Почему Буддизм - не религия?

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Почему Буддизм - не религия?

Сообщение Надежда Лебедева » 20 окт 2020, 17:09

Буддизм — не религия

Источник:
https://zen.yandex.ru/media/id/5c924330 ... 00b3e991e4


Как же так? Ведь общепризнанно, что он — одна из трёх фундаментальных мировых религий. С этим всегда существует путаница. Давайте разберемся с терминами.

Понятие религии

Ради справедливости надо признать, что в чистом значении термина религия была только у латинян. Само слово имеет разнообразные прочтения, и есть различные версии его появления. С одной стороны, его можно прочесть, как «соединять», то есть, человек пытается соединить себя с Божественным в религиозном акте. Но оно также может быть и прочитано как «пересматривать заново». То есть, религия — не статичное верование, но поиск истины с его помощью, постоянное переосмысление и углубление в суть.

Кстати, у евреев нет религии. У них Завет, то есть «договор». Бог Израиля, с одной стороны, и еврейский народ (через исполнение заповедей Торы), с другой, заключили договор, или Завет. Как уже неоднократно отмечали исследователи, это похоже на классические договоры, которые заключались между Ближневосточными державами о взаимном мире, например.

Во всяком случае, следует понимать, что правоверный иудей не исповедует религию, даже в христианском понимании, а находится как часть избранного народа в Завете с Богом, чье имя — четырехбуквенный Тетраграмматон.

Ислам — предание (себя) Богу. Аллах был Богом Каабы задолго до появления Магомеда. Эта тема требует отдельного разговора.

А что Буддизм? Начну с того, что буддизм А-теистичен. Он не признаёт творца Вселенной и никаким богам не поклоняется.

Буддизм — европейское слово. Во всех странах, где он распространён, буддизм именуется Дхармой (санскр. Закон). Конечно, для простого, чистого, но необразованного буддиста предусмотрены ритуалы, поклонения с простираниями, молитвы и т.д. Но так везде, ибо всё зависит от человека, а не от религии. Человеку нужно прибежище для обращения к силам более могущественным, чем он сам. Он прекрасно обходится исполнением заповедей без размышлений над метафизическими категориями.

Почему буддизм — не религия даже по форме

Этот факт был установлен и сформулирован ещё в первой половине прошлого века Оттоном Оттоновичем Розенбергом, учеником академика Щербатского: не существует единой церкви, единого вероучения, единых постулатов, принимаемых на основании Священного писания, ибо такового тоже нет.


Буддизм — термин для обозначения явления, которое возникло после появления Шрамана Гаутамы (Будды Шакьямуни). Сразу выделилась южная ветвь с каноном на пали, которая ныне именуется хинаяной, и северная ветвь, именуемая Махаяной. Следует знать, что хинаяна (или букв. малая колесница) — это уничижительное наименование от северных буддистов (Махаяна — великая колесница), а сама школа именуется тхеравада. Палийский канон был записан первым.

Нет понятия буддийского Папы, но большинство признают авторитет Далай-ламы для последователей тибетского буддизма. Для южных буддистов он не авторитет, но отношение уважительное. Есть титул первосвященника, но он районного масштаба и распространяется до границы области или острова.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Почему Буддизм - не религия?

Сообщение Надежда Лебедева » 20 окт 2020, 17:15

Буддизм - религия без Бога

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb83d00 ... ource=serp

Буддизм – одна из мировых религий, но сами буддисты не согласны с таким определением. Действительно, буддизм сложно назвать религией. В нём нет бога, которому можно помолиться и всё исправится. В буддизме нет и священной книги.

Будда –такой же человек, который однажды прозрел и его прозвище имеет общие корни со словом в русском языке и обозначает «пробуждённый». Этот пробуждённый не призывал во что-либо верить и на кого-то надеяться. Более того, он советовал ученикам не рассуждать о Боге, так как это абсолютно бесполезно. Он был убеждён, что жизнь человека в его руках.


Будда родился в богатой семье, на севере Индии, две тысячи лет назад. Звали его Сиддха́ттха Гота́ма. Однажды, посетив места, которые для него были строго запрещены, он понял, что вся жизнь наполнена страданиями. Главной задачей, которую должен поставить перед собой человек – освободиться от них и понять, что всё самое важное лишь в душе. Пробуждённого стали звать Бу́дда Ша́кьямуни (Шакья – это наименование его рода).

В первоначальном буддизме нет мистики, нет страшных историй про ад. Зато есть логика и понимание работы человеческого сознания.

Буддизм – одна из мировых религий, но сами буддисты не согласны с таким определением. Действительно, буддизм сложно назвать религией. В нём нет бога, которому можно помолиться и всё исправится. В буддизме нет и священной книги.


Будда –такой же человек, который однажды прозрел и его прозвище имеет общие корни со словом в русском языке и обозначает «пробуждённый». Этот пробуждённый не призывал во что-либо верить и на кого-то надеяться. Более того, он советовал ученикам не рассуждать о Боге, так как это абсолютно бесполезно. Он был убеждён, что жизнь человека в его руках.

Будда родился в богатой семье, на севере Индии, две тысячи лет назад. Звали его Сиддха́ттха Гота́ма. Однажды, посетив места, которые для него были строго запрещены, он понял, что вся жизнь наполнена страданиями. Главной задачей, которую должен поставить перед собой человек – освободиться от них и понять, что всё самое важное лишь в душе. Пробуждённого стали звать Бу́дда Ша́кьямуни (Шакья – это наименование его рода).

В первоначальном буддизме нет мистики, нет страшных историй про ад. Зато есть логика и понимание работы человеческого сознания.


Будда сделал несколько точных и лаконичных выводов:

Жизнь полна страданий.
Причина страданий: желание приятного и не желание неприятного.
Жизнь возможна без страданий.
Есть путь освобождения от страданий.

Буддисты уверены, что то, что мы называем «Богом» есть в каждом живом существе в виде некоего потенциала, который можно развивать. Бог в каждом – это и есть наше сознание. Очистившись и достигнув просветления, каждый может стать таким же Буддой.

Многие из вас слышали о таких понятиях, как «перерождение», «карма» и «дхарма». Что такое перерождение, думаю, объяснять не нужно.

Карма – закон сохранения энергии. Это то, что заставляет нас возвращаться в колесо жизни. Ничего просто так не появляется и ничего бесследно не исчезает. Это же относится и к деяниям. Сделав плохое, нам придётся расплачиваться. Сделав хорошее, мы получим награду. Ошибка наша лишь в том, что мы не видим причин и следствий, а иногда их бывает очень сложно связать.

Буддизм говорит: беды и удачи – следствие наших собственных поступков. За одну жизнь погасить все долги не удаётся, поэтому мы перерождаемся (хорошо ещё, если человеком, но можно переродиться и в животное). И здесь мы подошли к «дхарме».

Дхарма – учение о законе мироздания и правилах, согласно которым нужно себя вести.


Допустим, человек освободился от страданий, кем он родится, наверное, думаете вы? Очень просто. Такая душа уже не обязана рождаться на Земле и попадает в другие миры. Но вполне возможно, что ей станет там скучно, она вспомнит всех родных, кто остался на земле и продолжает страдать, и захочет снова воплотиться на нашей планете. Такого человека называют Бодхисаттва ("бодхи" – пробуждение, "саттва" – суть).

Вы можете подумать, что буддистам всё равно на мир и главное – это лишь своё спокойствие, но это неверно. Сострадание – одно из важнейших понятий в буддизме. Человеку не может быть хорошо, пока другие страдают. Благожелательность к людям накопляет позитивную энергию.

- Буддисты никого насильно не склоняют к своему мировоззрению. Они никогда за это не воевали.
- Демонстрация чудес является гордыней и абсолютно бессмысленна.
- Буддисты не спорят с наукой и говорят, что если будет доказана неверность их мировоззрения, то они изменят свои учения. Но на данный момент учёные наоборот всё больше соглашаются с буддизмом.

Идеи, которые Будда предложил людям:

- Не нужно впадать в крайности.
- Не причинять вреда живым существам.
- Жить добродетельно.
- Медитировать.
- Читать мантры. (Мантры – это набор звуков, многократное повторение которых призвано гармонизировать работу организма и создавать душевное спокойствие. Действительно, учёные подтверждают сильнейшее влияние звука на живые и даже неживые организмы).
Перед смертью Будда сказал:

«Все вещи непостоянны по своей природе, работайте над своим спасением».
С тех пор, буддизм разветвился на несколько направлений.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Почему Буддизм - не религия?

Сообщение Надежда Лебедева » 20 окт 2020, 17:20

Буддизм – учение или религия?

Этот текст является переводом с официального сайта монастыря Шаолинь.

Источник: https://shiyanbin.ru/buddizm-eto-uchenie-a-ne-religiya/

Словарь Уэбстера определяет религию как «систему верований, обрядов и праздников, направленную на почитание некой высшей сверхъестественной силы, которая является предметом поклонения. Буддизм не является религией, потому что, во-первых, Будда – это не сверхъестественная сила. Будда – обычный человек, который достиг Полного Понимания реальности жизни и Вселенной. Жизнь – это мы, а Вселенная – это наша среда обитания. Будда учил, что все существа обладают одинаковыми возможностями для достижения Полного Понимания себя и своей жизни, а также для того, чтобы освободить себя от всех страданий и таким образом достичь абсолютного счастья. Все существа могут стать Буддой и соединиться с природой. Будда – не Бог, но учитель, который показывает нам путь возвращения Свободы и Понимания с помощью преодоления пороков, таких как жадность, гнев, невежество, которые ослепляют нас в данный момент. «Будда» – это санскритское слово, означающее «Свобода, Просветление/Понимание». Основателя буддизма, Будду Шакьямуни, мы называем «Учителем Первоначал». Он достиг полного Понимания жизни и Вселенной. Буддизм – это его дар нам, учение, которое освещает путь к Будде.

Во-вторых, буддизм не религия, потому что «вера» в учении Будды – это не «слепая» вера, она далека от суеверия и предрассудков. Будда Шакьямуни учил не слепо верить тому, что он говорит, он убеждал попробовать учение на себе и доказать его справедливость для людей на практике. Будда хотел, чтобы мы знали, а не только верили. Учение Будды возникло из его собственного опыта познания реальности жизни и вселенной, и оно указывает нам дорогу для познания своей правды. Это похоже на то, как хороший друг рассказывает нам о своем путешествии в Европу, о достопримечательностях, которые он посетил и о том, как туда добраться, чтобы увидеть все самим. Будда использует совершенно научный способ, чтобы показать нам реальность такой, какая она есть на самом деле.
В-третьих, буддизм не религия, поскольку все обряды и праздники не посвящены одному сверхъестественному существу, а скорее посвящены людям, вовлеченным в процесс. Церемонии и праздники в буддизме всегда имеют образовательную цель. Они напоминают об учении Будды и поддерживают всех, кто практикует учение. Например, церемония Покаяния Тысячи Будд, которая проходит во время празднования китайского Нового Года, помогает практикующим культивировать смирение в сердце и уважение к другим людям. Цель всех «церемоний» состоит в том, чтобы помочь другим пробудиться от невежества и прийти к Свободе и Пониманию.

Наконец, буддизм не является религией, потому что «поклонение» в буддизме основано не на эмоциях, а на фактах. Ученики Будды посвящают себя практике поддержания Чистоты Сознания, потому что эта практика приносит настоящее счастье и возможность помочь другим людям и обществу достичь полного понимания и свободы. Только через полное понимание и свободу мы можем реализовать наши возможности и познать наше собственное Я.

Итак, буддизм – это, безусловно, не религия, а именно учение, которое показывает нам путь, приводящий к полному пониманию себя и всего, что нас окружает.

Перевод: Ольга Катушкина, редактор Марина Горяева.

Оригинал статьи на официальном сайте монастыря Шаолинь

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Почему Буддизм - не религия?

Сообщение Надежда Лебедева » 20 окт 2020, 17:52

Буддизм – философия или религия?

Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizm ... i-religiya

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверное, у каждого, кто хотя бы немного интересуется буддийским учением, возникал вопрос: «Буддизм – философия или религия?» С одной стороны, все вокруг говорят, что буддизм – это одна из главных мировых религий. С другой стороны, мы обычно называем ее «буддийская философия, учение».

Так где же правда? Попытаемся в этом разобраться. В статье ниже мы рассуждаем на тему того, что такое философия и религия, по каким признакам можно причислить буддизм к философии, а по каким – к религии. В конце мы обобщим все доводы и прийдем к выводы, к какой же категории относится буддизм – к философской или религиозной.

Содержание:

Философия и религия – в чем различия?
Буддизм как философия
Буддизм как религия
Подводя итог
Заключение


Философия и религия – в чем различия?

Наш мир очень многогранен. И в плане мировоззрения здесь можно встретить сотни разных взглядов. Одни из них зовутся философией, другие – религией. Сложность заключается еще и в том, что в странах Востока, где в основном распространен буддизм, нет четкого разграничения между понятиями «религия» и «философия».

На этой почве веками ведутся споыр, и исследователи все никак не могут прийти к единому мнению. Разногласия по поводу буддизма не утихают в первую очередь потому, что с каждым годом он охватывает все больше новых приверженцев. Чтобы понять, к какой категории можно его отнести, стоит для начала определить, что есть философия, а что – религия.

Дословно философию с греческого можно перевести как «любить мудрость», что отлично отражает суть понятия. Философия всегда стремится изучить со всех сторон мир, нашу жизнь, устройство Вселенной. Разные направления философии изучают процесс познания, систему ценностей, бытие, знания, основанные на собственном опыте, причинно-следственные связи.

Философские концепции имеют своих основоположников, а со временем дополняются, трансформируются. В их основе лежат научные труды, теории, законы. Философия «дружит» с наукой и в какой-то степени ее саму причисляют к науке.

Религия же – это совокупность взглядов, которые строятся на вере — в высшие силы, в сверхъестественное, в единого Бога или в нескольких богов. Религия объединяет людей и диктует свои непререкаемые правила, догмы.

При этом верующие объединяются в организации, где проводятся обряды, священные действия, службы, ритуалы. Для этого они собираются в специально отведенных местах, например, в церквях, храмах, монастырях, синагогах.

И философия, и религия отвечают на важные для человека вопросы: можно ли познать мир, где таится истина, есть ли Бог, что из себя представляет человек, что такое хорошо и что такое плохо. Но при этом философия приводит доводы (зачастую логические), в которые человек может верить, а может не верить, принимать их или нет, и которые могут меняться с течением времени в зависимости от научных открытий и новых концепций.

В религии Бог трансцендентен, истины беспрекословно принимаются на веру, так или иначе говорится о высших силах, существуют правила, которые обязательны для выполнения.

Буддизм как философия

Буддизм говорит не о божественном начале, которое есть во Вселенной и в каждом из нас, а о духовном Пробуждении – бодхи. Буддисты не «рабы Божьи», а «последователи Учения».

То есть, в отличие от взгляда религий, мы должны стремиться не к Богу, а к собственному Просветлению. В основе лежит именно Учение, которое само по себе говорит о близости к философии.

У этого Учения есть основоположник – Будда Шакьямуни. Он был не Богом, а великим Учителем, который смог пройти свой путь, познать истину и бросить все свои силы для помощи другим. Он был обычным человеком, и мы знаем о нем то, что его звали Сидхартха Гаутама, он жил в Индии, был сыном царя из рода Шакья, у него была жена и сын, и действительность его существования не вызывает сомнений.

В учении не говорится о божественном происхождении мира и о потусторонних силах. Существует множество буддийских сутр, которые существуют со времен раннего буддизма и становятся текстами, где подробно излагается суть учения.

В некоторых из них можно узнать о различных демонах, божествах, бодхисаттвах – но нельзя говорить об их божественной или адской природе, потому что они, так же, как и мы, являются живыми существами и крутятся в сансаре – круговороте смертей и перерождений. И им никто не поклоняется – даже Учитель Будда говорил о том, чтобы не делать культа из него или кого-нибудь другого.

В буддизме нет греха и его искупления – есть понятие кармы. Она, так же, как философия, объясняет, что за любым действием последует результат в будущем, то есть все имеет свои причины и следствия.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Почему Буддизм - не религия?

Сообщение Надежда Лебедева » 20 окт 2020, 17:54

Также буддийское Учение – это не слепая вера тому, что сказал авторитет. Любое правило, изречение должно пропускаться через призму собственного опыта, проверяться «на своей шкуре». Будда также об этом говорил.

Буддийская философия, в отличие от религии, не просто признает науку, но и старается идти с ней рука об руку. Хорошим примером этого является нынешний Далай-лама XIV – он тесно сотрудничает с исследователями, интересуется наукой и даже сам написал не один научный труд.

Резюмируя особенности буддизма, можно сказать, что у него нет тех основных черт, присущих религии:

Бога, который сотворил мир и правит им
грехов и их искупления;
бескомпромиссной веры;
строгих правил, догм;
единого канона, который считается священным для всех направлений религии.
Буддизм не требует от своих последователей, чтобы адепты принимали его учение как единственно верное. Чтобы стать буддистом, необязательно отрекаться от своего первоначального вероисповедания.

С этой точки зрения буддизм не может считаться религией. Кроме того, в последнее время буддийская мысль все больше овладевает Западом и приобретает массовость.

Идеи буддизма воплощаются в современной культуре, например в литературе: Джек Керуак и его «Бродяги Дхармы», Герман Гессе и роман «Сиддхартха», Виктор Пелевин и его «дзен-буддистский», как он сам его называет, роман «Чапаев и пустота». Такое восприятие далеко от религиозного и больше походит на философское.

Буддизм как религия

С другой стороны, главная цель буддизма – это спасти людей, помочь им достичь истины, обрести свободу. Чем это не цель религии?

Буддизм давно вышел за границы определенных стран и национальностей, охватив множество последователей по всему миру. Именно по этому признаку его называют мировой религией наряду с мусульманством и христианством.

За 2,5 тысячи лет существования учение Будды сильно изменилось, разделившись на множество школ, взгляды которых могут быть совершенно разными. В некоторых направлениях, например в ваджраяне, имеет место ритуальность, которая так присуща религии.

В каких-то традициях даже Будда, а также другие бодхисаттвы обожествляются: им устанавливают алтари, воздвигают статуи, делают подношения. Все мы так хорошо знаем о буддийских мантрах, которые по сути являются молитвами, встречающимися и в других конфессиях.
Существуют разного рода буддийские храмы, монастыри, дацаны, хуралы. Здесь же проводятся службы, праздники, обряды, чего никак не встретишь в философии. Монахи, ламы, пуджи, подношения, чтение сутр, тханки, которые так похожи на иконографию, определенная одежда – это, без сомнения, признаки религии, которые очень явно проявляются в буддийской традиции.

Подводя итог

Не зря «Википедия» определяет буддизм именно как религиозно-философское учение. Он сочетает в себе черты и того, и другого, поэтому однозначно ответить на поставленный вопрос очень сложно.

Конечно, атрибуты вроде храмов, обычаев, обрядов, скульптур являются религиозными, в то время как само Учение – это в чистом виде философия.

Из-за многогранности и множественности направлений буддизм можно назвать и конфессией, и философским мировоззрением. Во многом понимание зависит от контекста и от конкретного направления мысли.


Так, к примеру, популярная сейчас, в том числе и на Западе, школа дзен представляется философией. Вместе с этим традиция гелуг тибетского толка, которая распространена в России, имеет все черты религии. Поэтому буддийскую мысль следует рассматривать с точки зрения и религии, и философии. И, конечно, учитывать, что в разных своих направлениях буддизм все-таки разный.


Вернуться в «Религии мира»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей