Святой Преподобный Сергий Радонежский

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 07 дек 2017, 14:40

Образ Преподобного Сергия Радонежского в русской культуре
http://www.museum.ru/N68053

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 07 дек 2017, 15:29

Н.К. РЕРИХ. СЕРГИЙ СТРОИТЕЛЬ. 1925
Из серии «Знамена Востока». Холст, темпера. 74,5 х 118,0

Картина «Сергий Строитель» создана Н.К.Рерихом в Кашмире.
Сергий Радонежский (1314?–1392) – один из самых значительных образов в творчестве Н.К.Рериха. «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры, – писал о нем Н.К.Рерих. – <...> И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его» [2, с. 101]. Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря (Троице-Сергиевой лавры), в устав которого было заложено глубокое понимание Общины; церковный и государственный деятель, укрепивший основы русской государственности, поддерживавший начинания Дмитрия Донского, которого благословил на Куликовскую битву.

Преподобный Сергий Радонежский – это много больше, чем русский святой, чем деятель только одной славянской культуры. Это Имя Водителя ко Благу, того, кто предвосхитил новый этап духовной эволюции всего человечества. «...Это священное Имя, так объединяющее, так зовущее от дня вчерашнего перейти к светлому завтра» [2, с. 102], – писал Н.К.Рерих.

Важнейшая черта образа Сергия Радонежского – его ежедневный, непрестанный труд, труд равно и физический, и духовный. В.О.Ключевский, цитируя древнерусские тексты, приводит слова Сергия, обращенные к пришедшим: «Хотите ли и можете ли терпеть труды места сего, голод и жажду?.. Знайте, что вам предстоит здесь, будьте готовы терпеть скорби, беды, печали, всякую тугу и нужду, приготовьтесь не к покою... но к трудам... и подвигам духовным» [3, с. 276]. Из жития Сергия известно, что «он сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодезя и ставил ведра у каждой кельи, сам готовил кушанье на всю братию... одним словом, служил всем» [4, с. 597].

О духовном подвиге Сергия Радонежского Н.К.Рерих писал: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. <...> Этими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания [2, с. 101].

В картине «Сергий Строитель» Н.К.Рерих воплотил единство труда физического и духовного, изобразив подвижника, воздвигающего Троицкий монастырь, как символ строительства русской духовной культуры.

Невдалеке от Сергия неподвижно сидит медведь, похожий на огромный камень. Е.И.Рерих в своем очерке о Сергии писала: «Однажды Сергий увидел у порога келии своей огромного медведя, ослабевшего от голода. Пожалел его и принес из келии краюшку хлеба. Мохнатый пришелец мирно съел, и потом часто стал навещать его. Сергий делился с ним скудным запасом своим, и медведь стал ручным; так закалялся Дух Преподобного к предстоящему ему подвигу Воспитателя духа народного и Строителя Земли Русской» [1, с. 39].

А.Л.Баркова

Примечания:
1. Яровская Н. [Рерих Е.И.] Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М.: РИО «Денница», 1991. – Репринт.
2. Рерих Н.К. Слово на освящении часовни Св. Преподобного Сергия // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
3. Ключевский В.О . Сочинения. Т. 2. М., 1957.
4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3. М., 1960.
________________________________
Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.

Н.К. Рерих. Сергий Строитель.jpg
Н.К. Рерих. Сергий Строитель.jpg (74.2 KiB) 461 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 07 дек 2017, 18:09

20 августа 1952 год

Часто, как в мантраме сердца, я думал о свидетельстве жизни Святого Сергия: Он доверял лишь Всевышнему и своим силам.
Но сердце импульсивно старается выявить всю сердечность, доверяться, отдаваться душе другого, почувствовать самое дружеское соприкасание. В эти богатые опытом годы, проходя мимо самых противоположных сознаний, ты учился держать хоть немного в узде соизмеримости не только свою волю и чувства, но и сердечные отношения. И все-таки как часто, поддавшись чувствам, опять забывшись, испытываешь разочарование. Но даже робкое дитя, медленно отстраняя руку матери, стремится сперва самостоятельно справиться со своим заданием. Так и ты слушай прежде всего свое сердце, и старайся нести сам свою ношу ответственности и ноющей тоски, сколько сможешь, а иногда еще больше. Как часто ты совсем один, и только Бог не забыл тебя!
Рихард Рудзитис, «БЕСЕДЫ С СЕРДЦЕМ»
__________________________________
Н.К. Рерих. Св. Сергий. 1922 г.
Национальный музей Сербии. Белград

Н.К. Рерих, Святой Сергий.jpg
Н.К. Рерих, Святой Сергий.jpg (29.33 KiB) 460 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 07 дек 2017, 18:16

В.О. Ключевский, "Значение преподобного Сергия для русского народа и государства"
viewtopic.php?f=40&t=1331

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 07 дек 2017, 18:20

Святые Древней Руси

Автор книги: профессор Георгий Петрович Федотов

Глава 8. Преподобный Сергий Радонежский

https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedo ... nej-rusi/8

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 05 фев 2018, 08:50

ИЗ ЖИЗНИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
http://lib.icr.su/node/1852

(Отрывок из книги Ж.Сент-Илер. КРИПТОГРАММЫ ВОСТОКА)

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 15 фев 2018, 08:57

Русская земля страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.


Сергий и Дмитрий Донской.jpg
Сергий и Дмитрий Донской.jpg (91.09 KiB) 356 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 27 апр 2018, 15:39

СВЕТ НЕУГАСИМЫЙ

"Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе - при Минине; третье - теперь".
Так знает русский народ вместе с молитвами Христу Спасу, устремивший упование свое к Великому Предстателю и молитвеннику русскому, Преподобному Сергию Радонежскому. Акафист Преподобного начинается с многозначительного обращения: "Данный России Воевода". Во славословии Преподобному Он называется Воином Христовым. Таковы прозорливые определения, сложенные Высокими Иерархами Церкви Православной.
Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня.
Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине.
Радостно узнать, что предполагавшееся общество имени Преподобного Сергия уже состоялось. Значит, среди множества храмов-светильников Преподобного зажглась еще одна сердечная лампада и состоялся еще один священный очаг, к которому сойдутся дозоры, взыскующие правды. Перед этим светильником пусть забудут люди все распри и разъединения. Невместно и неприлично русским людям дозволять силам темным разлагать и разъединять. Невместно перед Святым Ликом клеветать и лжесвидетельствовать. Невместно исполняться страхом и сомнением там, где горит правда Христова, вознесенная Священным Воеводою земли русской Преподобным Сергием.
Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины. Да поможет Великий Предстатель перед Христом Господом. Да пошлет Великий строитель Свято-Троицких Лавр сердечную крепость на преодоление сил тьмы, злых безбожников и разрушителей добра.
Радостно слышать, что в нашей часовне Преподобного Сергия уже совершаются Богослужения, объединяющие русские силы. Верю, что всякие колебания и стыдные сомнения отпадут перед Ликом Христовым, перед иконою Преподобного Сергия, заповедующей великий пример неустанного, несломимого строительства. Да просветит Преподобный Воевода земли русской сердца народа, чтобы бодро и радостно, несмотря на все трудности, сошлись бы те, в ком горит сердечная лампада Света Неугасимого.
Шлю мой искренний поклон всем сходящимся в часовне Преподобного Сергия и знаю, что это великое Богоданное Имя соединит сердца верных сынов отчизны.
"Преподобный Сергий, Светлый Воевода земли русской, моли Бога о нас. Аминь".
Так недавно было приветствовано новое общество при музее в Нью-Йорке, которое будет собираться в часовне имени Преподобного. Не успело это приветствие дойти до Нью-Йорка, как получились сведения о вновь
образовавшемся Духовном Содружестве имени Святого Сергия Радонежского в Шанхае.
Приведем газетную заметку ко дню основания этого содружества. В ней приводится прекрасное напутствие, сказанное настоятелем молитвенного дома о.С.Бородиным.
"В четверг 15 ноября в Воскресенском молитвенном доме состоялся молебен Св. Сергию Радонежскому, устроенный инициативной группой по сооружению киота иконы Преподобному.
Настоятель молитвенного дома о.С.Бородин после окончания молебна обратился к инициаторам с пламенным словом, в котором сказал: "Пусть растет в числе содружество ваше, преданных сынов Православной нашей веры и Родины. Ваша вера и убежденность, ваша твердость, ваша борьба за правду в конце концов победит злобу и ложь, заставит раскрыть глаза многих, и Господь по молитвам Святого Преподобного Сергия низведет нам свет и правду, и силу страдалицы Родины. Как свет полудня, придет пред Лицом Божиим молитва наша, и могуществом мощи своей Он сохранит и соберет нас. Пусть же для нас в этот час моления не закроется источник надежды и бодрости, пусть далеко отойдет дух расслабляющего уныния, пусть не поколеблется в нас уверенность и наша верность Богу, Церкви и страждущей Родине. Смелее и смелее будем мы возглашать наше исповедание. Глубже и глубже будем мы проникаться верою и правдою наших убеждений, освященных Церковью, преданиями родной старины и кровью пострадавших за нее отцов и братьев, бесчисленных героев долга!
Да будет честь и слава стоящим на страже долга борцам за святое [святых] нашей Родины.
Всегда памятуйте и знайте, что там, где не слушают Христа и основанной им Церкви, там воцаряется дьявол; там, где искореняют пшеницу, вырастают плевела. Итак, с Богом, за работу. Аминь!"
После молебна инициаторы содружества имени Св. Сергия просили о.С.Бородина исходатайствовать благословение епископа на организацию духовного кружка имени Св. Сергия Радонежского при Бродвейской Церкви, который во главу своей духовной деятельности ставит себе задачу разъяснений и пропаганду среди русских людей духа деятельности и значения для России Преподобного, не раз выводившего нашу Родину из неминуемой гибели.
Кроме того, содружество ставит себе задачей помощь Православным Церквям в Шанхае, сооружение икон Преподобного Сергия и принимать участие в постройке собора.
Также приведем из радиопередачи "Вождь Духа" следующие отрывки:
"Но нельзя зажечь пламени Знания без внутреннего чувства Бога; нельзя, не приобщившись к сокровенным истокам тайноведения, создавать новые духовные ценности. Поэтому, чтобы оказаться достойным принять участие в строительной работе возрождения нашей Родины, сначала нужно внутренне подготовить себя к ней - преобразить душу, убрать обитель сердца. Твердо идти за мерцающим светильником Истины, упорно работать над своим духовным развитием. Последнее мы считаем особенно важным, ибо оно и является в наших глазах высшей ступенью Знания...
Совершалось чудесное национальное обновление и великий духовный подъем. Если мы пойдем к источнику этой благодати, то всегда найдем его в тенистых рощах Радонежа, в келье векового духовного вождя русского народа Святого и Преподобного Сергия Радонежского.
Историк Ключевский, человек, озаренный зорким духовным зрением в судьбу нашего народа, писал: "Русская государственность не погибнет до тех пор, пока у Раки Преподобного будет гореть лампада".
Мы уже упомянули, как в самые страшные моменты русской истории чудесное заступничество Преподобного спасало наш народ. Вспомним историю борьбы Дмитрия Донского, на котором было благословение Преподобного Сергия и который был осиян его творческим и дерзновенным духом. Вспомним времена смутного времени, когда настойчивые и повторные видения Преподобного к простым русским людям и посадскому мещанину Минину вывели их на великое служение своей стране. Все великие акты русской истории совершались под Знаменем Преподобного. Не видеть этого - значит иметь закрытые глаза.
Так и теперь, в эпоху разгула темных сил, первым этапом служения под знаменем Преподобного будет ясное осознание в наших сердцах Его как Водителя и Заступника перед Престолом Всевышнего. Уже сейчас начинают создаваться в разных местах нашего рассеяния часовни и алтари во имя Преподобного Сергия, и это радостное явление нужно расширить, нужно везде и всюду, где позволят обстоятельства, водружать его Образ и возжигать лампаду Света.
На протяжении истории русский народ всегда уповал на Преподобного и полагал на него свою волю и говаривал: "Преподобный знает, Преподобный сделает". От нас же самих нужен лишь духовный молитвенный подвиг, напряженность жертвенного горения и дерзаний к победе, и чтобы наши молитвы были услышаны им, очистить свои умы от грязных и злых мыслей, дабы мы воистину могли представлять из себя в его руках искусное оружие, могущее разить врага и на расстоянии.
Уже есть указания на то, что Преподобный Сергий начал новое служение своему народу. Уже идет по Москве и всем весям нашей Родины народная молва о все чаще и чаще повторяющихся явлениях Преподобного Сергия разным русским лицам. Эта молва уже гудит по России; ее отзвуки появляются в виде сообщений в русских газетах за рубежом. Мы иногда их сами читаем, а прочитавши наряду с очередным отчетом о состоявшемся бале или футбольном состязании - забываем и в худшем случае - не верим. О, если бы мы могли все поверить этой радостной вести, мы знали бы, что час восхода Солнца земли нашей - близок".
Можно бы привести и многое другое прекрасное из этой речи, которое прозвучало далеко по миру и наверно достигло многих слушателей прилежных. Светло звучали близкие всем нам заключительные слова: "Отче Сергий, дивний, с Тобой идем, с Тобой и победим".
Сама по себе идея такой радиопередачи, поистине, и прекрасна, и как нельзя более своевременна. Газеты, книги, речи достигнут одних, но в радиопередаче всегда заключается возможность, что где-то за пределами этих газет и речей кто-то совсем неожиданный услышит светлый сердечный зов. Где-то совсем новое сердце затрепещет от прикосновения слова истины.
Не скрываем от себя, что именно сейчас темные силы особенно ополчаются против Священного русского Имени Святого Сергия. И прямыми нападениями, и в очень хитросплетенных косвенных шептаниях темные силы пытаются воспрепятствовать несомненно нарастающему почитанию Имени Святого Сергия. В самых неожиданных концах мира Имя духовного Вождя русского вспыхивает мощно. Ведь не только соображениями, но ведением сердца знает народ, чему приходят сроки.
Никакой холод, никакие отрицания, никакая затхлость не могут преградить путь высокого Света.
Содружества имени Преподобного Сергия растут многообразно. Иногда они многочисленны по составу, иногда же они представляют из себя малые, но сплоченные добром ячейки. Если люди хотят собраться во имя добра, почитая Имя Великого Светильника земли русской, то даже самое заскорузлое шерстяное сердце и то не может препятствовать этому несению блага. Иногда слышались упреки в том, что хотя многие и много говорят о вере, но не так часто исповедуют ее делами, внесением в жизнь.
И вот происходит еще одно такое действенное исповедание. Казалось бы, тому можно лишь радоваться. Можно лишь приветствовать устои, противоборствующие всякому разложению и разрушению. Только темные изуверы могут жить отрицанием, изгнанием и поруганием.
Помню, как слезно благословил изображение Преподобного Сергия покойный митрополит Платон и, окропляя, залил у него на столе лежавшие бумаги. "Подумают, что и это слезы", - сказал Владыко. Уже близкий к кончине, он особенно сердечно трепетал на все молитвенное и строительное. Он же заповедал: "Рассылайте, широко рассылайте изображения Преподобного Сергия". О том же изображении из Югославии благословлял и митрополит Антоний. О том же благословлял и митрополит Евлогий. Столпы веры знают Устремления. Они будут рады слышать о нарастании содружеств Преподобного Сергия.
Издалека приходят вести о многих явлениях Преподобного. Народ их не только знает, не только почитает их, но и понимает всю срочность происходящего.
Итак, пошлем всем содружествам мысли о преуспевании и еще раз порадуемся, что само пространство, насыщаемое радиоволнами, звенит во благо Имени Преподобного Сергия.

30 Декабря 1934 г.
Пекин

Н.К. Рерих, "Листы дневника", том 1

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 03 май 2018, 11:14

Есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. Преподобный Сергий Радонежский принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых.

3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. С этого дня прошло ровно 700 лет.

Коротко скажем, что день рождения святого Сергия высчитан условно. В Житии святого Сергия, написанном его учеником Епифанием Премудрым, сказано: «На сороковой день после рождения ребенка родители принесли его в церковь Божию. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем». По традиции того времени, имя давалось ребенку в честь святого, в день которого совершалось Крещение. Но память апостола Варфоломея совершается трижды в году. Согласно преданию, Сергия Радонежского крестили в день памяти апостола Варфоломея, совершаемой 11 июня (24 июня по новому стилю). Отсчитав 40 дней назад, получаем как раз 3 мая по юлианскому календарю. И хотя день высчитывается условно, это никак не затемняет сам факт: 700 лет назад Господь Бог даровал нам молитвенника, который занимает в ряду святых Русской Церкви одно из ключевых мест.

Только он носит имя Игумена земли Русской, потому что преподобный Сергий значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Вспомним, что игумен – настоятель монастыря, который заботится о его духовном устроении, а преподобный Сергий – духовный наставник для всей Русской земли.

http://www.pravoslavie.ru/70723.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 4750
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Святой Преподобный Сергий Радонежский

Сообщение Надежда Лебедева » 03 окт 2018, 10:21

Епифаний Премудрый, иеромонах Пахомий Логофет, старец Симон Азарьин
Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского
Записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным


https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svja ... nezhskogo/

Содержание

О книге
Житие преподобного и Богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым
Глава 1. Вступление
Глава 2. Начало жития Сергия
Глава 3. О том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей
Глава 4. Об отрочестве
Глава 5. О переселении родителей святого
Глава 6. О пострижении Варфоломея, которое стало началом иноческой жизни святого
Глава 7. О прогнании бесов молитвами святого
Глава 8. О начале игуменства святого
Глава 9. Об Иване, сыне Стефана
Глава 10. Об изобилии всего нужного
Глава 11. О бедности одежды Сергия и о некоем крестьянине
Глава 12. Об изведении источника
Глава 13. О воскрешении отрока молитвой святого
Глава 14. О бесноватом вельможе
Глава 15. О введении общежития
Глава 16. Послание патриарха Филофея
Глава 17. Об основании монастыря на реке киржач
Глава 18. О епископе Стефане
Глава 19. Начало Андроникова монастыря
Глава 20. Начало Симоновского монастыря
Глава 21. О видении ангела, служащего с блаженным Сергием
Глава 22. О победе над мамаем и о монастыре на дубенке
Глава 23. О голутвинском монастыре
Глава 24. О монастыре высоком
Глава 25. О том, как святого хотели возвести на митрополию
Глава 26. О посещении Богоматерью святого
Глава 27. О епископе, пришедшем увидеть святого
Глава 28. О человеке, исцелившемся по молитвам святого Сергия
Глава 29. Об обличении человека, попробовавшего посланную еду
Глава 30. О лихоимце
Глава 31. О видении божественного огня
Глава 32. О преставлении святого
Глава 33. Об обретении мощей святого Сергия
Глава 34. О преставлении преподобного игумена никона
Глава 35. О том, как видели святого Сергия среди братии во время пения
Глава 36. О явлении митрополита Алексия вместе со святым Сергием
Глава 37. Об архимандрите Игнатии
Глава 38. Об исцелившемся Димитрии, по прозванию Кайса
Глава 39. О некоем тверском вельможе Захарии
Глава 40. Чудо второе о том же
Глава 41. О симеоне Антонове
Глава 42. О воине, избавленном от поганых
Глава 43. Чудо о слепом
Глава 44. О слепой отроковице
Глава 45. О бесноватом юноше
Глава 46. О сухоруком юноше
Глава 47. О пресвитере и мужах, бывших в латинских землях
Глава 48. Чудо об архимандрите Матфее
Глава 49. Чудо о Маркелле, иноке-пекаре
Глава 50. О бесноватом юноше
Глава 51. Чудо об исцелившемся у гроба святого Сергия
Глава 52. Чудо о бесноватом отроке, исцелившемся у гроба святого Сергия
Глава 53. Чудо об инокине Мариамии
Глава 54. Чудо о чудесном зачатии и о рождении великого князя Василия Ивановича
Глава 55. Чудо преподобного Сергия Чудотворца о преславной победе над Литвой у города Опочки
Глава 56. Сказание о городе Свияжске
Глава 57. О явлении преподобного Сергия в городе Казани
Глава 58. О чудесах преподобного Чудотворца Сергия, бывших в его обители во время осады
Глава 59. О явлении преподобного Сергия архимандриту Иоасафу
Глава 60. Сказание казака Ивана Рязанца, служившего у литовцев, который поведал о том, как преподобные Сергий и Никон помогают своей обители
Глава 61. О повторном явлении Чудотворца Сергия архимандриту Иоасафу
Глава 62. О явлении преподобного Сергия Чудотворца литовским воинам
Глава 63. Повесть о явлении Сергия Чудотворца Андрею Болдырю и о том, как по молитвам преподобного Бог подал победу над врагами
Глава 64. О явлении Чудотворца Сергия
Глава 65. Об исцелении инока, не верившего чуду преподобного Сергия
Глава 66. О явлении Чудотворца Сергия в Москве с хлебом
Глава 67. О явлении Чудотворца Сергия Галасунскому архиепископу Арсению
Глава 68. Чудо преподобного и богоносного Отца нашего Сергия Чудотворца о немом
Глава 69. Об умножении хлебов на Троицком подворье – в монастыре святого Богоявления в москве
Глава 70. Чудо преподобного Сергия об отроке Иване, исцелившемся от внутренней болезни
Глава 71. Чудо преподобного Сергия о некоем плотнике, уснувшем в церкви
Глава 72. Чудо святого Сергия о некоей инокине Хотьковского монастыря Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Гокрова, 7140 (1632) года, июня в 12-й день
Глава 73. Чудо преподобного Сергия об исцелившемся отроке Севастьяне
Глава 74. Чудо преподобного Сергия, который показал на море донским казакам свою обитель и избавил их от безбожных турок
Глава 75. Чудо преподобного Сергия о воине, исцелившемся у гроба святого Сергия
Глава 76. Чудо преподобного Сергия об исцелении от болезни глаз
Глава 77. Чудо преподобного Сергия о жене, исцелившейся по молитвам святого Чудотворца Сергия
Глава 78. Чудо святого об утопавшем, которому удалось спастись
Глава 79. Чудо святого Сергия о скоморохе Сергии
Глава 80. Чудо преподобного Сергия об исцелении сумасшедшего
Глава 81. Чудо преподобного Сергия о другом сумасшедшем
Глава 82. Еще одно чудо святого о сумасшедшем
Глава 83. Чудо об иноках того же монастыря
Глава 84. Чудо святого Сергия о юноше Василии
Глава 85. Чудо о жене, сотворившей пелену
Глава 86. Похвальное слово преподобному Отцу нашему Сергию
Глава 87
Глава 88. Чудо святого о том, как он избавил людей от упавшей башни
О новоявленных чудесах преподобного Сергия.
1. Из летописной книги. О чуде святого Сергия, как он исцелил слепую жену.
2. О умножении муки от небольшого сусека по молитвам святого
3. О голосе, обращенном к ключарю Ивану, и об исцелении, по молитвам святого, расслабленного инока и немого отрока
4. О монастырской лодке, которую Господь, по молитвам святого, спас на море от потопления
5. О чудесах святого Сергия, список которых привез из холмогор иерей стахий
6. Об исцелении бесноватого
7. Об исцелении бесноватой
8. О боярине Иване Никитиче Романове
9. О явлении Чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства
10. О некоем вельможе, похулившем еду
11. О хождении с образом на спорную землю
12. О послах, спасенных на море
13. О полковнике лисовском, как он, похваляясь захватить обитель святого Сергия, сам погиб
14. О жене, исцелившейся по молитвам святого
15. О некоем вельможе, отдавшем вотчину свою в монастырь, и о гневе Божием за то, что не исполнили его повеления
16. О прозрении инокини
17. Об отроке Фоме, который ушел из обители святого, сошел с ума и был спасен, снова вернувшись в обитель
18. О некоем юноше, который сошел с ума и потом исцелился по молитвам святого
19. Об отроке Иване, спасшемся от разбойников по молитвам святого
20. О некоем человеке, который был спасен от разбойников по молитвам святого
21. О падении палат
22. О падении строительных лесов
23. Об утопшем, спасенном по молитвам святого
24. Об окольничем, который, не расположив сердца своего к Чудотворцу Сергию, приехал ревизовать монастырь
25. О новоявленном колодце
26. О государевом дьяке григории одинцове, который исцелился от болезни по молитвам святого
27. О двух людях, которые спаслись от утопления по молитвам святого
28. О некоем иноке, который спасся от разбойников молитвами святого
29. О человеке, упавшем с угловой башни
30. Об исцелении внутренней болезни некоего вельможи
31. О чуде от новоявленного колодца
32. О той же святой воде
33. О князе Семене Шаховском, который был спасен на море
О сотворении икосов
34. Об исцелении расслабленной жены иерея
35. О воре, который украл колокола и был обличен
36. О тяжбе по наговору и о том, как гнев Божий настиг корыстолюбца
37. О некоей расслабленной инокине, которая исцелилась по молитвам святого Сергия
38. О пожаре, который был под монастырем на воловьем дворе
39. Об исцелении диакона и его дочери по молитвам святого Чудотворца Сергия
40. Об исцелении болезни святейшего Иосифа, патриарха московского и всея Руси, по молитвам святого
41. О боярине князе Алексее михайловиче львове, который получил исцеление по молитвам святого
42. О церковнослужителе Иоакиме, который исцелился от болезни по молитвам святого
43. О пожаре и о том, как по молитвам святого огонь угас
44. Об исцелении правого уха иерея по молитвам святого
45. Об одном монастырском слуге, который, по молитвам святого, остался живым и невредимым, будучи засыпан камнями от старой стены
46. О боярине и о Сергиевых крестьянах
47. Об исцелении глазной болезни архимандрита
48. О пожаре на житном дворе
49. О пожаре в Троицкой вотчине
50. Об обидах, нанесенных монастырским крестьянам
51. О слуге Феодоре, который, по молитвам преподобных, получил спасение от смерти
52. Об отроке, который видел перед собою образ Сергия Чудотворца
53. О жене, исцелившейся по молитвам святого
54. Об исцелении недужного по молитвам святого
55. Об исцелении немого по молитвам святого
56. Об исцелении глазной болезни по молитвам святого
57. Об исцелении одной женщины по молитвам святого
58. Об исцелении одной девицы
59. Об исцелении девицы по молитвам святого
60. Об исцелении романа боборыкина по молитвам преподобных Сергия радонежского и саввы сторожевского, Чудотворцев
61. Об исцелении больного лихорадкой по молитвам святого
62. О видении преподобного Чудотворца Сергия Льву Афанасьевичу Плещееву и о победе над неверными калмыками по молитвам святого
63. О посещении преподобным Сергием обителей, в которых начальниками были его ученики
64. Об исцелении сердечной болезни и гортани у слуги Сергиевой обители
65. Об исцелении инока Савватия
66. Об исцелении святыми болезни одной женщины
67. Об исцелении расслабленного, его жены и детей
68. Об исцелении зубов одной вдовы
69. Об исцелении одного крестьянина
70. О монастырском слуге, который, потеряв деньги, нашел их по молитве преподобного
71. Об исцелении инокини по молитвам святого
72. Об исцелении иконописца, страдавшего от бесовского страхования
73. О неправедном иске, о том, как монастырскую казну забрали поклепом
74. О непочитающих святые места и о гневе Божием
75. О слуге, убежавшем из Сергиевой обители
76. О спорной земле в вотчине Чудотворца и о гневе Божием на враждующих


О книге

В основе настоящего издания Жития Преподобного Сергия Радонежского (в переводе на русский язык) лежат две древнерусские редакции Жития, создававшиеся в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным.

Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Преподобного через 26 лет после его смерти – в 1417–1418 годах. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских Житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получиший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим компилятивным сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию.

Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес, он же создал службу Преподобному Сергию и канон с акафистом. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития.

В середине XVII века на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Слуга княжны Мстиславской, Симон Азарьин пришел в Лавру, чтобы излечиться от болезни, и был исцелен Архимандритом Дионисием. После этого Симон остался в монастыре и шесть лет был келейником преподобного Дионисия. С 1630 по 1634 год Азарьин состоял Строителем в приписном к Лавре Алатырском монастыре. После возвращения с Алатыря, в 1634 году Симон Азарьин стал Казначеем, а спустя двенадцать лет Келарем монастыря. Кроме Жития Преподобного Сергия, Симон создал Житие преподобного Дионисия, закончив его в 1654 году.

Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. Первые 53 главы Симоновой редакции (до рассказа об инокине Мариамии включительно) представляют собой текст Жития Епифания Премудрого в обработке Пахомия Логофета (Серба), который Симон разбил на главы и несколько переработал стилистически. Следующие 35 глав принадлежат собственно Симону Азарьину. Готовя Житие к изданию, Симон стремился собрать наиболее полный список сведений о чудесах Преподобного Сергия, известных со времени кончины святого до середины XVII века, но на Печатном дворе, как пишет сам Азарьин, мастера с недоверием отнеслись к его рассказу о новых чудесах и по своему произволу напечатали только 35 глав о чудесах, собранных Симоном, опустив остальные. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы.

Первый раздел настоящего текста включает в себя собственно Житие Преподобного Сергия Радонежского, кончающееся его преставлением. 32 главы этого раздела представляют собой редакцию Жития, сделанную Пахомием Логофетом. Второй раздел, начинающийся повествованием об обретении мощей Сергия, посвящен посмертным чудесам Преподобного. Он включает в себя редакцию Жития Симона Азарьина, опубликованную им в 1646 году, и его позднюю часть 1653 года, содержащую добавления о новых чудесах и начинающуюся с предисловия.

Первые 32 главы Жития, а также Похвальное слово Преподобному Сергию приводятся в новом переводе, сделанном в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» с учетом перевода М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина (Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. ХV в. М., 1981. С. 256–429). Перевод глав 33–53, также как и остальных 35 глав, принадлежащих перу Симона Азарьина, осуществлен Л. П. Медведевой по изданию 1646 года. Перевод позднейших добавлений Симона Азарьина 1653 года сделан Л. П. Медведевой по рукописи, изданной С. Ф. Платоновым в Памятниках древней письменности и искусства (СПб., 1888. Т. 70). Разбивка на главы Пахомиевой редакции Жития сделана в соответствии с книгой Симона Азарьина.


Вернуться в «Религии мира»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость