Текст "Дхаммапады"

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Текст "Дхаммапады"

Сообщение Надежда Лебедева » 21 апр 2018, 20:40

(В сокращении)

http://mith.ru/alb/buddhism/book/22b.htm

Дхаммападу по праву считают самым выдающимся памятником раннего буддизма. Она представляет собой сборник сентенций, причем считается, что они были произнесены самим Буддой по тому или иному случаю. Одного этого достаточно, чтобы понять, почему этот сборник изречений был и остается авторитетнейшим для буддистов всего мира, своеобразным учебником жизни, изложением морально-этических норм.

Другое достоинство Дхаммапады, ставящее ее в один ряд с великими памятниками древней литературы, - совершенство художественной формы, удивительное изящество ее сутр, каждая из которых представляет собой законченный афоризм, поражающий емкой краткостью и образностью. Особо стоит отметить акцент на сущностном, а не формальном проявлении благочестия: “Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя дхамме, освободившись от страсти… - он причастен к святости” (20).

Этот памятник литературы создает образ мудреца, подчинившего свою жизнь делу обуздания собственного сознания и эмоций. Перед нами поистине героическая личность, упорно идущая к своей цели; победы такого мудреца над самим собой стоят выше любых военных побед полководцев.

Настойчиво и последовательно Будда объясняет своим ученикам, что только они сами в ответе за свое существование: во-первых, все проблемы трудно или легко разрешимы в зависимости не от них самих, а от отношения к ним; во-вторых, человек, находящийся во власти омрачений, сам притягивает к себе беды. Ни на чью “высшую” помощь рассчитывать не приходится: “Вы сами должны сделать усилие”, - говорит Будда. Одолев свои страсти, подчинив свои эмоции, такой человек истинно счастлив. Он свободен от привязанностей, приятное и неприятное одинаково безразличны ему.

Подобного рода суждения важны, в первую очередь, для монахов. Однако в Дхаммападе мы находим множество этических максим, которые обращены к любому человеку, независимо не только от того, монах он или мирянин, но и от того, буддист он или нет.

Особое место занимает раздел, посвященный брахманам. Это связано с современной Будде религиозной ситуацией в Индии, когда принадлежность к варне брахманов считалась равной святости. Будда со всем жаром опровергает это, доказывая, что не рождение, а личные духовные качества определяют достоинства человека. Так же Будда отрицает, что формальное соблюдение аскетических требований хоть на йоту приближает к святости. Важна не форма, важна внутренняя работа человека над собой.

Язык Дхаммапады – палийский, соответственно санскритский термин “дхарма” звучит как “дхамма” (в обоих смыслах, и как Закон и как мельчайшая единица бытия).

Вернуться в «Религии мира»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость