Христос и христианство
Добавлено: 19 июн 2016, 17:38
Христос и христианство
Екатерина Бурова, сотрудник МЦР
Источник: http://yro.narod.ru/bibliotheca/EIR_XRISTIAN.htm
Бесконечно прекрасный Облик Христа стал ведущим для двух тысячелетий истории человечества. Его Имя не оставляло равнодушным ни одно устремлённое сознание. Его Учение дало миру сотни святых - известных и оставшихся незамеченными официальной историей, которые освещали и освящали собою окружающую жизнь. С веками христианство изменялось и внешне, и, как это ни печально, внутренне. В Средние века эти изменения зашли так далеко, что можно было говорить о христианстве без Христа, так как придавалось больше значения церковным обрядам, чем живому слову Учителя. И тогда прошли перед изумлённым человечеством Посланцы Мира Высшего, названные позднее Учителями Церкви - ее реформаторы: Св.Сергий Радонежский, Св.Тереза Авильская, Св.Франциск Ассизский, Св.Клара, Св.Екатерина Сиенская, Св.Елизавета Венгерская... Всех их объединяет одно - в каждом отразился величественный Лик Учителя, каждый нёс весть Христа в который раз забывшему о Нём человечеству...
Нынешнее время в чём-то похоже на раннее средневековье: то же поразительное невежество в вопросах духа и духовности, та же удивительная приверженность разного рода суевериям, то же обрядоверие и «брожение умов» - секты, магия, спиритизм... Так и видится маячащая на горизонте «святая инквизиция», готовая во Имя Учителя Любви устроить грандиозную чистку мозгов заблудшим чадам. И нынешнее состояние дел показывает со всей очевидностью, что это вовсе не плод воспалённой фантазии, а, к сожалению, реальность нашей современной жизни. Только инквизиция усовершенствовала свои методы и, как полагается в эпоху прогресса, действует больше не на тела, а на души, вернее, на мысли и умонастроение огромного числа «новообращённых», ещё вчера, быть может, не раскрывавших Евангелия. Но Инквизиция средневековой Европы хотя бы четко разграничивала сектантов - «еретиков», претендовавших на церковное устройство и христианское звание, и «неверных», никакого отношения ни к церкви, ни к христианству не имевших и не скрывавших этого. Нынешние же ревнители истинной веры вообще не видят разницы между сектантством и самостоятельным учением и предпочитают всех инакомыслящих без разбора зачислять в сектанты. И, естественно, бороться с ними (жаль, аутодафе нынче под запретом!).
Совсем свежий пример такой борьбы: Архиерейский Собор РПЦ в последнем квартале 1994 года объявил, что последователи учений Блаватской и Рерихов могут считать себя вне Церкви, так как сами себя от неё отлучили, увлёкшись «лжерелигиями». Вот так, не вдумываясь и, вероятно, не изучив ни одной книги вышеупомянутых «еретиков», Церковь совершила весьма опрометчивый поступок.
Итак, Рерихи были уличены в «антихристианстве», то есть, по сути, объявлены противниками христианского учения, не имеющими ничего общего с Христом. Объявлены, несмотря на многочисленные их высказывания – и в книгах, и в письмах, - выражающие глубокое почитание Христа и указывающие на искреннюю, живую веру, основанную на знании (интересно отметить, что первые христиане называли себя «гностиками», указывая на обладание знанием). Именно к такой вере призывал Христос, говоря: «будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи». Что, как не эта одухотворённая, сердечная мудрость заставила Е.И.Рерих написать в 1934 году в одном из писем: «...если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да ещё на основном языке этих Евангелий,... то новый смысл слов и подлинный величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением...». Именно изучение и углубление в Учение Христа, а не слепая вера в церковные догмы, дало возможность Рерихам вместить Его Облик, принять Его в свою жизнь и истинно следовать Его заветам.
Вмещение Образа - непростая задача, но необходимая при приближении к сути Учения. Этому вмещению невозможно научить, оно всегда индивидуально, как и жизненный опыт каждого человека. Оно приходит, когда становится невозможным жить без Учителя, когда каждое действие, слово и мысль поверяются Его заветами, когда это происходит по естественному движению сердца, без малейшего насилия воли, - просто потому, что иначе дух уже не может жить. История знает примеры такого полного слияния, обожения человека, иначе называемого святостью. Достаточно вспомнить Св.Франциска, который до такой степени соединился со Христом духовно, нося Его Образ в сердце каждый миг своей жизни, что видел Его во всём, и всякое творение напоминало ему о Христе, и даже телесно он уподобился Учителю, впервые в истории христианской святости получив стигматы.
Конечно, современному человеку непросто достичь такого сосредоточения на избранном Облике в силу многих причин, но - не невозможно. И при всяких попытках это сделать видение Облика будет индивидуальным, соответствующим сознанию конкретного человека.
Но в Учении Христа все же на первом месте стоит не индивидуальное блаженство, и даже не созерцательность (хотя и это важно), но максимальное служение окружающим; деятельная помощь, насыщенная духовно («любите друг друга, как Я возлюбил вас») в соединении с целесообразностью действий («не вливают вина молодого в мехи ветхие» *) - вот то христианство повседневности, которым совершается восхождение к новой жизни. Не обособление в «святости для себя», не возношение и самолюбование, но суровый труд на благо мира по примеру Самого Христа. Не об этом ли следует помнить, читая строки письма Е.И.Рерих от 17.01.36 г.: «...Учение Христа есть, именно, учение Общего Блага, и не понимающий и отрицающий этот принцип отрицает и самого Провозвестника... Христос и Общее благо синонимы». Уже упоминавшийся великий святой - Франциск из Ассизи - был не только созерцателем, но и деятелем-практиком. Призывая не отрываться от земли, возносясь духом в миры иные, он говорил: «послужим земному, устремляясь к небесному». И в этом вполне следовал Учению Христа. Также и Великий Сергий, причащаясь из Огненной чаши, строил на земле - прочно, на века.
Весть Христа актуальна сегодня так же, как 2000 лет назад. Всё так же мало любви в нас, все такая же сухость сердца и каменные стены до небес между, казалось бы, ближними. Не отсюда ли исходит стремление искать врагов? Последователи близких Учений не всегда готовы к полноценному диалогу друг с другом. Но истина не принадлежит никому, потому что она едина и вездесуща: «Дух дышит, где хочет». ** И бесполезно пытаться приватизировать кусочек неба над головой, если оно каждый миг - новое.
Читая письма Елены Ивановны, можно заметить характерную четкую грань, которую она проводит между церковным христианством и Учением Самого Христа. Она пишет: «Учение Христа... искажено до неузнаваемости и пришло время очищения его. Наступил черёд христианскому миру сделать выбор своей Кармы». Искажения эти явились следствием того, что «сознание его современников не было готово к принятию Их» (великих Истин, возвещённых Христом. - авт.). Достаточно вспомнить о папских индульгенциях или о массовых сожжениях староверов, чтобы ужаснуться тому, куда может завести приверженность мёртвой букве догмы.
Главное для последователей Великих Учений, какими являются Христианство и Живая Этика - жить в согласии с духом своего Учителя, с Его живым словом, не ограничивая свободу духа жёсткими рамками писаний. Даже и писание начинает животворить, если читается глазами сердца. Именно так читала Евангелие Елена Ивановна. И как бы отвечая современным нападкам некоторых деятелей Церкви, она говорит: «...бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик истинного Христа живёт в душе нашей... Но мы видим Христа, истинно Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения... Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика... – «Любите друг друга!» - и всё стало бы на место». Воистину, это ответ глубоко верующего человека, познавшего основной завет Учителя и воплотившего в жизнь заповедь любви.
Последователям Учения Живой Этики нет надобности объяснять значение этой великой заповеди Христа. Та же заповедь содержится в Учении Огня. Иначе и не может быть, потому что «Бог есть Любовь», и в то же время «Бог есть Огнь поядающий». Если древнейшие Писания указывают на родство этих понятий, то нет смысла утверждать их несовместимость. Когда новое здание строится на фундаменте старого, это говорит только о крепости фундамента. И вникая в Учение Живой Этики, надо помнить, что оно пришло не упразднить, но углубить и расширить понимание великой Жертвы Христа. Изучение евангельских основ необходимо для понимания Учения Новой Эпохи. И потому, вслед за Матерью Агни Йоги «окружим великого Учителя огнём любви, охраним почитание Его, найдём самое бережное, самое высокое понимание Учения и Указов и священно, молитвенно, в сердечном трепете будем предстоять перед красотою и величием Его! Помните, кто выше поймёт, тот выше поднимется и сам».
Некоторые из предлагаемых писем Е.И.Рерих, находящихся в архиве МЦР, публикуются впервые.
* Мф.9,17; Мк.2,22; Лк.5,37.
** Ин.3,8.
© Журнал «Мир Огненный», № 12 (1), 1977.
Е.И.Рерих о Христе и христианстве
26.5.34. В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение, суровое в милосердии своём...
Словесное признание и исповедание Христа - одно, но принятие сердцем и истинное следование Христу - совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черёд и христианскому миру сделать выбор своей кармы.1
2.6.34. Впрочем, не будучи пророком, можно заранее сказать, что отец Иоанн не нашёл бы в себе того духа истинной благости и всевмещения, который сказался так ярко в словах Вивекананды: «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного, не искажённого церковностью Облика Христа, воздавая Ему дань сердца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей религии...
...всегда хорошо, когда люди выявляют свои истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик Истинного Христа живёт в душе нашей и мы всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нём. Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения. У нас достаточно единомышленников есть и было даже среди духовных служителей различных церквей. Время остановить нельзя, и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослужителей, утвердителей христианских догм, которые на соборах своих серьёзно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иголки, или же имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения!...
Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика, Завет, общий всем великим Духовным Учителям – «Любите друг друга!» - и всё стало бы на место...
Ввиду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего всерастлевающего безбожия (которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики, так же, как и падение нравственности среди церковных служителей) Н.К., имевший духовным наставником отца Иоанна Кронштадтского, никогда не говорил и не будет говорить против какой-либо религии как таковой или же храмов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма… Но против нетерпимости, и невежества, и безнравственности он будет протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади закованные в цепи невежества мрачного средневековья. Дух инквизиции ещё очень силён, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то ему не миновать было бы если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.2
14.6.34. ...чтобы действительно проникнуться духом Учения Христа, нужно быть или восточником , или хорошо изучить основы тех учений, на которых построено Учение Христа.
Конечно, христианство и Учение Христа – две совершенно разные вещи...3
8.8.34. На его замечание – «разве Христос это делал?» - можно было бы сказать ему, что он, видимо, не знает и не понимает Учения Христа, Учения сурового в своем устремлении к подвигу самоотверженного Служения человечеству и в бичевании лицемерия. Можно было бы привести немало сурового осуждения в словах и действиях Христа. Конечно, малодушные сердца наших современников предпочитают покрывать свои самые отвратительные пороки всепрощающей улыбкой кощунственно измышленного ими Облика Христа, несправедливого, жестокого в своей безразличной, всёдозволяющей и всепрощающей любви! Давно сказано, что все воды Урдара и Урувеллы не смоют пятен от кощунственных прикосновений на Одеждах Христа! Истинно, наступает время огненного очищения Великих Обликов и Заветов Их!4
23.8.34. Христос, говоря о кончине Мира, не мог иметь в виду конечное завершение эволюции нашей планеты. Ибо если эволюция следует естественному законному порядку развития и планета входит в свой седьмой круг, а её человечество в Седьмую Расу, со всеми подрасами, то при завершении этой эволюции не может быть такого Страшного Суда. Ибо к этому времени человечество и планета достигнут состояния Высших Миров, где уже нет сознательно противодействующей добру силы зла.
Христос, конечно, знал о создавшейся тяжкой карме человечества и планеты, знал о грозящей гибели большинства, и потому Он имел в виду именно приближающееся смещение Расы, всегда сопровождающееся величайшими космическими катаклизмами и перед которым заблаговременно совершается великий отбор перед окончательным Судом. Будучи Посвящённым, Он не мог не знать, что эта катастрофа может явиться Днём Последним, в Силу ужасающего падения духовности в человечестве.5
8.9.34. Церковность и мёртвая догматика убила светлое Учение Христа, потому Церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране...
Потому на смену этому тлению должна прийти возрождённая Церковь первых дней Христианства, в свете даваемого сейчас Учения Света. Именно очищение Заветов Христа.6
12.9.34. ...сколько ясных указаний о законе перевоплощения и законе кармы имеется в Евангелии, именно, в словах Самого Христа! Но наши духовные отцы тщательно умалчивают об этом. Ведь не могут же они не знать, что закон перевоплощения был отменён лишь в шестом веке на Константинопольском Соборе! Неужели сознание их с тех пор не продвинулось!.. Как сказано в Учении: «После Оригена начала ложная вера христианства расти. Ужас берёт перед видением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по ещё горячим угольям Старого Мира. Зная Заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единого Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Будучи ревнителем знания, его возмущало падение знания среди служителей...».
...Ax, если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да ещё на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворяться школьными учебниками, то новый смысл Слов и Подлинный Величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением. Именно тот Облик, которому служил Великий Преподобный Сергий, и служил подвигом всей своей жизни, потому и было у него столько врагов среди церковных служителей. 7
9.7.35. ...Истинный смысл слов – «прощаются тебе грехи твои» тот, что такой великий Посвящённый, каким был Христос, конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура болящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его, повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его целительных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порождённых дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать - прощаются тебе грехи твои.
...Христос Искупитель, конечно, живёт в нас самих. Вы знаете, что у первых христиан, так же как и во всём древнем мире, Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего Я. В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального эго. «Распятый Христос каждого человеческого существа при достижении известной точки эволюции должен спуститься в ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я, или Божественным законом Любви».
Конечно, тот же смысл и в словах Христа, обращённых к грешнице, возлившей миро на ноги Его. Ведь грешница эта была Мария Магдалина. Сила веры, сила любви есть тот огонь, который трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергиями, которые преображаются в качества мыслей и поступков.8
Екатерина Бурова, сотрудник МЦР
Источник: http://yro.narod.ru/bibliotheca/EIR_XRISTIAN.htm
Бесконечно прекрасный Облик Христа стал ведущим для двух тысячелетий истории человечества. Его Имя не оставляло равнодушным ни одно устремлённое сознание. Его Учение дало миру сотни святых - известных и оставшихся незамеченными официальной историей, которые освещали и освящали собою окружающую жизнь. С веками христианство изменялось и внешне, и, как это ни печально, внутренне. В Средние века эти изменения зашли так далеко, что можно было говорить о христианстве без Христа, так как придавалось больше значения церковным обрядам, чем живому слову Учителя. И тогда прошли перед изумлённым человечеством Посланцы Мира Высшего, названные позднее Учителями Церкви - ее реформаторы: Св.Сергий Радонежский, Св.Тереза Авильская, Св.Франциск Ассизский, Св.Клара, Св.Екатерина Сиенская, Св.Елизавета Венгерская... Всех их объединяет одно - в каждом отразился величественный Лик Учителя, каждый нёс весть Христа в который раз забывшему о Нём человечеству...
Нынешнее время в чём-то похоже на раннее средневековье: то же поразительное невежество в вопросах духа и духовности, та же удивительная приверженность разного рода суевериям, то же обрядоверие и «брожение умов» - секты, магия, спиритизм... Так и видится маячащая на горизонте «святая инквизиция», готовая во Имя Учителя Любви устроить грандиозную чистку мозгов заблудшим чадам. И нынешнее состояние дел показывает со всей очевидностью, что это вовсе не плод воспалённой фантазии, а, к сожалению, реальность нашей современной жизни. Только инквизиция усовершенствовала свои методы и, как полагается в эпоху прогресса, действует больше не на тела, а на души, вернее, на мысли и умонастроение огромного числа «новообращённых», ещё вчера, быть может, не раскрывавших Евангелия. Но Инквизиция средневековой Европы хотя бы четко разграничивала сектантов - «еретиков», претендовавших на церковное устройство и христианское звание, и «неверных», никакого отношения ни к церкви, ни к христианству не имевших и не скрывавших этого. Нынешние же ревнители истинной веры вообще не видят разницы между сектантством и самостоятельным учением и предпочитают всех инакомыслящих без разбора зачислять в сектанты. И, естественно, бороться с ними (жаль, аутодафе нынче под запретом!).
Совсем свежий пример такой борьбы: Архиерейский Собор РПЦ в последнем квартале 1994 года объявил, что последователи учений Блаватской и Рерихов могут считать себя вне Церкви, так как сами себя от неё отлучили, увлёкшись «лжерелигиями». Вот так, не вдумываясь и, вероятно, не изучив ни одной книги вышеупомянутых «еретиков», Церковь совершила весьма опрометчивый поступок.
Итак, Рерихи были уличены в «антихристианстве», то есть, по сути, объявлены противниками христианского учения, не имеющими ничего общего с Христом. Объявлены, несмотря на многочисленные их высказывания – и в книгах, и в письмах, - выражающие глубокое почитание Христа и указывающие на искреннюю, живую веру, основанную на знании (интересно отметить, что первые христиане называли себя «гностиками», указывая на обладание знанием). Именно к такой вере призывал Христос, говоря: «будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи». Что, как не эта одухотворённая, сердечная мудрость заставила Е.И.Рерих написать в 1934 году в одном из писем: «...если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да ещё на основном языке этих Евангелий,... то новый смысл слов и подлинный величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением...». Именно изучение и углубление в Учение Христа, а не слепая вера в церковные догмы, дало возможность Рерихам вместить Его Облик, принять Его в свою жизнь и истинно следовать Его заветам.
Вмещение Образа - непростая задача, но необходимая при приближении к сути Учения. Этому вмещению невозможно научить, оно всегда индивидуально, как и жизненный опыт каждого человека. Оно приходит, когда становится невозможным жить без Учителя, когда каждое действие, слово и мысль поверяются Его заветами, когда это происходит по естественному движению сердца, без малейшего насилия воли, - просто потому, что иначе дух уже не может жить. История знает примеры такого полного слияния, обожения человека, иначе называемого святостью. Достаточно вспомнить Св.Франциска, который до такой степени соединился со Христом духовно, нося Его Образ в сердце каждый миг своей жизни, что видел Его во всём, и всякое творение напоминало ему о Христе, и даже телесно он уподобился Учителю, впервые в истории христианской святости получив стигматы.
Конечно, современному человеку непросто достичь такого сосредоточения на избранном Облике в силу многих причин, но - не невозможно. И при всяких попытках это сделать видение Облика будет индивидуальным, соответствующим сознанию конкретного человека.
Но в Учении Христа все же на первом месте стоит не индивидуальное блаженство, и даже не созерцательность (хотя и это важно), но максимальное служение окружающим; деятельная помощь, насыщенная духовно («любите друг друга, как Я возлюбил вас») в соединении с целесообразностью действий («не вливают вина молодого в мехи ветхие» *) - вот то христианство повседневности, которым совершается восхождение к новой жизни. Не обособление в «святости для себя», не возношение и самолюбование, но суровый труд на благо мира по примеру Самого Христа. Не об этом ли следует помнить, читая строки письма Е.И.Рерих от 17.01.36 г.: «...Учение Христа есть, именно, учение Общего Блага, и не понимающий и отрицающий этот принцип отрицает и самого Провозвестника... Христос и Общее благо синонимы». Уже упоминавшийся великий святой - Франциск из Ассизи - был не только созерцателем, но и деятелем-практиком. Призывая не отрываться от земли, возносясь духом в миры иные, он говорил: «послужим земному, устремляясь к небесному». И в этом вполне следовал Учению Христа. Также и Великий Сергий, причащаясь из Огненной чаши, строил на земле - прочно, на века.
Весть Христа актуальна сегодня так же, как 2000 лет назад. Всё так же мало любви в нас, все такая же сухость сердца и каменные стены до небес между, казалось бы, ближними. Не отсюда ли исходит стремление искать врагов? Последователи близких Учений не всегда готовы к полноценному диалогу друг с другом. Но истина не принадлежит никому, потому что она едина и вездесуща: «Дух дышит, где хочет». ** И бесполезно пытаться приватизировать кусочек неба над головой, если оно каждый миг - новое.
Читая письма Елены Ивановны, можно заметить характерную четкую грань, которую она проводит между церковным христианством и Учением Самого Христа. Она пишет: «Учение Христа... искажено до неузнаваемости и пришло время очищения его. Наступил черёд христианскому миру сделать выбор своей Кармы». Искажения эти явились следствием того, что «сознание его современников не было готово к принятию Их» (великих Истин, возвещённых Христом. - авт.). Достаточно вспомнить о папских индульгенциях или о массовых сожжениях староверов, чтобы ужаснуться тому, куда может завести приверженность мёртвой букве догмы.
Главное для последователей Великих Учений, какими являются Христианство и Живая Этика - жить в согласии с духом своего Учителя, с Его живым словом, не ограничивая свободу духа жёсткими рамками писаний. Даже и писание начинает животворить, если читается глазами сердца. Именно так читала Евангелие Елена Ивановна. И как бы отвечая современным нападкам некоторых деятелей Церкви, она говорит: «...бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик истинного Христа живёт в душе нашей... Но мы видим Христа, истинно Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения... Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика... – «Любите друг друга!» - и всё стало бы на место». Воистину, это ответ глубоко верующего человека, познавшего основной завет Учителя и воплотившего в жизнь заповедь любви.
Последователям Учения Живой Этики нет надобности объяснять значение этой великой заповеди Христа. Та же заповедь содержится в Учении Огня. Иначе и не может быть, потому что «Бог есть Любовь», и в то же время «Бог есть Огнь поядающий». Если древнейшие Писания указывают на родство этих понятий, то нет смысла утверждать их несовместимость. Когда новое здание строится на фундаменте старого, это говорит только о крепости фундамента. И вникая в Учение Живой Этики, надо помнить, что оно пришло не упразднить, но углубить и расширить понимание великой Жертвы Христа. Изучение евангельских основ необходимо для понимания Учения Новой Эпохи. И потому, вслед за Матерью Агни Йоги «окружим великого Учителя огнём любви, охраним почитание Его, найдём самое бережное, самое высокое понимание Учения и Указов и священно, молитвенно, в сердечном трепете будем предстоять перед красотою и величием Его! Помните, кто выше поймёт, тот выше поднимется и сам».
Некоторые из предлагаемых писем Е.И.Рерих, находящихся в архиве МЦР, публикуются впервые.
* Мф.9,17; Мк.2,22; Лк.5,37.
** Ин.3,8.
© Журнал «Мир Огненный», № 12 (1), 1977.
Е.И.Рерих о Христе и христианстве
26.5.34. В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение, суровое в милосердии своём...
Словесное признание и исповедание Христа - одно, но принятие сердцем и истинное следование Христу - совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черёд и христианскому миру сделать выбор своей кармы.1
2.6.34. Впрочем, не будучи пророком, можно заранее сказать, что отец Иоанн не нашёл бы в себе того духа истинной благости и всевмещения, который сказался так ярко в словах Вивекананды: «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного, не искажённого церковностью Облика Христа, воздавая Ему дань сердца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей религии...
...всегда хорошо, когда люди выявляют свои истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик Истинного Христа живёт в душе нашей и мы всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нём. Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения. У нас достаточно единомышленников есть и было даже среди духовных служителей различных церквей. Время остановить нельзя, и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослужителей, утвердителей христианских догм, которые на соборах своих серьёзно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иголки, или же имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения!...
Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика, Завет, общий всем великим Духовным Учителям – «Любите друг друга!» - и всё стало бы на место...
Ввиду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего всерастлевающего безбожия (которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики, так же, как и падение нравственности среди церковных служителей) Н.К., имевший духовным наставником отца Иоанна Кронштадтского, никогда не говорил и не будет говорить против какой-либо религии как таковой или же храмов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма… Но против нетерпимости, и невежества, и безнравственности он будет протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади закованные в цепи невежества мрачного средневековья. Дух инквизиции ещё очень силён, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то ему не миновать было бы если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.2
14.6.34. ...чтобы действительно проникнуться духом Учения Христа, нужно быть или восточником , или хорошо изучить основы тех учений, на которых построено Учение Христа.
Конечно, христианство и Учение Христа – две совершенно разные вещи...3
8.8.34. На его замечание – «разве Христос это делал?» - можно было бы сказать ему, что он, видимо, не знает и не понимает Учения Христа, Учения сурового в своем устремлении к подвигу самоотверженного Служения человечеству и в бичевании лицемерия. Можно было бы привести немало сурового осуждения в словах и действиях Христа. Конечно, малодушные сердца наших современников предпочитают покрывать свои самые отвратительные пороки всепрощающей улыбкой кощунственно измышленного ими Облика Христа, несправедливого, жестокого в своей безразличной, всёдозволяющей и всепрощающей любви! Давно сказано, что все воды Урдара и Урувеллы не смоют пятен от кощунственных прикосновений на Одеждах Христа! Истинно, наступает время огненного очищения Великих Обликов и Заветов Их!4
23.8.34. Христос, говоря о кончине Мира, не мог иметь в виду конечное завершение эволюции нашей планеты. Ибо если эволюция следует естественному законному порядку развития и планета входит в свой седьмой круг, а её человечество в Седьмую Расу, со всеми подрасами, то при завершении этой эволюции не может быть такого Страшного Суда. Ибо к этому времени человечество и планета достигнут состояния Высших Миров, где уже нет сознательно противодействующей добру силы зла.
Христос, конечно, знал о создавшейся тяжкой карме человечества и планеты, знал о грозящей гибели большинства, и потому Он имел в виду именно приближающееся смещение Расы, всегда сопровождающееся величайшими космическими катаклизмами и перед которым заблаговременно совершается великий отбор перед окончательным Судом. Будучи Посвящённым, Он не мог не знать, что эта катастрофа может явиться Днём Последним, в Силу ужасающего падения духовности в человечестве.5
8.9.34. Церковность и мёртвая догматика убила светлое Учение Христа, потому Церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране...
Потому на смену этому тлению должна прийти возрождённая Церковь первых дней Христианства, в свете даваемого сейчас Учения Света. Именно очищение Заветов Христа.6
12.9.34. ...сколько ясных указаний о законе перевоплощения и законе кармы имеется в Евангелии, именно, в словах Самого Христа! Но наши духовные отцы тщательно умалчивают об этом. Ведь не могут же они не знать, что закон перевоплощения был отменён лишь в шестом веке на Константинопольском Соборе! Неужели сознание их с тех пор не продвинулось!.. Как сказано в Учении: «После Оригена начала ложная вера христианства расти. Ужас берёт перед видением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по ещё горячим угольям Старого Мира. Зная Заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единого Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Будучи ревнителем знания, его возмущало падение знания среди служителей...».
...Ax, если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да ещё на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворяться школьными учебниками, то новый смысл Слов и Подлинный Величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением. Именно тот Облик, которому служил Великий Преподобный Сергий, и служил подвигом всей своей жизни, потому и было у него столько врагов среди церковных служителей. 7
9.7.35. ...Истинный смысл слов – «прощаются тебе грехи твои» тот, что такой великий Посвящённый, каким был Христос, конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура болящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его, повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его целительных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порождённых дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать - прощаются тебе грехи твои.
...Христос Искупитель, конечно, живёт в нас самих. Вы знаете, что у первых христиан, так же как и во всём древнем мире, Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего Я. В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального эго. «Распятый Христос каждого человеческого существа при достижении известной точки эволюции должен спуститься в ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я, или Божественным законом Любви».
Конечно, тот же смысл и в словах Христа, обращённых к грешнице, возлившей миро на ноги Его. Ведь грешница эта была Мария Магдалина. Сила веры, сила любви есть тот огонь, который трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергиями, которые преображаются в качества мыслей и поступков.8