следствия или продукты ее. Кроме того, она основана, в свою очередь, на пяти Скандах. Это взаимные вещи: одна приводит к другой.

2). ДЖАТИ, букв. – Рождение.

Это, так сказать, Рождение посредством одного из четырех видов Чатурйони (четырех чрев), а именно:

1) через чрево, как у млекопитающих; II) через яйца; III) эфирные или жидкие зародыши – рыбью икру, пыльцу, насекомых, и т. д.; IV) Анупадака Нирманакаи, Боги, и т. д.

Это значит, что рождение происходит одним из этих способов. Вы должны родиться в одном из шести объективных видов существования или же в седьмом, который субъективен. Эти четыре среди шести видов существования, т. е.

Экзотерически:

1) Дэвы; II ) Люди; III) Асуры; IV) Люди в Аду; V) Преты, демоны-пожиратели на земле; VI) животные.

Эзотерически:

1) Высшие Боги; II) Дэвы или Питри (всех классов); III) Нирманакаи; IV) Бодхисаттвы; V) Люди в Миалбе; VI) Кама-Рупические экзистенции, будь то людей или животных, в Кама Локе или Астральном Свете; VII) Элементалы (Субъективные Экзистенции).

3). БХАВА – Кармическая экзистенция, но не жизненная, а как нравственный агент, который определяет, где вы родитесь, т. е. в которой из Трилок Бхур, Бхувар или Свар (семь Лок в действительности).

Причиной или Ниданой Бхавы является Упадана, т. е. цепляние к существованию, то, что заставляет нас желать жизнь в любой форме.

Следствием ее является Джати в той или иной из Трилок и при каких бы то ни было условиях.

Ниданы это детализированное выражение закона Кармы под двенадцатью аспектами; или мы могли бы сказать – это закон Кармы под двенадцатью Ниданическими аспектами.

Е.П. Блаватская, "Инструкции для учеников внутренней группы", Заметки по поводу статей I. II. III




ВОПРОС — Являются ли Нидана и Майя (великие причины страдания) аспектами Абсолюта?

ОТВЕТ — Нидана означает взаимосвязь причины и следствия. Двенадцать Нидан — это главные причины, порождающие самые тяжелые результаты, или следствия, в связи с действием Закона Кармы. Хотя между самими словами "Нидана" и "Майя" нет взаимосвязи, так как Майя означает всего лишь иллюзию, тем не менее мы рассматриваем Вселенную как Майю или иллюзию, и в таком случае, конечно, Ниданы, будучи нравственными агентами во Вселенной, входят в Майю. Именно Майя, иллюзия или невежество, пробуждает Ниданы, и, так как причина или причины порождены, они по Закону Кармы влекут за собой следствия. Возьмем, к примеру, себя: мы все относимся к себе как к отдельным единицам, хотя по сути мы все есть одно неделимое Целое, капли в океане Бытия, неотделимые от других капель. Как только мы порождаем эту причину, она немедленно влечет за собой следствие в виде полного разлада жизни. В действительности же природа таким образом стремится восстановить гармонию и поддерживать равновесие. Именно в этом чувстве обособленности корень всего зла.

"Протоколы ложи Блаватской", встреча II

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Ниданы

Сообщение Надежда Лебедева » 21 ноя 2018, 15:42

Существует двенадцать нидан, экзотерических и эзотерических, основная доктрина буддизма. Также существуют и двенадцать экзотерических буддийских сутр, именуемых ниданами, в каждой из которых дается по одной нидане. Ниданы имеют двоякое значение. Они суть:

Двенадцать причин чувственно-разумного существования через двенадцать звеньев, связующих субъективную природу с объективной.
Цепь причин и следствий. Каждая причина производит следствие, и следствие это, в свою очередь, становится причиной. Каждая из них имеет упадхи, одно из подразделений одной из нидан, а также следствие или последствие.
Как причины, так и следствия принадлежат той или иной нидане, причем каждая имеет от 3 до 17, 18 или 21 подразделения.

Названия этих 12 нидан таковы:

1. Джарамарана 7. Спарша
2. Джати 8. Чадаятана
3. Бхава 9. Намарупа
4. Упадана 10. Виджнана
5. Тришна 11. Самскара
6. Ведана 12. Авидья

1. Джарамарана, буквально, смерть вследствие старческой немощи. Заметьте, что смерть, а не жизнь стоит в качестве первой ниданы. Это – первооснова буддийской философии; каждый атом, каждое мгновение, как только он рождается, начинает умирать.

На ней зиждятся пять скандх, они суть ее следствия или продукт. К тому же она, в свою очередь, основана на пяти скандхах. Они – вещи обоюдные, одна приводит к другой.


2. Джати, буквально, рождение. Иными словами, рождение, в соответствии с одним из четырех способов чатурйони (четырех чрев), а именно:

из чрева, подобно млекопитающим;
из яиц;
воздушные или жидкие зародыши (например, рыбья икра, пыльца и т. д.);
Анупападака – нирманакая, боги и т. д.
То есть рождение происходит одним из этих способов. Вы должны родиться в одном из шести объективных форм существования или же в седьмой, которая субъективна. Эти четыре – внутри шести форм существования, а именно:

Дэвы
Люди
Асуры
Люди в аду
Преты, демоны-пожиратели на земле
Животные
Эзотерически:

Высшие боги
Дэвы (или питри – все классы)
Нирманакая
Бодхисатвы
Люди в Миалбе
Камарупические существования, будь то людей или животных, в камалоке, или астральном свете
Элементалы (субъективные существования)

3. Бхава – кармическое существование, не существование-жизнь, но как моральный агент, определяющий, где вам надлежит родиться, т. е. в какой из трилок – бхур, бхувар или свар (в действительности 7 лок).


Причина, или нидана, бхавы есть упадана, то есть цепляние за существование; то, что заставляет нас желать жизни в любой форме. Следствием является джати, в той или иной из трилок и в любых условиях.

Е.П. Блаватская, "Инструкции для учеников внутренней группы", Заседание XVII


Вернуться в «Теософия: используем опыт, учимся на ошибках»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей