Из чего состоит наш "ум"? Джадж о мыслях, самскарах и карма-васанах

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Из чего состоит наш "ум"? Джадж о мыслях, самскарах и карма-васанах

Сообщение Надежда Лебедева » 07 дек 2016, 11:59

Мысли всех прожитых жизней сохраняются в манасе. Можно сказать, что мысли, являющиеся основанием поступков в какой-нибудь одной жизни, в целом носят сходный характер, но могут быть отнесены к одному или более классам. Скажем, современный бизнесмен — один тип, вся его жизнь строится на специфическом характере мыслей или мысленном потоке. У человека искусства поток мыслей носит другой характер. У делового человека, который к тому же стремится к власти и славе, мысленный поток отличается от всех перечисленных ранее. У огромной массы жертвующих собой, храбрых и сильных, но бедных людей, имеющих мало времени для размышлений, поток мыслей относится к еще одному, определенному классу. Для каждого из этих классов общий поток мыслей в течение какой-то одной жизни можно назвать жизненной медитацией — сердечной склонностью, которая сохраняется в манасе, чтобы быть вызванной снова в любой жизни, в которой мозг и телесные условия подобны тем, что породили этот класс мыслей.

Именно манас "видит" объекты, представляемые ему органами тела и чувств. Когда сетчатка открытого глаза получает картинку извне, оптические нервы переводят ее на язык вибраций, и в таком виде она попадает в мозг, где манас может воспринять ее как идею. То же самое происходит с каждым органом или чувством. Если связь между манасом и мозгом нарушена, разум не проявится, исключая случай, когда специально тренированный манас знает, как воспользоваться отделенным от физического астральным телом, чтобы с его помощью поддерживать связь со своими собратьями. Гипноз, месмеризм и спиритизм доказали, что органы и чувства сами по себе не познают объекты. Ведь как видно из месмерических и гипнотических опытов, наблюдаемый или ощущаемый субъектом предмет, представляющийся ему вполне твёрдым, часто оказывается лишь идеей, существующей в уме оператора. Точно так же манас, используя астральное тело, внушает свою идею другому человеку, для того, чтобы тот распознал идею и сделал ее видимым телом, с кажущимися обычными для него эффектами плотности и веса. Многие эксперименты гипноза позволяют показать, что так называемая материя сама по себе не имеет твердости или плотности, что видение не всегда зависит от глаза и света, в котором мы видим объект, что не ощутимое одним нормальным мозгом и органами может быть вполне ощутимо другими, и что физические ощущения в теле могут быть полностью основаны на чистой идее. Хорошо известный опыт, при котором от прикосновения простого кусочка бумаги получается волдырь, или наоборот, не дают возникнуть волдырю от пластыря, который должен бы его вызвать, доказывает способность того, что мы называем манасом, воздействовать на материю. Все эти явления позволяют твердо доказать, что низший манас воздействует на физическое тело через посредство астрального тела как поля приложения сил.

Этот самый низший манас и сохраняет все впечатления текущей жизни, которые он иногда показывает в странных экстазах и снах, в состоянии бреда, под сильным посторонним влиянием, иногда даже в нормальных условиях и, очень часто, при наступлении физической смерти. Но постоянная работа мозга, память и чувства настолько занимают манас, что он обычно выдает лишь несколько воспоминаний из всей массы событий, прошедших перед ним за все годы жизни. Поскольку в настоящий момент нашей эволюции желание и все связанные с ним способности, свойства и органы чувств, развиты в совершенстве, подверженный их влиянию, низший манас мешает действию высшего манаса, заслоняя ясный свет, исходящий из него. Каждый объект, будь то мыслеформа или физический предмет, представленный низшему манасу, соответственно "окрашивают" его. Можно сказать, что низший манас, оперирующий посредством мозга, сразу же изменяет свою форму и другие характеристики в соответствии с любым представленным ему объектом, ментальным или иным. Вследствие этого у манаса есть четыре особенности. Первая, естественная способность манаса — порхать, покидая любую точку, объект или субъект; вторая — переключаться на приятные идеи; третья — переключаться на неприятные идеи; четвертая способность — оставаться пассивным, не делая никаких заключений. Память и естественная подвижность манаса являются причиной первой его особенности. Для второй и третьей есть только одно объяснение — память. Четвертая способность нормального манаса означает сон, но в аномальном состоянии его пассивность ведет к сумасшествию. Все вышеперечисленные ментальные характеристики относятся к низшему манасу, задачей же высшего манаса является бороться с этими свойствами и, используя помощь Атмы и буддхи, подчинять их. Способный к активному воздействию высший манас делает человека гением, а когда высший манас достигнет совершенного мастерства, человек становится богом. Чаще всего память постоянно показывает низшему манасу картины прошлого, и в результате заслоняет его от влияния высшего манаса. Однако иногда, в течение жизни, мы встречаем гениев, провидцев и пророков, в которых высшие силы манаса столь активны, что делают человека озаренным. Такими были мудрецы прошлого: Будда, Иисус, Конфуций, Зороастр и другие. Поэты, такие как Теннисон, Лонгфелло и другие — пример тех, чей высший манас время от времени освещал людей своими яркими лучами. К сожалению, эти лучи гасли под воздействием догматически-религиозного образования, которое наполняет нашу память определенными картинами, не позволяющими манасу достичь своей полной силы.

В верхней триаде человеческой конституции выше всех стоит Бог, Атма, или наше Высшее Я.

За ним следует духовная часть души, называемая буддхи. Когда она основательно соединена с манасом, это можно назвать Божественным Я.

У. К. Джадж. Океан Теософии.

Вернуться в «Теософия: используем опыт, учимся на ошибках»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 53 гостей