Лосский Н.О. Магия и христианский культ. Журнал "Путь" №36
http://www.odinblago.ru/path/36/1
Историки религии, этнографы и другие ученые согласно утверждают, что в жизни примитивных народов религия связана с магией.Леманн в своей книге «Aberglaube und Zauberei von den altesten Zeiten an bis in die Gegenwart» (3 изд., 1925) дает много сведений о магии не только у первобытных народов, но и в составе сравнительно высокоразвитых религий, напр. у халдеев, греков, римлян.Фразерсчитает вероятным, что магия возникла раньше религии; затем религия на первых ступенях своего развитая сочетается и смещивается с магией, когда человек уверен, что может покорить себе богов с помощью безличных сил посредством определенных церемоний и манипуляций; далее, на более высокой ступени развития религия стремится к умилостивлению богов и духов, к примирению с ними и начинает сознавать свою противоположность магии; религиозные люди начинают осуждать всякое колдовство, волшебство, как нечестивые деяния. Однако среди необразованных классов смешение религии и магии продолжает существовать, говорит он, и в наше время и приводит примеры потрясающих поверий, распространенные среди французских
3
крестьян (напр., месса Св. Духу, покоряющая Бога, месса Saint Secaire для наведения порчи. *)
ЭвелинаЭндергилл (Underhill) в своей ценной книге «Mysticism» говорит, что в христианском культе есть элементы магии (символическия слова, ритмы, помазания и т. п.), и относит их к «внешней» церкви, тогда как «внутренняя» церковь сосредоточивается на мистическом единении с Богом (глава «Мистика и магия»). Многие западно-европейские писатели говорят о православном культе, что он состоит из магически-символических церемоний.
Вопрос, не входит ли магия в состав христианскаго культа, можно ставить и обсуждать осмысленно не иначе, как в отношении к точно определенному понятию магии, а не расплывчатому представлению о ней. Я в своей статье буду придавать этому термину следующий смысл: магическое воздействие существует там, где воля одного существа покоряет себе волю другого существа так, что превращает его в свое орудие; магически воздействующий ставит цели, а покоривщийся ему исполняет их; сила покоренного существа как бы сливается с силою покорителя, отдается вполне в его пользование, так как оформляется и управляется целями и мыслью покорителя.
Такое учение о магии я развиваю на основе персоналистического миропонимания, согласно которому все существа обладают волей или, на низших ступенях развития, потенциею воли, а также на основе интуитивизма, утверждающего тесную связь всех существ друг с другом, благодаря которой «все имманентно всему», т. е. состояния одного существа непосредственно, в
________________
*) I.G.Frazer, the Golden Bough. A. Study in Magic and Religion I т. (3 изд.), 224-233.
4
подлиннике созерцаются другими существами и становятся предметом симпатии или антипатии их.
Воля и даже потенция воли каждого существа свободна. *) Поэтому магически поработить себе какое либо существо можно лишь в том случае, если оно само, находясь в состоянии упадка, отказывается от сопротивления вследствие страха или под влиянием соблазна. Отсюда следует, что магия в отношении к существам, обладающим нравственным сознанием, есть злое дело: она есть насилие одной воли над другой, достигаемое путем использования чужих слабостей.
Только в том случае магическое воздействие не есть зло, когда подчинившееся существо стоит на онтологически низшей ступени развития, именно не обладает нравственным сознанием; временно став орудием более высокого существа, оно приобщается к его более сложной жизни и таким образом воспитывается им. Так, иногда на короткое время всадник и лошадь как бы превращаются в одно существо **); лошадь становится как бы частью тела своего хозяина. Еще более явственно существует такое отношение между человеческим я и органами его тела. «Самая непосредственная магия», говорит Гегель, «это та, которую индивидуальный дух проявляет в отношении собственнаго своего тела, превращая его в подчиненного, покорного исполнителя своей воли. ***) Такое магическое подчинение, обыкновенно, не есть насилие; оно обусловлено огромным онтологическим превосходством одного существа над другим, в силу чего низшее существо
___________________
*) См. мою книгу «Свобода воли», YMCA. 1927.
**) См. W. Lutoslawski, Niesmiertelnose duszy, 1925.
***) См.Hegel, Encyklopädie, III.Th., § 405; см.также о магии в моей книге «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», гл. V, 2.
5
чрезвычайно выигрывает, вступая в поток жизни высшего.
В отношении к Богу и членам Царства Божия насилие магического воздействия, очевидно, никоим образом неосуществимо, но возможны нелепые попытки практиковать магию и в этом направлении. Всякий такой замысел есть дело сугубо злое и кощунственное.
Многие философы и ученые, исходя из основ своего мировоззрения, скажут, что магия в смысле даннаго выше определения невозможна. Однако и они должны признать, что существуют люди, допускающие возможность такой магии и пытающиеся практиковать ее, и что всякая попытка такого магическаго воздействия, всякий замысел такой магии есть дело злое. Поэтому моя статья сохраняет смысл и для лиц, отрицающих возможность магии.
Леманн и Фразер дают иное определение магии, чем я. Но оба они, говоря о магии в религии, вносят в состав этого понятия замысел покорить волю богов. Поэтому, по крайней мере, в этом важнейшем для моей темы пункте статья моя сохраняет значение и для последователей Леманна и Фразера.
Возможно ли, чтобы в содержание самой возвышенной религии, в состав христианскаго культа в том виде, как он выработан православной и католической церковью или протестантизмом, входила магия? Многие действия культа, многие церемонии имеют целью создать условия, при которых воля Божия проявилась бы иначе, чем если бы их не было. Одного этого признака, однако, не достаточно, чтобы видеть в таких формах культа попытки магического воздействия на Бога. Леманн говорит: «к числу магических принадлежат те действия, посредством которых можно, как предполагает человек,
6
осуществить принудительную силу над богами, тогда как действия, посредством которых надеются только повлиять на настроение богов, следует рассматривать, как подлинно культовые» (стр. 12). Фразер особенно обращает внимание на то, что высоко развитые религии не сливаются с магией, а, наоборот, вступают во враждебное отношение к ней, считая нечестивым всякий замысел магического воздействия на богов или Бога.
В особенности в отношении к христианству стоит только на минуту задуматься над тем, допустимо ли в нем магическое воздействие на Бога, чтобы тотчас же и с абсолютной решимостыо ответить резко отрицательно. Во-первых, христианин признает всемогущество Божие, а вместе с тем и невозможность каких бы то ни было принудительных воздействий на Него, а также на ангелов и святых, которые, принадлежа к Царству Божию, живут сполна усвоением Его воли и силы. Но этого мало, гораздо важнее то, что Бог есть само Добро, «сокровище благих», верщина всех положительных ценностей; поэтому Он есть предмет любви и источник радости для всех верующих в Него христиан. Единственное правильное отношение к Богу, воспитываемое Церковью, всею христианской литературой, особенно Отцами Церкви, и всей практикой святых и мистиков есть любовь к Богу, совершенная преданность Ему, стремление превратить свою волю в орудие велений Его.
(...)
Н.О. Лосский, "Магия и христианский культ"
Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева
-
- Сообщений: 9832
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей