О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 21 фев 2022, 17:20

Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Недавно издательство «Пролог РХ» (Москва) сообщило о том, что приступило к публикации труда «Е.И. Рерих. Огненный Опыт. 1924–1940» в 11 томах. В торговой сети уже распространяется первый том. Напомним, что в 2007–2013 гг. этим издательством был выпущен 18-томник дневниковых записей Е.И.Рерих. Его выход в свет сопровождался многочисленными протестами общественных рериховских организаций, объединившихся вокруг Международного Центра Рерихов (МЦР).

Широко известно, что выдающийся философ, писатель и общественный деятель Елена Ивановна Рерих (1879–1955) не рекомендовала публиковать свои дневниковые записи ранее середины нынешнего столетия. Как свидетельствует документ из архива МЦР, обнаруженный в дневниках Е.И. Рерих, записи в полном объеме могут увидеть свет не ранее, чем через триста лет после ухода их автора (1).

Волеизъявление Е.И. Рерих оказалось грубо нарушено современными издателями, преследующими коммерческие цели, далекие от просветительства. К сожалению, голоса общественности были тогда полностью проигнорированы, и сейчас коллектив издательства «Пролог РХ», которым руководит Олег Болдырев, продолжает начатое неблаговидное дело.

Дневниковые записи, над созданием которых Е.И. Рерих работала с 1920-х гг. и до последних дней жизни, составили основу Учения Живой Этики. Под руководством Учителя Елена Ивановна подготовила книги Живой Этики, предназначенные для изучения и практического освоения на протяжении длительного исторического времени. В своих письмах, адресованных многочисленным корреспондентам из разных стран, она дала необходимые комментарии, значительно облегчающие восприятие основных положений Учения.

Книги Живой Этики, письма Е.И. Рерих в девяти томах, фрагменты ее дневников, собранные в книге «У порога Нового мира», неоднократно издавались Международным Центром Рерихов строго в соответствии с рекомендациями по срокам публикации, которые были даны в свое время Еленой Ивановной Рерих и в начале 1990-х годов переданы Святославом Николаевичем Рерихом своему доверенному лицу – генеральному директору общественного Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой.

Стоит специально отметить высокий научный уровень подготовки текстов трудов Е.И. Рерих публикаторским отделом МЦР. Справочный аппарат всех изданий содержит огромное количество исторических сведений, толкований философских терминов и понятий, которые встречаются в текстах, что дает возможность читателю успешно ориентироваться в новой системе космического мировоззрения Живой Этики. Абсолютное качество изданий, выпущенных МЦР, служит гарантией того, что читатели (те, кто уже хорошо знакомы с наследием, и те, кто только приближаются) найдут правильные пути к его осмыслению.

Усвоение основ Живой Этики, отмечала Елена Ивановна, сопровождается расширением сознания. Обогащенное знанием космических законов, пронизывающих всю космическую беспредельность и являющихся фундаментом земной реальности, расширенное сознание человека способно эволюционно изменять жизнь по законам Красоты и подлинного Знания. Расширение сознания неизбежно сопровождается повышением уровня внутренней культуры личности, оно выступает главным фактором его совершенствования, духовного и интеллектуального роста. Будучи сотворцом великого Знания, Е.И. Рерих подчеркивала, что расширение сознания человечества на основах Живой Этики – длительный процесс, который реализуется во всем многообразии труда, познания и созидательной деятельности отдельной личности и человечества в целом.

Международный Центр Рерихов проводил и продолжает сегодня беспрецедентную работу по публикации наследия всех членов великой семьи. Увидели свет сотни книг Рерихов и о Рерихах, неоднократно переиздавались тома Живой Этики. Для научного и философского освоения наследия семьи Рерихов, изданного МЦР, потребуются многие десятилетия упорного труда целых коллективов ученых, философов и всех тех, кто самостоятельно изучает наследие.

И когда сегодня звучат рассуждения о том, что читателю якобы необходимы новые, свежие материалы из рериховского наследия, это вызывает как минимум недоумение: чье сознание в состоянии вместить те знания, что уже пришли в мир? Кто готов приложить их в жизни в полной мере? Очевидно, что публикаторы дневниковых записей Е.И.Рерих поступают безответственно и провоцируют неготовые сознания погружаться в темы, которые они не в состоянии осмыслить. Издатели соблазняют малоопытных читателей тем, что сулят открыть прямо перед ними врата высшего познания, умалчивая или по невежеству не зная о том, что не пройдя всех ступеней лестницы познания, не совершив огромный труд расширения сознания, невозможно не только подойти к сияющим вершинам Знания, но, обольстившись иллюзией достижения, легко погрузиться в заблуждения, из которых, как из болота, будет трудно или невозможно выбраться.

Каждый момент имеет свою необходимость. И сегодня задача последователей Рерихов, общественных рериховских организаций и современного общества заключается в том, чтобы последовательно продвигаться в изучении богатейшего художественного, философского и научного наследия наших великих соотечественников и стараться делать хотя бы малые шаги к практическому применению тех огромных знаний, которые полностью доступны.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха поддерживает позицию Международного Центра Рерихов относительно несвоевременности публикации и использования дневниковых записей Е.И. Рерих. Этот акт современного вандализма может расцениваться исключительно как проявление беспринципного, потребительского отношения к сокровищнице мысли, на которую издательство «Пролог РХ» не имеет никаких прав.

Мы призываем сознательных читателей проникнуться должным уважением к трудам и заветам Е.И.Рерих, проложившей для нас своими трудами пути в будущее, и занять достойную человеческую и гражданскую позицию.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Примечание:

1. Обращение Международного Центра Рерихов к рериховским организациям в связи с продолжением издания дневников Е.И.Рерих (15.02.2022) // Сайт Международного Центра Рерихов.

https://www.roerichs.com/zayavlenie-mez ... fp9obwAbcg

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 24 фев 2022, 08:46

ЗАЯВЛЕНИЕ Комитета защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР в связи с публикацией дневников Е.И. Рерих

Выражаем решительный протест в связи с начатой публикацией оригиналов дневников Е.И. Рерих (серия книг «Е.И. Рерих. Огненный Опыт. 1924–1940» в 11 томах) издательством «Пролог РХ» [1]. Это является грубейшим нарушением авторских прав Елены Ивановны Рерих – выдающегося культурного и общественного деятеля, неординарного мыслителя, писателя, президента-основателя научного Института Гималайских исследований «Урусвати». Несмотря на то, что сама Е.И. Рерих запретила обнародование личных дневников ранее, чем через 100 лет с момента своего ухода [2, с. 439; 3, c. 16], а в некоторых случаях указывается срок не ранее 300 лет [4], Государственный музей Востока в 2018 г. оцифровал и разместил на сайте материалы из архива семьи Рерихов, в том числе личные дневники Елены Ивановны. Вслед за этим событием «Пролог РХ» объявил об издании этих дневников. В уже вышедшем первом томе в разделе «От издательства» сообщается, что данная серия книг является публикацией созданного в 2018 г. электронного варианта «московского» архива Е.И. Рерих, выложенного в свободный доступ на сайте Музея Рерихов, филиала Государственного музея Востока (ГМВ). Издатели отмечают, что так называемый «московский» архив хранился в Индии, а с 1990 года находится в Москве, и именно он опубликован в 2018 г. на сайте Музея Рерихов. В связи с этим можно с уверенностью говорить, что речь идет об архиве, который в мае 1990 г. Святослав Николаевич Рерих вместе с остальным наследием семьи передал Международному Центру Рерихов (МЦР). В апреле 2017 г. наследие Рерихов было незаконно изъято у Международного Центра Рерихов во время рейдерского захвата усадьбы Лопухиных Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ.

Cогласно нотариально заверенному распоряжению С.Н. Рериха от 22.10.1992 г., являющемуся актом передачи права собственности на всё имущество, подробно описанное в его Завещании от 19.03.1990 г., все права на оригиналы дневников Е.И. Рерих принадлежат исключительно Международному Центру Рерихов. В связи с этим С.Н. Рерих дал подробные инструкции о том, как поступать с наследием и архивом [5, 6]. И эти инструкции в Международном Центре Рерихов всегда неукоснительно соблюдались, в частности, в книгу «У порога Нового Мира», вышедшую в 1993 и 2000 гг., включены разделы из дневников Е.И. Рерих: «Изучение свойств человека», «Космологические записи», «Огненный опыт» и т.д. В соответствии с распоряжениями Святослава Николаевича за четверть века успешной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР было издано более 250 наименований научных, литературных, философских, художественных произведений членов семьи Рерихов, многие из которых размещены на сайте Международного Центра Рерихов. Опубликовано полное собрание писем и ряд других работ Е.И. Рерих. В сотворчестве с духовным Учителем на основе своих дневниковых записей Елена Ивановна составила, отредактировала и издала Учение «Живая Этика», все книги которого с текстологическими комментариями также опубликованы Международным Центром Рерихов [7]. Таким образом, материала для изучения творческого наследия Рерихов, его научного осмысления и практического применения более чем достаточно.

На основании информации, опубликованной в разделе «От издательства» первого тома личных дневников Е.И. Рерих, можно утверждать, что Елена Ивановна перечитывала свои дневники: об этом говорят оставленные на их полях заметки. Учитывая широчайшую тематику записей, она их систематизировала: на это указывает наличие нескольких вариантов рукописей. Однако те, кто создавал электронный вариант «московского» архива, сформировали свои разделы и нумерацию тетрадей. В уже опубликованный «Прологом РХ» первый том «Огненного опыта» включены произвольно выбранные «тексты двух первых рукописных тетрадей Опыта второй редакции» и «отдельные фрагменты из шести тетрадей Бесед и тетрадей Опыта за тот же период времени» [1, с. 5]. Более того, чтобы сделать «публикацию максимально полной», издатели самовольно объединили имеющиеся варианты рукописей [1, с. 5]. Кроме того, в изданный «Прологом РХ» первый том дневников Е.И. Рерих включен сборник легенд и апокрифов «Криптограммы Востока», тексты которого составители дополнили «всеми пометками, сделанными Еленой Ивановной на страницах личных экземпляров» [1, с. 8]. Также они позволили себе расшифровку сокращений, редакторские комментарии и вставки. Анонсируя раздел первого тома «Этапы огненного пути», издатели сообщили, что связали «небольшими редакторскими комментариями» взятые «из ранних и поздних тетрадей Елены Ивановны» «изречения Великого Владыки» и «фрагменты ее писем» [1, с. 8]. При этом в сплошном тексте этого раздела никак не выделены комментарии редактора, цитаты дневниковых записей и писем. Таким образом, текст составлен произвольно, он не имеет дат, характерных для личных дневников и писем, а также ссылок на первоисточник.

Мы убеждены, что ни один профессионал, действительно заинтересованно и непредубежденно изучающий наследие Рерихов, не мог взяться за публикацию личных дневников Елены Ивановны, понимая недопустимость попрания ее воли и нарушения ее прав. По свидетельству самой Елены Ивановны ее дневники содержат легенды, пророчества, старинные традиции, а также массу информации, не предназначенную для обнародования: «Настаиваю на том, что каждая тетрадь-манускрипт содержит материал, который не был еще опубликован, потому никто не имеет права доступа к нему» [8, с. 322].

Дневники Елены Ивановны Рерих – величайшая культурная ценность, всю значимость которой для человечества еще предстоит осознать. Крупнейший исследователь жизни и творчества семьи Рерихов академик Л.В. Шапошникова отмечала, что дневники Е.И. Рерих дают нам «возможность стать свидетелями уникального космического действия, через которое прошла она сама, пробивая дорогу земному человечеству к высотам Космоса, к высотам духа и к более высоким формам материи» [9, с. 11].

Выступая в защиту чести, достоинства и прав Елены Ивановны, мы требуем прекращения публикации дневников Е.И. Рерих издательством «Пролог РХ» и удаления размещенных на сайте Музея Рерихов их электронных копий.

Комитет защиты
общественного Музея имени Н.К. Рериха
Международного Центра Рерихов

Источники:

1. Рерих Е.И. Огненный опыт. 1924–1940. В 11 т. Т. 1. М.: Пролог РХ, 2021.
2. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. 9. М.: МЦР, 2009.
3. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. 8. М.: МЦР, 2008.
4. Книжник Т.О. «Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно…». Еще раз о дневниках Е.И. Рерих [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного Центра Рерихов (дата обращения: 21.02.2022).
5. Рерих С.Н. Обращение к Рериховским обществам России и других независимых государств 26 апреля 1992 г. // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 1. М.: МЦР, 2001.
6. Шапошникова Л.В. Предатели // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 3. М.: МЦР, 2005.
7. Электронная библиотека [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного Центра Рерихов (дата обращения: 15.02.2022).
8. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. 5. М.: МЦР, 2003.
9. Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции [Предисл.] // Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7324

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 24 фев 2022, 09:06

ЗАЯВЛЕНИЕ Комитета защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР в связи с публикацией дневников Е.И. Рерих

Выражаем решительный протест в связи с начатой публикацией оригиналов дневников Е.И. Рерих (серия книг «Е.И. Рерих. Огненный Опыт. 1924–1940» в 11 томах) издательством «Пролог РХ» [1]. Это является грубейшим нарушением авторских прав Елены Ивановны Рерих – выдающегося культурного и общественного деятеля, неординарного мыслителя, писателя, президента-основателя научного Института Гималайских исследований «Урусвати». Несмотря на то, что сама Е.И. Рерих запретила обнародование личных дневников ранее, чем через 100 лет с момента своего ухода [2, с. 439; 3, c. 16], а в некоторых случаях указывается срок не ранее 300 лет [4], Государственный музей Востока в 2018 г. оцифровал и разместил на сайте материалы из архива семьи Рерихов, в том числе личные дневники Елены Ивановны. Вслед за этим событием «Пролог РХ» объявил об издании этих дневников. В уже вышедшем первом томе в разделе «От издательства» сообщается, что данная серия книг является публикацией созданного в 2018 г. электронного варианта «московского» архива Е.И. Рерих, выложенного в свободный доступ на сайте Музея Рерихов, филиала Государственного музея Востока (ГМВ). Издатели отмечают, что так называемый «московский» архив хранился в Индии, а с 1990 года находится в Москве, и именно он опубликован в 2018 г. на сайте Музея Рерихов. В связи с этим можно с уверенностью говорить, что речь идет об архиве, который в мае 1990 г. Святослав Николаевич Рерих вместе с остальным наследием семьи передал Международному Центру Рерихов (МЦР). В апреле 2017 г. наследие Рерихов было незаконно изъято у Международного Центра Рерихов во время рейдерского захвата усадьбы Лопухиных Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ.

Cогласно нотариально заверенному распоряжению С.Н. Рериха от 22.10.1992 г., являющемуся актом передачи права собственности на всё имущество, подробно описанное в его Завещании от 19.03.1990 г., все права на оригиналы дневников Е.И. Рерих принадлежат исключительно Международному Центру Рерихов. В связи с этим С.Н. Рерих дал подробные инструкции о том, как поступать с наследием и архивом [5, 6]. И эти инструкции в Международном Центре Рерихов всегда неукоснительно соблюдались, в частности, в книгу «У порога Нового Мира», вышедшую в 1993 и 2000 гг., включены разделы из дневников Е.И. Рерих: «Изучение свойств человека», «Космологические записи», «Огненный опыт» и т.д. В соответствии с распоряжениями Святослава Николаевича за четверть века успешной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР было издано более 250 наименований научных, литературных, философских, художественных произведений членов семьи Рерихов, многие из которых размещены на сайте Международного Центра Рерихов. Опубликовано полное собрание писем и ряд других работ Е.И. Рерих. В сотворчестве с духовным Учителем на основе своих дневниковых записей Елена Ивановна составила, отредактировала и издала Учение «Живая Этика», все книги которого с текстологическими комментариями также опубликованы Международным Центром Рерихов [7]. Таким образом, материала для изучения творческого наследия Рерихов, его научного осмысления и практического применения более чем достаточно.

На основании информации, опубликованной в разделе «От издательства» первого тома личных дневников Е.И. Рерих, можно утверждать, что Елена Ивановна перечитывала свои дневники: об этом говорят оставленные на их полях заметки. Учитывая широчайшую тематику записей, она их систематизировала: на это указывает наличие нескольких вариантов рукописей. Однако те, кто создавал электронный вариант «московского» архива, сформировали свои разделы и нумерацию тетрадей. В уже опубликованный «Прологом РХ» первый том «Огненного опыта» включены произвольно выбранные «тексты двух первых рукописных тетрадей Опыта второй редакции» и «отдельные фрагменты из шести тетрадей Бесед и тетрадей Опыта за тот же период времени» [1, с. 5]. Более того, чтобы сделать «публикацию максимально полной», издатели самовольно объединили имеющиеся варианты рукописей [1, с. 5]. Кроме того, в изданный «Прологом РХ» первый том дневников Е.И. Рерих включен сборник легенд и апокрифов «Криптограммы Востока», тексты которого составители дополнили «всеми пометками, сделанными Еленой Ивановной на страницах личных экземпляров» [1, с. 8]. Также они позволили себе расшифровку сокращений, редакторские комментарии и вставки. Анонсируя раздел первого тома «Этапы огненного пути», издатели сообщили, что связали «небольшими редакторскими комментариями» взятые «из ранних и поздних тетрадей Елены Ивановны» «изречения Великого Владыки» и «фрагменты ее писем» [1, с. 8]. При этом в сплошном тексте этого раздела никак не выделены комментарии редактора, цитаты дневниковых записей и писем. Таким образом, текст составлен произвольно, он не имеет дат, характерных для личных дневников и писем, а также ссылок на первоисточник.

Мы убеждены, что ни один профессионал, действительно заинтересованно и непредубежденно изучающий наследие Рерихов, не мог взяться за публикацию личных дневников Елены Ивановны, понимая недопустимость попрания ее воли и нарушения ее прав. По свидетельству самой Елены Ивановны ее дневники содержат легенды, пророчества, старинные традиции, а также массу информации, не предназначенную для обнародования: «Настаиваю на том, что каждая тетрадь-манускрипт содержит материал, который не был еще опубликован, потому никто не имеет права доступа к нему» [8, с. 322].

Дневники Елены Ивановны Рерих – величайшая культурная ценность, всю значимость которой для человечества еще предстоит осознать. Крупнейший исследователь жизни и творчества семьи Рерихов академик Л.В. Шапошникова отмечала, что дневники Е.И. Рерих дают нам «возможность стать свидетелями уникального космического действия, через которое прошла она сама, пробивая дорогу земному человечеству к высотам Космоса, к высотам духа и к более высоким формам материи» [9, с. 11].

Выступая в защиту чести, достоинства и прав Елены Ивановны, мы требуем прекращения публикации дневников Е.И. Рерих издательством «Пролог РХ» и удаления размещенных на сайте Музея Рерихов их электронных копий.

Комитет защиты
общественного Музея имени Н.К. Рериха
Международного Центра Рерихов

Источники:

1. Рерих Е.И. Огненный опыт. 1924–1940. В 11 т. Т. 1. М.: Пролог РХ, 2021.
2. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. 9. М.: МЦР, 2009.
3. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. 8. М.: МЦР, 2008.
4. Книжник Т.О. «Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно…». Еще раз о дневниках Е.И. Рерих [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного Центра Рерихов (дата обращения: 21.02.2022).
5. Рерих С.Н. Обращение к Рериховским обществам России и других независимых государств 26 апреля 1992 г. // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 1. М.: МЦР, 2001.
6. Шапошникова Л.В. Предатели // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. 3. М.: МЦР, 2005.
7. Электронная библиотека [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного Центра Рерихов (дата обращения: 15.02.2022).
8. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. 5. М.: МЦР, 2003.
9. Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции [Предисл.] // Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7324

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 25 фев 2022, 08:07

«Я, доктор Святослав Рерих, назначаю Совет Международного Центра Рерихов в
Москве в Российской Федерации быть моим действительным и законным поверенным
в осуществлении эксклюзивного авторского права на издания, переиздание,
комментирование и использование любыми другими способами наследия семьи
Рерихов, включая символы рериховского культурного движения, письма и другие
архивные материалы. <…> Организации и граждане, которые хотят издавать,
переиздавать или любыми другими способами использовать наследство семьи Рерихов,
должны делать это только с разрешения Совета Международного Центра Рерихов
…»

С.Н. Рерих. Специальное право поверенного. 27.04.1992 г.

Приводится в статье В.В. Байды "Не в силе Бог, а в правде": icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7317

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 25 мар 2022, 09:36

Несколько замечаний об уровне научной и текстологической подготовки книг «Агни Йога: Откровение» и «Агни Йога: Высокий Путь»

Т.О. Книжник

https://lib.icr.su/node/222

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 15 авг 2023, 06:45

О незаконной публикации дневников Е.И. Рерих (огромная подборка)

https://www.roerichs.com/glavnaya/nasle ... hov/sfera/

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 15 авг 2023, 06:46

НАРУШЕНИЯ УКАЗА Е.И. РЕРИХ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Вновь тревожная новость: издан и поступил в продажу первый том книги «Машинописные тетради Урусвати. Записи бесед Е.И. Рерих с Учителем».

Несколько лет назад на сайте А. Люфта, а также в его группе оцифровки дневников Е.И. Рерих, было объявлено о подготовке к изданию сокровенных тетрадей Е.И. Рерих. Группа «Тетради Урусвати» начала сбор средств для реализации задуманного. О своей работе группа сообщает, что они выполняют «набор текстов, его редактирование, изготовление макета».

За последние годы не раз выходили статьи и заметки по поводу несвоевременного обнародования сокровенных записей Е.И.Рерих с напоминанием рериховскому сообществу об ответственности перед Учителями, о значении их указаний и рекомендаций. Однако самомнение и амбициозность толкает некоторых личностей поддерживать и усугублять злонамеренные действия Государственного музея Востока (ГМВ), который первым выставил в Интернет-пространстве тексты дневников Е.И. Рерих для широкого пользования. Казалось бы, многих должен был насторожить сам факт, что эти дневники попали в ГМВ разбойничьим путем, в результате захвата наследия Рерихов у Международного Центра Рерихов. Неужели от такой организации, как ГМВ, можно ожидать какого-либо культурного действия, а также понимания значения наследия Рерихов и бережного, ответственного отношения к знаниям, которое оно несет?! Однако немало участников рериховского движения с легкостью присоединились к предлагаемому музеем Востока «пиршеству» – распространяют, издают, читают сокровенное.

О Люфте, казалось бы, и говорить не нужно. Сколько клеветы и грубости он годами изливал на С.Н. Рериха и Л.В. Шапошникову, а затем принялся за «редактирование» и издание дневников Е.И. Рерих. Но некоторые участники рериховского движения не гнушаются и его «гульбищем».

Неужели еще кому-то неизвестны сроки, указанные Е.И. Рерих в отношении обнародования своих сокровенных записей?! Отчего же столько смакующих «запретный плод»? Отчего это делают порой тайно, скрывая от своих коллег или торопливо сооружая весомый, как кажется, мотив для своего поступка?

Но Живая Этика и Грани Агни Йоги ясно и определенно говорят об опасности невыполнения Указа Учителей:
«Для Учителя велика определенная уверенность, что каждый краткий Указ Его будет понят и исполнен» (Сердце, 578);
«Ученик дает обещание следовать всем указам Учителя, но как только получается указ, то немедленно найдутся причины видоизменить его. <…>
Когда сами сделаетесь учителями, настаивайте на немедленном исполнении указа. Не давайте частых указов, они делаются обычными, но если дело требует, дайте краткий указ. Пусть знают, что указ неотменяем» (Агни-Йога, 278);
«Точное и неукоснительное выполнение Указаний необходимо, как щит, как защита от зла. В корне каждой допущенной ошибки найдете неисполнение Указа» (Грани Агни Йоги. 1962, 284);
«Временное исполнение Указаний даст и следствия временные» (Грани Агни Йоги. 1966, 623).

Так кто же Елена Ивановна Рерих для издающих, распространяющих и читающих ее дневники – Учитель или нет? Если Учитель, то каждый должен честно самому себе дать ответ об исполнении им Указаний Учителя!

Ольга Калинкина

https://roerichnews.com/wp-content/uplo ... df#new_tab

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 18 авг 2023, 22:31

Заявление Комитета защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР по поводу издания книги «Машинописные тетради Урусвати. Записи бесед Е.И. Рерих с Учителем»

В этом году в интернет-магазинах появилась книга «Машинописные тетради Урусвати. Записи бесед Е.И. Рерих с Учителем» (1 том), где содержатся дневниковые записи Е.И.Рерих. Издание подготовлено группой «Тетради Урусвати», которую организовал А.Люфт.
Тетради Елены Ивановны, переданные С.Н.Рерихом в составе наследия его родителей Международному Центру Рерихов (МЦР), хранились в архиве более четверти века. Сотрудники МЦР, имеющие значительный стаж работы в государственных архивах, готовили к публикации материалы из фондов по установленному плану в соответствии с указаниями С.Н.Рериха и требованиями науки. Многочисленные издания МЦР предоставили исследователям наследия Рерихов уникальную возможность для его изучения.
В 2017 году произошел силовой захват имущества и фондов МЦР Государственным музеем Востока (ГМВ). Среди культурных ценностей, по праву принадлежащих МЦР и изъятых ГМВ, особое место занимает рукописный архив Е.И.Рерих – это дневниковые записи, личные заметки и письма. Тексты дневников Е.И.Рерих Государственный музей Востока выставил в Интернете для широкого пользования, что послужило началом к их чтению, распространению и изданию. Однако Е.И. Рерих указала, что дневниковые записи могут быть доступны для ознакомления не ранее ста лет после ее ухода (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 43).
Любой автор имеет право определять сроки обнародования своего творения, которое защищает закон: «Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора» (ГК РФ Гл. 70. Авторское право. Ст. 1267, п. 1); «Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)» (ГК РФ Гл. 70. Авторское право. Ст. 1268, п. 3). Таким образом, все, кто причастен к изданию дневников Е.И.Рерих, нарушают Гражданский кодекс РФ.
Кроме того, важно учитывать, что к публикации вновь изданной книги причастны именно те, кто называет себя последователями Рерихов и исследователями их наследия. Возникает вопрос: какую ценность имеет для них понятие Учителя и каково их отношение к его указам? Видимо, в основе действий тех, кто игнорируют указания Е.И.Рерих, лежит невежество и потребительское отношение к бесценным знаниям.
Общественность, занимающая достойную человеческую и гражданскую позицию, не раз выражала осуждение публикации и распространению дневниковых записей Е.И.Рерих. Однако до сих пор некоторые безответственные личности вновь и вновь продолжают неблаговидное дело.
В свое время Л.В.Шапошникова оценивала не иначе как предательство публикацию текстов из тетрадей Е.И.Рерих издательством «Сфера». И статью на данную тему она закончила словами из Живой Этики: «Слышу вопрос – почему так много слов о предательстве? Именно потому, что предательств много. Когда кобра заползает в дом, о ней много говорят. Перед землетрясением змеи выползают наружу. Сейчас много таких змей» (Шапошникова Л.В. Предатели).
Имена Рерихов и их наследие всегда являлись пробным камнем, выявляя сущность людей, их природу. И ситуация с дневниками Е.И.Рерих ярко показала, для кого ее записи стали желаемой добычей отнюдь не с целью популяризации и просветительства. В таком случае тем, кто осознанно попрал все указы и рекомендации Е.И.Рерих в отношении ее дневников, нужно быть готовыми рано или поздно держать адекватный ответ за попрание наивысшего.
Комитет защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР выражает решительный протест против продолжения несвоевременной публикации дневниковых записей Е.И.Рерих, что нарушает ее волю и авторское право.

16.08.2023

Источник: Сайт Комитета защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7763

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 23 авг 2023, 07:36

Любовь Хоменок. О том, как А. Люфт сам себя высек

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5957

Не так давно Андрей Люфт разразился еще одной статьей в защиту незаконной публикации сокровенных записей Е.И.Рерих [1]. Она явилась ответом Книжник Т.О. и Ревякину Д.Ю., которые представили свое видение проблемы в статье «Об особенностях духовного пиршества в Государственном музее Востока» (20.07.2018) [2]. Столь бурная реакция давнего ненавистника МЦР красноречиво свидетельствует, что авторы попали в точку, вскрывая причины и возможные последствия этого поступка. А.Люфт изо всех сил пытается критиковать их, но в итоге не опровергает, а еще больше подтверждает выводы статьи своих оппонентов. В этом легко убедиться, внимательно прочитав материал, представленный им, что мы и постараемся сделать.

По своему обыкновению, Люфт обвиняет авторов критикуемой им статьи в голословности, предвзятости и желании сокрыть от «просвещённой» рериховской общественности труды Е.И.Рерих. Все приведенные доказательства он считает либо косвенными, либо (когда они бесспорны) сфальсифицированными. В таком случае обратимся к его собственным аргументам, ведь от них ему сложнее будет отказаться.

Итак, в качестве подтверждения отсутствия всяких запретов со стороны Рерихов на публикацию сокровенных Дневников А.Люфт ссылается на аудиозапись публичного выступления С.Н.Рериха в лекционном зале Государственного музея Востока 12 мая 1987 года [3]. В нем С.Н.Рерих якобы ратовал «за публикацию рукописей Е.И.Рерих без каких-либо сроков и ограничений» [1]. Подобная трактовка ответа Святослава Николаевича слишком субъективна и не тянет на серьезный аргумент. Тем более что МЦР никогда не отстаивал окончательное сокрытие Дневников Е.И.Рерих, он только указывал на сроки, которые еще не наступили. Так же и С.Н.Рерих сказал: «[Наследие Е.И.Рерих. – Л.Х.], конечно, будет опубликовано». И прибавил в конце какую-то фразу, которую разобрать практически невозможно, но ясно слышится первый слог «ко…». Возможно, он сказал – «когда-нибудь» или «когда придет время». В любом случае речь в аудиозаписи отнюдь не о снятии всех запретов и безоговорочном обнародовании Дневников, как это пытается представить Люфт, а всего лишь о принципиальной его возможности. Подтверждением этому является и известное обращение С.Н.Рериха к рериховским организациям 1992 года, где он весьма определенно заявляет: «Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено». [4]. Конкретные сроки он объявил непосредственным хранителям драгоценного архива. Для того чтобы опровергнуть прямые указания С.Н.Рериха, данные им МЦР через свое доверенное лицо Л.В.Шапошникову, «изобретательный» А.Люфт пытается обвинить Людмилу Васильевну в фальсификации и подтасовках, совершенно игнорируя другие строки из этого письма: «…Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать». И еще: «Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми» [4]. Но, судя по всему, А.Люфт отказывает С.Н.Рериху в мудрости и дальновидности, признавая только собственный авторитет.

Поэтому свои обвинения Л.В.Шапошниковой он обосновывает тем, что в воображаемой фальсификации она якобы уже была замечена ранее, причем «заметил» ее все тот же Люфт. Получается, что, собственные измышления он выдает за бесспорный факт. Иными словами, предлагает читателям верить его «честному слову». Такая «доказательная база» не выдерживает критики.

Немало усилий прикладывает А.Люфт, чтобы убедить читателей в том, что известные выдержки из писем Е.И.Рерих, где она указывает, что, вероятно, ее записи будут доступны читателям не раньше столетия, ‒ это всего лишь предположение. Для этого в ход пошел лингвистический анализ слова «вероятно». Свои выводы этот «специалист» «усилил» обвинением Т.О.Книжник в фальсификации указаний Учителя о трехсотлетнем сроке полной выдачи записей, для чего провел собственную почерковедческую экспертизу фрагмента, представленного в ее статье «Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно» [5]. В общем, как он посчитал, «разбил наголову» упрямых оппонентов. И что же?.. В своей же статье, словно в насмешку над собой и, надо думать, простодушными читателями, он приводит слова Учителя Е.И.Рерих, не только опрокидывающие его прежние аргументы, но и сводящие к нулю все старания доказать, что время для обнародования Дневников наступило: «Яро скажи сыновьям: “Записи мои для будущего, и яро они никому непонятны и не нужны сейчас. Яро сохраните их при Университете и при Монастыре, и яро через столетие может быть оявится возможность кому-то их показать, и ярые извлекут полезнейшие выводы и Знания”» [1].

По большому счету эта цитата в комментариях не нуждается. Из нее и так видно, что Учитель прямо указывает ‒ записи Е.И.Рерих доступны будут только через 100 лет. Причем далеко не все получат возможность с ними ознакомиться. Более того, речь идет не об их публикации, а только о показе тем личностям, которые действительно смогут их понять. Понятно, что при таком строгом и ясном Указании исключается сама возможность их обнародования до положенного срока. Люфт указывает на дату этой записи «1.06.1953», т.е. путем простой арифметики можно подсчитать, что срок первого ознакомления с Дневниками Е.И.Рерих наступит только после 2053 года.

В своих статьях сотрудники МЦР неоднократно указывали этот год, правда, ссылаясь на открытые источники – письма Е.И.Рерих. По большому счету для более или менее внимательного читателя, пусть даже не верящего МЦР, этот отрывок должен был бы явиться серьезным сигналом к тому, что все принимающие участие в «духовном пиршестве» нарушают запрет не МЦР или Л.В.Шапошниковой, а Учителя.

А если вспомнить, каким путем были получены сокровенные Дневники опубликовавшим их ГМВ, то можно ужаснуться последствиям такого поступка. Они вполне обозначены в Гранях Агни Йоги: «Знание, получаемое незаконно, лишенное преданности и верности, яро обратится против получателя и послужит ему во зло, усиливая каждое дурное свойство, каждый зачаток зла, даст силу ему во зле удержаться и твердо вступить на путь тьмы. Лучше совсем не касаться знания, нежели получать его незаконно и обманным путем. В том отношении обман руководителя имеет особенно пагубные и тяжкие следствия, ибо все, что при обычных условиях послужило бы на пользу и восхождение, послужит не благу, но тьме, обрекая предательскому пути» [6, § 11].

Из этой цитаты следует, что Светлое Знание попадает и в недостойные руки и оно может быть извращено, утеряно, осмеяно. Не воля Учителей отдала Дневники в руки ГМВ, но человеческое своеволие захватило их. Учителя допускают и это, ведь определяющей является свобода выбора самих людей, которую они никогда не нарушают. Но, совершая поступок, человек несет полную ответственность за него и испытывает соответствующие следствия.

В свете Предупреждений из Высокого Источника счастливый возглас Люфта о том, что «нашим современникам лишь стоит порадоваться, что возможность открытия записей Е.И.Рерих появилась не в 2053 году, как это предполагал Учитель, а немного раньше» [1], звучит предательски безответственно. И стоит задуматься над истинными намерениями Андрея Люфта. Итак, перед каждым стоит выбор – последовать указанию Учителя и достойно пройти это испытание или пойти за Люфтом. Каждый, кто в очередной раз открывает сокровенные Записи несмотря на запрет Учителя, уже сделал свой выбор.

Исчерпав аргументы, касающиеся непосредственно Дневников Е.И.Рерих, Люфт выпустил, как он, очевидно, считает, «тяжелую артиллерию» в виде фотографий со старыми коробками из отдела рукописей МЦР, в которых якобы хранились Дневники Е.И.Рерих. Конечно, если мы приведем свидетельства сотрудников МЦР о том, что когда они покидали в апреле 2017 года помещения архива, все материалы хранились на своих местах в коробках из бескислотного картона, а в показанных на фото ящиках находились не представляющие ценности бумаги и стояли они совсем в другом месте, то А.Люфт решит, что МЦР неумело оправдывается.

Однако данное обвинение можно было бы принять, если бы подобное положение вещей обнаружилось так называемой «инвентаризационной комиссией» в присутствии правоохранительных органов и самих представителей МЦР. Но, несмотря на официальную просьбу Центра о включении в ее состав лиц, непосредственно отвечающих за сохранность фондов общественного Музея [7], от ГМВ был получен абсурдный отказ [8]. Не потому ли, что бесцеремонно распоряжаться ценным архивом, и устраивать «инсталляции» как на фото удобней без нежелательных свидетелей? Поэтому все доказательства, представленные этой так называемой комиссией, не могут быть приняты в качестве таковых.

Но у МЦР есть и другие весомые аргументы, причем даже со стороны тех, кого никак не заподозришь в симпатии к Центру. Речь о том самом Заключении «рабочей группы в рамках проверки по вопросам законности владения Международным Центром Рерихов культурными ценностями и непринятии мер по включению в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации творческого наследия семьи Рерихов» [9], которое Люфт использует в качестве подтверждения плохого хранения архивных документов. Среди членов комиссии можно заметить и нашего старого знакомого, который все последние годы строил планы, как отобрать наследие Рерихов и Усадьбу Лопухиных у МЦР, – советника министра культуры РФ К.Е.Рыбака. Прежде всего обращает внимание на себя тот факт, что, несмотря на сформулированные цели этой группы: «…проверить законность владения МЦР культурными ценностями…», в ее выводах ничего об этом не сказано. Иными словами, всеми культурными ценностями МЦР владел на законных основаниях. Кроме того, ничего в них нет и о старых коробках, описанных Люфтом. Наоборот, рабочая группа констатировала:

«‒ условия хранения, температурно-влажностный режим соответствуют нормам, документы хранятся в папках и коробках из бескислотного картона;

‒ помещения хранилища находятся под сигнализацией, опечатываются, обеспечивается их охрана;

‒ копии документов используются в постоянной экспозиции Международного Центра Рериха и публикаторской деятельности. Для работы исследователей документы выдаются в читальный зал под наблюдением сотрудника, оформляются личные дела исследователей, осуществляется проверка дел до и после использования их в читальном зале;

‒ описи фондов № 1, 3‒8 соответствуют критериям современного архивного дела, характеризуются высоким научным уровнем, отражают состав и содержание документов фондов» [9].

Даже сделанные замечания, на которые ссылается А.Люфт, полагая, что они-то и есть бесспорные доказательства преступного отношения МЦР к архиву семьи Рерихов, здесь не упоминаются, а вместо этого изложены мягкие рекомендации по устранению выявленных недочетов. Таким образом, специалисты не считают «раздутые» Люфтом ошибки в числе серьезных нарушений, очевидно, понимая всю сложность архивной работы и встречаясь с ними уже не раз в других государственных учреждениях.

А вот на что следовало бы действительно обратить внимание сердобольной общественности – так это на условия хранения музейных фондов в государственных учреждениях культуры. В течение даже последнего года в Интернете появилось немало материалов о вопиющих нарушениях в этой области. Достаточно напомнить о разрухе в фондах Русского Музея, ликвидации Музея ИЗО в Тюмени зимой 2017 года [10], в результате которой ценнейшие экспонаты складировались как попало в неприспособленном помещении, и, наконец, об условиях хранения живописи Н.К.Рериха в ГМВ [11].

О том, как государственные «радетели» за культуру относятся к наследию Рерихов, свидетельствует один вопиющий эпизод: когда сотрудников отдела рукописей МЦР наконец-то допустили на их уже разоренные рабочие места, то среди оставленных ими после «нашествия» ценностей был обнаружен блокнот С.Н.Рериха, один лист из которого был безжалостно вырван, а на следующем остался хорошо заметный оттиск. Сотрудники МЦР определили, что позарились на рисунок тибетского юноши С.Н.Рериха. Кто и зачем это сделал?

Его вырвали, так же как воры ради наживы вырезают из рам старинные полотна. Так же поступили и со всеми коллекциями общественного Музея, которые были выхвачены из привычных для них роскошных музейных залов, хранилищ, оборудованных по последнему слову техники, и увезены в неизвестном направлении. Скорее всего, они складированы как попало в неприспособленном помещении. Так же варварски поступает и А.Люфт, на словах превознося Учителей, Рерихов, а на деле грубо попирая Их волю и извращая Их указания. Правда, скрывать это, судя по его статье, становится все труднее.

Примечания

1. Люфт А. Отдел рукописей МЦР хранил труды Рерихов в коробках из-под водки // Живая Этика в мире (сайт). Режим доступа: http:// lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/571-for-knizhnik>

2. Книжник Т.О., Ревякин Д.Ю. Об особенностях духовного пиршества в Государственном музее Востока // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5912

3. С.Н.Рерих о публикации тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих // Youtube (сайт). Режим доступа: https:// youtube.com/watch?time_continue=2&amp;v=0TOGL_71mtc

4. Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств // Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (сайт). Режим доступа: http://www.roerichs.com/

5. Книжник Т.О. Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5755

6. Грани Агни Йоги, 1957 г.

7. Письмо МЦР Генеральному директору Государственного музея Востока А.А.Седову от 12.05.2017 № 282. 8. Ответ ГМВ от 19.05.17 № 301/1-25 на письмо МЦР от 12.05.2017 № 282.

9. Заключение рабочей группы в рамках проверки по вопросам законности владения Международным Центром Рерихов культурными ценностями и непринятии мер по включению в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации творческого наследия семьи Рерихов // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... opisey.pdf

10. Авральный вывоз предметов искусства из Музея ИЗО в Тюмени. Пахнет вандализмом // Park72.ru (сайт). Режим доступа: https://park72.ru/culture/126239/

11. Коммуналка для сокровищ: что музейщики думают о депозитариях // РИА Новости (сайт). Режим доступа: https://ria.ru/culture/20120331/610406014.html

06.09.2018

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: О незаконной публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 23 авг 2023, 08:51

Комментарии соратников нового воровского издания Дневников: "Огромное количество грамматических ошибок; не опечаток, а именно ошибок, так как постоянно повторяются. Неужели нет редактора? Опечаток - и того больше... В отношении редактуры книга издана просто безобразно. К сожалению".

В ответ Люфт пишет, ну мы же бесплатно работаем. То есть на добровольной основе к работе простительно относиться спустя рукава... Ну и торопились, наверно, любопытствующим кинуть - тем, кто и Учение вряд ли пару раз от корки до корки прочел за жизнь.

Для справки - с момента закрытия "Мастер-банка" вся издательская работа в МЦР ведется на добровольной бескорыстной основе. Причем книги издаются кристалльного качества.


Вернуться в «"Не раскрывайте случайных книг..."»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей