О воспоминаниях Сергея Витте

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

О воспоминаниях Сергея Витте

Сообщение Надежда Лебедева » 25 апр 2016, 09:36

О воспоминаниях Сергея Витте

Скандальные россказни о Елене естественно исходили из той мишуры,
которой пестрели газетные колонки. Одна русская газета выступила, к
примеру, с потрясающим сообщением о том, что написанная Еленой в
Америке книга Изида без покрывала на самом деле принадлежит перу "той
самой г-жи Б., которая в семнадцать лет убила своего мужа, а потом
бежала из России".

Поколением позже авторы - разгребатели грязи,- полные решимости
сделать деньги на мрачных преданиях, полагали, что нашли подлинный
источник сведений в "Мемуарах" графа Сергея Юльевича Витте, изданных в
1921 году. Книга вышла в свет тридцать один год спустя после смерти Е.
П. Блаватской и несколькими годами позже кончины самого графа.

Сергей действительно был двоюродным братом Елены, но ему не
исполнилось еще и года от роду, когда она в своих странствиях впервые
оставила Россию. Его мать, Екатерина Витте, всегда была невысокого
мнения о своей племяннице Елене, и мальчик, вероятно, в известной
степени усвоил ее отношение к родственнице. Когда Елена в конце 1858
года после девятилетних странствий впервые приехала в Россию, Сергею
Витте было всего лишь около десяти лет.

Следовало ожидать, что известный отставной премьер-министр России,
пишущий по вопросам, имеющим отношение к национальной истории,
обладает достойным доверия пером. В действительности же он делает
множество невероятных ошибок даже относительно тех подробностей,
которые можно легко обнаружить в исторических хрониках, и часто
противоречит сам себе.

Вот всего лишь несколько таких огрехов относительно его собственной
жизни: он приводит ошибочные и противоречивые даты с нередким
отклонением от истинных на несколько лет, когда речь идет о
назначениях его на высокие официальные должности; его высказывания о
взаимных отношениях с Николаем II полны внутренних противоречий; он не
в состоянии правильно указать хотя бы дату своей собственной свадьбы.

Что же до своей двоюродной сестры Елены, то граф передает здесь
множество старых светских сплетен и прибавляет к ним собственную долю
яда.

Кроме того, сомнение в достоверности и надежности его воспоминаний
вызывают ошибочные высказывания о легко проверяемых фактах истории
Теософского общества. Так, например, говоря о месте основания
Теософского общества, он подменяет Нью-Йорк Англией и утверждает, что
главой Общества была Елена Блаватская, которая поселилась в Париже. На
самом деле она жила в Лондоне, а признанным и должным образом
избранным главой Общества был его президент-основатель полковник Г. С.
Олкотт, резиденциями которого были индийские города Адьяр и Мадрас.

Трудно допустить, что заслуженный государственный деятель, считающийся
наиболее одаренным среди царских министров, мог столь небрежно
излагать факты в своих "Мемуарах". Он работал над рукописью в Париже
во время отпусков и после отставки. Умерший сравнительно молодым, в
шестьдесят шесть лет, он вряд ли страдал старческим слабоумием.
Разумеется, не исключено и постепенное помрачение разума, но есть
люди, которые предлагают более зловещее объяснение.

Виктор Эренсби в своей книге "Зал мистических зеркал" предполагает,
что после смерти графа русская тайная полиция завладела рукописью и
внесла в нее изменения, приспособив текст к надобностям имперской
пропаганды. Иными словами, она стремилась поставить под сомнение
достоверность и надежность воспоминаний графа Витте.

Такие действия были достаточно обоснованы несколькими причинами
маккиавеллистического свойства. Граф Витте был противником
русско-японской войны и выступал против тех махинаций и маневров
русского правительства, которые привели к первой мировой. Он был
реформатором и либералом, создателем Думы - парламента с "почти
всеобщим избирательным правом и выборами, свободными от контроля
кабинета". Царь счел, что преобразования зашли слишком далеко,
отправил его в отставку, а вслед за отставкой распустил парламент.

Поэтому опасались, что "Мемуары" графа Витте могут обнажить слишком
многие подробности политики русского правительства. Известно, что
царские агенты и при жизни, и после смерти графа не раз пытались
доставить рукопись в Россию для цензуры. Существует теория, согласно
которой русская тайная полиция после смерти графа успешно
"позаимствовала" рукопись из подвала банка во Франции на срок, вполне
достаточный для внесения изменений, и таким образом лишила текст
значения исторического документа.

Одновременно, по той же теории, царские агенты не упустили удобного
случая фальсифицировать и ту часть воспоминаний, которая касалась
Елены Блаватской, чьи произведения были враждебны светским и духовным
установлениям российского общества.

В самом деле, не менее странным, чем детские ошибки в фактах, выглядит
намерение русского аристократа и видного исторического деятеля стирать
на глазах потомков грязное белье своей фамилии даже в том случае, если
он сам верил слухам о скандальной, безнравственной и мошеннической
деятельности Елены Блаватской.

Беатрис Гастингс, которая писала несколькими годами ранее Эренсби,
отметила, что "Мемуары" графа "несут на себе следы подделки". Истина
часто выглядит удивительнее вымысла, и шпионская история в ткани
подлинной жизни вполне может быть достоверной. Но даже безотносительно
к причинам очевидных фактических ошибок ясно, что "Мемуары" нельзя
считать надежным источником сведений о жизни Елены Петровны
Блаватской.

Говард Мерфи

Вернуться в «Теософия: используем опыт, учимся на ошибках»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 41 гостей