Манджушри. Из статьи Ю.Н. Рериха

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Манджушри. Из статьи Ю.Н. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 30 авг 2016, 14:02

МАНДЖУШРИ, или МАНДЖУГХОША

Завершая наш краткий обзор бодхисаттв, почитаемых в буддизме махаяны, упомянем бодхисаттву Манджушри, или Манджугхошу. В этой коллекции нет картин, посвященных этому бодхисаттве, но он регулярно появляется в париваре Авалокитешвары и на картинах, изображающих Гьялба Цзонкапу, духовным наставником которого он был. Манджушри, также называемый Вагишвара, “Владыка Речи”, является покровителем запредельной мудрости, которая постигается благодаря бесчисленным дхарани и магическим формулам.

Его главное святилище находится в Китае, в провинции Шанси, на пятиглавой горе Утайшань. Говорят, что с нее он несколько раз удалялся в Непал; считается, что эта гора сотворена им. Культ Манджушри с горы Утайшань известен в Тибете; а китайский путешественник И-цин, посетивший Индию в VII веке, отмечал тот факт, что святилище Утайшань тогда было известно индийцам. Культ Манджушри особенно популярен в восточных областях Тибета, и Великий Реформатор тибетского буддизма Гьялба Цзонкапа, родом из Амдо, находился под духовным покровительством бодхисаттвы трансцендентного знания.

Бесчисленны легенды о том, как бодхисаттва наставлял известных философов. Одна из этих легенд повествует о том, как пандит из Бенареса по имени Дхармашри Митра, великий мудрец, живший в монастыре Викрамашила, не мог объяснить мистическое значение некой священной формулы. Ученый пандит решил отправиться к бодхисаттве Манджушри, ибо объяснить ее мог только он. Путешествие обещало быть очень долгим – не менее года пути на север Гималаев. Пандит избрал дорогу через Непал. Во время странствия он увидел крестьянина, который пахал, запрягши в плуг льва и тигра. Ученый спросил странного крестьянина о дороге в Китай, и пахарь ответил: “Сегодня слишком поздно, чтобы ты продолжил свой путь; проведи ночь в моем доме”. Дхармашри последовал его совету и пошел с ним. Внезапно плуг исчез и чудесным образом из земли вырос большой монастырь. Во время проведенной в этом монастыре ночи Дхармашри понял, что его хозяином был сам бодхисаттва, и утром попросил его объяснить магическую формулу, что тот и сделал.

Эта легенда поразительно напоминает многочисленные истории о св. Николае, столь популярные в России.

На тибетских картинах часто встречаются следующие ипостаси бодхисаттвы:

Манджугхоша. Бодхисаттва сидит, скрестив ноги, на лотосовом троне. На нем обычное облачение бодхисаттвы. Его тело желто-охристое. В правой руке у него пламенеющий меч, левой рукой он держит голубой лотос, на котором лежит книга, символ его глубоких знаний. Отметим, что Гьялба Цзонкапа, его духовный ученик, всегда изображается с теми же двумя атрибутами, обычно находящимися на лотосах позади него.

Этот бодхисаттва под именем Джамбьянг Карпо изображается сидящим скрестив ноги на лотосовом троне. Правой рукой он делает знак щедрости, левой – аргументации. Позади него видим меч и книгу на двух голубых лотосах.

Другая форма бодхисаттвы – оранжевая; цветы лотоса отсутствуют. В его правой руке меч, левой он держит книгу перед грудью.

В ипостаси Симханада-Манджушри он изображается сидящим на лотосовом троне, находящемся на спине льва. Он одет в облачение бодхисаттвы; его левая нога опущена. Бодхисаттва потрясает мечом и держит лотос с книгой. На некоторых картинах он изображен делающим знак наставления. В этой форме он часто изображается вместе со своей шакти Сарасвати (пришедшая в буддийский пантеон из Индии богиня красноречия. – Прим. перев.).

В ипостаси Манджушри-Джнянасаттва бодхисаттва сидит со скрещенными ногами, одетый в обычный наряд бодхисаттвы. У него четыре руки, которые держат меч, стрелу, лотос с книгой и лук.

Кроме этих форм, известна и тантрическая ипостась, трехглавая и восьмирукая, под именем Дхармадхату Вагишвара. Его атрибутами являются меч, стрела, ваджра, книга, лук и колокольчик.

Мы уже указывали, что идам Ямантака является тантрической формой бодхисаттвы. Один из его эпитетов – Кумара, “принц”, и очень возможно, что изначальной ипостасью бодхисаттвы был принц, держащий лотос. В этой ипостаси его тело зеленое. Многие выдающиеся исторические деятели Тибета считались воплощением этого бодхисаттвы, среди них Тхонми Самбхота, создатель тибетского алфавита, и владыка Трисонг Дэцен, царственный покровитель Падмасамбхавы.
Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись.

Вернуться в «Религии мира»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей