Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира. 4. Европа
1. Введение
2. Восток
3. Исламская культура
Древняя Греция оставила миру богатое культурное наследие, которое оказало значительное влияние на всю Европу и на некоторые регионы Востока. От той эпохи сохранилось большое количество керамических сосудов, расписанных в разных стилях и несущих на себе различные знаки, в том числе и знак триединства. Изображение в виде трех кружков можно увидеть уже на керамике с геометрическим орнаментом, которая была распространена в Греции в VIII веке до н.э. Но наиболее часто троичный символ начинает встречаться с VI века до н.э., когда появляются терракотовые сосуды с черно- и краснофигурной росписью, сюжетами для которой послужили события, описанные в античной мифологии и эпических сказаниях. Тремя кругами орнаментировалась одежда изображаемых героев, различные предметы, музыкальные инструменты, иногда – фон. Знак триединства нередко изображали и над рисунками чаш.
Три круга, а также солярный знак в виде трех бегущих ног, исходящих из одной точки, – вариант трискеля, – художники нередко наносили на рисунки доспехов и щитов древнегреческих воинов. С VI века до н.э. на Панафинеях, празднествах в честь богини Афины, победителям спортивных и музыкальных состязаний стали вручать чернофигурные амфоры с оливковым маслом из священных рощ Аттики. На лицевой стороне панафинейских амфор неизменно изображалась Афина-Воительница в полном вооружении. В одной руке Афина держала копье, в другой – щит, который обычно украшался различными эмблемами, в том числе и символом триединства.
В первом тысячелетии до н.э. обширная территория Западной Европы была заселена кельтскими племенами – галлами. В их искусстве триединый знак прослеживается, начиная с V века до н.э. Он изображался кельтами на различных предметах – ювелирных изделиях, посуде, доспехах и оружии воинов, на конской упряжи, деталях колесниц. В этот период в галльских изделиях появляются мотивы и в виде солярных символов – трискелей, нередко заканчивающихся тремя кругами. С IV века до н.э. к ним добавляется изображение необычных человеческих лиц, так называемых «масок», фантастических животных в виде драконов, грифонов, звериных мордочек. Один из уникальных предметов в таком стиле был обнаружен недалеко от Парижа в гробнице знатного кельта, предположительно друида. Названный Куполом драконов из Руасси, этот бронзовый предмет состоит из трех наложенных друг на друга кругов с соединенными между собой драконами и шариками-глобулами. Верхний круг в виде полусферического образования с тремя крупными глобулами располагается на вершине купола, представляя таким образом символ триединства. Ученые пока не смогли разгадать назначение этого предмета, но они считают, что в куполе с драконами отражено представление кельтов о Вселенной, которая, как видно из самого изделия, в их познании имела три уровня и завершалась единой триадой.
Кельтское континентальное искусство оказало большое влияние на культуру всей средневековой Европы. А в Ирландии и Британии, начиная с VII века, оно легло в основу островного стиля, отразившегося в образах христианства, которое к тому времени было принято проживавшими там кельтами и другими народами. Знак триединства изображался в самых разных видах и в большом количестве. Три круга или три спирали в кольце и без кольца, трискели, состоящие из дуг, змей, грифонов – все эти символы могли вписываться в орнаменты с разнообразными узлами, плетенками, нередко состоящими из змей, фантастических зверей, человеческих фигур; они могли располагаться в круглых медальонах или орнаментировать одежды и нимбы фигур, украшать образы животных. Троичный знак можно увидеть над головой Христа на бронзовом Распятии из Риннегана, под ручками Ардагской чаши – ирландского потира, на шкатулках-реликвариях, на рельефах каменных крестов, в миниатюрах рукописей евангелий.
Одной из рукописей, где очень ярко представлен символ триединства, является Келлская книга, шедевр островного искусства миниатюры конца VIII – начала IX веков. Состоящая из четырех евангелий и дополнительных материалов, книга украшена как небольшими рисунками в самом тексте, так и полностраничными красочными изображениями с многочисленными трискелями и тройными кругами. На одной из ее миниатюр представлен необычайно прекрасный образ Христа, восседающего на троне в центре символического распятия. В одной руке Он держит книгу, в другой – скипетр. Вокруг Его головы – огромный солнечный нимб с тремя крупными украшенными кругами. Внутренняя часть нимба состоит из лучей, каждый из которых, заканчивается знаком триединства в виде трех кружков. Одежда Христа и ткань на троне также орнаментированы троичным символом [9].
Триединый знак был широко распространен и у народов Европы периода Средневековья. В архитектуре он встречается как при франках в V–IX веках, так и в более поздний романский период. Но наибольший расцвет его использование достигает во время готики, когда храмы с высокими сводами, стрельчатыми арками и устремленными ввысь башенками, стали обильно украшаться этим символом. В виде рельефных трискелей, трилистников и трех кругов, заключенных в окружность, он покрывал стены готических соборов, образовывал ажурные узоры башенок и галерей, украшал витражи и окна. Окна могли быть простые, в виде отдельных трилистников или их групп, так и сложные – в виде цветка или звезды, так называемые окна-розы, в которых символ триединства был частью их общей формы. Наверное, трудно найти хоть один готический собор, где не было бы этого знака в том или ином виде. Собор Парижской Богоматери, Амьенский, Реймский, Мецкий, Руанский во Франции; Кельнский и Наубургский в Германии; Бургосский в Испании; Кафедральный собор Святого Вита в Чехии; Солсберийский, Линкольнский соборы в Великобритании и многие другие церковные постройки и гражданские здания той эпохи несут на себе троичный символ.
Храмовая скульптура, алтарные изображения и священные предметы средневековой Европы также отмечены тройственным знаком. Он украшал алтари соборов и часовен, переносные алтари-складни, часто изображался на скульптурах, в живописных изображениях, на вышивках и гобеленах – по краю нимба, на головных уборах священников – митрах, в виде фибулы-броши на груди Христа, святых и епископов, на короне Девы Марии.
Символ триединства часто присутствует и в европейских рукописях Священного Писания и богослужебных книг, широкое изготовление которых началось на материке со времен франкского государства. В средневековых миниатюрах он мог украшать изображения храмов, небесных сводов, нимбы и одежды фигур. Также он использовался для иллюминации заглавных букв в текстах. В период Возрождения знак триединства в различных формах возникает на картинах великих мастеров той эпохи: Сандро Боттичелли, Тициана, Маттео ди Джованни и других. Часто он встречается на полотнах нидерландских художников эпохи Северного Возрождения. Так знаменитый Гентский алтарь братьев Губерта и Яна ван Эйков украшает окошко, выполненное в виде трилистника. Рогир ван дер Вейден в картине Страшного Суда изображает архангела Михаила, который взвешивает души людей, с круглой брошью с триединым знаком. Неоднократно этот символ использует в своих работах и Ганс Мемлинг, помещая его в виде застежки-фибулы на груди Христа.
Примечание
9. В подписи к миниатюре указано, что это портрет Иоанна евангелиста. Но изображение фигуры на троне в центре Распятия и с огромным солнечным нимбом над головой позволяет отнести ее к Иисусу Христу. В искусстве VIII–X веков в Ирландии и Британии были распространены каменные кресты с рельефными изображениями, на которых с одной стороны помещалось Распятие, а на другой – фигура Христа в различных сценах. Лик Спасителя в центре креста имеется и в мозаике равеннской базилики Сант–VI века.
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8365
Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира. 4. Европа
Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева
-
- Сообщений: 10231
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Вернуться в «Культура - почитание Света. Красный крест Культуры»
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость