Очень хорошая статья о последствиях публикации Дневников Е.И. Рерих

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Очень хорошая статья о последствиях публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 27 май 2016, 12:47

Д. Энтин и дневники Е. Рерих — последствия самомнения и предательства

Источник: http://agnivesti.ru/news7811

«Легкомыслие шепчет, что не нужно все Сокровенное.

Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно, но человек, ослепленный молнией, вопиет о нестерпимом Свете. Человек, придавленный громадою мысли, жалуется на невозможность вместить ее. Поистине, Сокровенное есть соизмеримость, которая дает возможность подниматься без шатания. Тайною Мир держится. Нет предела Беспредельности».

Аум, 148

Эта история началась более семи лет назад.

В 2002 году издательство «Сфера» совместно с исполнительным директором Нью-Йоркского Музея имени Н.К.Рериха г. Даниилом Энтиным организовали и подготовили к печати сокровенные Дневники Елены Ивановны Рерих, авторские копии которых были переданы в свое время американским сотрудникам на хранение. Были изданы книги «Агни-Йога. Откровение» и «Агни-Йога. Высокий Путь» (2 тома), в которых произвольно скомпилированы записи за период с 1920 по 1935 годы. [1]

Накануне издания этих книг МЦР обращается в издательство «Сфера» с предупреждением о несвоевременном издании дневниковых записей Е.И.Рерих, выставление на всеобщее обозрение самого сокровенного из дневников Е.И.Рерих и о чрезвычайной ответственности издательства за последствия (прежде всего, негативные последствия в общественном сознании) публикации этой работы Е.И.Рерих.

Но издательство «Сфера» не прислушалось к предупреждению, и уже в феврале того же года полностью напечатало тираж этих книг и приступило к их реализации. И последствия возникли. И продолжают проявляться до сих пор …

Вот о некоторых негативных последствиях и наметившихся тенденциях в связи с незаконно изданными сокровенными записями Е.И.Рерих, о выработке ориентиров по дальнейшим действиям и пойдет речь в данной статье.

11.04.2002 г. Правление МЦР обратилось к Рериховским организациям с информацией о том, что «против издательства «Сфера» прокуратурой г. Москвы возбуждено уголовное дело по факту нарушения авторских прав МЦР на публикацию дневников Е.И.Рерих, переданных в 1990 г. ее сыном С.Н.Рерихом в архив МЦР»[2]. Таким образом, «Сфера» нарушила не только этические законы, но и, как следствие, законы юридические.

С возбуждением уголовного дела и последующими шагами правоохранительных структур ситуация обострилась. Именно с этого момента фокус полемики, а позже и событий, имеющих реальные последствия, перешел в Интернет-пространство. Книги с записями, изданные «Сферой», вызвали многочисленные протесты рериховской общественности[3] и ожесточенные дискуссии на Интернет-форумах, прежде всего на Интернет-форуме «Грани эпохи». События развивались дальше. Некто Игорь Резниковский разместил в Интернете сокровенные дневники-манускрипты Е.И.Рерих[4].

Некоторые из участников тех первых Интернет-дискуссий очень точно подметили провокационный характер публикации «Сферы», повлекшей за собой с неизбежностью и ожидаемую реакцию МЦР, и ожесточенные споры в Интернете, и ответный протестный поступок И.Резниковского, и другие непредсказуемые последствия и осложнения. Одни спорили и возмущались, что мол «запрещать книги – это варварство», другие возражали – «а о воле основателей кто-нибудь подумал?»[5]

С этого момента предательство перешло из печатного пространства в виртуальное пространство Интернета, возможности которого подобны мегафону усиливающего слабый звук. Поступок И.Резниковского хорошо охарактеризовал Андрей Аруков (г. Санкт-Петербург): «Грань между утверждением справедливости и самоутверждением оказалась тонка. Господин Резниковский даже не заметил, как переступил ее, перепутав подвиг Прометея с поступком Герострата»[6].

Публикация Дневников Е.И.Рерих издательством «Сфера» произвела, на наш взгляд, самый серьезный и самый непримиримый раскол в Рериховском движении. Началось интенсивное выяснение истины на вопросы – действительно ли Нью-Йоркский музей являлся владельцем авторских прав на опубликованные дневники Е.И.Рерих, действительно ли имелись какие-то ограничения Е.И.Рерих на публикацию её записей?

Но если в интернет-дискуссиях активно принимало участие не так уж много людей, тем не менее, перед каждым участником Рериховского движения встал моральный выбор — покупать или нет скандально опубликованные «Сферой» дневниковые записи; использовать или нет их в своей публичной деятельности. Этическая сторона этого выбора состояла в следующем.

Дневники Е.И.Рерих были изданы пиратским способом, вопреки оставленным Еленой Ивановной, и отраженным в нескольких ее письмах указаниям хранителям дневников о сроках их публикации. Наверняка, эти сроки публикации, «не ранее ста лет после моего ухода», были указаны Еленой Ивановной не «для красного словца», как пытались представить дело некоторые активные сторонники обнародования Дневников — эти сроки должны были учитывать общее состояние сознания человечества, готовность или не готовность обычного человека к их восприятию. Вред от преждевременной публикации Дневников нам может быть не виден, об этом могут знать только Учителя Востока, в сотрудничестве с которыми эти Дневники были написаны. Ведь не просто так упоминаются сроки публикации в письмах Е.И.Рерих и в них же указывается — «Манускрипты переданы только на хранение», без права какого-либо использования!

Таким образом, каждый, купивший контрафактно изданные книги «Сферы» тем самым уже выразил ей свою моральную поддержку и стимулировал на повторное издание этих книг, и новые подобные издания сокровенных дневниковых записей. Используя в своих публичных обсуждениях и работах дневниковые записи Е.И.Рерих, тем более давая ссылки на их публикации в интернете, каждый такой человек вольно или невольно участвует в их распространении. Тем самым усиливая тот вред, который несет преждевременная публикация сокровенных дневников — по числу привлеченных таким образом к их прочтению людей.

Число любопытствующих, сделавших свой моральный выбор не в пользу охранения Сокровенного, несмотря на предостережения МЦР, оказалось велико. В первые несколько лет после издания этих книг руководители «Сферы», еще находясь под следствием, подпольными путями распродали первый тираж полностью. Уже к середине 2005 года в рассылаемом по электронной почте каталоге книг этого издательства появилось сообщение об ограниченности тиража, а позже эти книги появились в свободной продаже с новыми выходными данными.

Чем же можно объяснить такое безответственное поведение некоторых людей, на словах декларирующих свою приверженность идеям Рерихов? Возможно, они слишком подвержены любопытству, нездоровому интересу к тайнам, деталям и сокровенным обстоятельствам жизни Рерихов, т.е. к некой ИНФОРМАЦИИ, пищи для праздного ума, но не к учению Живой Этики, пищи для восхождения духа. И характерно, что информация эта такими «людьми ума» используется с полным отсутствием бережности.

Негативные последствия размещения дневников-манускриптов росли незаметно для соприкоснувшихся с ними, но еще не готовыми сознаниями. Характерный пример явил «энтузиаст-исследователь» Владимир Сова, в 2002 году опубликовавший некоторые тематические выдержки из дневников — «Неготовым сознаниям не смотреть!»[7], «Об ошибках Е.П.Блаватской»[8], «О записях»[9] и др. Уже в первом из этих сообщений, в его заголовке, явно звучит этакое «оккультное лихачество», бравада Совы — «Кто-то может и не готов. А вот я ничего не боюсь, я готов к восприятию (синтезу) любых противоречий и любой сокровенной информации». И чем все это закончилось? Через несколько лет в 2008 году тот же Владимир Сова повторил данный опыт, сделав из Дневников тенденциозную подборку и сопроводив ее комментариями, умалившими С.Н.Рериха. Лучше бы он это время потратил на работу над собой согласно советам книг Живой Этики, чем на поиск не существующих «жареных фактов» в сокровенных дневниках Е.И.Рерих и порождению мифов. По этому поводу много разъяснено в статье «По следам очередной клеветы на МЦР» (07.09.2008 г.)[10].

Дальше – больше. В 2009 году Сова уже начал искать «противоречия» в самих Дневниках, а также письмах Е.И.Рерих. Как, например, в теме с первоначальным циничным названием «Где правда?» По-видимому, автор подразумевал, что в некоторых местах Дневников Е.И.Рерих пишет неправду. Следующие свои темы Сова стал публиковать одновременно на всех доступных ему (тематических) Интернет-форумах, в том числе на форуме «чистых» (т.е. не признающих Учение Живой Этики) сторонников Теософии; и предметом его «исследований» стали «противоречия» между освещением в Дневниках и письмах Е.И.Рерих с одной стороны, и трудах Е.П.Блаватской с другой стороны, некоторых частных вопросов. В данной статье мы не будем касаться предмета этих «противоречий». Итог его «исследовательской» деятельности печален. В одном из своих сообщений он сам так сформулировал свои выводы: «Вы, наверное, вслед за многими другими верующими просто даже не допускаете мысли, что «их Учителя» (Учителя Е.И.Рерих. – примечание авторов статьи) и авторы «Писем Махатм» вдруг могут оказаться весьма слабо связаны. А проблема-то именно в этом». Последнее «исследование» Совы на форуме «Агни Йога, Теософия», в результате которого его отключили от участия в форуме на год, было уже «зачитыванием приговора» Рерихам, их Учителям и Учению – в глумливом тоне и грязными намеками на «темных одержателей» из Тонкого Мира.

Какой урок мы должны извлечь из этой истории?
Прежде всего, мы должны, наконец, понять и признать, что чтение Дневников опасно для неготового сознания. Для тех людей, которые еще не утвердились на Учении всем сердцем. Стоит такому человеку споткнуться на каком-нибудь противоречии (в своем сознании), как зародится маленький червь сомнения — и если нет сил с ним справиться, то он быстро вырастет во всепожирающего дракона. И чем интенсивнее «исследования» (без земного учителя) предмета своих сомнений — тем быстрее это превращение произойдет.
Нам могут возразить, что все равно каждый человек проходит свой последний отбор, и раньше или позже Сова на чем-нибудь споткнулся бы и отошел бы от Учения. Но это не так. Шанс пройти правильным путем до «точки невозврата» дается каждому из нас. Если сознание развивается постепенным и естественным путем — происходит его естественное расширение, мозаика знаний складывается в более расширенное понимание, и кажущиеся противоречия предыдущих этапов синтезируются в сознании в гармоничную картину мировоззрения. И на этом естественном пути развития человек мог встретить своего земного учителя (можно этот момент назвать «точкой невозврата»), который смог бы правильно (по сознанию) и доходчиво объяснить ему кажущиеся противоречия и «тонкие» сокровенные моменты, которыми Дневники изобилуют.

Проблема ведь, по большому счету даже не в Сове. Который до соприкосновения с Дневниками уже с десяток лет был знаком с Учением. Дело в тех только подходящих к Учению людях с еще неустоявшимся мировоззрением. И в самом начале их духовного пути они сталкиваются с широко рекламируемым в Интернете «пиршеством» от Сферы, или «с самым полным вариантом Учения Живой Этики» от издательства «Руссанта»…

Другой пример несоизмеримого и не бережного использования Дневников можно отметить в материалах диссертации В.А.Росова (представившего Н.К.Рериха, вождя культуры, в образе политического авантюриста), и как следствие в развернувшейся вокруг них полемики. Для подтверждения каких-либо тезисов Росов и его последователи постоянно отсылали своих оппонентов к дневникам Е.И.Рерих – трактуя их при этом весьма своеобразно, подгоняя их смысл под свою заранее выстроенную схему. Очень хорошо эту особенность сознания В.Росова на многочисленных примерах подметила Ю.Будникова в брошюре «К вопросу о диссертации В.А.Росова …», сделавшая обобщающий вывод о диссертации: «Так и говорят параллельно все 400 страниц: Рерих о своем, Росов – о своем».[11]

И в этом заключается еще одна опасность преждевременной публикации дневниковых записей Е.И.Рерих. Нужно понимать, что Елена Ивановна писала не подробные путевые заметки с расчетом на будущих благодарных читателей. Она делала ежедневные краткие записи для себя, скрывающие «между строк» многоплановый глубокий смысл и в таком виде в полной мере понятные только для нее самой. Многое в них осталось не записанным и недосказанным. Из этих записей Елена Ивановна уже позже тщательно выбирала и формировала тексты Учения, понятного и предназначенного для всех, для широкого распространения. И она сопроводила опубликованные тексты Учения обширными пояснениями в своих письмах. Читая же сокровенные и не поясненные автором дневниковые записи, случайный человек воспринимает их в меру своего сознания и понимания. А точнее – своего непонимания, или своевольной трактовки.

Хочется понять — почему руководство издательства «Сфера», имевшее несколько предварительных бесед с представителями МЦР и получившее в январе 2002 предупредительное письмо, разъясняющее позицию МЦР, так и не остановила печатание тиража книг с записями из дневников Е.И.Рерих?

Несомненно, потому, что оно получило в те же дни сильную моральную поддержку в виде официального письма из Нью-Йоркского Музея имени Н.К.Рериха от г. Даниила Энтина: «… Являясь владельцем авторских прав на указанные материалы, мы подтверждаем разрешение, данное нами издательству «Сфера» на публикацию вышеуказанных материалов в России. Возможные претензии других организаций или лиц на авторские права на эти материалы законными не являются.»[12]

Одна маленькая ложь привела к таким печальным последствиям для и без того шаткого единства и цельности Рериховского движения! Но никаких «авторских прав на указанные материалы» у заокеанского покровителя издательства «Сфера» на поверку не оказалось.

Издательство «Сфера», с подачи г-на Энтина, просто воспользовалось относительной доступностью части дневниковых записей Е.И.Рерих, волею судеб после предательства Хоршей оказавшихся в библиотеке Амхерст-колледжа в Америке. Возможно, это был хорошо продуманный замысел Хоршей для дискредитации Рерихов: захватить Дневники, содержащие очень много сокровенных, непонятных постороннему человеку вещей, которые по его сознанию легко могут быть негативно перетолкованы, — и выставить их в свободный доступ, как приманку для любопытствующих горе-исследователей и горе-публикаторов. И здесь прослеживается самая прямая связь, прямые последствия того давнишнего предательства. Именно, Дневники Е.И.Рерих, украденные у Рерихов Хоршами, были переданы в Амхерст-колледж. Не попади эти Дневники, в результате предательства, к Хоршам не попали бы они и в Амхерст-колледж, и не стали бы доступны для публикации любым желающим. Любым, для кого безразлична воля С.Н.Рериха, передавшего оригиналы этих Дневников в МЦР, вместе с указаниями о сроках и порядке их публикации и работы с ними.

Несколько лет спустя Д.Энтин пообещал, что намерен выложить весь архивный материал Нью-Йоркского музея в Интернет. В настоящее время это обещание выполнено лишь частично, но намерение было заявлено недвусмысленно.

И в этом намерении вывести в Интернет весь архивный материал Энтин нашел себе помощника в лице скандально известного Андрея Люфта, в 2006 году создавшего специальный сайт[13] на котором размещены факсимильные копии дневников Е.И.Рерих за 1920-1944 г., снятые с оригиналов, хранящихся в Амхерст-колледже и Нью-Йоркском музее Рериха.

О том, что к появлению дневников-манускриптов на этом сайте имеет прямое отношение Нью-Йоркский музей сообщил А.Люфт: «Все тетради, которые опубликованы на сайте <…> стали доступны благодаря Америке. Первые 40 тетрадей (не считаю общих) до февраля 1935 г. взяты из русского архива Амхёрст-колледжа. Последующие 6 тетрадей предоставил Нью-Йоркский музей Рериха.»[14]

На интернет-форуме Люфта в разделе «Медиатека» создана специальная тема, систематизирующая издания дневников-манускриптов. Причем в некоторых случаях идет откровенная подмена смысла аудиозаписей. Так, например, 4 фрагмент аудиозаписей «Встреча С.Н.Рериха с общественностью в Москве» имеет следующее название – «Часть 4. Содержание — ответы на вопросы: о жизни Е.И.Рерих в Калимпонге, о дневниках-манускриптах Е.И.Рерих и их скорой публикации, о судьбе научного архива института «Урусвати».»[15] В другом месте на этом же форуме Люфт ссылаясь на этот фрагмент аудиозаписи пытается выдать его за подтверждение того, что «С.Н.Рерих хотел опубликовать дневники-манускрипты в ближайшем будущем, и не о каких сроках при этом не говорилось, а тем более речь не шла ни о каких столетиях»[16]. И тут же приводит фрагмент стенограммы из этой аудиозаписи:

«С.Н.Рерих:

— … Елена Ивановна оставила после себя замечательное наследство всех её писаний и книг. И много очень напечатано, всё время печатается, всё время выявляется. Но, кроме того, есть у меня большое количество текстов, манускриптов, которые ещё не опубликованы, которые показывают на замечательное богатство, работоспособность Елены Ивановны. Она посвящала всю свою жизнь, каждый момент своей жизни на творческую работу. Она не теряла ни минуты времени. Вот почему и осталось после неё такое, я бы сказал, гигантское наследство, которое будет, конечно, опубликовано, в конце концов. Вот, дорогие мои.

Р.Б.Рыбаков: — Это ответ вот на эту записку практически. Записка такая: «Святослав Николаевич, будут ли опубликованы неизданные рукописи Елены Ивановны, которые хранятся у Вас в Бангалоре?»

С.Н.Рерих: Вот, вот. Вот именно я и ответил на этот вопрос.»

Обратите внимание как слова Р.Б.Рыбакова об «неизданных рукописях Елены Ивановны» превратились в устах Люфта в слова о «дневниках-манускриптах Е.И.Рерих». Вместе с тем разница между дневниками-манускриптами и рукописями (манускриптами) работ, подготовленных к публикации (но еще неизданных) самой Е.И.Рерих — огромная. С.Н.Рерих вовсе не заявлял и не подтверждал о намерении опубликовать в скором порядке дневники-манускрипты Е.И.Рерих. Речь шла о публикации всех её «писаний и книг», которые специально готовились для публичного издания. А это подготовка огромный труд и в некоторых случаях расшифровка или систематизация материала могла быть выполнена только Еленой Ивановной лично. Кроме того, слова С.Н.Рериха «о времени» публикации этого наследия его Матушки – «будет … опубликовано, в конце концов» — никак не говорят о точных сроках публикации. И надо обладать больным воображением А.Люфта, чтобы сделать из этих общих слов вывод о публикации в «ближайшем будущем».

Хочется обратить внимание на еще одни безответственные слова Дэниела Энтина, которые вызвали новую волну последствий: «Хочу сказать, что вся буря вокруг записных книжек Е.И.Рерих будет совершенно незначимой в 2005 году, когда все, что было написано Е.И.Рерих, станет общественным достоянием, поскольку пройдет 50 лет после смерти автора, так же как все, что написано Николаем Рерихом, уже является общественным достоянием. Так что в 2005 году люди начнут публиковать вообще все из наследия Е.И.Рерих»[17].

Как сбылись эти слова Энтина? Издание продолжается, так как он придал этому процессу как бы новое «благословение» этими вышеприведенными словами. Мол, все, что было сокровенным для Рерихов, но могло быть временно ограничено для публичного издания законами об авторском праве, то с 2005 года оно станет общественным достоянием и можно «публиковать вообще все». И эту рекомендацию Энтина некоторые издательства уловили очень четко.

В 2006 году Музей Востока издал через издательство «Прологъ» том 3 под названием «Листы дневника Елены Рерих»[18], содержащей записи за 1927-1928 годы. И это, действительно, был пролог. В 2007 году «Прологъ» издал очередную книгу — «Записи Учения Живой Этики», Е.И.Рерих, том. 1, содержит записи за период 24.03.1920-12.11.1921 г.[19] В 2008 году – второй (содержат записи за 13.11.1921-19.07.1922 г.)[20] и очередной том (записи за 24.01.1922 по 24.03.1923 г.)[21] той же книги. .. В ноябре 2009 года в открытой продаже имеется уже 7-й том «Пролога»!

Издательство «Руссанта» (в лице Андрея Люфта и Веры Голенищевой-Кутузовой) подхватило эту черную эстафету «Сферы», «Пролога». На настоящий момент им изданы и распространяются том записей Елены Рерих за 1920-1923[22].

Однако сегодня в 2009 году «буря вокруг записных книжек Е.И.Рерих» не стала «совершенно незначимой», как предположил Энтин. Ситуация обостряется. И если сейчас участники рериховского движения не дадут четкую оценку этим «горе-издателям», то завтра их число может увеличиться и негативные последствия будут снова и снова умножаться на каждом новом витке. Поэтому и мы не обойдем вниманием это издательство.

Эти новые самозванные издатели пошли еще дальше, чем их «наставники по предательству», исказив историческую правду и суть понятия «учение Живой Этики». Они проявили полное невежество, объявив в рекламном анонсе своих книг все публикуемые ими дневниковые записи Е.И.Рерих «учением «Живой Этики»!

Между тем, корпус книг, названных учением Живой Этики, сложился задолго до этих безответственных рекламных заявлений самозваных «первооткрывателей». Сложился усилиями самой Е.И.Рерих, в 20-х-30-х годах прошлого века проводившей под руководством Учителя кропотливую и очень трудоемкую работу по формированию текстов Учения и отбору того, что должно войти в предназначенные для публикации книги, а что должно остаться в дневниковых записях недоступным праздно любопытствующим.

И эта редакторская работа по формированию и дополнению текстов Учения, компоновки материала Дневников для новых рукописей-манускриптов на определенные темы, и т.п. – продолжалась всю ее жизнь. А это означает, что «сплошная» публикация дневниковых записей вообще не предполагалась – иначе зачем была эта кропотливая работа по отбору дополнений!? Е.И.Рерих с Учителем отобрали то, что сочли нужным включить в книги Учения. Но нашелся кто-то, считающий себя очень умным, и решил все без разбора свалить обратно в «общий котел» и предать гласности — для удовлетворения праздного любопытства «мотыльков», ищущих не Учения, которое нужно долго и трудолюбиво применять, чтобы как-то изменить свое сознание, — но ищущих новой «эзотерической» информации, являющейся для определенного типа людей своеобразным наркотиком для ума.

В результате всех этих публикаций сокровенные дневники Е.И.Рерих стали доступны не только любопытствующим «друзьям-исследователям» Живой Этики, но и ярым врагам Рерихов и МЦР. Приведем некоторые примеры негативных последствий этих публикаций.

Предполагал ли Д.Попов о том, что книги изданные «Сферой» лягут в основу «анализа» приведенного ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института протоиерея Владимира Воробьева от 13.06.2003 г. в письме к Председателю Государственной Думы ФС РФ Г.Н.Селезневу[23]? И в результате последствий этого шага полотнище Знамени Мира долгие годы висевшее в фойе Государственной Думы РФ будет изъято? Вряд ли об этом подумал Д.Попов, вряд ли об этом подумал Д.Энтин инициировавший распространение дневников. Не случайно в книгах Живой Этики говорится, что легкомысленность граничит с предательством.

И еще один пример негативных последствий публикации Сокровенного — недавно вышедшая книга А.И.Андреева «Гималайское братство: Теософский миф и его творцы», в существенной своей части «опирающаяся» на легко доступные в Интернете физически, но недоступные для сознания автора своим смыслом дневниковые записи Е.И.Рерих. Книга эта уже вызвала новую волну кощунств и клеветы на Рерихов в интернете и в печатных СМИ. И примеры такие могут только множиться, если уже сейчас не обозначить твердые нравственные ориентиры для культурной общественности по этой проблеме.

Так чем же оправдывает свои действия Д.Энтин? Он, ссылаясь на устные слова С.Н.Рериха, сказанные в телефонном разговоре, пытается обосновать, что в настоящее время не должно быть никаких тайн, и рериховское наследие должно быть доступно всем. Буквально Д.Энтин написал об этом случае следующее: «Теперь относительно уместности, или этичности, публикаций материалов из дневниковых записей Е.И.Рерих. <…> как-то осенью 1992 года мы рассматривали этот самый вопрос — о публикации материалов из нашего архива. У Кэтрин не было определенной позиции в этом, и мы решили позвонить Святославу Николаевичу и спросить его мнения и совета. <…> Когда я задал Святославу Николаевичу наш вопрос, он ответил немедленно и очень чётко: «Больше не должно быть никакой секретности. Все материалы должны быть доступны!» Именно таким был его ответ, и для нас он стал руководством к действию.»[24]

Поясним, почему С.Н.Рерих, который хорошо знал ситуацию с дневниками, не мог проигнорировать предостережения своей матери, и одобрить какое-либо предложение о публикации ее сокровенных записей.

В словах г-на Энтина обращает на себя внимание подмена в формулировке: «…как-то осенью 1992 года мы рассматривали этот самый вопрос — о публикации материалов из нашего архива». Но ведь опубликованные с подачи г-на Энтина дневниковые записи Е.И.Рерих не принадлежали архиву Нью-Йоркского Музея Н.Рериха – их оригиналы (с 1920 по 1935 год включительно) находились тогда, и находятся до сих пор, в Амхерст-колледже. Та сравнительно небольшая часть Дневников (с конца 1935 г. по 1944 г.), авторские копии которых Елена Ивановна посылала на хранение своей ученице Кэтрин Кэмпбелл, — тоже не входила в архив Нью-Йоркского Музея, но хранилась лично у Кэтрин дома (по свидетельствам того же г-на Энтина, широко растиражированным в Интернете). Святослав Николаевич прекрасно об этом знал. Таким образом, в том телефонном разговоре от 1992 года речь о публикации сокровенных Дневников Е.И.Рерих никак идти не могла.

В подтверждение того, что слова С.Н.Рериха неверно истолкованы можно привести свидетельство А.М.Миллера, члена Эстонского общества Рерихов:

«12 ноября 1989 года в Москве мне посчастливилось встретиться с С.Н.Рерихом <…> На вопрос о будущем Учения в России С.Н.Рерих сказал: «Теперь оно пойдет широко». Эта фраза на русском языке означает совсем не то, о чем пишет Д.Энтин: «С.Н.Рерих… четко сказал: “…больше не должно быть никакой секретности». Более того, приняв во внимание, что позже С.Н.Рерих возмущался несвоевременным изданием «Надземного» и «Напутствия вождю», именно фраза о широте распространения Учения соответствует предпринятым С.Н.Рерихом действиям, но никак не фраза о снятии секретности. На вопрос об издании ранее не опубликованных работ С.Н.Рерих ответил, что все организации, которые будут издавать труды Рерихов на русском языке, должны согласовывать свои действия с доверенным лицом Л.В.Шапошниковой»[25].

С.Н.Рерих в своем письме-обращении к рериховским организациям от 26 апреля 1992 года недвусмысленно и решительно высказался по поводу преждевременной публикации наследия своих родителей: «…самовольная издательская деятельность вызывает у меня глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено»[26].

Многие до сих пор задают конкретный вопрос: «когда же можно ожидать доступ к сокровенным архивным записям Е.И.Рерих?»

Как бы предвидя появление такого очевидно-обывательского вопроса, Е.И.Рерих в своих письмах ответила так: «Вот и я не увижу плодов собранного мною опыта. Книги эти будут лежать в хранилище, и, вероятно, раньше столетия никто не будет иметь к ним доступа»[27].

«Огненный Опыт тоже будет запечатлен, и мне Сказано собрать то, что останется с сотрудниками ближайшими. Остальное будет сохраняться в особом месте и, вероятно, будет доступно для ознакомления не раньше ста лет после моего ухода»[28].

На этот же вопрос П.Ф.Беликов, советский рериховед, близкий друг семьи Рерихов ответил так: «…Все дается по сознанию и ко времени. Свыше 150 тетрадей с дальнейшими записями Ж[ивой] Э[тики] оставила Е.И. Когда мир будет готов их принять? Это во многом будет зависеть от нас, от того, как мы подготовим новые поколения. Сейчас же не только “Надземн[ое]”, но и многое другое недоступно широкому сознанию.»[29]

Предатели уцепились за слово «вероятно» в письме Е.И.Рерих. Мол, Елена Ивановна сожалеет, что срок не может наступить раньше. Но если спорить о сроке сейчас уже бессмысленно (ибо черное дело сделано), то по форме публикаций этих записей можно твердо сказать, что она никак не предполагала их полную публикацию. Об этом говорят многочисленные ограничения самой Е.И.Рерих.

· «… я всегда наказывала, чтобы книги эти лежали в сохранном месте и никто не читал и не делал какие-либо выписки из них.»[30]

· «Передавая эти тетради-манускрипты на хранение, я всегда указывала и Вам, и черной, и белокурой, что никто не имеет права их читать или делать из них выписки. Потому всякое своевольное цитирование оттуда терминов и выдержек я рассматриваю как нарушение прав писателя и моего доверия.»[31]

· “ Всякое сведение, не входящее в книги Учения, должно быть свято чтимо и хранимо в сердце и не должно делаться достоянием любопытствующих <…> Сколько зла причиняет непонятая истина в руках слабого духа или предательского сердца!” [32]

· «… об этом пишу Вам доверительно и прошу не говорить этого неподготовленным сознаниям.»[33]

· «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище. Лишь немногие понимают сокровенность Великого Руководства.»[34]

Все эти примеры ограничений из писем Е.И.Рерих, явно показывают, что самовольная публикациях дневников нарушает ее волю.

Мог ли сын нарушить волю своей матери? Мог ли С.Н.Рерих дать противоположные ее воле указания в стиле «сейчас доступно все»? Ответ на эти вопросы будет простой. Это было бы несоизмеримо со всеми его остальными указаниями и действиями в отношении наследия.

Именно эта несоизмеримость в хранении сокровенного выявила предателей, о которых писала Л.В. Шапошникова в статье «Предатели».

О необходимых условиях доступности к сокровенному писала Е.И.Рерих в своих письмах: «Вы цитируете параграф из «Агни Йоги» – «все открыто, все доступно»[35]. Это сказано в приложении к Космосу. Конечно, весь Космос открыт для познавания. Но тайны Космоса открываются лишь в полном соответствии с сознанием и сердцем вопрошающего, также и в Учении. <..> Я никогда не упускаю ставить в письме «конфиденциально» на тех страницах, которые почему-либо вредно оповещать до времени.»[36]

И в другом письме Елена Ивановна кратко поясняет, какой может быть вред от преждевременного обнародования сокровенных знаний из ее Дневников:

«… сотрудничества с В.Вл. в космическом строительстве и созидании. Объяснить мое внутреннее состояние и участие в таком сотрудничестве никому не могу, да и ни к чему, сочтут за сумасшедшую и осудят, что повредит книгам Учения и многому другому…»[37]

Как говорил Будда – «каждый момент имеет свою необходимость». Или, как пишет Е.И.Рерих применительно к правильным срокам публикации книг Учения: «КНИГА, изданная в ее срок, приносит совершенно иные результаты»[38]. Если Книга издана раньше срока – необходимые возможности еще не подошли, и наибольший, ожидаемый от ее издания результат не будет получен. Если сроки упущены – упущено оптимальное сочетание возможностей. Опять получаются «совершенно иные результаты».

Процесс эволюции человеческого сознания не есть результат хаотического сочетания случайностей или произвола своекорыстных действий людей, но направляется Учителями, обладающими богатейшим духовным опытом и имеющими ясное видение скрытых от нас процессов и сроков. Согласуя свои действия с Космическими Законами и предвидя лучшие сочетания возможностей, – ту самую «необходимость момента» – Учителя через посредство готовых к пониманию чутких сознаний призывают нас не упускать ни в ту, ни в другую сторону эти лучшие сочетания возможностей. Гораздо в большей степени сказанное о сроках относится к вещам сокровенным, время обнародования которых еще не пришло.

Потому становится понятным прозвучавшее из МЦР предупреждение издательству «Сфера»: «Международный Центр Рерихов напоминает руководству издательства «Сфера» о всей серьезности сложившейся ситуации в связи с планируемой публикацией дневников Е.И.Рерих и о чрезвычайной ответственности издательства за последствия публикации этой работы Е.И.Рерих.» [39]

Елена Ивановна писала: «Сокровенное нужно оберечь. Много завистников, желающих погибели, много тайных врагов. Главное, чтобы раньше времени не пустить по ветру. Умение охранить сокровенное есть признак расширенного сознания.»[40]

Каждый имеет право выбора, но сумеем сохранить сокровенное и убережемся от предательства.

Н.И.Атаманенко, А.П.Устименко

Ноябрь 2009 г.

Примечания

[1] Более подробные замечаниями по книгам изданным «Сферой» можно найти в статье: Татьяна Книжник, главный редактор издательского отдела МЦР. ОТКРОВЕНИЕ ОТ “СФЕРЫ”. Несколько замечаний об уровне научной и текстологической подготовки книг “Агни Йога: Откровение” и “Агни Йога: Высокий Путь”

[2] Обращение Правления Международного Центра Рерихов к Рериховским организациям

[3] http://www.roerichs.com/Protection_Sfera.htm

[4] О незаконной публикации дневников Е.И. Рерих. Материалы сайта Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.

[5] Сообщение от 09.12.2008 г. на форуме «Живая Этика(Агни Йога), Теософия». Дискуссиия «О публикации дневников Е.И. Рерих издательством «Руссанта»

[6] http://www.roerichs.com/Publications/Sfera/6/forum.htm

[7] Сообщение от 17.4.2002 г. на форуме «Грани эпохи» начиналось с предупреждения «Неготовым сознаниям не смотреть!»

[8] Сообщение от 23.4.2002 г. на форуме «Грани эпохи»

[9] Сообщение от 24.4.2002 г. на форуме «Грани эпохи»

[10] Александр Устименко, г. Москва. По следам очередной клеветы на МЦР. (Ответ на публикацию В.Совы «Культ нетерпимости»)

[11] Будникова Ю. К вопросу о диссертации В.А.Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию» — Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009. – стр. 6-7

[12] Письмо Дэниэла Энтина — В. Пилишеку, Н. Попову, 31 января 2002

[13] Так называемая «Библиотека «Урусвати».

[14] Сообщение от 23.12.2007г. в теме «Дневники-манускрипты Е.И.Рерих» на форуме «Интернет-общины».

[15] Сообщение от 16.6.2007 г. в теме «Архивные аудиозаписи голосов Рерихов» на форуме «Интернет-общины».

[16] Сообщение от 16.6.2007 г. в теме «Дневники-манускрипты Е.И.Рерих» на форуме «Интернет-общины».

[17] Текст свидетельских показаний директора Музея Рериха в Нью-Йорке Дэниела Энтина по делу о предполагаемом нарушении авторских прав Международного Центра Рерихов в Москве в связи с публикацией Издательством «Сфера» книг «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение». Москва. 27 сентября 2002 г.

[18] Елена Рерих. Листы дневника. Т. 3: 1927-1928. — М.: Прологъ; Государственный музей Востока, 2006. — 216 с.

[19] Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 1, М.: МАГ, Прологь. 2007 — 240с.

[20] Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 2, М.: Прологь. 2008 — 272с.

[21] Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 3, М.: Прологь. 2008 — 312с.

[22] Елена Рерих. Листы дневника. Т. 1: 1920-1923. — М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. — 512 с.

[23] Обращение ректора Православного Свято-Тихоновского Богословского Института протоиерея Владимира Воробьева от 13.06.2003 г. к Председателю Государственной Думы ФС РФ Г.Н.Селезневу, http://stolica.narod.ru/obraz/toler/012.htm

[24] Письмо Дэниэла Энтина — В.Б.Моргачеву, 31 января 2002 г.

[25] А.М.Миллер. Письмо главному редактору издательство «Сфера», http://www.roerich-council.com/Publicat ... tonia2.htm

[26] Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств, 26 апреля 1992 г., http://lib.roerich-museum.ru/node/17

[27] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.3, стр. 019. // 23.II.48

[28] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.3, стр. 439. // 20.VIII.54

[29] Письмо П.Ф.Беликова М.Ц.Пурге от 25.09.1977 г. // Непрерывное восхождение. М.: МЦР. 2003. Т.II. Ч.II. С.180

[30] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.2, стр. 128. // 3.XII.37

[31] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.2, стр. 127. // 3.XII.37

[32] Письмо Е.И.Рерих Э.Лихтман от 22 февраля 1932 г.

[33] Письма 1932-1955, стр. 149. // 18.06.36

[34] Е.И.Рерих. Письма. т. 4. 1936 г. (МЦР), стр. 279. // №102. г-ну Милликану. 31.07.1936

[35] Зов. Предисловие.

[36] Е.И.Рерих. Письма. т. 2. 1934 г. (МЦР), стр. 148. // №44. Л.А.Иогансон. 2.06.1934

[37] Е.И.Рерих. Письма. т. 8. 1948-1950 гг. (МЦР), стр. 431. //З.Г.Фосдик и Д.Фосдику. 26.10.1950

[38] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.3, стр. 326. // 24.XI.52

[39] Письмо Вице-президента МЦР В.Б.Моргачева к директору издательства «Сфера» Пилишеку С.В., главному редактору издательства «Сфера» Попову Д.Н., 24.01.2002

[40] Е.И.Рерих. Письма. т. 5. 1937 г. (МЦР), стр. 095. // №37. А.М.Асееву. 6.05.1937

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Очень хорошая статья о последствиях публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 10 июн 2016, 14:03

В защиту авторских прав Е.И. Рерих


«Всякое сведение, не входящее в книги Учения,

должно быть свято чтимо и хранимо в сердце

и не должно делаться достоянием любопытствующих.

<…> Сколько зла причиняет непонятая истина

в руках слабого духа или предательского сердца!» [1]

Е.И. Рерих




В России происходит беспрецедентная по своим усилиям и масштабам битва за культуру. Особо мощному давлению подвергается всë, что связано с наследием Рерихов, которое несет новое мировоззрение и новые глубины познания. Много лет Международный Центр Рерихов ведет справедливую и самоотверженную работу по защите творческого наследия великой семьи, в том числе авторских прав и сроков на публикацию дневников Е.И. Рерих. И в этой борьбе надежной опорой ему должны были бы стать те, кто считает себя последователями Рерихов. Однако в силу отсутствия единения в Рериховском движении, личных амбиций, болезненного самомнения и невежества, сложилась очень тревожная ситуация, вследствие которой состоялась несвоевременная публикация сокровенных дневников Е.И. Рерих. Срок их издания Елена Ивановна Рерих обозначила не ранее 100 лет, а в некоторых случаях не ранее 300 лет со дня ее ухода. Это известно каждому человеку, кто действительно изучает и применяет в жизни знания, почерпнутые в Живой Этике, письмах и книгах Е.И. Рерих. Тем не менее, нашлись те, кто нарушил волю и авторские права Е.И. Рерих, издав ее дневниковые записи в виде многотомных книг, и, выложив материалы на сайтах и форумах в интернете. Полная безответственность и дремучее невежество всех, считающих себя вправе нарушить Указания Е.И. Рерих о сроках обнародования ее сокровенных записей, выводят таких «последователей» за рамки культурного и духовного строительства, на которое они претендуют. Прикасание к духовным знаниям вообще, а тем более к сведениям такой высоты, должно быть крайне деликатным. Нарушившие волю Е.И. Рерих, совершенно забыли, что всякая преждевременная выдача и публикация сокровенных знаний расценивается в Живой Этике как предательство, и неизбежно приводит к негативным последствиям в общественном сознании, масштаб и характер которых трудно представить. Ложью звучат восхищенные слова таких «последователей» в адрес Елены Ивановны, ибо ее волеизъявление для них ничего не значит, о чем красноречиво свидетельствуют и их неблаговидные дела.

Публикация дневников Е.И. Рерих привела к тому, что в поле зрения широкой и неподготовленной аудитории оказался уникальный первоисточник, энергетическая основа которого предусматривает раскрытие в человеке, заложенных в нем, но пока спящих возможностей. Наука еще не исследовала механизм действия такого феномена и его последствия, поэтому нужно быть предельно осторожными с подобными документами и считаться с неподготовленностью человечества к восприятию тончайших энергетических процессов и механизм. Следует помнить, что не случайно даже ближайшим американским сотрудникам Елена Ивановна запрещала читать, переданные им на хранение авторские копии дневников, а тем более делать из них выписки.

Драматическая история дневников (тетрадей-манускриптов) Е.И. Рерих подробно описана в ее письмах. В свое время их авторские копии Елена Ивановна передала на хранение в Америку: «Передавая эти тетради-манускрипты на хранение, я всегда указывала <…>, что никто не имеет права их читать или делать из них выписки. Потому всякое своевольное цитирование оттуда терминов и выдержек я рассматриваю как нарушение прав писателя и моего доверия» [2]. Однако американские сотрудники Рерихов - чета Хоршей, Э. Лихтман - обокравшие и предавшие их, обманным способом присвоили себе эти дневники. В письме Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов от 28-30.03.1936 г. к американским сотрудникам говорится: «Дерзость и мерзость этой новой попытки присвоения манускриптов действительно превышает все меры. Возможно ли предположить, что от 20-го года все манускрипты подарены, и подарены двум, в одном этом уже заключено неправдоподобие. Ведь одна из этих двух даже не знает языка манускриптов!! Бывали ли такие случаи в истории, чтобы один дневник делился между двумя?! Кроме того, разве когда Зина возила из Монголии части дневника, ей не было известно, что он отвозится на сохранение ввиду нашего отъезда в Тибет? Да что говорить, когда я сам отвозил части этого дневника не в подарок, а в сохранение. Какая чудовищная попытка наглого присвоения труда за 16 лет!!» [3]. Позднее Л. Хорш в нарушение авторских прав и воли Е.И. Рерих продал авторские копии дневников в Амхерст-колледж, где они и находятся до сих пор.

В 1990 году младший сын Рерихов Святослав Николаевич передал оригиналы дневников Елены Ивановны вместе с наследием своих родителей в Международный Центр Рерихов. Согласно его завещанию все вопросы издания рукописей Е.И. Рерих, Н.К. Рериха должны решаться при обязательном согласовании их с вице-президентом МЦР, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, доверенным лицом С.Н. Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой. В 1992 году в «Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств», С.Н. Рерих подчеркивал: «Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать. Нежелание считаться с ее мнением привело к самовольной и несвоевременной публикации таких работ, как «Надземное» и «Напутствие вождю». Такая самовольная издательская деятельность вызывает во мне глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда настанет срок, вам будет об этом сообщено. Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня как наследника и дарителя являются неприемлемыми» [4]. Людмила Васильевна Шапошникова непреклонно соблюдает все рекомендации С.Н. Рериха. Есть чему поучиться так называемым «последователям» Рерихов!

В свое время ни чета Хоршей, ни Э. Лихтман даже после свершения ими чудовищного ограбления и предательства, не решились обнародовать и опубликовать сокровенные записи Е.И. Рерих. Однако на это решился нынешний директор музея Николая Рериха в Нью-Йорке г-н Д. Энтин, который в нарушение всех законов присвоил себе авторские права на дневники, дал «разрешение» на их публикацию и всячески способствовал этому.

Таким образом, незаконная публикация дневников Е.И. Рерих фактически стала тем «пробным камнем», который еще больше обнажил растущую пропасть между истинными последователями Рерихов и теми, кто причисляет себя к рериховцам, но, по сути, ими не являются.

К несвоевременной публикации сокровенных дневников Е.И. Рерих оказались причастны несколько российских издательств, а также Государственный музей Востока. Так, в 2002 году издательство «Сфера» с подачи Д. Энтина опубликовало сокращенный вариант дневников Е.И. Рерих. В 2006 году издательство «Прологъ» и Государственный музей Востока выпустили книгу «Рерих Е.И. Листы дневника. 1927 – 1928» том 1. С 2007 года «Прологъ» издает 25-томную серию «Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики». В марте 2011 года вышел 11-й том серии. В 2007-2008 гг. дневниковые записи Е.И. Рерих были опубликованы издательством Амрита-Русь. В 2009 и 2011 годах издательство «Рассанта» (преемник «Руссанты») выпустило 2 тома «Е. Рерих. Листы дневника. Т.1. 1920 – 1923», «Е. Рерих. Листы дневника. Т. 2. 1924 – 1925». Стоит отметить, что заместителем генерального директора издательства «Рассанта» является небезызвестный Андрей Люфт, владелец интернет-форума, наполненного недостойной клеветой и домыслами в адрес Рерихов, МЦР и Л.В. Шапошниковой. Предисловие к издаваемым дневникам написано В.А. Росовым - заместителем директора Государственного музея Востока, деятельность которого также направлена на дискредитацию всего, что было сделано Рерихами. Не удивительно, что среди одиозных личностей, нарушивших волю Рерихов, оказалось учреждение культуры – Государственный музей Востока, т.к. именно он уже много лет незаконно удерживает коллекцию из 288 картин Рерихов, которые Святослав Николаевич завещал МЦР, и ведет активную борьбу против Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и Л.В. Шапошниковой.

То, что совершили все, кто, так или иначе причастны к публикациям сокровенных записей Е.И. Рерих - есть предательство. Предвидя возможность такого вандализма, Е.И. Рерих в письме к одному из корреспондентов писала: «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище» [5]. По вине многочисленных нравственно необременных горе-издателей, огромное число людей с несозревшим сознанием теперь имеют беспрепятственный доступ к тому, что ими еще не может быть понято и принято.

Не меньшая ответственность лежит и на организаторах многочисленных сайтов и форумов интернета, где выставлены дневниковые записи Елены Ивановны Рерих, дана реклама и анонсы изданных книг на основе дневников, указаны возможности и способы их приобретения. Просматривая интернет-ресурсы, можно констатировать, что большинство сайтов и форумов ссылаются на одни источник - сайт А. Люфта.

На многих интернет-форумах ведутся ожесточенные дискуссии между противниками и сторонниками публикации сокровенных дневников Е.И. Рерих. Так, на форуме сайта «Живая Этика в мире», редактором которого является А. Люфт, не только выставлены авторские копии дневников Е.И. Рерих, но и ведется обсуждение их текстов. На сайте «Библиотека Урусвати» выставлены скан-копии дневников Е.И. Рерих – 46 тетрадей, датированных с 24.03.1920 по 14.03.1944 годы. Редактором сайта «Библиотека Урусвати» является также А. Люфт. Оказалось, он же причастен к расшифровкам дневников Е.И. Рерих, вышедших в издательстве «Прологъ» и на форуме А. Люфта любой желающий может сделать свой вариант расшифровки текстов дневниковых записей. Вновь необходимо отметить, что, предоставляя возможность всем желающим, ознакомиться с сокровенными записями Е.И. Рерих, организаторы этой группы автоматически делают их соучастниками неслыханного предательства и вандализма! Вот уж поистине ловцы несведущих душ!

Кроме того, в последнее время на сайте А. Люфта появилась информация о переводе дневников Елены Ивановны на немецкий язык Гамбургским Орденом Агни Йоги, причем сообщается, что уже переведена первая тетрадь. Так предательство, начатое Энтиным и «Сферой», и продолженное их соратником А. Люфтом, приводит к неисчислимым грустным последствиям.

Глубоко возмущает циничная аргументация, оправдывающая преждевременную публикацию сокровенных записей Е.И. Рерих, но не меньший протест вызывают посягнувшие на редактирование и анализ Живой Этики! Чего стоит заявление на сайте «Библиотека Урусвати» [6]: «Нам требуются специалисты в области русского языка, которые могут принять участие в редактировании сканированных текстов первых изданий. Мы стремимся к тому, чтобы над файлами с исправлениями ошибок и опечаток, найденных в первом издании книг, поработало как можно больше знатоков языка. Эти файлы необходимо довести до состояния эталона, которым смогут пользоваться издатели при дальнейшем издании книг Учения. <…> Группа благодарит друзей и оппонентов за поддержку, конструктивную критику и ценные советы. Особая благодарность сотрудникам Нью-Йоркского музея Н.К. Рериха за предоставленные фотокопии книг Агни Йоги первого издания и машинописной рукописи «Надземное». Благодарим Антона Дьяченко (МЦР, Россия) за фотокопии первоизданий трех первых книг Учения. Большое спасибо Незнакомцу, подарившему нашей группе печатные оригиналы трех книг первого издания: «Зов», «Озарение», «Община» (Ургинский вариант)». «Специалисты» ничуть не смущаясь, планируют не только анализировать, но и править книги Живой Этики первого издания! А по какому праву, позвольте спросить?! Мало того, на сайте А. Люфта организована группа для анализа этих текстов, куда зазываются все желающие.

Рассмотрим цели и принципы, обозначенные группой «специалистов»:

1. «Сохранить для будущего неискаженные тексты Учения».

Но ведь своим редактированием первоисточников «анализаторы» как раз неизбежно исказят их! К счастью, поскольку оригиналы всех рукописей Е.И. Рерих хранятся в Международном Центре Рерихов, то за их полную сохранность для будущего можно не волноваться.

2. «Создать возможность доступа всем желающим к первым изданиям Живой Этики. Создать возможность доступа всем желающим к рекомендациям Е.И. по изданию книг Учения».

Но Елена Ивановна и Святослав Николаевич Рерихи очень четко обозначили сроки публикации книг и рукописей, о чем даны подробные указания доверенному лицу С.Н. Рериха Л.В. Шапошниковой и которая их строго соблюдает, в отличие от самозваных «толкователей» и «анализаторов».

3. «Собрать реестр всех опубликованных изданий Учения, включая сведения о всех изменениях, сделанных издателями относительно первых публикаций Учения. Содействовать выработке единого варианта публикации книг Учения (единой системе правок, формата и т.д.)»

Подобная цель еще раз наглядно подтверждает, что все, причастные к незаконной и преждевременной публикации дневников Е.И. Рерих вносят в них свои произвольные изменения. Известно, что опубликованные при жизни Е.И. Рерих книги Учения Живой Этики прошли ее редактирование. Как в таком случае, вообще возможно посягать на внесение каких-либо поправок в книги, проверенные лично Е.И. Рерих?!

4. «Объединить в работе над изданием Учения всех издателей, составив соответствующий договор, и содействовать изданию текстов в соответствии с этим договором. Группа не считает возможным достигнуть эти цели самостоятельно, поскольку это вопрос доброй воли каждого заинтересованного человека и организации. Группа не ищет персональной славы и авторитетности, не стремится оформить себя в новую организацию, не связывает свою деятельность с получением личной материальной выгоды. Поэтому группа действует по принципу скромности, качества, эффективности, анонимности».

Какая уж тут скромность, господа, если беретесь править Автора, нарушая его права?!

Особую тревогу вызывает желание группы «специалистов» привлечь как можно большее число людей к своим деяниям. Произвол и безответственность этих совершенно безнравственных людей - является кощунством и попранием чести и достоинства Е.И. Рерих, волеизъявление которой для истинных последователей является непреложным законом.

Преждевременная публикация и обнародование дневниковых записей Е.И. Рерих не только нарушили нравственные и этические законы, но и законы юридические, среди которых закон об авторском праве ГК РФ часть четвертая, раздел VII, глава 70 «Авторское право» [7], ст.1266 «Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений» п.1, 2; ст. 1267. «Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора» п.1,2. В статье 1268. «Право на обнародование произведения» п.3 говорится: «Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)». Однако ни нравственные, ни даже юридические законы не останавливают вандалов и предателей.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что число нарушителей воли Елены Ивановны Рерих все возрастает, и, к сожалению, уже почти в геометрической прогрессии. Нет оснований полагать, что все, причастные к преждевременной публикации сокровенных записей Е.И. Рерих не ведают, что творят. Ведают! Однако это ничуть не мешает им продолжать свое неблаговидное дело, чему активно способствуют беспредельные возможности интернет-пространства. Но, главной причиной продолжающегося произвола служат невежество и беспринципность тех, кто идет на поводу у циничных подрывников человеческого сознания, не сознавая наносимый ими вред.

Особо тревожит тот факт, что в этих процессах участвуют и те, кто на словах выступает против издания дневников Е.И. Рерих, а на деле покупают выпущенные книги, участвуют в форумах, где выставлены сокровенные записи, используют их в исследовательских трудах и статьях, чего только стоит диссертация В. Росова, которая ввела в научный оборот массу лживой информации о Н.К. Рерихе. Елена Ивановна Рерих призывала: «Ограждайтесь от предателей, зараза от них велика, и мы обязаны уберечь от них всех, доверчиво пришедших под свод храма Культуры! Слабость и непротивление злу не для нас. Когда нужно, мы поднимаем меч возмущенного духа и встаем на защиту всего доверенного нам» [8].

Не единожды звучал призыв С.Н. Рериха о необходимости действенной защиты творческого наследия семьи Рерихов, в том числе авторских прав Елены Ивановны Рерих. Не единожды лучшие представители Рериховского движения выражали свой мощный протест по поводу незаконной и преждевременной публикации дневников Е.И. Рерих.

Так пусть каждый осознает всю глубину ответственности, спросит себя, с кем он, и сделает окончательный выбор!



Группа защиты Международного Совета

Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Г.А. Яковлева, г. Пермь,

Е.В. Рудакова, г. Пермь



____________________________



1. Письмо Е.И.Рерих Э.Лихтман от 22 февраля 1932 г.//Письма Е.И.Рерих. М.: МЦР,т.1, с.292

2. Письмо Е.И.Рерих Ф. Грант, К. Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам от 3.12.37.//Письма Е.И.Рерих. Т.5. М.: МЦР, С. 320.

3. Письмо Н.К. Рерих. Е.И. Рерих – З.Г. Лихтман, Ф. Грант, К. Кэмпбелл и М. Лихтману от 28–30 марта 1936 г.//Письма Е.И. Рерих. Т. 4. М.: МЦР, С. 114.

4. Сборник. Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. М.: МЦР, 2001, С. 107.

5. Письмо Е.И. – г-ну Милликану от 31 июля 1936 г.//Е.И.Рерих. Письма. М.:МЦР, 2002г. т.4., с.279

6. urusvati.agni-age.net

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М: Проспект, КноРус, 2010.

8. Письмо Е.И. Рерих Л.А.Иогансон от 24.11.1932г. //Письма Е.И. Рерих. М.: МЦР, т.1, С. 360


__________________

http://www.roerichs.com/Publications/Pr ... 0-03-1.htm

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Очень хорошая статья о последствиях публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 10 июн 2016, 15:06

Некоторые аспекты проблем
защиты имени и наследия Рерихов


Я хочу кратко остановиться на тех проблемах, которые освещены участниками Рериховского движения в статьях и защитных письмах, размещенных на сайте Международного Совета и в газете «Содружество» за период 2011 года.

В России происходит беспрецедентная по своим усилиям и масштабам битва за культуру. Особо мощному давлению подвергается всë, что связано с наследием Рерихов, потому что оно несет новое мировоззрение. В силу личных амбиций, болезненного самомнения и невежества некоторых личностей, прикоснувшихся к Живой Этике, сложилась тревожная ситуация, вследствие несвоевременной публикации сокровенных дневников Е.И. Рерих, которая привела к тому, что в поле зрения широкой и неподготовленной аудитории оказался уникальный первоисточник. К несвоевременной публикации дневниковых записей Е.И. Рерих оказались причастны несколько российских издательств, а также Государственный музей Востока. Так, в 2002 году издательство «Сфера» с подачи Д. Энтина опубликовало сокращенный вариант дневников Е.И. Рерих. В 2006 году издательство «Прологъ» и Государственный музей Востока выпустили книгу «Рерих Е.И. Листы дневника. 1927 – 1928» том 1. С 2007 года «Прологъ» издает 25-томную серию «Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики». В марте 2011 года вышел 11-й том серии. В 2007-2008 гг. дневниковые записи Е.И. Рерих были опубликованы издательством Амрита-Русь. В 2009 и 2011 годах издательство «Рассанта» (преемник «Руссанты») выпустило 2 тома «Е. Рерих. Листы дневника. Т.1. 1920 – 1923», «Е. Рерих. Листы дневника. Т. 2. 1924 – 1925». Стоит отметить, что заместителем генерального директора издательства «Рассанта» является небезызвестный Андрей Люфт. Предисловие к издаваемым дневникам написано В.А. Росовым. Не удивительно, что среди одиозных личностей, нарушивших волю Рерихов, оказалось учреждение культуры – Государственный музей Востока, т.к. именно он уже много лет незаконно удерживает коллекцию из 288 картин Рерихов. То, что совершили все, кто, так или иначе причастны к публикациям сокровенных записей Е.И. Рерих может расцениваться не иначе как предательство. По вине многочисленных нравственно необременных горе-издателей, огромное число людей с несозревшим сознанием теперь имеют беспрепятственный доступ к тому, что ими еще не может быть понято и принято.

Не меньшая ответственность лежит и на организаторах многочисленных сайтов и форумов интернета, где выставлены дневниковые записи Елены Ивановны Рерих, дана реклама и анонсы изданных книг на основе дневников, указаны возможности и способы их приобретения. Просматривая интернет-ресурсы, можно констатировать, что большинство сайтов и форумов ссылаются на один источник - сайт А. Люфта.

На некоторых интернет-форумах ведутся ожесточенные дискуссии между противниками и сторонниками публикации сокровенных дневников Е.И. Рерих. Так, на форуме сайта «Живая Этика в мире», редактором которого является А. Люфт, не только выставлены авторские копии дневников Е.И. Рерих, но и ведется обсуждение их текстов. На сайте «Библиотека Урусвати» выставлены скан-копии дневников Е.И. Рерих – 46 тетрадей. Редактором сайта «Библиотека Урусвати» является также А. Люфт. Оказалось, он же причастен к расшифровкам дневников Е.И. Рерих, вышедших в издательстве «Прологъ» и на форуме А. Люфта любой желающий может сделать свой вариант расшифровки текстов дневниковых записей. Кроме того, в последнее время на сайте А. Люфта появилась информация о переводе дневников Елены Ивановны на немецкий язык Гамбургским Орденом Агни Йоги, причем сообщается, что уже переведена первая тетрадь. Так предательство, начатое Энтиным и «Сферой», и продолженное их соратником А. Люфтом, приводит к неисчислимым грустным последствиям.

Глубоко возмущает нарушение воли и авторского права Е.И. Рерих, но, надо отметить, что не меньший протест вызывает попытка редактирования текстов Живой Этики, которое предлагается на сайте «Библиотека Урусвати»: Эти горе-специалисты ничуть не смущаясь, планируют не только анализировать, но и править книги Живой Этики первого издания! Мало того, на сайте А. Люфта организована группа для анализа этих текстов, куда зазываются все желающие.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что число нарушителей воли Елены Ивановны Рерих возрастает, и, к сожалению, уже почти в геометрической прогрессии. Особо тревожит тот факт, что в этих процессах участвуют и те, кто на словах выступает против издания дневников Е.И. Рерих, а на деле покупают выпущенные книги, участвуют в форумах, где выставлены сокровенные записи, используют их в своих исследовательских трудах и статьях.

Еще одна проблема, которая оказалась в поле зрения Рериховских организаций – это издание c 2000 года церковно-научным центром Русской православной церкви 30-ти томной Православной алфавитной энциклопедии, которая активно распространяется в разных слоях общества. Так тома энциклопедии стали традиционным подарком президентов России папе Римскому при посещении Ватикана. В одном из томов энциклопедии размещен клеветнический материал А. Кураева о Елене Петровне Блаватской. В каком ключе написана эта статья, Вы можете себе представить, исходя из имени автора. Никакой реакции со стороны чиновников и РПЦ на письма общественности в разные инстанции не последовало. Церковь продолжает осуществлять свою цель – внедрять в сознания людей негативное отношение к определенным деятелям науки и культуры, в число которых входят Блаватская и Рерихи. Этой цели они добиваются всеми доступными средствами. В марте 2011 года вышел 25-й том алфавитной энциклопедии до буквы «И». Нужно готовиться к тому, что издание подойдет и к букве «Р» и какой негатив польется в отношении Рерихов, и кто будет его автором, также не трудно догадаться. Со стороны Рериховского сообщества необходимы упреждающие действия и Международный Совет готов выслушать любое предложение по решению данной проблемы.

Время от времени в интернет-пространстве появляются статьи религиозных деятелей, которые с завидным упорством стремятся причислить Рериховское движение к секте, а Живую Этику к религии. Так на сайте Российской академии государственной службы при Президенте РФ на страничке кафедры государственно-конфессиональных отношений размещена анонимная статья «Новые религиозные движения» В.В. Кравчук, которую она ранее публиковала на сайте Славянского правового центра.

В 2009 году в издательстве «Вече» вышла в свет документальная книга А. Васильченко «Тибетская экспедиция СС», содержащая вступительную статью А. Кондратьева «Немецкий путь в Гималаи» резко отличающуюся от самого труда своей предвзятостью и отсутствием научного подхода. Статья написана в стиле популистской беллетристики, где идет огульное обвинение Н.К. Рериха в сотрудничестве с разными разведками. В качестве своих доказательств А. Кондратьев использует литературный источник - книгу Г. Дугласа о шефе гестапо Г. Мюллере. Это беллетристика, вымысел, который не можетявляться документальным источником, следовательно, не может быть представлена в качестве научного источника. Тема эта не нова и рериховским организациям приходилось уже не раз встречаться с данной проблемой, выступать в защиту имени и деятельности Николая Константиновича.

В мае 2011 года на телеканале Ren TV был продемонстрирован документальный фильм под интригующим названием «Космические странники», посвященный загадкам Тибета, раскрыть которые жаждало руководство нацистской Германии. Уже с первых минут стало понятно, что телезрители обречены на просмотр очередного клеветнического продукта. В фильме была сделана попытка вновь реанимировать ложное предположение о сотрудничестве Н.К. Рериха с ОГПУ. Как всегда, подобное утверждение было голословно. Кроме того, Н.К. Рерих был представлен авторами фильма как некий мистик, что совершенно не свойственно великому деятелю культуры, который называл себя реалистом-действительником.

Еще одна проблема, которая появилась в этом году – это новая книга А.И. Андреева «Рерихи: Мифы и факты». Это еще одно направление работы для рериховских организаций по защите имени и наследия Рерихов.

В апреле-мае 2011 года в газете под звучным названием «Честное слово» вышли две статьи А. Оконишникова, которые в целом стали отражением непоследовательности и противоречивости процессов, происходящих в современной Православной церкви. Сам А. Оконишников совсем недавно пришел в Православную церковь из чуждых ей сфер. Он был членом неопятидесятнической "Церкви Завета" Его прежние статьи содержали явные нападки на Русскую Православную Церковь. Таким образом, бывший сектант, сменив ориентацию, с прежним рвением, с которым когда-то нападал на Православную церковь, принялся за поиск и «изобличение» нового «врага» в лице Е.П. Блаватской и Е.И. и Н.К. Рерихов. В своих статьях Оконишников преследует единственную цель - любыми средствами, любыми методами создать негативный образ, опорочить наших великих соотечественников и скомпрометировать их мировоззрение, Живую Этику и дискредитировать Рериховское движение. Пускается в ход все - искажение фактов, смещение смысловых акцентов и интонаций, спекулятивная аргументация, вырванные из контекста цитаты, ссылки на недостоверные источники и т.п.

Не может не вызывать беспокойства у Содружества Рериховских организаций и тот факт, что современное интернет-пространство продолжает насыщаться клеветническими, а порой и просто агрессивными высказываниями в адрес семьи Рерихов, Международного Центра Рерихов (далее МЦР) и его руководителя Л.В. Шапошниковой. Информационная война, инициированная и поддерживаемая силами, олицетворяющими старое мышление, не завершается, а меняет лишь формы и методы ведения. Сайты и форумы, хорошо известные в пространстве Рериховского движения своими нападками в адрес Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, продолжают свою разрушительную деятельность, которая рассчитана на тех, кто поверхностно разбирается в вопросах, связанных с наследием семьи Рерихов. Имитируя активную деятельность, извращая понятие свободы слова, такие сайты и форумы поощряют грубые неэтичные высказывания, провоцируют бессмысленные споры, используют технологии черного пиара и т.п. Их цель в широком смысле сводится к дискредитации личности, ее идей и ее творчества.

Показателен в этом отношении сайт и форум А. Люфта. Грубость и цинизм ряда злотолкователей, участвующих в форуме А. Люфта, не знает границ. Примером этому послужил вульгарный пасквиль В. Казакова, брошенный в адрес руководства МЦР, который вызвал возмущение в пространстве рериховского движения. Безусловно, подобные опусы провокационны и имеют далеко идущую цель – дискредитировать дела Рерихов, МЦР и Рериховское движение. Надо отметить, что впервые опус В. Казакова был размещен на форуме интернет-журнала «Грани Эпохи» в декабре 2010 года и с тех пор его, видимо, перемещают с одного форума на другой в стремлении подогреть страсти вокруг регистрации Международным Центром Рерихов Знака Знамени Мира. Подобное тиражирование грубейших нападок свойственно сайту А. Люфта.

Рериховские организации выразили поддержку действиям МЦР в отношении части наследия Рерихов, принадлежащих Юрию Николаевичу. В обществах прошли круглые столы по данной проблеме, презентации книги «Гибнущее наследие», рериховские организации обращались с письмами в разные правительственные инстанции с требованием обратить внимание на данную проблему.

В августе 2011 года в Рериховских организациях обсуждалось интервью Людмилы Васильевны Шапошниковой в «Российской газете», где в частности говорилось о необходимости национальной идеи для России, от которой будет зависеть успешное развитие нашей страны и повышение ее роли в мировом сообществе. Людмила Васильевна напомнила, что такой объединительной национальной идеей может стать только Культура. Рериховские организации обратились в Общественную палату РФ, в Министерство культуры и массовых коммуникаций с поддержкой предложения Л.В. Шапошниковой.

В работе по защите имени и наследия Рерихов рериховские организации используют сборник «Защитим имя и наследие Рерихов». Трудно переоценить актуальность этого издания, в котором получила свое подлинное отражение история борьбы за сохранение наследия наших великих соотечественников. Кроме распространения сборника в городских библиотеках и научных библиотеках ВУЗОВ, его материалы использовались рериховскими организациями для проведения мероприятий по защите наследия Рерихов и МЦР.

Одной из форм защиты МЦР и Л.В. Шапошниковой стали культурно-просветительские программы, прошедшие в разных городах, посвященные 85-летию со дня рождения и 60-летию творческой деятельности Л.В. Шапошниковой. К юбилею Людмилы Васильевны Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха выпустил два сборника.

Сборник «Сокровище данное сберегите!» включает статьи общественных деятелей России и зарубежья, написанные в разные годы в защиту наследия Рерихов, Международного Центра Рерихов и Л.В. Шапошниковой, доверенного лица С.Н. Рериха, младшего сына Н.К. Рериха. Материалы сборника раскрывают непростую ситуацию, сложившуюся вокруг творческого наследия семьи Рерихов в России, знакомят с многочисленными проблемами, возникающими на пути становления и развития уникального культурного Центра в Москве.

В сборник «Зажигающая сердца» включены статьи и отзывы культурной и научной общественности Пермского края о творчестве Л.В. Шапошниковой одного из основоположников научного рериховедения. Данный сборник открыл новую культурную программу Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, направленную на утверждение выдающегося вклада генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой в развитие современной культуры.


О.Н. Калинкина,

председатель Пермского регионального отделения

Международной Лиги защиту культуры


http://www.roerichs.com/Publications/Ab ... inkina.htm

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Очень хорошая статья о последствиях публикации Дневников Е.И. Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 26 авг 2016, 16:30

Только читатели заметили к первой статье - не совсем понятный момент про Земного Учителя. Земному Учителю странно, если будет не указ мнение самой Е.И. Ведь прежде чем разъяснять - как минимум он сам должен будет изучить. А что сознание не готово - о ВСЕХ сказано, как-то считать, что вот всем рано, а я уже достиг нужного уровня сознания, опередил расу... сомнительный посыл. Но может авторы что-то иное имели в виду.


Вернуться в «"Не раскрывайте случайных книг..."»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей