Не будьте дилетантом!

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Не будьте дилетантом!

Сообщение Надежда Лебедева » 19 авг 2019, 14:59

Не будьте дилетантом!

В электронном историческом журнале для всех «Дилетант» от 08.07.2019г. читателям предложена статья Веры Фейгиной «Рерихи. Мистическое учение». Читая эту публикацию, поражаешься неосведомленности автора в данном вопросе, одним словом – «дилетант».
Взявшись за краткий анализ жизненных вех и творчества Рерихов, В.Фейгина почему-то воспользовалась не исследованиями известных рериховедов П.Ф.Беликова и Л.В.Шапошниковой, а домыслами недалеких толкователей. В результате - грубая ошибка в биографии старшего сына Е.И. и Н.К.Рерихов Юрия Николаевича.
Крупнейший ученый – востоковед, лингвист и искусствовед Ю.Н.Рерих после его возвращения на Родину жил не в Новосибирске, как сообщает В. Фейгина, а в Москве, работая в Институте востоковедения АН СССР и возглавляя там «Сектор философии и истории религии Индии».
По всей вероятности, автор статьи мало знакома и с литературными трудами Рерихов. А ведь именно в них можно узнать, как, например, Николай Константинович Рерих относился к понятию «мистицизм». В одноименном очерке он писал: «В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова – мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское мист – то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. <…> …мы радуемся каждому достижению, будет ли это в области искусства или науки. Мы глубоко интересуемся передачей мысли на расстояние и всем, сопряженным с энергией мысли. Об этом уже давно были беседы с покойным Бехтеревым, с Райном, с Метальниковым. Область мозга и сердца, так выдвинутая сейчас учеными мира, не может быть названа дымчатым словом мистицизм, но есть самое реальное научное познавание. Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность» [1].
В статье г-жи Фейгиной почему-то ничего не говорится о простых и ясных идеях Н.К. Рериха, связанных с утверждением в обществе приоритета культуры, с защитой культурного наследия, с широкой миротворческой деятельностью, с научными изысканиями. Николай Константинович Рерих никогда не был отвлеченным мыслителем-мистиком. Основы Учения Живой Этики, которое и составляло суть его мировоззрения, он воплотил в реальных делах – Пакте Рериха, первом международном договоре в защиту культурных ценностей; в знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции; в Институте Гималайских исследований «Урусвати», наконец, в своем художественном и литературном творчестве. Не зря С.Н. Рерих назвал своего отца «Художником жизни, полем деятельности которого был весь мир». И, по сравнению с выдающейся жизнью Н.К. Рериха, попытки навесить на него и на его труды ярлыки мистицизма и оккультизма, выглядят бледно, неубедительно и могут быть рассчитаны только на таких же дилетантов, как и автор статьи.
Тем не менее, Вера Фейгина не случайно в самом начале статьи заявляет, что «благодаря спиритической мании и родилось учение Живой этики (Агни-йоги)». За этим явно просматривается не просто дилетантизм автора, но его намерение исказить и умалить Учение Живой Этики.
Рерихи в молодые годы действительно жили и творили во время существования и широкого распространения спиритизма в России и за рубежом, однако при этом, они совершенно не были увлечены данной практикой. Елена Ивановна Рерих в письмах к своим многочисленным корреспондентам неоднократно предостерегала их против занятий спиритизмом, так как это может нанести вред психическому здоровью. Она крайне отрицательно отзывалась об этом явлении и подчеркивала: «…все наши группы – учреждения культурно-просветительские, примкнувшие к идеологии Рериха, но никаких спиритических кружков мы не поощряем» [2], «…сторонитесь всех спиритов и медиумов. Нам с ними не по пути!» [3].
Учение Живой Этики было создано Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Великими Учителями Востока, и к спиритизму подобное сотрудничество не имело никакого отношения. Оно было связано с мирами иных состояний материи, откуда приходит к человеку вдохновение, озарение. Человеческое творчество веками свидетельствует нам о такой связи. Например, поэзия, живопись и даже научные открытия. У А.К.Толстого есть такие строки: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землёю, незримые оку…». О состоянии «счастливых переживаний научного вдохновения», связанных с иным духовным пространством, пишет в своем дневнике В.И.Вернадский: «Это было интенсивное переживание мыслью и духом чего-то чуждого окружающему, далекого от происходящего». Тем не менее, именно эти переживания легли в основу открытий выдающегося ученого, которые никто сейчас не ставит под сомнение. Никто не ставит под сомнения и достижения гениального математика – Рамануджина, жившего в конце 19 - начале 20 веков. Он на многие годы опередил современную ему науку, и определил развитие математики на сто лет вперед. Сам ученый готовые формулы получал во время молитвенных переживаний и во сне. Примеры подобных способов познания мира можно привести десятками, и сегодня ученые уже всерьез размышляют на эту тему, участвуя в различных научных дискурсах.
Е.И.Рерих была выдающимся философом, президентом-основателем Гималайского института научных исследований «Урусвати», общественным деятелем и писателем. В ее эпистолярном наследии, составляющем десяток внушительных томов, содержатся комментарии к Учению Живой Этики, простые и ясные пояснения ее сложнейших положений. Все это свидетельствует о высокой образованности, широте взглядов и духовной утонченности Елены Ивановны Рерих. Только подобные личности способны на реальное сотрудничество с Высшим миром, и являются подлинным сокровищем страны. Но в глазах невежд они достойны лишь ярлыков «мистиков и шарлатанов».
«Краткий философский словарь» под редакцией доктора философских наук А.П. Алексеева, подготовленный коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, разъясняет, что Е.И.Рерих «В 20–30-е гг. под руководством Великих Учителей написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики (Агни Йоги), утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока» [4].
Учение Живой Этики по праву является вершиной русского космизма, видными представителями которого были философы В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, композитор А.Н.Скрябин, художник М.К.Чюрленис, такие выдающиеся ученые как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и другие.
Живая Этика - не религиозная идеология, родившаяся, по мнению В.Фейгиной «из смешения религий и культур», а система научного познания мира. Она повествует о закономерностях космической эволюции, и в ней в равной степени использованы вековые духовные наработки человеческой культуры, а также нахождения научной, религиозной и художественной мысли. В основе Живой Этики лежит не «смешение», а сложный духовно-культурный синтез - органическое слияние явлений, сопровождаемое возникновением нового явления и нового его качества. Понимание синтеза доступно при соответствующем уровне образования и способности мышления к нему. В противном случае, все попытки определить суть Учения Рерихов останутся дилетантскими.
Именно, опираясь на научный потенциал Живой Этики, Рерихи создали Гималайский Институт научных исследований, с которым сотрудничали и участвовали в его программах такие всемирно известные общественные деятели и ученые стран Востока и Запада, как: Нобелевские лауреаты Альберт Эйнштейн, Роберт Милликан, Луи Бройль, а также Рабиндранат Тагор (индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель), Чаттерджи (филолог-востоковед и общественный деятель), Радхакришнан (индийский философ, общественный деятель), путешественник Свен Гедин и многие другие. Советский академик Н.И. Вавилов (генетик, ботаник, селекционер, географ) вел переписку со Святославом Рерихом по проблемам ботаники.
Множество современных крупных ученых, государственных и культурных деятелей оценивают Живую Этику как научно-философскую систему, как Учение о ведущей роли Культуры в жизни общества, отмечают ее значение для духовного становления будущего человечества. Их мнения опубликованы в интернет-пространстве. Вот только некоторые из них:
Академик РАН Д.С.Лихачев: «Я глубоко уверен, что наследие семьи Рерихов, превращенное в наше национальное достояние, займет заслуженное место в культурной жизни нашей страны» [5].
А.Л.Яншин, академик РАН: «О сути Учения. Можно сказать совершенно определенно, что Учение Живой Этики есть мировая этическая система, к которой должно стремиться все человечество» [6].
М.Е.Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2002–2010гг.): «В гармонии культур Запада и Востока видел Николай Константинович будущее человечества, в духовном становлении которого огромную роль должно сыграть учение Живой Этики, данное Махатмами, Учителями Индии» [6].
О.Л. Кузнецов, президент РАЕН, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники: «Учение Живой Этики и все научное и художественное творчество Рерихов, их забота о сохранении общечеловеческих ценностей культуры проникнуты мыслью о будущем и помогают в наше трудное и полное испытаний время обрести вечный и вдохновенный Свет Знания и Красоты, бесстрашно, невзирая на стереотипы и предрассудки, устремиться по беспредельному пути познания и духовного творчества» [6].
М.Н. Дудина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Уральского государственного университета, Екатеринбург: «В настоящее время все более актуальной становится идея объединения людей через культуру, изложенная как концепция космической Живой Этики Н.К. и Е.И. Рерихами. Согласно этой концепции, идет борьба двух космических начал – Добра и зла как в Космосе, так и в человеческом обществе, и особенно в душе каждого человека» [6].
. А.Н. Баландин, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза: «Живая Этика, в которой много говорится об эволюционном значении Знамени Мира, – это философская основа нового космического мышления. Космическая деятельность – это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления» [6].
А.М. Сибагатуллин, министр культуры Республики Татарстан: «Картины Н.К. Рериха, а также философия космической реальности – Живая Этика, данная Учителями Востока через Рерихов, говорят о метанауке – единстве видимого и невидимого, единстве человека с космосом и связи его с Вечным. Знамя Мира есть символ эволюционного пути человечества» [6].
С.В.Лавров, министр иностранных дел РФ: «На пороге ХХI века, в эпоху глобальных перемен и социальных преобразований, научных открытий и свершений, когда народы мира становятся всё более взаимосвязанными и взаимозависимыми, особую актуальность приобретают идеи Н.К.Рериха, обращенные к человечеству как к единому целому. Цель человечества на протяжении столетий — сохранение мира на Земле, создание такого мироустройства, при котором будет возможно процветание всех наций. Речь идет о создании новой культуры, предусматривающей формирование единой системы ценностей. Философское и культурное наследие Рерихов в этом процессе приобретает особое значение, закладывая духовную основу для совместного продвижения к многополярному, стабильному и справедливому мироустройству» [7].
На протяжении более четверти века многие российские и зарубежные ученые выступали на ежегодных международных научных конференциях, которые проводятся Международным Центром Рерихов (МЦР) с 1990 года. Такое сотрудничество в осмыслении и применении в научных исследованиях философской системы «Живая Этика» продолжается и в настоящее время, и отражается на сайте МЦР: http://www.icr.su/rus/news/icr/index.php.
Жизнь и творчество выдающихся русских мыслителей Рерихов, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки и искусства, требуют глубокого и внимательного изучения, серьезного погружения в первоисточники. От исследователя требуется еще и наличие соответствующего уровня культуры. Как писал Н.К.Рерих, мы все сейчас проходим «испытание восприятием культуры».
Поверхностный же подход автора публикации в журнале «Дилетант» привел к искажению информации о семье Рерихов, к недостоверной оценке философии Живой Этики и ее последователям. Хочется дать совет В.Фейгиной - автору статьи «Рерихи. Мистическое учение»: знайте больше, читайте труды и письма самих Рерихов, а не сомнительные домыслы, искажающие истину, в общем – не будьте дилетантом.

Ольга Слепова, Любовь Хоменок

Источники:
1. Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. (1942–1947). — М.: Международный Центр Рерихов, 2002. — 579 с.
2. Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. 2 (1933г.). — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — 333 с.
3. Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. 2 (1933г.). — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — 511с.
4. «Краткий философский словарь» под редакцией доктора философских наук А.П. Алексеева. Электронный ресурс: http://yro.narod.ru/zaschitim/HRoerich_slovar1.htm
5. Письмо Д.С. Лихачева С.Н.Рериху. 1989.08. Электронный ресурс: https://save.icr.su/…/dmitrij-lihachev-mtsr-sozdaet-vse-u…/…
6. Сайт Международного Центра Рерихов. Электронный ресурс: http://www.icr.su/rus/evolution/ethics/reviews/
7. Сайт Международного Центра Рерихов. Электронный ресурс: http://lib.icr.su/node/159\


https://www.facebook.com/groups/6239926 ... 758719095/

Вернуться в «"Не раскрывайте случайных книг..."»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей